государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета от «___» _______________2024г Протокол №_____ УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «____» ______________2024 г. №_____ Рабочая программа Коррекционно-развивающей области Коррекционный курс «Логопедическая коррекция» для обучающихся по АООП (вариант 1) 4 класс на 2024-2025 учебный год Составитель: Абашева С.А., учитель-логопед, 1 КК, г. Красноуфимск 2024г. ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................ 8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 12 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 4 классе рассчитана на 102 час (34 учебные недели) и составляет 3 часа в неделю в форме групповых занятий; 1 час в неделю отводится на индивидуальные коррекционные занятия (по отдельному плану): 9 часов – на обследование с 01сентября по 15 сентября, 6 часов - с 25 мая по 30 мая. 87 часа – на коррекционные групповые логопедические занятия. Федеральная программа адаптированная определяет цель и основная задачи общеобразовательная коррекционного курса «Логопедические занятия». Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык». 3 Задачи коррекционного курса: повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся; осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок; закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности; расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении; вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма; обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии. Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы , авторы: Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 4 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала. Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий. Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов: практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки; наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами; 5 словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов: Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности. Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися. В структуру занятия могут входить: упражнения для развития артикуляционной моторики; упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; формирование фонематических процессов; работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; работа над предложением, текстом; обогащение и активизация словарного запаса. Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является уточнение артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных). 6 Содержание разделов № Название раздела п/п Количество Контрольные часов работы 2 1. Обследование устной и письменной речи 9 2. Гласные и согласные 2 3. Предложение 5 4. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда 19 5. Мягкий знак на конце в середине слова 3 6. Сочетание гласных с шипящими 4 7. Дифференциация согласных по звонкости- 35 глухости 8. Слово 4 9. Ударение. Безударные гласные 6 10. Предлоги. Дифференциация предлогов 9 11. Обследование устной и письменной речи 6 Итого: 2 102 7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением коррекционных занятий; умение слушать и понимать речь окружающих; умение вступать в контакт и работать в коллективе, используя принятые ритуалы социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики); овладение запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы, развитие умения сформулировать запрос о помощи; умение начинать и поддерживать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание; завершить разговор; умение оценивать совместно с учителем-логопедом результат своих действий и действий одноклассников. Предметные: Минимальный уровень: четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке. производить звуко-слоговой анализ и синтез слова; дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико- артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме; определять место ударения в слове; с помощью педагога составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения; списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; 8 писать под диктовку предложения; связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам; с помощью педагога составлять небольшие рассказы на предложенную тему. Достаточный уровень: систематизировать обобщенные представления о звуковой стороне речи. активизировать усвоенную лексику через речевую практику, активно использовать программную терминологию. владеть способами словообразования и словоизменения; интонационно правильно произносить предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения; выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки; составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; составлять небольшие рассказы на предложенную тему; списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов); определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст; делить текст на части, устанавливать связь между частями текста, выделять ключевые слова; составлять план текста; пересказывать текст по плану. 9 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной отсталостью программе для (интеллектуальными обучающихся нарушениями) с умственной результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта. Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года). 