Человек 6 класс

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Педагогического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «25» августа 2024 г. №115/1-од

Рабочая программа
обучающихся 6 класса
АООП УО (ИН) (2 вариант)
предметная область: «Окружающий мир»
учебный предмет «Человек»

Составитель: Попова О.В., учитель 1 кв.к.
г. Красноуфимск
2024г.

2

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена в соответствии с основными положениями ФГОС
УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).
Данная программа является адаптированной для образования обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР
является расширение представлений о человеке. Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу
«я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Цель обучения: формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Основными задачами программы являются:
 формирование представлений о себе,
 формирование представлений о своём окружении.
Деление обучающихся на группы
По решению ППк по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий, понимания инструкций, по
характеру овладения учебными действиями по учебному предмету «Человек» обучающиеся 6 класса относятся все к одной
группе.
Уровень обучения средний. Учебная мотивация сформирована недостаточно. Манипуляция с предметами
целенаправленные, игровая деятельность сформирована.

3

Уровень развития высших психических процессов низкий. Запоминание механическое. Причинно-следственные
связи устанавливают в элементарных вариантах, обобщающие понятия не доступны, анализом и синтезом не владеют.
Темп усвоения учебного материала низкий.
Внимание во время занятий неустойчивое, высокая отвлекаемость.
Запас понятий и представлений об окружающем природном мире резко ограничен.
Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для всех обучающихся, при использовании
индивидуальных и дифференцированных заданий.
Планируемые результаты освоения программы:

соотнесение себя со своим именем;

узнавание (различение) возраста человека по внешнему виду;

идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки);

узнавание (различение) частей лица: глаза, нос, рот, брови, лоб;

узнавание (различение) членов семьи;

смешивание воды до комфортной температуры;

соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица;

соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук;

соблюдение последовательности действий при пользовании туалета;

соблюдение последовательности действий при одевании и раздевании.
Личностные (возможные) результаты:

осознает и сообщает элементарные сведения о своей жизни;

осознает и сообщает о том, что может, а что ему пока не удается;

проявляет желание оказывать помощь;

4


жестов;



использует элементарные формы речевого этикета (спасибо, пожалуйста, до свидания), а также при помощи
участвует в коллективных играх и делах;
проявляет инициативу вступать в диалог (выразить свои желания, просьбу о помощи, предложение о помощи).

Базовые учебные действия:

работает в коллективе (ученик – ученик);

слушает и понимает простую инструкцию педагога;

пользуется технологической картой;

ориентируется в расписании;

выполняет задание от начала до конца.
Содержание учебного материала
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет»,
«Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Наименование раздела

Направления работы

Представление о себе

Сообщение сведений о себе. Рассказ о
себе.

Семья

Определение своей социальной роли в
семье. Рассказ о своей семье.

Виды деятельности
Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб,
рот (губы, язык, зубы).
Знание назначения частей лица. Знание вредных привычек.
Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты
рождения).
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение)
обучающихся и взрослых. Различение социальных ролей членов
семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов
семьи. Представление о профессиональной деятельности членов
семьи.

5

Гигиена тела

Уход за своим телом. Использование по
назначению средств и предметов
гигиены.

Туалет

Пользование туалетом.
Последовательность действий при
посещении туалета.

Одевание и раздевание

Соблюдение последовательности
действий при раздевании.

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование
напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры.
Вытирание рук полотенцем. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании рук: открывание крана,
регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук,
намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание
рук.
Подстригание ногтей ножницами.
Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора
струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды
на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка
зубов.
Полоскание
полости
рта.
Соблюдение
последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости
рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки,
выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов,
полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода.
Расчесывание волос.
Чистка ушей.
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и
оправление малой или большой нужды. Пользование туалетной
бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете
(поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк,
колготок, трусов), сидение на унитазе (горшке), оправление нужды в
унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов,
колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня,
кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват
кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты,

6

Соблюдение последовательности
действий при одевании комплекта
одежды

Сообщение о желании пить.
Питьё из кружки

Приём пищи

Сообщение о желании есть. Еда ложкой,
еда вилкой.

захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты).
Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого
ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части
левого ботинка, стягивание левого ботинка). Застегивание
(завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).
Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс,
вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину,
натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя
руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват
двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог).
Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной),
передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение
правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение
кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание
(вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол.
Наливание жидкости в кружку.
Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи
из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи
губами, опускание ложки в тарелку.
Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение
вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки
в тарелку.
Использование салфетки во время приема пищи.

