государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета от 21.08.2024г. Протокол № 01 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «30» августа 2024 г. №114/1-од Рабочая программа Коррекционно-развивающей области Коррекционный курс «Логопедическая коррекция» для обучающихся по АООП (вариант 1) 8 класс на 2024-2025 учебный год Составитель: Абашева С.А., учитель-логопед, 1 КК, г. Красноуфимск 2024г. ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............... Error! Bookmark not defined. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................... Error! Bookmark not defined. III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............. Error! Bookmark not defined. IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .... Error! Bookmark not defined. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 8 классе рассчитана на 68 часов (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме групповых занятий: 6 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 4 часов, с 25 мая по 30 мая - 2 часа. 62 часа – коррекционные групповые логопедические занятия. Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 8 классе определяет следующую цель и задачи: Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык». Задачи коррекционного курса: повышать обучающихся; уровень речевого и общего психического развития осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок; закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности; расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении; вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма; обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии. Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 8 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ I. Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала. Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий. Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов: практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки; наглядные – видеоматериалами; наблюдения, работа с картинками, аудио- и словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности. Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися. В структуру занятия могут входить: упражнения для развития артикуляционной моторики; упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; формирование фонематических процессов; работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; работа над предложением, текстом; обогащение и активизация словарного запаса. Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения. Содержание разделов № Название раздела п/п Количество Контрольные часов работы 2 1. Обследование устной и письменной речи 4 3. Состав слова 12 4. Части речи 5. Имя существительное 16 6. Предложение 3 6. Имя прилагательное 9 7. Личные местоимения 9 8. Глагол 9 9. Наречие 4 10 Обследование устной и письменной речи 2 Итого: 68 2 № Тема курса 1. Обследование грамматического строя речи 2. Обследование словарного запаса и связной речи 3. Обследование навыка чтения Кол-во часов 1.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 1 Предметное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Обследование устной и письменной речи – 4 часа Выявление понимания и Умеют воспроизводить слова, правильности построения словосочетания, предложения грамматической структуры сопряженно и отраженно с предложения; использования опорой на наглядный материал падежных форм существительных; правильное употребление рода различных частей речи; форм единственного и множественного числа Выявление уровня Восстанавливают сформированности развернутого последовательность сюжета с самостоятельного высказывания опорой на инструкцию. и объема словарного запаса Составляют предложения по серии сюжетных картинок (сюжетной картинке) с помощью учителя-логопеда Чтение текстов. Читают простой текст целыми Ответы на вопросы учителя- словами. логопеда. Пересказывают текст с помощью Пересказ прочитанного текста наводящих вопросов Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления Восстанавливают последовательность сюжета. Составляют развернутый рассказ по серии сюжетных картинок (сюжетной картинке) Читают текст правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая интонационное и логическое ударение. Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным или сложным предложением. Пересказывают прочитанный Обследование навыка письма 1 5. Морфология. Состав слова. Корень и однокоренные слова. 1 6. Окончание как 1 изменяемая часть слова. Образование 1 смысловой связи между словами с помощью окончания. Приставка как 1 часть слова. 4. 7. 8. 9. Изменение 1 значение слова в зависимости от текст Написание диктанта Пишут под диктовку доступный Умеют писать под текст после предварительного диктовку текст разбора Морфология. Состав слова. -12ч Знает значение корня, умеет его Рассматривают схемы, опираясь Рассматривают схемы, опираясь выделять, подбирать однокоренные на условные знаки. Называют на условные знаки. Делают слова. слова с общим корнем. Выделяют разбор разных по составу слов. общую часть родственных слов с Называют слова с общим помощью учителя-логопеда. корнем. Выделяют общую часть родственных слов, объясняют значение каждого однокоренного слова. Составляют с ними словосочетания. Изменяет форму слова, выделяет Рассматривают схемы, опираясь Рассматривают схемы, опираясь окончания на условные знаки. Выделяют на условные знаки. Выделяют окончание. окончание. Изменяет форму слова, выделяет Рассматривают схемы, опираясь Рассматривают схемы, опираясь окончания. Понимает смысловую на условные знаки. Выделяют на условные знаки. Выделяют связь между словами. окончание. окончание. Закрепление умения разбирать слова по составу. Закрепление умения выполнять упражнения на правописание гласных и согласных в приставке слова. Разбирают слова по составу с опорой на наглядность. Выполняют упражнения на правописание гласных и согласных в приставке слова по наглядной и словесной инструкции учителя. Закрепление умения объяснять Записывают словосочетания по правописание слов с орфограммами в теме, вставляя пропущенные корне и приставке орфограммы в корне и приставке Разбирают слова по составу. Выполняют упражнения на правописание гласных и согласных в приставке слова. Выделяют приставку. Записывают словосочетания по теме, вставляя пропущенные орфограммы в корне и приставки. слова при словесной помощи учителя. Находят в тексте пары однокоренных слов, записывают и подчёркивают их с помощью учителя 10. Суффикс часть слова. как 1 11. Разбор слов по составу. 