РП 9 кл Логопедические занятия.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Методического совета
от 21.08.2024г.
Протокол № 01

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «30» августа 2024 г. №114/1-од

Рабочая программа
Коррекционно-развивающей области
Коррекционный курс «Логопедическая коррекция»
для обучающихся по АООП (вариант 1)
9 класс
на 2024-2025 учебный год

Составитель: Абашева С.А., учитель-логопед, 1 КК,

г. Красноуфимск
2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее
Коррекционный курс)
составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционный
курс
относится
к
коррекционно-развивающей
области
«коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу
«Логопедические занятия» в 9 классе рассчитана на 68 часов (34 учебные недели) и
составляет 2 часа в неделю в форме групповых занятий:
6 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 4 часов, с 25 мая по 30 мая - 2 часа.
62 часа – коррекционные групповые логопедические занятия.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 9 классе
определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и
дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил,
по предмету «Русский язык».
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе определяет следующие
задачи.
- повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
осуществлять
профилактику
специфических
и
сопутствующих
(графических,
орфографических) ошибок;
- совершенствование умения дифференцировать части слова по существенным признакам;
повторение грамматических признаков изученных частей речи;
совершенствование умения дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи
по существенным признакам;
- развитие умения пользоваться орфографическим словарём, для уточнения написания слов;
- совершенствование умения находить главные и второстепенные члены предложения;
- совершенствование умения составлять и различать предложения разные по интонации;
- формирование умения различать простые и составные числительные;
- формирование умения писать числительные с мягким знаком на конце и в середине слова;
совершенствование умения написания изложения, повествовательных текстов и текстов с
элементами описания и рассуждения;
- воспитание интереса к русскому языку и стремление использовать знания в повседневной
жизни.
- закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой
деятельности;
- расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем
окружении;
- вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого,
грамотного письма;
- обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции
дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы: Э.В.
Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык.9 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными
предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию
их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой
платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися
грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии
психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом,
нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексикограмматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и
адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование
грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений
и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к
развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная
программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом
классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и
синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного
подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными
компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
- практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
- наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
- словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности
обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых
образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов
рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в
зависимости от речевого дефекта и
темпа усвоения программного материала
обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий
является самоконтроль звукопроизношения.
Обучение русскому языку в 9 классе носит коррекционную и практическую
направленность. Программа способствует умственному развитию обучающихся,
обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит
материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Слово. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и
правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава
слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и
активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки

правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке).
Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный
анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд
родственных слов) и др.— обогащения и активизации словаря, формирования навыков
грамотного письма.
Части речи. Изучаются в том объёме, который необходим обучающимся для выработки
практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря,
формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки к
самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения.
Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у
обучающихся навыки построения простого предложения разной степени
распространенности
и
сложного
предложения.
Одновременно
закрепляются
орфографические и пунктуационные навыки.
Основными видами работы обучающихся в 9 классе являются: тренировочные
упражнения, словарные, выборочные, предупредительные, объяснительные диктанты,
письмо по памяти, грамматический разбор.

Содержание разделов
№п/п

Название разделов

1.
2.
3.
4
5
6
7
8
9
10

Обследование устной и письменной речи
Состав слова
Имя существительное
Имя прилагательное
Личные местоимения
Глагол
Наречие
Имя числительное
Предложение. Текст
Обследование устной и письменной речи
Итого:

Кол–во
часов
4
8
10
8
8
10
6
8
4
2
68 ч

Контрольн.
работы
2

2

9класс
Личностные:
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в
том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями,
использование доступных информационных технологий для коммуникации;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
- знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;
- производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
- образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью учителя);
- иметь представления о грамматических разрядах слов;
- различать части речи по вопросу и значению;
- использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста
на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
- составлять различные конструкции предложений (с опорой на представленный образец);
- устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
- находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью
учителя);
- уметь находить в тексте однородные члены предложения;
- различать предложения, разные по интонации;
- находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью учителя);
участвовать в обсуждении фактического материала высказывания необходимого для
раскрытия его темы и основной мысли;
- уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме
текста;
- уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;
- уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного
обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
- уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической
деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки
содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
- знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам;
- уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;

- уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
- уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным
признакам;
- уметь определять некоторые грамматические признаки изученных частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
- находить орфографические трудности в слове и решать орографические задачи (под
руководством учителя);
- уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;
- уметь составлять простые распространенные предложения по схеме, опорным словам, на
предложенную тему и т. д.;
- уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
- находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем;
- составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
- составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
- различать предложения (с помощью учителя) различные по цели высказывания;
- отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы текста;
- отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста (с
помощью учителя);
- выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной
мысли текста;
- оформлять изученные виды деловых бумаг;
- писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
- писать сочинения-повествования с элементами описания после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств (55-60 слов).

№
п/п

1.

Тема курса

Обследование
грамматического
речи

строя

2.

Обследование словарного
запаса и связной речи

3.

Обследование
чтения

навыка

4.

Обследование
письма

навыка

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол- Предметное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
во
Минимальный уровень
Достаточный уровень
часов
Обследование устной и письменной речи – 4 часа
1
Выявление
понимания
и Умеют воспроизводить слова, Понимают смысл различных
правильности
построения словосочетания, предложения логико-грамматических
грамматической
структуры сопряженно и отраженно с конструкций, грамматических
предложения;
использования опорой
на
наглядный связей
согласования,
падежных
форм материал
управления
существительных;
правильное
употребление рода различных
частей речи; форм единственного
и множественного числа
1
Выявление
уровня Восстанавливают
Восстанавливают
сформированности развернутого последовательность сюжета с последовательность сюжета.
самостоятельного высказывания опорой на инструкцию.
Составляют
развернутый
и объема словарного запаса
Составляют предложения по рассказ по серии сюжетных
серии сюжетных картинок картинок
(сюжетной
(сюжетной
картинке)
с картинке)
помощью учителя-логопеда
1
Выявление
уровня Читают простой текст целыми Читают текст правильно,
сформированности развернутого словами.
целыми словами, осознанно,
самостоятельного высказывания Пересказывают
текст
с соблюдая интонационное и
и объема словарного запаса
помощью
наводящих логическое ударение.
вопросов
Отвечают
на
вопросы
учителя-логопеда
распространенным
или
сложным предложением.
Пересказывают прочитанный
текст
1
Написание диктанта
Пишут
под
диктовку Умеют писать под
доступный
текст
после диктовку текст
предварительного разбора
Состав слова -8 ч

5.

