Речевая практика 3 класс

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению:
на заседании Методического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «30» августа 2024 г. № 114/1-од

Рабочая программа
Предметная область Язык и речевая практика
учебный предмет «Речевая практика»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3 класса
Составитель: Е. А. Харина, учитель ВКК

г. Красноуфимск
2024г

Пояснительная записка
Рабочая программа по речевой практике для 3-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО
(ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Место и роль предмета среди других предметов учебного плана
Предмет «Речевая практика» в начальной образовательной организации входит в структуру изучения предметной области
«Язык и речевая практика».
Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой коммуникации обучающихся интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи учебного предмета «Речевая практика»:
 способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
 корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
 формировать выразительную сторону речи;
 учить строить устные связные высказывания;
 воспитывать культуру речевого общения.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа
На изучение учебного предмета «Речевая практика» по учебному плану в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных
недели 34 часа в год.
Описание микрогрупп класса
Достаточный уровень
Минимальный уровень
Ниже минимального
обучающиеся
Данные обучающиеся усвоили
У Ольги нарушение
основание
программный материал 2 класса.
Активно участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций. Понимают
содержание небольших по объёму
сказок, рассказов и стихотворений.
Отвечают на вопросы учителя по

звукопроизношения. Голос тихий,
немодулированный. Темп речи
средний. Словарный запас беден. При
выполнении заданий нуждается во
всех видах помощи. Восприятие и
осмысление снижено. Необходимо

содержанию прослушанных и (или)
просмотренных радио- и телепередач.
Выразительно произносят
чистоговорки, короткие стихотворения
с опорой на образец чтения учителя.

многократное повторение и
закрепление с опорой на наглядный
материал. Воспринимает на слух
короткие сказки и рассказы. Речью,
как средством общения не пользуется.
Участвует в ролевых играх в
соответствии с речевыми
возможностями.

Планируемые результаты
Личностные
Достаточный уровень:

Минимальный уровень

Ниже минимального


расширение представлений о
праздниках — личных и
государственных, связанных с
историей страны;

закрепление представлений о
различных социальных ролях —
собственных и окружающих людей;

укрепление соответствующих
возрасту ценностей и социальных
ролей через расширение
представлений о нормах этикета и
правилах культурного поведения;

закрепление навыков
коммуникации и умений использовать
принятые нормы социального
взаимодействия (в рамках предметных



расширение представлений о
праздниках — личных и государственных,
связанных с историей страны;



закрепление навыков коммуникации
и умений использовать принятые нормы
социального взаимодействия;

укрепление соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей
через расширение представлений о нормах
этикета и правилах культурного поведения.












Обращается за помощью и принимает
помощь;
понимает эмоциональные состояния
других людей;
понимает язык эмоций (позы, мимика,
жесты и т.д.);
проявляет собственные чувства;
устанавливает и поддерживает
контакты;
избегает конфликтных ситуаций;
пользуется речевыми и жестовыми
формами взаимодействия для
установления контактов, разрешения
конфликтов;
принимает доброжелательные шутки в
свой адрес;
охотно участвует в совместной

результатов начального обучения);

закрепление социальнобытовых навыков, используемых в
повседневной жизни (в рамках
предметных результатов начального
обучения).



деятельности;
желает заслужить одобрение, похвалу.

Предметные
Достаточный уровень:

Минимальный уровень

Ниже минимального

•
понимает содержания
небольших по объему сказок,
рассказов и стихотворений; отвечает
на вопросы;
•
понимает содержания детских
радио- и телепередач, отвечает на
вопросы учителя;
•
выбирает правильные
средства интонации с опорой на
образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
•
активно участвует в диалогах
по темам речевых ситуаций;
•
высказывает свои просьбы и
желания;
•
выполняет речевые действия
(приветствия, прощания, извинения и
т. п.), использует соответствующие
этикетные слова и выражения;

•
использует в речи просьбы и желания
этикетные слова и выражения;
•
участвует в ролевых играх в
соответствии с речевыми возможностями;
•
воспринимает на слух сказки и рассказы;
•
отвечает на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный
материал;
•
выразительно произносит чистоговорки,
короткие стихотворения с опорой на образец
чтения учителя;
•
участвует в беседах на темы, близкие
личному опыту;
•
отвечает на вопросы учителя по
содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.

