Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Методического совета
от 21.08.2024г.
Протокол № 01

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «30» августа 2024 г. №114/1-од

Рабочая программа
по элективному курсу
Основы безопасности жизнедеятельности
для обучающихся с легкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
5 класса

составитель: Кислякова Л.М, учитель 1 кв. кат.

г. Красноуфимск.
2024г.

2

Оглавление
Пояснительная записка ............................................................................................................. 3
Нормативно-правовая база разработки программы ................................................................ 4
Общая характеристика обучающихся с умственной отсталостью и специфика овладения
материалом ................................................................................................................................ 7
Место и роль предмета среди других предметов учебного плана ......................................... 8
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана ...................................... 10
учебная программа.................................................................................................................. 10
Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели. ...... 10
Форма организации образовательного процесса ................................................................... 11
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся. ................................... 12
Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели ....... 13
II. Содержание учебного предмета ........................................................................................ 13
5 класс...................................................................................................................................... 13
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета ................................................. 14
IV. Перечень методической литературы, образовательных ресурсов, онлайн платформ и
материально технического обеспечения ................................................................................ 16
V. Приложение ........................................................................................................................ 18
Развёрнутое календарно-тематическое планирование .......................................................... 18
5 класс...................................................................................................................................... 18
Мониторинг ЗУН по предмету ОБЖ...................................................................................... 26
Контрольно- измерительные материалы……………………………………………………..37

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» (далее ОБЖ) является частью адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Красноуфимская
школа» (1 вариант).
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности
составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на
основе
авторской
программы
курса
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» для обучающихся, воспитанников 1-9 классов
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII вида Хазовой А.В., Федотовой Т.А. (М.: Просвещение, 2018)
Программа реализует следующие основные функции:

информационно-методическую;

организационно-планирующую;

контролирующую.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам
учебно-воспитательного процесса получить представление о целях,
содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития
школьников средствами учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает определение
количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня
подготовки обучающихся на конец обучения.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая
требования к содержанию предмета, коммуникативным умениям, к уровню
обученности школьников может служить основой для сравнения полученных
в ходе контроля результатов.
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ – создание условий для планирования,
организации и управления образовательным процессом по элективному курсу.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

определить порядок изучения предмета с учетом целей и задач,
поставленных в основной образовательной программе образовательного
учреждения;

конкретизировать
содержание,
объем
и
планируемые
образовательные результаты по предмету;

представить
практическую
реализацию
основной
общеобразовательной программы при изучении конкретного предмета.

4

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. №273-ФЗ (в соответствии с действующим законодательством).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программамобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» от 22 марта 2021г. №115.

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
от 19 декабря 2014г №1599.

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» от 19 декабря 2014г №1598.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом министерства просвещения Российской
Федерации 24.11.2022г №1026.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в
Минюсте России 18.12.2020 N 61573)

Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской
области» от 15.07.2013г. № 78 – 03 (в соответствии с действующим
законодательством).

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.

Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (1 вариант), Утверждена приказом ГКОУ СО «Красноуфимская
школа» 75-од от 22 мая 2017г.

Устав государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» (Приказ

5

Министерства образования и молодёжной политики № 20-од от 10.01.2020г.)
иные локальные акты образовательного учреждения.
Данная программа обучения является адаптированной для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена с
учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем
самым способствует коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей
программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов
заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию
образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход к построению адаптированной рабочей
программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной).
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
 придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемой
предметной области;
 существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний,
умений и навыков, но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
При обучении предмета используются следующие принципы:
 принцип коррекционной направленности;
 принцип преемственности;
 принцип коррекционно-развивающего обучения;
 принцип наглядности;
 принцип доступности;

6







принцип систематичности;
принцип последовательности;
принцип дифференцированного подхода;
принцип практической направленности;
принцип индивидуального подхода.
Принцип коррекционной направленности является ведущим, поэтому
особое внимание обращено на коррекцию всей личности в целом и имеющихся
у отдельных обучающихся специфических нарушений. Коррекционноразвивающая направленность образовательного процесса, позволяет
воспитать ряд нравственных, личностных качеств, обеспечивающих
достаточно успешное включение обучающихся в социальную адаптацию в
обществе.
При проведении коррекционной работы важен метод совместных
действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным
возможностям обучающихся и позволяет в наглядной форме, предоставляя
обучающимся ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего
развития.
Коррекция недостатков психического и физического развития
обучающихся на уроках заключается в следующем:
 коррекция познавательной деятельности путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у обучающихся
 развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать работы,
последовательно выполнять инструкции; контролировать свои действия;
 коррекция мелкой моторики;
 развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного
мышления, представления и воображения.
ВНЕСЁННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ И ИХ
ОБОСНОВАНИЕ.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности
составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на
основе
авторской
программы
курса
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» для обучающихся, воспитанников 1-9 классов
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII вида Хазовой А.В., Федотовой Т.А. (М.: Просвещение, 2018)

