Альтернативная коммуникация 2 класс

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Педагогического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «25» августа 2024 г. №115/1-од

Рабочая программа
Коррекционно-развивающей области
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»
для обучающихся по АООП (вариант 2)
2 класс
на 2024-2025 учебный год

Составитель: Абашева С.А., учитель-логопед, 1 КК,

Красноуфимск 2024г.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2).
У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной
речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное
развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств
коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные
средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае
ее отсутствия.
Данная учебная программа направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым
нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и
жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально
возможной самостоятельности в повседневной жизни.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной
коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих
возрасту житейских задач.
Задачи:
-развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка;
-понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий,
пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
-овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные)
и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
-умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для
решения соответствующих возрасту житейских задач;

-обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого
слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и
письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.
Деление обучающихся на группы.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
1 группа - обучающиеся владеют активной речью на достаточном уровне для выражения своей просьбы, своих
предпочтений, ответа на вопрос. Способны участвовать в диалоге и самостоятельно его инициируют. Заучивают
короткие стихи. Различают на картинках знакомые предметы, действия и признаки. Понимают словесную инструкцию (с
указанием предмета и действия). Пишут на слух слова, короткие предложения. Читают предложения, короткие тексты.
Смысл прочитанного предложения улавливают с трудом.
2 группа - обучающиеся владеют частично активной речью для выражения своей просьбы, своих предпочтений,
ответа на вопрос. Способны участвовать в простом, коротком диалоге. Различают на картинках знакомые предметы и
действия, называют их. Понимают словесную инструкцию (с указанием предмета и действия). В течение некоторого
времени могут работать самостоятельно над доступным графическим заданием. Называют некоторые буквы. Смысл
прослушанного предложения улавливают частично.
3 группа – обучающийся для коммуникации использует, в основном, взгляд, жесты. Понимает простые
инструкции, подкрепленные жестом. Соотносит некоторые знакомые слова с хорошо знакомыми предметами.
Собственная речь представлена в виде отдельных неречевых звуков, ограниченного количества звукоподражаний,
словоформ (3-4 смысловые единицы). Различает некоторые контрастные изображения на картинках после
многократного повторения, с помощью учителя соотносит их с реальным объектом. Часто отказывается от выполнения
доступных заданий, привязан к стереотипным действиям с привычным материалом. Пишущий предмет удерживает,
выполняет несколько черкательных движений. Пытается подражать некоторым движениям.
Планируемые результаты освоения программы
Каждой группе обучающихся 2 класса определили следующие планируемые результаты обучения.

Предметные планируемые результаты
1 группа

2 группа

3 группа

Понимает слова, обозначающие
названия предметов (показывает на
картинках
по
заданию)
–
примерный набор слов см. в
содержании СИПР

Понимает слова, обозначающие названия
предметов (показывает на картинках по
заданию) – примерный набор слов см. в
содержании СИПР

Рисует точки, линии, штрихи на
бумаге, на доске
Рассматривает вместе с учителем
иллюстрации
с
доступным
содержанием
Соотносит
знакомые
слова
с
предметами, картинками (1-2 по
каждой лексической теме)
Использует словоформу для
приветствия, прощания
Использует жест как средство
коммуникации – жест - просьба,
указательный жест, жест «палец
вверх»
Понимает простые инструкции –
действия
Понимает слова, обозначающие
имена обучающихся класса
(указательный жест)
Понимает
слова,
обозначающие
названия предметов (на реальных
предметах, на картинках)

Понимает
слова,
обозначающие
Понимает слова, обозначающие обобщающие понятия (классифицирует
обобщающие
понятия картинки с предметами по обобщающему
(классифицирует
картинки
с признаку) – см. содержание СИПР
предметами по обобщающему
Понимает слова, обозначающие действия
признаку) – см. содержание СИПР
(показывает на картинках по заданию) – см.
Понимает слова, обозначающие содержание СИПР
действия (показывает на картинках
Понимает слова, обозначающие признак
по заданию) – см. содержание
предмета (показывает на картинках по
СИПР
заданию) – см. содержание СИПР
Понимает слова, обозначающие
Понимает
простые
предложения
–
признак предмета (показывает на
показывает соответствующую картинку.
картинках по заданию) – см.
Называет
(употребляет)
слова,
содержание
обозначающие предметы – см. содержание
Понимает простые предложения –
СИПР
показывает
соответствующую
Называет
(употребляет)
обобщающие
картинку.