Корень
слова

и

однокоренные 1

6.

Образование
слов
помощью суффиксов

с 1

Ознакомление со словарным
словом «конфликт». Запись
слова и его определения в
тетрадь.
Рассматривание
рисунка.
Составление
и
запись
предложения
к
рисунку,
используя слова на карточках:
«повар,
заварка,
самовар».
Разбор слов по составу, данных
на карточках.
Объяснение
значения
слов:
«жалостливый,
мазила,
следопыт, закат».
Запись текста. Нахождение в
тексте однокоренных слов к
словарному слову.
Выделение орфограммы в корне,
которую следует запомнить
Ознакомление со словарным
словом «владелец». Запись слова
и его определения в тетрадь.
Выделение орфограмм, которые
стоит
запомнить.
Запись
словосочетаний
и
предложенийсо
словарным
словом в тетрадь. Выделение
суффикса -ец.
Запись
текста,
данного
в
учебнике.
Объяснение
правописания
данных
слов.
Выделение суффикса в словах

Разбирают слова по составу с
опорой на наглядность.
Выделяют общий корень в
однокоренных
словах.
Записывают словосочетания
со
словарным
словом.
Составляют и записывают
предложения к рисунку под
контролем
учителя.
Записывают
однокоренные
слова, выделяя общий корень
по образцу.
Записывают текст. Находят
однокоренные
слова
к
словарному слову при помощи
учителя

Разбирают слова по составу.
Выделяют общий корень в
однокоренных
словах.
Записывают словосочетания
со
словарным
словом.
Составляют и записывают
предложения
к
рисунку.
Записывают
однокоренные
слова, выделяя общий корень.
Записывают текст, данный в
учебнике.
Находят
однокоренные
слова
к
словарному слову

Находят
суффикс
в
однокоренных
словах
с
опорой на схему при помощи
учителя.
Образуют
и
записывают
однокоренные
слова с помощью суффикса с
опорой
на
образец.
Записывают словарное слово,
придумывают словосочетания
и предложения с этим словом.
Выделяют
суффиксы
в
однокоренных словах под
контролем
учителя.
Записывают
текст
из
учебника,
выделяют
пропущенные орфограммы в
корне под контролем учителя

Находят
суффикс
в
однокоренных
словах
с
опорой на схему при помощи
учителя.
Образуют
и
записывают
однокоренные
слова с помощью суффикса с
слово,
придумывают
словосочетания
и
предложения с этим словом.
Выделяют
суффиксы
в
однокоренных словах под
контролем
учителя.
Записывают текст, выделяют
пропущенные орфограммы в
корне

7.

Образование
слов
помощью приставок

с 1

Запись ряда однокоренных слов.
Выделение приставки в каждом
слове.
Составление
и
запись
словосочетаний к данным в
учебнике рисункам с каждым из
однокоренных слов. Выделение
приставки в словах.
Вставка согласных в приставку.
Выделение приставок

8.

Выделение орфограмм
корне и приставке

в 1

Запись слов в три столбика:
безударные гласные в корне,
звонкие и глухие согласные в
корне, непроверяемые написания
в корне слова. Выделение
орфограмм в корне. Подбор
проверочных слов. Выполнение
и
запись
упражнения
4-й
лишний. Выделение приставок в
однокоренных
словах.
Комментированное письмо

9.

Правописание в корне и 1
приставке.
Составление
рассказа по плану

Составление и запись слов из
частей:
при-мор-ск-ий,
пришколь-н-ый,
по-сад-к-и. Разбор слов по
составу.
Составление и запись по плану
рассказа «Ночёвка в лесу».
Определение темы текста и
основной мысли. Подчеркивание
в словах орфограмм. Выделение
приставок

Выделяют приставку с опорой
на представленную схему.
Находят приставку в словах.
Образовывают и записывают
слова с помощью приставки
при
помощи
учителя.
Составляют и записывают
словосочетания к данным в
учебнике рисункам после
предварительного
разбора.
Вставляют
и
выделяют
приставку
при
помощи
учителя
Выполняют
письменные
упражнения.
Подбирают
проверочные
слова при помощи учителя.
Проверяют
безударные
гласные в корне и приставке с
опорой на образец.
Выделяют
приставки
в
однокоренных
словах.
Выполняют
списывание
текста
Подбирают
проверочные
слова при помощи учителя.
Проверяют
безударные
гласные в корне с опорой на
образец.
Составляют и записывают
слова из частей под контролем
учителя. Разбирают слова по
составу с опорой на схему.
Пишут текст по опорным
словам, видеоряду, схемам на
материале
более
употребительных слов

Выделяют
приставку
самостоятельно.
Находят приставку словах.
Образовывают и записывают
слова с помощью приставки.
Составляют и записывают
словосочетания к данным в
учебнике
рисункам.
Вставляют
и
выделяют
приставку

Применяют
правила
правописания
гласных
и
согласных
в
корне
и
приставке.
Выполняют
письменные
упражнения.
Подбирают
проверочные
слова.
Проверяют
безударные
гласные в корне и приставке.
Пишут
комментированное
письмо
Подбирают
проверочные
слова.
Пишут текст по плану.
Составляют предложения и
употребляют их в письменной
речи. Восстанавливают текст
из частей.
Строят текст в определенной
последовательности

10.

Сложные слова

1

11.

Сложносокращённые

1

слова

12.

