государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «30» августа 2024 г. №114/1-од Рабочая программа Коррекционно-развивающая область «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класса Составитель: Харина Е.А. г. Красноуфимск 2024г 2 Пояснительная записка Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 3-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Место и роль предмета среди других предметов учебного плана Место и роль предмета среди других предметов учебного плана Цель коррекционно-развивающего курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. Коррекционно-развивающий курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлен на коррекцию недостатков психического развития, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) различной степени, преодоление трудностей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, оказание помощи и поддержки обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в получении ими образования и дальнейшей социализации в общество. Введение учебного предмета в учебный план обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; развитие ВПФ, мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью. Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа На изучение коррекционно-развивающий курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» по учебному плану в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебных недели 136 часов год. 3 обучающиеся основание Достаточный уровень - Описание микро-групп класса Минимальный уровень Ниже минимального Данные обучающиеся усвоили программный материал 2 класса. Графомоторные навыки сформированы недостаточно. Низкий СИПР Графомоторные навыки сформированы недостаточно: ручку (карандаш) в руке удерживает, пальцы рук слабые, быстро устает при письме (штриховке). Планируемые результаты Личностные результаты Достаточный уровень: Минимальный Ниже минимального -Осознаёт себя гражданином России; испытывает чувства гордости за свою Родину; -имеет адекватные представления о собственных возможностях; -имеют адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -Обращаются за помощью и принимают помощь; -понимают эмоциональные состояния других людей; -понимают язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); -проявляют собственные Низкий СИПР -Обращается за помощью и принимает помощь; -понимает эмоциональные состояния других людей; -понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); 4 -овладел навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -приобрёл этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; -способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -принял и освоил социальную роль обучающегося, приобрёл мотивацию к учебной деятельности; -имеет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знает основные нормы морали и права; -овладели навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -имеют начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -приобрели этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; -проявляют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость и взаимопомощь, проявляют сопереживание к чувствам других людей; -имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному чувства; -устанавливают и поддерживают контакты; -избегают конфликтных ситуаций; -пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; -охотно участвуют в совместной деятельности; желают заслужить одобрение, похвалу. -проявляет собственные чувства; -устанавливает и поддерживает контакты; -избегает конфликтных ситуаций; -пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; -принимает доброжелательные шутки в свой адрес; -охотно участвует в совместной деятельности; -желает заслужить одобрение, похвалу; -рассматривает или прослушивает произведений искусства; -осознает, что определенные его действия несут опасность для него. 5 -проявляет доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость и взаимопомощь, проявляет сопереживание к чувствам других людей; - имеет мотивацию к творческому труду, работе на результат; -обращается за помощью и принимает помощь; -слушает и понимает инструкцию к учебному заданию; -сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; -договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. отношению к материальным и духовным ценностям; -принимают и освоили социальную роль обучающегося, приобрели мотивацию к учебной деятельности, имеют социально значимые мотивы учебной деятельности, знают себя, свои возможности. 6 Предметные результаты Достаточный уровень: Минимальный уровень: Низкий уровень -Выполняет целенаправленно действия по четырёхзвенной инструкции педагога; -обводит контуры изображений предметов и геометрических фигур, -дорисовывает незаконченные геометрические фигуры; -группирует предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета; -смешивает цвета и называет их -комбинирует разные формы из геометрического конструктора; -находит нереальные элементы нелепых картинок с помощью учителя; -определяет противоположные качества и свойства предметов; -классифицирует предметы по разным признакам с помощью учителя; -распознает предметы по запаху, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу; -определяет на слух звучание различных музыкальных инструментов; -Обводит контуры изображений предметов и геометрических фигур, -дорисовывает незаконченные геометрические фигуры; -группирует предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета; -смешивает цвета и называет их -комбинирует разные формы из геометрического конструктора; -находит нереальные элементы нелепых картинок с помощью учителя; -определяет противоположные качества и свойства предметов; -классифицирует предметы по разным признакам с помощью учителя; -распознает предметы по запаху, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу; -определяет на слух звучание различных музыкальных инструментов; -моделирует пространственное расположение объектов относительно друг друга (мебели в комнате) с помощью учителя; -определяет время по часам с помощью учителя; -определяет порядок дней недели. -Обводит контуры изображений предметов и геометрических фигур, -дорисовывает незаконченные геометрические фигуры; -группирует предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета; -классифицирует предметы по разным признакам со всеми видами помощи; -распознает предметы по запаху, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу с помощью учителя; -определяет порядок дней недели с о всеми видами помощи. 7 -моделирует пространственное расположение объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога; -определяет возраст людей. -определяет время по часам с помощью учителя; -определяет порядок дней недели. Базовые учебные действия Личностные учебные действия Осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем. Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. Положительно относится к окружающей действительности. Проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Показывает готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; 8 договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия Входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользуется учебной мебелью; адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывает рабочее место; передвигается по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе; активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников; соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами; принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов. Устанавливает видородовые отношения предметов. Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале. Пользуется знаками, символами, предметами-заместителями. Читает. Пишет. Наблюдает. Работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Формы организации образовательного процесса: очная; дистанционная (удаленная); очно – дистанционная (удаленная); Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения: 9 традиционное обучение; активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения); проблемное обучение; информационные (компьютерные) технологии; здоровьесберегающие технологии; игровые технологии. Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Обучение без отметочное. Содержание предмета Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 1. Оценка состояния общей моторики: оценка статического равновесия; оценка динамического равновесия. 2. Оценка ручной моторики; тесты зрительно-моторной координации. 3. Оценка тактильных ощущений. 4. Оценка владения сенсорными эталонами: тесты цветоразличения: различение формы; восприятие величины. 5. Оценка зрительного восприятия. 6. Оценка слухового восприятия. 7. Оценка пространственного восприятия. 8. Оценка восприятия времени. Развитие моторики, графомоторных навыков. Развитие согласованности движений на разные группы мышц, броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем, д\и «Тир»: попадание в цель различными предметами (мешочками с песком, мелкими мячами), д\и «Фокусник». Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. «Олень здоровается», «Пальцеход», «Соревнования по бегу», «Необычное животное», «Кулак, ладонь, ребро», «кольцо и зайчик», «Барабанщик». Совершенствование точности движений. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков; доставание бусин ложкой из стакана; продевание нитки в иголку; втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок; завязывать и 10 развязывать банты. Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации. Тактильно-двигательное восприятие Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. Д/и «Что бывает ... (пушистое)», д\и «скажи наоборот», д\и «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», д\и «Найди пару» д\и «море волнуется». Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. Кинестетическое и кинетическое развитие Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование. Предаются игры: П/и «Сделай по рисунку и замри», п/и «Стопсигнал», п/и «Совушка», д\у «Противоположное действие», п\и «Море волнуется». Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. 11 Тренировка зрительной памяти: дидактические игры типа «Сложи такой же узор», д\у «Запомни и нарисуй», д\и «Расставь точки», д\у «Рассмотри фигуры парами и запомни их», д\и «Выложи цепочку как у меня». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). предлагаются игры: д\у «Найди одинаковый предмет», д\и «Что изменилось?». Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Отгадывание загадок, корректурные пробы, картинки «нелепицы», д\и «Что перепутал художник», Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Восприятие особых свойств предметов Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма. Предлагаются игры Д/и. «Догадайся, откуда звук», д/и. «Звоночки», д/и. «Определи, что слышится», д/и «Быстро и медленно», д/и. «Слушай и выполняй», д/и. «Что слышно?», д/и. «Зайчики», д/и. «Шагаем и танцуем», Д\и «Прерванная песня», д\и «кто на чём играет», д\у «Простучи как я», д/и «Мы — барабанщики». Восприятие пространства Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. Предлагаются игры: д\и «назови наоборот», д\и «Что перепутал художник», корректурные пробы, лабиринты, д\и «Муха», д/и «Куда пойдешь, то и найдешь», д/ игра «Обставим комнату», Восприятие времени Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 ч, 12 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена. П\и «Найди и промолчи», Работа с циферблатами, Д/и «Успей за 1, 2, 5 мин». Практические упражнения. П./и. «Цифры», «Буквы». знакомство с календарем «Дни недели». работа с сюжетными картинками, д\и «Что сначала что потом», отгадывание загадок, д/и «Когда это бывает». Планируемые результаты освоения коррекционно- развивающего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выдвигает требования к формированию личностных результатов необходимых для введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру и овладение ими социокультурным опытом, базовых учебных действий, которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и предметных результатов связанных с овладением обучающимися содержанием предметов программы и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным, которые обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру и овладение ими социокультурным опытом. 13 Календарно-тематическое планирование №п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 дата Раздел, тема Обследование обучающихся. Комплектование групп. Развитие моторики, графомоторных навыков 12ч. Упражнения на развитие меткости. Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук. Упражнения в завязывании и развязывании, шнурков. Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров по образцу. Графический диктант. Упражнения в написании графического диктанта. Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений Упражнение в вырезании ножницами из бумаги по контуру предметных изображений Тактильно-двигательное восприятие 5ч. Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств. Определение на ощупь поверхности. Упражнение в определении на ощупь поверхности. Работа с пластилином и глиной. Лепка «Овощи» Игры с сюжетной мозаикой Кинестетическое и кинетическое развитие 4с. Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела. Игры на развитие ощущений от статистических и динамических поз различных частей тела. Имитация повадок животных, инсценирование школьных событий. Колво часов 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 14 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Драматизация знакомых сказок. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 14ч. Сравнение и обозначение словом формы предметов. Упражнения в сравнении круга и овала Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. Сравнение и обозначение, словом величины разных предметов по двум параметрам. Составление целого из частей. Дидактическая игра «Часть и целое». Составление сериационных рядов по величине. Упражнение в сравнении сериационных рядов по величине. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета. Развитие зрительного восприятия Дидактическая игра «Цветик семицветик». Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. Составление предмета целостной конструкции из мелких деталей. Выкладывание узора из кубиков Кооса. Развитие зрительного восприятия 6ч. Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?». Упражнение в тренировке зрительной памяти. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Восприятие особых свойств предметов 6ч. Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ. Упражнения на определение различных свойств веществ. Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести. Взвешивание на ладони, определение веса на глаз Развитие слухового восприятия 6ч. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 15 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Определение направления звука в пространстве Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков. Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики». Восприятие пространства 7ч. Определение месторасположения предметов относительно друг друга. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате по инструкции учителя. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате по плану. Деление листа на глаз, на две и четыре равные части. Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты. Восприятие времени 7ч. Определение времени по часам. Упражнения в определении времени по часам. Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» Меры времени. Времена года, их закономерная смена. Временные представления. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Итого Мониторинг предметных результатов По учебному предмету: Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс Учитель Е.А.Харина 2024 - 2025г. Уровни ЗУН 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 68ч ФИ обучающегося нг кг нг кг кг нг кг н г кг нг кг н г определяет возраст людей кг дает характеристику неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона; распознает предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу; самостоятельно классифицирует предметы по разным признакам; определяет противоположные качества и свойства предметов; находит нереальные элементы нелепых картинок; н г группирует предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом; вычерчивает геометрические фигуры, дорисовывает симметричные половинки изображения; выполняет целенаправленно действия по четырёхзвенной инструкции педагога. нг нг кг кг кг нг кг н г кг нг вербально обозначает пространственные отношения с использованием предлогов; смешивает цвета и называет их; определяет порядок дней недели. определяет время по часам; н г моделирует пространственные ситуаций представляет словесный отчет; 16 кг нг кг Критерии оценки показателя: С - Сформирован (да, всегда); Ч - Частично сформирован (иногда); Н- Не сформирован (нет) Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности 1. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 - 7 лет. / Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. - М.: АРКТИ. -2014 - 136с. 2. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Муратовой. - СПб.: КАРО,2019. 3. Коррекчионно – развивающие занятия 3 -4 класс / Коррекционно – развивающие занятия 3 -4 класс Составитель Тукачева С. И. 17 – Волгоград ООО «Экстремум», 2018-148с. 4. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста / ЛЗЗ Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. — М.: Школьная Пресса, 2014. — 32с 5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М.: Просвещение, 2017. -160 с. 6. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5 -9 лет/ Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5 -9 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2018. -144с. Образовательные ресурсы и онлайн платформы 1. Интернет-ресурсы: - http://www.uchportal.ru - http://festival.1september.ru - http://www.proshkolu.ru - Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru -Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru -Учительский портал http://www.uchportal.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september -Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru -Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru -Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Материально – техническое обеспечение Технические средства обучения: -классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц; -магнитная доска; -шкаф для хранения таблиц. Оборудование класса: -ученические столы 1 местные с комплектом стульев; -стол учительский с тумбой; -шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; 18 -Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. -держатели для схем и таблиц и т.п. Учебно-практическое оборудование: - альбом «Логика»; - упражнения «Найди по схеме»; - упражнения «Лабиринты»; - папка «Матрицы Ровена». Дидактические игры: - д/и «Радуга»; - д/и «Соотнеси форму и цвет»; - д/у «Какой формы предметы»; - д/у «Соотнеси форму и цвет»; - д/у «Помоги белочке найти фигуры»; - д/у «Какую форму имеют предметы»; -д/у «Найди предметы нужной формы»; - д/у «Из каких фигур состоит дом»; - наложенные силуэты; - д/у «Выложи из палочек такую же фигуру»; -д/у «Какой формы предмет»; -д/у «Чей силуэт»; - д/у «Найди тень к предмету. Папка серого цвета «Память»: - д/у «Запомни все буквы и предметы»; - методика «запомни рисунок»; - д/у «Какие новые предметы появились на странице»; - д/у «Запомни рисунок»; - д/у «Запомни пары картинок»; - д/у «Восстанови таблицу»; 19 Папка серого цвета «восприятие пространства и времени»: - д/у «Разложи правильно»; - часы времени года; - д/у «Разложи месяцы по времени года»; - Упражнения на развитие ориентировки в пространстве: - д/у «Кто, где стоит»; - д/у «Что где находится»; - выбери соответствующее направление; - д/у «Расскажи, что далеко, что близко»; - Подбор кроссвордов. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у обучающихся 1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича): Оценка статического равновесия — сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей. Оценка динамического равновесия — преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см. 2. Оценка ручной моторики: — выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца; — координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую. Тесты зрительно-моторной координации: — срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов; — срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца. 20 3. Оценка тактильных ощущений: — узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно; — узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур. 4. Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения — раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого; — называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.). Различение формы — группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных). В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24). Восприятие величины — раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см; — ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор. 5. Оценка зрительного восприятия: — узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений); — узнавание контурных изображений (5 изображений); — узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений); — выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых. 6. Оценка слухового восприятия: — воспроизведение несложных ритмических рисунков; — определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.; 21 — определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука). 