Называет (употребляет)
обозначающие предметы
содержание СИПР

слова, понятия – см. содержание СИПР
– см.
Называет
(употребляет)
слова,
обозначающие действия – см. содержание
Называет
(употребляет) СИПР
обобщающие понятия – см.
Называет
(употребляет)
слова,
содержание СИПР
обозначающие признак предмета – см.
Называет (употребляет) слова, содержание СИПР
обозначающие действия – см.
Называет
(употребляет)
простые
содержание СИПР
предложения (2-3 слова)
Называет (употребляет) слова,
Отвечает на вопросы по содержанию
обозначающие признак предмета –
иллюстрации, услышанного предложения
см. содержание СИПР
(кто?/что?; что делает?)
Называет (употребляет) простые
Называет звуки по условным жестам
предложения (2-3 слова)
Узнаёт
(различает)
образы
графем
Отвечает
на
вопросы
по
(напечатанных букв) – называет их - см.
содержанию
иллюстрации,
содержание
услышанного
предложения
Узнает напечатанные на карточках слова по
(кто?/что?; что делает?)
изучаемым лексическим темам (3-4 по
Отвечает
на
вопросы
по
каждой теме).
прочитанному предложению (Кто?
Печатает слова и предложения по образцу
/ Что? Что делает?)
Читает предложение,
паузы между словами

соблюдая

Читает короткий текст, соблюдая

паузы между предложениями
Пишет
слова
рукописными
буквами в строку на слух
Личностные планируемые результаты
1 группа

2 группа

Осознает и сообщает элементарные Использует элементарные формы речевого
этикета
(спасибо,
пожалуйста,
до
сведения о своей жизни;
свидания);
Осознает и сообщает о том, что
может, а что ему пока не удается;
Участвует в коллективных играх и делах;
Проявляет
помощь.

желание

оказывать Проявляет инициативу вступать в диалог
(выразить свои желания, просьбу о помощи,
предложение о помощи).

3 группа
Пользуется речевыми и жестовыми
формами
взаимодействия
для
установления контактов;
Сообщает доступными способами об
изменениях в своем организме.

Планируемые результаты формирования БУД
1 группа

2 группа

Входить и выходить из учебного Ориентируется в визуальном расписании.
помещения со звонком.
Выполняет задание от начала до конца.
Ориентироваться в пространстве
Адекватно
использовать
ритуалы
класса (зала, учебного помещения),
школьного поведения (поднимать руку,
пользоваться учебной мебелью.
вставать и выходить из-за парты и т. д.).
Адекватно использовать ритуалы
Умение выполнять простые инструкции
школьного поведения (поднимать
педагога.
руку, вставать и выходить из-за

3 группа
Соотносит предмет и его
изображение;
Находит
одинаковые
предметы.
Ориентируются
в
пространстве
класса (зала, учебного помещения),
пользуются учебной мебелью.
Умение

выполнять

действия

по

парты и т. д.).
Организовывать рабочее место.
Умение выполнять
педагога.

инструкции

Использовать
по
учебные материалы.

назначению

Использование по назначению учебных образцу и по подражанию.
материалов.
Умение выполнять действия по образцу .

Умение выполнять действия по
образцу и по подражанию.
Ориентируется в визуальном
расписании;
Выполняет задание от начала до
конца

Содержание коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация».
Учебный предмет коррекционной направленности «Альтернативная коммуникация» содержит следующие
разделы:
 Коммуникация с использованием невербальных средств.
 Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

 Чтение и письмо.
Наименование Направления
Виды деятельности
раздела
работы
1 группа
2 группа
3 группа
Формы работы: индивидуальная, групповая
«Коммуникация Коммуникация с использованием вербальных средств
с
Поддержание
приветствует
собеседника, приветствует
использованием контакта
с прощается с ним, привлекает к собеседника, прощается
невербальных
собеседником
себе внимание, выражает свое с ним, привлекает к
средств»
согласие/
несогласие, себе
внимание,
с
благодарность, просит о помощи помощью
с помощью словосочетаний, словосочетаний,
фразы.
простой фразы.
использует предложение как использует
средство
коммуникации: предложение
как
отвечает на вопросы, задаёт средство
вопросы, выражает просьбу, коммуникации:
поддерживает диалог (дайте отвечает на вопросы,
пить, хочу рисовать, можно выражает просьбу
встать, это полка и т.д.)
Коммуникация с использованием невербальных средств

Использование
жестов, мимики

«Развитие речи
средствами
невербальной
коммуникации»

использует жесты, мимику в
качестве
опоры
для
конструирования
речевого
высказывания
считывает эмоции по жестам и
мимике собеседника.

Импрессивная речь
Понимание
показывает на картинках по
простых
по заданию предметы: –
см.
звуковому
содержание СИПР
составу слов предметов
Понимание
классифицирует картинки с
обобщающих
предметами по обобщающему
понятий
признаку: овощи, животные,
посуда и др.
группирует предметы /карточки с
их изображением по заданным
тематическим группам; выбирает

использует
жесты,
мимику в качестве
опоры
для
конструирования
речевого высказывания
считывает эмоции по
жестам
и
мимике
собеседника.

