Развитие психомоторики и сенсорных процессов

1

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Педагогического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «30» августа 2024 г.№114/1-од

Рабочая программа
коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающий курс
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающихся с легкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4 класс

Составитель: Шабардина К. А. учитель 1 КК

г. Красноуфимск
2024г

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»для 4-го
класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Место и роль предмета среди других предметов учебного плана
Место и роль предмета среди других предметов учебного плана
Цель коррекционно-развивающего курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является создание системы
комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления
индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Коррекционно-развивающий курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлен на коррекцию недостатков
психического развития, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) различной степени,
преодоление трудностей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, оказание помощи и поддержки
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в получении ими образования и дальнейшей
социализации в общество.
Введение учебного предмета в учебный план обеспечивает:

выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных
структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи обучающимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей;
 развитие ВПФ, мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа
На изучение коррекционно-развивающий курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»по учебному плану в 4
классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебных недели 136 часов год.

3

обучающиеся
основание

Достаточный
уровень
-

Описание микро-групп класса
Минимальный уровень
Данные обучающиеся усвоили
программный материал 3 класса.

Ниже минимального
СИПР
Графомоторные навыки
сформированы недостаточно.
Захват ручки, карандаша неверный.

Планируемые результаты
Личностные результаты
Достаточный уровень:

Минимальный

-Осознаёт
себя
гражданином
России;
испытывает чувства гордости за свою Родину;
-имеет адекватные представления о
собственных возможностях;
-овладел навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
-приобрёл этические чувства,
доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, понимание и
сопереживание чувствам других людей;
-способен
к
осмыслению
социального
окружения, своего места в нем, принятию
соответствующих
возрасту
ценностей
и
социальных ролей;
-принял и освоил социальную роль
обучающегося, приобрёл мотивацию к учебной
деятельности;
-имеет навыки сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях,

-имеют адекватные представления о
собственных возможностях, о
насущно необходимом
жизнеобеспечении;
-овладели навыками коммуникации
и принятыми нормами социального
взаимодействия;
-имеют начальные навыки адаптации
в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
-приобрели этические чувства,
доброжелательность и
эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и
сопереживание чувствам других
людей;
-проявляют доброжелательность,
эмоционально-нравственную
отзывчивость и взаимопомощь,

Ниже минимального
-Обращаются за помощью и
принимают помощь;
-понимают эмоциональные состояния
других людей;
-понимают язык эмоций (позы, мимика,
жесты и т.д.);
-проявляют собственные чувства;
-устанавливают и поддерживают
контакты;
-избегают конфликтных ситуаций;
-пользуются речевыми и жестовыми
формами взаимодействия для
установления контактов, разрешения
конфликтов;
-охотно участвуют в совместной
деятельности;
желают заслужить одобрение, похвалу.

4

знает основные нормы морали и права;
-проявляет доброжелательность, эмоциональнонравственную отзывчивость и взаимопомощь,
проявляет сопереживание к чувствам других
людей;
- имеет мотивацию к творческому труду, работе
на результат;
-обращается за помощью и принимает помощь;
-слушает и понимает инструкцию к учебному
заданию;
-сотрудничает со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживает,
конструктивно взаимодействует с людьми;
-договаривается и изменяет свое поведение с
учетом поведения других участников спорной
ситуации.
Предметные результаты

проявляют сопереживание к
чувствам других людей;
-имеют мотивацию к творческому
труду, работе на результат,
бережному отношению к
материальным и духовным
ценностям;
-принимают и освоили социальную
роль обучающегося, приобрели
мотивацию к учебной деятельности,
имеют социально значимые мотивы
учебной деятельности, знают себя,
свои возможности.

Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

-Выполняет целенаправленно действия по
четырёхзвенной инструкции педагога;
-обводит контуры изображений предметов и
геометрических фигур,
-дорисовывает незаконченные геометрические
фигуры;
-группирует предметы по двум заданным
признакам формы, величины или цвета;
-смешивает цвета и называет их
-комбинирует разные формы из
геометрического конструктора;

-Обводит контуры изображений
предметов и геометрических фигур,
-дорисовывает незаконченные
геометрические фигуры;
-группирует предметы по двум
заданным признакам формы,
величины или цвета;
-смешивает цвета и называет их
-комбинирует разные формы из
геометрического конструктора;
-находит нереальные элементы

Низкий уровень
-Обводит контуры изображений
предметов и геометрических фигур,
-дорисовывает незаконченные
геометрические фигуры;
-группирует предметы по двум
заданным признакам формы, величины
или цвета;
-классифицирует предметы по разным
признакам со всеми видами помощи;
-распознает предметы по запаху,
поверхности, продукты питания по

5

-находит нереальные элементы нелепых
картинок с помощью учителя;
-определяет противоположные качества и
свойства предметов;
-классифицирует предметы по разным
признакам с помощью учителя;
-распознает предметы по запаху, поверхности,
продукты питания по запаху и вкусу;
-определяет на слух звучание различных
музыкальных инструментов;
-моделирует пространственное расположение
объектов относительно друг друга (мебели в
комнате) по инструкции педагога;
-определяет возраст людей.
-определяет время по часам с помощью учителя;
-определяет порядок дней недели.

