108 фактов о коррекционной школе

19.04.2022

108 фактов о коррекционной школе

 

Сейчас появился очень модный формат постов в соцсетях (в основном в твиттере) – тред, когда информация подаётся короткими частями, по пунктам. Эту статью я написала именно в таком формате.

1.      Вы никогда не встречали и не встретите столько вежливых детей сразу нигде, кроме коррекционной школы. Здесь вас практически на каждом шагу будут встречать искренние «здравствуйте!» и «проходите, пожалуйста!».

2.      Большинство учеников коррекционной школы – вполне адекватные дети, мало чем отличающиеся от учеников обычных школ.

3.      Но в обычной школе учиться они не могут, т.к. не в силах справиться с той образовательной программой даже на «троечку».

4.      В коррекционной школе учатся дети с умственной отсталостью.

5.      УО (умственная отсталость) и ЗПР (задержка психического развития) – вещи совершенно разные.

6.      ЗПР при активной работе преодолевается (проходит) к концу 4 класса, и дальше ребёнок способен учиться с теми же успехами, как у всех.

7.      Умственная отсталость – это стойкое состояние на всю жизнь.

8.      Тем не менее, дети с умственной отсталостью тоже развиваются и многие, вырастая, способны жить не хуже других – с работой, семьёй, детьми.

9.      Умственная отсталость бывает разной: лёгкая (раньше называлась дебильностью), умеренная (в прошлом - имбецильность), а ещё тяжёлая и глубокая (по-старому - идиотия).

10.   Дети с лёгкой умственной отсталостью внешне практически ничем не отличаются от остальных, и «что-то не то» можно заподозрить, только когда заговоришь с ними на интеллектуальные темы.

11.   Большинство учеников коррекционных школ – именно такие.

12.   Детей с умеренной умственной отсталостью легко отличить и при простом разговоре на бытовые темы, а часто и просто по поведению. Ну, не такие они, как все. Их намного меньше.

13.   У детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, что называется, «всё на лице написано». Их с обычными детьми точно не спутаешь.И да, их очень мало. К счастью, конечно.

14.   Такие дети, как правило, учатся на дому, потому что среди них много неходячих, несидячих, слабовидящих, слабослышащих и с другими сопутствующими нарушениями развития разной степени тяжести.

15.   Забавный факт: при ссорах среди учеников коррекционных школ часто можно услышать, как они говорят друг другу: «Ты что, дебил?» Это грустно и смешно, и так и есть.А педагоги, работающие со слабослышащими детьми, рассказывают, что те, сердясь на сверстника, спрашивают его: «Ты что, глухой?»

16.   У детей с умственной отсталостью, как правило, проблемы не только с мышлением, но и с самоконтролем, вниманием, речью, памятью, восприятием, и часто – с поведением и общением с окружающими.

17.   Среди учеников коррекционных школ мальчиков примерно в 3 раза больше, чем девочек.

18.   В коррекционной школе всё как в обычной: и линейки, и праздники, и уроки, и кружки, и первый, и последний звонок, и экзамен по окончании школы, и выпускной вечер, и документ об образовании.

19.   Только документ об образовании – особого образца. Свидетельство, а не аттестат.

20.   В коррекционной школе тоже бывают отличники. Потому что образовательная программа составлена с учётом возможностей и особенностей учеников.

21.   Т.е. в неё включены лишь те требования и знания, с которыми ученики точно смогут справиться. Как правило, это уровень 5-6 класса обычной школы к концу 9 класса коррекционной.

22.   А вот двоечников в этой школе не бывает и быть не может. Второгодников – тоже. Потому что если ребёнок не справляется с программой, значит, она ему просто не подходит, и тогда для него составляется другая, попроще, соответствующая его возможностям.

23.   Например, если ребёнку не под силу научиться писать под диктовку, то его учат просто списывать текст, и отметку ставят за то, насколько качественно он его списал. Совсем плохо – 2, очень хорошо – 5.

24.   Некоторые дети с умеренной умственной отсталостью к концу 9 класса могут научиться только списывать, при этом зачастую и не понимая смысла. И если они будут делать это без ошибок, то в свидетельстве об окончании школы у них по предмету «письмо» может быть даже пятёрка.

25.   Потому что большего, того, что им не под силу, для них программа не предусматривает. Так же и с другими учебными предметами.

26.   В коррекционной школе не изучаются такие учебные предметы, как: алгебра, геометрия (только математика вместо них), физика, химия, иностранный язык, черчение, информатика.