Использует
взгляд
или кивок головой как
средство
коммуникации
(отвечает на вопросы
типа «Где Костя?»)
Использует жест как
средство
коммуникации
(приветствует,
выражает несогласие,
отвечает на вопрос):
указательный
жест,
кивок
и
мотание
головой
Использует жест для
выражения просьбы

показывает
на показывает
по
картинках по заданию названию изученные
предметы:
–
см. предметы
содержание СИПР
группирует предметы
/карточки с их
изображением по
заданным
тематическим группам;
выбирает предметы из
множества при

группирует предметы
/карточки с их
изображением по 1,2
признакам

предметы из множества при
назывании обобщающего слова
(«покажи
посуду»,
«где
игрушки?»)
Понимание слов, показывает на картинках по
обозначающих
заданию действия: идет, лежит,
действие
стоит, падает, летает, бежит,
предмета
есть, пить, спать, говорить,
кричать,
молчать,
гладить,
кормить – см. СИПР
показывает
соответствующую
пиктограмму
(картинку)
к
названному действию (пить,
есть, спать, рисовать), выполняет
заданную
инструкцию,
представленную глаголом;
Понимание слов, показывает на картинках по
обозначающих
заданию признаки предмета:
признак
теплый,
холодный,
сухой,
предмета
мокрый,
чистый,
грязный,
белый,
сладкий
–
см.
тематическое планирование

Понимание
простых
предложений

показывает
звучащему
картинку

Экспрессивная речь

назывании
обобщающего слова
(«покажи посуду», «где
игрушки?»)выполняет
простую
заданную инструкцию,
представленную
глаголом
(хлопни,
встань,
собери,
принеси, возьми и т.п.);

показывает
на
картинках по заданию
признаки
предмета:
теплый,
холодный,
сухой, мокрый, чистый,
грязный,
белый,
сладкий
–
см.
тематическое
планирование
соответствующую показывает
предложению соответствующую
звучащему
предложению картинку

выполняет
простую
заданную
инструкцию,
представленную
глаголом
(хлопни,
встань,
собери,
принеси, возьми и
т.п.);

Соотносит с опорой
на предмет 4
основных цвета

Понимает на
знакомом, ранее
представленном
материале

Употребление
отдельных
звуков, звуковых
комплексов

-

-

Называние
и называет (употребляет) слова, называет (употребляет)
употребление
обозначающие предметы: – см. слова, обозначающие
слов,
тематическое планирование
предмет, действие
обозначающих
называет (употребляет) слова, предмета
предмет,
обозначающие действия: идет, отвечает на вопросы по
действие
лежит, стоит, падает, летает, содержанию
предмета
бежит,
есть,
пить,
спать, иллюстрации
говорить,
кричать,
молчать, (кто?/что?; что делает?)
гладить,
кормить
–
см.
тематическое планирование
отвечает
на
вопросы
по
содержанию
иллюстрации
/
предложения (кто?/что?; что
делает?)
Называние
и называет (употребляет) слова, называет (употребляет)
употребление
обозначающие
признак слова, обозначающие
слов,
предмета: теплый, холодный, признак
предмета:
обозначающих
сухой, мокрый, чистый, грязный, теплый,
холодный,
признак
белый,
сладкий
–
см. сухой, мокрый, чистый,
предмета
тематическое планирование
грязный,
белый,
сладкий
–
см.
тематическое
планирование
Называние
и называет
(употребляет) называет (употребляет)
употребление
обобщающие понятия: овощи, обобщающие понятия:

использует при
назывании предмета
или действия
отдельные звуки или
комплексы звуков
-

-

-

«Чтение
письмо»

обобщающих
животные, посуда…
овощи,
животные,
слов
посуда…
Называние
и называет (употребляет) простые называет (употребляет)
употребление
предложения (3 слова)
простые предложения
простых
(2 слова)
предложений
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Использование
находит названный (показанный находит
названный
графического
реальный) предмет на картинке, (показанный реальный)
изображения для выбирает
из
предложенных предмет на картинке,
обозначения
карточек
изображение выбирает
из
предметов
и названного
предмета
(из предложенных карточек
объектов
множества)
изображение
названного предмета
Использованию
выбирает
из
предложенных выбирает
из
графического
карточек изображение заданного предложенных карточек
изображения для действия, признака или свойства изображение заданного
обозначения
(выбор из 5-6), соотносит действия, признака или
действия,
название действия предмета и свойства (выбор из 3-4),
признака,
пиктограмму/сюжетную
соотносит
название
свойства
картинку;
действия предмета и
предмета
пиктограмму/сюжетную
картинку;
и Предпосылки к осмысленному чтению и письму
Прослушивание слушает звуки природы, голоса слушает звуки природы,
неречевых
животных, птиц, бытовые шумы; голоса животных, птиц;
звуков:
определяет для некоторых из них определяет
источник
аудиозаписи
объект на картинке, среди некоторых неречевых
звуков природы, соответствующих игрушек.
звуков – реагирует на
голосов
них
доступным