10 В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть использованной допускаемых помощи, дифференцированного что дает результата. ошибок, вид возможность Процентное и количество получения выражение более качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности. Предлагается 4 уровня успешности: высокий – 100 - 80%; выше среднего – 79,9 -65%; средний – 64,9 - 45%; низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития. 11 № Тема курса Кол-во часов IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предметное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Обследование устной и письменной речи – 9часов Выявление умения ребенка Произносят звуки, слова (где произносить тот иной звук звук находится в разных изолированно, в слове, в позициях). Подбирают картинки предложении. на заданный звук с помощью Придумывание короткой фразы с учителя – логопеда заданным словом 1. Обследование звукопроизносительной стороны речи 1 2. Обследование импрессивной стороны речи 1 Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности Отвечают на вопросы учителялогопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда 3. Обследование артикуляционной моторики 1 Выполнение предъявляемых артикуляционных движений различной сложности Правильно выполняют движения с точным соответствием всех характеристик (точность, амплитуда, объём)сопряженно и Минимальный уровень Произносят звуки, слова (где звук находится в разных позициях), предложения. Придумывают короткие фразы с заданным словом. Подбирают картинки на заданный звук Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Произносят, воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам Правильно выполняют движения с точным соответствием всех характеристик (точность, отраженно амплитуда, объём) 4. Обследование экспрессивной речи 1 Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности Отвечают на вопросы учителялогопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Произносят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания 5. Обследование связной речи, словарного запаса 1 Выявление степени уровня сформированности развернутого самостоятельного высказывания Восстанавливают последовательность сюжета. Составляют фразы по сюжетным картинкам 6. Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слова 1 7. Обследование фонематических процессов 1 Выявление правильности построения грамматической структуры предложения; использования падежных форм существительных; правильное употребление рода различных частей речи; форм единственного и множественного числа. Произнесение звуков в слове, определение их количества и последовательность Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности Восстанавливают последовательность сюжета с опорой на инструкцию. Составляют фразы по сюжетным картинкам с помощью учителялогопеда Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно Дифференцируют звуки речи. Определяют наличие гласного звука в слове. Составляют слова из последовательно предъявляемых звуков. Подбирают слова с заданным звуком. Дифференцируют звуки речи. Определяют наличие гласного звука в слове. Составляют слова из последовательно предъявляемых звуков. Подбирают слова с заданным звуком. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления 13 8. Обследование навыка чтения 1 Чтение предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителялогопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста. 9. Обследование навыка письма 1 Написание диктанта 10. Гласные и согласные звуки. Их различение 1 11. Звукобуквенный анализ слов, графическое изображение. 1 Читают предложения по смешанному типу. Отвечают на вопросы с опорой на картинку Списывают с печатного шрифта доступный текст, вставляя пропущенные буквы. Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора Гласные и согласные звуки –2 час Закрепление связи между звуком Умеют слышать и выделять и буквой. гласные и согласные звуки из Произношение гласных и ряда звуков и букв с помощью согласных звуков, их различие. учителя-логопеда. Выделение в словах гласных и Делят слова на слоги, согласных звуков. определяют звук (гласный или Деление слов на слоги, согласный). выделение гласных и согласных Осуществляют звукобуквенный анализ с помощью учителя – логопеда Обозначение гласных и согласных звуков с помощью условных обозначений в словах (звуковая схема слов) Обозначают звуки цветовыми сигнальными карточками. Читают доступный текст правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая паузы на знаках препинания Умеют писать под диктовку текст Знают и различают гласные и согласные звуки. Выявляют особенности звуков при произношении. Умеют изображать с помощью условных символов гласные и согласные звуки. Находят заданную букву, обозначающие гласный или согласный звук из ряда букв. Подбирают слова на гласные и согласные звуки. Делят слова на слоги, Умеют проводить звукобуквенный анализ и синтез слова Умеют изображать с помощью условных символов гласные и согласные звуки. Составляют звуковую схему слов. Выполняют 14 морфологический разбор слова. 12. Уточнение и закрепление понятия "предложение" 1 13. Интонационное оформление предложений 1 Предложение – 5 часа Определение понятия С помощью учителя-логопеда «Предложение». составляют распространенное Составление и запись предложение с опорой на предложений по картинкам. картинку. Составление графической схемы Умеют составлять и записывать предложения. предложения по картинкам. Определение количества слов в Составляют графические схемы предложении. предложений. Формирование навыков Определяют количество слов в зрительного и слухового предложении с помощью вербального анализа учителя-логопеда Слушание, чувствование и понимание интонационной законченности предложения. Понимание видов предложения по цели высказывания. Функции предложения. Развитие слухового восприятия Умеют произносить простые предложения, делая остановку в конце предложения. По образцу учителя-логопеда правильно произносят предложения по цели высказывания. Ставят знаки в конце предложения с помощью учителя-логопеда и в соответствии с целью высказывания Умеют чувствовать синтаксическую основу предложения. Составляют распространенное предложение; следят за правильностью произнесения фразы. Составляют и записывают предложения по картинкам, графическим схемам, предложений. Определяют количество слов в предложении Умеют слышать, чувствовать, понимать интонационную законченность предложения по цели высказывания; правильно передавать тембровую окраску предложения в соответствии с заданием учителя-логопеда, опираясь на слуховое восприятие. Ставят правильный знак в конце предложения в соответствии с целью высказывания 15 14. 15. 16. Предложение. Составление предложений по вопросу, по началу, из набора слов, "деформированные предложения" Предложение. Тренировочные упражнения по составлению предложений по вопросу, по началу, из набора слов, "деформированные предложения" 17. 