7

Программа позволяет по-разному структурировать и распределять
учебный материал и время его изучения, что способствует соблюдению
принципа системности и цикличности безопасности.
Основное содержание обучения по предмету в авторской программе
представлено следующими разделами: пожарная безопасность, опасные
ситуации на дорогах и транспорте, опасные чрезвычайные ситуации, оказания
первой помощи пострадавшему.
Все разделы тесно связаны между собой, дополняют и обогащают друг
друга и, несмотря на элементарный характер задач, имеют исключительно
важное значение в общей системе коррекционно-воспитательной работы с
обучающимися. На каждом уроке отводится время для повторения ранее
изученных тем.
5 класс
№
п/п
1.
2
3.
6.

Раздел

Количество
часов по программе

Количество
часов по
планированию

Пожарная безопасность
Опасные ситуации на дорогах и транспорте
Опасные чрезвычайные ситуации
Оказание первой помощи пострадавшему

10
7
13
4

10
7
13
4

Всего

34

34

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И
СПЕЦИФИКА ОВЛАДЕНИЯ МАТЕРИАЛОМ

Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной
деятельности
вследствие
диффузного
(разлитого)
органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Развитие всех психических процессов у обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается
качественным своеобразием.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их
мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные
операции обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в
трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его
существенных признаков и дифференциации их от несущественных,
нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т.д.

8

Особенности восприятия и осмысления обучающимися учебного
материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание,
сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также
отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше
запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые
признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние
логические связи.
Внимания отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями его распределения, замедленностью переключения. В
значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с
ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление
трудностей, что выражается в неустойчивости внимания.
Представлениям
школьников
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость,
фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на
узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из
наиболее
сложных
процессов
отличается
значительной
несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и
схематичности.
Волевая
сфера
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных
намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники
предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие не
посильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются
такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.
Процесс обучения школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в целом и процесс формирования основ
безопасности жизнедеятельности, в частности, имеют свои особенности. Это,
прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный
темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость,
самостоятельность и активность обучающегося в образовательном процессе.
МЕСТО И РОЛЬ ПРЕДМЕТА СРЕДИ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Элективный курс по основам безопасности жизнедеятельности
предназначен для начального формирования сознательного отношения к
вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения
первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации,
определять способы защиты от них.

9

Цель элективного курса по ОБЖ дать систематизированное
представление о здоровом образе жизни, путях укрепления и сохранения
здоровья, о прогнозировании опасных ситуаций, оценки их последствий на
здоровье и жизнь человека и выработке алгоритмов безопасного поведения.
Основные задачи:
1. Изучение и освоение здорового образа жизни, обеспечивающего
полноценное и безопасное существование человека в повседневной жизни.
2. Ознакомление с видами опасностей, угрожающих человеку в
современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера; изучение и
освоение методов и приемов защиты от них.
3. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания
медицинской помощи.
4. Развитие способностей анализировать ситуации и принимать
безопасное решение в быту.
5. Формирование уважительного, ответственного отношения к
собственной безопасности и безопасности окружающих людей, бережного
отношения к окружающей среде, осознание приоритетности безопасности во
всех сферах деятельности.
Поскольку элективный курс имеет ярко выраженный прикладной
характер, его усвоение обучающимися возможно только через постоянные
тренировки.
Поэтому цель каждого занятия не только и не столько в том, чтобы дать
соответствующий объем знаний, сколько в том, чтобы выработать достаточно
твердые умения и навыки поведения в той или иной ситуации.
Особое значение имеет необходимость углубления и расширения
определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим
интересом обучающихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях,
развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в
сложных жизненных ситуациях.
В ходе реализации содержания программы, обучающиеся должны
овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях,
но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую
медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о
значении природного окружения для здоровья человека.
Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития
обучающихся включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся

10

опасные ситуации, в которых обучающийся может оказаться дома, на улице, в
школе, в природных условиях.
ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» является
частью формируемой участниками образовательных отношений учебного
плана.
На
изучение
элективного
курса
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» в 5 классе программа рассчитана на 1 час в неделю, 34
учебных недели, 34 часа в год.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ
ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ.
Программа реализуется без использования учебников.
5 класс
№
п/п

Раздел

1.

Пожарная
безопасность

2.

Опасные ситуации на
дорогах и транспорте

3.