-

соотносит некоторые
реальные предметы с
их
изображением
(фото)

-

слушает
звуки
природы,
голоса
животных,
птиц;
реагирует на
них
доступным способом.

животных, птиц,
различных
бытовых шумов
Слушание
выразительного
чтения педагога,
аудиосказок,
музыкальных
произведений,
песен
Размещение
объектов
заданных
границах

Размещение
объектов
заданном
порядке

способом.
слушает
аудиосказки,
выразительное чтение педагога,
музыку
и
песни;
узнает
некоторые
знакомые
произведения;
договаривает
строки стихотворений, сказок

в

Продолжает ряд-чередование
в типа АВ, ААВ

слушает аудиосказки,
выразительное чтение
педагога, музыку и
песни;
узнает
некоторые
знакомые
произведения;
договаривает
строки
стихотворений, сказок
раскрашивает, не
выходя за пределы
контура

Продолжает рядчередование типа АВ,
АВС

пытается подражать
ритму, мимике,
жестам педагога,
эмоционально
реагирует

черкает,
размещает
плоскостные объекты
(аппликация,
сухая
аппликация,
наклеивание наклеек
и др. с направляющей
помощью педагога) в
пределах
ярко
выделенного контура.
выполняет
(продолжает) по
образцу заданный ряд
объектов по прямой
линии, (аппликация, в
т.ч. сухая,
наклеивание наклеек,
рисование точек,
штрихов,
конструирование,

Проведение
линий
заданных
границах
Обводка
штриховка
фигур, букв

-

-

в
и обводит фигуры по внешнему
трафарету
штрихует в заданном
направлении

Воспроизведение
простых
графических
элементов

выполняет графические задания
на рисование линий разной
длины
и
конфигурации,
графические упражнения на
установление
соответствия,
подбор пары, выделение из
множества
по
заданному
признаку и т.д.

выкладывание
элементов мозаики)
проводит линию в
заданных границах (в
пределах «дорожки»)

обводит фигуры по
внутреннему трафарету
штрихует в пределах
контура

обводит фигуры по
внутреннему
трафарету
выполняет несколько
черкательных
движений,
преимущественно, в
пределах контура
выполняет графические рисует (печатает)
задания на рисование округлые фигуры,
линий разной длины и точки, линии, штрихи
конфигурации,
графические
упражнения
на
установление
соответствия,
подбор
пары, выделение из
множества
по
заданному признаку и
т.д.

Чтение и письмо
Узнавание образа пишет слова и предложения на узнаёт
(различает) Произносит
букв,
слух
образы
графем искаженно звуки по
соотнесение
читает предложения и короткие (напечатанных букв) – условным жестам: А

звука с буквой

тексты
отвечает
на
вопросы
содержанию предложения

называет их (см. СИПР) О У Ы И Э М Х
по печатает
слова
и
предложения
по
обводке, по образцу
узнает на карточках
слова (3-4 по каждой
теме)

Календарно-тематическое планирование
2 класс
№

Тема

Планируемые
результаты освоения
содержания учебной
программы

Лексическая тема

Психологическая база речи

1.

Обследование
артикуляционной
моторики

Выполнение
предъявляемых
артикуляционных
движений различной
сложности

Знакомство, наблюдение
за деятельностью
обучающихся, выявление
интересов, знаний и
умений

Моделирование условий для
формирования мотива речевой
деятельности. Развитие активного
произвольного внимания к речи
окружающих

2.

Обследование
импрессивной речи

Понимание обращенной
речи.

Диагностический
материал

Понимание простых по звуковому
составу слов - предметов

Диагностический
материал

Понимание простых по звуковому
составу слов - предметов

Выявление уровня развития
фонематических процессов

Выполнение
предъявляемых на слух
словесных инструкций
различной сложности

3.

Обследование
экспрессивной речи

Понимание обращенной
речи.
Выполнение
предъявляемых на слух
словесных инструкций
различной сложности

4.

Обследование
фонематических
процессов

Выполнение
предъявляемых на слух
словесных инструкций
различной сложности

Диагностический
материал

5.