12. Словообразовани 1 е слов с помощью приставок и суффиксов Образуют новые слова с помощью суффикса. Образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса. Закрепление умения связывать слова в предложении с помощью окончаний Образуют новые слова с помощью приставки и суффикса с опорой на наглядность. Связывают слова в предложении с помощью окончания при незначительной помощи учителя. Графически обозначают окончание и суффикс на письме. Выполнение упражнений на Различают части слова с опорой различение частей слова. Тренировка на наглядность. Разбирают слова в разборе слова по составу. по составу по наглядной и Знакомство со словарным словом словесной инструкции учителя. «секретарь» Знакомятся со словарным словом «секретарь» и его значением. Подбирают однокоренные слова к слову «секретарь», составляют словосочетания и предложения с данным словом с помощью учителя приставке слова. Объясняют правописание слов с данными орфограммами. Находят в тексте пар однокоренных слов и подчёркивают их. Записывают пословицы, подчёркивая в словах орфограммы Образуют новые слова с помощью суффикса. Графически обозначают их на письме. Связывают слова в предложении с помощью окончания, графически обозначают суффикс на письме Различают части слова. Записывают слова и разбирают их по составу. Знакомятся со словарным словом «секретарь» и его значением, указывая в слове орфограмму, которую следует запомнить. Подбирают однокоренные слова к слову «секретарь», составляют словосочетания и предложения с данным словом Закрепление знаний и практических Образовывают слова Образовывают слова способов словообразования слов приставочно-суффиксальным приставочно-суффиксальным различных частей речи. способом с опорой на картинный способом. Формирование умения определять материал. Находят и обозначают способ словообразования. Выделяют приставки и суффиксы графически приставки и Обогащение словарного запаса. с помощью учителя-логопеда. суффиксы. Развитие слухового внимания логического мышления 13. Составление 1 групп родственных слов с помощью суффиксов и приставок 14. Сложные слова. 1 Правописание сложных слов с помощью соединительных гласных звуков 15. Тренировочные 1 упражнения в распределении слов под схемами и Составляют словосочетания с образованными словами Закрепление знаний и практических Образовывают слова способов словообразования слов приставочно-суффиксальным различных частей речи. способом с опорой на картинный Формирование умения определять материал. способ словообразования. Выделяют приставки и суффиксы Обогащение словарного запаса. с помощью учителя-логопеда. Развитие слухового внимания и Составляют словосочетания с логического мышления образованными словами Закрепление умения образовывать Образовывают сложные слова, сложные слова путем слияния двух отвечая на основ. вопрос учителя-логопеда. Определение корней в сложных Составляют словосочетания с словах. образованными Правильное написание словами соединительной гласной в сложных Находят сложные слова в словах. словосочетаниях и выделяют Развитие умения составлять корни с помощью учителясловосочетания и предложения со логопеда, выделяют словами. соединительные гласные Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления Разбирают слова по составу с Выполнение упражнений на на наглядность. различение частей слова. Тренировка опорой в разборе слова по составу. Выполняют упражнения на правописание гласных и согласных в приставке слова по наглядной и словесной Составляют словосочетания и предложения с образованными словами Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом. Находят и обозначают графически приставки и суффиксы. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами Знают понятие сложного слова. Образовывают сложные слова из двух основ, выделяют соединительные гласные. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и предложениях, объясняют свой выбор. Выделяют корни в сложных словах, объясняют правописание соединительных гласных. Пишут сложные слова под диктовку Разбирают слова по составу с опорой на наглядность. Выполняют упражнения на правописание гласных и согласных в приставке слова по наглядной и словесной 16. Правописание слов изученными орфограммами 1 с 17. Различение частей речи 1 18. Имя существительное. Значение существительных в речи 1 инструкции Проверяют правописание ударных и безударных гласных в корне слова по наглядной и словесной инструкции учителя. Проверяют правописание звонких и глухих согласных в корне слова при помощи учителя. Повторение правописания ударных и безударных гласных в корне слова. Проверка правописания звонких и глухих согласных в корне слова. Закрепление умения записывать пересказ, сверяя его с текстом в учебнике Части речи- 16 часов Обобщение знаний о различении Читают правило. имён существительных, имён Находят в тексте имена прилагательных и глаголов в существительные, имена предложении. прилагательные и глаголы с Знакомство со словарным словом опорой на вопросы учителя. «документ» Знакомятся со словарным словом «документ» и его значением. Подбирают однокоренные слова к слову «документ», составляют словосочетания и предложения с данным словом с помощью учителя. Нахождение в тексте имени Находят в пословицах имена существительного. Знакомство со существительные, словарным словом «чувство» противоположные по значению, выписывают их парами с помощью учителя. Знакомятся со словарным словом «чувство» и его значением. Подбирают однокоренные слова к слову «чувство», составляют словосочетания и предложения с данным словом инструкции Проверяют правописание ударных и безударных гласных в корне слова. Проверяют правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Записывают пересказ, сверяя его с текстом в учебнике Списывают текст. Отмечают в тексте известные части речи, используя при этом сокращённые названия. Подбирают и записывают примеры к схемам, используя выделенные в тексте словосочетания Списывают текст, вставляя пропущенные орфограммы. Подчёркивают имена существительные, обозначающие чувства. Находят в пословицах имена существительные, противоположные по значению, выписывают их парами. с помощью учителя. Выполнение упражнений на Определяют грамматические определение грамматических признаки имени признаков имени существительного существительного с опорой на схему, вопросы учителя. Записывают имена существительные по образцу 19. Род, число и 1 падеж имён существительных 20. 