Опасные
чрезвычайные
ситуации

Количество
Виды и формы контроля
Всего
Контро
часов по
льные
разделу
практи
ческие
работы
и т.д.
10
2
Стартовый контрольный тест –
вопросы по изученным темам за курс 4го класса.
Практическая работа №1 по теме:
«Пожарная безопасность»
7
4
Практическая работа №2 по теме
«Дорожные знаки и дополнительные средства информации»
Практическая работа №3 по теме
«Правила пользования ж/д
Транспортом»
Практическая работа № 4 по теме
«Правила оказания первой
помощи при ДТП»
Практическая работа №5 по теме
«Опасные ситуации на дорогах и
транспорте»
13
2
Практическая работа №6 по теме
«Интернет Опасности»
Промежуточная аттестация. Тест вопросы по изученному материалу за
курс 5 класса.

11
4.

Оказание первой
помощи
пострадавшему

Итого:

4

2

34

10

Практическая работа №7 по теме «Первая помощ
при травмах»
Практическая работа № 8 по теме
«Оказание
первой
помощи
пострадавшему

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Форма организации образовательного процесса:

очная;

дистанционная (удалённая);

очно-дистанционная (удалённая).
При очной форме обучения занятия проводятся в классно-урочной
форме. Урок продолжительностью 40 минут.
В планировании учебного материала используются следующие типы
уроков:

урок изучения и первичного закрепления знаний;

урок закрепления знаний и выработка умений;

урок обобщения и систематизации знаний;

урок проверки, оценки и контроля знаний и умений.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) являются:

практические действия с предметами, их заменителями,
направленные на формирование способности мыслить отвлеченно;

развёрнутые рассуждения, что содействует развитию речи и
мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

работа по карточкам;

индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов
работ;

работа, направленная на формирование умения слушать и
повторять рассуждения учителя.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые в работе
для достижения требуемых результатов обучения:

традиционное обучение;

активное сотрудничество;

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные
(компьютерные)
технологии;

здоровье сберегающие технологии.

12

В обучении используются коллективные формы работы, применяются
разнообразные материалы и техники, игровые формы, путешествия, введение
в урок творческих проблемных задач.
Устное изложение материала на уроках ОБЖ сочетается с наглядными и
практическими методами. На уроках используются наглядные пособия,
просмотр видеофильмов. Изучаемый материал закрепляется при выполнении
упражнений и самостоятельных творческих работ.
Исследование объектов способствует развитию круга элементарных
представлений, обогащает чувственный опыт обучающихся, дает конкретный
материал для развития и коррекции речи.
Формы текущего контроля:
 устный ответ у доски;
 фронтальный вопрос;
 выполнение практических работ;
 оценивание индивидуальных творческих работ;
 самостоятельная работа;
 контрольная работа;
 различные виды тестов
Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в
сроки, установленные календарным учебным графиком соответствующей
образовательной программы.
Промежуточная
аттестация
обучающихся
осуществляется
педагогическим работником, реализующим соответствующую часть
образовательной программы.
Форма промежуточной аттестации – тест (вопросы по изученному
материалу).
В качестве результатов промежуточной аттестации по предмету по
решению педагогического совета, могут быть зачтены:
Внеучебные образовательные достижения. Зачет производится в

форме учета личностных достижений или портфолио.
Текущие достижения. Зачет производится в форме учета высоких

оценок планируемых результатов по итогам тематического контроля.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Применяется пятибалльная система оценивания в виде отметки в баллах
от «2» до «5».

13

«5» – все задания обучающимися, как правило, выполняются
самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении
измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт,
выполняя новую работу.
«4» – хорошо справляются с заданиями. Они в основном понимают
фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл,
но без помощи учителя не в состоянии сделать выводы и обобщения.
«3» – в ходе обучения эти обучающиеся испытывают несколько большие
трудности. Обучающиеся снижают темп работы, допускают ошибки.
Объяснения недостаточно точны, даются в неразвернутом плане с меньшей
степенью обобщенности.
«2»- не ставится.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ
ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

В Федеральном перечне учебников, рекомендуемом Министерством
образования и науки к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, нет учебнометодического
комплекта
к
предмету
«Основы
безопасности
жизнедеятельности».
Учебно-методический комплект педагог выбирает самостоятельно с
учетом авторской программы, тематического планирования, специфики
предмета, имеющегося материально- технического обеспечения.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
5 КЛАСС.
Пожарная безопасность.
Понятие о пожаре. Правила и способы эвакуации при пожаре. Правила
эвакуации из здания школы при пожаре» Противопожарный режим в жилом
доме. Наиболее доступные средства тушения огня. Пожарная охрана, ее
назначение и задачи. Тренировочная эвакуация.
Опасные ситуации на дорогах и транспорте.
Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Элементы
улиц и дорог. Езда на велосипеде. От «бытовой» привычки – к трагедии на
дороге. Правила пользования ж/д транспортом. Правила оказания первой
помощи при ДТП. Экскурсия: Безопасная дорога в школу. Опасные ситуации
на дорогах и транспорте.
Опасные и чрезвычайные ситуации.