Обследование
слоговой структуры
слова

Воспроизведение
слоговой структуры
слова, его звуко
наполняемости на слух
различной сложности,

Диагностический
материал

Моделирование условий для
формирования мотива речевой
деятельности. Развитие активного
произвольного внимания к речи

слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения сопряженно
и отраженно

6.

Обследование
фонетических
процессов

Выполнение
предъявляемых на слух
словесных инструкций
различной сложности
направлено на изучение
фонетики:
звукопроизношения и
просодики

окружающих

Диагностический
материал

Понимание простых по звуковому
составу слов - предметов

Развитие общих речевых навыков
7.

Дыхательная
гимнастика

Развивать
Лексическая тема
физиологическое (речевое «Осень»
дыхание),

Коррекция физиологического
дыхания на основе игровых
упражнений : «Осенние листочки»,
«Узнай овощ»

8.

Упражнения на
развитие речевого
дыхания с речевым
сопровождением

Развивать
Лексическая тема
физиологическое (речевое «Осень»
дыхание), длительность
речевого выдоха.

Коррекция физиологического
дыхания на основе игровых
упражнений : «Веселый счет»,
«Пропевание гласных»

9.

Артикуляционная
гимнастика

Выполнять упражнения
артикуляционной
гимнастики, работать
перед зеркалом по

Развитие артикуляционной моторики
и переключаемости на основе
различных упражнений

Игры с палочками, с
прищепками, зеркала.
«Сказка о весёлом

подражанию.

язычке»

10. Голос.(громко-тихо)

Вызывать естественный
Лексическая тема : «В
звучный голос,
лесу»
произносить слоги,
сопровождаемые
движениями, работать над
силой голоса, умением
моделировать голос в
соответствии с речевой
ситуацией.

Развитие общих речевых навыков на
основе упражнений в изменении силы
голоса

11. Темп и ритм речи.

Выполнять сопряженно с
логопедом
проговаривания слоги, с
чередованием быстрого и
медленного темпа.

Лексическая тема :
«Овощи»

Развитие общих речевых навыков на
основе упражнений в пропевании
гласных

12. Пластический этюд

Выполненять действия в
соответствии с
содержанием текста, с
интонацией радости,
печали, досады
,нежности.

Лексическая тема :
«Овощи»

Коррекция эмоционально-волевой
сферы на основе упражнений
психогимнастики

Сказка «Колобок»,
предметные, сюжетные
картинки по содержанию
сказки, пальчиковые
куклы

Коррекция пространственных
представлений с помощью предлогов
(на, под, за, в). Развитие
произвольного внимания при
выполнении посильных учебных

Развитие психологической базы речи
13. Слушание сказки
Проявлять интереса к
«Колобок», с
сказке, понимать сюжет
последующим
услышанного, находить
обыгрыванием
героя сказки

задач.
14. Практические
упражнения на
ориентировку в
пространстве

Определять
пространственное
расположение предметов
по отношению к самому
себе и другим предметам

Геометрические фигуры

Развитие
и
коррекция
пространственных представлений на
основе упражнений «Четыре точки»
«Повтори движение» (стоя рядом),
«Сделай как я» (стоя напротив),
графических диктантов.

15. Развитие мелкой
моторики.
Правильное
удерживание
карандаша, ручки
16- Штриховка косой,
17. горизонтально,
вертикально

Выполнять узор «паучок»
и «улитка»; развивать
графомоторные навыки,
готовить руку к письму.

Лексическая тема «В
парке»

Коррекция графо моторных навыков
на основе упражнений «улитка»,
«паучок»

Выполнять штриховку в
различных направлениях
на листах без разлиновки

Лексическая тема
«Фрукты»

Развитие зрительно-моторной
координации и графо моторных
навыков на основе выполнения
графических упражнений.

18- Письмо элементов
19. букв

Прописывать элементы
букв, непрерывные
крючки (волна), палочки,
овалы в строке

Лексическая тема
«Фрукты и овощи»

Развитие зрительно-моторной
координации и графо моторных
навыков на основе выполнения
графических упражнений.

20. Игры и упражнения
с сериями картинок,
лото

Классифицировать
предметы, понимать
понятия «Овощи» ,
«Фрукты», выполнять
игровые действия,
называть 2-5 слов в

Лексическая тема
«Фрукты и овощи»

Зрительное восприятие, внимание и
память. Логическое мышление.

соответствии с
лексической темой
Развитие импрессивной речи.
21. Понимание слов,
обозначающих места
расположения
объектов «около»

Вслушиваться в речь,
сосредотачиваться на
смысловом содержании
речевого материала.

Лексическая тема
«Домашние животные»

Коррекция пространственных
представлений с помощью предлога
(около). Развитие произвольного
внимания при выполнении
посильных учебных задач.

