государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «25» августа 2024 г. №115/1-од Рабочая программа обучающихся по АООП УО (ИН) (вариант 2) 6 класса Предметная область: Окружающий мир учебный предмет Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) составитель: Хасанова Л.М., учитель 1 кв. к. г. Красноуфимск. 2024г. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Курс основы безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) предназначен для начального формирования сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них. Основные задачи курса ОБЖ: формирование у обучающихся способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среди обитания человека; освоение навыков здорового образа жизни; формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни, по оказанию само – и взаимопомощи, в случае проявления опасностей; освоения обучающимися правил и принципов безопасного поведения. Программа составлена с учетом психофизических особенностей, обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и включает два логически взаимосвязанных блока: 1 блок – «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». 2 блок – «Охрана здоровья». Содержание рабочей программы составлено на основе авторской программы курса Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся, воспитанников 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2004г., которая раскрывает содержание обучения курса основы безопасности жизнедеятельности. Деление обучающихся на группы По решению ППк обучающиеся 6 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий, понимания инструкций, по характеру овладения учебными действиями по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» условно разделены на 2 группы: 1 группа: 2 группа: 1 группа – у данных обучающиеся словарный запас ограничен ближайшим окружением. Наблюдается неточность понимания и употребления многих слов. Различают на картинках знакомые предметы и действия, называют их. Понимают словесную инструкцию (с указанием предмета и действия). Могут вступить в диалог и инициировать его. Внимание непроизвольное, требуются усилия для его привлечения и фиксации, легко истощается. Переключаемость с одного вида деятельности на другой затруднена. 2 группа – обучающаяся для коммуникации использует, в основном, взгляд, жесты. Понимает простые инструкции, подкрепленные жестом. Соотносит некоторые знакомые слова с хорошо знакомыми предметами. Различает некоторые контрастные изображения на картинках после многократного повторения, с помощью учителя соотносит их с реальным объектом. Часто отказывается от выполнения доступных заданий, привязана к стереотипным действиям с привычным материалом. Речь, как средство общения не использует, но проявляет потребность в общении. Понимает простые инструкции, просьбы, но понимание ограничено. Произносит иногда отдельные слова (дай, хорошо, ладно). Издает определенные звуки недовольства (мычание), если радуется (визг). Жестами может отказаться или согласиться, здоровается и прощается. Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое. Планируемые результаты освоения программы ППк каждой группе обучающихся 6 класса определил следующие планируемые результаты обучения: Планируемый (ожидаемые) результаты 1 группа 2 группа Знают телефоны службы спасения; правила Знает, что пешеходы должны ходить по тротуару, машины – личной гигиены; элементы дороги. ездить по дороге; действует в игре в соответствии сигналами светофора. Знают значение сигналов светофора, действуют в соответствии с ними. Имеет элементарные представления о безопасном поведении. Знают назначение дорожные знаков «Пешеходный Проявляет интерес к деятельности взрослого, подражает ему, переход», «Телефон», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», умеют ориентироваться в ориентируется на требования взрослого. дорожных знаках. Имеют элементарные представления о безопасном поведении. Проявляют интерес к деятельности взрослого, подражают ему, ориентируются на требования взрослого. У обучающихся сформулированы представления о том, как надо (не надо) вести себя в экстремальных ситуациях. Личностные (возможные) результаты 1 группа 2 группа Осознает и сообщает элементарные сведения о Использует элементарные формы речевого этикета (спасибо, своей жизни. пожалуйста, до свидания). Осознает и сообщает о том, что может, а что ему Участвует в коллективных играх и делах; пока не удается. Проявляет инициативу вступать в диалог (выразить свои Проявляет желание оказывать помощь. желания, просьбу о помощи, предложение о помощи). Базовые учебные действия 1 группа Работает в коллективе (ученик – ученик); Слушает и понимает простую инструкцию педагога. Пользуется технологической картой. Ориентируется в расписании. Выполняет задание от начала до конца 2 группа Работает совместно с педагогом. Выполняет задание в течение 5-7 минут. Выполняет задание по образцу, по показу («Дай такой же(предмет)», «Возьми такой же ( по цвету, ширине, длине и т.д.)», «Положи как я (чередуя, вправо, влево и т.д.) и т.д.» Содержание программы Содержание курса состоит из следующих разделов: 1. Правила дорожного движения. 2. Личная безопасность дома. 3. Личная безопасность на улице. 