Календарно – тематическое планирование
№

Дата

Тема урока

Коррекционные цели
Представление о себе-12 часов

7

1

Называние своего имени и фамилии

2

Рассказ о себе с помощью речи, жестов и
пиктограмм
Соотнесение себя со своим изображением на
фотографии, отражением в зеркале
Формирование схемы тела. Комплексная
диагностика
Знакомство с собственным телом, его частями:
руки, ноги, голова, туловище
Узнавание (различение) частей лица человека
(глаза, брови, нос, лоб)
Узнавание (различение) частей лица человека рот (губы, язык, зубы).
Знание назначения частей лица.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Коррекция внимания на основе упражнений в осознании и
выражении своих интересов, желаний.
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании названий
частей тела.
Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении право-лево.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении частей тела.
Коррекция внимания на основе упражнений в определении частей
тела.
Коррекция внимания на основе упражнений в определении частей
лица
Коррекция внимания на основе упражнений в определении частей
лица
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании значения
глаз, носа и рта
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании своего
Называние своего возраста (даты рождения)
возраста
Знание возрастных изменений человека.
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении возраста
человека
Вредные привычки человека
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении значения
вредных привычек у человека
Сообщение о состоянии своего здоровья
Коррекция речи на основе упражнений в составлении рассказа о себе
Семья – 6 часов
Коррекция памяти на основе упражнения в установлении родственных
Моя семья. Рассматривание фотографий
связей в семье
Мои родители.
Коррекция памяти на основе упражнения в установлении родственных
связей в семье: мама и папа

8

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении ролей в
семье у мамы и папы
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
Профессии в моей семье
воспроизведении профессий в семье
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении традиций
Семейные традиции
в семье
Рассказ о своей семье
Коррекция речи на основе упражнений в составлении рассказа
Гигиена тела- 16 часов
Предметы санитарии и гигиены: мыло,
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании мыла,
полотенце, туалетная бумага.
полотенца, туалетной бумаги
Умение различать вентили с горячей и
Коррекция устной речи, социально-бытовых навыков на основе
холодной водой
упражнений в смешивании горячей и холодной воды
Мытьё рук мылом.
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при мытье рук.
Умение мыть лицо.
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при мытье лица
Знакомство со своими зубами и полостью рта. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании
расположения зубов, языка, губ
Предметы санитарии и гигиены: зубная паста,
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании предметов
зубная щётка.
санитарии: зубная паста, зубная щётка
Чистка зубов щёткой
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при чистке зубов
Расчесывание волос
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при расчёсывании волос
Подстригание ногтей ножницами
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при подстригании ногтей
Органы зрения. Уход за ними
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при уходе за глазами
Социальные роли членов семьи

9

29
30

31
32
33
34

35
36
37

38
39
40

Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при уходе за ушами
Очищение носового хода
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при уходе за носом с
помощью платка
Режим дня
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий в течении дня
Сон в жизни человека. Гигиена сна
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при укладывании спать
Правила закаливания.
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при закаливании
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
Правила поведения в школе
воспроизведении правил поведения в школе
Туалет-3 часа
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
Последовательность действий в туалете
соблюдении последовательности действий при пользовании туалетом
Коррекция восприятия обращенной речи на основе упражнений в
Пользование туалетной бумагой
формировании понимания слов, обозначающих посещение туалета.
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
Правила пользования туалетом
соблюдении последовательности действий при пользовании туалетом
Одевание и раздевание – 21 час
Различение видов одежды (повседневная,
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
праздничная)
воспроизведении видов одежды
Различение видов одежды (рабочая, домашняя, Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
спортивная)
воспроизведении видов одежды
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
Выбор одежды в зависимости от предстоящего
соблюдении последовательности действий при одевании комплекта
мероприятия
одежды
Органы слуха. Уход за ними

10

41

Различение сезонной одежды (зимняя)

42

Различение сезонной одежды (летняя)

43

Различение сезонной одежды (демисезонная)

44
45

Назначения видов обуви (спортивная,
домашняя, выходная, рабочая).
Различение сезонной обуви (зимняя)

46

Различение сезонной обуви (летняя)

47

Различение сезонной обуви (демисезонная)

48

Различение сезонных головных уборов.

49

Виды одежных застежек: липучки, молнии,
пуговицы, кнопки, ремни, шнурок.

