Как научить ребёнка писать без ошибок

20.04.2022

Проблемы с русским языком у детей – далеко не редкость, особенно в последние годы. С чем это связано, как их предупредить (если ребёнок ещё не ходит в школу) и как научить ребёнка писать без ошибок (если он уже школьник и его работы не отличаются грамотностью) – мы сейчас и будем разбираться.

 

Вопреки представлениям многих, причина неграмотного письма заключается вовсе не в лени, незнании правил  или невнимательности. В большинстве случаев причины гораздо глубже и состоят в том, что у ребёнка имеются речевые нарушения.

 

Только не надо думать, что нарушения речи – это только когда  ребёнок неправильно произносит какой-то звук или звуки. Речь - очень многогранный процесс, и в него входит очень много составляющих. Например, то, насколько хорошо человек различает на слух разные звуки (глухие и звонкие, твёрдые и мягкие и т.д.). Я имею в виду не то, что он плохо слышит и у него тугоухость. Здесь речь о том, насколько у него развито слуховое (фонематическое) восприятие, а это совсем другое. Если оно развито недостаточно, то именно поэтому ребёнок может допускать "глупые", по нашему мнению, ошибки при письме (например, путает буквы б и дп и т, и т.д.).

 

Кроме того, нарушение речевого развития - это когда он переставляет слоги в словах или пропускает их (телевизор – тевелизор, пирамидка - пимидка); это когда ребёнку трудно подобрать подходящее слово, чтобы выразить свою мысль (особенно касающуюся учебного материала), когда он допускает грамматические ошибки (неправильно согласовывает слова в предложении), когда ему трудно связно и последовательно пересказать текст или придумать рассказ, и ещё много разных показателей.

 

А раз такие ошибки присутствуют в устной речи, то совершенно естественно, что они повторяются и в письменной. И в этом  нет вины ребёнка, он это делает не специально, не из-за упрямства, вредности или лени. Просто у него пока (по физиологическим причинам) не сформировались в коре головного мозга нужные участки. И поэтому ему нужна систематическая, и, скорее всего, достаточно длительная,  помощь логопеда и невролога; без этого, "сами по себе", проблемы не рассосутся. А уж если и звукопроизношение у ребёнка не в норме – то тем более!

 

Не открою ничего нового, если скажу, что проблему легче предупредить, чем потом с ней бороться – вы это и сами знаете. И в случае проблем с русским языком эта истина тоже верна. Что же нужно делать, чтобы у ребёнка, когда он будет учиться в школе, было как можно меньше ошибок (а лучше бы их вообще не было)?

 

Предупреждаю: за несколько дней, недель или месяцев такое большое дело сделать невозможно. Профилактика – занятие небыстрое, но и не слишком трудное. Здесь главное – регулярность. Поэтому  для того, чтобы легко научить ребёнка писать без ошибок (в будущем) и избежать нарушений речи (в настоящем), нужно не так уж и много.

 

Самое первое - необходимо просто с самого младшего возраста ребёнка (а ещё лучше – с рождения, а ещё лучше – и до рождения) разговаривать с ним. Но не пять и не десять минут в день, а почти постоянно. Пока он маленький – обо всём, что он видит, слышит, чувствует или о том, что вы хотели бы, чтобы он заметил, узнал, услышал, почувствовал (близкие люди, предметы, природа, звуки, запахи и пр., и пр…) А когда станет постарше – о том, что ему интересно, о чём он спрашивает, чем интересуется, и о том, чем вы хотите его заинтересовать. Нужно читать ему сказки, стихи, потешки, рассказы, петь песенки, давать ему слушать музыку, загадывать загадки и т.д. И совершенно неважно, если он в силу своего малого возраста пока не понимает, о чём речь, или не может повторить, ответить. Он в это время учится слушать вашу речь, различать на слух интонацию, звуки, громкость, ритм, а это очень важно для развития и его собственной речи.