1 Имена существительные, близкие по значению Нахождение и выделение имён существительных, близких по значению. Составление и запись словосочетаний с именами существительными, близкими по значению Находят, подбирают и записывают имена существительные, близкие по значению с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя 21. Определение 1 склонения имён существительных Упражнения в определении склонения имени существительного. Знакомство со словарным словом «планета» Определяют склонение представленных имён существительных с опорой на схему, вопросы учителя и записывают их в тетрадь. Знакомятся со словарным словом «планета» и его значением. Составляют словосочетания и предложения с данным словом с помощью учителя Рассматривают схему, называют грамматические признаки имени существительного, подкрепляя их примерами. Изменяют по падежам указанные имена существительные. Записывают имена существительные по образцу. Находят в предложениях сравнение двух предметов, выписывают их, указывая род и число имён существительных Находят, подбирают имена существительные, близкие по значению и составляют из них пары. Составляют и записывают предложения к данным рисункам, используя в них близкие по значению имена существительные из упражнения Рассматривают схемы, объясняют, какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению, подбирают примеры и записывают их. Находят ошибки в распределении существительных по склонениям, записывают правильный вариант. Знакомятся со словарным словом «планета» и его значением, 22. Ударные и 1 безударные окончания имён существительных Упражнения в определении ударных и безударных окончаний имён существительных. Закрепление умения проверять безударные окончания имён существительных с помощью постановки вопроса от глагола к имени существительному Определяют ударные и безударные окончания имён существительных на основе готового алгоритма. Проверяют безударные окончания имён существительных с помощью постановки вопроса от глагола к имени существительному, с опорой на вопросы учителя. Составляют различные конструкции предложений с опорой на представленный образец 23. Правописание 1 падежных окончаний имён существительных 1-го склонения Проверка безударных окончаний имён существительных 1-го склонения существительными «сестра, земля». Закрепление умения письменно пересказывать Проверяют безударные окончания имён существительных 1-го склонения существительными «сестра, земля» с опорой на схему. Записывают пересказ текста, сверяя его с текстом в учебнике, ориентируясь на план указывая в слове орфограмму, которую следует запомнить. Дополняют объяснение о написании и проверке ударных и безударных окончаний существительных. Определяют ударные и безударные окончания представленных имён существительных и записывают их в два столбика. Находят имена существительные с безударными окончаниями, требующими проверки. Выписывают сочетания глаголов с именами существительными, ставя вопрос от глагола. Списывают стихотворение, подчёркивая в словах все известные орфограммы и выделяя безударные окончания имён существительных Читают текст и находят в нём имена существительные. Выписывают имена существительные, ставя их в начальную форму. Проверяют безударные окончания имён существительных 1-го склонения существительными «сестра, земля». 24. Правописание 1 падежных окончаний имён существительных 2-го склонения Правописание падежных окончаний Упражнения на проверку имён существительных 2-го безударных окончаний имён склонения существительных 2го склонения именами существительными «стол, конь». Знакомство со словарным словом «государство» 25. Правописание 1 падежных окончаний имён существительных 3-го склонения Правописание падежных окончаний Упражнения на проверку имён существительных 3-го безударных окончаний склонения существительных 3-го склонения существительным «степь». Знакомство со словарным словом «медаль» 26. Правописание Упражнения по проверке безударных Проверяют безударные падежные 1 Записывают пересказ текста, сверяя его с текстом в учебнике и обращая внимание на падежные окончания имён существительных 1-го склонения. Находят и исправляют ошибки Упражняются в проверке безударных окончаний имён существительных 2-го склонения именами существительными «стол, конь» по образцу, вопросам учителя. Знакомятся со словарным словом «государство» и его значением. Составляют словосочетания и предложения с данным словарным словом с помощью учителя и записывают их Списывают словосочетания, в скобках ставят вопросы к именам существительным с помощью учителя. Проверяют безударные окончания существительных 3-го склонения Знакомятся со словарным словом «медаль» и его значением, указывая в слове орфограмму, которую следует запомнить. Составляют словосочетания и предложения с данным словарным словом и записывают их Определяют склонение имён падежных окончаний имён существительных в единственном числе падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Запись предложений под диктовку, комментируя орфограммы в словах окончания имён существительных в единственном числе с опорой на представленный образец. Записывают предложения под диктовку 27. Изменение по 1 падежам имён существительных