Пояснительная закписка к учебному плану обучающихся 5 класса по АООП УО (ИН) (2 вариант)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
ГБОУ СО «КРАСНОУФИМСКАЯ ШКОЛА»
ОБУЧАЮЩИХСЯ
по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2)
5-ГО КЛАССА
2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Красноуфимск
2022 г.

Учебный план ГБОУ СО «Красноуфимская школа» составлен в соответствии с
основными положениями ФГОС ОО УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).
Учебный план ГБОУ СО «Красноуфимская школа» - нормативный документ,
который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), формы текущей и
промежуточной аттестации обучающихся.
Нормативно-правовая база:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-ФЗ (в соответствии с действующим законодательством).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» от 22 марта 2021г. №115.

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г №1599.

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014г №1598.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена
приказом министерства просвещения Российской Федерации 24.11.2022г №1026.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)

Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от
15.07.2013г. № 78 – 03 (в соответствии с действующим законодательством).

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант),
Утверждена приказом ГКОУ СО «Красноуфимская школа» 75-од от 22 мая 2017г.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Красноуфимская школа» на 20232024 учебный год.
Обязательная часть
1.

«Язык и речевая практика»

Включает в себя «Речь и альтернативная коммуникация».
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» представлен в объёме 3-х часов в
неделю в 5 –ом классе,102 часа в год.
2.
«Математика»
Включает в себя «Математические представления».
Учебный предмет «Математические представления» представлен в объёме 2-х часов в
неделю в 5 –ом классе, 68 часов в год.
3.
«Окружающий мир»

Включает в себя «Окружающий природный мир», «Человек», «Домоводство»,
«Окружающий социальный мир»
Учебный предмет «Окружающий природный мир» представлен в объёме 2-х часов в неделю
в 5 –ом классе, 68 часов в год.
Учебный предмет «Человек» представлен в объёме 2-х часов в неделю в 5 –ом классе, 678
часов в год.
Учебный предмет «Домоводство» представлен в объёме 3-х часов в неделю в 5 –ом классе,
102 часа в год.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» представлен в объёме 2-х часов в неделю
в 5 –ом классе, 68 часов в год.
4.
«Искусство»
Включает в себя «Изобразительная деятельность», «Музыка и движение».
Учебный предмет «Изобразительная деятельность» представлен в объёме 3-х часов в неделю
в 5 –ом классе,102 часа в год.
Учебный предмет «Музыка и движение» представлен в объёме 2-х часов в неделю в 5 –ом
классе, 68 часов в год.
5.
«Физическая культура»
Включает в себя «Адаптивная физкультура».
Учебный предмет «Адаптивная физкультура» представлен в объёме 3-х часов в неделю в 5 –
ом классе, 102 часа в год.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
содержание образования в соответствии с интересами и потребностями обучающихся,
родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательного
учреждения.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется за счет
часов учебного плана.
Выделены дополнительные часы на реализацию предметной области «Окружающий
мир» (интеграция учебных предметов «Человек» и «Окружающий социальный мир»), на
реализацию коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Предметная область «Окружающий мир» (интеграция учебных предметов «Человек»
и «Окружающий социальный мир») включает в себя элективный курс «Основы безопасности
жизнедеятельности».
Элективный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», представлен в 5 –ом
классе в объёме 1-го часа в неделю, 34 часа в год.
Элективный курс направлен на формирование у обучающихся способности к
распознаванию и оцениванию опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания
человека.
Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов представлен в
5 –ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год.
Коррекционно-развивающее занятие наряду с развитием общих способностей
предполагается исправление присущих детям с ограниченными возможностями здоровья
недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов
психической деятельности.

Учебный план
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5 класс (вариант 2)
2023-2024 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Количество
Всего
часов
часов в
в неделю
неделю
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
1.1. Речь и альтернативная коммуникация
3
3
2. Математика
2.1. Математические представления
2
2
3. Окружающий мир
3.1. Окружающий природный мир
2
2
3.2. Человек
2
2
3.3. Домоводство
3
3
3.3. Окружающий социальный мир
2
2
4. Искусство
4.1. Музыка и движение
2
2
4.2. Изобразительная деятельность
3
3
5. Физическая культура
5.1. Адаптивная физкультура
3
3
Итого
22
22
I.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционный курс
Развитие психомоторики и сенсорных
2
2
процессов
Окружающий мир:
Основы безопасности жизнедеятельности
1
1
интеграция учебных
предметов: Человек и
Окружающий социальный
мир
Итого
3
3
Всего
25
25
Всего к финансированию
25
25
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
29
29
неделе)