22. Подбор картинок к
услышанному слову

Выделять предметы по
слову названию, называть
их по первому слогу,
находить подходящую
картинку

Словарь: кошка, собака,
корова, коза,

Развитие эмоционального отклика на
основе игровых упражнений на
развитие общей и мелкой моторики

23. Понимание слов,
обозначающих
предмет, признак
предмета

Выделять предметы по
слову названию, называть
их по первому слогу,
находить подходящую
картинку

Словарь: кошка, собака,
корова, коза,

Развитие эмоционального отклика на
основе игровых упражнений на
развитие общей и мелкой моторики

24. Подбор картинок к
услышанному слову

Выделять предметы по
слову названию, называть
их по первому слогу,
находить подходящую
картинку

Лексическая тема: «Дикие Развитие вербальных и
животные»
невербальных компонентов
коммуникации, речевой активности
на основе упражнений при
рассматривании картинок

25. Понимание слов,
обозначающих
действия

Выделять предметы по
слову названию, называть
их по первому слогу,
находить подходящую

Словарь: заяц, волк, лиса,
медведь

Развитие импрессивной и
экспрессивной речи на основе
упражнений соотносить изображение

картинку

с его словесным обозначением

26. Понимание
обобщающих
понятий
«Животные»

Вслушиваться в речь,
сосредотачиваться на
смысловом содержании
речевого материала

Словарь: кошка, собака,
корова, коза. Словарь:
заяц, волк, лиса, медведь

Коррекция мышления на основе
упражнения на классификацию диких
и домашних животных.

27. Речевое
стимулирование
понимания вопросов
косвенных падежей:
«Кому, у кого, куда,
где?»

Понимать вопросы с
использованием
вопросительных слов:
кому, у кого, чем, куда
(«Покажи, кому мама»,
«Покажи, у кого мяч»,
«Покажи, чем рисует
девочка», «Покажи, куда
..»).

Лексическая тема
«Семья»

Развитие импрессивной и
экспрессивной речи на основе
упражнений в понимании вопросов
косвенных падежей.

28. Составление
двухсловных
предложений

Составлять рассказа из 23х предложений

Лексическая тема
«Семья»

Коррекция речевой и эмоциональной
активности на основе упражнений в
составлении предложений по образцу

29. Рассматривание
серии сюжетных
картин «Дети в
школе»
30. Понимание слов,
обозначающих
действия предмета
(пить, есть, сидеть,

Понимать названия
действий по картинке,
подражать им.

Лексическая тема:
«Школа»

Коррекция зрительного восприятия,
произвольного внимания и моторной
памяти на основе игровых
упражнений.

Выделять предмет по
слову действию, называть
их по первому слогу,
находить подходящую

Словарь: школа, класс,
учитель, ученик, парта,
доска, мел, урок,

Развитие импрессивной и
экспрессивной речи на основе
упражнений соотносить изображение

стоять)

картинку.

перемена

с его словесным обозначением.

Развитие фонетико-фонематических процессов
31. Звук А

Знать артикуляторномоторный образ звука А

Лексическая тема:
«Игрушки»

Коррекция фонетической стороны
речи и элементарных
произносительных навыков

32. Звук У

Знать артикуляторномоторный образ звука У

Активизация словаря на
тему: «Игрушки»

Коррекция фонетической стороны
речи и элементарных
произносительных навыков

33. Звук И

Знать артикуляторномоторный образ звука И

Лексическая тема: «Время Коррекция фонетической стороны
года- зима»
речи и элементарных
произносительных навыков

34. Звук О

Знать артикуляторномоторный образ звука О

Лексическая тема:
«зимние забавы»

Коррекция фонетической стороны
речи и элементарных
произносительных навыков

35. Звук Э

Знать артикуляторномоторный образ звука Э

Лексическая тема:
«деревья»

Коррекция фонетической стороны
речи и элементарных
произносительных навыков

36. Графические
действия с
использованием
элементов букв
(обводка,
штриховка,
печатание букв )

Прописывать элементы
букв, (обводка,
штриховка, печатание
букв )

Лексическая тема:
«зимние забавы»

Развитие зрительно-моторной
координации и графомоторных
навыков на основе выполнения
графических упражнений.

37. Уточнение
произношения
гласных звуков:
АУИОЭ
38. Органы
артикуляции.

Дифференцировать
моторные, слуховые
образы гласных звуков

Лексическая тема:
«Профессии»

Коррекция зрительного и слухового
восприятия на основе упражнений на
дифференциацию гласных звуков.

Артикуляцию гласных
звуков. Понимать
значение глаголов «петь»,
«молчать

Лексическая тема:
«Профессии»

Корреция артикуляционной моторики
на основе упражнений

39. Определение
гласных звуков в
односложных словах
(ум, ам, оп, мак, дом,
бык, кот).
40. Конструирование
изученных букв.

