государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «30» августа 2024 г. №114/1-од Рабочая программа Предметная область Язык и речевая практика учебный предмет «Русский язык» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класс Составитель: Шабардина К. А. учитель 1 КК г. Красноуфимск 2024г Рабочая программа по русскому языку для 4-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа является адаптированной для образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Место предмета в учебном плане Предмет «Русский язык» служит основой всего процесса обучения, является средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и социализации личности. На уроках русского языка обучающимся младших классов даются самые элементарные сведения по грамматике. Овладение элементарными знаниями по грамматике необходимо, прежде всего, для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Основная цель изучения предмета: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения. В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи: уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач; коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; развитие навыков устной коммуникации; формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа На изучение учебного предмета «Русский зык» по учебному плану в 4-ом классе отводится четыре часа в неделю, 34 учебных недели, 136 часов в год. Описание микрогрупп класса Достаточный уровень обучающиеся основание Минимальный уровень Ниже минимального Низкий Делят слова на слоги, переносят слова по слогам; списывают с печатного и рукописного текста слова и короткие предложения; пишут под диктовку; знают правила написания предложения, но допускают ошибки при написании; знают основные правила орфографии, но затрудняются данные знания применять самостоятельно или в новой ситуации; составляют предложения по картинке; знают и подбирают слова-предметы, слова– действия, слова-признаки. Графомоторные навыки сформированы недостаточно; работает правой рукой; Захват ручки не верный; рабочую строку соблюдает; соотносит письменную букву с печатной; знает прописные буквы; списывает с доски, при списывании ошибки не допускает; списывает с учебника 1 – 4 предложения, предварительно Графомоторные навыки сформированы недостаточно; работает правой рукой; каллиграфия письма плохая, пишет в межстрочном пространстве с неправильным начертанием букв и их соединением; письмо неаккуратное, порой неразборчивое; списывает с доски, при списывании допускает ошибки; под диктовку не пишет; звукобуквенн ой анализ не выполняет. - - разобранные с учителя; рабочую строку видит; под диктовку не пишет; выполняет звукобуквенный анализ простых слов самостоятельно. Планируемые результаты Личностные результаты Достаточный уровень Минимальный уровень Ниже минимального Осознаёт себя гражданином России; испытывает чувства гордости за свою Родину; имеет адекватные представления о собственных возможностях; овладел навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; приобрёл этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принял и освоил социальную роль обучающегося, приобрёл мотивацию к Осознаёт себя гражданином России; осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принимает соответствующих возрасту ценности и социальные роли; положительно относится к окружающей действительности; самостоятельно выполняет учебные заданий, поручения, договоренности; понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; использует принятые ритуалы Обращается за помощью и принимает помощь; понимает эмоциональные состояния других людей; понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); проявляет собственные чувства; устанавливает и поддерживает контакты; избегает конфликтных ситуаций; пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; принимает доброжелательные шутки в свой адрес; охотно участвует в совместной деятельности; учебной деятельности; имеет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знает основные нормы морали и права; проявляет доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость и взаимопомощь, проявляет сопереживание к чувствам других людей; имеет мотивацию к творческому труду, работе на результат; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию; сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию; сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. желает заслужить одобрение, похвалу; рассматривает или прослушивает произведений искусства. Минимальный уровень Ниже минимального Предметные результаты Достаточный уровень различение звуков и букв; различение гласных и согласных звуков и характеристика гласных и согласных букв; ударных и безударных согласных звуков; знают буквами; буквы, обозначает звуки звуков с опорой на образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью педагогического работника, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа. Базовые учебные действия Личностные учебные действия оппозиционных согласных по звонкостиглухости, твердости- мягкости; деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой «ь» (после предварительной отработки); дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. списывают с печатного и рукописного текста; записывают по памяти отдельные короткие слова (из 2-3 букв); участвует в подборе слов к предметным картинкам. Осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем. Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли. Положительно относится к окружающей действительности. Проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Показывает готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия Входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользуется учебной мебелью; адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывает рабочее место; передвигается по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе; активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников; соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами; принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов. Устанавливает видородовые отношения предметов. Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале. Пользуется знаками, символами, предметами-заместителями. Читает. Пишет. Наблюдает. Работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Содержание предмета Повторение Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или, о чем говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение поразному). Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение предложений в диалоге. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам Звуки и буквы Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице. Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Объяснение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь. Разделительный ь перед гласными и, е, е, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь. Правильный перенос таких слов. Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. Написание сочетаний жи-щи, ча -ща, чу-щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. Слово Слово Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу. Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? Какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твердый). Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам. Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам. Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу. Подбор слов, противоположных по значению. Распространение предложений словами различных категорий. Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, сел, городов, деревень и т.д. Знание домашнего адреса. Предлог. Раздельное написание предлогов с, другими словами. Предлоги до, за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных словам. Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложение Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов в предложении по вопросам. Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос Письмо и чистописание Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. Четкое и графически правильное письмо прописных букв: 1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я группа - О, С, З, Х, Ж, Е, Е, Э, Я; 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д. Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания. Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты. Связная письменная речь. Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц-он, заяц-трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту. Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам. Письмо по памяти. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 дата Раздел, тема Повторение - 6ч. Связная письменная речь – 2ч. Предложение. Выделения его из текста. Предложение законченное и незаконченное. Связная письменная речь Завершение начатого предложения. Предложение и его схема. Связная письменная речь Работа с деформированным предложением Входной диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками теме «предложение». Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Алфавит. Расположение слов по алфавиту. Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове Контрольное списывание №1по теме: «Гласные звуки и буквы» Различение ударных и безударных гласных Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Правописание ударных гласных. Проверка безударной гласной в слове. Упражнение в проверке безударной гласной в слове Комментированное письмо предложений с изученными орфограммами. Списывание предложений со вставкой пропущенных букв. Связная письменная речь. Письмо по памяти Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Вставка пропущенных безударных гласных. Картинный диктант№1 по теме: «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные». Твердые и мягкие согласные 9ч Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными. Кол-во часов 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 Контрольное списывание №2 по теме: «Твердые и мягкие согласные». Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё,Ю,Я. Вставка пропущенных гласных после твердых и мягких согласных. Контрольная работа № 1 диктант с грамматическим заданием по теме: «Твердые и мягкие согласные». Работа над ошибками по теме «Твердые и мягкие согласные». Буква мягкий знак (Ь) на конце и в середине слова. Упражнение в правописании мягкого знака (Ь) в середине и в конце слова. Связная письменная речь Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке. Упражнение в различении твердых и мягких согласных. Написание жи–ши, ча–ща, чу–щу в словах - 6ч. Активизация словаря по теме: «Написание жи–ши, ча–ща, чу–щу в словах». Написание жи–ши, ча–ща, чу–щу в словах. Упражнение в написании жи–ши, ча–ща, чу–щу в словах. Различение правил правописания в словах. Комментированное письмо предложений с изученными орфограммами. Проверочная работа №1 по теме «Написание жи–ши, ча–ща, чу–щу в словах». Разделительный мягкий знак (Ь) перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я -12ч. Знакомство с разделительным мягким знаком Перенос слов с разделительным мягким знаком (Ь). Упражнение в переносе слов с разделительным мягким знаком (Ь). Контрольное списывание№3 по теме: «Разделительный мягкий знак (Ь) перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я». Знакомство с разделительным мягким знаком Перенос слов с разделительным мягким знаком (Ь). Упражнение в переносе слов с разделительным мягким знаком (Ь). Контрольное списывание№3 по теме: «Разделительный мягкий знак (Ь) перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я». Мягкий знак (Ь) для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак (Ь) Комментированное письмо предложений с изученными орфограммами. Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний. Проверочная работа №2 по теме «Разделительный мягкий знак (Ь)». Звонкие и глухие согласные -12ч. Связная письменная речь -1ч. Различение звонких и глухих согласных в словах. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 Наблюдение за парными согласными на конце слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. Упражнение в подборе проверочных слов. Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. Контрольная работа № 2- диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова». Работа над ошибками по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова». Упражнение в различении правил проверки парных согласных и безударных гласных. Картинный диктант№3 по теме: «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова». Списывание предложений со вставкой пропущенных букв. Правила правописания в слове. Закрепление знаний. Связная письменная речь. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов. Слово - 41ч. Связная письменная речь -3ч. Название предметов, действий и признаков. Название предметов -10ч. Связная письменная речь-1ч Различение названий предметов по вопросам кто? что? Различение названий предметов по вопросам кого? чего? Различение названий предметов по вопросам кому? чему? Различение названий предметов по вопросам кем? Чем? Различение названий предметов по вопросам о ком? О чём? Выделение названий предметов в предложении. Упражнение в выделении названий предметов в предложении. Связная письменная речь. Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Упражнение в выделении предметов в предложении. Проверочная работа№3 по теме «Название предметов». Имена собственные - 6ч. Связная письменная речь -1ч Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках. Большая буква в названиях стран городов, сёл, улиц. Упражнение в написании большой буквы в названиях стран городов, сёл, улиц. Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 Контрольное списывание №4 по теме «Имена собственные». Название предметов. Закрепление знаний. Связная письменная речь. Коллективное изложение текста по плану и опорным словам. Название признаков предметов -13ч Определение признаков предметов по вопросам (Какой? Какая? Какое? Какие?). Постановка вопросов к названиям признаков предметов. Упражнение в постановке вопросов к названиям признаков предметов. Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, вкус предметов. Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Определение предметов по его признакам. Картинный диктант№5 по теме «Название предметов». Различение названий предметов, действий, признаков. Упражнений в различении названий предметов, действий признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Распространение предложений словами обозначающими признаки предметов. Распространение предложений словами обозначающими предметы и признаки предметов по вопросам. Проверочная работа№4 по теме: «Название признаков предметов». Предлоги -12ч. Связная письменная речь -1ч Предлоги по, к, от, над, под, о, в, на, со словами. Написание предлога «из» со словами. Написание предлога «за» со словами. Написание предлога «без» со словами. Контрольная работа № 3 диктант с грамматическим заданием по теме «Предлоги». Работа над ошибками теме «Предлоги». Написание предлога «до» со словами. Написание предлога «про» со словами. Выделение предлогов в предложении. Упражнение на выделение предлогов в предложении. Использование предлогов при составлении предложений. Предлоги. Закрепление по теме. Связная письменная речь. Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста. Предложение - 14ч. Связная письменная речь -6ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 Выделение предложений из текста. Связная письменная речь Деление текста на предложения. Связная письменная речь. Работа с деформированным текстом Контрольное списывание №5 по теме «Предложение». Связная письменная речь Завершение начатого предложения. Промежуточная аттестация – диктант с грамматическими заданиями. Порядок слов в предложений. Расположение слов в предложении в определенном порядке. Связь слов в предложении. Связная письменная речь Составление предложений по вопросам. Упражнение в составлении предложений по вопросам. Связная письменная речь Работа с деформированным текстом. Связная письменная речь Письменный пересказ текста по составленным вопросам Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Картинный диктант № 6 по теме «Предложение». Разные по интонации предложения. Упражнения в правильной постановке знаков препинания в конце предложения. Контрольная работа №5- диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение». Работа над ошибками по теме «Предложение». Повторение -7ч. Связная письменная речь -2ч Правописание гласных и согласных в слове. Упражнение в правописании гласных и согласных в слове. Списывание слов со вставкой пропущенных букв. Названия предметов, действий, признаков. Проверочная работа№ 5 по теме «Слово». Связная письменная речь Составление предложений по вопросам. Словарный диктант №1 Связная письменная речь. Письмо по памяти Занимательная грамматика 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Формы организации образовательного процесса: очная; дистанционная (удаленная); очно – дистанционная (удаленная); Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения: традиционное обучение; проблемное обучение; информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии; здоровье сберегающие технологии; игровые; личностно-ориентированные. Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Формы текущего контроля: выполнение практической работы; фронтальный опрос; индивидуальный опрос; словарный диктант; зрительный диктант; письмо по памяти; контрольный диктант; тесты; работа с деформированным текстом; перфокарты; контрольное списывание. Форма промежуточной аттестации по предмету «Русский язык» - диктант с грамматическим заданием. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся Оценка устных ответов Устный опрос обучающихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка письменных работ Отметка «5» ставиться за работу без ошибок. Отметка «4» ставиться за работу с 1-3 ошибками. Отметка «3» ставиться за работу с 4-5 ошибкам. При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами: Отметка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления; Отметка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки; Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняет в практическом применении своих знаний, допускает 4 -5 ошибок, или не справляется с одним из заданий; Тесты. Отметка «5», если обучающиеся не допустил ни одной ошибки Отметка «4», если обучающиеся допустил 1-2 ошибки. Отметка «3», если обучающиеся допустил 3-5 ошибок. Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026. 2. Якубовская Э.В., Коршунова Я. В. «Русский язык. 4 класс» учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. Программы в 2 частях / Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова - 2 –е изд. – М.: Просвещение.2021. – 95с. Образовательные ресурсы и онлайн платформы Интернет-ресурсы: http://www.uchportal.ru http://festival.1september.ru http://www.proshkolu.ru http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/ Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 1. Технические средства обучения: -Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. -Шкаф для хранения таблиц. 2. Оборудование класса: -Ученические столы 1 местные с комплектом стульев. -Стол учительский с тумбой. -Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. -Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. -Держатели для схем и таблиц и т.п. 3.Учебно-практическое оборудование: -Упр. «что изменилось». - Упр. «угадай слово». - Деформированные предложения. - Упр. «найди слово». - Упр. «Запиши буквы по памяти». - Элементы прописных букв. - Карточки на изучаемые орфограммы. - Схемы предложения.