Всего
часов в
год
102
68
68
68
102
68
68
102
102
748
68
34

102
850
850
986

Учебный план обеспечен кадрами и программно-методическими комплектами.
Учебный план реализуется в пределах выделенных средств финансирования.
Проведение текущего контроля обучающихся образовательного учреждения
регулируется следующей локальной нормативной базой:
 Положением о системе оценки достижения возможных результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по вариантам 1, 2) при
текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации.
 Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся.
 Положением о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего
контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся.
Текущая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР, включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР
в виде мониторинга:
• что обучающийся знает и умеет на данном этапе учебного периода,
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического,
неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося

нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится поурочно.
Предметная область
Учебный предмет
Формы проведения*
текущего контроля
1.Язык и речевая практика
2. Математика
3. Окружающий мир

4. Искусство
5. Физическая культура
6. Технология
*Примечание:

1.1. Речь и альтернативная
коммуникация
2.1. Математические
представления
3.1.Окружающий
природный мир
3.2.Человек
3.3. Домоводство
3.3.Окружающий
социальный мир
Основы безопасности
жизнедеятельности
4.1. Музыка и движение
4.2. Изобразительная
деятельность
5.1. Адаптивная
физкультура
Самообслуживание

Наблюдение
Диагностика
Беседа
Исследование
Естественный эксперимент
Срезовый контроль
Тестовые задания
Выполнение рисунка
Выполнение поделки
Выполнение
творческих
заданий
Выполнение упражнений по
подражанию (образцу)
Специально
подобранные
задания, позволяющие выявить
и оценить результаты обучения

Формы текущего контроля зависят от психофизических, психологических особенностей, возраста
обучающегося, присущего ему ведущего вида деятельности, социального фактора и др. Форма текущего контроля
определяется педагогом, работающим с обучающимся.

Текущая аттестация осуществляется педагогическим работником, работающим с
данной категорией обучающихся.
Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается
использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки,
самолетики, солнышки и прочие). Допускается словесная объяснительная оценка.
Промежуточная аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР
и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года.
Для организации аттестации обучающихся в ГБОУ СО «Красноуфимская школа»
применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В экспертную
группу входят специалисты, осуществляющие процесс образования и развития школьника, с
участием законных представителей обучающегося. Задачей экспертной группы является
выработка согласованной оценки достижений, обучающегося в сфере жизненных
компетенций. Основой служит анализ результатов обучения школьника, динамика развития
его личности.
Промежуточная аттестация проводится с 15.04.2024 по 26.04.2024 без прекращения
образовательной деятельности по предметам учебного плана. В течение двух недель путем
наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом
психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых,
предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов
заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные,

графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным
действиям и др.
Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся в каждой
образовательной области, является основанием для корректировки СИПР, конкретизации
содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося
нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей)
сведения о результатах промежуточной аттестации обучающихся.
Обучающиеся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР не зависимо от степени овладения АООП
переводятся в следующий класс.
Основанием перевода, обучающегося из класса в класс является его возраст.
Предметная
область

Учебный предмет

1.Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Окружающий мир

1.1. Речь и альтернативная коммуникация

4. Искусство

2.1. Математические представления
3.1.Окружающий природный мир
3.2.Человек
3.3.Окружающий социальный мир
3.4. Домоводство
3.5. Основы безопасности жизнедеятельности
4.1. Музыка и движение
4.2. Изобразительная деятельность
5.1. Адаптивная физкультура

Форма
промежуточной
аттестации
Комплексная
диагностика

5. Физическая
культура
6. Технология
7.1. Хозяйственно-бытовой труд
Обучающиеся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР не зависимо от степени овладения АООП
переводятся в следующий класс.
Основанием перевода, обучающегося из класса в класс является его возраст.
Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающие курсы
Коррекционный характер образовательной деятельности строится с учетом
особенностей здоровья обучающихся, направлен на выявление и использование
потенциальных возможностей обучающегося, развитие его познавательной деятельности и
социальную адаптацию, является максимально индивидуализированным как в части отбора
содержания образования, так и в части организации образовательного процесса.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия комплектуются с учётом
однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений.
Выделены часы на коррекционные занятия:
-«Сенсорное развитие» - 1 час в неделю в 5-ом классе, 34 часа в год. Программа
способствует организации и оказанию комплексной дифференцированной помощи

