Предметно-практические действия 2 класс

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Педагогического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «25» августа 2024 г. №115/1-од

Рабочая программа
коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающее занятие
«Предметно-практические действия»
для обучающихся по АООП (2 вариант)
2 класс

Составитель Серебренникова Ю.В.
г. Красноуфимск 2024г.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с
основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)
Данная программа является адаптированной для образования обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или
искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих
обучающихся с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических
манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование
разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных
специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с
различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и
материалами.
Задачи и направления рабочей программы:
 освоение простых действий с предметами и материалами;
 развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;
 формирование элементарных обще-трудовых умений и навыков;
 формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
 развитие собственной активности ребенка;
 формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
 формирование и развитие целенаправленных действий;
 развитие планирования и контроля деятельности;
 развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
 развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
 развитие зрительного восприятия;
 развитие зрительного и слухового внимания;
 развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
 формирование и развитие реципрокной координации;
 развитие пространственных представлений;
 развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Программно-методический материал включает 2 раздела:
 «Действия с материалами»
 «Действия с предметами».
Деление обучающихся на группы
По решению ППк обучающиеся 2 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий,
понимания инструкций, по характеру овладения учебными действиями по учебному предмету «Окружающий природный
мир» условно разделены на 2 группы:
1 группа:
2 группа:
1 группа:
у данных обучающиеся словарный запас ограничен ближайшим окружением. Наблюдается неточность понимания
и употребления многих слов. Различают на картинках знакомые предметы и действия, называют их. Понимают
словесную инструкцию (с указанием предмета и действия). Могут вступить в диалог и инициировать его. Внимание

непроизвольное, требуются усилия для его привлечения и фиксации, легко истощается. Переключаемость с одного вида
деятельности на другой затруднена.
2 группа:
обучающаяся для коммуникации использует, в основном, взгляд, жесты. Понимает простые инструкции,
подкрепленные жестом. Соотносит некоторые знакомые слова с хорошо знакомыми предметами. Различает некоторые
контрастные изображения на картинках после многократного повторения, с помощью учителя соотносит их с реальным
объектом. Часто отказывается от выполнения доступных заданий, привязана к стереотипным действиям с привычным
материалом. Речь, как средство общения не использует, но проявляет потребность в общении. Понимает простые
инструкции, просьбы, но понимание ограничено. Произносит иногда отдельные слова (дай, хорошо, ладно). Издает
определенные звуки недовольства (мычание), если радуется (визг). Жестами может отказаться или согласиться,
здоровается и прощается.
Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание
для каждой группы свое.

Планируемые результаты освоения программы
ППк каждой группе обучающихся 2 класса определил следующие планируемые результаты обучения:
Планируемый (ожидаемые) результаты
1 группа
2 группа
 освоение простых действий с предметами и
материалами.

 освоение на элементарном уровне простых действий с
предметами и материалами

 умение следовать определенному порядку

 использование в работе доступных материалов (пластилин,

(алгоритму, расписанию) при выполнении
предметных действий.
 умение рассматривать различные по качеству
материалы: бумагу, ткань, природный материал
и т.д.
 уметь фиксировать взгляд на предметно манипулятивной деятельности педагога;
 уметь фиксировать взгляд на движущемся
предмете и объекте;
 уметь захватывать, перекладывать, удерживать
предмет на правой и левой руке;
 уметь открывать и закрывать емкости для
хранения;
 уметь сжимать, разглаживать, разрывать,
сгибать бумагу различной фактуры, скатывать
из бумаги шарики;
 рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу
предметы
 выполнять последовательно организованные
движения;

природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.
 уметь захватывать и удерживать предмет.
 уметь сминать лист бумаги.
 уметь открывать емкости для хранения.
 уметь разрывать полоски бумаги на кусочки.
играть с кубиками, карандашами, палочками и т

 уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с
последующим наклеиванием на основу.
 разминать пластилин двумя руками,
расплющивать его на дощечке, между ладошек,
разрывать пластилин на мелкие и большие
части, соединять пластилин, отщипывать
пластилин пальцами, раскатывать пластилин
прямыми и круговыми движениям.
 играть с конструктивными материалами.

Личностные (возможные) результаты
1 группа
 Осознает и сообщает элементарные сведения о
своей жизни.
 Осознает и сообщает о том, что может, а что
ему пока не удается.
 Проявляет желание оказывать помощь.

2 группа
 Использует элементарные формы речевого этикета (спасибо,
пожалуйста, до свидания).
 Участвует в коллективных играх и делах;
 Проявляет инициативу вступать в диалог (выразить свои
желания, просьбу о помощи, предложение о помощи).

Базовые учебные действия
1 группа
 Работает в коллективе (ученик – ученик);
 Слушает и понимает простую инструкцию
педагога.
 Пользуется технологической картой.
 Ориентируется в расписании.
Выполняет задание от начала до конца

2 группа
 Работает совместно с педагогом.
 Выполняет задание в течение 5-7 минут.
 Выполняет задание по образцу, по показу («Дай такой
же(предмет)», «Возьми такой же ( по цвету, ширине, длине и
т.д.)», «Положи как я (чередуя, вправо, влево и т.д.) и т.д.»

