государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «30» августа 2024 г. №114/1-од Рабочая программа Интеграция предметных областей: Математика и Естествознание Элективный учебный курс Основы финансовой грамотности» (ОФГ) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класс Составитель: Шабардина К. А. учитель 1 КК г. Красноуфимск 2024г Рабочая программа по элективному курсу «Основы финансовой грамотности» для 4-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа является адаптированной для образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Место предмета в учебном плане Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он базируется на деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки. Цель программы – помочь обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности. Задачи: Помочь обучающимся выработать следующие умения, навыки и личностные качества: понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа На изучение элективного учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в 4 классе отводится 1 часа в неделю, 34 учебных недели, 34 часа в год. Описание микрогрупп класса Достаточный уровень обучающиеся основание Минимальный уровень Ниже минимального Обучающиеся данной микрогруппы знают Участвует в совместной профессии (учитель, дворник, водитель, продавец, игровой деятельности. уборщица, художник). Знает профессии людей, может Владеют навыками трудовой деятельности, но показать на картинке (учитель, особой активности не проявляют, старание врач, продавец). отсутствует. Осознают результат труда для человека. Знают доступные услуги и товары, посещают магазины с родителями. Самостоятельно покупают товары первой необходимости по поручению взрослых. Понимают для чего нужны деньги, знают единицы измерения стоимости. Планируемые результаты Личностные результаты Достаточный уровень: Минимальный Ниже минимального Осознаёт себя гражданином России; испытывает чувства гордости за свою Родину; имеет адекватные представления о собственных возможностях; овладел навыками коммуникации и принятыми нормами социального Осознаёт себя гражданином России; осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем; Обращается за помощью и принимает помощь; понимает эмоциональные состояния других людей; понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); взаимодействия; приобрёл этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принял и освоил социальную роль обучающегося, приобрёл мотивацию к учебной деятельности; имеет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знает основные нормы морали и права; проявляет доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость и взаимопомощь, проявляет сопереживание к чувствам других людей; имеет мотивацию к творческому труду, работе на результат; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию; сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других принимает соответствующих возрасту ценности и социальные роли; положительно относится к окружающей действительности; самостоятельно выполняет учебные заданий, поручения, договоренности; понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию; сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. проявляет собственные чувства; устанавливает и поддерживает контакты; избегает конфликтных ситуаций; пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; охотно участвует в совместной деятельности; желает заслужить одобрение, похвалу. участников спорной ситуации. Предметные результаты Достаточный уровень: Минимальный уровень: Должны знать Должны знать 10 профессий; 3 - 5 профессий; товары первой необходимости; доступные услуги и товары; элементарные правила финансовой единицы измерения стоимости; безопасности; денежные купюры; из чего состоит семейный бюджет; товар и услуга имеет стоимость; единицы измерения стоимости и их для чего нужны деньги соотношения; Должны уметь понятия «номинал», «размен»; проявлять трудолюбие, старательность; предназначение банкнот; участвовать в трудовой деятельности, знает для чего нужна реклама; осознавать результат труда; Должны уметь отличать качественный товар от сравнивать и определять по орудию некачественного (продукты питания, одежда); труда и спецодежде разные профессии; совершать запланированную покупку одного владеть навыками трудовой товара с деньгами без сдачи; деятельности, проявлять трудолюбие, считать деньги в пределах своих возможностей. старательность; осознавать значение труда в жизни человека; участвовать в трудовой деятельности, осознавать результат труда и ценить его; создавать мини-проект; осознавать разнообразие товаров и услуг; участвовать в игре «Магазин», уметь правильно соотносить цену товара, расплачиваться с продавцом; Ниже минимального знать профессии людей, работающих в школе: уборщица, учитель, охранник, повар, врач; различать профессии по существенным признакам; участвовать в сюжетноролевых играх «Магазин», «Больница» и др.; участвовать в посильной трудовой деятельности. выполнять действия сложения и вычитания чисел с помощью калькулятора; соотносить цену с качеством товара (критерии отбора продуктов питания, одежды); соотносить свои потребности со своими возможностями (семьи); владеть навыками счета денег (сдачу в магазине, деньги, которые может потратить в магазине); разменивать деньги; совершить небольшую покупку; бережно относится к приобретенным товарам; применять в игровой (в жизни) деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и т. д.); определять источники дохода. Базовые учебные действия Личностные учебные действия Осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем. Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. Положительно относится к окружающей действительности. Проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Показывает готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия Входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользуется учебной мебелью; адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывает рабочее место; передвигается по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе; активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников; соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами; принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов. Устанавливает видородовые отношения предметов. Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале. Пользуется знаками, символами, предметами-заместителями. Читает. Пишет. Наблюдает. Работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Содержание предмета «Мир профессий» Повторение и закрепление представлений о профессиональной деятельности людей (родителей), знакомство с новыми профессиями; проектная деятельность о рабочих профессиях. Калейдоскоп рабочих профессий. Рабочие профессии моих родителей. Азбука рабочих профессий от «А» до «Я». Представление мини-проектов рабочих профессий. «Труд» Продолжать формирование положительного отношения к труду; наблюдение за трудовой деятельностью и результатом труда; понимание значения труда в жизни человека; формирование представлений о зарплате. Зачем люди трудятся? Маленькое дело лучше большого безделья. Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись. Труд и зарплата. «Деньги» Повторение мер стоимости (рубль, копейка); формирование знаний о значимости денег в жизни человека, о элементарных правилах финансовой безопасности; знакомство с новыми понятиями «номинал», «размен»; формирование представлений об экономном использовании ресурсов (тепла, света, воды). Что такое деньги? Зачем они нужны? Какие деньги бывают? Что такое номинал и как деньги размениваются? Сюжетноролевая игра с подвижными элементами «Жители кошелька». Экономия тепла, света, воды (учимся экономить). Решение простых задач на экономию и бережливость. Как защитить свои деньги от мошенников? Сохранить и приумножить. Решение простых задач с мерами стоимости. «Товары и услуги» Продолжать ознакомление с многообразием услуг и товаров; формирование умения соотносить цену с качеством товара, выполнять покупки; пропедевтика расчета бюджета – приобретение товаров первой необходимости. Магазин или супермаркет. Где выгодно? Как правильно делать покупки? Экскурсия «Идем в магазин. Я покупатель». Экскурсия по улицам города «Учреждения, оказывающие услуги населению». Выбираем подарок другу. Реклама, как она работает? «Потребности и труд» Формирование умений соотносить свои потребности (потребности семьи) со своими возможностями; пропедевтика расчета семейного бюджета; формирование умений сбережения, понятия «долг». Что такое потребности? Разнообразие потребностей членов семьи. Наши потребности. Хочу и могу. Брать в долг легко, да отдавать тяжело. «Семейный бюджет». Пропедевтика расчета бюджета – приобретение товаров первой необходимости; формирование представлений о семейных расходах. Моя семья. Как приходят деньги в семью? Семейные расходы. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 дата Раздел, тема Вводный – 1 час Входная диагностика по курсу «Основы финансовой грамотности» Мир профессий – 4 часа Творческая работа №1 с элементами проектной деятельности Рабочие профессии моих родителей. Калейдоскоп рабочих профессий Азбука рабочих профессий от «А» до «Я». Представление мини-проектов рабочих профессий. Труд – 4 часов Зачем люди трудятся. Кол-во часов 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Маленькое дело лучше большого безделья. Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись. Труд и зарплата. Деньги – 9 часов Что такое деньги? Зачем они нужны? Какие деньги бывают. Что такое номинал и как деньги размениваются. Сюжетно-ролевая игра с подвижными элементами «Жители кошелька». Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить). Практическая работа №1 «Решение простых задач на экономию и бережливость» Как защитить свои деньги от мошенников. Сохранить и приумножить. Практическая работа №2 «Решение простых задач с мерами стоимости». Товары и услуги – 6 часов Магазин или супермаркет. Где выгодно? Как правильно делать покупки? Экскурсия «Идем в магазин. Я покупатель» Экскурсия по улицам города «Учреждения, оказывающие услуги населению». Выбираем подарок другу. Реклама, как она работает. Потребности и труд – 5 часов Что такое потребности? Разнообразие потребностей членов семьи. Промежуточная аттестация за курс 4 класса «Основы финансовой грамотности». Наши потребности. Хочу и могу. Брать в долг легко, да отдавать тяжело. Семейный бюджет – 5 часов Моя семья. Практическая работа № 3 «Рисую свою семью». Как приходят деньги в семью? Семейные расходы. Обобщающий урок по курсу «Основы финансовой грамотности 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Всего 34ч. Формы организации образовательного процесса: очная; дистанционная (удаленная); очно – дистанционная (удаленная); Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения: традиционное обучение; проблемное обучение; информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии; здоровье сберегающие технологии; игровые; личностно-ориентированные. Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Формы текущего контроля: устный опрос; тестовые задания; решение практических задач; викторины; творческие работы; элементы проектной деятельности. Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы. Форма промежуточной аттестации по элективному учебному предмету «Основы финансовой грамотности» – тест (вопросы по изученному материалу). В качестве результатов промежуточной аттестации по решению педагогического совета, могут быть зачтены: Внеучебные образовательные достижения. Зачет производится в форме учета личностных достижений или портфолио. Текущие достижения. Зачет производится в форме учета высоких оценок планируемых результатов по итогам тематического контроля. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся Отметка «5» ставится, если все задания обучающимся выполняются с частичной направляющей помощью учителя. В ходе обучения возникают незначительные трудности. Старается, активно участвует на уроке. Неплохо запоминает изучаемый материл, но без помощи учителя не в состоянии сделать выводы и обобщения. Отметка «4» ставится, если обучающийся с организующей и направляющей помощью учителя хорошо справляется с предложенными заданиями. Часто отвлекаем и рассеян, в ходе обучения возникают трудности в понимании инструкций. Не в состоянии сделать выводы и обобщения. Отметка «3» ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, не использует в ответах примеров из жизни, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике. Оценка письменных контрольных работ Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов, с 1-2 исправлением. Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка практических работ Отметка «5» ставится, если обучающийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности. Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки. Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал правила техники безопасности. Тесты. Отметка «5», если обучающиеся не допустил ни одной ошибки Отметка «4», если обучающиеся допустил 1-2 ошибки. Отметка «3», если обучающиеся допустил 3-5 ошибок. Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026 2. Крючкова, Н. А. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности (для дошкольников) / Н. А. Крючкова / Учебнометодическое пособие по повышению финансовой грамотности. – Калининград: Экономика, 2013. – 26 с. Образовательные ресурсы и онлайн платформы Интернет-ресурсы: http://www.uchportal.ru http://festival.1september.ru http://www.proshkolu.ru http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/ Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Игры «Товарные деньги». Карточки определений. Карточки понятий. Модели денег. Иллюстрации по темам. Фотографии по темам.