во множественном числе Отработка алгоритма изменения по Читают правило. падежам имён существительных во Определяют склонение имён множественном числе существительных с пропущенными окончаниями с помощью учителя. Изменяют по падежам имена существительные во множественном числе с опорой на схему, вопросы учителя 28. Постановка 1 вопросов к именам существительным во множественном числе Отработка алгоритма на постановку падежных вопросов от глаголов к именам существительным во множественном числе 29. Правописание 1 падежных окончаний имён существительных Формирование умения определять падежные окончания имён существительных во множественном числе путём подстановки Задают падежные вопросы от глаголов к именам существительным во множественном числе по словесной инструкции учителя. Заменяют выделенные имена существительные вопросительным словом, записывая вопросительные предложения с помощью Определяют падежные окончания имён существительных во множественном числе по словесной инструкции учителя существительных с пропущенными окончаниями. Подбирают проверочные слова, списывают, вставляя пропущенные окончания. Записывают предложения под диктовку, комментируя орфограммы в словах Определяют склонение имён существительных с пропущенными окончаниями. Подбирают проверочные слова, списывают, вставляя пропущенные окончания. Находят имена существительные во множественном числе. Записывают предложения под диктовку Составляют предложения с каждым словосочетанием и записывают их. Заменяют выделенные имена существительные вопросительным словом, записывая вопросительные предложения. Подчёркивают вопросительные слова. Определяют падежные окончания имён существительных во множественном числе. Списывают текст, вставляя во множественном числе проверочных слов. Знакомство со словарным словом «пациент 30. Окончания 1 родительного падежа имён существительных во множественном числе Выполнение тренировочных упражнений на правильное употребление формы родительного падежа имён существительных во множественном числе. Письменный пересказ текста по вопросам существительные в разных падежах. Сравнивают безударные окончания с ударными окончаниями имён существительных в каждом падеже с опорой на наглядность и по словесной инструкции учителя 31. Склонение имён 1 существительных. Закрепление знаний Повторение изученных орфограмм. Демонстрация усвоенных знаний. Знакомство со словарным словом «депутат». Запись предложений под диктовку,с комментированием орфограммы в словах Соединяют данные слова по смыслу и записывают получившиеся предложения. Списывают текст, вставляя пропущенные окончания имён существительных в единственном и множественном числе с опорой на наглядность. Знакомятся со словарным словом «депутат» и его значением. пропущенные окончания имён существительных. Знакомятся со словарным словом «пациент» и его значением, указывая в слове орфограмму, которую следует запомнить. Составляют словосочетания и предложения с данным словарным словом и записывают их Называют имена существительные с ударными и безударными окончаниями, сравнивают безударные окончания с ударными окончаниями в каждом падеже. Подбирают однородные члены предложения к выделенным словам. Записывают предложения, выделяя ударные и безударные окончания имён существительных Соединяют данные слова по смыслу и записывают получившиеся предложения. Выделяют окончания имён существительных. Объясняют правописание безударных окончаний. Списывают текст, вставляя пропущенные окончания имён существительных в единственном Составляют словосочетания и предложения с данным словарным словом с помощью учителя и записывают их 32. Имя 1 существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания 33. Распространение 1 простых и сложных предложений Закрепление умения в объяснении изученных орфограмм. Демонстрация усвоенных знаний. Работа с диалогом Заменяют выделенные имена существительные близкими по значению, записывают их парами. Записывают словосочетания, подбирая проверочные слова к именам существительным с пропущенными безударными окончаниями используя алгоритм и словесную инструкцию учителя Предложение -4 ч Читают и записывают текст. Упражнения по распространению Находят в тексте предложений. нераспространённые Запись текста нераспространёнными предложения - простое и сложное, предложениями, соблюдая красную распространяют их с помощью строку, сохраняя запятые вопросов «Какие? Какой? Куда?» по наглядной и словесной инструкции учителя. Записывают текст нераспространёнными предложениями и множественном числе. Знакомятся со словарным словом «депутат» и его значением, указывая в слове орфограмму, которую следует запомнить Выделяют падежные окончания имён существительных, объясняя их правописание. Записывают диалог, выделяя окончания имён существительных. Записывают словосочетания, подбирая проверочные слова к именам существительным с пропущенными безударными окончаниями Находят в тексте нераспространённые предложения - простое и сложное, распространяют их с помощью вопросов «Какие? Какой? Куда?» Подчёркивают запятые и объясняют их постановку. Подчёркивают главные члены в сложном предложении, чертят его схему. Записывают текст нераспространёнными предложениями, соблюдая красную строку, сохраняя запятые 34. Сложное 1 предложение без союзов Нахождение главных членов в сложном предложении. Знакомство со словарным словом «станция» Читают правило. Списывают текст, подчёркивают главные члены в сложном предложении по наглядной и словесной инструкции учителя. Знакомятся со словарным словом «станция» и его значением. Составляют словосочетания и предложения с данным словарным словом с помощью учителя и записывают их 35. Сложные предложения союзами «и, но» Составление схемы сложного предложения с союзами «и, а, но». Расширение представлений о выделении частей сложного предложения при письме Читают правило. Списывают сложные предложения, подчёркивают главные члены предложения. Озаглавливают текст, списывают его, находят сложные предложения и объясняют постановку запятых в них по наглядной и словесной инструкции учителя 