Состав слова. Закрепление 1
знаний.
Контрольные
вопросы и задания

Запись предложений. Вставка в Образуют и пишут сложные
сложные слова пропущенной слова
по
наглядной
и
первой части.
словесной
инструкции
Составление сложных слов из учителя. Составляют сложные
двух данных слов с помощью слова,
используя
соединительной гласной:
соединительную гласную под
«вода-падать, буря-ломать, пар- контролем
учителя.
ходить,
корне-плод». Составляют словосочетания со
Составление
и
запись сложными
словами.
предложений с получившимися Выполняют
упражнение
словами
Упражнение «Путаница» на материале
«Путаница».
Составление
и более употребляемых слов
запись слов: «пылеход, вертосос,
ледокат, самовод, морелёт,
паролет, водоход, самовоз»
Работа с учебником. Чтение, Образуют
и
пишут
запись
и
расшифровка сложносокращенные слова по
сложносокращенных
слов, наглядной
и
словесной
данных в учебнике.
инструкции учителя.
Замена выделенных
Используют
сложносокращенные слова в
словосочетаний
сложносокращенными словами и устной и письменной речи.
запись предложений.
Составляют и записывают
Объяснение, как образуются предложения
со
сложносокращенные
слова. сложносокращенными
Составление предложений со словами
под
контролем
сложносокращенными словами
учителя
Беседа. Ответы на вопросы. Отвечают на вопросы по
Образование и запись групп изученной теме на доступном
однокоренных слов: «бег, по, а, материале.
Применяют
ун; звон, ок, пере, ить; гриб, ок, правила на письме с опорой на
ы, ник».
наглядность.
Разбор слов по составу.
Имя существительное -10 ч

Различают сложные слова с
соединительной гласной и без
нее.
Объясняют как образованы
сложные слова.
Составляют и записывают
словосочетания
и
предложения,
используя
сложные слова.
Составляют сложные слова,
используя
соединительную
гласную.
Выполняют
упражнение
«Путаница»
Образуют
и
используют
сложносокращенные
слова.
Применяют
сложносокращенные слова в
устной и письменной речи.
Записывают словосочетания и
предложения,
используя
сложносокращенные
слова
самостоятельное

Отвечают на вопросы по
изученной теме.
Применяют
правила
на
письме.
Разбирают слова по составу
самостоятельно.

13.

Значение
имён 1
существительных в речи.
Значение предметности

Повторение
грамматических
признаков
имён
существительных. Составление и
запись предложений к рисунку из
учебника.
Выполнение упражнения 4-й
лишний из учебника. Письмо
существительных,
обозначающих явления природы.
Работа с диалогом.
Чтение диалога учителя с
учеником. Запись ответов на
вопросы. Выделение названия
географических объектов

14.

1
Имена
существительные близкие и
противоположные
по
значению

15.

Склонение
имён 1
существительных
в
единственном
и
множественном числе

Ознакомление со словарными
словами:
«безопасность,
население». Запись слова и его
определения
в
тетрадь.
Выделение орфограмм, которые
стоит
запомнить.
Запись
словосочетаний и предложений
со словарным словом в тетрадь.
Запись
словосочетаний
с
именами
существительными
близкими и
противоположными по значению
Знакомство
со
словарным
словом: «авторитет». Запись
слова и его определения в
тетрадь. Выделение орфограмм,
которые стоит запомнить. Запись
словосочетаний и предложений
со словарным словом в тетрадь.
Знакомство с проверочными
словами для определения

Описывают
предмет
или
явление, одним словом, с
опорой
на
наглядность.
Используют
имена
существительные в устной и
письменной речи. Выполняют
упражнение 4-й лишний.
Записывают
имена
существительные,
обозначающие
явления
природы
под
контролем
учителя.
Выполняют
письменные
упражнения после разбора под
контролем учителя
Подбирают
близкие
и
противоположные
по
значению
имена
существительные
по
словесной
инструкции
учителя.
Записывают словосочетания
со
словарными
словами.
Выполняют
письменные
упражнение под контролем
учителя
после
предварительного разбора
Склоняют
имена
существительные
в
единственном
и
множественном
числе
по
словесной
инструкции
учителя с опорой на схемы.
Вспоминают
проверочные
слова
для
определения
склонения существительных. я

Описывают
предмет
или
явление
одним
словом.
Используют
имена
существительные в устной и
письменной речи. Выполняют
упражнение 4-й лишний.
Выполняют
письменные
упражнения самостоятельно

Подбирают
близкие
и
противоположные
по
значению
имена
существительные, используют
их в устной и письменной
речи. Выполняют письменные
упражнение самостоятельно.
Записывают предложения со
словарными
словами
самостоятельно
Склоняют
имена
существительные
в
единственном
и
множественном
числе.
Определяют тип склонения
имён
существительных.
Применяют
алгоритм
определения склонения имён
существительных. Подбирают

16.

Правописание безударных 1
окончаний
имен
существительных

склонения имёнприлагательных:
«стена, земля, стол, конь, степь,
столы, кони».
Дополнение
словосочетаний
несколькими существительными
множественного числа. Чтение и
запись
текста.
Выделение
окончаний
существительных.
Выполнение
комментированного письма
Составление
и
запись
словосочетаний с предлогами и
без них.
Выделение
безударных
окончаний
имён
существительных.
Проверка безударных окончаний
имен
существительных
проверочными
словами.
Составление
и
запись
словосочетаний
с
именами
существительными. Составление
и запись текста по данному в
учебнике плану

словосочетания
с проверочные
слова
существительными
существительным
множественного числа под безударным окончанием.
контролем учителя. Читают и
записывают текст, выделяя
окончания существительных
под руководством учител

Связывают
имена
существительные по смыслу.
Пишут слова с орфограммой буквой безударного гласного в
окончании существительного
с опорой на схему. Проверяют
безударные
окончания
существительных
проверочными Находят и
исправляют
ошибки
в
употребление
падежных
окончаний
имён
существительных. Применяют
алгоритм
правописания
падежных окончаний имен
существительных.
Пишут слова с орфограммой буквой безударного гласного в
окончании существительного
словами. Записывают текст
после
предварительного
разбора и опорой на план

к
с

Находят и исправляют ошибки
в употребление падежных
окончаний
имён
существительных. Применяют
алгоритм
правописания
падежных окончаний имен
существительных.
Пишут слова с орфограммой буквой безударного гласного в
окончании существительного
словами. Записывают текст
после
предварительного
разбора и опорой на план

Несклоняемые
существительные.
Знакомство
несклоняемыми
существительными

имена 1

18.

Сочетание
прилагательных
несклоняемыми
существительными

имён 1
с

19.

Употребление глаголов в 1
прошедшем времени
с
несклоняемыми
существительными

17.