нелепых картинок с помощью
учителя;
-определяет противоположные
качества и свойства предметов;
-классифицирует предметы по
разным признакам с помощью
учителя;
-распознает предметы по запаху,
поверхности, продукты питания по
запаху и вкусу;
-определяет на слух звучание
различных музыкальных
инструментов;
-моделирует пространственное
расположение объектов
относительно друг друга (мебели в
комнате) с помощью учителя;
-определяет время по часам с
помощью учителя;
-определяет порядок дней недели.

запаху и вкусу с помощью учителя;
-определяет порядок дней недели с о
всеми видами помощи.

Базовые учебные действия
Личностные учебные действия

Осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга.

Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли.

Положительно относится к окружающей действительности.

Проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

6


Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе.

Показывает готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия

Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращается за помощью и принимает помощь;

слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми;

договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия

Входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения);

пользуется учебной мебелью;

адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывает рабочее место;

передвигается по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе;

активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников;

соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами;

принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия

Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов.

Устанавливает видородовые отношения предметов.

Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале.

Пользуется знаками, символами, предметами-заместителями.

Читает.

Пишет.

7


Наблюдает.

Работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Содержание предмета
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
1. Оценка состояния общей моторики: оценка статического равновесия;оценка динамического равновесия.
2. Оценка ручной моторики; тесты зрительно-моторной координации.
3. Оценка тактильных ощущений.
4. Оценка владения сенсорными эталонами: тесты цветоразличения: различение формы; восприятие величины.
5. Оценка зрительного восприятия.
6. Оценка слухового восприятия.
7. Оценка пространственного восприятия.
8. Оценка восприятия времени.
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога.
Выполнение целенаправленных действий по трех- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей
деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук.
Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины
изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений
предметов.Предлагаются игры: ходьба по шнуру, ходьба зигзаго– образной дорожке.Работа со штриховками, обведение рисунка
по точкам. Рисование сложных бордюров под диктовку. Игра «дартс», кольцеброс, Вырезание контурных персонажей к сказке
«три поросёнка». Вырезание из бумаги фигур правой и левой рукой.Игры на внимание: д\и «Буквы алфавита», «Цифры».
Составление контуров предметов из палочек, составление цепочки из канцелярских скрепок.Контурное изображение, контурные
изображения по числам.
Тактильно-двигательное восприятие

8

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий,
горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4—5 предложенных.
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное
обозначение. Определение веса различных предметов на глаз. Измерение веса разных предметов на весах.Предлагаются игры: д\и
«Скажи наоборот», д\и «Угадай на ощупь, д\и «Из чего сделан этот предмет», д\и «Найди пару», д\и «скажи наоборот», д\и
«Угадай на ощупь, д\и «Найди пару», Д\у «Расскажи, что у тебя»,д\у «Зоопарк», д\и «Что сначала, что потом», театрализация
сказки «Репка».
Кинестетическое и кинетическое развитие
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных
ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. д.). Упражнения на расслабление и
снятие мышечных зажимов.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка
предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным
признакам из 5—6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов.
Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение
предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических
фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6—8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале,
предъявленном в произвольном порядке. Предлагаются игры: д\у «Из каких фигур состоит рисунок», д\у «запомни и нарисуй»,
д/и «Геометрическое лото»,д\у «Какая фигура лишняя?», д\у «Разложи по размеру и по цвету», д\у «Выложи дорожку как у меня».
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции, д\у «Составь целое из частей»,д\у «Раздели круг,
квадрат, овал, на 2,3,4,6 частей». Пазлы, разрезные картинки, танграмм».
Знакомство с тёплым и холодным цветом. Узнавание
на картинке холодного и тёплого цвета, п\и «Краски».Раскрашивание сериационногоряда по насыщенности цвета.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной
памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной

9

последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные
картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Восприятие особых свойств предметов
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное
обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды,
воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и
др.). Измерение веса разных предметов на весах. Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные
качества предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) и противоположные действия, совершаемые с
предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть — застегнуть).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности,высоте тона. Развитие
слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных
инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого. Игры на металлофоне и барабане,д\и
«Будь внимателен», различение музыкальных и речевых звуков, д\и «Прерванная песня», д\и «Кто на чём играет», д\у «Простучи
как я», д/и «Мы — барабанщики», д/и. «Слушай и выполняй», д/и. «Что слышно?».
Восприятие пространства
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога,
связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных
объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных
ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Составление простейших схем-планов
комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного
(горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов,
игрушек. Д\и «Что где стоит», лабиринты, д\и «нарисуй дорожку как у меня»,Д\и «Обставим комнату», изображение в тетради
план своей комнаты, п\и «Удочка».
Восприятие времени
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью
календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной
терминологии

10

Календарно-тематическое планирование
№п/
п

дата
Раздел, тема

1

Обследование обучающихся. Комплектование групп.
Развитие моторики, графомоторных навыков10ч.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Развитие согласованности движений на разные группы мышц.
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога.
Упражнение в выполнении целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога.
Совершенствование точности мелких движений рук.
Графический диктант с усложненными заданиями.
Упражнение в написании графического диктанта с усложненными заданиями.
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)
Дорисовывание симметричной половины изображения.
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Колво
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Тактильно-двигательное восприятие5ч.
12
13
14
15
16

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам.
Восприятие поверхности на ощупь.
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.
Закрепление тактильных ощущений. Игра «Волшебный мешочек».
Игры с мелкой мозаикой.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Кинестетическое и кинетическое развитие4ч.
17
18
19
20

Сочетание движений и поз различных частей тела.
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Изображение воображаемых действий.
Упражнение в изображении воображаемых действий.