4. Пожарная безопасность. Наименование раздела Направления работы Виды деятельности 1 группа 2 группа Показывает на картинках по заданию дорогу и её главные составные части Показывает на картинках, раздаточном материале дорожные знаки Показывает на картинках по заданию безопасную дорогу от Показывает по названию изученные предметы Формы работы: индивидуальная, групповая Дорога и ее главные составные части Правила дорожного движения Дорожные знаки (для пешеходов и водителей, остановка общественного транспорта) Безопасная дорога от дома и школы Показывает на раздаточном дорожные знаки Повторяет за некоторые слова картинках, материале учителем Правила перехода улицы при высадке из общественного транспорта Ролевая игра «Знаем ли мы правила дорожного движения?» Электроприборы. Личная безопасность дома Опасность у тебя дома. Огонь и электричество Один дома Средства бытовой химии и лекарственные препараты дома и школы Называет элементарные правила перехода улицы при высадке из общественного транспорта. Работает по сюжетной картинке. Выполняет простую заданную инструкцию Показывает на картинках по заданию предметы. Классифицирует картинки с предметами по обобщающему признаку: электроприборы. Группирует предметы /карточки с их изображением по заданным тематическим группам; выбирает предметы из множества при назывании обобщающего слова («покажи электроприборы», «где электроприборы?») Показывает на картинках по заданию предметы. Работает по серии картинок. Выполняет простую заданную инструкцию. Показывает на картинках по заданию предметы. Работает по серии картинок. Выполняет простую заданную инструкцию. Показывает на картинках по заданию предметы. Работает по серии картинок. Выполняет простую заданную инструкцию. Показывает на картинках по заданию предметы. Классифицирует картинки с Повторяет за некоторые слова учителем Показывает по названию изученные предметы Показывает по названию изученные предметы. Показывает по названию изученные предметы Повторяет за некоторые слова учителем Повторяет за некоторые слова учителем Показывает по названию изученные предметы. Личная безопасность на улице предметами по обобщающему признаку: бытовая химия, лекарственные препараты. Группирует предметы /карточки с их изображением по заданным тематическим группам; выбирает предметы из множества при назывании обобщающего слова («покажи средства для мытья рук», «где средство для мытья головы?») Называет элементарные правила безопасного поведения при Правила безопасного поведения при возникновении угрозы личной возникновении угрозы личной безопасности безопасности дома, в лифте, в дома, в лифте, в подъезде подъезде. Работает по серии картинок Отвечают на вопросы учителя. Причины, по котором улица становиться Работают с предметными зоной повышенной опасности картинками. Выполняют простую инструкцию к заданию Отвечают на вопросы учителя. Работают с предметными Безопасное поведение на улицах и дорогах. картинками. Выполняют простую инструкцию к заданию Находит названный (показанный реальный) предмет на картинке, К кому можно и нужно обратиться за выбирает из предложенных помощью на улице карточек изображение названного предмета. Безопасность пешеходов при движении по Показывает на картинках по заданию предметы. Работает по дорогам. серии картинок. Выполняет простую заданную инструкцию Повторяет за некоторые слова учителем - Повторяет за некоторые слова Называет окружение учителем свое ближайшее Повторяет за некоторые слова учителем Пожар. Чем он опасен Пожарная безопасность Меры предупреждения возникновения пожара Показывает соответствующую пиктограмму (картинку) к названному действию (беги, набери (номер), скажи), названному предмету(огонь, дым, огнетушитель) выполняет простую заданную инструкцию Отвечают на вопросы учителя. Работают с предметными картинками. Выполняют простую инструкцию к заданию Использует при назывании предмета или действия отдельные звуки или комплексы звуков Повторяет за некоторые слова учителем Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 Дата Тема занятия Коррекционные цели Правила дорожного движения Дорога и ее главные составные части. Коррекция словесной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении дорожной разметки Опасные ситуации на дорогах Коррекция мышления на основе упражнений при решении дорожных ситуаций Знаки для пешеходов и водителей Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении дорожных знаков Безопасная дорога от дома до школы. Коррекция словесной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении правил движения от дома до школы. Правила перехода улицы при высадке из Коррекция словесной памяти на основе упражнений в общественного транспорта. запоминании и воспроизведении правил движения перехода улицы при высадке из общественного транспорта. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Обобщающий урок по теме «Правила дорожного движения» Сюжетно-ролевая игра «Знаем ли мы правила?» Коррекция мышления на основе упражнений в практической деятельности. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении знаний о правилах поведения во время летних каникул. Личная безопасность дома Электроприборы. Коррекция мышления на основе установления порядка действий при ожоге. Опасности бытового газа. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей. Как защитить себя от опасных веществ в Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и быту синтезе Один дома. Коррекция мышления на основе упражнений в применении полученных знаний на практике Средства бытовой химии и Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и лекарственные препараты. синтезе Правила безопасного поведения при Коррекция внимания на основе изучения нового возникновения угрозы личной безопасности в лифте. Правила безопасного поведения при Коррекция мышления на основе упражнений в установлении возникновения угрозы личной причинно – следственных связей безопасности в подъезде. Сюжетно –ролевая игра «Безопасность на Коррекция мышления на основе упражнений в применении улице» полученных знаний на практике. Личная безопасность на улице Причины, по котором улица становиться Коррекция внимания на основе изучения нового. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 зоной повышенной опасности. Безопасное поведение на улицах и дорогах. К кому можно и нужно обратиться за помощью на улице Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении опасностей, подстерегающие на улице Коррекция мышления на основе упражнений анализа и сравнения опасных ситуаций дорожного движения. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении последовательности действий в экстремальной ситуации на улице Учусь принимать решения Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении изученных знаний. Пожарная безопасность Пожар Коррекция словесной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении правил поведения при пожаре Причины пожара Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственной связи Правила и способы эвакуации при Коррекция мышления на основе упражнений пожаре в установлении причинно – следственных связей Правила эвакуации из здания школы при Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и пожаре воспроизведении правил и способов эвакуации при пожаре Противопожарный режим в жилом доме Коррекция словесной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении правил эвакуации из здания школы при пожаре Наиболее доступные средства тушения огня Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей Тренировочная эвакуация Коррекция словесной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении первичных средств 28 29 30 31 32 33 34 пожаротушения Профессии. Спасатели. МЧС. Коррекция мышления на основе упражнений в применении полученных знаний на практике Пожарная безопасность Коррекция мышления на основе упражнений в применении полученных знаний на практике Безопасное поведение с электричеством Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей Пожарная безопасность при Коррекция словесной памяти на основе упражнений в пользовании электрическими запоминании и воспроизведении правил пожарной приборами. безопасности при пользовании электрическими приборами. Что делать, если пожар только Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и начался воспроизведении последовательности действий при пожаре Правила техники безопасности при Коррекция мышления на основе упражнений в применении пользовании электробытовым прибором. полученных знаний на практике Обобщающий урок по разделу Коррекция мышления на основе упражнений в применении «Пожарная безопасность» полученных знаний на практике Итого: 34 ч Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль результатов Условные показатели самостоятельности - действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен) ! Действие выполняется обучающимся - со значительной помощью взрослого ПП - с частичной помощью взрослого П -по последовательной инструкции (по изображению или вербально) - по подражанию или образцу - самостоятельно -узнаёт объект - не всегда узнаёт объект - не узнаёт объект Реакция на воздействие - реакция отсутствует - негативная реакция - нейтральная реакция - положительная реакция И О С У НВУ НУ РО Н НР ПР Предметы, задачи и содержание обучения НГ Основы безопасности жизнедеятельности Знает правила поведения на улицах и дорогах. Знает дорожные знаки (перекрёсток, пешеходная дорога). Знает правила посадки и высадки из транспортного средства Знает правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Знает порядок эвакуации, способы оповещения населения. Знает телефоны службы спасения. Знает пользоваться электроприборами СГ КГ Предметы, задачи и содержание обучения начало года конец года Основы безопасности жизнедеятельности Знает правила поведения на улицах и дорогах. Знает дорожные знаки (перекрёсток, пешеходная дорога). Знает правила посадки и высадки из транспортного средства Знает правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Знает порядок эвакуации, способы оповещения населения. Знает телефоны службы спасения. Знает пользоваться электроприборами Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» включает: Комплект плакатов: «Умей действовать при пожаре», «Первичные средства пожаротушения», «Действия при эвакуации из горюющего здания», «Предписывающие и запрещающие дорожные знаки», «Дорожные разметки», «Дорожные знаки», «Знаки сервиса», «Если ты дома один», «ТБ пользование электроприборами». Домино «Дорожные знаки», «Дорога». Памятки для велосипедиста. Игра «Зарница» (доска с магнитами), игра «Азбука «Пешехода»», «Азбука «Поучительные истории»», «Азбука «Дорожного движения»». Образовательные ресурсы и онлайн платформы http://window.edu.ru/ Учительский портал http://www.uchportal.ru