с

Знакомство с несклоняемыми
существительными и объяснение
особенности их использования в
речи.
Пополнение
словаря
несклоняемыми
существительными.
Употребление
несклоняемых
существительных в устной и
письменной речи, объяснение их
особенностей.
Выполнение
письменных
упражнений
из
учебника.
Составление
и
запись
предложений
со
словами:
«шоссе,
кафтан,
пальто,
сюртук»
Знакомство
со
словарным
словом: «кафе». Запись слова и
его определения в тетрадь.
Выделение орфограмм, которые
стоит
запомнить.
Запись
словосочетаний и предложений
со словарным словом в тетрадь.
Знакомство с несклоняемыми
существительными и объяснение
особенности их использования в
речи.
Пополнение
словаря
несклоняемыми
существительными.

Применяют
несклоняемые
имена существительные в
устной и письменной речи.
Определяют
пол
несклоняемых
имён
существительных с опорой на
наглядность. Составляют и
записывают словосочетания
со словами: «шоссе, кафтан,
пальто, сюртук».

Используют
несклоняемые
имена
существительные,
объясняют их особенности.
Определяют
пол
несклоняемых
имён
существительных.
Записывают
предложения,
вставляя вместо вопросов
несклоняемые
существительные

Используют
несклоняемые
имена
существительные,
объясняют их особенности.
Определяют
пол
несклоняемых
имён
существительных.
Записывают текст, вставляя
вместо
вопросов
несклоняемые
существительные. Записывают
словарное слово в тетрадь,
придумывают
с
данным
словом
словосочетания и
предложения
Согласование
глаголов
в Согласовывают глаголы в Согласовывают глаголы в
прошедшем
времени
с прошедшем
времени
с прошедшем
времени
с
несклоняемыми
именами несклоняемыми
именами несклоняемыми
именами
существительными. Списывание существительными в устной и существительными в устной и
Применяют
несклоняемые
имена существительные в
устной и письменной речи.
Определяют
пол
несклоняемых
имён
существительных с опорой на
наглядность. Составляют и
записывают текст со словами:
«шоссе, кафтан, пальто,
сюртук» под руководством
учителя.
Записывают словарное слово в
тетрадь,

нераспространенных
предложений с указанием рода
глаголов в прошедшем времени.
Распространение
одного
из
предложений второстепенными
членами
20.

Составление
словосочетаний по
«Золотая осень»

письменной речи при помощи
словесной
инструкции
с
опорой на наглядность на
материале доступных слов.
Указывают род и глаголов
прошедшего времени с порой
на наглядность
Связывают
имена
существительные по смыслу.
Пишут слова с орфограммой буквой безударного гласного в
окончании существительного
с опорой на схему. Проверяют
безударные
окончания
существительных
проверочными Находят и
исправляют
ошибки
в
употребление
падежных
окончаний
имён
существительных. Применяют
алгоритм
правописания
падежных окончаний имен
существительных.
Пишут слова с орфограммой буквой
Применяют
алгоритм
правописания
падежных
окончаний
имен
существительных.

письменной
речи.Пишут
предложения, указывают род
глаголов
в
прошедшем
времени. Указывают род и
глаголов прошедшего времени
самостоятельно

Отвечают на вопросы по
изученной теме на доступном
материале.
Применяют
правила на письме с опорой на
наглядность.
Выполняют
письменные
упражнения из учебника при
помощи учителя
Имя прилагательное -8 ч

Отвечают на вопросы по
изученной теме. Применяют
правила на письме.
Выполняют
письменные
упражнения из учебника

1

Объяснения
орфограмм
Проверка безударных окончаний
имен
существительных
проверочными
словами.
Составление
и
запись
словосочетаний
с
именами
существительными. Составление
и запись текста по данному в
учебнике плану

теме

21.

Существительные
шипящей на конце

с 1

Правописание существительных
с шипящей на конце, заучивание
стихотворения наизусть, письмо
по памяти.

22.

1
Имена
существительные.
Закрепление
знаний.
Контрольные вопросы и
задания.

Закрепление
изученного
материала.
Применение изученных правил
на
письме.
Выполнение
письменных упражнений
из
учебника. Беседа, ответы на
вопросы

Связывают
имена
существительные по смыслу.
Пишут слова с орфограммой буквой безударного гласного в
окончании существительного
с опорой на схему. Проверяют
безударные
окончания
существительных
проверочными
Применяют
алгоритм
правописания
падежных окончаний имен
существительных.

Применяют
правописания
окончаний
существительных.

алгоритм
падежных
имен

23.

Значение
прилагательных
Значение
предмета

24.

Склонение
прилагательных.
Согласование
прилагательных
существительным.

25.

имён 1
в речи
признака

имён 1
имен
с

Правописание
падежных 1
окончаний
имен
прилагательных

Повторение
грамматических
признаков имён прилагательных.
Употребление
имен
прилагательных
разных
семантических
групп
для
описания предмета.

Запись
словосочетаний
имя
существительное
+
имя
прилагательное.
Указывание
рода, числа и падежа имен
прилагательных.
Отгадывание вопросов- загадок.
Запись предложений- ответов.
Подчеркивание сочетаний имен
прилагательных
с
именами
существительными. Указывание
рода, числа и падежа имен
прилагательных
Исправление
ошибок в согласовании имён
прилагательных
с
именами
существительными
Составление
и
запись
предложений на темы русских
сказок.
Постановка вопроса от имени
существительного
к
имени
прилагательному.
Выделение
окончания
имен
прилагательных.

Описывают признак предмета.
Используют
имена
прилагательные в устной и
письменной речи. Списывают
текст.
Вставляют
пропущенные
орфограммы
после
предварительного
разбора Подчеркивают имена
прилагательные
после
предварительного разбора.
Составляют и записывают
словосочетания
и
предложения, указывают род,
число
и
падеж
имен
прилагательных
под
контролем учителя

Описывают грамматические
признаки
имен
прилагательных.
Используют прилагательные в
устной и письменной речи.
Списывают текст. Вставляют
пропущенные
орфограммы.
Самостоятельно
подчёркивают
имена
прилагательные
Доказывают
согласование
имён
прилагательных
с
существительными в роде,
числе и падеже.
Находят и исправляют ошибки
в
согласовании
имен
прилагательных
с
существительными.
Проверяют
правописание
безударных окончаний имен
прилагательных.
Записывают словосочетания,
указывая род, число и падеж
прилагательных.