21
22

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам.
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов12ч.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

11

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Упражнения в сравнении и группировке предметов по форме, величине и цвету.
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам.
Использование простых мерок для измерения и сопоставление отдельных параметров предметов.
Упражнения в использовании простых мерок для измерения предметов.
Цветовой спектр. Смешение цветов.
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет».
Конструирование сложных форм предметов.
Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Составление загадок о предметах.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Развитие зрительного восприятия7ч.
33
34
35
36
37
38
39

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале.
Упражнения в нахождении отличительных и общих признаков на наглядном материале.
Нахождение нелепиц на картинках.
Упражнения в нахождении нелепиц на картинках.
Дидактическая игра «Лабиринт».
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти».
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

Развитие дифференцированных осязательных ощущений.
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.
Упражнения в измерении температуры тела, воды, воздуха.
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений.
Упражнения в измерении веса предметов на весах.
Определение противоположных качеств предметов.
Упражнение в определении противоположных качеств предметов.
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами.
Упражнение в определении противоположных действий, совершаемых с предметами.
Дифференцированное восприятие ароматов. Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху».

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Восприятие особых свойств предметов10ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

12

Развитие слухового восприятия6ч.
50
51
52
53
54
55

Различение звуков по длительности и громкости.
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона.
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук».
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Занятие- практикум. Разучивание игровых упражнений.
Различение звуков. Дидактическая игра «Угадай по голосу».

56
57
58
59
60
61

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.
Упражнения в ориентировке в помещении и на улице по словесной инструкции.
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений.
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога.
Ориентировка на листе бумаги разного формата.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Восприятие пространства6ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Восприятие времени7ч.
62
63
64
65
66
67
68

Определение времени по часам.
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку».
Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин».

Работа с календарем и моделью календарного года.
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.
Итоговая диагностическая игра «Чему мы научились?».

Формы организации образовательного процесса:
 очная;
 дистанционная (удаленная);
 очно – дистанционная (удаленная);

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Итого 68ч

13

Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
 традиционное обучение;
 активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения);
 проблемное обучение;
 информационные (компьютерные) технологии;
 здоровьесберегающие технологии;
 игровые технологии.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Обучение без отметочное.
Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности
1. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 - 7 лет. / Пособие для психологов, воспитателей
ДОУ, учителей. - М.: АРКТИ. -2014 - 136с.
2. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Муратовой. СПб.: КАРО,2019.
3. Коррекчионно – развивающие занятия 3 -4 класс / Коррекционно – развивающие занятия 3 -4 класс Составитель Тукачева С. И.
– Волгоград ООО «Экстремум», 2018-148с.
4. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторикидетей старшегодошкольного возраста / ЛЗЗ Развитие сенсомоторики детей старшего
дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. — М.: Школьная Пресса, 2014. — 32с
5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений
VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М.: Просвещение, 2017. -160 с.
6.
Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5 -9 лет/ Диагностика и коррекция внимания.
Программа для детей 5 -9 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2018. -144с.
Образовательные ресурсы и онлайн платформы
1.Интернет-ресурсы:
- http://www.uchportal.ru
- http://festival.1september.ru

14

- http://www.proshkolu.ru
- Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
-Учительский портал http://www.uchportal.ru
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
-Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
-Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
-Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Материально – техническое обеспечение
Технические средства обучения:
-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
-магнитная доска;
-шкаф для хранения таблиц.
Оборудование класса:
-ученические столы 1 местные с комплектом стульев;
-стол учительский с тумбой;
-шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
-Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
-держатели для схем и таблиц и т.п.
Учебно-практическое оборудование:
- упражнения «Найди по схеме»;
- упражнения «Лабиринты»;
Дидактические игры:
- д/и «Радуга»;
- д/и «Соотнеси форму и цвет»;
- д/у «Какой формы предметы»;
- д/у «Помоги найти фигуры»;
- д/у «Какую форму имеют предметы»;

15

- наложенные силуэты;
- д/у «Выложи из палочек такую же фигуру»;
-д/у «Чей силуэт»;
- д/у «Найди тень к предмету.
Папка серого цвета «Память»:
- методика «запомни рисунок»;
- д/у «Какие новые предметы появились на странице»;
- д/у «Запомни рисунок»;
- д/у «Запомни пары картинок»;
Папка серого цвета «восприятие пространства и времени»:
- д/у «Разложи правильно»;
- часы времени года;
- д/у «Разложи месяцы по времени года»;
- Упражнения на развитие ориентировки в пространстве:
- д/у «Кто, где стоит»;
- д/у «Что где находится»;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».