государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «25» августа 2024 г. №115/1-од Рабочая программа обучающихся 2 класса АООП УО (ИН) (2 вариант) предметная область: «Окружающий мир» учебный предмет «Человек» Составитель: Серебренникова Ю.В. г. Красноуфимск 2024г. 2 Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант). Данная программа является адаптированной для образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений о человеке. Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Цель обучения: формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Основными задачами программы являются: формирование представлений о себе, формирование представлений о своём окружении. Место учебного предмета в учебном плане. Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. 3 В учебном плане предмет представлен на протяжении 9 лет обучения. С обучающимися старшего возраста формирование навыков самообслуживания (например, бритье, мытье тела) осуществляется в рамках коррекционно-развивающих занятий. Учебный предмет «Человек» входит в обязательную часть учебного план, образовательная область «Окружающий мир». Во 2 классе предусмотрено 2 часа в неделю, 34 учебных недели, 68 часов в год Деление обучающихся на группы По решению ППк обучающиеся 2 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий, понимания инструкций, по характеру овладения учебными действиями по учебному предмету «Математическое представление» условно разделены на 2 группы: 1 группа: 2 группа: 1 группа: Уровень обучения средний. Учебная мотивация сформирована недостаточно. Манипуляция с предметами целенаправленные, игровая деятельность сформирована. Уровень развития высших психических процессов низкий. Запоминание механическое. Причинно-следственные связи устанавливают в элементарных вариантах, обобщающие понятия не доступны, анализом и синтезом не владеют. Темп усвоения учебного материала низкий. Внимание во время занятий неустойчивое, высокая отвлекаемость. Запас понятий и представлений о математических представлениях резко ограничен. 2 группа: Уровень психического и познавательного развития не соответствует возрасту. Работоспособность резко снижена. Интерес к заданиям поверхностный. Низкий уровень развития произвольности познавательных процессов. Подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели, следовать установленному плану не может. В игре участвуют редко, безынициативны. 4 Восприятие на слух информации затруднено, понимают простую словесную инструкцию. Требуется повторение, упрощение или зрительная опора, указывающие жесты. Обработка информации требует больше времени. Отмечается узость зрительного восприятия. Внимание крайне неустойчивое, высокая отвлекаемость, наблюдается избирательность. Внимание привлекается на непродолжительное время. Переключение с одного вида деятельности на другой затруднено. Операции анализа и синтеза недоступны. Классификации, обобщения производит на ситуативном уровне. Смысловые связи не устанавливает. Установить изменения в наблюдаемых объектах не может, замечает только очевидное и элементарное. Не удерживает цель в предлагаемых заданиях. Необходимы все виды помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, объясняющая). Круг представлений об окружающем мире резко ограничен. Имеет элементарные знания о себе и своей семье; явлениях и объектах природы. Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое. Планируемые результаты освоения программы: Личностные (возможные) результаты: осознает и сообщает элементарные сведения о своей жизни; осознает и сообщает о том, что может, а что ему пока не удается; проявляет желание оказывать помощь; использует элементарные формы речевого этикета (спасибо, пожалуйста, до свидания), а также при помощи жестов; участвует в коллективных играх и делах; проявляет инициативу вступать в диалог (выразить свои желания, просьбу о помощи, предложение о помощи). 5 Предметные (возможные) результаты: соотнесение себя со своим именем; узнавание (различение) возраста человека по внешнему виду; идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки); узнавание (различение) частей лица: глаза, нос, рот, брови, лоб; узнавание (различение) членов семьи; смешивание воды до комфортной температуры; соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица; соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук; соблюдение последовательности действий при пользовании туалета; соблюдение последовательности действий при одевании и раздевании. Базовые учебные действия: работает в коллективе (ученик – ученик); слушает и понимает простую инструкцию педагога; пользуется технологической картой; ориентируется в расписании; выполняет задание от начала до конца. Содержание учебного предмета Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. 6 Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи». Наименование раздела Направления работы Представление о себе Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Семья Определение своей социальной роли в семье. Рассказ о своей семье. Гигиена тела Уход за своим телом. Использование по назначению средств и предметов гигиены. Виды деятельности Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание вредных привычек. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) обучающихся и взрослых. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Подстригание ногтей ножницами. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. 7 Туалет Пользование туалетом. Последовательность действий при посещении туалета. Соблюдение последовательности действий при раздевании. Одевание и раздевание Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Очищение носового хода. Расчесывание волос. Чистка ушей. Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой или большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе (горшке), оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны 8 Сообщение о желании пить. Питьё из кружки Приём пищи Сообщение о желании есть. Еда ложкой, еда вилкой. одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Календарно – тематическое планирование № Дата Тема урока Коррекционные цели Представление о себе- 5 часов 1 Называние своего имени и фамилии 2 Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм Соотнесение себя со своим изображением на фотографии, отражением в зеркале Формирование схемы тела. Комплексная диагностика Знакомство с собственным телом, его частями: руки, ноги, голова, туловище 3 4 5 Коррекция внимания на основе упражнений в осознании и выражении своих интересов, желаний. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании названий частей тела. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении право-лево. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении частей тела. Коррекция внимания на основе упражнений в определении частей тела. 9 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Семья – 6 часов Коррекция памяти на основе упражнения в установлении родственных Моя семья. Рассматривание фотографий связей в семье Мои родители. Коррекция памяти на основе упражнения в установлении родственных связей в семье: мама и папа Коррекция мышления на основе упражнений в установлении ролей в Социальные роли членов семьи семье у мамы и папы Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и Профессии в моей семье воспроизведении профессий в семье Коррекция мышления на основе упражнений в установлении традиций Семейные традиции в семье Рассказ о своей семье Коррекция речи на основе упражнений в составлении рассказа Гигиена тела- 10 часов Предметы санитарии и гигиены: мыло, Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании мыла, полотенце, туалетная бумага. полотенца, туалетной бумаги Умение различать вентили с горячей и Коррекция устной речи, социально-бытовых навыков на основе холодной водой упражнений в смешивании горячей и холодной воды Мытьё рук мылом. Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в соблюдении последовательности действий при мытье рук. Умение мыть лицо. Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в соблюдении последовательности действий при мытье лица Знакомство со своими зубами и полостью рта. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании расположения зубов, языка, губ Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании предметов зубная щётка. санитарии: зубная паста, зубная щётка Чистка зубов щёткой Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в соблюдении последовательности действий при чистке зубов Расчесывание волос Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в соблюдении последовательности действий при расчёсывании волос 10 20 Подстригание ногтей ножницами 21 Органы зрения. Уход за ними 22 Последовательность действий в туалете 23 Пользование туалетной бумагой 24 Правила пользования туалетом 25 26 27 28 29 30 31 Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в соблюдении последовательности действий при подстригании ногтей Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в соблюдении последовательности действий при уходе за глазами Туалет - 3 часа Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в соблюдении последовательности действий при пользовании туалетом Коррекция восприятия обращенной речи на основе упражнений в формировании понимания слов, обозначающих посещение туалета. Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в соблюдении последовательности действий при пользовании туалетом Одевание и раздевание – 5 часов Различение видов одежды (повседневная, Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и праздничная) воспроизведении видов одежды Различение видов одежды (рабочая, домашняя, Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и спортивная) воспроизведении видов одежды Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в Выбор одежды в зависимости от предстоящего соблюдении последовательности действий при одевании комплекта мероприятия одежды Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и Различение сезонной одежды (зимняя) воспроизведении зимней одежды Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и Различение сезонной одежды (летняя) воспроизведении летней одежды Приём пищи - 5 часов Коррекция мышления на основе упражнений в установлении значения Питание в жизни человека. питания Полезные и вредные продукты. Коррекция восприятия обращенной речи на основе упражнений в формировании поминания слов, обозначающих вредные и полезные 11 32 33 34 продукты Напитки. Виды напитков (чай, компот, молоко) Коррекция восприятия обращенной речи на основе упражнений в формировании поминания слов, обозначающих напитки. Напитки. Виды напитков (кефир, сок, лимонад). Коррекция восприятия обращенной речи на основе упражнений в формировании поминания слов, обозначающих напитки. Продукты питания, которые едят с помощью Коррекция восприятия обращенной речи на основе упражнений в ложки (суп, каша). формировании понимания слов, обозначающих разные блюда. Итого 34часов Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль результатов Условные показатели самостоятельности - действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен) Действие выполняется обучающимся - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого -по последовательной инструкции (по изображению или вербально) - по подражанию или образцу - самостоятельно -узнаёт объект - не всегда узнаёт объект - не узнаёт объект Реакция на воздействие - реакция отсутствует - негативная реакция - нейтральная реакция - положительная реакция ! ПП П И О С У НВУ НУ РО Н НР ПР 12 Предметы, задачи и содержание обучения начало года конец года Человек Соотнесение себя со своим именем. Узнавание (различение) возраста человека по внешнему виду Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей лица: глаза, нос, рот, брови, лоб Узнавание (различение) членов семьи. Смешивание воды до комфортной температуры. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Соблюдение последовательности действий при пользовании туалета. Соблюдение последовательности действий при одевании и раздевании. Материально техническое обеспечение образовательной деятельности Средства обучения, используемые на уроке: наглядные пособия, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем. Из наглядных средств используются натуральные объекты, учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, презентации, видеофильмы, раздаточный материал. Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки распределены по папкам. Комплект таблиц по природоведению (46 штук). Информационно-методическое обеспечение 1. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционноразвивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. 2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144 с. 2. Я играю и учусь: Пособие для детей с особенностями психофизического развития/ Е.А. Якубовская, Т.В. Лисовская, И.В. Ковалец и др. – Мн.: ОДО «Тонпик», 2004. – 232 с.