Составляют словосочетания и
предложения,
вставляя
и
выделяя
окончания
имен
прилагательных
после
предварительного
разбора,
под контролем учителя.
Списывают текст, вставляя
безударные окончания имен

Применяют
алгоритм
определения
окончания
безударных
имен
прилагательных. Составляют
словосочетания
и
предложения,
вставляя
и
выделяя
окончания
имен
прилагательных

26.

Склонение
имён 1
прилагательных в мужском
и среднем роде на: «-ий, ьи»

27.

Склонение
имен 1
прилагательных в женском
роде на «-ьи»

Чтение отрывка стихотворения.
Запись
словосочетаний
из
стихотворения.
Выделение окончаний имён
прилагательных.
Письмо
стихотворения
по
памяти.
Работа с текстом. Списывание и
подбор названия к тексту.
Вставка безударных окончаний
имён прилагательных, используя
алгоритм
Вставка
пропущенных
окончаний в словосочетания
мужского и среднего рода.
Выделение падежных окончаний,
подчеркивание разделительного
мягкого знака. Составление и
запись по одному предложению с
данными
словосочетаниями.
Работа с учебником. Списывание
текста. Подчеркивание сочетания
имен прилагательных с именем
существительным
«молоко».
Объяснение
правописания
окончаний прилагательных
Объяснение
правописаний
падежных
окончаний
имен
прилагательных.
Составление
диалога.
Подчеркивание сочетания имен
прилагательных
с
существительными
женского
рода.
Объяснение
правописания
падежных
окончаний
имен
прилагательных

прилагательных
контролем учителя

под самостоятельно.
Озаглавливают и списывают
текст, вставляя безударные
окончания
имен
прилагательных

Склоняют
притяжательные
имена
прилагательные
мужского и среднего рода на :
«-ий, -ьи» в разных падежных
формах,
сохраняя
разделительный мягкий знак
перед
падежными
окончаниями при помощи
учителя
на
доступном
материале

Склоняют
притяжательные
имена
прилагательные
женского рода на «-ьи» в
разных падежных формах,
сохраняя
разделительный
мягкий знак перед падежными
окончаниями при помощи
учителя
на
доступном
материале

Применяют
алгоритм
склонения
имен
прилагательных.
Склоняют
притяжательные
имена
прилагательные
и
правильно пишут их в разных
падежных формах, сохраняя
разделительных мягкий знак
перед
падежными
окончаниями.
Применяют
правило
написания
и
употребления
в
речи
притяжательных
имен
прилагательных
Применяют
алгоритм
склонения
имен
прилагательных.
Склоняют
притяжательные
имена
прилагательные
и
правильно пишут их в разных
падежных формах, сохраняя
разделительных мягкий знак
перед
падежными
окончаниями.
Применяют
правило
написания
и
употребления в речи

28.

Склонение
имен 1
прилагательных
во
множественном числе на
«-ьи»

Объяснение
правописаний
падежных
окончаний
имен
прилагательных.
Составление
диалога.
Подчеркивание сочетания имен
прилагательных
с
существительными
женского
рода.
Объяснение
правописания
падежных
окончаний
имен
прилагательных

Склоняют
притяжательные
имена прилагательные во
множественном
числе
в
разных падежных формах,
сохраняя
разделительный
мягкий знак перед падежными
окончаниями при помощи
учителя
на
доступном
материале

29.

Признаки,
свойства, 1
качества предмета

Составляют и записывают
словосочетания
и
предложения, указывают род,
число
и
падеж
имен
прилагательных
под
контролем учителя

30.

Склонение
имен 1
прилагательных.
Закрепление
знаний.
Контрольные вопросы и
задания

Запись
словосочетаний
имя
существительное
+
имя
прилагательное.
Указывание
рода, числа и падежа имен
прилагательных.
Отгадывание вопросов- загадок.
Запись предложений- ответов.
Выполнение
проверочной
работы, применяя полученные
знания

31.

в 1

Значение
речи

местоимений

Применяют
правило
склонения
имен
прилагательных.
Склоняют
притяжательные
имена
прилагательные
и
правильно пишут их в разных
падежных формах, сохраняя
разделительных мягкий знак
перед
падежными
окончаниями.
Применяют
правило
написания
и
употребления
в
речи
притяжательных
имен
прилагательных
Составляют и записывают
словосочетания
и
предложения, указывают род,
число
и
падеж
имен
прилагательных
под
контролем учителя

Выполняют
проверочную Выполняют
проверочную
работу, применяя полученные работу, применяя полученные
знания
на
доступном знания
материале

Личные местоимения -8 ч
Повторение
грамматических Используют местоимения в
признаков
местоимений. устной и письменной речи
Составление и письмо диалога, вместо имен существительных
вставка
обращения, с
помощью
учителя.
подчеркивание
в
тексте Выделяют и подчеркивают
местоимений. Выписывание из местоимения в предложениях
предложений
местоимений, и тексте под контролем
называние действующих лиц, на учителя
которые указывают местоимения

Используют местоимения в
устной и письменной речи
вместо имен подчеркивают
местоимения в предложениях
и тексте

32.

Употребление
местоимений в тексте

1

Объяснение роли местоимений в
речи.
Запись
предложений.
Подчеркивание
существительных и местоимений
в каждой паре связанных по
смыслу предложений.
Чтение и запись текста.
Замена
местоимений
существительными

Используют местоимения в
устной и письменной речи.
Пишут предложения и текст.
Подчеркивают
местоимения,
заменяют
существительные
местоимениями
после
предварительного разбора
под контролем учителя

33.

Лицо и число местоимений

1

Составление предложений к
данным в учебнике рисункам.
Рассказывание о традициях,
изображенных на рисунке.
Различение местоимений по
лицам и числам.
Запись
текста.
Вставка
пропущенных
орфограмм.
Определение лица и числа
данных местоимений.

34.

Склонение
местоимений 1
Изменение местоимений по
падежам

Повторение алгоритма склонения
местоимений.
Дописывание
словосочетаний местоимениями
1, 2, 3-го лица данных в
учебнике. Постановка вопросов
от глаголов к местоимениям.
Запись предложений. Постановка
местоимений в нужный падеж,
подчеркивание
местоимений.
Работа с текстом.