1 с а, Списывают текст, подчёркивают главные члены в первом предложении. Списывают текст, вставляя пропущенные орфограммы. Находят в тексте сложное предложение. Находят и подчёркивают главные члены в сложном предложении. Знакомятся со словарным словом «станция» и его значением, указывая в слове орфограмму, которую следует запомнить. Составляют словосочетания и предложения с данным словарным словом и записывают их Читают правило. Списывают сложные предложения, подчёркивают главные члены предложения. Читают текст, списывают его, ставят запятые и подходящие по смыслу союзы между частями сложного предложения. Озаглавливают текст, списывают его, находят сложные предложения и объясняют постановку запятых в них. Составляют схему сложного предложения с союзами «и, а, но». Выделяют части сложного предложения при письме Имя прилагательное-9 ч Описывают признаки предмета по Повторение грамматических признаков имён словесной инструкции учителя. прилагательных. Употребление имён Находят имена прилагательные, прилагательных разных противоположные по значению с семантических групп для описания опорой на наглядность и предмета выписывают их парами 36. Имя 1 прилагательное. Значение имён прилагательных в речи 37. Словосочетания с 1 именами прилагательными Постановка вопроса от имени существительного к имени прилагательному, выделение имён прилагательных волнистой линией. Умение делать вывод об имени прилагательном как части речи и о его связи в предложении с именем существительным. Ставят вопрос от имени существительного к имени прилагательному, выделяют имена прилагательные волнистой линией. Записывают пересказ с опорой на план, начиная каждую часть текста с красной строки 38. Род и число имён 1 прилагательных Обобщение знаний о согласовании имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Знакомство со словарным словом Согласовывают имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже по наглядной и Подбирают подходящие по смыслу имена прилагательные к выделенным именам существительным. Находят имена прилагательные, противоположные по значению и выписывают их парами. Подбирают по смыслу и записывают пропущенные имена существительные, сочетаемые с выделенными именами прилагательными Ставят вопрос от имени существительного к имени прилагательному, выделяют имена прилагательные волнистой линией. Делают вывод об имени прилагательном как части речи и о его связи в предложении с именем существительным. Выписывают из текста сочетания имён прилагательных с именами существительными. Записывают пересказ, начиная каждую часть текста с красной строки Подбирают и записывают к именам существительным имена прилагательные, не меняя их окончания. «электричество 39. Правописание 1 падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе Упражнения в постановке вопросов от имён существительных к именам прилагательным. Сравнение окончаний имён прилагательных с окончанием вопросов. Знакомство со словарным словом «территория» 40. Изменение имён 1 прилагательных во множественном числе по падежам Умение применять правило написания падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе. Выполнение тренировочных упражнений 41. Правописание 1 падежных окончаний имён словесной инструкции учителя. Задают вопросы к именам прилагательным с опорой на наглядность. Знакомятся со словарным словом «электричество» и его значением. Составляют словосочетания и предложения с данным словарным словом с Ставят вопросы от имён существительных к именам прилагательным с опорой на образец. Знакомятся со словарным словом «территория» и его значением. Составляют словосочетания и предложения с данным словарным словом с помощью учителя и записывают их Списывают предложения, подставляя вместо вопросов выделенные имена прилагательные к выделенным именам существительным, используя алгоритм и помощь учителя. Выделяют окончания имён прилагательных, сверяя свою работу с таблицей в учебнике Написание падежных окончаний Читают правило о проверке имён прилагательных во падежных окончаний имён множественном числе, проверяя их прилагательных во Указывают род и число имён существительных и имён прилагательных, выделяют окончания. Знакомятся со словарным словом «электричество» и его значением, указывая в слове орфограмму, которую следует запомнить. Ставят вопросы от имён существительных к именам прилагательным. Сравнивают окончания имён прилагательных с окончанием вопросов. Знакомятся со словарным словом «территория» и его значением, указывая в слове орфограмму, которую следует запомнить. Читают правило. Списывают предложения, подставляя вместо вопросов выделенные имена прилагательные к выделенным именам существительным. Выделяют окончания имён прилагательных, сверяя свою работу с таблицей в учебнике Читают правило о проверке падежных окончаний имён прилагательных во прилагательных во множественном числе окончаниями вопросов. Закрепление множественном числе. умения письменного пересказа, с Записывают пересказ с опорой на подчеркиванием словосочетания с план текста при помощи учителя именами прилагательными во множественном числе 42. Склонение имён 1 прилагательных. Закрепление знаний Обобщение изученного по теме: «Склонение имён прилагательных». Запись предложений под диктовку, с комментариями орфограмм в словах и знаков препинания 43. Имя 1 прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Обобщение изученного по теме: Отвечают на вопросы по «Имя прилагательное». Знакомство изученной теме на доступном со словарным словом «характер» материале. Применяют правила на письме с опорой на наглядность. Знакомятся со словарным словом «характер» и его значением. Записывают текст, подчёркивают словосочетания с именами прилагательными. Подбирают к данным именам прилагательным близкие и противоположные по значению имена прилагательные с опорой на наглядность и словесную инструкцию учителя множественном числе. Списывают словосочетания. Дописывают падежные окончания имён прилагательных во множественном числе, проверяя их окончаниями вопросов. Записывают пересказ, подчёркивая словосочетания с именами