18. Гласные звуки .Артикуляция гласных, способы образования. Слогообразующая роль гласных 19. 20. Выделение (узнавание) звука из ряда гласных, слогов, на фоне слова. 2 1 Составление предложений из разрозненных слов, по началу предложения, вопросу учителялогопеда. Составляют из слов, данных в правильной и неправильной грамматической форме, предложение. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа Отвечают на вопрос учителялогопеда полным ответом. Составляют предложения по его началу с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда. Составляют предложения из слов, данных в правильной грамматической форме с помощью учителя-логопеда Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда –19 часов 2 Уточнение и закрепление Правильно произносят гласные артикуляции гласных звуков. звуки и соотносят их с Произношение гласных звуков. соответствующей буквой. Закрепление понятия о Умеют вычленять гласный звук в слогообразующей роли гласных слове в ударной позиции в звуков. начале и конце слова, под Определение гласных звуков по ударением на слух. беззвучной артикуляции. Называют первый звук в слове с Графическое изображение помощью учителя-логопеда гласных звуков в словах 2 Выделение гласных звуков в начальной позиции, под ударением в начале, середине, Отвечают на вопрос учителялогопеда полным ответом. Составляют предложения по его началу. Составляют предложения из слов, данных в правильной и неправильной грамматической форме. Составляют предложения из данных слов так, чтобы выделенные слова были первыми в предложении. Составляют предложения, поставив слова в нужном порядке и падеже Знают характеристику и нормы произношения гласных звуков. Умеют записать серию гласных букв по беззвучной артикуляции учителялогопеда. Соотносят звук с буквой и цветовым символом. Называют гласный звук в слове в ударной позиции: в начале, середине, конце слова по картинному материалу и на 16 Определение места звука и буквы в слове. Выделение гласных под ударением в начале, середине, конце слова 21. 22 Дифференциация звуков и букв И–Й Упражнение в словоизменении слов 2 23. Образование гласных звуков 2 ряда 1 конце слова. Определение места гласного звука в слове. Выделение первого и последнего звука в слове с опорой на предметную картинку и без нее. Формирование навыков анализа и синтеза слов. Развитие слухового восприятия Произнесение звуков и называние букв Сравнение звуков по артикуляции, букв – по написанию и цветовым символам (И-красный, Й-зеленый) Выделение звуков в словах, определение места звука в словах и называние соответствующей буквы. Написание пропущенных букв в словах. Дифференциация предметных картинок Упражнения в словоизменении слов. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слух. Выделяют первый и последний звук в слове Правильно произносят звуки и соотносят их с буквами. Сравнивают звуки по артикуляции и произношению. Вставляют пропущенные буквы в слова с опорой на предметные картинки. Изменяют слова по образцу с помощью учителя-логопеда Правильно произносят звуки и соотносят их с буквами. Сравнивают звуки по артикуляции и произношению. Умеют правильно подобрать цветовой символ к звукам. Выделяют и определяют место звуков в словах. Вставляют пропущенные буквы в слова, словосочетания, простые предложения. Изменяют слова по образцу Прослушивание сказки об образовании гласных 2 ряда. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением. Выделение голосом гласной в начале и конце слова и запись соответствующей буквы на слух Слушают сказку об образовании гласных звуков второго ряда. Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно. Выделяют голосом начальную гласную в слове и записывают соответствующую букву (на Слушают сказку об образовании гласных звуков второго ряда. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным предложением. Выделяют голосом гласную в 17 24. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда: Ы-И в слогах, словах и словосочетаниях 1 25. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда: Ы-И в предложениях и тексте 1 и по предметным картинкам. Развитие фонематического слуха и восприятия слух) Различение букв в слогах, словах и словосочетаниях. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных в словах. Составление словосочетаний. Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных. Формирование навыков анализа и синтеза слов. Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными И-Ы. Дифференцированная запись слов из предложений. Написание пропущенных гласных букв в словах, предложениях и тексте. Изменение окончания слов в предложениях и тексте по смыслу. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха Формирование навыков анализа и синтеза слов. Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в слова нужную букву с опорой на картинный материал. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово с помощью учителя-логопеда Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения. Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы с помощью учителя логопеда начале и конце слова и записывают соответствующую букву (на слух и по предметным картинкам) Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в слова нужную букву. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными. Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу. Читают и записывают предложение (текст), вставляя дифференцируемые буквы 18 26. Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: У-Ю в слогах, словах и словосочетаниях 1 27. Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: У-Ю в предложениях и тексте 1 28. Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: А-Я в слогах, словах и словосочетаниях 1 Различение звуков изолированно, в слогах и словах, словосочетаниях. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных звуков в словах. Составление словосочетаний. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных. Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными У-Ю. Дифференцированная запись слов из предложений Написание пропущенных гласных в предложениях и тексте. Изменение окончания слов в предложениях и тексте по смыслу. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха Различение букв в слогах, словах и словосочетаниях. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных в словах. Составление словосочетаний. Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в слова нужную букву с опорой на картинный материал. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово с помощью учителя-логопеда Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в слова нужную букву. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения. Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы с помощью учителя – логопеда Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными. Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу. Читают и записывают предложение (текст), вставляя дифференцируемые буквы Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в словах нужную букву. Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. 19 29. Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: А-Я в предложениях и тексте 1 30. Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: О-Ё в слогах, словах и словосочетаниях 1 Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных звуков. Формирование навыков анализа и синтеза слов Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными звуков АЯ. Дифференцированная запись слов из предложений. Написание пропущенных гласных букв в словах, в предложениях и тексте. Изменение окончания слов в предложениях и тексте по смыслу. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово с помощью учителя-логопеда Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения. Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы с помощью учителя – логопеда Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными звуками . Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу. Читают и записывают предложение (текст), вставляя дифференцируемые буквы Различение букв в слогах, словах и словосочетаниях. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных звуков в словах. Составление словосочетаний. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Развитие слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких согласных. Развитие зрительного и Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в слова нужную букву с опорой на картинный материал. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово с помощью учителя-логопеда Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в слова нужную букву. Умеют закончить словосочетание, подобрав нужное по смыслу слово. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву 20 слухового восприятия и внимания 21 31. Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда: О-Ё в предложениях и тексте 1 32. Дифференциация гласных: Ё-Ю в слогах, словах и словосочетаниях 1 33. Дифференциация гласных: Ё-Ю в предложениях и тексте 1 Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными О-Ё. Дифференцированная запись слов из предложений. Написание пропущенных гласных звуков в предложениях и тексте. Изменение окончания слов в предложениях и тексте по смыслу. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха Различение букв в слогах и словах. Проговаривание слоговых цепочек. Написание пропущенных гласных звуков в словах. Формирование навыков анализа и синтеза слов. Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения. Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы с помощью учителя – логопеда Чтение предложений и текстов, насыщенных гласными Ю-Ё. Дифференцированная запись слов из предложений Написание пропущенных гласных в предложениях и тексте. Написание под диктовку текстов. Развитие фонематического слуха Читают предложения и тексты. Записывают простые предложения. Подчеркивают слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают текст, вставляя дифференцируемые буквы с помощью учителя – логопеда Называют начальные буквы в словах. Повторяют слоговую цепочку за учителем-логопедом. Списывают слова, выделяя дифференцируемую букву. Вставляют в слова нужную букву с опорой на картинный материал. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными. Изменяют слова в предложениях (текстах) по смыслу. Читают и записывают предложение (текст), вставляя дифференцируемые буквы Умеют сравнивать слова, отличающиеся одной буквой по смыслу и написанию. Называют буквы в словах (в начале, середине, конце) и записывают их. Запоминают и повторяют ряды слогов. Вставляют в слова нужную букву. Пишут под диктовку слова, выделяя дифференцируемую букву Читают предложения и тексты. Умеют выбрать и записать из предложений (текстов) слова с дифференцируемыми гласными. Читают и записывают предложение (текст), вставляя дифференцируемые буквы 22 23 34. 35. Тренировочные упражнения по дифференциации гласных звуков 1 и 2 ряда Проверочная работа по теме: «Дифференциация гласных 1 и 2 ряда» 2 36. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме (на конце слова) 1 37. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных (в середине слов) 1 Чтение слов парами. Сравнение слов по смыслу и написанию. Называние гласных звуков, стоящих после согласных в словах. Составление предложений с парами слов. Написание пропущенных гласных в предложениях . Написание под диктовку слов и предложений. Развитие фонематического слуха Читают слова парами. Сравнивают пары слов по звучанию. Называют гласные звуки, стоящие после согласных. Составляют предложения с опорой на картинку с парами слов. Вставляют в предложение пропущенные слова с помощью учителя-логопеда. Списывают слова и предложения Мягкий знак на конце в середине слова –3 часа Различение твердых и мягких Умеют определять в слове согласных. последний согласный по Называние мягкого согласного. твердости-мягкости с помощью Чтение слов парами. учителя-логопеда. Сравнение пар слов по смыслу, Называют мягкий согласный звучанию и написанию. звук. Изменение слов с помощью Читают слова парами мягкого знака. Развитие умения писать слова с мягким знаком на конце. Развитие фонематического слуха Различение твердых и мягких Умеют определять в слове согласных звуков в середине