27.   Зато музыка и ритмика – аж до конца 9 класса. И обязательно есть профильные предметы – например, швейное дело, или цветоводство, или штукатурно-малярное дело, или овощеводство и животноводство…

28.   После школы дети могут учиться дальше: во многих училищах и даже колледжах есть группы для выпускников коррекционных школ. Учат на швей, поваров, штукатуров-маляров, каменщиков-печников, механиков и трактористов…

29.   А потом – диплом как у всех, работа как у всех, и зачастую никто даже не вспомнит, какую школу ребёнок закончил.

30.   С вузом, конечно, ничего не светит: попросту не поступить (уровень знаний 5-6 класса, помните?) Да и в этом ли счастье?

31.   А вот выпускникам с умеренной и более серьёзной умственной отсталостью, к сожалению, профессию не получить. По окончании школы им дают инвалидность, пожизненно.

32.   Ну, и учиться дальше, даже в самом простом училище, они не смогут (см п. 21-25), даже если у них в свидетельстве в основном 4 и 5. И, соответственно, работать тоже. Потому что серьёзные проблемы как со здоровьем, так и с самоконтролем.

33.   Выпускникам коррекционной школы чаще всего «не светят» ни армия, ни водительские права. Потому что почти все они на учёте у психиатра (не как «психи», а как люди с умственной отсталостью).

34.   Хотя бывают и исключения. В школе, в которой я работала, был ученик, который не просто потом в армии служил, да ещё и в «горячей точке», но и был представлен к награде за совершение подвига. Посмертно, к сожалению.

35.   Есть выпускники, впоследствии благополучно получившие водительские права (правда, любительские, не профессиональные) и гордо рассекающие на собственном автомобиле.

36.   Но это всё, конечно – люди, отличающиеся адекватным поведением и более-менее сообразительные в умственном плане. Согласитесь: тому, у кого явные проблемы даже с пространственной ориентировкой, не говоря уж об общем интеллекте, и с самоконтролем, нельзя в руки давать ни руль, ни оружие.

37.   Как и в обычной школе, в коррекционной дети разные: есть адекватные и неуправляемые, послушные и не очень, старательные и «шаляй-валяйцы», добрячки и агрессивные, ответственные перфекционисты и разгильдяи и прогульщики.

38.   Много детей с очень странными странностями. Есть такие, которые ни за что и слова не вымолвят при учителе ни на уроке, ни на перемене, все задания выполняют только письменно, вплоть до стихов наизусть (не читают, а пишут на листочке).

39.   Один мальчик с учительницей только через свою маму общался: учитель спрашивал, он отвечал шёпотом маме, мама вслух повторяла.

40.   Зато с родными и с друзьями – ну просто рот не закрывается! И просто диву даёшься: это ж какое самообладание надо иметь, чтобы ни разу не проговориться и не ответить вслух!

41.    Причём со звукопроизношением у них всё в порядке, так что это не комплексы по поводу неправильной речи. Избирательный мутизм называется такое нарушение.

42.   Была у нас девочка, и среди прочих странностей у неё была такая: она многократно без связи с ситуацией повторяла какое-нибудь слово или фразу. Кроме того, требовала, чтобы те, кто рядом с ней, тоже их повторяли. К примеру, замкнуло её на фразе «не розовый», и вот она её без конца долдонит: «Не розовый! Не розовый!» И, требовательно заглядывая в лицо тому, кто возле неё находится: «Не розовый! Говори: не розовый!»

43.   Некоторые дети в начальных классах путаются в употреблении личных местоимений (я, ты, вы, он, она) и речевых конструкций с ними.

44.   Курьёзный случай: ученик 2 класса поднимает руку на уроке и говорит учительнице: «Светлана Александровна хочет в туалет». Она ему отвечает: «Ваня, Светлана Александровна не хочет, а ты – иди!»

45.   У детей в этой школе бывают большие трудности в понимании времени: час, минута, месяц, год, время по часам, возраст.

46.   По этому поводу тоже есть смешная история. У меня был день рождения (на то время 43-й по счёту), и один из учеников 5 класса, увидев меня на переменке, решил поздравить, а потом спрашивает: «А сколько Вам исполнилось? 85, да?» Выгляжу я, если что, заметно моложе своих лет…

47.   Как ни страшно об этом говорить, но от появления в семье ребёнка с умственной отсталостью не застрахован никто. Совсем никто.

48.   Да, большая часть учеников коррекционной школы из семей, в которых у мамы или у папы (а часто – у обоих) тоже умственная отсталость. Т.е. наследственный фактор – налицо.