прилагательными во множественном числе Обобщают изученное по теме: «Склонение имён прилагательных». Записывают текст, подчёркивают словосочетания с именами прилагательными. Подбирают к данным именам прилагательным близкие и противоположные по значению имена прилагательные. Составляют и записывают предложения с данными словосочетаниями, комментируя орфограммы. Находят речевые ошибки в предложениях, исправляя их Записывают выражения парами, заменяя имена прилагательные близкими по значению словами, данными в рамке. Подчёркивают близкие по значению имена прилагательные, выделяют их 44. Мини сочинение 1 по плану и опорным словосочетаниям 45. Местоимение. Значение местоимений речи 1 в Развитие устной и письменной речи Составляют и пишут небольшие обучающихся по объему сочинения повествовательного характера (с элементами описания) по опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления Местоимение-9 Продолжение знакомства с частью Читают правило. предложения, речи, которая указывает на Списывают подчёркивают местоимения, предметы, но не называет их. Отработка умения выбирать из определяют, на кого или на что предложения слова, которые они указывают. Записывают указывают на предмет (местоимения) местоимения и имена и названия самих предметов (имена существительные парами по существительные образцу. Списывают текст, подчёркивая местоимения, используя помощь учителя окончания. Знакомятся со словарным словом «характер» и его значением, указывая в слове орфограмму, которую следует запомнить. Образуют от данного словарного слова имя прилагательное. Составляют словосочетания и предложения с данным словарным словом и записывают их Применяют знания, полученные на уроках русского языка. Составляют и пишут небольшие по объему сочинения повествовательного характера (с элементами описания) по опорным словам и предложенному плану Списывают предложения, подчёркивают местоимения, определяют, на кого или на что они указывают. Определяют, вместо каких имён существительных использованы в тексте личные местоимения. Записывают местоимения и имена существительные парами по образцу. Читают текст, вставляя вместо точек местоимения, которые свяжут рядом стоящие 46. Различение 1 местоимений по лицам и числам Читают правила. Дают определение местоимения. Различают местоимения по лицам и числам. Записывают диалог, вставляя пропущенные имена существительные и местоимения. Указывают лицо и число местоимений Списывают текст, заменяя выделенные имена существительные местоимением я в разных падежах, используя помощь учителя. Списывают текст, подчёркивая местоимения 1го лица единственного числа Различение местоимений по лицам и числам. Проведение работы с диалогом 47. Склонение 1 местоимения 1-го лица единственного числа Выполнение упражнений на склонение местоимения 1 -го лица единственного числа.Выполнение тренировочных упражнений на замену имён существительных местоимением 1-го лица в тексте и в речи 48. Склонение местоимений-1-го лица множественного числа 1 Выполнение упражнений на склонение местоимений 1-го лица множественного числа. Выполнение упражнений на замену существительных местоимением 1-го лица множественного числа в тексте и в речи Читают загадки, ставя вместо вопросов местоимение «мы». Подчёркивают местоимение «мы» с предлогами. Заменяют имена существительные местоимением мы, опираясь на образец 49. 1 Склонение местоимения 2-го лица единственного числа Выполнение упражнений на склонение местоимений 2-го лица единственного числа. Выполнение тренировочных упражнений на составление Списывают текст, вставляя пропущенное местоимение «ты» в разных падежах по наглядной и словесной инструкции учителя. Списывают пословицы, вставляя предложения по смыслу. Дают определение местоимения. Различают местоимения по лицам и числам. Записывают диалог, вставляя пропущенные имена существительные и местоимения. Указывают лицо и число местоимений Ставят местоимение «я» в разных падежах, опираясь на вопросы. Записывают текст, заменяя выделенные существительные местоимением «я». Ставят местоимение «я» в том же падеже, что и существительные. Списывают текст, подчёркивая местоимения 1-го лица единственного числа Читают загадки, ставя вместо вопросов местоимение «мы». Подчёркивают местоимение «мы» с предлогами. Заменяют имена существительные местоимением 1-го лица множественного числа в тексте и в речи Составляют и записывают словосочетания с местоимением 2-го лица единственного числа, ставят местоимение «ты» в разных падежах, опираясь на словосочетаний с местоимением 2-го пропущенное местоимение «ты» лица единственного числа, в разных падежах с выделенными предлогами и опорой на наглядность 50. 1 Склонение местоимения 2-го лица множественного числа Выполнение упражнений на склонение местоимений 2-го лица множественного числа. Постановка вместо вопросов местоимения «вы» в разных падежах. Правильное употребление местоимения «ты, вы, Вы» в письменной речи Вставляют пропущенное местоимение «вы» в разных падежах, опираясь на образец. Выбирают один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста. Записывают текст, подчёркивают местоимения 51. 1 Склонение местоимения 3-го лица единственного числа Выполнение упражнений на склонение местоимения 3-го лица единственного числа. Выполнение упражнений на замену имён существительных местоимениями «он» или «она», постановка местоимения в том же падеже, что и существительное Списывают текст, заменяя вопросы местоимениями «он, она, оно» в разных падежах по наглядной и словесной инструкции учителя вопросы. Списывают пословицы, вставляя пропущенное местоимение «ты» в разных падежах с выделенными предлогами. Записывают выражения, ставя вместо вопросов местоимение «вы» в разных падежах с предлогами и без них. Составляют предложения к рисунку, используя данные выражения. Читают текст, вставляют пропущенное местоимение «вы» в разных падежах. Выбирают и записывают заголовок. Записывают текст, подчёркивают местоимения. Списывают предложения, вставляют местоимения «ты, вы, Вы» в разных падежах Читают начало сказки, заменяют вопросы из скобок местоимениями «он» или «она» в разных падежах. Списывают текст, раскрывая скобки. Записывают пары словосочетаний, заменяют выделенные имена существительные местоимениями «он» или «она». 