последний согласный по слова. твердости-мягкости с помощью Называние мягкого согласного в учителя-логопеда. середине слова. Называют мягкий согласный Чтение слов парами. звук. Сравнение пар слов по смыслу, Читают слова парами. Читают слова парами. Умеют сравнить и объяснить значение слов. Выделяют гласные, стоящие после согласных. Различают твердые и мягкие согласные звуки. Умеют подчеркнуть мягкие согласные буквы в словах. Составляют предложения без опоры) на картинку с парами слов. Вставляют в предложение пропущенные слова. Пишут под диктовку слова и предложения Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости. Называют мягкий согласный звук. Читают слова парами. Различают слова по смыслу, звучанию и написанию. Умеют писать слова с мягким знаком и без него на конце слов под диктовку Умеют определять в слове последний согласный по твердости-мягкости. Называют мягкий согласный. Читают слова парами. Различают слова по смыслу, звучанию и написанию. 24 38 39. 40. 41. 42. Тренировочные упражнения по обозначению мягкости согласных с помощью мягкого знака 1 Работа над преодолением ошибок на правописание: чущу Работа над преодолением ошибок на правописание: ча ща 2 Работа над преодолением ошибок на правописание: жи – ши Самостоятельная работа по теме: «Буквосочетания жиши, ча-ща, чу-щу» 2 звучанию и написанию. Изменение слов с помощью мягкого знака. Развитие умения писать слова с мягким знаком в середине. Развитие фонематического слуха Закрепление написания слов с мягким знаком на конце и середине слова в предложениях и тексте. Развитие фонематического слуха Записывают слова по предметным картинкам Выделяют произношением мягкие согласные звуки и обозначают их на письме. Пишут слова под диктовку Записывают слова с мягким знаком на конце и середине слова по картинкам. Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях с помощью учителя-логопеда Записывают слова с мягким знаком на конце и середине слова по картинкам, на слух. Вставляют пропущенный мягкий знак в словах, предложениях. Пишут под диктовку текст Сочетание гласных с шипящими – 4 часа Различение звуков по Закрепляют правописание слов с акустическим признакам. сочетаниями гласных звуков с Дифференциация звуков и букв шипящими. для обозначения на письме после Изменяют слова по образцу. шипящих. Пишут слова на изучаемое Закрепление правописания слов с правило с помощью учителясочетаниями шипящих и гласных логопеда. звуков. Отгадывают загадки Чтение и написание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу; шижи. Изменение слов по образцу. Развитие умения находить в словах данные сочетания. Образование слов из предложенных слогов. Отгадывание загадок, закрепление правописания словотгадок Закрепляют правописание слов с сочетаниями гласных звуков с шипящими. Умеют объяснить орфограмму. Отгадывают загадки, записывают слова-отгадки. Накапливают слова с изучаемой орфограммой 25 43. 44 45. 46. Дифференциация согласных по глухости-звонкости - 35 часов (дифференциация согласных звуков должна базироваться на результатах первичного обследования письменной речи обучающихся, различаемые пары могут ежегодно варьироваться) Звук и буква К. 2 Упражнения в правильном Правильно произносят звук. Знают характеристику и Артикуляция, звучание, произнесении звука. Называют слова, в которых есть норму произношения звука. выделение звука в Соотнесение звука с буквой и изучаемый звук. Различают произношение слове, определение символами для его обозначения. Выбирают (называют) твердого и мягкого звука в места звука в слове. Выделение звука из слогов, слов. предметные картинки, в которых слогах и словах. Слоги, слова, Определение наличие есть изучаемый звук и буква. Определяют предложения со звуком /отсутствие звука в словах. Вставляют в словах нужную наличие/отсутствие звука в и буквой К Определение места звука в слове. букву с опорой на картинный словах. Запоминание и воспроизведение материал. Умеют определить место рядов слогов и слов. Выделяют звук из слогов и слов, звука в слове. Соотносят звук Звук и буква Г. 2 Выбор картинок, в названии записывают соответствующую и букву устно и на письме. Артикуляция, звучание, которых слышится изучаемый букву с опорой на картинный Пишут под диктовку слова, выделение звука из звук. материал. выделяя букву. Выделяют слов, определение места Изменение и словообразование Произносят слова сопряженно, звук из слогов и слов, звука в слове. слов по образцу. выделяя изучаемый звук записывают Слоги, слова, Составление и чтение слов из голосом. соответствующую букву. предложения со звуком слогов. Изменяют слова по образцу Произносят слова отраженно, и буквой Г Составлений предложений по учителя-логопеда. выделяя изучаемый звук опорным словам. Читают и записывают слова и голосом. Ответы на вопросы учителяпредложения с изучаемой Изменяют слова по образцу логопеда полным предложением буквой. учителя-логопеда. Развитие звукового анализа и Отвечают на вопросы учителяВыбирают картинки, в синтеза логопеда односложно названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом 26 47. Дифференциация звука и буквы Г- К. 48. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написанию 49. Различение звука и буквы Г - К в слогах, словах 2 Сравнение звуков по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации. Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором 1 Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Проговаривание и чтение слов парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителемлогопедом слоговые цепочки, чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков. Сопоставляют звуки по месту и способу образования. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова различными способами. Вставляют пропущенные буквы в слова и предложения. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом 27 50. Различение звука и буквы Г - К в предложениях, связных текстах 1 Подбор подходящих по смыслу пар слов в предложения. Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний. Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением. Чтение чистоговорок. Развитие фонематического слуха и восприятия 51. Звук и буква Ж. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой Ж 2 Звук и буква Ш. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой Ш 2 Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Соотнесение звука с буквой и символами для его обозначения. Выделение звука из слогов, слов. Определение наличие /отсутствие звука в словах. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по 52. 53. 54. Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку. Умеют составить из словосочетаний простое предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова с помощью учителялогопеда. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки сопряженно с учителемлогопедом Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение. Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки Знают характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук 28 55. Дифференциация звуков и букв Ж - Ш. 56. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написанию 57. Различение звуков и букв Ж - Ш в слогах, словах опорным словам. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением. Формирование навыков анализа и синтеза слов. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом 2 Сравнение звуков по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации. Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором 1 Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Проговаривание и чтение слов Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителемлогопедом слоговые цепочкии чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков. Сопоставляют звуки по месту и способу образования. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. 29 парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно Образуют новые слова различными способами. Вставляют пропущенные буквы в слова и предложения. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку. Умеют составить из словосочетаний простое предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова с помощью учителялогопеда. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки сопряженно с учителемлогопедом Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение. Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки 58. Различение звуков и букв Ж - Ш в предложениях, связных текстах 1 Подбор подходящих по смыслу пар слов в предложения. Развитие умения составлять предложения из словосочетаний. Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением. Чтение чистоговорок. Развитие фонематического слуха и восприятия 59. Звук и буква В. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. Слоги, слова, 2 Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Соотнесение звука с буквой и символами для его обозначения. Выделение звука из слогов, слов. Определение наличие 60. Знают характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют 30 предложения со звуком и буквой Звук и буква Ф. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой 2 63. Дифференциация звуков и букв В - Ф. 2 64. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написанию 61. 62. /отсутствие звука в словах. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Развитие звукового анализа и синтеза Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно Сравнение звуков по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации. Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков. Сопоставляют звуки по месту и способу образования. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. 31 65. Различение звуков и букв В - Ф в слогах, словах 1 66. Различение звуков и букв В - Ф в предложениях, связных текстах 1 Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Проговаривание и чтение слов парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Подбор подходящих по смыслу пар слов в предложения. Развитие умения находить составлять предложения из словосочетаний. Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением. Чтение чистоговорок. Развитие фонематического слуха и восприятия Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителемлогопедом слоговые цепочки, чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку. Умеют составить из словосочетаний простое предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова с помощью учителялогопеда. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки Читают слоги по слоговой таблице Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова различными способами. Вставляют пропущенные буквы в слова и предложения. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение. Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. 32 67. 68. Звук и буква З. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой З 2 Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. Соотнесение звука с буквой и символами для его обозначения. Выделение звука из слогов, слов. Определение наличие /отсутствие звука в словах. Определение места звука в слове. Запоминание и воспроизведение рядов слогов и слов. Выбор картинок, в названии которых слышится изучаемый звук. Изменение и словообразование слов по образцу. Составление и чтение слов из слогов. Составлений предложений по опорным словам. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Автоматизация звука в слогах, словах, фразах. сопряженно с учителемлогопедом Правильно произносят звук. Называют слова, в которых есть изучаемый звук. Выбирают (называют) предметные картинки, в которых есть изучаемый звук и буква. Вставляют в словах нужную букву с опорой на картинный материал. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву с опорой на картинный материал. Произносят слова сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно Проговаривают чистоговорки Знают характеристику и норму произношения звука. Различают произношение твердого и мягкого звука в слогах и словах. Определяют наличие/отсутствие звука в словах. Умеют определить место звука в слове. Соотносят звук и букву устно и на письме. Пишут под диктовку слова, выделяя букву. Выделяют звук из слогов и слов, записывают соответствующую букву. Произносят слова отраженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Выбирают картинки, в названии которых слышится изучаемый звук. Составляют, читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом 33 69. 