государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «30» августа 2024 г. №114/1-од Рабочая программа Предметная область Искусство учебный предмет Рисование (изобразительное искусство) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класс Составитель: Шабардина К. А. учитель 1 КК г. Красноуфимск 2024г Рабочая программа по рисованию (изобразительному искусству) для 4-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа является адаптированной для образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Место предмета в учебном плане Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» имеет немаловажное значение в развитии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. На уроках изобразительного искусства обучающиеся не только рисуют они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: Воспитание интереса к изобразительному искусству. Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека Воспитание в обучающихся эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса. Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора; Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка. Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. Воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: коррекции познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации; развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа На изучение учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» по учебному плану: в 4 классе отводится 1 час в неделю, 4 учебных недели, 34 часа в год. Описание микрогрупп класса Достаточный уровень Минимальный уровень - Данные обучающиеся усвоили программный материал на минимальном уровне. Умеют адекватно передавать цвет изображаемого объекта. Владеют приёмами лепки (раскатывание, сплющивание, ощипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание). Знают элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета. Умеют организовать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы. Рисуют, лепят, выполняют аппликацию по образцу с направляющей помощью учителя. обучающиеся основание - Ниже минимального Задания по рисованию, лепке и аппликации выполняют со всеми видами помощи учителя. Карандаш, ручку, фломастер держит уверенно. Штрихует, раскрашивает, обводит по образцу самостоятельно. Инструкцию до конца не выслушивает, в процессе работы делает ошибки, поэтому работы неаккуратные. Может организовать свое рабочее место и убрать после работы. Планируемые результаты Личностные результаты Достаточный уровень Минимальный Ниже минимального положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; воспитание эстетических потребностей, положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно проявляет интерес к доступным видам изобразительной деятельности; проявляет эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; умеет выражать свое отношение ценностей и чувств; умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности; стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда; умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников; стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметнопрактической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности; стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта. реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности; стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда; умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников; стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности. к результатам собственной и чужой творческой деятельности; проявляет готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми. Минимальный уровень: Ниже минимального Предметные Достаточный уровень: знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж); знание названий некоторых народных и национальных промыслов («Дымково», «Гжель», «Городец», «Каргополь»); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем; знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: «Дымково», «Гжель», «Городец», «Каргополь»; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами Рисует предметы простой формы с помощью опорных точек, по шаблону (по образцу); Проводить от руки линии в нужных направлениях; ориентируется на плоскости листа; штрихует предметы разной формы в заданном направлении, не выходя за контуры; обводит фигуры изображения по шаблону разной величины; закрашивает рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения; рисует предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; узнаёт в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним. предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства; различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Базовые учебные действия Личностные учебные действия Осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем. Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. Положительно относится к окружающей действительности. Проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Показывает готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия Входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользуется учебной мебелью; адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывает рабочее место; передвигается по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе; активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников; соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами; принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов. Устанавливает видородовые отношения предметов. Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале. Пользуется знаками, символами, предметами-заместителями. Читает. Наблюдает. Работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Содержание предмета Обучение композиционной деятельности Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов пропорции, конструкцию Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством: - уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; - загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве: передних, задних, средних (использование макета и панно «В деревне» с изображёнными пейзажами на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине). Обучение приёму построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости. Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учётом центральной симметрии. Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения. Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти, правильно передавать в изображении их Развитие у обучающихся восприятия цвета и формирование умений передавать его в живописи Обучение восприятию произведения искусств форму, конструкцию и пропорции. При объяснении использовать поэтапный показ способа изображения («графический диктант», процесс лепки, работа над аппликацией). Обучающиеся учатся изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). В лепке и в рисунке передавать изгибы и «узор» ветвей. Изображать фигуру человека в статике и в динамике в соответствии с изобразительными возможностями обучающихся, с использованием помощи со стороны педагога. При рисовании портрета человека изображать форму и части головы, черты лица. В лепке и аппликации, а затем и в рисунке передавать строение и пропорции фигуры животных. Закреплять приёмы рисование косовской и городецкой росписи посуды. Использовать приём работы кончиком кисти и всей кистью, «примакиванием». Закрепление представлений о цвете, красках и приёмах работы красками и кистью. Совершенствование приёмов осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой: затемнения цвета с помощью чёрной краски, получения некоторых оттенков. Использование получаемых осветлённых и затемнённых красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании. Приёмы работы акварельными красками: работы синей краской по мокрой бумаге, при изображении неба, красной и оранжевой краской – при изображении солнца и его лучей. Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета, сказочных образов (с помощью учителя). Формирование у обучающихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов. Программой предусматриваются следующие виды работы: рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему, декоративное рисование; лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка декоративной композиции; выполнение плоскостной и полу объёмной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению, выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 и 17 18 дата Раздел, тема Аппликация с дорисовыванием «Грибная поляна в осеннем лесу». Что изображают художники. Рисование по замыслу на свободную тему. Входная диагностика Творческая работа «Украшение разделочной доски городецкой росписью». Рисование по памяти «Игрушки». Рисование с натуры «Кувшин» Рисование с натуры «Осенние листья» Аппликация с дорисовыванием. «Листья берёзы на солнышке и в тени». Рисование по образцу «Веточка с листьями» (теплые и холодные тона). Пейзаж. Рисуем предметы близко, подальше, далеко Рисуем на заданную тему «Осенний (зимний) пейзаж» Натюрморт. Рисование по выбору «Нарисуй то, что стоит на столе». Портрет. Художники портретисты. Рисуем по памяти «Портрет мамы (папы, бабушки, подруги). Рисуем на заданную тему «Автопортрет» Скульптура. Лепка из пластилина «Медвежонок» Рисование с натуры «Новогодняя игрушка» Рисование по образцу открытки «С Новым годом!» Рисование на заданную тему: «Ребята катаются с горы». Кол-во часов 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Рисование по готовому изображения «Заюшкина избушка» Рисование на свободную тему «Все дети любят рисовать» Рисование по образцу «Русский богатырь». Рисование на заданную тему «23 февраля» Рисование на тему: «Доброе и злое». Рисование на заданную тему «8-е Марта» Рисование по замыслу «Чудо дерево». Лепка из пластилина «Человек стоит-идёт-бежит». Рисование с натуры «Школьные соревнования в беге». Промежуточная аттестация. Рисование с натуры «Ваза». Рисование по образцу: «Море». Рисование по образцу «Жираф». Рисование по образцу «Стрекоза. Пчела. Божья коровка». Декоративное рисование «Украшение посуды гжельской росписью» Рисование на заданную тему «Моя улица, мой дом». Рисование по образцу «Краски лета. Венок из цветов и колосьев». Итого Формы организации образовательного процесса очная; дистанционная (удаленная); очно-дистанционная (удаленная). Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения: традиционная; личностно-ориентированные; технология проблемного обучения; информационно-коммуникационная (компьютерные) технология; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; мультимедийная технология 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 34 Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Формы текущего контроля: выполнение рисунка, оценивание индивидуальных творческих работ, участие во внеурочной деятельности, участие в конкурсах различных уровней. Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся первого класса осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. Форма промежуточной аттестации по изобразительному искусству - рисунок (творческая работа). В качестве результатов промежуточной аттестации по предметам учебного плана соответствующего этапа образования обучающимся, по решению педагогического совета, могут быть зачтены: Внеучебные образовательные достижения. Зачет производится в форме учета личностных достижений или портфолио. Текущие достижения. Зачет производится в форме учета высоких оценок планируемых результатов по итогам тематического контроля. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся. Оценка устных ответов. Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно выстроить описание картины; умеет объяснить последовательность работы; умеет объяснять замысел работы на тему; правильно называет положение предметов по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве. Отметка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: при ответе обучающийся допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; с незначительной помощью учителя выстраивает описание картины; называет положение предметов на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу с незначительной неточностью. Все недочеты в ответе обучающийся легко исправляет при незначительной помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5». Отметка «3» ставится обучающемуся, если он: при помощи учителя или обучающихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы; с помощью учителя: выстраивает описание картины; узнает и называет предметы, их элементы, положение на плоскости и в пространстве. Оценка практических работ Отметка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении практической работы и может выполнить ее используя план или образец, а также проанализировать и оценить качество своей работы. Отметка «4» ставится, если обучающийся при выполнении практической работы испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении практического задания и его анализе; Отметка «3» ставится. Если обучающийся может выполнить избирательно задания по аналогии и при различных видах помощи, не имеет способности обобщить и проанализировать свои работы. Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026 Рау, М. Ю. Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. 2-е изд / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. – М.: Просвещение, 2018. – 112 с. 2. Образовательные ресурсы и онлайн платформы Интернет-ресурсы: http://www.uchportal.ru http://festival.1september.ru http://www.proshkolu.ru http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/ Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 1. Технические средства обучения: – классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок; – компьютер; – шкаф для хранения таблиц. 2. Демонстрационное пособие: – слайды, соответствующие содержанию обучения (по возможности); – мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности); – таблицы по построению орнамента; – таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству. 3.Учебно-практическое оборудование: – материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, бумага белая и цветная, кисти разных размеров, пластилин/глина; 4. Оборудование класса: – ученические столы одноместные с комплектом стульев; – стол учительский; – шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; – держатели для схем и таблиц и т. п.