государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета от 21.08.2024г. Протокол № 01 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «30» августа 2024 г. №114/1-од Рабочая программа Предметная область Искусство учебный предмет «Музыка» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс Составитель: Е.Ю. Попова, учитель 1кв.кат. г. Красноуфимск 2024г. I. Оглавление Пояснительная записка ..................................................................................................... 3 Цель рабочей программы...................................................................................................... 4 Основные задачи рабочей программы: ................................................................................ 4 Нормативно-правовая база разработки программы............................................................. 4 Внесённые изменения в авторскую программу и их обоснование ..................................... 6 Общая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и специфика овладения ими учебным материалом. ................................... 7 Место и роль предмета среди других предметов учебного плана ...................................... 8 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана ....................................9 учебная программа ................................................................................................................ 9 Форма организации образовательного процесса .................................................................9 Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся ................................ 11 Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели ... 11 II. Содержание учебного предмета ..................................................................................... 13 III. Требования к уровню подготовки обучающихся II этапа обучения (на конец 5 класса) по предмету «Музыка» .............................................................................................. 15 IV. Перечень образовательных ресурсов, онлайн платформ и материально-технического обеспечения ............................................................................................................................. 16 Учебно-методический комплект ........................................................................................ 16 Образовательные ресурсы и онлайн платформы ............................................................... 17 Материально техническое обеспечение образовательной деятельности ......................... 18 V. Приложение .................................................................................................................. 19 Развёрнутое календарно-тематическое планирование ...................................................... 19 I. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Музыка» является частью адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ СО «Красноуфимская школа» (1 вариант). (Приложение № 37). Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к учебнику: «Музыка. 5 класс», И.В. Евтушенко, Е.В. Чернышкова - М.: Просвещение, 2024г. Данная программа по учебному предмету «Музыка» для обучающихся 5 класса обеспечивает преемственность обучения и разработана на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом: программы учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области, элективных курсов, спецкурсов, практикумов, факультативов; программы духовно-нравственного развития; требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); программы развития базовых учебных действий. Программа реализует следующие основные функции: информационно-методическую; организационно-планирующую; контролирующую. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки обучающихся на конец обучения. Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию предмета, коммуникативным умениям, к уровню обученности школьников может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов. ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по музыке – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: определить порядок изучения предмета с учетом целей и задач, поставленных в основной образовательной программе образовательного учреждения; конкретизировать содержание, объем и планируемые образовательные результаты по предмету; представить практическую реализацию основной общеобразовательной программы при изучении конкретного предмета. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (в соответствии с действующим законодательством). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22 марта 2021г. №115. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г №1599. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014г №1598. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом министерства просвещения Российской Федерации 24.11.2022г №1026. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013г. № 78 – 03 (в соответствии с действующим законодательством). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант), Утверждена приказом ГКОУ СО «Красноуфимская школа» 75-од от 22 мая 2017г. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (Приказ Министерства образования и молодёжной политики № 20-од от 10.01.2020г.) иные локальные акты образовательного учреждения. Данная программа является адаптированной для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым способствует коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Данная рабочая программа по Музыке определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта . В основу данной программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемой предметной области; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; При обучении музыке используются следующие принципы: принцип коррекционной направленности; принцип преемственности; принцип коррекционно-развивающего обучения; принцип наглядности; принцип доступности; принцип систематичности; принцип последовательности; принцип практической направленности; принцип индивидуального подхода. Принцип коррекционной направленности является ведущим, поэтому особое внимание обращено на коррекцию всей личности в целом и имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений. Коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса, позволяет воспитать ряд нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение обучающихся в производительный труд, а также социальной адаптации в обществе. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям обучающихся и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя обучающимся ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. ВНЕСЁННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующих видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. 5 класс № п/п 1. 2 3. 4 Разделы Восприятие музыки Хоровое пение Элементы музыкальной грамоты Игра на музыкальных инструментах Итого Количество часов по авторской программе Не определено Не определено Не определено Не определено Количество часов по рабочей программе Внесённые изменения 14 10 Изменений нет Изменений нет Изменений нет 6 4 34 Изменений нет Обоснование – учебный план ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) И СПЕЦИФИКА ОВЛАДЕНИЯ ИМИ УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ. Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы. Уровень музыкального развития обучающихся с умственной отсталостью значительно ниже соответствующего уровня их сверстников из массовой школы. Звуковысотный слух, ладовое и музыкально – ритмические чувства развиты у них значительно слабее. В начале обучения многие школьники оказываются не в состоянии воспроизвести даже отдельные фразы мелодии простой детской песенки, не могут назвать знакомых песен и тем более спеть их. Умственно отсталые обучающиеся плохо запоминают название разучиваемой песни, с трудом, лишь после многократных повторений, усваивают её текст и последовательность куплетов. Специфика музыкально-слуховых данных умственно отсталых школьников ярко проявляется при обучении их пению: нечистое интонирование, плохая память (с трудом усваивают мелодию и текст), отсутствие музыкальной выразительности. Речевые и артикуляционные недостатки вызывают затруднения в дикции, дефекты моторики мешают выработке правильной позиции корпуса, головы, рук, ног при пении. Отмечается недоразвитие эмоций, отсутствие оттенков переживаний. Переживания их поверхностные, неглубокие. У некоторых обучающихся эмоциональные реакции не адекватны источнику. В волевой сфере отмечается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость. В работе они предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. Поэтому в их деятельности часто наблюдаются подражательные и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых школьников развивается негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых обучающихся влияют на характер протекания их деятельности. Несформированность навыков учебной деятельности сопровождается недоразвитием целенаправленной деятельности, трудностями самостоятельного планирования собственной деятельности. Они приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуясь конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильного начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Они не соотносят полученные результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а поэтому не могут правильно оценить ее решение. МЕСТО И РОЛЬ ПРЕДМЕТА СРЕДИ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета «Музыка»: накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности; развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности; формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет «Музыка» изучается в рамках образовательной области «Искусство» в рамках обязательной части учебного плана. В 5 классе программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34 часа в год. 5 класс № п/п 1. 2. 3. Раздел Восприятие музыки Хоровое пение Элементы музыкальной грамоты Количество Всего Контрольные часов по практические разделу работы и т.д. 14 1 10 6 - 4 Игра на музыкальных инструментах Итого: 4 1 34 2 Виды и формы контроля Стартовый контроль. Тест (вопросы по изученным темам) за курс 4 класса. Промежуточная аттестация. Тест (вопросы по изученным темам) за курс 5 класса. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Форма организации образовательного процесса: Очная. Дистанционная (удалённая). Очно-дистанционная (удалённая). Занятия, при очной форме обучения, проводятся в классно урочной форме. Продолжительность урока 40 минут. Для достижения требуемых результатов обучения применяются следующие педагогические технологии: традиционное обучение; активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения); проблемное обучение; информационно-коммуникационные(компьютерные) технологии; здоровьесберегающие технологии. В планировании учебного материала используются следующие типы уроков: урок изучения и первичного закрепления знаний; урок закрепления новых знаний и выработки умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и контроля знаний; урок коррекции знаний; урок развития речи. Основными методами и приемами работы с детьми на музыкальных занятиях являются: наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте); зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, рассказывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений); совместные действия обучающегося со взрослым; подражание действиям взрослого; жестовая инструкция; собственные действия обучающегося по вербальной инструкции взрослого. Отслеживание результатов обученности осуществляется через: Текущую аттестацию: Выполнение творческих заданий; участие в конкурсах различных уровней. Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся образовательного учреждения с 1-9 класс. Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы. Форма промежуточной аттестации по учебному предмету «Музыка» в 5 классе – тест (вопросы по изученным темам). В качестве результатов промежуточной аттестации по учебному предмету «Музыка» могут быть зачтены, по решению педагогического совета: Внеучебные образовательные достижения. Зачет производится в форме учета личностных достижений или портфолио. Текущие достижения. Зачет производится в форме учета высоких оценок планируемых результатов по итогам тематического контроля. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ Оценка по предмету «Музыка» учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Отметка «5» - обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, составляют рассказ о прослушанном произведении, пользуясь планом. Выразительно и напевно выполняют песни. Отметка «4» - обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, составляют рассказ о прослушанном произведении, пользуясь планом с организующей и направляющей помощью. Выразительно и напевно выполняют песни с организующей и направляющей помощью. Отметка «3» - обучающиеся отвечают на поставленные вопросы со всеми видами помощи. Поёт песни с организующей и направляющей помощью. Отметка «2» - по предмету «Музыка» не ставится. Тесты. Отметка «5», если обучающиеся не допустил ни одной ошибки Отметка «4», если обучающиеся допустил 1-2 ошибки. Отметка «3», если обучающиеся допустил 3-5 ошибок. Отметка «2», по предмету «Музыка» не ставится. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ Программа реализуется с использованием учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ и утверждённых федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 5 класс Евтушенко И. В., Чернышкова Е. В. «Музыка. 5 класс». Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Искусство» в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Содержание учебника направлено на формирование положительной мотивации к занятиям различными видами музыкальной деятельности и готовности к практическому применению приобретённого музыкального опыта в различных социокультурных проектах. В пятом классе обучающиеся совершенствуют певческие умения и навыки концертного исполнения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песен. Слушая, обсуждая и исполняя классические и современные эстрадные музыкальные произведения разных стилей и жанров, они приобщатся к музыкальной культуре, приобретут элементарные представления о нотной записи, музыкальной грамоте, о современных музыкальных исполнителях, электронных музыкальных инструментах и музыкальном оборудовании. Евтушенко И. В. «Музыка. 5 класс». Методическое пособие (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Данное пособие является методическим сопровождением учебника по музыке для обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих содержание предметной области «Искусство» в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). В методическом пособии рассмотрены наиболее важные вопросы обучения музыке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): даётся педагогическая характеристика указанной группы обучающихся, описывается методика формирования у них навыков восприятия и исполнения музыкальных произведений. Составной частью методического пособия является пример рабочей программы с описанием содержания курса, личностных и предметных результатов обучения и тематическим планированием. Пособие адресовано учителям-дефектологам, олигофренопедагогам, учителям музыки, музыкальным руководителям и всем специалистам, обеспечивающим реализацию требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также студентам дефектологических факультетов. II. Содержание учебного предмета В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. В результате освоения программы по предмету «Музыка» в 5 классе у обучающихся развивается интерес к музыкальной культуре, музыкальному исполнительству через знакомство с лучшими произведениями великих композиторов, формируются собственные музыкальные предпочтения, углубляются знания основ музыкальной грамотности: умения анализировать музыкальный материал, выделять в нем части, определять жанровую основу, основные средства музыкальной выразительности, динамические оттенки (очень тихо, тихо, не очень громко, громко, очень громко), особенности темпа (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро), высоту звука (низкий, средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отдельно, отрывисто); развивается умение воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на ударно-шумовых музыкальных инструментах, участие в музыкально-дидактических играх). Музыкальный материал для пения «Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. «Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танича. «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. «Прекрасное далёко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хаита. «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. «Песня о маме» - муз. В. Витлина, сл. А. Нассовой. «Лесное солнышко» — муз. и сл. Ю. Визбора. «Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова. «Буратино». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина. «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. Музыкальные произведения для слушания Л. Бетховен. «Сурок». Л. Бетховен. «К Элизе». Вальс - муз. Д. Кабалевского. Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». И. Штраус. «Полька», соч. № 214. Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7. Осень - муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева. И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». Детская полька - муз. М. Глинки. А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля». Марш - муз. С. Прокофьева. «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова. Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля. III. Планируемые результаты по предмету «Музыка» -5 класс Личностные: формирование чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Предметные: Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений; пение с инструментальным сопровождением (с помощью педагога); протяжное пение гласных звуков, простых упражнений; различение вступления, окончания песни, умение выделять паузы; передача метроритма мелодии (хлопками); различение музыкальных произведений по содержанию и характеру; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании; представление о некоторых жанрах музыки; представление о некоторых композиторах. Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него; сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности; правильная передача мелодии в диапазоне си малой октавы-до 2; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; различение основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (громко, тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); высота звука (низкий, средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отрывисто), движение музыки (нисходящее, восходящее); представление обо всех включенных в программу музыкальных инструментах и их звучании; представление о жанрах музыки, включенных в программу; представление о творчестве композиторов, включенных в программу. Перечень образовательных ресурсов, онлайн платформ и материально-технического обеспечения УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ 1. И.В. Евтушенко. Е.В. Чернышкова. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Допущено Министерством просвещения Российской Федерации/ 2-е издание, стереотипное - М.: Просвещение, 2024. 111с. 2. Абудеева, Н. Б. Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников. Разработки уроков / Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. М.: Учитель, 2010. - 160 c. 3. Великие композиторы. Жизнь и творчество. - М.: Белый город, 2014. - 232 c. IV. 4. Музыка. 1-4 классы. Необычные уроки. - М.: Учитель, 2014. - 124 c. 5. Оркестр в классе. Выпуск 1. Пьесы и песни в переложении для оркестра детских музыкальных инструментов. - М.: Музыка, 2015. - 222 c. 6. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы / под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013. – 178 с. 7. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б.С. Рачина. - М.: Композитор - СанктПетербург, 2012. - 544 c. 8. Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет / Т.А. Рокитянская. - М.: Национальное образование, 2015. - 176 c. 9. Смолина, Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания / Е.А. Смолина. - М.: Академия развития, 2016. - 128 c. 10. Стюхина, Г. В. Музыка. 1-4 классы. Конспекты уроков, рекомендации, планирование / Г.В. Стюхина. - М.: Учитель, 2010. - 240 c. 11. Хороводы, музыкальные игры. - М.: Композитор - СанктПетербург, 2016. – 940с. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ОНЛАЙН ПЛАТФОРМЫ Интернет-ресурсы: http://www.uchportal.ru http://festival.1september.ru http://www.proshkolu.ru Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru https://resh.edu.ru/. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/ МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Портреты композиторов, плакаты «Симфонический оркестр», карточки с музыкальными терминами, иллюстрации к музыкальным произведениям. Музыкальные инструменты: бубны, ложки, барабан, трещотки, пианино Рифей, DVD+VCR Самсунг VR 350, музыкальный центр, телевизор Самсунг. Приложение РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс V. Тема урока 1. Музыка и литература 1 Проявляет способность к осмыслению социального окружения и своего места в нем. 2 Стартовый контроль. Тест (вопросы по изученным темам) за курс 4 класса. 