70. 71. 72. 73. 74. Звук и буква С. Артикуляция, звучание, выделение звука из слов, определение места звука в слове. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой С Дифференциация звуков и букв З - С. Сравнение звуков по артикуляции, звучанию, букв – по написанию Различение З - С в слогах, словах Различение З - С в предложениях, связных текстах 2 2 1 1 Сравнение звуков по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации. Развитие умения соотносить звук с графемой. Выделение начальных звуков в слогах и словах. Произнесение слогов отраженно. Произносят звуки изолированно, в слогах и словах. Выделяют начальный звук в слогах и словах. Читают слоги хором Знают характеристику и нормативное произношение различаемых звуков. Сопоставляют звуки по месту и способу образования. Умеют соотносить звук с графемой. Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Читают слоги по слоговой таблице Выделение звуков из слогов, слов. Произнесение слоговых цепочек и чистоговорок. Определение места звука в словах. Проговаривание и чтение слов парами. Запись слов в два столбика по наличию звука. Словообразование и словоизменение новых слов. Запись слов с пропущенными буквами. Составление и чтение предложений. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением Подбор подходящих по смыслу пар слов в предложения. Развитие умения находить Выделяют начальный звук в слогах и словах. Повторяют за учителемлогопедом слоговые цепочки, чистоговорки. Произносят слова парами сопряженно, выделяя изучаемый звук голосом. Изменяют слова по образцу учителя-логопеда. Читают и записывают слова и предложения с изучаемой буквой. Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно Выделяют начальный звук в слогах и словах, записывают соответствующую букву. Проговаривают слоговые цепочки, пары слов и чистоговорки. Определяют место звука в словах, записывают соответствующую букву. Образуют новые слова различными способами. Вставляют пропущенные буквы в слова и предложения. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным ответом Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение. 34 составлять предложения из словосочетаний. Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением. Чтение чистоговорок. Развитие фонематического слуха и восприятия 75. Подбор проверочных слов к словам со звонкими и глухими согласными на конце слова 1 Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением. 76. Выбор парных согласных по звонкости и глухости 1 Запись предложений с пропущенными буквами в словах, подбор к ним проверочных слов. Ответы на вопросы учителялогопеда полным предложением. картинку. Умеют составить из словосочетаний простое предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова с помощью учителялогопеда. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки сопряженно с учителемлогопедом Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. Проговаривают чистоговорки Подбирают подходящие по смыслу слова-пары в предложение с опорой на картинку. Отвечают простым предложением на вопрос учителя-логопеда. Умеют составить из словосочетаний распространенное предложение. Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы Записывают предложения, вставляя пропущенные буквы в слова. Умеют подобрать проверочное слово. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. 35 учителя-логопеда. 77. Письмо под диктовку 1 78. Родственные слова 1 79. Родственные слова 1 80. Состав слова. Образование слов Состав слова. Образование слов 1 Ударение (фонетическая и 81. 82. Проявление социальноЗаписывают предложения, значимых мотивов учебной вставляя пропущенные буквы в деятельности. слова Выполнение письменной работы под диктовку и заданию учителялогопеда при орфографически правильном произношении Слово - 4 часа Умение находить и выделять Находят и выделяют группы родственных слов. родственные слова, ориентируясь Подбор родственных слов к на цветовые символы. данным словам. Выделяют общую часть в Выделение общей части в родственных словах с помощью родственных словах. учителя-логопеда Выделение из ряда слов неподходящего по смыслу слово. Развитие навыка словообразования и подбора родственных слов Письмо под диктовку при орфографически правильном произношении. Отвечают распространённым предложением на вопросы учителя-логопеда. 1 Выделение в словах корня, приставки и суффикса. Словообразование слов с помощью приставки и суффикса. Развитие слухового восприятия и внимания Умеют образовывать новые слова от корня с помощью приставки и суффикса. Изменяют слова по образцу. Умеют подобрать подходящее по смыслу слово в предложении 1 Ударение. Безударные гласные в слове– 6 часов Выделение голосом ударного Умеют отхлопывать слога. ритмический рисунок слова. Читают слова находят корень, выделяют его; суффикс и приставку – с помощью учителялогопеда. Изменяют слова по образцу Находят и выделяют родственные слова. Выделяют общую часть в родственных словах. Умеют подобрать родственные слова по главному слову «гнезда» родственных слов. Выделяют на слух родственные слова. Образовывают новые родственные слова Умеют отхлопывать ритмический рисунок слова. 36 смыслоразличительная роль) Определение сильной позиции гласного звука в слове. Постановка ударения в словах. Подбор к слову соответствующей картинки. Выбор слова с одинаковым написанием, но разным значением. Расширение и активизация словарного запаса Развитие фонематического слуха и восприятия Чтение предложений парами. Развитие умения находить слова с одинаковым написанием. Постановка ударения. Грамматическое значение слов Воспроизводят ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания с помощью учителя-логопеда Воспроизводят ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания. Умеют слышать ударный гласный в слове. Умеют понимать значение слова, когда ударение перемещается Читают предложения парами. Находят слова с одинаковым написанием. Ставят ударение в выделенных словах с помощью учителялогопеда Читают предложения парами. Находят слова с одинаковым написанием. Умеют поставить ударение в словах в соответствии со смысловым значением. Объясняют грамматическое значение слов в предложении Слушают стихотворение про ударение. Умеют поставить ударение в словах. Выделяют безударные гласные и подбирают проверочные слова. Вставляют в слова пропущенные безударные гласные Выделяют в слове безударный слог и безударную гласную. Умеют подобрать проверочные слова к слову с 83. Смыслоразличительная роль ударения 1 84. Ударные и безударные гласные в слове. 