49.   Ещё значительная часть детей – из семей алкоголиков, наркоманов и других асоциальных личностей, которые своими детьми практически не занимаются ни до их рождения, ни после.

50.   Но почти в каждом классе есть ученик из хорошей семьи, с нормальной наследственностью, часто с очень образованными родителями. И совершенно непонятно, почему вдруг на этом ребёнке природа решила «отдохнуть».

51.   А вообще, причин, способных вызвать нарушения интеллекта у детей, очень много. Тяжёлое течение беременности у мамы, её хронические и острые заболевания в этот период,сложные роды, болезни ребёнка в первый год жизни, различные инфекции (токсоплазмоз, цитомегаловирус и пр.), хромосомные аномалии, эпилепсия и много чего ещё.

52.   То есть умственная отсталость у ребёнка – это ни в коем случае не каприз его, не блажь и не придурь. Он в этом не виноват.

53.   Одна мама, когда узнала, что у её 8-летней дочери умственная отсталость, на вопрос педагогов «Что Вы собираетесь делать теперь?», ответила так: «Сейчас домой придём, отлуплю её как следует, да и всё!»

54.   Пришлось ей объяснять, что девочка не нарочно такая, а причина в том, что родилась она, туго обвитая пуповиной за шею. Т.е. у неё внутриутробно была асфиксия (удушье), поэтому значительная часть нервных клеток головного мозга погибла. А как известно, нервные клетки не восстанавливаются(((

55.   Собственно, и мама, если она специально не вредила будущему ребёнку, тоже ни в чём не виновата. Просто так случилось, так бывает… К большому сожалению…Хочу такой сайт

56.   А вот когда в медицинской карте ребёнка читаешь диагноз при рождении «хроническая внутриутробная никотиновая и алкогольная (либо наркотическая) интоксикация», то не винить маму в проблемах её сына или дочери очень сложно…Т.е. ребёнок ещё только родился, а уже и курильщик, и алкоголик (или наркоман).Попробуйте отгадать, в какой школе он будет учиться?

57.   Врачи детские неврологи и психиатры говорят, что за последние 3-4 года резко возросло количество детей с разными нарушениями в развитии. А связывают это с принятым несколько лет назад решением выхаживать недоношенных детей с весом от 500 грамм.

58.   Вы представьте: ребёнок в 500 грамм – это как булка хлеба, по размеру чуть больше ладони… Это в норме на 23 неделе беременности, т.е. меньше половины! Какая у него степень сформированности даже только самых важных жизненных функций, не говоря уж про высшие?Подозреваю, что многие из них потом станут учениками коррекционных школ…

59.   И очень сложный вопрос: что гуманнее – всё же выхаживать таких сильно недоношенных детишек или нет?

60.   А может, вообще не стоит стараться во что бы то ни стало сохранить уже изначально проблемную беременность, ибо в этом случае большая опасность, что и ребёнок будет проблемным как в плане физического, так и в плане психического здоровья? Кажется, этот вопрос не менее труден, чем предыдущий…

61.   Необучаемых детей нет. И коррекционная школа обучает всех, в том числе и тех, кого, казалось бы, обучить невозможно (см. п. 9-14).

62.   Вопрос только в том, чему именно и как обучать. Кто-то способен освоить решение задачи в 4 действия, а кому-то доступно лишь научиться держать ложку и относительно правильно ею пользоваться.

63.   Одни дети могут освоить умение за 3-4 раза, другим для этого нужно несколько недель и даже месяцев постоянных повторений.

64.   Многие родители боятся переводить своего ребёнка в коррекционную школу: мол, ему там плохо будет. Можно подумать, в обычной ему зашибись как хорошо…

65.   На самом деле за 8 лет работы я ни разу не видела ребёнка, который бы, попав в коррекционную школу после общеобразовательной, чувствовал бы себя обиженным, униженным, оскорблённым или ещё как угодно плохо.

66.   Наоборот, все они раскрываются, как бутончики, и постепенно становятся увереннее, спокойнее, открытее, раскрепощённее, а многие начинают просто блистать своими способностями и талантами. Ну и что, что не в учёбе? Ну, не всем же быть академиками!

67.   Например, Кристина пришла к нам из 2 класса обычной школы, на уроках в которой никогда не отвечала (если вызывали, то молча стояла или начинала плакать), читала, писала и считала на 2. Учительница называла её «волчонком» и никак не могла (или не хотела) найти к ней подход.

68.   Через месяц учёбы в коррекционной школе хвасталась бывшим одноклассницам, что у неё теперь в дневнике и тетрадках только 4 и 5, а через несколько месяцев уже выступала на школьных праздниках.