Определяют лицо и число
местоимений с опорой на
наглядность.
Составляют предложения к
данным в учебнике рисункам,
рассказывают о традициях,
изображенных на рисунке под
контролем учителя.
Списывают текст, вставляют
пропущенные
орфограммы
после
предварительного
разбора
Склоняют местоимения при
помощи
развёрнутой
инструкции и с опорой на
наглядность.
Составляют словосочетания с
местоимениями 1, 2, 3-го лица.
Указывают род, число, падеж
местоимений с опорой на
наглядность
после
предварительного разбора.
Записывают предложения с
местоимениями,
ставя
местоимения в нужный падеж
с помощью учителя

Объясняют
значение
местоимений в речи на
примерах употребления их
вместо имен
существительных в рядом
стоящих
предложениях.
Выписывают из предложений
местоимения,
называют
действующие
лица,
на
которые указывают данные
местоимения
Определяют лицо и число
местоимений.
Применяют
правило
определения числа и лица
местоимений.
Составляют предложения к
данным в учебнике рисункам,
рассказывают о традициях,
изображенных на рисунке
самостоятельно. Списывают
текст,
вставляют
пропущенные орфограммы
Применяют
алгоритм
определения
склонения
местоимений.
Склоняют
местоимения
письменно.
Определяют лицо и число
местоимений.
Выписывают словосочетания
с вопросами. Вместо вопросов
вставляют местоимения.
Указывают лицо, число и
падеж
местоимений.
Записывают предложения с
местоимениями,
ставя
местоимения в нужный падеж

35.

Правописание местоимений 1
с предлогами

36.

Правописание местоимений 1
3-го лица

Знакомство со словарным словом
«компьютер». Запись слова и его
определения
в
тетрадь.
Выделение орфограмм, которые
стоит
запомнить.
Запись
словосочетаний и предложений
со словарным словом в тетрадь.
Списывание
словосочетаний.
Вставка пропущенных предлогов
в
словосочетания
с
местоимениями. Составление и
запись
предложений
с
местоимениями
с
данными
словосочетаниями
Исправление речевых ошибок в
использовании местоимений в
предложении
и
тексте.
Дополнение
парных
словосочетаний местоимениями
«он, она, они». Подбор к каждой
паре по смыслу местоимений с
предлогами
и
без
них.
Объяснение
правописания
местоимений
3-го
лица
Упражнение
«Четвёртый
лишний». Выделение лишнего
слова из ряда данных: «он, она,
врач, тебе, оно, для меня».
Склонение и запись местоимений
3- го лица с предлогами и без них
в Р.п., Дп. Т.п.

Используют местоимения с
предлогами в устной и
письменной
речи.
Списывают словосочетания
из
учебника,
вставляя
пропущенные
предлоги
после подробного разбора.
Составляют и записывают
предложения со словарным
словом под контролем учителя

Используют местоимения с
предлогами.
Применяют
правила
раздельного
написания
местоимений с предлогами.
Списывают словосочетания из
учебника,
вставляя
пропущенные
предлоги.
Составляют и записывают
предложения со словарным
словом

Используют местоимения 3-го
лица в устной и письменной
речи. Изменяют по падежам
местоимения 3-го лица под
контролем учителя с опорой
на наглядность. Объясняют
правописание местоимений 3го лица с опорой на
наглядность.
Выполняют
письменные
упражнения,
употребляя местоимения в 3ем лице

Находят
и
исправляют
речевые
ошибки
в
использовании местоимений в
предложении
и
тексте.
Используют местоимения 3го
лица в устной и письменной
речи.
Изменяют
по
падежам
местоимения
3-го
лица.
Объясняют
правописание
местоимения
3-го
лица.
Выполняют
письменные
упражнения,
употребляя
местоимения в 3-ем лице

37.

Местоимение. Закрепление 1
знаний.

38.

Сочинение с
элементами
рассуждения

39.

1

1
Значение глаголов в речи.
Значение
действий
предмета.

Запись предложений в тетрадь.
Деление предложений на две
группы, 1 гр. - местоимения
употреблены в единственном
числе. 2 гр. - местоимения
употреблены во множественном
числе.
«Мы читаем книгу. Я играю с
братом. Ты пойдешь в кино? Он
живет в деревне. Они улетят на
юг. Оно ярко светит.»
Чтение и запись текста. Замена
часто
повторяющихся
имен
местоимениями.
Письменные
ответы на вопросы по тексту.
Подчеркивание
местоимений.
Ответы на вопросы, беседа
Написание
сочинения
с
элементами рассуждения

Отвечают на вопросы по
изученной теме на доступном
материале.
Применяют
правила на письме с опорой на
наглядность.
Указывают род, число, падеж,
лицо местоимений с опорой на
наглядность.
Пишут
местоимения с предлогами и
без
них
после
предварительного разбора под
контролем учителя

Отвечают на вопросы по
изученной теме.
Применяют
правила
на
письме.
Находят
и
исправляют
речевые
ошибки
в
использовании местоимений в
предложении
и
тексте.
Указывают род, число, падеж,
лицо местоимений. Пишут
местоимения с предлогами и
без них. Применяют правила
написания местоимений с
предлогами

Составляют
и
пишут
небольшие
по
объему
сочинения повествовательного
характера
(с
элементами
рассуждения)
на
основе
наблюдений,
практической
деятельности,
опорным
словам и предложенному
плану после предварительной
отработки
содержания
и
языкового оформления

Выстраивают
алгоритм
работы над сочинением с
элементами
рассуждения.
Пишут
сочинениеповествование с элементами
рассуждения
после
предварительного
коллективного разбора темы,
основной мысли, структуры
высказывания
и
выбора
необходимых
языковых
средств (до 55 слов).

Глагол -10 ч
Повторение
всех
известных Используют глаголы в устной Используют глаголы в устной
грамматических
признаков и письменной речи, используя и
письменной
речи.
глагола, используя данные слова помощь учителя.
Описывают действия

40.

Глаголы,
близкие
противоположные
значению

и 1
по

41.

Употребление глаголов со 1
значением отрицания

и сокращенные обозначения.
Составление
и
запись
предложений
к
рисунку.
Упражнение
«Четвертый
лишний». Определение и запись
общего
значения
глаголов,
исключение 4-го лишнего.
Запись
предложений,
подчеркивание
однородных
членов предложения глаголов
Подбор
близких
и
противоположных по значению
глаголов. Составление и запись
словосочетаний с глаголами
противоположными
по
значению: «радует, отдает,
оправдывает, дружит, помнит,
помогает,
разрешает,
запрещает,

Выполнение
упражнений,
направленных на закрепление
написания
частицы
НЕ
с
глаголами.
Запись глаголов и употребление
их с отрицательным значением,
подставляя частицу НЕ. Чтение и
запись пословиц, подставляя, где
надо, частицу НЕ.