1 Прослушивание стихотворения про ударение. Постановка ударения в словах. Выделение безударных гласных звуков в словах. Словоизменение и словообразование слов. Запись слов с пропущенными буквами Слушают стихотворение про ударение. Ставят ударение в словах с помощью учителя-логопеда. Выделяют безударные гласные с помощью учителя-логопеда. Вставляют в слова пропущенные безударные гласные, используя слова для справок 85. Подбор проверочных слов к словам с безударным гласным звуков 1 Выделение безударного слога и безударной гласной. Подбор проверочных слов. Запись слов с пропущенными Выделяют безударный слог и безударную гласную в словах. С помощью учителя –логопеда подбирают проверочные слова и 37 86. 87. Тренировочные упражнения по подбору проверочных слов к словам с безударной гласной Проверочный тест по теме: «Безударная гласная в корне» 2 88. Предлог, как самостоятельное слово 1 89. Дифференциация предлогов. На – в Дифференциация предлогов. С – из Дифференциация предлогов. По – к Дифференциация предлогов. За - из-за Дифференциация предлогов. Над – под Употребление предлогов в связной речи 1 90. 91. 92. 93. 94. 1 1 1 буквами. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия называют нужную гласную букву безударной гласной. Расширяют словарный запас через накопление гнезд родственных слов. Записывают под диктовку слова разной степени сложности и подбирают к ним проверочные слова Предлоги. Дифференциация предлогов –9 часов Закрепление знаний о предлоге Повторяют предлоги и находят как слове и его роли в речи. их в словосочетании и Отработка пространственного предложении с помощью значения предлогов. учителя-логопеда Развитие умения находить предлоги в предложении. Правильное использование предлогов в речи Различение предлогов между Отвечают на вопросы учителясобой. логопеда односложно с Ответы на вопросы учителяиспользованием предлогов. логопеда. Выбирают нужный предлог с Чтение словосочетаний опорой на картинку. (предложений), выбор нужного Записывают предложения с предлога. использованием предлога с Запись предложений с помощью учителя-логопеда использованием предлогов. Развитие пространственных представлений Повторяют предлоги, их значение и роль в словосочетаниях и предложениях. Находят предлоги в предложении Правильно используют предлоги в речи Различают предлоги. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с соблюдением предложно-падежных конструкций. Вставляют нужный пропущенный предлог в словосочетание (предложение) Различение предлогов между собой. Ответы на вопросы учителя- Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным 1 1 Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно с использованием предлогов. 38 95. 96. Тренировочные упражнения по употреблению предлогов в речи Проверочная работа по теме «Предлоги» 2 логопеда. Чтение словосочетаний (предложений), выбор нужного предлога. Составление предложений из слов с использованием нужных предлогов. Развитие пространственных представлений Составляют предложения из данных слов, правильно выбирая нужный предлог с помощью учителя-логопеда 97. Обследование экспрессивной стороны речи 1 98 Обследование импрессивной речи 1 Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности Отвечают на вопросы учителялогопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. 99. Обследование 1 Выявление правильности Умеют воспроизводить слоговые Обследование устной и письменной речи – 6 часа Понимание обращенной речи. Умеют отвечать на вопросы Выполнение предъявляемых на учителя-логопеда. слух словесных инструкций Умеют воспроизводить слоговые различной сложности цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда предложением с соблюдением предложнопадежных конструкций. Составляют предложения из данных слов, правильно выбирая нужный предлог. Вставляют нужные пропущенные предлоги в предложения. Составляют предложении из данных слов, изменяя слова по смыслу Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Произносят, воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Произносят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Умеют воспроизводить 39 грамматического строя речи, слоговой структуры слова построения грамматической структуры предложения; использования падежных форм существительных; правильное употребление рода различных частей речи; форм ед. и мн. числа. Произнесение звуков в слове, определения их количества и последовательности Выявление умения ребенка произносить тот иной звук изолированно, в слове, в предложении. Придумывание короткой фразы с заданным словом цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления Произносят звуки, слова (где звук находится в разных позициях). Подбирают картинки на заданный звук с помощью учителя – логопеда Произносят звуки, слова (где звук находится в разных позициях), предложения. Придумывает короткие фразы с заданным словом. Подбирает картинки на заданный звук Читают доступный текст правильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания. Пересказывают прочитанный материал 100 Обследование звукопроизносительной стороны речи 1 101 Обследование устной речи 1 Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителялогопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста Читают предложения по смешанному типу. Отвечают на вопросы с опорой на картинку 102 Обследование письменной речи 1 Написание диктанта. Работа над ошибками Умеют списывать предложенный текст с печатного варианта. Умеют написать слова или простую фразу с помощью учителя-логопеда Умеют писать под диктовку текст. Умеют находить допущенные ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом 40