52. 1 Склонение местоимения 3-го лица множественного числа Упражнения на склонение местоимений 3-го лица множественного числа. Нахождение и замена повторяющихся имён существительных местоимениями 3го лица Заменяют имена существительные местоимением «они» в разных падежах, опираясь на образец и словесную инструкцию учителя. Читают словосочетания, называют имена собственные. Заменяют имена собственные местоимениями 3-го лица с помощью учителя и записывают словосочетания 53. Местоимение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы задания Обобщение и закрепление изученного по теме: «Местоимение». Знакомство со словарным словом «юмор». Написание предложений под диктовку, с комментированием орфограммы в словах и знаков препинания Списывают текст, находят и подчёркивают местоимения, ставят к ним вопросы. Применяют правила на письме с опорой на наглядность. Знакомятся со словарным словом «юмор» и его значением. Составляют словосочетания и предложения с данным словарным словом с помощью учителя и записывают их 54. 1 и Глагол. Значение 1 Повторение Ставят местоимение в том же числе, что и имена существительные Читают пары словосочетаний. Заменяют выделенное имя существительное местоимением «они», ставя местоимение в том же падеже, что и имя существительное. Связывают пары предложений по смыслу, заменяя повторяющееся имя существительное местоимением 3-го лица. Записывают предложения парами, подчёркивая местоимения Списывают текст, находят и подчёркивают местоимения, ставят к ним вопросы. Записывают стихотворение по памяти. Списывают текст, подчёркивая личные местоимения, и указывают их лицо и число. Изучают словарное слово «юмор» и используют его в устной и письменной речи. Записывают предложения под диктовку, комментируя орфограммы в словах и знаки препинания Глагол-9 ч Дополняют определение глагола Дополняют определение глагола. глаголов в речи грамматических признаков глагола. Дополнение определения глагола 55. Частица «не» с 1 глаголами 56. Неопределённая форма глагола Знание правила правописания Дополняют вывод о написании частицы «не» с глаголами и умение частицы не с глаголами по применять на письме наглядной и словесной инструкции учителя. Читают и записывают правила поведения, ставят частицу «не» перед глаголами, где это необходимо по смыслу. Подчёркивают частицу «не» перед глаголами Формирование умения определять Ставят вопросы: «Что делать? Что неопределённую форму глагола. сделать?» к глаголам в Развитие умения в постановке неопределенной форме. вопросов: «Что делать? Что Записывают словосочетания по сделать?» к глаголам в образцу, подчёркивают ь перед неопределенной форме. Написание ся. стихотворения по памяти. Работа с Составляют диалог и записывают его, подчёркивая глаголы диалогом неопределённой формы по словесной инструкции учителя 1 по наглядной и словесной инструкции учителя. Читают текст, подбирая пропущенные глаголы по смыслу. Записывают предложения, заменяя выделенные глаголы противоположными по значению глаголами по наглядной и словесной инструкции учителя Читают текст, подбирая пропущенные глаголы. Записывают текст, подчёркивая в каждом предложении подлежащее и сказуемое. Записывают предложения, заменяя выделенные глаголы противоположными по значению глаголами. Выбирают предложения к рисункам, распространяют предложения второстепенными членами Списывают предложения парами и подчёркивают глаголы с частицей «не». Читают и записывают правила поведения, ставят частицу «не» перед глаголами, где это необходимо по смыслу. Подчёркивают частицу «не» перед глаголами. Читают правило, дополняют вывод о неопределенной форме глагола. Записывают словосочетания по образцу, подчёркивают ь перед ся. Ставят вопросы: «Что делать? Что сделать?» к глаголам в неопределенной форме. Пишут стихотворение по памяти, 57 Употребление 1 глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа Выполнение упражнений на Списывают предложения, ставя постановку глаголов в нужной глаголы в нужной форме, форме, опираясь на вопросы опираясь на вопросы. Записывают текст, раскрывая скобки и ставя глаголы в нужной форме по словесной инструкции учителя 58 Употребление 1 глаголов во 2-м лице единственного и множественного числа Выполнение упражнений на Списывают предложения, употребление глаголов во 2-м лице в раскрывают скобки, ставят устной и письменной речи глаголы в нужной форме, опираясь на образец и словесную инструкцию учителя. Записывают предложения, ставя глаголы вместо вопросов с помощью учителя 59 Употребление Выполнение 1 упражнений на Списывают предложения, подчёркивая в словах известные орфограммы. Объясняют правописание глаголов в неопределённой форме. Составляют диалог и записывают его, подчёркивая глаголы неопределённой формы Списывают предложения, ставя глаголы в нужной форме, опираясь на вопросы. Записывают текст, раскрывая скобки и ставя глаголы в нужной форме. Подчёркивают глаголы, указывают их род и число. Записывают текст от 1-го лица единственного числа, подчёркивают в каждом предложении подлежащее и сказуемое. Списывают предложения, раскрывают скобки, ставят глаголы в нужной форме, опираясь на образец. Записывают предложения, ставя глаголы вместо вопросов. Заменяют в тексте местоимение «вы» местоимением «ты», записывают получившийся текст, объясняют правописание глаголов 2-го лица единственного числа Списывают предложения, глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа употребление глаголов в 3-м лице в раскрывая скобки. устной и письменной речи Ставят глаголы в нужной форме, опираясь на вопросы, и записывают их. Списывают текст, раскрывая скобки 60 Правописание 1 глаголов, которые заканчиваются на -тся и -ться Различение глаголов на - тся и ться. Тренировочные упражнения на написание глаголов, оканчивающихся на - тся и - ться Читают правило. Ставят вопросы от выделенных слов к глаголам. Подчёркивают глаголы. 