69.   Кирилл пришёл к нам в первом классе. На предварительном обследовании на ПМПК он почти всё время плакал и отказывался выполнять задания, потому что они казались ему трудными и он боялся не справиться.

70.   Через несколько дней учёбы в коррекционной школе он с удовольствием занимался на уроках и всем улыбался. Проходя мимо нашего кабинета, каждый раз открывал дверь и громко здоровался. Бывало, что и по несколько раз за день.

71.   А вот Наташа пришла в нашу школу уже в 7 классе. В своей школе была замкнутой и тревожной, а у нас почти сразу нашла подружек и стала звездой школьных концертов. Школу закончила на 4 и 5, в областном центре поступила в техникум, училась и работала, закончила, а сейчас уже и замуж вышла.

72.   Это, конечно, не все. Можно ещё долго рассказывать про «энерджайзера» Настю, которая ни минуты не сидела на месте, и про Диму, который сам с собой разговаривал, и про второго Диму, который ни с кем не разговаривал и ни на кого не смотрел…

73.   А ещё про хохотушку Дашу, про серьёзную Олю, про Алёшу, который классно лепил динозавров. Про каждого. Во всех открылось что-то такое, что помогло – нет, не стать как все, но влиться в окружающий социум – да.

74.   Когда в школу пришёл Алёша, он попал уже в 5 класс, т.е. в сложившийся детский коллектив. Внешне он был очень… своеобразен, так скажем, по характеру скромный, и классный руководитель боялась, что дети могут его не принять.

75.   Но она, поговорив с его мамой, узнала, что Алёша очень любит лепить динозавров, и они у него замечательно получаются. Тогда она решила устроить персональную выставку его работ.

76.   Одноклассники с восхищением рассматривали его творения и с интересом отнеслись к нему самому. Вскоре у Алёши появились друзья в классе, он успешно учился и с удовольствием ходил в школу.

77.   Почти половинувсего учебного времени в коррекционной школе занимает трудовое обучение и социально-бытовая ориентировка.

78.   Мальчиков учат работать с инструментами – молотком, пилой, топором, отвёрткой и другими; штукатурно-малярному делу – замазать, покрасить, побелить; и выполнять простую мужскую работу – чистить снег зимой, вскапывать грядки весной…

79.   Девочек обучают готовить, шить простые вещи, вязать и вышивать, ухаживать за растениями, содержать в порядке дом и вещи (стирать, гладить, убирать, пылесосить и мыть), а также основам ухода за младенцем.

80.   Обычные дети с нормальным интеллектом всему этому обучаются в ходе наблюдений за делами родителей и участия в них, т.к. им достаточно 2-3 повторений действия, чтобы выполнять его достаточно правильно.

81.   Ученикам коррекционной школы требуется повторять одно и то же много-много раз, подробно проговаривать то, что они делают. К примеру, просто накрывать на стол они учатся в течение нескольких уроков.

82.   К тому же, часто в своей семье научиться этому они просто не в состоянии по нескольким причинам: потому что родители ни к каким делам их не привлекают (типа они бедненькие, слабенькие, их и так жалко); потому что у них не хватает терпения и умений, чтобы научить – ведь объяснять, показывать и повторять нужно десятки раз.

83.   Либо, что тоже очень часто – родители и сами практически никогда ничего по дому не делают плюс дома просто нет таких вещей, с помощью которых ребёнок смог бы хотя бы попробовать выполнить какое-то дело.

84.   Скажем, девочка никогда не научится гладить бельё, если дома не только нет утюга, а и в принципе нечего даже стирать – постельное бельё отсутствует как таковое, а запачкавшаяся одежда просто выбрасывается, т.к. семья привыкла, что другие люди всегда отдадут им ставшие ненужными вещи.

85.   Коллега рассказывала: приехала она, как классный руководитель, домой к одному из учеников, зашла в дом, а там – полный кавардак, мебели самый минимум и она вся обшарпанная; ни штор, ни постельного белья нет в принципе, пол такой грязный, что его не видно под слоем притоптанного мусора и земли, но у одной из стен заметно, что не хватает нескольких досок – скорее всего, они пошли на разжигание печи. И в довершение всего посреди комнаты собака решила… гм, как бы поприличнее выразиться… сходить в туалет.