•
воспринимает на слух короткие по
содержанию сказки и рассказы;
•
строит короткие фразы; стремится к
речевому высказыванию;
•
использует в речи просьбы и
желания, этикетные слова и выражения;
•
участвует в ролевых играх в
соответствии с речевыми возможностями;
участвует в коллективных играх;
•
работает с сюжетными картинками,
выстраивает последовательность событий.

•
участвует в коллективном
составлении рассказа или сказки по
темам речевых ситуаций;
•
составляет рассказы с опорой
на картинный или картинно символический план.

Базовые учебные действия
Личностные учебные действия

осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
друга;

способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

принимает соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительно относится к окружающей действительности,

готовится к организации взаимодействию с ней и эстетическому ее восприятию;

самостоятельно выполняет учебные заданий, поручения, договоренности;

понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;

готовится к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия

Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращается за помощью и принимает помощь;

слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия


Входит и выходит из учебного помещения со звонком; ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения);

пользуется учебной мебелью;

адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимает руку, встает и выходит из-за парты и т. д.);

работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые помещения;

принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе;

активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников; соотносит свои
действия и их результаты с заданными образцами;

принимает оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия

Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов;

устанавливает видородовые отношения предметов; делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на
наглядном материале;

пользуется знаками, символами, предметами-заместителями;

читает; пишет; выполняет арифметические действия;

наблюдает;

работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание предмета
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык
животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные? Речевое
общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: общение нужно
для того, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.
Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Опора на иллюстративный материал и заранее
подготовленные ситуации.

Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма,
поздравительные открытки).
Аудирование
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание
коротких сказок и рассказов в исполнение чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по
содержанию прослушанного или просмотренного. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение
письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует
услышанному содержанию. Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания. Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по
подражанию. Громкая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый
тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) соответствующим тоном
голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Произнесение одной и
той же фразы с вопросительной, повествовательной, восклицательной интонацией.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Лексические темы: «Школьная жизнь», «Я и мои товарищи»
«Я дома», «Я за порогом дома», «В мире природы».
Тематика речевых ситуаций:
«Снова в школу», «Как я отдыхал летом», «В библиотеке», «Отправляюсь в магазин», «В магазине», «Телефонный разговор», «Я зритель», «Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре», «Я в кинотеатре». Ролевая игра «Приём гостей»,
«Мы на реке».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение подготовка атрибутов речевой
ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал: Составление диалогов типа «вопрос —
сообщение». Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по
теме ситуации. Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки, последующее составление связного
высказывания.
Культура общения
Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в
соответствии с ситуацией: (Здравствуй! Здравствуйте! До свидания! Всего хорошего! Будьте здоровы! Пока! Счастливо! Речевое

общение с мало знакомыми людьми: Как вас зовут? Как тебя зовут? Как ваша фамилия? Как твоя фамилия? Извините, пожалуйста,
вы не скажите, как пройти на остановку автобуса? Не могли бы вы объяснить мне дорогу до остановки?
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5.
6
7
8

дата

Раздел, тема
Беседа по сюжетным картинкам на тему «Снова в школу».
Входная диагностика.
Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста.
Составление рассказа «Как я отдыхал летом».
Составление памятки «Секреты вежливого общения».
Конструирование диалога - конфликта с использованием карточек
Мы собрались поиграть.
Коллективное составление копилки игр.

Кол-во
часов
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

9.
10
11

Беседа по сюжетным картинкам на тему «В библиотеке».
Составление правил поведения в библиотеке.
Я выбираю книгу. Виды книг, их назначение. Правила обращения с книгой.

1ч.
1ч.
1ч

12

Экскурсия в школьную библиотеку.

1ч.

13

Прослушивание и ответы на вопросы по сказке «Маша и медведь».

1ч.

14

Прослушивание и ответы на вопросы по сказке «Три медведя».

1ч

15
16
17

Инсценировка сказки по выбору обучающихся.

1ч.
1ч.
1ч.

