государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № 7 от 30 марта 2020г УТВЕРЖДЕНО: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от 30 марта 2020г. № 54-од ПОЛОЖЕНИЕ о дистанционной (удалённой) форме обучении 1. Общие положения 1.1. Положение разработано на основании федеральных нормативных актов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 (в соответствии с действующим законодательством). Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 марта 2005 года №63 "Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий"[5]. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года № 137 "Об использовании дистанционных технологий".[6] 1.2. Настоящее положение разработано с целью установления единых подходов к деятельности общеобразовательного учреждения, обеспечения усвоения обучающимися обязательного минимума содержания образовательных программ и регулирует организацию дистанционного (удалённого) обучения в общеобразовательном учреждении в дни невозможности посещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям по усмотрению родителей (законных представителей) (актированные) дни и дни, пропущенные по болезни или в период карантина или других чрезвычайных ситуациях. 1.3. Дистанционное (удалённое) обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и педагога в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. 1.4. Цель дистанционного (удалённого) обучения являются: предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения); 1.5. Дистанционная форма обучения при необходимости может реализовываться комплексно с традиционной, семейной и другими, предусмотренными законом РФ «Об образовании в РФ» формами. 1.6. Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. 1.7. Информационные технологии в дистанционном (удалённом) обучении играют роль инструментов, которые: обеспечивают обучающимся удаленный доступ к учебному контенту; предоставляют обучающимся средства общения с педагогом, а также между собой; осуществляют управление и контроль за процессом обучения; предоставляют возможность создания эффективных тренажеров, симуляций и т.д. 1.8. Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно. 1.9. Функции дистанционного (удалённого) обучения: доступность обучаемых к основному объему изучаемого материала с помощью информационных технологий; интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения; предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала; оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения. 1.10. Факторы, определяющие дистанционную (удалённую) форму обучения: разделение педагога и обучающегося расстоянием, по крайней мере, на большую часть учебного процесса; использование учебных средств, способных объединить усилия педагога и обучающихся и обеспечить усвоение содержания курса; обеспечение взаимодействия между педагогом и обучающимися, администрацией и обучающимися; преобладание самоконтроля над контролем со стороны педагога. 1.11. Принципы дистанционного (удалённого) обучения являются: Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Принцип выбора содержания образования обеспечивает безопасность информации, циркулирующей в системе дистанционного образования. Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать по индивидуальному графику; Принцип мобильности, заключающийся в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного образования; Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. Принцип индивидуализации и гуманизации, предполагает направленность обучения и образовательного процесса на личность; создание максимально благоприятных условий для обучающегося. Принцип интерактивности, даёт возможность значительный объем учебной информации доводить доступными инструментами. Принцип регламентности обучения обеспечивает жесткий контроль и четкое планирование. 1.12. Особенности дистанционного образования. Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины. Модульность. В основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной учебы и внеурочной деятельности для школьников. Параллельное с профессиональной деятельностью или учебой в других учебных заведениях обучение. Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса. Асинхронность. Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе. Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.п.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с педагогами. Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижают затраты на организацию учебного процесса. Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство. Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого. Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг. 1.13. Средства и формы дистанционного обучения. В образовательном процессе дистанционного обучения могут использоваться следующие средства обучения: печатные издания; электронные издания; компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; учебно-информационные аудиоматериалы; учебно-информационные видеоматериалы; лабораторные дистанционные практикумы; тренажеры; − базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом; дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем; дидактические материалы на основе геоинформационных систем; компьютерные сети. 1.14. Для организации дистанционного (удалённого) обучения образовательное учреждение: проводит мероприятия по обеспечению информационно-методической поддержки удалённого обучения обучающихся; создает и поддерживает на сайте школы пространство для удалённого обучения обучающихся, в котором размещает информацию о порядке и условиях удалённого обучения; осуществляет организацию учебно-методической помощи обучающимся, родителям (законным представителям). 1.15. Участники образовательного процесса в системе дистанционного (удалённого) обучения являются: обучающиеся; педагоги; родители (законные представители) обучающихся образовательного учреждения. 2. Порядок использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ). 2.1. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения). 2.2. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. 2.3. Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися. Одной из особенностей использования дистанционных технологий является обеспечение щадящего режима проведения занятий, максимально приближенного к домашним условиям. 3. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий обучения. 3.1. Основанием для дистанционного (удалённого) обучения является письменное заявление родителей (законных представителей) на имя директора школы (Приложение 1). 3.2. На основании заявления родителей (законных представителей) на изучение учебных дисциплин и курсов в системе удалённого обучения директор школы издаёт приказ и назначает ответственного курирующего вопросы организации и осуществления дистанционного (удалённого) обучения школьников; 3.3. Обучение в дистанционной (удалённой) форме обучения осуществляется как по отдельным предметам и курсам, включенным в учебный план школы, так и по всему комплексу предметов учебного плана. Выбор предметов изучения родителями (законными представителями) обучающихся по согласованию со школой. 