50

Формирование навыка застегивания молнии

51

Формирование навыка застегивания пуговиц

52

Формирование навыка расстегивания и
застёгивания ремня и кнопки. Комплексная
диагностика.
Обувание разной обуви

53
54

Различение правого (левого) ботинка (сапога,
тапка).

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении зимней одежды
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении летней одежды
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении демисезонной одежды
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении видов обуви
Коррекция памяти на основе упражнений в различии и
воспроизведении видов обуви
Коррекция памяти на основе упражнений в различии и
воспроизведении видов обуви
Коррекция памяти на основе упражнений в различии и
воспроизведении видов обуви
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении головных уборов
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при пользовании застёжек
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при застёгивании молнии
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при застёгивании пуговиц
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при надевании ремня
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании
последовательности при обувании
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании правого и
левого ботинка.

11

55

56
57

58

59
60

61

Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
соблюдении последовательности действий при различии сторон в
одежде
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
Выворачивание одежды
соблюдении последовательности действий при выворачивании одежды
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
Соблюдение последовательности действий при
соблюдении последовательности действий при одевании комплекта
одевании комплекта одежды
одежды
Коррекция социально-бытовых навыков на основе упражнений в
Контроль своего внешнего вида
контроле своего внешнего вида.
Приём пищи - 10 часов
Коррекция мышления на основе упражнений в установлении значения
Питание в жизни человека.
питания
Полезные и вредные продукты.
Коррекция восприятия обращенной речи на основе упражнений в
формировании поминания слов, обозначающих вредные и полезные
продукты
Напитки. Виды напитков (чай, компот,
Коррекция восприятия обращенной речи на основе упражнений в
молоко)
формировании поминания слов, обозначающих напитки.
Различение лицевой (изнаночной), передней
(задней) стороны одежды, верха (низа) одежды

62

Напитки. Виды напитков (кефир, сок,
лимонад).

Коррекция восприятия обращенной речи на основе упражнений в
формировании поминания слов, обозначающих напитки.

63

Продукты питания, которые едят с помощью
ложки (суп, каша)

Коррекция восприятия обращенной речи на основе упражнений в
формировании поминания слов, обозначающих разные блюда

64

Еда с помощью вилки и ложки

65

Еда некоторых продуктов руками

Коррекция восприятия обращенной речи на основе упражнений в
формировании последовательности действий при соблюдении правил
безопасности пользования вилкой
Коррекция восприятия обращенной речи на основе упражнений в
формировании последовательности действий при еде руками

12

66

Правила приема овощей и фруктов

67

Посуда. Сервировка стола

68

Практическое занятие: «К нам пришли гости,
накроем на стол»

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении правил
приёма овощей и фруктов
Коррекция восприятия обращенной речи на основе упражнений в
формировании поминания слов, обозначающих посуду.
Коррекция мышления на основе упражнений в узнавании (различении)
традиций праздников

Итого

68 часов

Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль результатов
Условные показатели самостоятельности
- действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен)
Действие выполняется обучающимся
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
-по последовательной инструкции (по изображению или вербально)
- по подражанию или образцу
- самостоятельно
-узнаёт объект
- не всегда узнаёт объект
- не узнаёт объект
Реакция на воздействие
- реакция отсутствует
- негативная реакция
- нейтральная реакция
- положительная реакция

!
ПП
П
И
О
С
У
НВУ
НУ
РО
Н
НР
ПР

Предметы, задачи и содержание обучения
НГ

СГ

КГ

13

Человек
Соотнесение себя со своим именем.
Узнавание (различение) возраста человека по внешнему виду
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки).
Узнавание (различение) частей лица: глаза, нос, рот, брови, лоб
Узнавание (различение) членов семьи.
Смешивание воды до комфортной температуры.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук.
Соблюдение последовательности действий при пользовании туалета. Соблюдение
последовательности действий при одевании и раздевании.
Материально техническое обеспечение образовательной деятельности
Средства обучения, используемые на уроке: наглядные пособия, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
Из наглядных средств используются натуральные объекты, учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, презентации,
видеофильмы, раздаточный материал. Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки распределены по папкам.

Комплект таблиц по природоведению (46 штук).
Информационно-методическое обеспечение
1. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционноразвивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. ред. С.Е.
Гайдукевич. 2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144 с.
2. Я играю и учусь: Пособие для детей с особенностями психофизического развития/ Е.А. Якубовская, Т.В. Лисовская, И.В. Ковалец и др.
– Мн.: ОДО «Тонпик», 2004. – 232 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».