Ручной труд 3 класс.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению:
на заседании Методического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «30» августа 2024 г. №114/1-од

Рабочая программа
Предметная область Технология
учебный предмет «Ручной труд»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3 класса
Составитель: Е.А. Харина учитель ВКК

г. Красноуфимск
2024г

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для 3-го класса составлена в соответствии с основными
положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Место и роль предмета среди других предметов учебного плана
Основная цель изучения данного предмета: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных
возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности
человека;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования, формирование практических умений и навыков
использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- формирование интереса к разнообразным видам труда.
- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и
результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
- коррекцию познавательной деятельностиобучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и
совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве,
умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения
ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
- коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и

многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала .
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа
На изучение учебного предмета «Ручной труд» по учебному плану в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебных недели
68 часов в год.
Описание микрогрупп класса
Минимальный уровень:
Ниже минимального
Достаточный
уровень
обучающиеся

-

основание

-

Данные обучающиеся усвоили программный С помощью учителя выполняет аппликацию,
материал 2 класса. Организовывают рабочее изделие, называет материалы и инструменты,
место.
Умеют
с
помощью
учителя ориентируется на листе бумаги.
ориентироваться в задании, составлять план
работы над изделием. Сравнивают образцы
изделия с натуральным объектом. С помощью
учителя называют операции, материалы,
инструменты, приспособления. По вопросам
учителя дают словесный отчет и анализ своего
изделия.
Ориентируются на листе бумаги и подложке.

Планируемые результаты
Личностные
Достаточный уровень:

Минимальный уровень


Овладел социально бытовыми
умениями, используемыми в
повседневной жизни.


Имеет мотивацию к работе на результат.

Имеет адекватные представления о
собственных возможностях.

Ниже минимального

-Обращается за помощью и принимает
помощь;
-понимает эмоциональные состояния других


Овладел навыками
коммуникации и принятыми
нормами социального
взаимодействия.

Имеет адекватные
представления о собственных
возможностях.

Имеет представления о марали
и праве.

Принял и освоил социальную
роль обучающегося, приобрёл
мотивацию к учебной деятельности,
имеет социально значимые мотивы
учебной деятельности.

Имеет сформированные
навыки личной гигиены.

Понимает необходимость
укрепления и сохранения
физического здоровья.

Имеет установку на
безопасный, здоровый образ жизни.

Демонстрирует
сформированность трудовых
навыков, умений и действий,
связанных с домашним трудом.

Осознает необходимость
ответственного отношения к труду
как источнику существования.

Имеет мотивацию к работе на
результат.

Обладает бережным
отношением к материальным
ценностям.

Проявляет элементарный


Имеет навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.

Имеет сформированные навыки личной
гигиены.

Понимает необходимость укрепления и
сохранения физического здоровья.

Имеет установку на безопасный,
здоровый образ жизни.

Демонстрирует сформированность
трудовых навыков, умений и действий,
связанных с домашним трудом.

Принял и освоил социальную роль
обучающегося, приобрёл мотивацию к учебной
деятельности, имеет социально значимые
мотивы учебной деятельности.

людей;
-понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты
и т.д.);

навык экономического мышления.

Имеет адекватные
представления о своих
возможностях, связанных с будущей
профессией.

Имеет навыки сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.

Проявляет эмоциональнонравственную отзывчивость,
способность к эмпатии.

Демонстрирует способность
приобщения к прекрасному в жизни
и в природе

Обнаруживает
сформированность элементарных
знаний, связанных с живописью и
музыкой.

Имеет начальные навыки
адаптации в динамично
развивающемся и меняющемся мире.

Предметные
Достаточный уровень:

Минимальный уровень

 знание правил рациональной
организации труда, включающих
упорядоченность действий и
самодисциплину;
 знание об исторической,
культурной и эстетической ценности
вещей; знание видов

 знание правил организации рабочего
места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера
выполняемой работы, (рационально располагать
инструменты, материалы и приспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем
месте);

Ниже минимального





Проявляет способность к
самостоятельной изобразительной
деятельности.
Умеет выражать свое отношение к
результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
Умеет использовать инструменты и

художественных ремесел;
 нахождение необходимой
информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
 знание и использование
правил безопасной работы с
режущими и колющими
инструментами,
соблюдение
санитарно-гигиенических
требований при выполнении
трудовых работ;
 осознанный подбор
материалов по их физическим,
декоративно художественным и
конструктивным свойствам;
 отбор оптимальных и
доступных технологических приемов
ручной обработки в зависимости от
свойств материалов и поставленных
целей, экономное расходование
материалов;
 использование в работе с
разнообразной наглядности:
составление плана работы над
изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы,
распознавание простейших
технических рисунков, схем,
чертежей, их чтение и выполнение
действий в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия;
 осуществление текущего
самоконтроля выполняемых
практических действий и