Произносить, выделяя
голосом гласные звуки в
односложных словах.

Дидактическая игра: Что
лишнее? Чего не стало?

Коррекция мышления на основе
упражнений в звуко буквенном
анализе.

Собирать буквы и фигуры Лексическая тема:
из нескольких элементов «Транспорт»
на листе в клеточку ,
называть звуки.

Коррекция пространственных
представлений на основе упражнений
в ориентации на плоскости листа.

41. Слушание и
договаривание
сказки «Репка»

Отрабатывать
Персонажи сказки, театр
произносительные навыки кукол би-бо-бо
(в пределах доступного
словаря), вслушиваться в
содержание
прочитанного.

Коррекция эмоционально-волевой
сферы на основе игровых
упражнений с куклами-рукавичками.

42- Звук «М».
43. Звукоподражания:
«му», «ам», «мяу»,

Выделять заданный звук
в слове;
дифференцировать

Развитие слухового восприятия и
мышления на основе упражнений в
звуковом анализе слов.

Лексическая тема: «Дом»

«ме».

оппозиционные группы
звуков

44. Звук «М» Слова:
мама, мой, Мила,
мыть.

Произносить, выделяя
голосом звук в
односложных словах,
находить зрительный
образ- букву

Лексическая тема:
«Чаепитие»

Коррекция зрительного и слухового
восприятия на основе упражнения
«Найди букву – назови звук»

45. Притяжательные
местоимения «мой,
моя, моё, мои»

Подбирать словапредметы к
местоимениям, строить
высказывания из двух
слов.

Лексическая тема:
«Одежда»

Развитие импрессивной и
экспрессивной речи на основе
упражнений соотносить изображение
с его словесным обозначением.

46. Притяжательные
местоимения «мой,
моя, моё, мои»

Подбирать словапредметы к
местоимениям, строить
высказывания из двух
слов.

Лексическая тема:
«Одежда»

Развитие импрессивной и
экспрессивной речи на основе
упражнений соотносить изображение
с его словесным обозначением.

47. Упражнения в
составлении слогов
по карточкам

Составлять слоги,
прочитать их, соотнести с
картинкой

Лексическая тема: «Время Развитие слухового восприятия и
года»
мышления на основе упражнений в
звуковом анализе слов.

48. Согласование
числительных
(«один», «два»,
«три») с
существительными
мужского рода.

Называть числительные,
согласовывать с
предметами различными
по родам

Лексическая тема:
«Мебель»

Коррекция речевой и эмоциональной
активности на основе упражнений в
составлении предложений по образцу

49. Согласование
числительных
(«одна», «две»,
«три») с
существительными
женского рода.
50. Определение
последовательности
звуков в
звукокомплексах

Называть числительные,
согласовывать с
предметами различными
по родам

Лексическая тема:
«Мебель»

Коррекция речевой и эмоциональной
активности на основе упражнений в
составлении предложений по образцу

Определять
последовательность
звуков, уметь работать с
сигнальными карточками.

Лексическая тема:
«Птицы»

Развитие слухового восприятия и
мышления на основе упражнений в
звуковом анализе слов.

51. Проговаривание и
чтение обратных
слогов.

Понимать инструкцию,

Лексическая тема:
«Птицы»

Коррекция речевой активности на
основе упражнений в чтении слогов.

52. Проговаривание и
запоминание
односложных слов.

Понимать обращенную
речь, показывать по
инструкции
определенную картинку
из 4-5 предложенных.

Лексическая тема: «На
птичнике»

Коррекция внимания и слуховой
памяти на основе упражнений в
назывании и запоминании слов.

53. Проговаривание и
запоминание
односложных слов.

Понимать обращенную
речь, показывать по
инструкции
определенную картинку
из 4-5 предложенных.

Лексическая тема:
«Весна, мамин праздник»

Коррекция внимания и слуховой
памяти на основе упражнений в
назывании последнего слова.

54. Проговаривание
последнего слова в
предложении с
опорой на картинку

Понимать смысловую
нагрузку предложения,
договаривать слова с
опорой на картинку.

Лексическая тема: «Моя
семья»

Коррекция внимания и слуховой
памяти на основе упражнений в
назывании последнего слова.

55. Составление
простого
предложения из двух
слов.

Составлять предложение
из указательного слова и
имени существительного
(Вот мама. Там папа.Этот
…Туда)

Лексическая тема: «Моя
семья»

Коррекция речевой активности на
основе упражнений в составлении
предложения из двух слов.