 

Второе – важно развивать у детей пальчики рук (или, как говорят педагоги, мелкую моторику). Каким бы странным это ни казалось, но чем лучше развиты пальчики у детей, тем лучше у них будет развита речь. Для этого хорошо подходят пальчиковые игры (любой из вас наверняка помнит «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона» - это как раз они и есть), собирание-разбирание пирамидок, кубиков, разрезных картинок, игры с песком, водой, конструкторы, рисование, лепка и т.д. Тут главное – делать всё это вместе с ним, пока ребёнок не увлёкся настолько, что сможет играть один.

 

Третье – если ребёнок долго так и не начинает говорить, если его речь непонятна для окружающих, если он, будучи уже не совсем маленьким (после 2-3 лет), говорит лишь отдельные слова, то срочно, не откладывая ни дня, ни минуты, идите за консультацией к врачу-неврологу.

 

Конечно, кроме этих трёх пунктов, нужно ещё кое-что: развитие речевых органов (языка, губ и пр.), эмоциональное развитие  (умение выражать разные эмоции), формирование любознательности, пространственного восприятия (право-лево, верх-низ, спереди-сзади и т.д.)… Но начните делать хотя бы самое главное, а с остальным потом тоже разберётесь.Хочу такой сайт

 

Ну, а теперь давайте поговорим о том, как же научить ребёнка писать без ошибок, если он уже школьник, и они (ошибки) в его работах встречаются часто.

 

Существует мнение: чтобы  ребёнок писал грамотно, он должен много читать. Но оно часто ошибочно. Дело тут не только и не столько в количестве читаемого материала.

 

Для начала нужно выяснить, по какой причине ученик неграмотен. Сами родители тут чаще всего некомпетентны, т.к. у них нет специальных логопедических знаний, даже если образование они имеют педагогическое. Лучше всего это сделает учитель-логопед. Если дело в речевых нарушениях, то уменьшить количество ошибок поможет тоже именно он, а для этого обязательны систематические (не реже двух раз в неделю) занятия на протяжении нескольких недель или месяцев (иногда – и лет), тут всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и степени запущенности проблем с русским языком. А просто заставлять ученика читать всё больше и больше не имеет смысла: речевое недоразвитие от этого никуда не денется, к тому же, и при чтении оно тоже проявляется.

 

Если в образовательном учреждении учителя-логопеда нет, стоит поискать его в частном порядке. Если же и такая возможность отсутствует, то придётся заниматься самим, но предварительно обязательно проконсультируйтесь у опытного специалиста, как это сделать правильно (очно или даже через интернет, по скайпу – в наше время всё уже доступно). В противном случае, если вы будете делать так, как вам кажется правильным, может стать только хуже.

 

При нарушениях речи необходима и медицинская помощь от врача-невролога: лекарства, назначаемые им, помогут улучшить мозговое кровообращение, а следовательно, улучшить внимание и память (которые тоже, как правило, не отличаются особой стойкостью у детей с речевыми нарушениями), ускорить процесс формирования в коре головного мозга нужных участков.

 

Если причина ошибок в том, что ребёнок просто не знает правил, то лучшим помощником будет учитель или репетитор. Если случай не очень запущенный, то родители могут справиться собственными силами. Нужно выучить с ребёнком все правила и научить их применять при письме. Для этого недостаточно просто вызубрить их, а важно понять. Поэтому просите ребёнка пересказать правила своими словами, придумать свои примеры к ним, при письме пусть он подчёркивает орфограммы и объясняет их, подбирает проверочные слова и т.д. Если ребёнку это трудно даётся, обязательно помогайте и объясняйте снова и снова. Конечно, это очень кропотливая и длительная работа, но при старании и упорстве (и вашем, и вашего ребёнка), а также при терпении она непременно даст результаты. Кстати, в этом случае чтение текстов как раз может быть полезно.

 

Если всё же причина неуспехов с русским языком – в лени ребёнка, в нежелании учить правила, ваша задача – заинтересовать его, найти подходящую мотивацию, чтобы ваш сын или дочь захотели учить их, чтобы им это стало нужно. Но повторюсь, чаще всего лень возникает, когда ребёнок сталкивается с непреодолимыми трудностями, мало зависящими от его желания. Поэтому – смотрите несколькими абзацами выше и ищите настоящую причину, справившись с которой, ваш ребёнок научится писать без ошибок.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.04.2022

Дата обновления: 20.04.2022

Дата публикации: 20.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».