 знание видов трудовых работ;
 знание названий и некоторых свойств
поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда; знание и соблюдение
правил их хранения, санитарно- гигиенических
требований при работе с ними;
 знание названий
инструментов,
необходимых на уроках ручного труда,
их устройства, правил техники безопасной
работы с колющими и режущими
инструментами;
 знание приемов работы (разметки
деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей,
отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;
 анализ объекта, подлежащего
изготовлению, выделение и называние его
признаков и свойств;
 определение способов соединения
деталей;
 пользование доступными
технологическими (инструкционными)
картами;
 составление стандартного плана работы
по пунктам;
 владение некоторыми технологическими
приемами ручной обработки материалов;
 использование в работе доступных
материалов (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и
картоном; нитками и тканью; проволокой
и металлом; древесиной; конструировать
из металлоконструктора); выполнение



материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка,
рисование, аппликация).
Умеет использовать различные
изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации.

корректировка хода практической
работы;
 оценка своих изделий
(красиво, некрасиво, аккуратно,
похоже на образец); установление
причинно-следственных связей
между выполняемыми действиями и
их результатами;
 выполнение общественных
поручений по уборке класса
(мастерской) после уроков трудового
обучения.

несложного ремонта одежды.

Базовые учебные действия
Личностные учебные действия
 осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
друга;
 способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
 принимает соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 положительно относится к окружающей действительности,
 готовится к организации взаимодействию с ней и эстетическому ее восприятию;
 самостоятельно выполняет учебные заданий, поручения, договоренности;
 понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
 готовится к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
 Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
 использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 обращается за помощью и принимает помощь;
 слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

 сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействовать с людьми;
 договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия
 Входит и выходит из учебного помещения со звонком; ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения);
 пользуется учебной мебелью;
 адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимает руку, встает и выходит из-за парты и т. д.);
 работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
 передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые помещения;
 принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе;
 активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников; соотносит свои
действия и их результаты с заданными образцами;
 принимает оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
 Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 устанавливает видородовые отношения предметов; делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на
наглядном материале;
 пользуется знаками, символами, предметами-заместителями;
 читает; пишет; выполняет арифметические действия;
 наблюдает;
 работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание предмета
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Заготовка
природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними.

Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки).
Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой.
Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати,
рисовальная, впитывающая (гигиеническая), крашеная). Виды работы с бумагой и картоном. Приемы работы с бумагой.
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для
крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок. Разметка картона и бумаги по линейке,
шаблонам сложной конфигурации. Изготовление ёлочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из
тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями. Изготовление из тонкого картона и плотной
бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам,
склеивание полосой бумаги. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика).
Обрывание по контуру (аппликация).
Работа с текстильными материалами.
Применение ниток. Правила обращения с иглой. Завязывание узелка на нитке. Виды ручных стежков и строчек.
Изготовление закладки из фотопленки.
Элементарные сведения о тканях. Виды работы с тканью. Изготовление прихватки. Вышивание: что делают из ниток,
приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку
с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками
(раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой
петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине.

Способы обработки древесины ручными инструментами.
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок).
Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства
проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое,
вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв.
Работа с металлоконструктором.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора
(планки, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок винтом
и гайкой.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4

Дата

Раздел, тема
Вводный урок. Повторение пройденного материала.
Работа с природным материалом – 4 ч.
Экскурсия на природу (сбор природного материала).
Входящий контроль. Изготовление аппликации из геометрических фигур: «Грузовик».
Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птичка».

Кол-во
часов
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

5.
6
7
8
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Изготовление по образцу аппликации из скорлупы грецкого ореха «Воробьи на ветке».
Работа с бумагой - 4 ч.
Сорта бумаги и их назначение.
Изготовление аппликации из обрывной бумаги: «Медведь».
Окантовка картона полосками бумаги.
Упражнение в окантовке картона полосками бумаги.
Работа с проволокой- 3 ч.
Виды проволоки.
Изготовление цепочки из проволоки.
Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха по рисунку.
Работа с древесными материалами 3 ч.
Экскурсия в столярную мастерскую.
Изготовление опорного колышка для растений из древесины.
Изготовление подставки из фанеры прямоугольной формы.
Работа с природным материалом -1 ч.
Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы.
Работа с металлоконструктором – 7 ч.
Упражнения в соединении деталей винтами и гайками без использования инструментов.
Сборка по образцу: треугольник, прямоугольник, квадрат.
Конструирование по образцу: «Лесенки».
Сборка объёмных изделий по образцу и рисунку: «Стул».
Конструирование из планок и скоб: «Лопатка, грабли».
Конструирование по образцу: «Домик».
Сборка стула с перекрещёнными ножками.
Работа с проволокой -1 ч.
Изготовление букв из проволоки.
Работа с бумагой – 12 ч.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Упражнение в изготовлении по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление складной гирлянды.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч
1ч.
1ч.

1ч
1ч.
1ч.

1ч.
1ч
1ч
1ч
1ч.
1ч.
1ч.
1ч
1ч.
1ч.