Называют
грамматические
признаки глагола с опорой на
наглядность.
Записывают и подчеркивают
глаголы
под
контролем
учителя. Выделяют глаголы из
ряда данных слов после
предварительного разбора

предмета
с
помощью
однородных членов на письме.
Называют
грамматические
признаки глагола. Записывают
и
подчеркивают
глаголы
самостоятельно.
Выделяют
глаголы из ряда данных слов

Используют в речи глаголысинонимы
и
глаголыантонимы
на
доступном
материале.
Выполняют
письменные
упражнения,
используя глаголы
противоположные
по
значению
при
помощи
учителя.
Составляют
и
записывают словосочетания с
глаголами
близкими
и
противоположными
по
значению
после
предварительного разбора
Выполняют
письменные
упражнения,
используя
глаголы
со
значением
отрицания
при
помощи
учителя.
Записывают
пословицы,
вставляя, где надо, частицу НЕ
после
предварительного
разбора.

Используют в речи глаголысинонимы
и
глаголыантонимы.
Выполняют
письменные
упражнения,
используя
глаголы противоположные по
значению самостоятельно.
Составляют и записывают
словосочетания с глаголами
близкими и
противоположными
по
значению
Используют
глаголы
со
значение отрицания в устной
и письменной речи. Находят
и исправляет ошибки в
употреблении глаголов в
неопределенной форме и со
значением отрицания.
Применяют
на
письме
правило раздельного

42.

Неопределенная
форма 1
глагола
Выделение
глаголов
в
неопределенной форме

«Что посеешь, то и пожнёшь.
Слезами горю поможешь. Кашу
маслом испортишь. Поспешишь людей насмешишь.
Семеро одного ждут.
Друзья познаются в беде.»
Выявление смысла пословиц.
Рассмотрение рисунка и подбор
пословиц к рисунку
Постановка
вопросов:
«Что
делать? Что сделать?» к глаголам
в неопределенной форме.
Знакомство со словарным словом
«обязанность». Запись слова и
его определения в тетрадь.
Выделение орфограмм, которые
стоит
запомнить.
Запись
словосочетаний и предложений
со словарным словом в тетрадь.
Чтение и запись словосочетаний.
Постановка
глаголов
в
неопределенную форму. Запись
глаголов в три столбика: на «ть(ся), -чь(ся), - ти(сь)».
Продолжение
мысли
в
предложениях.
Запись
получившихся
предложений.
Постановка
глаголов
в
неопределенную
форму.
Объяснение их написания

Выявляют смысл пословиц,
используя помощь учителя.
Подбирают
пословицы
к
рисунку

написания частицы не с
глаголами
пишется.
Записывают
пословицы,
вставляя, где надо, частицу
НЕ.
Выявляют смысл пословиц.
Подбирают самостоятельно
пословицы к рисунку

Используют вопросы: «Что
делать? Что сделать?» к
глаголам в неопределенной
форме
с
опорой
на
наглядность.
Записывают
словарное
слово
«обязанность»
и
словосочетания с ним. Пишут
словосочетания с глаголами в
неопределенной форме в три
столбика
после
предварительного разбора под
контролем
учителя.
Записывают предложения с
глаголами в неопределенной
форме, используя помощь
учителя

Используют вопросы: «Что
делать? Что сделать?» к
глаголам в неопределенной
форме.
Исправляют
ошибки
в
употреблении
глаголов
в
неопределенной форме со
значением
отрицания.
Записывают словарное слово
«обязанность» и предложения
с ним. Пишут словосочетания
с глаголами в неопределенной
форме в
три
столбика.
Записывают предложения с
глаголами в неопределенной
форме,

43.

Изменение глаголов по 1
лицам
и
числам.
Различение глаголов по
лицам и числам

44.

Правописание глаголов 1-го 1
и 2-го спряжения

45.

Личные
глаголов

окончания 1

Списывание
глаголов
из
учебника, подставив к ним
местоимения. Определение лица
и числа глаголов. Составление
предложений
с
данными
глаголами на тему: «Давай не
ссорится».
Чтение
и
запись
текста.
Определение лица и числа
глаголов.
Письменный пересказ текста.
Запись
текста
нераспространёнными
предложениями.
Выделение
грамматической
основы предложений
Знакомство со словарным словом
«свидетельство». Запись слова и
его определения в тетрадь.
Выделение орфограмм, которые
стоит
запомнить.
Запись
словосочетаний и предложений
со словарным словом в тетрадь.
Запись
словосочетаний
с
глаголами, употребляя их во 2-ом
лице,
единственном
числе.
Подчеркивание «-шь, - шься».

Выделяют из текста глаголы в
неопределенной форме при
помощи учителя на доступном
материале слов.
Отличают глаголы от других
частей речи. Изменяют формы
лица и числа глаголов с
опорой на наглядность и при
помощи
развёрнутой
инструкции
учителя.
Записывают словосочетания и
предложения с глаголами в
единственном
числе,
указывают лицо и число при
помощи
развернутой
инструкции учителя
Используют глаголы во 2ом
лице в единственном числе в
устной и письменной речи на
доступном материале. Пишут
ь в глаголах 2-го лица
единственного числа при
помощи
развёрнутой
инструкции учителя, с опорой
на наглядность. Записывают
словарное
слово
свидетельство и составляют с
данным
словом
словосочетания
Личные окончания глаголов Называют
ударные
и
бывают
ударными
и безударные окончания перед –
безударными.
Безударные ся, -сь. Записывают глаголы в
окончания требуют проверки.
два столбика. Записывают и
составляют словосочетания.

Выделяют из текста глаголы
в неопределенной форме.
Изменяют формы лица и
числа глаголов.
Отличают глаголы от других
частей речи.
Записывают словосочетания с
глаголами в единственном
числе, указывают лицо и
число

Используют глаголы во 2-ом
лице в единственном числе в
устной и письменной речи;
Пишут ь в глаголах 2-го лица
единственного
числа.
Записывают словарное слово
«свидетельство»
и
составляют с данным словом
предложения

Называют
ударные
и
безударные окончания перед –
ся, -сь. Записывают глаголы в
два столбика. Записывают и
составляют словосочетания

46.