3.4. Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной (удалённой) форме обучения, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны образовательного учреждения, а также регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся. Дистанционная (удалённая) форма обучения при необходимости может реализовываться комплексно с традиционной и другими, предусмотренными законом РФ «Об образовании в РФ», формами его получения. 3.5. Обязательным условием дистанционного (удалённого) обучения является: предоставление еженедельных отчетов дистанционного (удалённого) обучения по установленным формам (приложения № 2) ведение педагогом журнала, фиксирующего текущую успеваемость обучающихся, в соответствии с «Положением о ведении классного журнала», утвержденного приказом, от «04»октября 2016г, либо при невозможности ведения журнала заполнение установленной формы (приложение № 3) с последующим обязательным переносом текущей оценки в журнал класса. ведение (при необходимости) листа корректировки рабочих программ (приложение № 4) 3.6. Текущий контроль за результатами освоения учебного материала в дистанционной (удалённой) форме осуществляет учитель. 3.7. При дистанционном (удалённом) обучении осуществляются следующие виды учебной деятельности: самостоятельное изучение учебного материала, выполнение задания (упражнения, задания, тесты, рефераты), презентации, консультации, текущая аттестация, промежуточная аттестация. 3.8. Время, график и порядок изучения материала определяется обучающимися самостоятельно, за исключением согласования с учителем времени консультации и промежуточной (итоговой) аттестации. 3.9. При успешном освоении учебных дисциплин и курсов в системе дистанционного (удалённого) обучения обучающиеся получают свидетельство установленного образца. 3.10. С обучающимися, не освоившими в установленные сроки программы учебной дисциплины или курса, не выполнившими учебный план дистанционного (удалённого) обучения, прекращаются учебные занятия в дистанционного (удалённого) обучения, что закрепляется приказом директора школы. 4. Функции администрации общеобразовательного учреждения по организации дистанционного (удалённого) обучения 4.1. Директор общеобразовательного учреждения: 4.1.1. Назначает ответственного за дистанционное обучение. 4.1.2. Осуществляет контроль за организацией ознакомления всех участников учебно воспитательного процесса с документами, регламентирующими организацию работы общеобразовательного учреждения в дистанционной (удалённой) форме. 4.1.3. Контролирует соблюдение работниками общеобразовательного учреждения режима работы. 4.1.4. Осуществляет контроль за реализацией мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ посредством дистанционного обучения. 4.2. Заместитель директора по учебной работе общеобразовательного учреждения: 4.2.1. Организует разработку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ обучающимися, определяет совместно с педагогами систему организации учебной деятельности обучающихся виды, количество работ, форму обучения (дистанционная, самостоятельная и т.д.), сроки получения заданий обучающимися и предоставления ими выполненных работ. 4.2.2. Осуществляет информирование всех участников учебно-воспитательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников) общеобразовательного учреждения об организации работы общеобразовательного учреждения в дни непосещения обучающимися образовательного учреждения. 4.2.3. Осуществляет контроль за корректировкой рабочих программ педагогами общеобразовательного учреждения, своевременностью размещения информации на школьном сайте. 4.2.4. Разрабатывает рекомендации для участников учебно-воспитательного процесса по организации работы, организует использование педагогами дистанционных форм обучения, осуществляет методическое сопровождение и контроль за внедрением современных технологий, методик, направленных на увеличение резервных часов, с целью реализации в полном объеме образовательных программ. 4.2.5. Осуществляет контроль за индивидуальной дистанционной работой с обучающимися. 4.2.6. Организует учебно - воспитательную, организационно-педагогическую деятельность педагогического коллектива в соответствии с планом работы общеобразовательного учреждения. 4.2.7. Анализирует деятельность по работе общеобразовательного учреждения с использованием дистанционных форм. 5. Функции педагогических работников по организации дистанционного обучения 5.1. Педагоги своевременно осуществляют корректировку календарно-тематического планирования с целью обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме. 5.2. С целью прохождения образовательных программ в полном объеме педагоги применяют разнообразные формы самостоятельной работы и дистанционного обучения. Информация о применяемых формах работы, видах самостоятельной работы доводится педагогами, классными руководителями до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей) заранее, в сроки, устанавливаемые общеобразовательным учреждением. 5.3. Педагоги, выполняющие функции классных руководителей: информируют родителей (законных представителей) об итогах учебной деятельности их детей, собирают информацию о домашнем задании от учителей предметников, координируют связь учителей-предметников с обучающимися и их родителями (законными представителями, следят за своевременным выполнением домашних заданий обучающимися, своевременной передачей его учителю-предметнику, осуществляет информирование родителей (законных представителей) по вопросам дистанционного (удалённого) обучения. 6. Функции обучающихся и родителей (законных представителей) по использованию дистанционного обучения. 6.1. Самостоятельная работа обучающихся с учебным материалом во время непосещения общеобразовательного учреждения организуется в соответствии с программой самостоятельной работы, подготовленной и доведѐнной до сведения родителей (законных представителей), обучающихся с учителями-предметниками. 6.2. Связь обучающегося с учителем-предметником, классным руководителем поддерживается посредством контактных телефонов и электронной почты. 6.3. Самостоятельная деятельность обучающихся может быть оценена педагогами только в случае достижения обучающимися положительных результатов. 6.4. Родители (законные представители) систематически контролируют выполнение их обучающимся ребенком домашних заданий в режиме дистанционного обучения. Приложение № 1 (письменное заявление родителей) Где? Приложение №2 Лист отчёта о проделанной работе ________класс Предмет - __________________ Педагог - _______________________ Дата № Название Планируемое Фактическое Задание урока раздела, темы количество количество обучающимся часов часов Согласовано Положение №3 Лист текущей успеваемости обучающихся Класс - _______________________ Предмет - ________________________ Педагог - _________________________________ с___-по_____ Дата ФИ обучающихся Приложение № 4 Лист корректировки рабочей программы № урока Название Планируемо Фактическо Причина раздела, темы е е количество количество часов часов корректировки Корректирую Согласова щие мероприятия но