государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «30» августа 2024 г. №114/1-од Рабочая программа Предметная область Естествознание учебный предмет «Мир природы и человека» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класс Составитель: Шабардина К. А. учитель 1 КК г. Красноуфимск 2024г Рабочая программа по «Мир природы и человека» для 4-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа является адаптированной для образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Место предмета в учебном плане Учебный предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека Основная цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: полисенсорности восприятия объектов; практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций; закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа На изучение учебного предмета «Мир природы и человека» по учебному плану в 4-ом классе отводится один час в неделю, 34 учебных недели, 34 часов в год. Описание микрогрупп класса Достаточный уровень Минимальный уровень Ниже минимального Временные представления сформированы на среднем уровне. Знают текущее время года, месяцы. Последовательность времен года устанавливает самостоятельно, признаки называет с направляющей помощью учителя. Знают диких и домашних животных, птиц. Описывают их повадки, определяют их значение в жизни человека со всеми видами помощи учителя. Временные представления сформированы недостаточно. Называет текущее время года, признаки называет с направляющей помощью учителя, путает месяцы года. Последовательность времен года, частей суток знают. Обобщает и исключает диких, домашних животных, овощи, фрукты, цветы с направляющей помощью учителя. - Планируемые результаты Личностные результаты Достаточный уровень: Минимальный уровень Ниже минимального Осознаёт себя гражданином России; испытывает чувства гордости за свою Родину; имеет адекватные представления о собственных возможностях; овладел навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; Осознаёт себя гражданином России; осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принимает соответствующих возрасту Обращается за помощью и принимает помощь; понимает эмоциональные состояния других людей; понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); проявляет собственные чувства; устанавливает и поддерживает приобрёл этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принял и освоил социальную роль обучающегося, приобрёл мотивацию к учебной деятельности; -имеет навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знает основные нормы морали и права; проявляет доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость и взаимопомощь, проявляет сопереживание к чувствам других людей; имеет мотивацию к творческому труду, работе на результат; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию; сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. ценности и социальные роли; положительно относится к окружающей действительности, самостоятельно выполняет учебные заданий, поручения, договоренности; понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию; сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. контакты; избегает конфликтных ситуаций; пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; принимает доброжелательные шутки в свой адрес; охотно участвует в совместной деятельности; желает заслужить одобрение, похвалу; рассматривает или прослушивает произведений искусства; осознает, что определенные его действия несут опасность для него. Предметные результаты Достаточный уровень: Минимальный уровень Ниже минимального Представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств; знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в образовательной организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Различает растения сада, огорода, леса, поля, со всеми видами помощи учителя; различает диких и домашних животных, птиц, описывает их повадки, со всеми видами помощи учителя; различает времена года, и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разное время года; умеет объединять домашних птиц в группу «домашние птицы»; различает части суток; различает дни недели; соотносит явления природы с временем года. наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; выполнение доступных природоохранительных действий; готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач в объеме программы. Базовые учебные действия Осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем. Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. Положительно относится к окружающей действительности. Проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Показывает готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия Входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользуется учебной мебелью; адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывает рабочее место; передвигается по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе; активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников; соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами; принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов. Устанавливает видородовые отношения предметов. Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале. Пользуется знаками, символами, предметами-заместителями. Читает. Пишет. Наблюдает. Работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Содержание учебного предмета Сезонные изменения в природе. Влияние солнца на смену времен года. Одежда людей в разное время года, труд людей в зависимости от сезона. Неживая природа. Состав почвы. Способы обработки почвы. Правила обращения с садовыми инструментами. Перекапывание почвы. Песок и его свойства. Глина и её свойства. Живая природа (в том числе человек) Растения огорода, сада, леса. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Домашние животные и уход за ними. Разнообразие птиц нашей родины. Водоплавающие птицы. Сходство и различие домашних и диких птиц. Внешний вид и образ жизни насекомых. Профилактика травмы головного мозга. Режим дня школьника. Профилактика переутомления. Безопасное поведение. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 дата Раздел, тема Сезонные изменения в природе. Осень - 2ч. Влияние солнца на смену времён года. Признаки осени. Неживая природа 7 ч Входная контрольная работа. Тест (вопросы по изученным темам) Состав почвы. Способы обработки почвы. Правила обращения с садовым инструментом. Кол-во часов 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Проверочная работа»№1 по теме «Перекапывание почвы». Песок и его свойства. Глина и её свойства. Сезонные изменения в природе. Зима - 3ч Признаки зимы. Проверочная работа №2 по теме «Труд людей зимой». Сезонные изменения в природе. Живая природа (в том числе человек) - 11ч Растения огорода. Растения леса. Проверочная работа № 3по теме «Растения сада». Растения культурные и дикорастущие. Лекарственные растения. Домашние животные. Проверочная работа№ 4 по теме «Правила ухода за домашними животными». Разнообразие птиц нашей страны. Водоплавающие птицы. Сходство и различия домашних и диких птиц. Проверочная работа № 5 по теме «Внешний вид и образ жизни насекомых». Сезонные изменения в природе. Весна - 3ч Признаки весны. Труд людей весной. Природа весной. Промежуточная аттестация. Тест (вопросы по изученному материалу) за курс 4 класса. Безопасное поведение – 7ч Профилактика травмы головного мозга. Режим дня школьника. Проверочная работа № 6 по теме «Профилактика переутомления». 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 31 32 33 34 Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Проверочная работа № 7 по теме: «Правила поведение в лесу, на воде, в грозу». Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. 1ч 1ч 1ч 1ч Всего Формы организации образовательного процесса: очная; дистанционная (удаленная); очно – дистанционная (удаленная); Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения: традиционное обучение; проблемное обучение; информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии; здоровье сберегающие технологии; игровые; личностно-ориентированные. Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Формы текущего контроля: выполнение практической работы; оценивание индивидуальных творческих работ; участие в конкурсах(выставках) различных уровней; фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельная работа; контрольная работа; 34ч. выполнение творческих работ; участие во внеурочной деятельности; тест. Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся образовательного учреждения с 1-9 класс. Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся первого класса осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. Форма промежуточной аттестации по учебному предмету «Мир природы и человека» – тест (вопросы по изученному материалу). В качестве результатов промежуточной аттестации по предмету «Мир природы и человека» по решению педагогического совета, могут быть зачтены: Внеучебные образовательные достижения. Зачет производится в форме учета личностных достижений или портфолио. Текущие достижения. Зачет производится в форме учета высоких оценок планируемых результатов по итогам тематического контроля. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся Оценка устных ответов обучающихся Отметка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по учебному предмету «Мир природы и человека», а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Отметка «4» ставится, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов учебного предмета «Мир природы и человека», не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов. Оценка письменных контрольных работ Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов, с 1-2 исправлением. Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка практических работ Отметка «5» ставится, если обучающийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности. Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки. Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал правила техники безопасности. Тесты. Отметка «5», если обучающиеся не допустил ни одной ошибки Отметка «4», если обучающиеся допустил 1-2 ошибки. Отметка «3», если обучающиеся допустил 3-5 ошибок. Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026 2. Матвеева, Н. Б. Мир природы и человека. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. Образовательные ресурсы и онлайн платформы Интернет-ресурсы: http://www.uchportal.ru http://festival.1september.ru http://www.proshkolu.ru http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/ Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 1. Технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц; магнитная доска; шкаф для хранения таблиц. 2. Оборудование класса: ученические столы 1 местные с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; держатели для схем и таблиц и т.п. 3. Учебно-практическое оборудование: Картинный материал «Окружающий мир». Альбом предметных картинок «грибы». альбом предметных картинок «деревья»; альбом предметных картинок «домашние животные»; альбом предметных картинок «птицы»; альбом предметных картинок «дикие животные»; схемы описательных рассказов; альбом предметных картинок «цветы»