86.   Тем, у кого дома хотя бы относительный порядок, представить это трудно, а у кого почти всегда чистота – просто невозможно. Вот и пятилетние дочки моей коллеги, когда она делилась дома своими впечатлениями с семьёй и дошла до того, что делала собачка, с изумлением спросили её: «Что, прямо на палас???»Но скорее всего, в семье того ученика палас не то что в глаза никогда не видели, но даже и слова такого не слыхивали…

87.   Безусловно, это – крайности, и их не так уж много даже среди семей учеников коррекционных школ. Но бывает, бывает…(((Так что уроки – для некоторых учеников иногда единственная возможность чему-то научиться.

88.   Ещё есть уроки социально-бытовой ориентировки. На них ребят учат тем важным вещам, которые понадобятся им при самостоятельной жизни: начиная от состава своей семьи и имён-отчеств родителей и до умения написать заявление о приёме на работу.

89.   Если подробнее, то это: обустройство жилища (мебель, посуда и прочие вещи); где можно купить продукты, одежду и т.д.; как обменять некачественный или неподошедшийпо размеру товар; где купить лекарства; как поехать в другой город на автобусе или поезде, как и где платить за коммунальные услуги; как заварить чай; чем можно мыть посуду; как записаться к врачу на приём; как пользоваться микроволновкой, стиральной машиной и другими бытовыми приборами; о разных профессиях и прочее, прочее…

90.   Может показаться, что всё это – проще простого и зачем тратить учебное время, но, повторюсь, ученикам коррекционной школы зачастую негде больше этому научиться и не у кого спросить (или бесполезно спрашивать).Учатся они всему этому на практике – идут с учителем в магазин, аптеку, едут на вокзал, пишут заявление на листе бумаги и т.д.

91.   По окончании 9 классов все обучающиеся сдают один выпускной экзамен по трудовому обучению. Это, конечно, совсем не похоже на ЕГЭ или ОГЭ, но тоже требует серьёзной подготовки.

92.   Экзамен проводится по билетам, с вопросами к которым дети знакомятся заранее – за полгода, чтобы успеть всё выучить (как раньше в обычной школе было).

93.   Экзамен принимает экзаменационная комиссия: учитель по предмету, директор школы и завуч. Всё как положено.

94.   В каждом билете 2 вопроса – один теоретический (нужно рассказать), второй – практический (нужно сделать).

95.   Примеры теоретических вопросов: рассказать про виды посуды; про типы тканей; про моющие средства и т.п. (для девочек); виды столярных инструментов; свойства древесины (для мальчиков).

96.   Примеры практических заданий: сервировать стол на 4 человек; погладить мужскую сорочку; запеленать «ребёнка» (куклу); вымыть окно (девочки).  Изготовить ручку для молотка; выпилить контур разделочной доски (мальчики).

97.   Для получения отметки «отлично» нужно не только качественно выполнить задание, но и рассказать, что, как, почему и в каком порядке нужно делать.

98.   Экзамен сдают даже те дети, которые учатся на дому по самой простейшей индивидуальной программе.

99.   Только, естественно, у них экзаменационные задания куда проще и охватывают лишь те знания и умения, которые им доступны.

100.                       Учился на дому один мальчик с тяжёлой умственной отсталостью, который за всё время смог научиться лишь манипулировать предметами: брать их в руки, держать, стучать, причём назначение большинства этих предметов он, конечно, практически не понимал.Для него экзамен заключался только в том, чтобы попить из кружки, воспользоваться ложкой. Он с этим худо-бедно справился – следовательно, экзамен сдал.

101.                       Я нигде не видела более терпеливых и творческих педагогов, чем в коррекционной школе. Ну, разве что только в ясельных группах детского сада. Я считаю, им всем памятники при жизни ставить надо.

102.                       Ученики коррекционных школ (естественно, под очень чутким (я бы даже сказала - неусыпным) руководством своих учителей) участвуют во множестве конкурсов и соревнований как творческого, так и спортивного характера. И часто становятся призёрами.

103.                       Была у нас Настя – победительница российских соревнований по лёгкой атлетике. И Коля – победитель соревнований в лыжных гонках и по теннису.

104.                       Настя за свои спортивные достижения и за успехи в учёбе даже ездила в Москву на Кремлёвскую ёлку.

105.                       После окончания школы, по статистике, около 70 % детей продолжают обучение в профтехучилищах (а некоторые – в техникумах) и получают профессию.

106.                       Много случаев, когда девочки – выпускницы коррекционной школы – очень удачно выходят замуж (к примеру, за помощников машиниста).

107.                       Бывает, что и мальчики находят неплохую пару из «обычных» девушек.

 

108.                       Так что коррекционная школа – не приговор, не конец света, а также, как и обычная – старт в жизни.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.04.2022

Дата обновления: 20.04.2022

Дата публикации: 19.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».