государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «25» августа 2024 г. №115/1-од Рабочая программа Предметная область: Искусство учебный предмет «Музыка и движение» для обучающихся по АООП (2 вариант) 2 класс Составитель: Попова Е.Ю., учитель 1 кв.к. г. Красноуфимск 2024г. Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). При разработке программы учитывался контингент обучающихся школы с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Цель: способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Задачи: Формирование эмоциональной и личностной сферы. Способствовать социализации и самореализации обучающихся. Формирование способности эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку. Формирование музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Формирование индивидуальных способностей к пению, танцу, ритмике. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений. Освоение игре на доступных музыкальных инструментах. Приобретение эмоционального и практического обогащения опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Формирование готовности к участию в совместных музыкальных мероприятиях Место предмета среди других предметов учебного плана Учебный предмет «Музыка и движение» входит в предметную область «Искусство» является обязательной частью образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) и изучается на всех этапах обучения. В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Содержание предмета «Музыка и движение» Содержание учебного предмета «Музыка и движение» представлено следующими разделами: «Слушание музыки». «Пение». «Движение под музыку». «Игра на музыкальных инструментах». Раздел «Слушание музыки» Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения. Раздел «Пение» Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне. Раздел «Движение под музыку» Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание или поднимание предмета, подбрасывание или ловля предмета, взмахивание предметом. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах. Раздел «Игра на музыкальных инструментах» Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле. Деление обучающихся на группы По решению ППк обучающиеся 2 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий, понимания инструкций, по характеру овладения учебными действиями по курсу «Музыка и движение» условно разделены на 2 группы: 1 группа: 2 группа: 1 группа Уровень познавательной активности низкий. Работоспособность снижена. Все высшие психические функции развиты на низком уровне. Внимание кратковременное. Переключаемость с одного вида деятельности на другой снижена. Концентрация внимания недостаточная. Целенаправленная деятельность на стадии формирования. Простые задания могут выполнить самостоятельно. Инструкцию к заданию необходимо повторить несколько раз. Снижены все виды памяти. Преобладает зрительная память. Запоминание механическое. Преобладающий вид мышления наглядно – действенный с элементами наглядно-образного. Словарный запас ограничен ближайшим окружением. Наблюдается неточность понимания и употребления многих слов. 2 группа Уровень психического и познавательного развития не соответствует возрасту. Работоспособность резко снижена. Интерес к заданиям поверхностный. Не удерживает цель в предлагаемых заданиях. Необходимы все виды помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, объясняющая). Восприятие на слух информации затруднено, понимает простую словесную инструкцию. Требуется повторение, упрощение или зрительная опора, указывающие жесты. Обработка информации требует больше времени. Отмечается узость зрительного восприятия. Внимание крайне неустойчивое, высокая отвлекаемость, наблюдается избирательность. Внимание привлекается на непродолжительное время. Переключение с одного вида деятельности на другой затруднено. Все основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение нарушены. Преобладает зрительная память. Узнает наглядный, учебный материал после многократных предъявлений. Минимальные освоенные знания применяются механически, как заученные штампы. Мышление конкретное, наглядно – действенное, тугоподвижное. Операции анализа и синтеза недоступны. Классификации, обобщения производит на ситуативном уровне. Смысловые связи не устанавливает. Наблюдается грубое нарушение всех структурных компонентов речи. Речь, как средство общения не использует Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое. Планируемые результаты освоения программы ППк каждой группе обучающихся 2 класса определил следующие планируемые результаты обучения: Планируемый (ожидаемые) результаты 1 группа 2 группа Личностные (возможные) результаты Осознает и сообщает элементарные сведения о своей Приобретает основы персональной идентичности, осознание себя как жизни. «Я»; Осознает и сообщает о том, что может, а что ему пока не Обращение за помощью при помощи жестов (звуков) и принятие удается. помощи педагога, одноклассников. Проявляет желание оказывать помощь. Использует при помощи жестов (звуков) элементарные формы речевого этикета (спасибо, пожалуйста, до свидания). Использует элементарные формы речевого этикета (спасибо, пожалуйста, до свидания). Участвует в коллективных играх и делах. Участвует в коллективных играх и делах; Проявляет инициативу вступать в диалог (выразить свои желания, просьбу о помощи, предложение о помощи). Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Предметные (возможные) результаты Интерес к различным видам музыкальной деятельности Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, (слушание, пение, движение под музыку, игра на пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). музыкальных инструментах). Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения. Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах (бубен, Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, маракас). сопровождение мелодии игрой на музыкальных Умение узнавать знакомые песни, подпевать их. инструментах. Имеют представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании. Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре. Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях. Базовые учебные действия Входить и выходить из учебного помещения со звонком. Входить и выходить из учебного помещения со звонком. Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), помещения), пользоваться учебной мебелью. пользоваться учебной мебелью. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения Работать совместно с педагогом. (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. Выполнять задание в течение 5-7 минут. д.). Выполнять задание по образцу, по показу. Принимать цели и произвольно включаться в Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые деятельность. помещения. Следовать предложенному плану и работать в общем Использовать по назначению учебные материалы. темпе. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Выполнять инструкции педагога, выполнять действия по образцу и по подражанию. Использовать по назначению учебные материалы. Ориентироваться в расписании уроков с помощью педагога. Виды деятельности Наименование раздела 1 группа 2 группа Формы работы: индивидуальная, групповая Слушание (различение) тихого и громкого Слушание (различение) тихого и громкого звучания звучания музыки. Определение начала и конца музыки. Слушание (различение) быстрой, звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание колыбельной песни и марша. Слушание (различение) знакомой песни. веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание Слушание музыки знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических), в исполнении Пение Движение под музыку которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне. Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание или поднимание предмета, подбрасывание или ловля предмета, взмахивание предметом. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание или поднимание предмета, подбрасывание или ловля предмета, взмахивание предметом. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация Игра на музыкальных инструментах при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах. Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле. (исполнение) игры на музыкальных инструментах. Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле. Календарно-тематическое планирование Музыка и движение № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема занятия Слушание «Звуки природы» Звуки, которые издают звучащие предметы Звуки, которые издают звучащие игрушки Ритмическое упражнение «Ладушкиладошки» Слушание «Погремушка». Исполнение с учителем. Музыкальные упражнения с погремушками Слушание (различение) быстрой и медленной Коррекционные цели Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений с предметами. Коррекция внимания на основе упражнений с предметами. Коррекция памяти на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 музыки Упражнения с погремушками на воспроизведение быстрого и медленного звучания Слушание (различение) тихой и громкой музыки Упражнения с погремушками на воспроизведение тихого и громкого звучания. Упражнение «Тихо-громко» Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Знакомство с музыкальным инструментом: колокольчик. Упражнение «Тихие и громкие звоночки» Упражнение «Звуки встречаются вместе: погремушка, колокольчик» Слушание «Колыбельная». Звук а-а-а Движения руками под музыку: фонарики, хлопки и ладошки. Имитация движения под музыку «Падает снег» Музыкальное упражнение «Где же наши ручки?» Движения под музыку: «Пальчики и ручки» Упражнения на развитие звукоподражания: кошка, собака. Упражнения на развитие звукоподражания: корова, коза. Упражнения на развитие звукоподражания: «В гости зимушку зовем» Знакомство с музыкальным инструментом: барабан. Коррекция внимания на основе упражнений с предметами. Коррекция памяти на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений с предметами. Коррекция памяти на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе упражнений на различение звуков по тембру. Коррекция внимания на основе упражнений на различение звуков по тембру. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений для рук. Коррекция памяти на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений для рук под музыку. Коррекция внимания на основе упражнений по звукоподражанию. Коррекция памяти на основе упражнений по звукоподражанию. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Игры с музыкальным инструментом: барабан Ритмическая игра «Громкий и тихий барабан» Ритмическая игра с барабаном «Быстромедленно» Знакомство с музыкальным инструментом: бубен. Игры с музыкальным инструментом: бубен. Ритмическая игра «Громкий и тихий бубен» Упражнение «Звуки встречаются вместе: барабан, бубен. Слушание музыки разных жанров: марш Ритмические упражнения с музыкальными инструментами. Слушание музыки разных жанров: колыбельная. Слушание медленной музыки. Слушание быстрой музыки. Слушание веселой музыки. Слушание грустной музыки. Узнавание народных инструментов. Музыкально-дидактическое упражнение «Веселый-грустный» Музыкально-дидактическое упражнение «Какой инструмент?» Упражнение «Белые снежинки» Упражнение под музыку со снежками. Знакомство с музыкальным инструментом: фортепиано. Извлечение звуков различного темпа и звучания. Упражнение «Звуки встречаются вместе: барабан, бубен, колокольчик, фортепиано. Коррекция памяти на основе упражнений с музыкальными инструментами. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе упражнений на изменение темпа музыки. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе игр с музыкальными инструментами. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе упражнений на различение инструментов. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе игр с музыкальными инструментами. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе упражнений на узнавание инструментов. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе упражнений на извлечение звуков. Коррекция внимания на основе упражнений на извлечение звуков. 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Подпевание слогов и слов знакомой песни. Музыкально-дидактическая игра: «На чем я играю?» Упражнение «Выйди, выйди, солнышко» Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Ритмические упражнения с инструментами (бубен, колокольчик) Слушание «Пение птиц» Знакомство с группой духовых инструментов: свистулька. Имитация звуков «Звучащая природа», песня ветра у-у-у Имитация звуков «Кто как звучит: лягушка» Имитация звуков «Кто как звучит: мышка» Имитация звуков «Кто как звучит: лошадка» Имитация звуков «Кто как звучит: жук, комар» Музыкально-ритмические упражнения «Дождик» Упражнения «Капельки большие и маленькие» Упражнение под музыку «Мы флажки свои поднимем» Упражнение под музыку «Кукла пляшет» Упражнение под музыку «Мы платочками помашем» Упражнение под музыку «Веселые цветочки» Игры под музыку с хлопками. Слушание и различение контрастных по звучанию музыкальных инструментов (пианино и труба) Слушание и различение контрастных по звучанию музыкальных инструментов (скрипка и флейта) Коррекция памяти на основе игр с музыкальными инструментами. Коррекция памяти на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на имитацию движений. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на имитацию звуков. Коррекция памяти на основе упражнений на имитацию звуков. Коррекция памяти на основе упражнений на имитацию звуков. Коррекция внимания на основе упражнений на имитацию звуков. Коррекция памяти на основе упражнений на имитацию звуков. Коррекция памяти на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на имитацию звуков. Коррекция внимания на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция памяти на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости. Коррекция внимания на основе упражнений на имитацию движений. Коррекция внимания на основе упражнений на имитацию движений. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на копирование движений. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений, направленных на различение тембра музыкальных инструментов. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений, направленных на различение тембра музыкальных инструментов. 67 Музыкальные игры «Медвежата» 68 Музыкальные игры «Топотушки» Коррекция памяти на основе упражнений, направленных на точное выполнение танцевальных движений. Коррекция памяти на основе упражнений, направленных на точное выполнение танцевальных движений. Итого 68 ч. Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль результатов Условные показатели самостоятельности - действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен) Действие выполняется обучающимся - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого -по последовательной инструкции (по изображению или вербально) - по подражанию или образцу - самостоятельно -узнаёт объект - не всегда узнаёт объект - не узнаёт объект Реакция на воздействие - реакция отсутствует - негативная реакция - нейтральная реакция - положительная реакция ! ПП П И О С У НВУ НУ РО Н НР ПР Предметы, задачи и содержание обучения начало года Музыка и движение умеет слушать музыку выполняет простейшие танцевальные движения умеет играть на музыкальных инструментах узнает знакомые песни и подпевает их проявляет адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности середина года конец года использует полученные представлениях, концертах навыки для участия в Материально техническое обеспечение образовательной деятельности. Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные. Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, гитара, барабаны, бубны, маракасы, румбы, бубенцы, тарелки, ложки, блок-флейты, палочки, ударные установки, кастаньеты, конги, жалейки, трещотки, колокольчики, инструменты Карла Орфа. Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование, стеллажи для наглядных пособий, нот, музыкальных инструментов, ковролиновая и магнитная доски, ширма, затемнение на окна. аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки), текст песен. Учебно-методический комплекс: 1. Евтушенко И.В. / Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – сирот. – М., 2003. 4. И 2. Музыка: 1–4 кл., 5–7 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год. 3. Федеральный государственный стандарт для умственно отсталых детей. 4. Музыка и движение. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковникова. М., Просвещение, 1984 5. Методика Тепляковой. Песенки. С.Петербург изд. Дом «Нева», 2004 6. Музыка. Коррекция детей с ограниченными возможностями. З.Н.Котышева. С.Петербург, 2010