14

Что такое опасные и чрезвычайные ситуации. Опасные ситуации в доме,
квартире. Опасные ситуации на улице. Опасные ситуации в подъезде, лифте,
на лестнице. Терроризм-угроза общества. Бытовой газ. Землетрясение.
Безопасности у воды. Как защитить себя от опасных веществ в быту. Пищевое
отравление. Правила поведения на природе во время дождя и грозы. Интернет
Опасности. Улица – место повышенной личной опасности. Как защитить свой
дом.
Оказание первой помощи пострадавшему.
Первая помощь при травмах. Первая помощь при термических ожогах.
Первая помощь при отравлениях. Оказание первой помощи пострадавшему.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 овладение
элементарными
социально-бытовыми
навыками,
используемыми в повседневной жизни;
 владение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
 формирование адекватных представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Предметные:
Выпускник овладел минимальной
системой знаний

Выпускник овладел достаточной
системой знаний

 Правилам поведения на дороге.
 Сигналам вызова по телефону.
 Сигналам,
оповещение
о
возникновении чрезвычайной ситуации.
 Правилам эвакуации из школы при
возникновении ЧС.
 Какие предметы домашнего обихода
могут
оказаться
опасными
при
неправильном обращении с ними.
 Правилам пользования домашними
приборами,
газом,
водой,
электроприборами.
 Правилам пользования лифтом.

 Узнавать сигналы, оповещения о
возникновении ЧС.
 Быстро и спокойно действовать при
эвакуации из здания.
 Вызывать нужную службу спасения по
телефону.
 Закрывать
вентиль,
перекрывать
подачу газа в квартиру.
 Оказывать первую помощь при
небольших порезах и уколах.
 Вызывать помощь при остановке
лифта между этажами.
 Вызывать полицию по телефону.

15

Выпускник овладел минимальной
системой знаний

Выпускник овладел достаточной
системой знаний

 Основным правилам поведения при
звонке в квартиру незнакомого человека;
при попытке проникновения преступников в
квартиру; при телефонном разговоре с
незнакомцем; при контакте с незнакомыми
людьми на улице.
 Правилам безопасного поведения на
улице.
 Основным
правилам
пожарной
безопасности.
 Правилам безопасного пользования
общественным транспортом.
 Правилам поведения в транспорте
при возникновении ЧС.
 Правилам движения пешеходов по
тротуарам улицы и обочине загородной
дороги.
 Правилам перехода улиц и дорог.
 Определять
наиболее
распространённые виды ядовитых растений.
 Правилам безопасности при контакте
с домашними и дикими животными.
 Правилам безопасности при купании
в водоёмах.

 Правильно отвечать незнакомцу по
телефону.
 Предпринимать правильные действия,
если от незнакомого человека поступают
заманчивые предложения (пойти в цирк,
угостить мороженым и т.д.).
 Выполнять
правила
безопасного
поведения на улице.
 Обращаться за помощью в случае
возникновения опасной ситуации на улице.
 Вызывать пожарную команду по
телефону и объяснить, что произошло.
 Приобретать билеты, жетоны, талоны,
пластиковые карты для проезда в транспорте.
Пользоваться ими.
 Двигаться по тротуарам улицы и
обочине загородной дороги.
 Правильно переходить улицы и
загородные дороги по наземному и
подземному переходу.
 Изготавливать
элементарные
головные уборы из подручных средств.
 Ухаживать за кошкой, собакой.
 Избегать нежелательных контактов с
животными.
 Оказывать элементарную первую
помощь
при
кровотечениях,
ожогах,
переломах.

Базовые учебные действия
Личностные
 осознание роли ученика, заинтересованного посещением школы
(мотивации) к учению;
 ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость»,
«желание понимать друг друга», «понимать позицию другого;
 приобретение начальных навыков самоконтроля и самооценки
результатов своей учебной деятельности;
 проявляет потребность в творческой деятельности;

16

 проявляет готовность к безопасному и бережному поведению в природе
и обществе, эстетические потребности, ценности и чувства;
 осознает роль речи в общении людей;
 проявляет способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, приобретение социального опыта.
Коммуникативные
 давать корректную оценку своей деятельности и деятельности
одноклассников;
 участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки;
 оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций;
 с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предполагаемые
способы ее разрешения;
 критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого.
Регулятивные
 с помощью учителя выделяет и определяет то, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению;
 корректирует свою деятельность с учетом предложенного образца
(схемы, алгоритма, плана работы);
 с помощью учителя оценивает свою деятельность с учетом
предложенных критериев.
Познавательные
 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
 использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификацию;
 установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале на основе
практической деятельности в соответствии с
индивидуальными
возможностями;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
IV. ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ , ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности

17

1.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности
жизнедеятельности: / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко – М.: Издательский
центр «Академия», 2013- 320 с.
2.Фролов М.Т., Литвинов Е.Н., Смирнов А. Т. Основы безопасности
жизнедеятельности, Учебники для 5-9х классов общеобразовательных
учреждений. М. Просвещение, 2002- 137с.
3.Ибатуллин, А.Г. «Особенности преподавания учебного предмета
«ОБЖ» метод. рекомендации / А.Г. Ибатуллин. – Казань: ИРО РТ, 2018. – 44
с.
Образовательные ресурсы и онлайн платформы
1. http://window.edu.ru/
2. Учительский портал http://www.uchportal.ru
Материально техническое обеспечение образовательной деятельности
Комплект плакатов: «Умей действовать при пожаре», Берегите дети,
Алкоголизм «Какие органы поражаются при алкоголизме?», «Правило
гигиены», «Первичные средства пожаротушения», «Действия при эвакуации
из горюющего здания», «Предписывающие и запрещающие дорожные знаки»,
«Дорожные разметки», «Дорожные знаки», «Знаки сервиса», «Если ты дома
один», «Насилие можно предотвратить», «Типы светофора», «Требования
светофора».
Домино «Дорожные знаки», «Дорога».
Памятки для велосипедиста.

18

V. ПРИЛОЖЕНИЕ
РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
Да
та

Раздел,
тема
факультативного
занятия

I четверть
Вводное занятие.
1

к/ч

Планируемые результаты
Личностные

1

Активное
использование
речевых средств и
средств
информационных и
коммуникационных
технологий
для
решения
коммуникативных и
познавательных
задач

Предметные

Знать назначения
занятий по основам
безопасности
жизнедеятельности
Особенности уроков
ОБЖ. Соблюдать
санитарногигиенических
требований на занятиях.

Коррекционная
направленность урока
БУД
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Вступать в контакт
и работать в
коллективе.

Раздел: Пожарная безопасность (9 часов)

Коррекция памяти на
основе упражнений в
запоминании и
воспроизведении
санитарно-гигиенических
требований на занятиях.

Учебно методическое
обеспечение

Презентация

19
2

Стартовый
контрольный тест –
вопросы по
изученным темам
за курс 4-го класса

3

Причины пожара

1

1

Осознанно выполняет
обязанности
обучающегося, члена
школьного коллектива,
пользуется
соответствующими
правилами
Приобретение опыта
участия в совместном
труде, умение
сотрудничать.

Знать изученный
материал
Уметь работать с
тестом

Уметь
организовывать
свою деятельность,
определять ее цели
и задачи.

Коррекция мышления
на основе упражнений
в установлении
причинно-следственной
связи

Знать основные
причины пожара.
«Зона горения», «Зона
задымления»

Выполнять работу
по алгоритму.

Коррекция мышления
на основе упражнений
в установлении
причинно –
следственных связей
Коррекция памяти на
основе упражнений в
запоминании и
воспроизведении
правил и способов
эвакуации при пожаре
Коррекция словесной
памяти на основе
упражнений в
запоминании и
воспроизведении
правил эвакуации из
здания школы при
пожаре
Коррекция мышления
на основе упражнений
в установлении
причинно –
следственных связей

4

«Правила и
способы
эвакуации при
пожаре»

1

Осуществляет
самооценку и
самоконтроль в
деятельности

Знать правила,
способы эвакуации
при пожаре.

Применять
полученные знания
на практике.

5

«Правила
эвакуации из
здания школы при
пожаре»

1

Осознанно выполняет
обязанности
обучающегося, члена
школьного коллектива,
пользоваться
соответствующими
правилами

Знать план пожарной
эвакуации в школе.

Планировать,
контролировать и
оценивать работу.

6

Противопожарный
режим в жилом
доме

1

Осуществляет
взаимный контроль в
совместной
деятельности,

Знать действия при
пожаре в жилом доме

Вступать в контакт
и работать в
коллективе.

Предметные
картинки

Видеофильм

Учебный
видеофильм

План
пожарной
эвакуации
образователь
ного
учреждения

План
Учебный
фильм
Памятки

20
7

Наиболее
доступные
средства
тушения огня

1

Умеет доводить начатое
дело до конца

Знать средства
пожаротушения.
Огнетушитель,
Пожарный щит.
Назначение и
оборудование
пожарного щита.

Осуществлять
самоконтроль в
деятельности,
адекватно
реагировать на
внешний контроль
и оценку

Коррекция словесной
памяти на основе
упражнений в
запоминании и
воспроизведении
первичных средств
пожаротушения

Огнетушитель
Пожарный щит

8

Тренировочная
эвакуация

1

Осуществляет
самооценку и
самоконтроль в
деятельности

Применять
полученные знания
на практике.