Программа представлена следующими разделами: «Действия с материалами», «Действия с предметами»
Наименование раздела

Направления работы

Формы работы: индивидуальная, групповая
Сжимание предмета одной рукой
(прищепки, губки и др.). Упражнения
в сжимании предмета одной рукой.
Составление из природного материала
«Действия
с картинок Времена года: «Осень»,
«Зима», «Весна», «Лето».
материалами»
Шнуровка обуви по инструкции
учителя.
Накручивание ниток разного цвета и
длины на разноцветные катушки.
Сборка бус по инструкции учителя.

Виды деятельности

1 группа

2 группа

Слушать учителя. Выполнять
инструкцию учителя.
Наблюдать за
действиями учителя. Работа с
пластичным материалом
(тестом).
Слушать учителя. Выполнять
инструкцию учителя.
Наблюдать за
действиями учителя.
Выполнять

Слушать учителя.
Выполнять
инструкцию учителя.
Наблюдать за
действиями учителя.
Разрывание
бумаги на мелкие кусочки.

Нанизывание бусин разных размеров
и цветов.
Упражнения в перекладывании
предмета за учителем в той же
цветовой последовательности .
Работа с пластмассовым
конструктором. Сборка лесенки,
забора.
Определение предметов на ощупь.
Выделение
разных
свойств
предметов.
Сравнение предметов по нескольким
признакам
Выкладывание ряда из
геометрических фигур по образцу
учителя
Выкладывание ряда из цветных
полосок по образцу.
Составление и цветных полосок
изображений знакомых предметов:
лесенка, стол, флажок.
Составление из цветных полосок
изображений знакомых предметов:
стул, дом.
Обведение по трафарету: яблоко,

основные приемы работы с
пластилином совместно с
учителем:
разминать двумя руками,
разрывать на
большие и мелкие части.

груша, огурец, морковь.

Рисование и штриховка
геометрических фигур по клеткам.
Обводка геометрических фигур
изображений знакомых предметов:
ёлочка, тележка.

«Действия
предметами».

Двойная штриховка несложных
предметов
Бросание шариков в емкость с
широким отверстием
Вращение предмета (детали
конструктора с болтами и гайками и
др.)
Нанизывание предметов на стержень
(шары, кольца и др.)
с Составление дома из конструктора,
обводка и штриховка «дома» в разных
направлениях
Обведение узора по образцу.

Упражнения в размазывании
материала по шаблону
Раскатывание кругообразными

Слушать учителя. Выполнять
инструкцию учителя.
Наблюдать за
действиями учителя.
Узнавание
знакомых предметов.
Нахождение
знакомых предметов среди
2—3
незнакомых. Игровые
упражнения.
Наблюдать за
действиями учителя.
Пространственное
расположение деталей
разных форм.

Наблюдать за действиями
учителя.
Чередовать ряды из
деталей двух цветов
Через два элемента
(зелёный – два
желтых)
инструкцию
учителя. Наблюдать за
действиями учителя. Игры
с мягким конструктором.
Выполнять
работы
по
образцу.

движениями ладоней
Вдавливание углублений на
поверхности шара (яблоко)
Изготовление из пластилина
геометрические фигуры (шар,
квадрат).
Рисование точек с помощью ватных
палочек.
Ниткография (составление узора из
разноцветных ниток)
Изготовление из пластилина посуды
(чашка, блюдце).
Составление из скорлупы грецких
орехов «черепашки».
Изготовление игрушки из спичечного
коробка Бросовых материалов
Изготовление игрушки из втулки
туалетной бумаги
Бросовых материалов
Аппликация цветок в технике рваной
бумаги.
Изготовление игрушки «Гном» из
бросового материала.

инструкцию учителя.
Наблюдать за
действиями учителя.
Отгадывание
предмета на ощупь

Календарно-тематическое планирование

№
п/п
1

2

3
4
5

6

7
8

дата

Тема занятия

Коррекционные цели

«Действия с материалами»
Сжимание предмета одной рукой
Коррекция двигательной координации рук на основе
(прищепки, губки и др.). Упражнения в
упражнений в сжимании и разжимании предметов по
сжимании предмета одной рукой.
инструкции учителя.
Составление из природного материала Коррекция мелкой моторики на основе упражнений при
картинок Времена года: «Осень», «Зима», составлении по инструкции учителя
«Весна», «Лето».
Шнуровка обуви по инструкции учителя. Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
шнуровании разных видов обуви по инструкции учителя
Накручивание ниток разного цвета и
Коррекция восприятия на основе упражнений в запоминании
длины на разноцветные катушки.
разных видов цветов.
Сборка бус по инструкции учителя.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
Нанизывание бусин разных размеров и
нанизывании бусин разных размеров и цвета.
цветов.
Упражнения в перекладывании предмета Коррекция восприятия на основе упражнений в запоминании
за учителем в той же цветовой
разных видов цветов.
последовательности .
Работа с пластмассовым конструктором. Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
Сборка лесенки, забора.
составлении лесенки и забора по инструкции учителя.
Определение предметов на ощупь. Коррекция восприятие на основе упражнений в определении
Выделение разных свойств предметов.
предметов на ощупь, выделении разных свойств предметов.