61 Различение 1 глаголов по лицам и числам Выполнение упражнений по определению лица и числа глаголов. Знакомство со словарным словом «патриот» Списывают глаголы, подставляя к ним местоимения по словесной инструкции учителя Выбирают глаголы к определённой теме. Подчёркивают глаголы. Знакомятся со словарным словом «патриот» и его значением. Составляют словосочетания и предложения с данным словарным словом с помощью учителя и записывают их 62 Глагол. Повторение изученного 1 по теме: Изменяют форму глаголов по раскрывая скобки. Ставят глаголы в нужной форме, опираясь на вопросы. Списывают текст, раскрывая скобки. Подчёркивают глаголы 3-го лица, указывают число. Составляют и записывают вопросы к предложениям, подчёркивают глаголы, указывают их лицо и число. Читают правило. Различают глаголы на - тся и ться. Списывают предложения, ставя где, надо, ь в глаголах. Записывают текст под диктовку, комментируя орфограммы в словах Списывают глаголы, подставляя к ним местоимения. Указывают лицо и число глаголов. Выписывают глаголы по лицам, указывая их число. Знакомятся со словарным словом «патриот» и его значением, указывая в слове орфограмму, которую следует запомнить. Составляют словосочетания и предложения с данным словарным словом и записывают их Объясняют, на какие вопросы Закрепление знаний. Контрольные вопросы задания «Глагол». Выявление пробелов обучающихся и 63 Наречие как часть 1 речи 64 Значение наречий 1 в речи Наречия, противоположны в словесной инструкции учителя. знаниях Подбирают к данным глаголам близкие по значению и записывают их. Отвечают на вопросы по изученной теме на доступном материале. Применяют правила на письме с опорой на наглядность Наречие -4 ч Повторение грамматических Используют наречия в устной и признаков наречий Рассмотрение письменной речи при помощи рисунка, данного в учебнике. учителя на доступном материале. Составление предложений к рисунку, Относят слова к определенной используя данные словосочетания: грамматической категории на «впереди увидел, свернул направо, доступном материале. Письменно неожиданно наткнулся, сверху ставят вопрос от глаголов к наблюдал, потом отправился». наречиям, записывают Запись словосочетаний. Постановка словосочетания и предложения с вопросов от глаголов к наречиям. наречиями при помощи учителя Составление предложения с одним из данных словосочетаний. Определение лица и числа глаголов. Работа с текстом. Замена и запись «крылатых выражений» наречиями синонимами. «Идти черепашьим шагом (медленно), кот наплакал, как по Используют наречия в устной и письменной речи, используя помощь учителя. Составляют и записывают словосочетания с наречиями при отвечают глаголы 1-го, 2-го и 3го лица. Объясняют правописание Ь в глаголах. Изменяют форму глаголов. Подбирают к данным глаголам близкие по значению и записывают их. Вставляют в словосочетания подходящие по смыслу глаголы, комментируя орфограммы в словах Используют наречия в устной и письменной речи. Относят слова к определенной грамматической категории. Письменно ставят вопрос от глаголов к наречиям записывают словосочетания и предложения с наречиями Используют наречия в устной и письменной речи. Составляют и записывают словосочетания с наречиями. Записывают «крылатые выражения» е и близкие по значению 65 Правописание 1 наречий с гласными «а и о» на конце 66 Наречие. Закрепление знаний. Контрольные вопросы задания 1 и маслу, ни свет ни заря, рукой подать, яблоку негде упасть, во весь дух». Соединение и запись пары слов, в которых наречия - антонимы. Вставка и запись пропущенных наречий в пословицы. «Больше думай - ... говори. В мороз заснуть легко, проснуться Говорит ... , а делает черно. Поздно встаешь, ...». Применение правила правописания наречий с гласными «а и о» на конце. Употребление наречия с гласными а и о на конце в устной и письменной речи. Списывание словосочетаний, вставляя пропущенные буквы: «шагнуть влев..., справ... обгоняет, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., наскор... перекусить, надолг... запомнить» Ответы на вопросы учителя по изученной теме. Беседа. Выполнение упражнения из учебника. Составление словосочетаний под вопросами: «Как? Где? Когда? Куда? Откуда?» Составление предложений с данными словосочетаниями помощи учителя. Записывают «крылатые выражения» наречиями синонимами после предварительного разбора наречиями синонимами самостоятельно. Соединяют пары слов, в которых наречия антонимы. Вставляют и записывают пропущенные наречия в пословицы самостоятельно. Образовывают наречия с гласными «а и о» на конце с помощью приставок при помощи учителя с опорой на наглядность. Выполняют письменные упражнения, образовывая наречия с гласными «а и о» на конце под контролем учителя Применяют правила правописания наречий с гласными на конце. Образовывают наречия с гласными «а и о» на конце с помощью приставок. Выполняют письменные упражнения, образовывая наречия с гласными «а и о» на конце Отвечают на вопросы по изученной теме на доступном материале. Применяют правила на письме с опорой на наглядность. Составляют словосочетания Отвечают на вопросы по изученной теме. Применяют правила на письме. Составляют словосочетания с наречиями. Составляют план пересказа. Выполняют письменный пересказ по плану Обследование устной и письменной речи – 2 часа 67. Обследование устной речи 1 Чтение слов, предложений, простых Умеют воспроизводить слова, текстов. словосочетания, предложения Ответы на вопросы учителя- сопряженно и отраженно с Читают текст правильно, правильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на 68. Обследование письменной речи 1 логопеда. опорой на наглядный материал Пересказ прочитанного Читают текст правильно, (прослушанного) текста правильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания Написание диктанта. Умеют писать под диктовку Работа над ошибками текст. Умеют находить допущенные ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом знаках препинания. Пересказывают прочитанный материал Умеют писать под диктовку текст. Умеют находить допущенные ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом