Изобразительная деятельность 2 класс

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Педагогического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «25» августа 2024 г. №115/1-од

Рабочая программа
для обучающихся 2 класса
АООП УО (ИН) (2 вариант)
Предметная область: Изобразительная деятельность

Составитель Серебренникова Ю.В.

г. Красноуфимск
2024 год.

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с основными
положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)
Данная программа является адаптированной для образования обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа по изобразительной деятельности реализуется поэтапно, в связи с этим как содержание направлений, так
и порядок разделов (лепка, аппликация, рисование) необходимо соблюдать в течение всего периода обучения детей.
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях. Для обучающихся 2 группы
реализация программы показана в групповой и индивидуальной форме обучения (в рамках 1 и 2 направлений).
Цель обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты
окружающей действительности художественными средствами.
Основными задачами является:
 развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений
пользоваться инструментами;
 обучение доступным приёмам работы с различными материалами;
 обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
 развитие художественно-творческих способностей.
Деление обучающихся на группы
По решению ППк обучающиеся 2 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий, понимания
инструкций, по характеру овладения учебными действиями по учебному предмету «Изобразительная деятельность»
условно разделены на 2 группы:
1 группа:
2 группа:
1 группа - Вступают в беседу, отвечают на поставленные вопросы. Умеют организовывать рабочее место. Работают
по инструкции учителя. Используют и называют материалы и инструменты для рисования, аппликации, лепки. Освоили

некоторые приемы рисования, лепки, аппликации. Самостоятельно работают карандашом, кистью, ножницами, клеем.
Соблюдают последовательности действий при выполнении работ. Выбирают нужные цвета. Правильно применяют
трафареты, шаблоны. Сравнивают образец со своей работой.
2 группа – У обучающихся данной группы идёт формирование познавательной, речевой, эмоционально-волевой,
двигательной сферы деятельности. Речью, как средством общения не пользуются. Рабочее место самостоятельно не
организовывают, Инструкцию к заданию не понимают. Работают в медленном темпе, со всеми видами помощи. Знают и
показывают материалы и инструменты для рисования, аппликации, лепки. Освоили минимум приемов рисования, лепки,
аппликации.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения.
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у обучающегося положительную
эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность.
Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих
показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это
делает жизнь обучающегося интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного
достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в
последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в
технике батик, календарей, блокнотов.
Навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении изделий из
керамики, полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции.
Содержание учебного предмета
«Изобразительная деятельность» представлено следующими разделами:
 «Лепка»
 «Рисование»

 «Аппликация».
Планируемые результаты освоения программы
ППк каждой группе обучающихся 2 класса определил следующие планируемые результаты обучения:
Планируемый (ожидаемые) результаты












1 группа
С интересом воспринимает изодеятельность: рисование,
лепку, аппликацию.
Положительная, эмоциональная реакция к ИЗО
деятельности
Умеет
пользоваться
красками,
карандашами,
кисточками.
Умеет пользоваться мелками, фломастерами. Умеет
пользоваться пластилином.
Узнаёт инструменты и приспособления для работы с
пластилином, стэка, подложка, валик. Умеет работать с
отдельными заготовками, умеет пользоваться клеем при
работе с бумагой. Знает различные виды бумаги.
Умеет пользоваться трафаретом, ножницами.
Умеет работать с карандашами, проводить линии с
нажимом и без нажима.
Освоил приёмы работ с кистью (касание)
Умеет получать цвета красок путём смешивания. Умеет
соединять точки.
Умеет закрашивать внутри контура.











2 группа
С интересом воспринимает изодеятельность: рисование, лепку,
аппликацию.
положительная, эмоциональная реакция к ИЗО деятельности.
понимает жестовую инструкцию;
понимает инструкцию по инструкционным картам;
понимает инструкцию по пиктограммам;
выполняет стереотипную инструкцию
выполняет действие рука -в- руке;
подражает действиям, выполняемым педагогом;
последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу
педагога;

Личностные (возможные) результаты

1 группа






принимать помощь;
обращаться за помощью;
участвовать в совместных видах деятельности;
делиться игрушками (учебными принадлежностями);
проявлять потребность в общении (вербально/не
вербально).

2 группа
 Будет иметь возможность понимать язык эмоций (одобрения –
неодобрения) с помощью поз, мимики, жеста.
 Будет иметь возможность устанавливать контакт:
- фиксация взгляда на лице собеседника,
- привлечение к себе внимания любыми доступными средствами

Базовые учебные действия







1 группа
2 группа
умение
выполнять
действия
по
образцу
и по подражанию:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 выполняет действие рука -в-руке;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
 подражает действиям, выполняемым педагогом;
помещения);
 последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу
передвигаться по школе, находить свой класс, другие
педагога;
необходимые помещения;
 выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на
задание);
выполнять простые инструкции педагога;
использовать по назначению учебный материал.

Наименование раздела

Направления работы

Виды деятельности
1 группа

Формы работы: индивидуальная, групповая
Лепка.
− Узнавание (различение) пластичных
материалов: пластилин, тесто, глина.
− Узнавание (различение) инструментов
и приспособлений для работы с

Выполняет простые
инструкции учителя.
Знает и выбирает требуемые
материалы,

2 группа
Понимает жестовую инструкцию;
понимает
инструкцию
инструкционным картам;

по

Рисование

Аппликация

пластичными материалами: стека, нож
для пластилина
− Разминание пластилина
− Отрывание кусочка материала от
целого куска.
−Отщипывание кусочка материала от
целого куска.
−
Отрезание
кусочка
материала
ножиком(стекой).
− Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).
− Катание колбаски на доске (в руках).
− Катание шарика на доске (в руках)
Узнавание (различение) материалов и
инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши,
фломастеры, палитра, мольберт,
кисти, емкость для воды.
−
Освоение
приемов
рисования
карандашом.
−Соблюдение
последовательности
действий при работе с красками
− Освоение приемов рисования кистью:
прием касания, прием примакивания.
− Выбор цвета для рисования
− Рисование: пятна, штрихи, полосы,
ломаные линии.
− Рисование контура предмета по
контурным линиям (по опорным точкам,
по трафарету, по шаблону, по
представлению)

Раскладывает в необходимом
порядке,
выполняет действия за
учителем.

Умеет рисовать вертикальные и
горизонтальные
линии.
Умеет рисовать по трафарету,
шаблону.
Умеет
отрезать
кусочки
пластилина стэком.
Умеет соединять детали между
собой.
Различать
и
узнавать
инструменты и
материалы, используемые на
уроке;
- наносить на лист пятна, мазки
и штрихи (красками,
мелками, карандашами и пр.);
-адекватно и эмоционально
реагировать
на демонстрируемые
предметы и объекты.
− Узнавание (различение) разных видов Не
сформированы
бумаги: цветная бумага, картон,
представления о том, как

понимает
инструкцию
по
пиктограммам;
выполняет стереотипную инструкцию
выполняет действие рука -в- руке;
подражает действиям, выполняемым
педагогом;
последовательно выполняет отдельные
операции действия по образцу
педагога.

Не умеет правильно держать
карандаш, после исправления
продолжает держать неправильно
Пальцы напряжены, сильный нажим
(едва заметный след
карандаша)
Выполняет стереотипную инструкцию
выполняет действие рука -в- руке;

Не сформированы
представления о том,

фольга, салфетка и др.
− Узнавание (различение) инструментов
и приспособлений, используемых для
изготовления аппликации: ножницы,
трафарет, дырокол.
− Сминание бумаги.
− Отрывание бумаги заданной формы
(размера).
− Сгибание листа бумаги пополам
(вчетверо, по диагонали).
− Намазывание всей (части) поверхности
клеем.
− Разрезание бумаги ножницами:
выполнение надреза, разрезание листа
бумаги. Вырезание по контуру.
− Сборка изображения объекта из
нескольких деталей.
− Конструирование объекта
Из бумаги: заготовка отдельных
деталей, соединение деталей между
собой.
− Использование в работах различных
материалов (природный, крупы)

наносится клей (формы плохо
намазывает может
иметь место
намазывание
на
лицевой
стороне формы), в процессе
работы не обращает внимание
на
порядок.
Работа не аккуратна, не
обращает внимания
на порядок на рабочем месте.

как наносится клей (формы плохо
намазывает может иметь место
намазывание на лицевой стороне
формы), в процессе работы
обращает внимание на порядок.

не

Календарно – тематическое планирование

№ п/п
1
2
3
4

Изобразительное искусство
Тема занятия
Коррекционные цели
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин,
Коррекция памяти на основе упражнений в узнавании (различении)
Узнавание (различение) пластичных материалов: тесто, глина.
пластичных материалов.
Узнавание (различение) инструментов.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для
работы с пластичными материалами.

Коррекция памяти на основе упражнений в узнавании (различении)
инструментов и приспособлений для работы с пластичными
материалами.
5

Разминание пластилина (теста, глины).

6
7

Раскатывание теста (глины) скалкой.
Отрывание кусочка материала от целого куска.

8
9

Откручивание кусочка материала от целого куска.
Отщипывание кусочка материала от целого куска.

10
11

Отрезание кусочка материала стекой.
Размазывание пластилина по шаблону.

12
13

Размазывание пластилина по внутри контура.
Катание колбаски на доске.

14
15

Катание колбаски в руках.
Катание шарика на доске.

16
17
18

Катание шарика в руках.
Получение формы путем выдавливания формочкой.
Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом
и др.).

19
20

Сгибание колбаски в кольцо.
Закручивание колбаски в жгутик.

21

Переплетение: плетение из 2-х колбасок.

22
23
24

Переплетение: плетение из 3-х колбасок.
Проделывание отверстия в детали.
Рисование стекой на пластилине

Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в
разминании, раскатывании кусочка пластичного материала.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в
отрывании, откручивании кусочка пластичного материала.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в
отщипывании и отрезании кусочка пластичного материала
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в
размазывании пластилина по шаблону, внутри контура.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в катания
колбаски на доске (в руках) из пластичного материала.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в катании
шарика на доске (в руках) из кусочка пластичного материала.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в
выдавливании формы из пластилина с помощью формочки,
вырезании заданной формы по шаблону стекой.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в сгибании
колбаски в кольцо, закручивании колбаски в жгутик из пластичного
материала.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в плетении
из пластичного материала.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в
проделывании отверстий в пластичном материале.

26

Расплющивание материала на доске (между ладонями, между
пальцами).
Скручивание колбаски (лепешки, полоски).

27

Защипывание краев детали.

28

Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием).

25

29
30
31
32
33
34

35
36

Соединение деталей изделия прищипыванием.
Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в освоении
приемов соединения деталей изделия из пластилина.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в
выполнении изделия из пластилина из одной (нескольких) частей.

Лепка предмета из нескольких частей.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага,
картон.
Коррекция памяти на основе упражнений в узнавании (различении)
разных видов бумаги для изготовления аппликации.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: фольга, салфетка
и др.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений.
Коррекция памяти на основе упражнений в узнавании

Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации.
Сминание бумаги.

37
38

Отрывание бумаги заданной формы (размера).
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).

39
40

Скручивание листа бумаги
Намазывание всей (части) поверхности клеем.

41

Рисование пальчиками на бумаге (короткие вертикальные
линии).
Рисование пальчиками на бумаге (в разных направлениях)
Разрезание бумаги ножницами.

42
43

Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в
расплющивании кусочка пластичного материала, скручивании
колбаски, защипывании краев детали.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в
защипывании краев детали.

(различении) инструментов и приспособлений, используемых для
изготовления аппликации.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в
сминании, отрывании бумаги заданной формы.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в сгибании
листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в
скручивании листа бумаги и намазывании всей (части) поверхности
клеем.
Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в
рисовании пальцами на бумаге.

44

Выполнение надреза, разрезание листа бумаги

45

Вырезание из бумаги прямых полос.

46

Вырезание по контуру.

47

Сборка изображения объекта из нескольких деталей.

48
49

Заготовка деталей к аппликации из полосок бумаги «Забор».
Сборка аппликации «Забор».

Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в резании
бумаги.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в
вырезании из бумаги.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в
вырезании по контуру и сборки изображения объекта из
нескольких деталей.
Коррекция мышления на основе упражнений в соблюдении
последовательности действий при изготовлении предметной
аппликации.

Заготовка деталей к аппликации из полосок бумаги «Домик».
50
51

Сборка аппликации «Домик».

52
53

Узнавание (различение) материалов и инструментов.
Узнавание (различение) материалов и инструментов,
используемых для рисования.

54

Оставление графического следа.

55
56

Освоение приемов рисования карандашом.
Рисование линий по контуру.

57

Обводка изображения по контуру карандашом.

58
59
60

Соблюдение последовательности действий при работе с
красками.
Освоение приемов рисования кистью и красками.
Освоение приема «Касание».

61

Рисование красками «Травка».

62

Освоение приема «Примакивание».

Коррекция мышления на основе упражнений в соблюдении
последовательности действий при изготовлении предметной
аппликации.
Коррекция памяти и мелкой моторики рук на основе упражнений в
узнавании (различении) материалов и инструментов, используемых
для рисования.
Коррекция памяти и мелкой моторики рук на основе упражнений в
оставлении графического следа.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в освоении
приемов рисования карандашом.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в освоении
приемов рисования карандашом.
Коррекция мышления на основе упражнений в соблюдении
последовательности действий при работе с красками.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в освоении
приемов рисования кистью.
Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в освоении
приемов рисования кистью.

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
82
83
84
85

Рисование красками «Цветок».
Освоение приема «Наращивание массы».
Рисование красками «Солнышко».

Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в освоении
приемов рисования кистью.

Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в освоении
приемов рисования кистью.
Выбор цвета для рисования.
Коррекция мышления на основе упражнений в выборе цвета
предметов.
Получение цвета краски путем смешивания красок других Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
цветов.
получении цвета краски путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
рисовании точек и линий.
Рисование красками «Снежинки».
Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
рисовании точек и линий.
Рисование красками «Забор».
Соединение точек.
Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в рисовании геометрических фигур по точкам.
Рисование геометрической фигуры: круг.
Рисование геометрической фигуры: овал.
Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в рисовании геометрических фигур по точкам
Рисование геометрической фигуры: квадрат.
Рисование геометрической фигуры: прямоугольник.
Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в рисовании геометрических фигур по точкам
Рисование геометрической фигуры: треугольник.
Закрашивание внутри контура.
Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в закрашивании внутри контура.
Заполнение всей поверхности внутри контура.
Заполнение контура точками.
Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в заполнении контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали).
Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в штриховке в разном направлении.
Двойная штриховка.
Штриховка внутри контура.
Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в штриховке внутри контура.
Рисование контура предмета по контурным линиям «Ежик».

86

Раскрашивание внутри контура предмета «Ежик».

87

Рисование контура предмета по контурным линиям «Колобок».

88

Раскрашивание внутри контура предмета «Колобок».

89
90

Рисование контура предмета по трафарету «Чайник».
Раскрашивание внутри контура предмета «Чайник».

91

Рисование контура предмета по шаблону.

92

Раскрашивание внутри контура предмета «Бабочка».

93

Рисование контура предмета по опорным точкам.

Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в рисовании контура предмета по контурным
линиям.
Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в рисовании контура предмета по контурным
линиям.
Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в рисовании контура предмета по контурным
линиям.
Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в рисовании контура предмета по контурным
линиям.

94

Раскрашивание внутри контура предмета «Пирамидка».

Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в рисовании контура предмета по контурным
линиям.

95
96
97

Рисование части симметричной половины предмета «Божья
коровка».
Раскрашивание внутри контура предмета «Божья коровка».
Рисование части симметричной половины предмета «Бабочка».

Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в рисовании части предмета.

98
99

Рисование части симметричной половины предмета «Бабочка».
Рисование предмета с натуры «Яблоко».

100

Расположение объектов на поверхности листа при рисовании.

101

Рисование с использованием нетрадиционных
рисование с солью.
Рисование с использованием нетрадиционных
рисование нитью.
Итого:

102

техник:
техник:

Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в рисовании части предмета.
Коррекция зрительного восприятия и графо-моторных навыков на
основе упражнений в рисовании предмета с натуры.
Коррекция пространственного восприятия
на основе упражнений в расположении объектов на поверхности
листа при рисовании.
Коррекция воображения на основе упражнений в рисовании с
использованием нетрадиционной техники - рисование с солью.
Коррекция воображения на основе упражнений в рисовании с
использованием нетрадиционной техники - рисование нитью.
102

Средства мониторинга и оценки динамики обучения
№
1
2
3
4
5
6

Параметры
Изобразительная деятельность
Проявляет интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Умеет использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности
(лепка, рисование, аппликация).
Умеет использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
Проявляет положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной
деятельности.
Стремится к собственной творческой деятельности, и умеет демонстрировать результаты работы.
Умеет выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

Комментарий Н.г. С.г. К.г

Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль
результатов
Показатели самостоятельности 2 класса
Действия выполняется взрослым (обучающаяся пассивна)
Действие выполняется обучающейся
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
-по последовательной инструкции (по изображению или вербально)
-по подражанию или образцу
-самостоятельно

!
ПП
П
И
О
С

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность»
 Наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы коврики,
фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки.

 Натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их
изготовлению.
 Репродукции картин.
 Изделия из глины.
 Альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы.
 Рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования.
 Видеофильмы, презентации, аудиозаписи.
 Оборудование: компьютер, проекционное оборудование;
 Магнитная и ковролиновая доски.
 Расходные материалы для изобразительной деятельности: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман),
карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь,
акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто,
пластичная масса, глина).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».