государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «25» августа 2024 г. №115/1-од Рабочая программа Коррекционного курса «Двигательное развитие» для обучающихся по АООП (2 вариант) 2 класс Составитель: Попова Е.Ю., учитель 1 кв.к. г. Красноуфимск 2024г. 2 Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). При разработке программы учитывался контингент обучающихся школы с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Цель программы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков. Задачи. мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений; расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. формирование положительного эмоционального фона; воспитание у обучающихся умения активного общения в процессе уроков, выработки навыков коммуникации, социальной адаптации. формирование и развитие координации, пространственных представлений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Место предмета среди других предметов учебного плана Учебный предмет «Двигательное развитие» входит в коррекционный курс и является обязательной частью образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) и изучается на всех этапах обучения. В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Содержание предмета «Двигательное развитие» 3 Содержание учебного предмета «Двигательное развитие» представлено следующими разделами: коррекция и формирование правильной осанки; коррекция и развитие сенсорной системы; формирование и укрепление мышечного корсета; развитие точности движений пространственной ориентировки. Раздел «Коррекция и формирование правильной осанки» Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы. Формирование и укрепление мышечного корсета. Упражнения с предметами и без них. Знакомство с ходьбой по гимнастической скамейке с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к плечам). Раздел «Коррекция и развитие сенсорной системы» Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития. Упражнения с различными предметами (мячами – ёжиками, с различными малыми мячами, с гимнастической палкой, с ленточками, с верёвочкой (узелок одной рукой, бантик и узелок, плетёнка)). Раздел «Формирование и укрепление мышечного корсета» Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи фитболов, больших мячей. Обучения комплекса упражнения с малым мячом для профилактики миопии. Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника. Раздел «Развитие точности движений пространственной ориентировки» Ходьба по залу и линиям, по кругу с чередованием на пятках и носках, с подниманием бедра. Ходьбой по залу по «следам» с обходом кеглей и т.д. Деление обучающихся на группы По решению ППк обучающиеся 2 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий, понимания инструкций, по характеру овладения учебными действиями по коррекционному курсу «Двигательное 4 развитие» условно разделены на 2 группы: 1 группа: 2 группа: 1 группа Уровень познавательной активности низкий. Работоспособность снижена. Все высшие психические функции развиты на низком уровне. Внимание кратковременное. Переключаемость с одного вида деятельности на другой снижена. Концентрация внимания недостаточная. Целенаправленная деятельность на стадии формирования. Простые задания могут выполнить самостоятельно. Инструкцию к заданию необходимо повторить несколько раз. Снижены все виды памяти. Преобладает зрительная память. Запоминание механическое. Преобладающий вид мышления наглядно – действенный с элементами наглядно-образного. Словарный запас ограничен ближайшим окружением. Наблюдается неточность понимания и употребления многих слов. У обучающихся данной группы произвольность деятельности сформирована недостаточно. Слабое понимание цели и задач. План деятельности самостоятельно составить не могут. Предложенную работу выполняют по образцу и по показу (Делай как я). Необходимо упрощение инструкции и многократность отработки техники выполнения. Обучающиеся этой группы ориентируются в зале, есть навыки правильной ходьбы, бега, прыжков, в передвижении на лыжах различными способами, передачи, ловли и броске мяча. Участвуют в подвижных играх, соблюдая элементарные правила игры. 2 группа Уровень психического и познавательного развития не соответствует возрасту. Восприятие на слух информации затруднено, понимает простую словесную инструкцию. Требуется повторение, упрощение или зрительная опора, указывающие жесты. Обработка информации требует больше времени. Отмечается узость зрительного восприятия. Внимание крайне неустойчивое, высокая отвлекаемость, наблюдается избирательность. Внимание привлекается на непродолжительное время. Переключение с одного вида деятельности на другой затруднено. 5 Все основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение нарушены. Преобладает зрительная память. Узнает наглядный, учебный материал после многократных предъявлений. Минимальные освоенные знания применяются механически, как заученные штампы. Мышление конкретное, наглядно – действенное, тугоподвижное. Операции анализа и синтеза недоступны. Классификации, обобщения производит на ситуативном уровне. Смысловые связи не устанавливает. Работоспособность резко снижена. Интерес к заданиям поверхностный. Мотивация к учебной деятельности не сформирована. Низкий уровень развития произвольности познавательных процессов. Подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели, следовать установленному плану не может. Не удерживает цель в предлагаемых заданиях. При выполнении заданий необходимы все виды помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, объясняющая). Простые задания может выполнить самостоятельно. Инструкцию к заданию необходимо повторить несколько раз. Имеет элементарные навыки ходьбы, бега, прыжков, передачи, ловли и броска мяча. В игре участвует, но безынициативна. Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое. Планируемые результаты освоения программы ППк каждой группе обучающихся 2 класса определил следующие планируемые результаты обучения: Планируемый (ожидаемые) результаты 1 группа 2 группа Личностные (возможные) результаты Осознает и сообщает элементарные сведения о своей Приобретает основы персональной идентичности, осознание себя как жизни. «Я»; Осознает и сообщает о том, что может, а что ему пока не Обращение за помощью при помощи жестов (звуков) и принятие удается. помощи педагога, одноклассников. Проявляет желание оказывать помощь. Использует при помощи жестов (звуков) элементарные формы речевого этикета (спасибо, пожалуйста, до свидания). Использует элементарные формы речевого этикета (спасибо, пожалуйста, до свидания). Участвует в коллективных играх и делах. Участвует в коллективных играх и делах; Проявляет инициативу вступать в диалог (выразить свои 6 желания, просьбу о помощи, предложение о помощи). Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Предметные (возможные) результаты Выполняет движения и действия по речевой Выполняет движения и действия по речевой инструкции, или по инструкции, или по показу взрослого самостоятельно показу взрослого самостоятельно или с помощью взрослого; или с помощью взрослого; Выполняет действия с мячом: броски мячей разного размера; Выполняет действия с мячом: броски мячей разного прокатывание мяча одной, двумя руками; размера; прокатывание мяча одной, двумя руками; Ходит по ровной дорожке (или по скамейке), друг за другом, в паре, Ходит по ровной дорожке (или по скамейке), друг за с руками на поясе; другом, в паре, с руками на поясе; Выполняет повороты по ориентирам, по показу, по словесной Умеет стоять друг за другом, стоять взявшись за плечи, инструкции учителя; строиться в круг; Умеет выполнять действия по образцу и по подражанию; Прыгает на двух, на одной ноге на месте, с продвижением вперед, из обруча в обруч; Выполняет разминочные упражнения с предметами и без; Умеет пользоваться спортивными снарядами или орудиями (мячами, кеглями, обручами и др.); Выполняет повороты по ориентирам, по показу, по словесной инструкции учителя; Умеет выполнять действия по образцу и по подражанию; Управляет дыханием. Базовые учебные действия Входить и выходить из учебного помещения со звонком. Входить и выходить из учебного помещения со звонком. Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), помещения), пользоваться учебной мебелью. пользоваться учебной мебелью. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения Работать совместно с педагогом. (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. Выполнять задание в течение 5-7 минут. д.). Выполнять задание по образцу, по показу. Принимать цели и произвольно включаться в Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые 7 деятельность. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Выполнять инструкции педагога, выполнять действия по образцу и по подражанию. Использовать по назначению учебные материалы. Ориентироваться в расписании уроков с помощью педагога. помещения. Использовать по назначению учебные материалы. Виды деятельности Наименование раздела Формы работы: индивидуальная, групповая Коррекция и формирование правильной осанки Коррекция и развитие сенсорной системы Формирование и укрепление мышечного корсета Развитие точности 1 группа 2 группа Знает какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; выполняет правильно имитационные упражнения; выполняет простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; выполняет простейшие упражнения в вытяжении; знает названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила Выполняет простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; выполняет простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершает мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. Выполняет правильно имитационные упражнения; выполняет простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; выполняет простейшие упражнения в вытяжении; Принимает правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следит за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. Умеет выполнять упражнения для укрепления мышц глаз. Принимает правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Выполняет ходьбу боком по гимнастической палке, по Выполняет ходьбу боком по гимнастической палке, по Выполняет простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; выполняет простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. 8 движений пространственной ориентировки обручу, по канату, по гимнастической стенке; умеет свободно ориентироваться в частях тела. Выполняет повороты на месте (направо, налево). обручу, по канату, по гимнастической стенке; Выполняет повороты на месте (направо, налево). Календарно-тематическое планирование Двигательное развитие № п/п Тема занятия Коррекционные цели 1 Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения физических упражнений 2 Наклоны головы (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе) стоя и сидя Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения физических упражнений 3 Повороты головы (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения головой (по часовой стрелке и против часовой стрелки) Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность, несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических упражнений Выполнение движений руками: вперед, назад Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения физических упражнений Выполнение движений руками: вверх, в стороны, «круговые». Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность, несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических упражнений Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения физических упражнений Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа. Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения физических упражнений Упражнения для укрепления мышц рук. Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения физических упражнений 4 5 6 7 8 9 Выполнение движений пальцами рук: сгибание пальцев в Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения физических кулак /разгибание. упражнений 9 Наклоны туловищем. Коррекция нарушения в движениях на основе выполнения физических упражнений Повторение основных положений рук, ног, туловища, головы. Коррекция памяти на основе выполнения физических упражнений 12 Бросание мяча двумя руками от груди. Упражнения с ленточками. Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения физических упражнений с предметами. 13 Бросание мяча двумя руками от уровня колен Упражнения с обручами. Коррекция памяти на основе выполнения физических упражнений с предметами. 14 Бросание мяча двумя руками из-за головы. Упражнения с обручами Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения физических упражнений с предметами. 15 Бросание мяча двумя руками одной рукой от груди. Упражнения с мячами. Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения физических упражнений 16 Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. Коррекция внимания на основе выполнения физических упражнений Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой). Упражнения с мячами Ловля мяча на уровне колен, над головой Коррекция внимания на основе выполнения физических упражнений 19 Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения физических упражнений 20 Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет. Коррекция внимания на основе выполнения физических упражнений Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях. Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения физических упражнений Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения физических упражнений Коррекция внимания на основе выполнения физических упражнений 10 11 17 18 21 22 23 Изменение длительности дыхания. Ходьба по залу и линиям. Коррекция внимания на основе выполнения физических упражнений 10 24 25 26 27 28 29 30 31 Ходьба по кругу с чередованием на пятках и носках. Ходьба по залу с изменением направления. Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность, несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических упражнений Коррекция памяти на основе выполнения физических упражнений Ходьба ровным шагом, ходьба на носках. Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность, несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических упражнений Ходьба по кругу, взявшись за руки. Коррекция внимания на основе выполнения физических упражнений Ходьбой по залу по «следам» с обходом кеглей и мячей, кубиков. Ходьба с подниманием бедра. Коррекция памяти на основе выполнения физических упражнений Ходьба приставным шагом. Коррекция памяти на основе выполнения физических упражнений Упражнения с гимнастической палкой. Коррекция внимания на основе выполнения физических упражнений Упражнения с мячами – ёжиками. Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения физических упражнений 33 Упражнение «Змея», «Ящерица». Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность, несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических упражнений Коррекция памяти на основе выполнения физических упражнений 34 Упражнение «Кошка», «Медвежата» Коррекция памяти на основе выполнения физических упражнений 32 Итого 34 ч. Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль результатов Условные показатели самостоятельности - действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен) Действие выполняется обучающимся - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого -по последовательной инструкции (по изображению или вербально) ! ПП П И 11 - по подражанию или образцу - самостоятельно -узнаёт объект - не всегда узнаёт объект - не узнаёт объект О С У НВУ НУ Реакция на воздействие - реакция отсутствует - негативная реакция - нейтральная реакция - положительная реакция РО Н НР ПР Предметы, задачи и содержание обучения начало года середина года Двигательное развитие выполняет исходные положения (стоя, сидя) ориентируется в пространстве зала, класса перекладывает, перекатывает предметы стоит с опорой и без опоры выполняет движения руками, ногами ходит, бегает в различном темпе выполняет прыжки выполняет ползание выполняет броски управляет дыханием участвует в двигательной и игровой деятельности работает со спортивным инвентарем Материально техническое обеспечение образовательной деятельности. телевизор, CD/DVD –проигрыватели; аудиомагнитофон; аудиозаписи; конец года 12 коврики для упражнений; гимнастические палки, обручи, мячи, мячи-ежики, скакалки; секундомер. Учебно-методический комплекс: 1. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционноразвивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др..; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. 2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144 с.: ил. 2. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционноразвивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил. 3. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие /Л. Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009. – 224 с. 4. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурнооздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. – 152 с.