7. Оценка пространственного восприятия: — показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.; — выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.); — конструирование по образцу из 10 счетных палочек. 8. Оценка восприятия времени: — с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.). Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям: — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки; — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий; — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий. На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Приложение №2 Комплекс пальчиковой гимнастики «Дружные пальчики» Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются) С этим пальцем в лес ходил. 22 С этим пальцем щи варил. С этим пальцем кашу ел. С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку загибается один пальчик) «Наша группа» В нашей группе все друзья. (ритмично стучат кулачками по столу) Самый младший – это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика) «Семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я! «Как у нас семья большая» Как у нас семья большая Да весёлая. (ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно) Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках) Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы на обеих руках) Два Степана у сметаны объедаются. 23 (загнуть средние пальцы) Две Дашки у кашки питаются. (загнуть безымянные пальцы) Две Ульки в люльке качаются. (загнуть мизинцы) «Пальчики засыпают» Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора. «Игрушки» На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполино, И котёнок, и слонёнок. (поочерёдно загибают пальчики) Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибают пальчики) Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого) 24 будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, (загибают пальчики, начиная с большого) Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средними и указательными пальчиками) «Осень» Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: (плавные волнообразные движения ладонями) Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой, (загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол) «Вышел дождик погулять» Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца) Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук) Шёл неспешно, по привычке, 25 А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу) Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу) Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши) Ох! (один хлопок) И ушёл. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу) «Наша квартира» В нашей комнате-столовой – Есть отличный СТОЛ дубовый, СТУЛЬЯ – спинки все резные, Ножки гнутые, витые. И ореховый БУФЕТ Для варенья и конфет. В комнате для взрослых – спальне – Есть для платьев ШКАФ зеркальный, Две широкие КРОВАТИ С одеялами на вате И берёзовый КОМОД, Мама там бельё берёт. А в гостинной КРЕСЛА есть, Телевизор смотрят здесь. Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный, В СТЕНКЕ – центр музыкальный. 26 (на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10) «Много мебели в квартире». Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках) Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки) В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, (загибают пальчики на каждое название мебели) Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) «Помощники» Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу) 27 Только чашку мы разбили, Ковшик5 тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга) «Каша» Каша в поле росла, (дети подняли руки, шевелят пальчиками) К нам в тарелку пришла. («идут пальчиками по столу) Всех друзей угостим, По тарелке дадим. (в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки) Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрёшке, (загибают по одному пальчику на обеих руках) Всем дадим по ложке! (разжимают кулачки) «Апельсин» Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один. 28 (показывают 1 палец) Эта долька – для ежа. Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку) А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой) Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди) Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу) Приложеиие № 3 Комплекс дыхательной гимнастики «Дерево на ветру» Цель: формирование дыхательного аппарата. ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево. «Дровосек» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с обучающимся шесть-восемь раз. «Сердитый ежик» 29 Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с обучающимся три-пять раз. «Надуй шарик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: обучающийся сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. «Листопад» Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья. Предложить обучающемуся подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки, с какого дерева упали. «Гуси летят» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у». «Пушок» Цель: формирование дыхательного аппарата. Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите обучающемуся дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. «Жук» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: обучающийся стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу». «Петушок» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку». 30 «Ворона» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: обучающийся стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р]. «Паровозик» Цель: формирование дыхательного аппарата. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд. «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз. «Часики» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз. «Каша кипит» Цель: формирование дыхательного аппарата. ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. «Насос» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Обучающийсяставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза. «Регулировщик» Цель: формирование дыхательного аппарата. 31 Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз. «Ножницы» Цель: формирование дыхательного аппарата. И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук. «Трубач» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз. «Подуй на одуванчик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух. «Бегемотик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: лежа или сидя. Обучающийся кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). «Курочка» Цель: развитие плавного, длительного вдоха. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям. «Хомячок» 32 Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом. «Лягушонок» Цель: формировать правильное речевое дыхание. Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.