56. Составление
предложения из
обращения и глагола
в повелительном
наклонении

Составлять предложение
из обращения и глагола в
повелительном
наклонении(Оля,дай.)

Лексическая тема:
«Посуда»

Коррекция речевой активности на
основе упражнений в составлении
предложения из двух слов.

57. Составление
предложения из
обращения глагола в
повелительном
наклонении и имени
существительного.

Составлять предложения
из обращения глагола в
повелительном
наклонении и имени
существительного (На
возьми, ).

Лексическая тема:
«Посуда»

Коррекция речевой активности на
основе упражнений в составлении
предложения из двух слов.

58. Построение ответа
на вопросы, с
использованием
предлога на.

Понимать ,отвечать на
Лексическая тема:
вопрос учителя, используя «Насекомые»
предлог на

Коррекция речевой активности на
основе упражнений в составлении
предложения из двух слов.

59. Понимание значения
простых глаголов:
сидит, ест, бежит,
идет, стоит.

Понимать значение слов,
обозначающих действие
(бежит, сидит, ест, идет,
стоит)

Лексическая тема:
«Зоопарк»

Коррекция речевой активности на
основе упражнений в составлении
предложения из двух слов.

60- Выполнение
61. действий с
игрушками по

Выполнять действия с
игрушками по
инструкции.

Лексическая тема:
«Зоопарк»

Коррекция двигательной и моторной
памяти на основе упражнений с
игрушками.

инструкции
62- Прослушивание
63. аудиозаписей
голосов животных
(корова, лошадь,
коза, собака, кошка,
свинья)

Слушать, узнавать и
соотносить с предметным
изображением на
картинке, называть.

Лексическая тема:
«Домашние животные»

Развитие слухового восприятия на
основе упражнений в прослушивании
аудиозаписей.

64. Упражнения в
составлении слогов
по карточкам

Выполнять графические
действия с
использованием лекал,
шаблонов

Лексическая тема:
«Одежда»

Коррекция графо-моторных навыков
на основе упражнений с
использованием лекал, шаблонов

65. Соотнесение звука с
буквой

Выполнять графические
действия с
использованием лекал,
шаблонов

Словарь: кофта. юбка,
брюки, платье, одевать,
раздевать ,снять. одеть,
застегнуть, растегнуть

Коррекция графо-моторных навыков
на основе упражнений с
использованием лекал, шаблонов

66- Диагностика
68. речевых
возможностей
данной группы
обучающихся на
конец года

Выполнять задания
учителя, понимать
обращенную речь,
показать уровень
сформированности
активного и пассивного
словаря

Заполнение речевых карт

Развитие волевых усилий при
выполнении упражнений по заданию
учителя

Итого

68 часов

Материально-техническое обеспечение учебного предмета
«Альтернативная коммуникация» включает:

графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями
объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв,
коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.

детские наборы посуды, предметы быта;

предметные, сюжетные картинки;

дидактические игры: «Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»;

тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира;

игрушки дидактические и сюжетные:

наборы сказочных персонажей;

набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);

трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей;

графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями
объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

картотека дидактических игр и упражнений по чтению;

картинная азбука;

карточки для индивидуальной работы;

настенная касса для букв разрезной азбуки;

наборное полотно;

касса слогов;

слоговые таблицы.
Электронные устройства
Аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в
общественных местах.


Информационно-методическое обеспечение.
-http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»;
-http://www.tgpi.tob.ru/info/kaf/pedagog/ped/ - коррекционная педагогика, коррекционно-развивающее обучение;
-http://www.mapryal.org - сеть творческих учителей.
Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи,
содержание обучения, контроль результатов

Условные показатели самостоятельности
- действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен)

!

Действие выполняется обучающимся
- со значительной помощью взрослого

ПП

- с частичной помощью взрослого

П

-по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

И

- по подражанию или образцу

О

- самостоятельно

С

-узнаёт объект

У

- не всегда узнаёт объект

НВУ

- не узнаёт объект

НУ
Реакция на воздействие

- реакция отсутствует

РО

- негативная реакция

Н

- нейтральная реакция

НР

- положительная реакция

ПР

Предметы, задачи и содержание обучения
начало года

середина года

конец года

«Альтернативная коммуникация»
Понимает слова, обозначающие объекты, их признаки, действия,
явления природы
Узнаёт изученные предметы и понятия и показывать их на картинках
Использует жесты для коммуникации
Обозначает словом предмет, действие предмета
Подбирает отдельные картинки предметов к предложенному слову
Читает и называет изученные буквы
Узнает изученные буквы среди множества других букв
Узнает буквы по их элементу
Читает прямые слоги
Читает простые слова
Составляет предложения по картинке из трёх (четырёх) слов
Соотносить слово и предмет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».