9
10
11
12

13

14

Сравнение предметов по нескольким Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
признакам
предметов по нескольким признакам.
Выкладывание ряда из геометрических
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
фигур по образцу учителя
различении геометрических фигур.
Выкладывание ряда из цветных полосок Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
по образцу.
выкладывании цветных полосок по образцу.
Составление и цветных полосок
Коррекция пространственного восприятия на основе
изображений знакомых предметов:
упражнений в составлении из цветных полосок изображений.
лесенка, стол, флажок.
Составление из цветных полосок
Коррекция пространственного восприятия на основе
изображений знакомых предметов: стул, упражнений в составлении из цветных полосок изображений
дом.
Обведение по трафарету: яблоко, груша, Коррекция графо - моторных навыков на основе упражнений
огурец, морковь.
в работе с трафаретом

15

Рисование и штриховка геометрических
фигур по клеткам.

16

Обводка геометрических фигур
изображений знакомых предметов:
ёлочка, тележка.

17

Двойная штриховка несложных
предметов

18
19

Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
рисовании геометрических фигур.
Коррекция пространственного восприятия на основе
упражнений в составлении из геометрических фигур
изображений знакомых предметов.

Коррекция мышления и внимания на основе упражнений в
штриховке предметов
«Действия с предметами».
Бросание шариков в емкость с широким
Коррекция мелкой моторики на основе выполнения
отверстием
упражнений в работе с ёмкостями с широким отверстием
Вращение предмета (детали
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в

20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

конструктора с болтами и гайками и др.)
Нанизывание предметов на стержень
(шары, кольца и др.)
Составление дома из конструктора,
обводка и штриховка «дома» в разных
направлениях
Обведение узора по образцу.

подражании действиям педагога
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
подражании педагогу
Коррекция внимания на основе упражнений в штриховке в
разных направлениях

Коррекция пространственных представлений на основе
упражнений в ориентировке на листе бумаги.
Упражнения в размазывании материала
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
по шаблону
размазывании материала
Раскатывание кругообразными
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
движениями ладоней
раскатывании материала по инструкции учителя.
Вдавливание углублений на поверхности Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
шара (яблоко)
вдавливании углублений
Изготовление из пластилина
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в работе
геометрические фигуры (шар, квадрат). с пластилином
Рисование точек с помощью ватных
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в работе
палочек.
с ватными палочками
Ниткография (составление узора из
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений на
разноцветных ниток)
основе упражнений в составлении узора из ниток
Изготовление из пластилина посуды
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений на
(чашка, блюдце).
основе упражнений в работе с пластилином
Составление из скорлупы грецких орехов Коррекция мелкой моторики на основе упражнений при
«черепашки».
составлении по инструкции учителя.
Изготовление игрушки из спичечного
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании
коробка Бросовых материалов
инструкции по изготовлению игрушки

32

33
34

Изготовление игрушки из втулки
туалетной бумаги
Бросовых материалов
Аппликация цветок в технике рваной
бумаги.
Изготовление игрушки «Гном» из
бросового материала.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании
инструкции по изготовлению игрушки.
Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании
инструкций учителя по изготовлению цветка.
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании
инструкции по изготовлению игрушки.

Итого:

34 часа

Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль
результатов
Условные показатели самостоятельности
- действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен)
Действие выполняется обучающимся
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
-по последовательной инструкции (по изображению )
- по подражанию или образцу
-узнаёт объект
- не узнаёт объект
Реакция на воздействие
- реакция отсутствует
- негативная реакция
- нейтральная реакция

!
ПП
П
И
О
У
НУ
РО
Н
НР

- положительная реакция

ПР

Предметы, задачи и содержание обучения
начало года
Действия с материалами
Рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы.
Играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д.
Сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры.
Выполняет последовательно организованные движения.
Раскладывает кусочки ткани на столе.
Скатывает из бумаги шарики.
Раскатывает и сплющивает пластилин, работает по образцу учителя, обводит и штрихует
различные предметы по образцу.
Действия с предметами.
Захватывает, удерживает, отпускает предметы (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и
др.).
Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.).
Перекладывает предметы из одной емкости в другую.
Нанизывает предметы (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).

Материально-техническое оснащение предметно-практических действий включает:
 учебные столы;
 доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
 предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
 звучащие предметы для встряхивания;
 предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);

конец года

вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
 различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, бусины );
 наборы предметов для занятий;
 мозаики;
 пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
 матрёшка ;
 деревянные конструкторы;
 шнуровка: обувь, животные, природа;
 счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
 обводка по точкам;
 разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога,
 прищепки, основы для прищепок;
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного
дидактического материала:
 предметов различной̆ формы, величины, цвета;
 изображений предметов, людей, объектов природы, и др.;
 оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их
соотнесения по определенным признакам.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
 специально подобранные предметы;
 презентации к урокам, развивающие видео занятия;
 графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них
индивидуальные коммуникативные альбомы).
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы,
музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные –видео физминутки.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».