Практическая
работа №1 по теме:
«Пожарная
безопасность»

1

Коррекция мышления
на основе упражнений
в применении
полученных знаний на
практике
Коррекция мышления
на основе упражнений
в применении
полученных знаний на
практике

Противопожар
ное
оборудование

9

Знать правила
эвакуации в случае
пожара в
образовательном
учреждении
Знать противопожарное
оборудование класса.
Уметь им пользоваться.

10

Практическая
работа №2
«Дорожные знаки и
дополнительные
средства
информации»

1

Осуществляет
Планировать,
взаимный контроль в
контролировать и
совместной
оценивать работу.
деятельности,
адекватно оценивает
собственное поведение
и поведение
окружающих
II четверть Раздел: Опасные ситуации на дорогах и транспорте (7 часа)
Осознанно выполняет
Знать правила
Контролировать
Коррекция памяти на
обязанности
дорожного движения.
качество работы.
основе упражнений в
обучающегося, члена
Дорожные знаки.
запоминании и
школьного коллектива
воспроизведении
дорожных знаков и
дополнительных средств
информации

Тест

Презентация

21
11

Элементы улиц и
дорог. От «бытовой»
привычки – к
трагедии на дороге

1

12

Железная дорога.
Практическая
работа №3 по теме
Правила
пользования ж/д
транспортом
Езда на велосипеде

1

14

Практическая
работа № 4 по теме
Правила оказания
первой помощи при
ДТП

15

Экскурсия:
Безопасная дорога в
школу

13

Уважительно и
бережно относится к
людям труда и
результатам их
деятельности
Уважительно и
бережно относится к
людям труда и
результатам их
деятельности
Гордится школьными
успехами и
достижениями как
собственными, так и
своих товарищей

Знать правила перехода
дорог

1

Осуществляет
взаимный контроль в
совместной
деятельности,

Знать виды
кровотечения. Ожоги,
потеря сознания.

1

Осуществляет
самооценку и
самоконтроль в
деятельности

Знать безопасный
маршрут «Школа-Дом»

1

Знать правила
пользования ж/д
транспортом

Знать правила езды на
велосипеде.

Адекватно
воспринимать
предложения и
оценку товарищей.

Коррекция мышления
на основе упражнений
в установлении
причинно –
следственных связей
Контролировать
Коррекция словесной
качество работы.
памяти на основе
запоминания и
воспроизведения
правил пользован ж/д
транспортом
Вступать в контакт Коррекция памяти на
и
работать
в основе упражнений в
коллективе
запоминании и
воспроизведении
правила езды на
велосипеде
Контролировать
Коррекция зрительной
качество работы.
памяти на основе
упражнений в
запоминании и
воспроизведении
правила оказания первой
помощи при ДТП
Адекватно
Коррекция внимания
воспринимать
при движении по
предложения и
улицам города.
оценку товарищей. Коррекция мышления
на основе упражнения в
составлении схемы
движения.

Видеоматериал
Презентация
Памятки
Видеоматериал
Памятки

Презентация
видеоматериал

Раздаточный
материал
Учебный
фильм

Флажки

22
16

Практическая
работа №5 по теме
«Опасные
ситуации на
дорогах и
транспорте»

1

Что такое опасные
и чрезвычайные
ситуации

1

17

18

Опасные ситуации
в доме, квартире

1

19

Опасные ситуации
на улице

1

Демонстрирует
способность
приобщения к
прекрасному в жизни и
в природе

Знать опасные
ситуации на дорогах и
транспорте

Контролировать
качество работы.

Коррекция мышления
на основе упражнений
в обобщении
полученных знаний.

III четверть
Раздел: Опасные и чрезвычайные ситуации (11 часов)
Осознанно выполняет
Знать опасные и
Слушать
Коррекция памяти на
обязанности
чрезвычайные
собеседника,
основе упражнений в
обучающегося, члена
ситуаций
вступать в диалог и запоминании и
школьного коллектива,
поддерживать его.
воспроизведении
пользуется
опасных и
соответствующими
чрезвычайных
правилами
ситуаций
Знать опасные места,
Адекватно
Коррекция мышления
Приобретение
положительных
подстерегающие в
воспринимать
на основе упражнений
качеств личности:
доме, квартире
предложения и
в установлении
последовательности и
оценку товарищей.
причинно –
настойчивости при
следственных связей
выполнении учебных
заданий
Проявляет способность Знать какие опасности, Вступать в контакт Коррекция памяти на
к осмыслению
могут подстерегать на
и работать в
основе упражнений в
социального окружения улице
коллективе
запоминании и
и своего места в нем
воспроизведении
опасностей,
подстерегающих на
улице

Тест

Презентация
карточки

Презентация
Картинки
Памятки

Видеофильм

23
20

Опасные ситуации
в подъезде, лифте,
на лестнице

1

Проявляет
уважительное
отношение к чужому
мнению

Уметь действовать при
опасности.