19
20

Беседа по сюжетным картинкам на тему «Отправляюсь в магазин».
Конструирование возможных диалогов с продавцом.
«Подскажите, пожалуйста…» Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к
знакомому и незнакомому человеку.
Беседа по сюжетным картинкам на тему «Телефонный разговор». Правил общения по телефону.
Чтение по ролям отрывка сказки К. Чуковского «Телефон».

21

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор».

18

1ч
1ч.
1ч
1ч

22

У телевизора. Беседа на основе личного опыта. Назначение телевидения, радио.

1ч

23

«Моя любимая программа». Рассказы обучающихся, выполненные с опорой на план.

1ч.

24

Как сохранить здоровье. Беседа о норме просмотра телепередач.

1ч.

25

1ч.

26

Беседа по сюжетным картинкам на тему «Я - зритель». Составление правил вежливого зрителя.
Ролевая игра «Я в кинотеатре». Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре.

27

Правилах поведения в общественном транспорте.

1ч.

28

Ролевая игра «В автобусе». Составление диалогов в общественном транспорте.

1ч.

29

Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне.

1ч.

30

Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным).

1ч.

31

Рассматривание сюжетных картинок «Мы идем в гости» Правила поведения в гостях.

1ч.

32

Сюжетно-ролевая игра «Приём гостей»

1ч.

33

Правила поведения на реке, во время прогулки в лесу.

1ч.

34

Ура скоро каникулы! Обсуждение планов на каникулы.

1ч.

1ч

Итого 34ч
Формы организации образовательного процесса
 очная;
 дистанционная (удаленная);
 очно-дистанционная (удаленная).
Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
 традиционная;
 личностно-ориентированные;
 технология проблемного обучения;
 информационно-коммуникационная (компьютерные) технология;
 игровые технологии;
 здоровьесберегающие технологии;
 мультимедийная технология

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы текущего контроля:
- Выполнение практической работы.
- Выполнение контрольных работ.
- Оценивание индивидуальных творческих работ.
- Выполнение творческого задания.
- Фронтальный опрос.
- Индивидуальный опрос.
- Самостоятельная работа.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой каждого класса, по 5 - балльной
системе.
Знания и умения, обучающихся по речевой практике, оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального
опроса, текущих, промежуточных и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он:
а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметнопрактическими действиями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно ответить.
Отметка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5»,
но:
а) при ответе обучающийся допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих
ему уточнить ответ;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных
результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
в) при рассказе нуждается в дополнительных вопросах учителя;

г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет изученные объекты.
Все недочеты в работе обучающихся легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание
обучающегося на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если обучающийся в ходе
ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Отметка «З» ставится обучающемуся, если он:
а) при незначительной помощи учителя или обучающихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы,
формулирует правила может их применять;
б) узнает и называет изученные объекты.
Отметка «2» по предмету «Речевая практика» не ставится.
Тесты.
Отметка «5», если обучающиеся не допустил ни одной ошибки
Отметка «4», если обучающиеся допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3», если обучающиеся допустил 3-5 ошибок.
Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности
1
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1026
1
С.В. Комарова «Речевая практика» 3 класс: учебник для общеобразовательной организаций реализующие
адаптированные основные общеобразовательные программы / С.В. Комарова.- М Просвещение, 2018г. – 79с.
2
Сухин И.Г. Занимательные материалы / И.Г. Сухин.- М. «ВАКО» 2004 г-240с.
Образовательные ресурсы и онлайн платформы
Интернет-ресурсы:
http://www.uchportal.ru
http://festival.1september.ru
http://www.proshkolu.ru
http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Технические средства обучения:
-Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
-Магнитная доска.
-Шкаф для хранения таблиц.
2. Оборудование класса:
-Ученические столы 1 местные с комплектом стульев.
-Стол учительский с тумбой.
-Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
-Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
-Держатели для схем и таблиц и т.п.
Демонстрационное пособие:
- папки с демонстрационным материалом: развитие речи (весна – лето),
развитие речи (зима – весна).
- Папка синего цвета (антонимы)
- Картинки к таблице «зимние забавы»
- Эмоциональные состояния
- Альбом «как поступают друзья»
- Уроки «Доброты»
- Умные карточки «Я и моя семья».
- Опорные картинки для предсказывания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».