обучающимся, направленной на преодоление трудностей овладения программными
знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более
успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
-«Предметно-практические действия» - 1 час в неделю в 5-ом классе, 34 часа в год.
Программа направлена на формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
-«Двигательное развитие»- 2 часа в неделю в 5-ом классе, 68 часов в год. Программа
направлена на обогащение сенсомоторного опыта обучающихся, поддержание и развитие у
них способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
-«Альтернативная коммуникация»- 2 часа в неделю в 5-ом классе, 68 часов в год. Программа
направлена на формирование (совершенствование) умений пользоваться средствами
коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия со взрослыми и
сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Коррекционные курсы обеспечены кадрами и программно-методическими комплектами.
Коррекционные курсы реализуется в пределах выделенных средств финансирования.
Внеурочная деятельность по направлениям
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
Внеурочная деятельность в ГБОУ СО «Красноуфимская школа» организуется через:
игровую, досугово-развлекательную, трудовую, общественно - полезную, спортивнооздоровительную, туристско-краеведческую деятельность, художественное творчество,
социальное творчество, и др.
Основная цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения
обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития
и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание
воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных
интересов, обучающихся в свободное время.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательное учреждение.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся и не входит в часы учебного
плана ГБОУ СО «Красноуфимская школа».
Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и
направлена на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине учебного дня. Для
недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2
количества часов.
В ГБОУ СО «Красноуфимская школа» при организации внеурочной деятельности
используется оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе
оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее
реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя,
классный руководитель, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог,
педагогов-предметников и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в
соответствии со своими функциями и задачами взаимодействует с педагогическими
работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного
учреждения:

организует в классе воспитательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует
социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Данная модель позволяет создать единое образовательное и методическое
пространство в образовательном учреждении, содержательное и организационное единство
всех его структурных подразделений.
Наряду с оптимизационной моделью в образовательном учреждении реализуются
элементы модели дополнительного образования. Часть обучающихся ГБОУ СО
«Красноуфимская школа осваивают дополнительные образовательные программы
муниципальных учреждений дополнительного образования, а также учреждений культуры и
спорта. Классный руководитель ведёт учёт внеурочной занятости обучающихся,
организованной вне образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность не оценивается. Результаты внеурочной деятельности
вносятся в портфолио обучающегося.
Форма проведения Характеристика курса
Примечание
Общекультурное направление
Курс
внеурочной Программа нацелена на развитие Программа
рассчитана
на
деятельности
и формирование индивидуальных, обучающихся 5-го класса из
«Креативное
трудовых
и
творческих расчета 1 час в неделю, 34 часа
творчество»
способностей, через овладение в
год.
Продолжительность
традиционными
и занятий 40 минут.
нетрадиционными
техниками Реализуется на базе ГБОУ СО
рисования,
аппликации
и «Красноуфимская школа»
моделирования из различных
материалов.
Спортивно-оздоровительное направление
Курс
внеурочной Программа
способствует Программа
рассчитана
на
деятельности
укреплению
здоровья, обучающихся 5-го класса из
«Тропинки
повышению
физической расчета 1 час в неделю, 34 часа
здоровья»
подготовленности
и в
год.
Продолжительность
формированию
двигательного занятий 40 минут.
опыта,
здоровьесбережению, Реализуется на базе ГБОУ СО
снятию
психологического «Красноуфимская школа»
напряжения после умственной
работы на уроках.
Нравственное направление
Курс
внеурочной Программа
направлена
на Программа
рассчитана
на
деятельности
создание
условий
для обучающихся 5-го класса из
«Разговоры
о формирования
личности расчета 1 час в неделю, 34 часа
важном»
гражданина и патриота России с в
год.
Продолжительность
присущими
ему ценностями, занятий 40 минут. Реализуется
взглядами,
совершенствование на
базе
ГБОУ
СО
системы
патриотического «Красноуфимская школа»

воспитания;
формирование у
учащихся гражданственности и
патриотизма
как
качеств
конкурентоспособной личности;
воспитание любви к Отечеству,
духовности, нравственности на
основе
общечеловеческих
ценностей.
Социальное направление
Курс
внеурочной Программа
направлена
на Программа
рассчитана
на
деятельности
развитие мотивации и готовности обучающихся 5-го класса из
«Эколята»
повышения своей экологической расчета 1 час в неделю, 34 часа
грамотности, предусмотрительно, в
год.
Продолжительность
осознанно
придерживаться занятий 40 минут. Реализуется
ресурсосберегающего поведения, на
базе
ГБОУ
СО
здорового
и
экологически «Красноуфимская школа»
безопасного образа жизни.
План внеурочной деятельности, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
5 класс (вариант 2)
2023-2024 учебный год
Направления внеурочной деятельности
Количество
Всего
Всего
часов в
часов в
часов в
неделю
неделю
год
1. Сенсорное развитие
1
Коррекционные
1
34
курсы
2. Предметно-практические действия
1
1
34
3.Альтернативная коммуникация
2
2
68
4. Двигательное развитие
2
2
68
Креативное творчество
1
1
Внеурочная
34
деятельность
Тропинки здоровья
1
1
34
Разговоры о важном
1
1
34
Эколята
1
1
34
Всего к финансированию
10
10
340
Примечание: часы «Сенсорное развитие», «Предметно практические действия», «Альтернативная
коммуникация», в Таблицу свод анализа не вносятся т.к. имеются отдельные ставки специалистов, учителялогопеда и педагога-психолога.

План внеурочной деятельности обеспечен кадрами и программно-методическими
комплектами.
План внеурочной деятельности реализуется в пределах выделенных средств
финансирования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».