Слушать
собеседника,
вступать в диалог и
поддерживать его.

Коррекция внимания на
основе упражнений в
составлении алгоритма
действия при
возникновении опасной
ситуации
Коррекция памяти на
основе упражнений в
запоминании и
воспроизведении
правил поведения в
опасных ситуациях

Презентация
Алгоритм
действия

21

Терроризм-угроза
общества

1

Гордится школьными
успехами и
достижениями как
собственными, так и
своих товарищей

Знать правила
безопасного поведения
при обнаружении
опасных предметов

22

Бытовой газ.

1

Знать правила
пользования газом.

23

Землетрясение

1

Приобретение
положительных качеств
личности:
ответственности за
порученное дело
Имеет устойчивый
интерес к предмету

Осуществлять
самоконтроль в
деятельности,
адекватно
реагировать на
внешний контроль
и оценку
Вступать в контакт
и работать в
коллективе

Коррекция мышления
на основе упражнений
в установлении
причинно –
следственных связей
Коррекция памяти на
основе упражнений в
запоминании и
воспроизведении
правила безопасного
поведения во время
землетрясения

Памятки

Знать правила
безопасного поведения
во время землетрясения

Осуществлять
самоконтроль в
деятельности,
адекватно
реагировать на
внешний контроль
и оценку

24

Безопасности у
воды

1

Имеет мотивацию к
работе на результат

Знать правила
безопасности у воды

Вступать в контакт Коррекция памяти на
и
работать
в основе упражнений в
коллективе
запоминании и
воспроизведении
правил
безопасности у воды

Учебный
видеофильм

Памятки

Презентация

24
25

Как защитить себя
от опасных веществ
в быту

1

26

Пищевое
отравление

1

27

Промежуточный
контрольный тест
по курсу 5 класса

1

Проявляет
эмоциональнонравственную
отзывчивость,
способность к эмпатии

28

Правила поведения
на природе во
время дождя и
грозы

1

1

IV четверть
29 Практическая
работа №6 по теме
«Интернет
опасности»

Знать средства бытовой
химии. Отравление

Слушать
собеседника,
вступать в диалог и
поддерживать его.

Знать причины
пищевых отравлений.
Правила поведения в
случае их
возникновения.
Знать ранее изученные
темы
Уметь работать с
тестом

Вступать в контакт Коррекция мышления
и
работать
в на основе упражнений
коллективе
в установлении
причинно –
следственных связей
Работать с тестами Коррекция памяти на
основе упражнений в
припоминании и
воспроизведении ранее
изученного материала

Презентация

Овладел навыками
коммуникации и
принятыми нормами
социального
взаимодействия

Знать основные
правила поведения на
природе во время
дождя и грозы

Адекватно
воспринимать
предложения и
оценку товарищей.

Видеофильм
Памятки

Инициирует и
поддерживает
коммуникацию со
сверстниками

Знать, чем опасен
Интернет.
Уметь избегать
опасных ситуаций

Осознанно
Коррекция мышления
действовать
на на основе упражнений
основе
разных
в установлении
видов инструкций
причинно –
для
решения
следственных связей
практических
и
учебных задач.

Осуществляет
самооценку и
самоконтроль в
деятельности
Инициирует и
поддерживает
коммуникацию со
сверстниками

Коррекция мышления
на основе упражнений
в
анализе и синтезе

Коррекция памяти на
основе упражнений в
запоминании и
воспроизведении
правил поведения во
время природных
явлений

Презентация

Тесты

Презентация
Памятка

25
30

Улица – место
повышенной
личной опасности

1

31

Практическая
работа №7 по теме
«Первая помощь
при травмах»

1

32

Первая помощь при
термических
ожогах.

1

33

Первая помощь при
отравлениях

1

Умеет осуществлять
рефлексию учебной
деятельности

Знать опасности
подстерегающие на
улице

Планировать,
Коррекция памяти на
контролировать и основе упражнений в
оценивать работу.
запоминании и
воспроизведении мест
повышенной опасности
на улице
Раздел: Оказание первой помощи пострадавшему (4 часа)
Уметь оказывать
Вступать
в Коррекция зрительной
Умеет корректно
первую помощь при
контакт и работать памяти на основе
обратить на себя
внимание
травмах
в коллективе
упражнений в
запоминании и
воспроизведении
действий при
кровотечениях,
переломах, ушибах
Уметь
оказывать
Планировать,
Коррекция памяти на
Умеет осуществлять
первую помощь при
контролировать и основе упражнений в
рефлексию учебной
деятельности
термических ожогах
оценивать работу. запоминании и
воспроизведении первой
помощь при
термических ожогах
Осуществляет
Уметь оказывать
Осуществлять
Коррекция внимания на
самооценку и
первую помощь при
самоконтроль в
основе упражнений в
самоконтроль в
отравлениях
деятельности,
составлении плана
деятельности
адекватно
действий
реагировать на
внешний контроль
и оценку

Презентация

Презентация
Учебный
фильм

Презентация
Учебный
фильм

Презентация
Учебный
фильм

26
34.