1 Проявляет способность к осмыслению социального окружения и своего места в нем. 3. Вокальная музыка и литература. Романс 1 ч Осознает себя гражданином России, а также свою этническую принадлежность Личностные Планируемые результаты Предметные Базовые учебные действия Коррекционная направленность урока Учебнометодическое сопровождение Коррекция волевой сферы на основе упражнений на развитие усидчивости при слушании музыки Коррекция ассоциативного мышления на основе упражнений на сравнение звучания инструментов Коррекция памяти на основе упражнений на запоминание и Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Дата Кол-во часов № п/п Определяет характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой Узнаёт жанры музыки. Различать характер музыки Принимает цель и включается в урочную деятельность Различает средства музыкальной выразительности Усваивает элементы музыкального языка, как средства создания музыкальных Умеет слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы образов Вокальная музыка. Песня 1 ч Способен Различает средства испытывать муз. чувство гордости за выразительности свою Родину Осознаёт себя как гражданин России, испытывает чувство гордости за свою страну 5. Инструментальная музыка и литература 1 ч Демонстрирует понимание общей картины мира. Слушает собеседника, вступает в диалог и поддерживает его 6. Вокальная и инструментальная музыка (песня) 1 ч Обнаруживает усвоение знаний, предусмотренных образовательной программой. Вокальная и инструментальная музыка (романс) 1 ч Умеет ясно и правильно излагать свои мысли. Музыка и кино 1 Проявляет 4. 7. 8. Определяет характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой; Различает жанры музыки. Исполняет песни Определяет характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой Узнаёт жанры С помощью учителя выделяет и определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Положительно относится к процессу познания Опирается на воспроизведение песен Коррекция мышления на основе упражнений на сравнение характера песен Коррекция внимания на основе упражнений на восприятие изображения муз. инструментов Коррекция мышления на основе упражнений сравнения характера песен Коррекция мышления на основе упражнений на обобщение знаний о пьесе Коррекция Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный ч 9. Роль музыки в жизни человека 1 ч 10. Юмор и шутка в музыке 1 ч 11. Природа в музыке 1 ч уважительное и бережное отношение к родному (русскому) языку как абсолютной ценности Демонстрирует сформированность учебных навыков Осознает необходимость ответственного отношения к труду как источнику существования музыки. Различать характер музыки имеющий жизненномузыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями мышления на основе упражнений на обобщение знаний о пьесе центр, ноутбук, видеоматериалы Определяет характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой. Исполняет песни Слушает музыкальные произведения. Исполняет песни Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности Коррекция мышления на основе упражнений на сравнение народной и композиторской песни Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Слушает собеседника, вступает в диалог и поддерживает его Коррекция волевой сферы на основе упражнений на развитие усидчивости при слушании музыки Коррекция ассоциативного мышления на основе упражнений на сравнение звучания Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Имеет мотивацию к Определяет звуки, работе на характеризующие результат. природу Исполняет песни Осознает особенности деятельности композитор, исполнителя, слушателя. . Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы 12. Изобразительность в музыке 1 ч Имеет начальные навыки адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире. Различает изобразительность в музыке. Исполнять песни. 13. Музыкальные инструменты, создающие образ. 1 ч 14. Средства музыкальной выразительности 1 ч Обнаруживает сформированность элементарных знаний, связанных с живописью и музыкой Демонстрирует способность приобщения к прекрасному в жизни и в природе Имеет представление о некоторых музыкальных инструментах и их звучании. Различает средства музыкальной выразительности. 15. Фольклор. Народная песня 1 ч Приобретение положительных качеств личности: последовательност и и настойчивости при выполнении учебных заданий 16. Народная песня в 1 Проявляет Определяет характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой; Различает средства Соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. Обращается за помощью к учителю и одноклассникам. С помощью учителя выделяет и определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Гордится своими школьными успехами и достижениями Опирается на инструментов Коррекция памяти на основе упражнений на запоминание и воспроизведение песен Коррекция мышления на основе упражнений на сравнение характера песен Коррекция внимания на основе упражнений на восприятие изображения музыкальных инструментов Коррекция мышления на основе упражнений на сравнение характера песен Коррекция Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный творчестве композиторов ч способность к осмыслению социального окружения и своего места в нем. музыкальной выразительности. Исполняет песни имеющий жизненномузыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями Понимает значения музыки в жизни общества, человека мышления на основе упражнений на обобщение знаний о пьесе центр, ноутбук, видеоматериалы 17. Народные музыкальные 1 инструменты ч Уважает историю и культуру народов России Имеет представление о некоторых музыкальных инструментах и их звучании. Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании ступени соответствующе й звуку Коррекция двигательной сферы на основе упражнений движения руки по ступеням лесенки Коррекция двигательной сферы на основе упражнений движения руки по ступеням лесенки 18. Народная песня в жизни человека 1 ч Способен испытывать чувство гордости за свою Родину Узнаёт жанры музыки Различать характер музыки Слушает собеседника, вступает в диалог и поддерживает его 19. Форма музыкальных произведений 1 ч Проявляет способность к осмыслению социального окружения и своего места в нем 20. Простая одночастная 1 Проявляет Определяет характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой. Анализирует Слушает Коррекция Музыкальный Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы форма ч уважительное отношение к чужому мнению, истории и культуре других народов. музыку. Различает средства музыкальной выразительности собеседника, вступает в диалог и поддерживает его мышления на основе упражнений в сравнении движения вверх и вниз Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении движения вверх и вниз центр, ноутбук, видеоматериалы 21. Простая двухчастная форма 1 ч Анализирует музыку. Различает средства муз. выразительности. Исполняет песни. С помощью учителя выделяет и определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению 22. Простая трехчастная форма 1 ч Анализирует музыку. Различает средства муз. выразительности 23. Форма вариации 1 ч Овладел понятиями, ресурсами и нормами родного (русского) языка как необходимым условием интеллектуального развития. Проявляет уважительное и бережное отношение к родному (русскому) языку как абсолютной ценности Понимает необходимость укрепления и сохранения физического здоровья. Усваивает элементы музыкального языка, как средства создания музыкальных образов Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении движения вверх и вниз Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Анализирует музыку. Различает средства музыкальной выразительности Понимает значения музыки в жизни общества, человека Коррекция эмоциональноволевой сферы на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы 24. Основные музыкальные 1 жанры ч Имеет установку на безопасный, здоровый образ жизни Определяет характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой. Исполняет песни Различает тембры муз. инструментов. Слушает звучание муз. инструментов Усваивает элементы музыкального языка, как средства создания музыкальных образов Коррекция эмоциональной сферы на основе упражнений на развитие отзывчивости Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы 25. Виды оркестров 1 ч Демонстрирует сформированность трудовых навыков, умений и действий, связанных с домашним трудом Опирается на имеющий жизненномузыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Различает тембры муз. инструментов. Слушает звучание муз. инструментов Соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности. Осознает особенности деятельности композитор, исполнителя, слушателя. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании ступени соответствующе й звуку Коррекция двигательной сферы на основе упражнений движения руки по ступеням лесенки Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании 26. Симфонический оркестр 1 ч Осознает необходимость ответственного отношения к труду как источнику существования 27. Промежуточная аттестация. Тест (вопросы по изученным темам) за курс 5 класса. 1 ч Имеет мотивацию к Различает тембры работе на результат муз. инструментов. Слушает звучание муз. инструментов Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы 28. Мы можем увидеть музыку 1 ч Имеет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Анализирует музыкальное произведение. Исполняет песни Слушает собеседника, вступает в диалог и поддерживает его 29. Картины природы в музыке 1 ч Анализирует музыку. Определяет звуки, характеризующие природу 30. Музыка в мультфильмах 1 ч Проявляет эмоциональнонравственную отзывчивость, способность к эмпатии. Овладел навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия Усваивает элементы музыкального языка, как средства создания музыкальных образов Слушает собеседника, вступает в диалог и поддерживает его 31. Богатырская тема в музыке 1 ч Демонстрирует способность приобщения к прекрасному в жизни и в природе Составляет рассказ о прослушанном муз. произведении Исполняет песни С помощью учителя выделяет и определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению 32. Музыка в сказках 1 Имеет начальные Узнаёт жанры Опирается на Анализирует эмоциональное содержание произведения ступени соответствующе й звуку Коррекция двигательной сферы на основе упражнений движения руки по ступеням лесенки Коррекция двиг. сферы на основе упражнений движения руки по ступеням лесенки Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении движения вверх и вниз Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении движения вверх и вниз Коррекция Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный ч навыки адаптации в музыки. Различает динамично характер музыки развивающемся и меняющемся мире. 33. Сказочные герои в музыке 1 ч Проявляет доброжелательност ь в отношении к другим Анализирует музыкальное произведение. Слушает музыку 34. Образ природы в творчестве композиторов 1 ч Понимает важность обучения, проявляет интерес и любознательность к новому Определяет звуки, характеризующие природу Исполняет песни имеющий жизненномузыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями Усваивает элементы музыкального языка, как средства создания музыкальных образов Понимает значения музыки в жизни общества, человека мышления на основе упражнений в сравнении движения вверх и вниз Коррекция эмоцволевой сферы на основе упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости Коррекция эмоциональной сферы на основе упражнений на развитие отзывчивости Итого центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы Музыкальный центр, ноутбук, видеоматериалы 34