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Изготовление новогодней гирлянды из бумажных колец.
Изготовление карнавальных полумасок.
Изготовление карнавальных головных уборов: «Каркасная шапочка».
Изготовление карнавальных головных уборов: «Кокошник».
Изготовление игрушек: «Шар в кругу».
Изготовление из бумаги игрушек в форме шара: «Шар из полосок».
Изготовление из бумаги игрушек: «Фонарик из трех деталей».
Изготовление по образцу папки с завязками.
Упражнение в изготовлении папки с завязками.
Работа с текстильными материалами - 4 ч.
Упражнение в выполнении строчки прямого стежка на ткани.
Упражнение в выполнении косого обмёточного стежка на полосе картона.
Изготовление закладки по образцу.
Упражнение в изготовлении закладки по образцу.
Работа с проволокой – 3 ч.
Изготовление фигурок рыб из проволоки.
Изготовление цифр из проволоки.
Изготовление фигурок зверей из проволоки.
Работа с текстильными материалами – 4 ч.
Ткань. Виды работы с тканью.
Изготовление выкройки из ткани «Прихватка».
Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка.
Упражнение на сшивание деталей. Изделия строчкой косого стежка.
Работа с бумагой - 5 ч.
Изготовление деталей для папки раскладушки.
Изготовление папки-раскладушки из 2-3 элементов по образцу.
Объёмные изделия из картона.
Изготовление открытой коробки с клапанами из картона.
Изготовление коробки с бортами соединёнными встык.
Работа с текстильными материалами- 3 ч.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Строчка прямого стежка в два приёма.
Упражнения в выполнении стяжка в два приёма.
Изготовление закладки с вышивкой.
Работа с древесными материалами - 1ч.
Аппликация из древесных опилок «Собака».
Работа с бумагой - 2 ч.
Конструирование объёмных игрушек: «Матрёшка из конусов».
Промежуточная аттестация. Изготовление поделки из объёмных фигур «Собачка из цилиндров».
Работа с текстильными материалами – 4 ч.
Составление по образцам простейшего рисунка из разных видов ниток.
Вышивание рисунка по образцу.
Вышивание рисунка тамбурным стежком.
Оформление ткани в виде салфетки.
Работа с металл конструктором -6 ч.
Сборка объёмных изделий по образцу и рисунку: «Стол»
Конструирование по образцу: «Скамейка».
Сборка дорожного знака
Изготовление по представлению тележки.
Изготовление самолёта по инструкции учителя.
Сборка предметов по замыслу.

Формы организации образовательного процесса

очная;

дистанционная (удалённая);

очно-дистанционная (удалённая).
Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

Традиционная.

Личностно-ориентированные.

Игровые технологии.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.





Здоровьесберегающие.
Компьютерные.
Технологии проблемного обучения
Формы текущего контроля:










Выполнение практической работы.
Выполнение элементов проектной деятельности
Оценивание индивидуальных творческих работ.
Участие в конкурсах различных уровней.
Фронтальный опрос.
Индивидуальный опрос.
Самостоятельная работа.
Выставки.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным графиком
соответствующей образовательной программы.
Форма промежуточной аттестации по ручному труду - изготовление поделки.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Отметка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении практической работы и может
выполнить ее используя план или образец, а также проанализировать и оценить качество своей работы.
Отметка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает незначительные трудности и
использует помощь учителя при поэтапном выполнении практического задания и его анализе.
Отметка «3» ставится. Если обучающийся может выполнить избирательно задания по аналогии и при различных видах
помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать свои работы.
Отметка «2» по предмету «Ручной труд» не ставится.
Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности
1.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2.
Кузнецова, Л. А. Технология ручной труд 3класс / Л.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2018г. – 110с.
3.
Жидкина, Т. С., Кузьмина Н. Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах / Т. С. Жидкина, Н.
Н. Кузьмина. – М.: Академия, 2005. – 114с.
Образовательные ресурсы и онлайн платформы
Интернет-ресурсы:
http://www.uchportal.ru
http://festival.1september.ru
http://www.proshkolu.ru
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ruСеть творческих учителей http://www.itn.ru/
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Технические средства обучения:
– классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок;
– мультимедийный проектор;
– компьютер;
– шкаф для хранения таблиц.
Демонстрационное пособие:
– слайды, соответствующие содержанию обучения (по возможности);
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности);
– таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Учебно-практическое оборудование:
- краски акварельные;
- фломастеры разного цвета;
- цветные карандаши;
- цветная бумага;
- альбомы;
- картон белый и цветной;
- бумага наждачная;
- тетради в клетку;
- наборы разноцветного пластилина;
- цветные нитки (разные виды);
- ткани разных сортов;
- клей ПВА;
- клей карандаш;
- бархатная бумага;
- Ножницы, пяльцы, трафареты, шаблоны.
- Металлические конструкторы.
Оборудование класса:
– ученические столы одноместные с комплектом стульев;
– стол учительский;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
– держатели для схем и таблиц и т. п.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».