Практическая
работа № 8
«Оказание первой
помощи
пострадавшему»

1

Умеет в ситуации
конфликта найти путь к
примирению

Уметь оказывать
первую помощь
пострадавшему

Применять
полученные
знания
практике.

Коррекция мышления на
основе упражнений в
на применении полученных
знаний на практике

Презентация
Учебный
фильм

МОНИТОРИНГ ЗУН ПО ПРЕДМЕТУ ОБЖ

кг нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг нг

кг нг

кг нг

кг

При переломе

При повреждении
электрическим током

Поведения на ж/д
транспорте

нг

кг

Безопасного поведения в
Интернете

нг

кг

При угрозе терроризма и
экстремизма

При угрозах техногенного
характера

нг

Поведения с незнакомыми
людьми

При угрозах природного
характера

кг

Дорожного
движения

Пожарной безопасности.
нг

При ожоге

Умение оказывать первую помощь

Знание правил

При капиллярном
кровотечении

ФИ
обучающихся

нг

кг

27

Контрольно- измерительные материалы по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
5 класс

Тест - вопросы по изученному материалу за курс
4-го класса
1. Что такое ЧС?
А) частная собственность;
Б) это обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии,
опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которая может повлечь
за собой человеческие жертвы, ущерб окружающей среде, нарушение условий
жизнедеятельности людей;
В) честное слово;
Г) событие техногенного характера.
2. Единый номер вызова экстренной службы.
А) 103;
Б) 101;
В) 102;
Г) 112.
3. Что делать, когда загорелся телевизор?
А) Выдернуть шнур из розетки и накрыть телевизор плотной тканью;
Б) Вылить на телевизор ведро воды;
В) Открыть окно;
Г) Уйти из дома.
4. Какой вред наносит пожар организму человека?
А) ушиб;
Б) перелом;
В) получение ожогов;
Г) вреда нет.

28

5. Ваши действия при землетрясении, если вы в квартире.
А) немедленно покинуть квартиру;
Б) громко кричать;
В) забежать в лифт;
Г) выбежать на улицу.
6. Какие городские службы обеспечивают безопасность?
А) городская справочная служба, милиция;
Б) милиция, служба газа;
В) пожарная охрана, служба связи, городская справочная служба;
Г) «скорая помощь», служба ЧС, милиция.
7.Каково безопасное время нахождения перед экраном работающего компьютера?
А) не более одного часа
Б) не более двух часов
В) не более трёх часов
8.Возвращаясь вечером домой, вы будете:
А) идти кратчайшим путём через пустыри, свалки и плохо освещённые места
Б) идти по освещённому тротуару и как можно ближе к краю дороги
В) воспользуетесь попутным транспортом

Промежуточная аттестация.
Тест -вопросы по изученному материалу за курс 5-го класса
1. Отметьте название части улицы, по которой должны двигаться пешеходы.
A) автострада

29
B) полоса безопасности
C) тротуар
D) проезжая часть
2. Отметьте опасную ситуацию социального характера.
A) взрыв и пожар на промышленном предприятии
B) уличные беспорядки
C) ураган
D) наводнение
3. Отметьте название части улицы, по которой должен двигаться транспорт.
A) аллея
B) шоссе
C) тротуар
D) обочина
4. Отметьте, что запрещается делать в общественном транспорте.
A) висеть на поручнях
B) уступать место пожилым людям
C) оплачивать проезд
D) при входе снимать с плеч рюкзак
5.Что делать, если на человеке загорелась одежда?
А) дуть на горящую одежду;
В) горящего человека надо остановить любым способом - грозно окрикнуть, повалить
наземь, набросить любую плотную ткань;
С) забросать землёй;
D) полить обильно водой.
6.Ты пришёл домой и заметил, что в квартире был посторонний. Что ты будешь
делать?
А) не буду входить в квартиру, вызову милицию от соседей;
В) вызову службу «Скорой помощи»;
С) буду проверять что из вещей пропало;
D ) спросите у соседей кто к вам заходил.
7. Ты остался дома один. В дверь звонят. Что делать?
А) молчать;
В) позвонить другу;
С) спросить «Кто там», но дверь не открывать;
D) залаять.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».