"Ленивый" ребёнок: как исправить?

20.04.2022

Жалобы на лень ребёнка я, как психолог, слышу от родителей и педагогов довольно часто. И, естественно, и тех, и других интересует ответ на вопрос: как избавить ребёнка от этой лени, как заставить его учиться, помогать по дому, найти для себя дело по душе и прочее, прочее…

 

Давайте сегодня об этом и поговорим. И начнём с самого начала:  с определения понятия,  что же это такое – лень?

 

Словари объясняют, что лень – это нежелание что-либо делать, уклонение, увиливание от труда, склонность к праздности, пустому времяпровождению.

 

Другое определение лени — «потребность в экономии энергии». Лень — стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Т.е., говоря простым человеческим языком, ребёнок ленится – значит, не хочет что-то делать.

 

Теперь давайте разбираться дальше: выяснять, а почему он не хочет?

 

Причины  лени могут быть такими:

1.          Переутомление, усталость, недостаток физических, энергетических и эмоциональных ресурсов. Например, если ребёнок нездоров или ещё не восстановился после болезни, если длительное время не было возможности качественно отдохнуть (приближается  конец четверти или учебного года), если наблюдается высокий уровень эмоциональной напряжённости (при подготовке к экзаменам, контрольным) и т.д.

2.          Несоответствие нашего «должен» детскому «хочу» — когда то дело, которое нужно выполнить, абсолютно неинтересно ребёнку и не вызывает у него ни малейших положительных эмоций.

3.       Интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи, когда ребёнок не понимает, для чего это ему может пригодиться.

4. Неподготовленность к решению предстоящих задач (т.е. отсутствуют начальные умения и навыки, необходимые для успешного выполнения задания). Например, чтобы выполнять разные действия с дробями, нужно сначала как следует усвоить действия с обычными числами. Или, чтобы почистить картошку, надо уметь обращаться с ножом.

5.          Отсутствие привычки к бодрой и деятельной жизни. Если ребёнка всегда чересчур опекали, не обременяли физическим  или интеллектуальным трудом; если ребёнок всегда делал лишь то, что хотел, а что не хотел – не делал, то требовать от него выполнения каких-то заданий, по меньшей мере, странно.

6.       Большое количество дел и отсутствие плана. Согласитесь, если мы (взрослые) видим, что нам нужно за короткий временной отрезок и бельё постирать, и ужин приготовить, и уборку сделать, «и кофе намолоть 40 мешков, и посадить 40 розовых кустов», то желание скорее взяться за всё это будет, прямо скажем, слабоватое… И когда ребёнок находится в ситуации «выполнить домашнее задание по 5 предметам плюс творческую проектную работу, а ещё прибрать на своей полке в шкафу, сходить в магазин и вымыть посуду», то у него энтузиазма она тоже не вызывает. Поэтому очень вероятно, что начало работы будет всё время откладываться.

7.   Желание отдохнуть. Между прочим, совершенно естественное желание.

8.       Кроме того, иногда лень может быть признаком депрессии (если она почти постоянная и проявляется по отношению ко всему).Хочу такой сайт

 

Если с причинами всё понятно, будем теперь думать, а что же делать, чтобы ребёнок лениться перестал. Я думаю, что вам и так понятно: положительный результат будет, если причину устранить.

 

Для начала необходимо убедиться в отсутствии причины № 4. Что касается школьников, которые проявляют лень в учёбе, то в 70-80 % случаев именно эта причина – самая главная. Если же она как раз и имеет место быть, то следует принять все меры, чтобы восполнить имеющиеся пробелы в умениях и знаниях. Тут понадобится помощь родителей, учителей, возможно, даже логопеда, психолога, дефектолога  и репетиторов, но эти усилия – не напрасны. Когда у ребёнка будет необходимый для дальнейшего движения фундамент знаний, когда ему будет понятно, что и как делать, тогда необходимость лениться отпадёт сама собой.

 

При наличии у ребёнка симптомов переутомления и усталости (см. причину № 1) следует помочь ему рационально распределить свои силы и время и найти возможности для отдыха, пусть и небольшого. Нелишним будет и снять эмоциональную напряжённость (элементарно перестать запугивать страшными последствиями, если он недостаточно хорошо напишет контрольную или закончит четверть). Ребёнку совершенно необходима (я бы даже сказала – жизненно необходима!) уверенность, что его любят, будут любить и поддержат, независимо от того, насколько успешен он будет в учёбе, спорте, домашних делах и т.п.

 

Аналогичным образом можно помочь и в случае с причинами № 6 и 7.

 

Вообще, в психологии считается, что лень — это отсутствие мотивации. Поэтому, чтобы справиться с причинами № 2 и 3, нужно вызвать у ребёнка интерес к делу, которое вы хотите, чтобы он выполнил, и желание его сделать. Для этого используйте разнообразную наглядность и привлекайте к активной практической  деятельности (опыты, эксперименты, дидактические игры, работа в парах, группах, выполнение проектов и т.п.). А ещё обязательно покажите практическую, жизненную  ценность той информации, которую ему нужно усвоить. Например, где нам могут пригодиться знания о дробях? При приготовлении каких-то блюд (0,75 стакана сахара – это сколько?), при уходе за больным ребёнком (если надо дать ¾ таблетки) и т.д.

 

Ну, и похвала с поощрением тоже могут быть мощным мотивирующим фактором.

 

Если главная причина лени в вашем случае - № 5, то тут важна постепенность и систематичность. Каждый день понемногу приучайте ребёнка к труду (умственному или физическому) и не торопитесь с тем, чтобы увидеть большие результаты.

   

Ну, а если случилось так, что дело у ребёнка дошло до депрессивного состояния (см. причину № 8), то вам с ним срочно нужно брать ноги в руки и –  к специалистам за помощью

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.04.2022

Дата обновления: 20.04.2022

Дата публикации: 20.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».