,государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «25» августа 2024 г. №115/1-од Специальная индивидуальная программа развития АООП УО (ИН) (2 вариант) обучающихся 2 класса предметная область: «Самообслуживание» учебный предмет «Самообслуживание» составитель: Серебренникова Ю.В г. Красноуфимск. 2024г. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Обучение школьников с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия, обучающегося в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Освоенные действия обучающихся может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности обучающихся и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы. Цель обучения – повышение самостоятельности обучающихся в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами. Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения обучающимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции. Программа составлена с учетом психофизических особенностей, обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и включает пять логически взаимосвязанных блока: 1 блок - «Покупки» 2 блок - «Уход за вещами» 3 блок - «Обращение с кухонным инвентарем» Деление обучающихся на группы По решению ППк обучающиеся 2 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий, понимания инструкций, по характеру овладения учебными действиями по учебному предмету «Домоводство » условно разделены на 2 группы: 1 группа: 2 группа: 1 группу составляют обучающиеся овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения на минимальном уровне. Все задания выполняют с направляющей, обучающей помощью педагога. Испытывают затруднения при выполнении измененного задания. Полученные знания могут применить в знакомой ситуации. Не умеют объяснять свои действия словами. Операции анализа, синтеза им не доступны. Обобщают в простых вариантах. Ошибки при выполнении задания не видят и самостоятельно не исправляют. Полученные знания и умения применяют на практике под контролем взрослого. Затрудняются работать по технологической карте. Работоспособность на уроке средняя. 2 группу составляют обучающиеся, которые испытывают трудности в процессе фронтального обучения. При выполнении всех видов работ нуждаются во всех видах помощи учителя. Полученные знания, умения не могут применить даже в знакомой ситуации. Процессы анализа, синтеза, обобщения недоступны. Для работы им требуется упрощение инструкции к заданию, сокращение объема заданий. Обучающиеся отличаются сниженным темпом работы. Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для трех групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое. Планируемые результаты освоения программы ППк каждой группе обучающихся 2 класса определил следующие планируемые результаты обучения: Предметные планируемые результаты 1 группа 2 группа Элементарные представления об уборочном Убирать бытовой мусор. инвентаре и действиях с ним. Убирать мусор на территории школы. Умение различать уборочный инвентарь. Правильно пользоваться веником. Соблюдение правил техники безопасности при Ухаживать за уборочным инвентарём работе с уборочным инвентарем, правила хранения инвентаря. Элементарные представления об уборочном инвентаре и действиях с ним. Умение различать уборочный инвентарь. Соблюдение правил техники безопасности при работе с уборочным инвентарем, правила хранения инвентаря. Убирать с поверхности стола остатки еды и мусор. Вытирать поверхность мебели, соблюдая последовательность действий. Сметать мусор на полу в определённое место. Заметать мусор на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола. Соблюдение последовательности действий при мытье пола Личностные планируемые результаты 1 группа 2 группа Осознает и сообщает элементарные сведения о Приобретает основы персональной идентичности, своей жизни. осознание себя как «Я». Осознает и сообщает о том, что может, а что ему Обращение за помощью при помощи жестов пока не удается. (звуков) и принятие помощи педагога, одноклассников. Проявляет желание оказывать помощь. Использует при помощи жестов (звуков) Использует элементарные формы речевого элементарные формы речевого этикета (спасибо, этикета (спасибо, пожалуйста, до свидания). пожалуйста, до свидания). Участвует в коллективных играх и делах; Проявляет инициативу вступать в диалог (выразить свои желания, просьбу о помощи, предложение о помощи). Планируемые результаты формирования БУД 1 группа 2 группа Работает в коллективе (ученик – ученик). Работает совместно с педагогом. Слушает и понимает простую инструкцию педагога. Выполняет задание по образцу, по показу. Пользуется технологической картой. Выполняет задание непрерывно в течении 5-7 минут. Ориентируется в визуальном расписании. Выполняет задание от начала до конца. Содержание программы 1 блок – «Покупки» 2 блок - «Уход за вещами» 3 блок- «Обращение с кухонным инвентарем» Наименование Направления работы Виды деятельности раздела 1 группа Формы работы: индивидуальная, групповая Покупки Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: необходимые товары, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Товары», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор товара, обращение за помощью, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Помоги покупателю», работа с индивидуальной карточкой, 2 группа Показывает на картинках по Работает по образцу. Соотносит картинки с заданию предметы соотносит предметом, действием. пиктограммы с предметной Участвует в сюжетно-ролевых играх. картинкой, действием, составляет алгоритм. Работает с предметными и сюжетными иллюстрациями: составляет алгоритм действий, работает с пиктограммами: соотносит пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составляет алгоритма. Играет в интерактивные игры «Помоги покупателю». Уход за вещами практическая работа. Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: мытье (сушка) машины, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Презентация к уроку, работа с индивидуальной карточкой, практическая работа Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: складывание футболки, рубашки, брюк, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Практическая работа «Сложи футболку», «Сложи рубашку», «Сложи брюки», работа с индивидуальной карточкой. Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор предметов для ухода и мытья обуви, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, Классифицирует картинки с предметами по обобщающему признаку. Группирует предметы /карточки с их изображением по заданным тематическим группам; выбирает предметы из множества при назывании обобщающего слова. Понимает слова, обозначающих признак предмета и выполнение инструкции. Отвечает на вопросы по содержанию иллюстрации. Выбирает из предложенных карточек изображение заданного действия, признака или свойства (выбор из 5-6), соотносит название действия предмета и пиктограмму/сюжетную картинку Соотносит картинки с предметом, действием. Участвует в сюжетно-ролевых играх. Выбирает из предложенных карточек изображение заданного действия, признака или свойства (выбор из 3-4), соотносит название действия предмета и пиктограмму/сюжетную картинку предметом, действием, составление алгоритма. Практическая работа «Помой обувь», работа с индивидуальной карточкой, презентация к уроку. Обращение с кухонным инвентарем Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор столовой посуды, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Столовая посуда», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор столовой посуды, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Приглашаю к обеду», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор кухонных принадлежностей, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Кухонные принадлежности», работа с Классифицирует картинки с Соотносит картинки с предметом, предметами по обобщающему действием. признаку. Участвует в сюжетно-ролевых играх. Группирует предметы /карточки с их изображением по заданным тематическим группам; выбирает предметы из множества при назывании обобщающего слова. Составляет алгоритма действий, работает с пиктограммами: соотносит пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составляет алгоритм. Выбирает кухонные принадлежностей, соотносит пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма индивидуальной карточкой, практическая работа Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Отгадай-ка», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор столовой посуды, кухонного инвентаря, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, 3ч. работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Вымой посуду», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. Календарно-тематическое планирование № п/п, Дата Тема занятия Коррекционные цели Покупки. 1 Необходимые товары. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании необходимых товаров, его значении. 2 Я иду в магазин 3 Виды магазинов. 4 Продуктовый магазин. 5 Отделы магазина. 6 Выбор продуктов. 7 Сроки годности продуктов. 8 Молочные продукты. 9 Хлебобулочные изделия. 10 Готовые продукты и полуфабрикаты. 11 Оплата покупки. 12 Места хранения покупок. 13 Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов» 14 Магазины. Назначение магазинов. 15 Сеть продуктовых магазинов города. 16 Хлебобулочные изделия. Коррекция памяти на основе упражнений в припоминании правил поведения на улице. Коррекция мышление на основе упражнений в сравнении разных видов магазинов. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании видов магазинов Коррекция мышления на основе упражнений в определении отделов магазинов Коррекция мышления на основе упражнений в классификации разных видов продуктов. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в определении сроков годности тех или иных продуктов. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении разных видов молочных продуктов. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании разных видов хлебобулочных изделий. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении готовых продуктов и полуфабрикатов. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании денежных средств. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении мест хранения для разных видов товаров. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении последовательности покупки товаров. Коррекция мышления на основе упражнений в узнавании магазинов по их назначению. Коррекция памяти на основе упражнений в припоминании и воспроизведении знакомых магазинов. Коррекция оперативной памяти на основе упражнений на 17 18 19 20 запоминание и воспроизведение видов хлебобулочных изделий. Молочная продукция. Сроки хранения. Коррекция памяти на основе упражнений в припоминании и воспроизведении видов молочной продукции. Игра «Маркировка продуктов» Коррекция внимания на основе упражнения на нахождение нужного товара по заданию учителя. Дидактическая игра «Я покупаю продукты». Коррекция внимания на основе упражнения на нахождение нужного отдела магазина. Практическая работа по размещению продуктов в Коррекция внимания на основе упражнения на места хранения. раскладывание продуктов по своим местам. 21 Магазины промышленных товаров. 22 Магазин детской и подростковой одежды. 23 Книжный магазин и магазин канцелярских товаров. 24 Супер и гипермаркеты. 25 Практическая работа «Виды магазинов» 26 Способы оплаты товара. 27 Рынок. Правила приобретения товара на рынке. 28 Что такое «Рынок» 29 Дидактическая игра «Я – продавец». Коррекция памяти на основе упражнений в припоминании и воспроизведении названий магазинов одежды и хозяйственных товаров. Коррекция внимания на основе упражнения на умение находить нужную тебе вещь. Коррекция внимания на основе упражнения на умение находить нужный товар. Коррекция памяти на основе упражнений в припоминании и воспроизведении новых слов. Коррекция мышление на основе упражнений в сравнении разных видов магазинов. Коррекция мышления на основе упражнения на объяснение разницы в оплате проезда. Коррекция мышления на основе упражнения на умение объяснять разницу между рынком и магазином. Коррекция мышления на основе упражнений в выполнении роли покупателя. Коррекция мышления на основе упражнения в выполнении роли продавца. 30 Повторение по разделу «Магазины». 31 Средства связи. 32 Места хранения покупок. 33 Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов» 34 Обобщающий урок по разделу «Покупки» Коррекция памяти на основе упражнений в припоминании и воспроизведении изученного материала. Коррекция внимания на основе упражнения на исключение лишнего предмета. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении мест хранения для разных видов товаров. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении последовательности покупки товаров. Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении изученного материала. Уход за вещами 35 36 37 38 39 40 41 42 Одежда и её назначение. Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в классификации разных видов одежды. Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании последовательности стирки вещей руками. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании количества моющего средства. разных видов моющих средств для стирки и пользование ими. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи» Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении последовательности стирки. Машинная стирка. Различение составных частей Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и стиральной машины. воспроизведении устройства стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой Коррекция мышления на основе упражнений в классификации разных видов белья перед стиркой. Закладывание и вынимание белья из машины. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании последовательности закладывания и вынимания белья из стиральной машины. Установка программы и температурного режима. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании установки программы и температурного режима. 44 Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи в стиральной машине» Различение составных частей утюга. 45 Глажение утюгом. 46 Соблюдение последовательности действий при глажении белья. 47 Глажение кухонной салфетки. 48 Глажение и складывание полотенец 49 Складывание футболки, рубашки, брюк. 50 Чистка одежды. 51 Уход за обувью. 52 Практическая работа «Уход обуви» 53 Чистка обуви 54 Практическая работа «Чистка обуви» 55 Обобщающий урок по разделу «Уход за вещами». 43 Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении изученного материала. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении устройства электрического утюга. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении пользованием утюгом. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании последовательности действий при глажении белья. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении последовательности глажения кухонной салфетки. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении последовательности глажения и складывание полотенец Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении последовательности глажения и складывание вещей Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании последовательности ухода за чисткой одежды Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании последовательности ухода за обувью. Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении изученного материала. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании последовательности ухода за чисткой обуви Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении изученного материала. Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении изученного материала. Обращение с кухонным инвентарем. 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Столовая посуда. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании назначения столовой посуды Кухня и её назначение. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании назначения кухни и её составляющих. Правила безопасности на кухне. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении правил безопасности на кухне. Уборка кухни. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении последовательности уборки кухни. Кухонные принадлежности. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. Техника безопасности при пользовании кухонными Коррекция памяти на основе упражнений в принадлежностями. воспроизведении изученного материала. Кухонные принадлежности. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. Моющие средства для кухни. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении разных моющих средств для уборки кухни. Игра «Выбор моющих средств для кухни» Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении разных моющих средств для уборки кухни. Кухонные приборы. Ложки и вилки. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении приборов для употребления пищи. Уход за кухонными приборами. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании ухода за кухонными приборами. Кухонная мебель и её назначение. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении разных видов кухонной мебели. Мытье кухонного стола. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании правил ухода за мытьём кухонного стола. Итого: 68 ч. Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Самообслуживание» включает: 1. Набор иллюстраций «Одежда». 2. Наглядное пособие «Обувь в картинках». 3. Тематический словарь «Одежда. Обувь. Головные уборы». 4. Наглядное пособие «Головные уборы в картинках». 5. Тематический словарь «город. Улица. Дом. Квартира». 6. Демонстрационный материал «Овощи». 7. Демонстрационный материал «Фрукты». 8. Демонстрационный материал «Продукты». 9. Демонстрационный материал «Посуда». 10. Наглядное пособие «Посуда». 11. Наглядное пособие «Бытовая техника». 12. Наглядное пособие «Авиация». 13. Наглядное пособие «Собаки». 14. Наглядное пособие «Домашние животные». 15. Разрезные картинки «Домашние животные». 16. Разрезные картинки «Домашние и декоративные птицы». 17. Карточки для занятий «Расскажи о рабочих инструментах». 18. Карточки для занятий «Расскажи о хлебе». 19. К. Нефедова «Инструменты. Какие они?». 20. К. Нефедова «Мебель. Какая она?». 21. Т.Шорыгина «Фрукты. Какие они». Дидактические игры: 1. «Собери мусор» 2. «Найди инвентарь», 3. «Убирай-ка» 4. «Пылесос» 5. «Найди ошибку» 6. «Не перепутай» 7. «Чистюля» 8. «Восстанови порядок» 9. «Найди белье для стирки» 10. «Разбери белье по цвету» 11. «Исправь ошибки» 12. «Сортировка белья» 13. «Замочи-ка» 14. «Застирай-ка» 15. «Стиральная машина» 16. «Угадай-ка» 17. «Стирка» 18. «Утюг» 19. «Найди ошибку» 20. «Плыви, утюжок 21. «Научись-ка» 22. , «Найди предмет» 23. «Наше платье», 24. «Найди нужное средство» 25. «Выбирай» 26. «Чайная посуда» 27. «Приглашаем к чаю» 28. «Посуда» продуктов». Электронные устройства Аудио и видеоматериалы. Информационно-методическое обеспечение. -http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»; -http://www.tgpi.tob.ru/info/kaf/pedagog/ped/ - коррекционная педагогика, коррекционно-развивающее обучение; -http://www.mapryal.org - сеть творческих учителей. Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль результатов Условные показатели самостоятельности - действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен) ! Действие выполняется обучающимся - со значительной помощью взрослого ПП - с частичной помощью взрослого П -по последовательной инструкции (по изображению или вербально) И - по подражанию или образцу О - самостоятельно С -узнаёт объект У - не всегда узнаёт объект - не узнаёт объект НВУ НУ Реакция на воздействие - реакция отсутствует РО - негативная реакция Н - нейтральная реакция НР - положительная реакция ПР Предметы, задачи и содержание обучения начало года Самообслуживание ориентируется в помещении школы, класса соблюдает правила личной гигиены имеет элементарные представления о правила поведения: в помещении в транспорте в общественных местах называет (показывает) части дома называет (показывает) предметы интерьера конец года называет (показывает) посуду, правильно использует ее по назначению имеет элементарные представления о правилах пользования моющими средствами пожарной безопасности обращения с электроприборами называет (показывает) электроприборы, использует их по назначению называет (показывает) школьные принадлежности, использует их по назначению называет (показывает) продукты питания выбирает продукты для приготовления отдельных блюд осуществляет сервировку стола. узнает профессию человека по спецодежде (повар, врач, полицейский) называет (показывает) инвентарь для мытья пола.