Использование
в
речи 1
глаголов в
повелительной форме

Запись предложений. Выделение
глаголов в повелительной форме.
Замена
выделенных
слов
глаголами
в
повелительной
форме единственного числа.
Составление и запись диалога.
Использование
в
речи
собеседника
глаголов
в
повелительной форме.

47.

Правописание глаголов в 1
повелительной форме ед. и
множ. числа.

48.

Грамматические признаки 1
глагола.
Закрепление знаний

Объяснение
правописания
глаголов в повелительной форме
единственного числа отвечают на
вопросы
что
делай?
Множественного
числа
что
делайте?
Ответы на вопросы учителя.
Беседа.
Объяснение
правописания
мягкого знака в глаголах.
Списывание
стихотворения.
Письмо
стихотворения
по
памяти.
Комментированное
письмо.
Знакомство со словарным словом
«отдых». Запись слова и его
определения
в
тетрадь.
Выделение орфограмм, которые
стоит
запомнить.
Запись
словосочетаний и предложений
со словарным словом в тетрадь
Наречие -6 ч

Запись
предложений
.Выделение
глаголов
в
повелительной форме.
Замена выделенных слов
глаголами в повелительной
форме единственного числа.
Составление и запись диалога.
Использование
в
речи
собеседника
глаголов
в
повелительной форме.
Выписывают
глаголы
в
повелительной форме в два
столбика: глаголы ед. ч и
глаголы мн. ч

Ставят вопрос к глаголам в
повелительной
форме
единственного
и
множественного
числа.
Выделяют из ряда глаголов
глаголы в повелительной
форме.
Записывают
глаголы
в
повелительной
форме,
изменяя их по образцу
Выписывают
глаголы
в
повелительной форме в два
столбика: глаголы ед. ч и
глаголы мн. ч

Отвечают на вопросы по
изученной теме на доступном
материале.
Применяют
правила на письме с опорой на
наглядность.
Пишут
комментированное
письмо.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным
словом «отдых»

Отвечают на вопросы по
изученной теме. Применяют
правила на письме.
Пишут
комментированное
письмо.
Составляют и записывают
предложения со словарным
словом

49.

Наречие как часть речи

50.

Наречия,
противоположные
близкие по значению

1

1
и

Отгадывание и запись загадок.
Подчеркивание наречий.
«1. Скоро ест, мелко жуёт.
Сама не глотает, другим не
дает.
2. Стоят вместе, ходят врозь.
3. Сверху кожа, снизу тоже, а в
середине пусто.
Крупно, дробно зачастил и всю
землю напоил.» Упражнение
«Наоборот». Придумывание с
одной парой слов предложение:
Рано – поздно. Далеко-близко
.Сладко – горько. Тихо – громко.
Темно - светло .Медленно –
быстро. Горячо - холодно .
Вправо – влево. Грустно –
весело.»
Повторение
всех
известных
грамматических
признаков
наречий.
Составление
и
запись
словосочетаний с наречиями,
близкими по значению:
«крепко, весело, храбро, трудно,
радостно, честно, тяжело,
правдиво, смело, прочно».
Подбор
к
рисункам
противоположных по значению
наречий, данных в рамке.
Запись
выражений
парами,
заменяя в них выделенные
наречия. Составление

Отгадывают и записывают
загадки с наречиями после
предварительного
разбора.
Используют наречия в устной
и письменной речи при
помощи учителя на доступном
материале. Относят слова к
определенной грамматической
категории
на
доступном
материале. Письменно ставят
вопрос
от
глаголов
к
наречиям,
записывают
словосочетания
и
предложения с наречиями при
помощи учителя

Отгадывают и записывают
загадки
с
наречиями.
Используют наречия в устной
и письменной речи. Относят
слова
к
определенной
грамматической
категории.
Письменно ставят вопрос от
глаголов
к
наречиям,
записывают словосочетания и
предложения с наречиями

Используют наречия в устной
и письменной речи, используя
помощь учителя.
Составляют и записывают
словосочетания
и
предложения с наречиями
близкими по значению при
помощи учителя. Выписывают
наречия из стихотворения
после
предварительного
разбора
под
контролем
учителя

Используют наречия в устной
и
письменной
речи.
Составляют и записывают
словосочетания
и
предложения с наречиями
близкими
по
значению.
Выписывают
наречия
из
стихотворения
самостоятельно

51.

Употребление
сочетаний 1
наречий с глаголами в
прямом
и
переносном
значении

52.

Правописание наречий с 1
гласными «а и о» на конце

предложений с наречиями о себе,
используя предложения под
рисунками.
Запись
наречий
из
стихотворения. « Как приятно и
отрадно,Что мне все сегодня
рады! Признаюсь великодушноДумал я у вас здесь скучно.
А
теперь
увидел
точно:
Собрались вы не нарочно. Все
ведут себя прилично, Учатся
здесь все отлично!»
Выписывание
из
текста,
предложений,
в
которых
сочетания наречий с глаголами
употреблены
в
переносном
значении.
Подчеркивание
словосочетаний. Рассматривание
рисунка . Составление и запись
предложений
с
наречиями.
Выделение сочетания наречия с
глаголами.
Работа с текстом. Списывание
текста. Выделение сочетания
наречий
с
глаголами,
употребленными в переносном
значении
Запись
текста,
вставляя
пропущенные
в
наречиях
гласные. Выделение наречий.
Запись предложений из учебника

Сочетают наречия с глаголами
в прямом и переносном
значении
на
доступном
материале.
Используют
подобные словосочетания при
составлении предложений под
контролем
учителя.
Списывают тест и выделяют
сочетания
наречий
с
глаголами, употребленными в
переносном значении после
предварительного разбора.

Сочетают наречия с глаголами
в прямом и переносном
значении на письме.
Используют
подобные
словосочетания
при
составлении
предложений.
Выписывают предложения, в
которых сочетания наречий с
глаголами употреблены в
переносном
значении
самостоятельно.
Списывают тест и выделяют
сочетания
наречий
с
глаголами, употребленными в
переносном значении
правила
Образовывают
наречия
с Применяют
наречий
с
гласными а и о на конце с правописания
помощью
приставок
при гласными
на
конце.
помощи учителя с опорой на
Образовывают наречия с

53.

Различение
наречий
прилагательных

и 1

. Подчеркивание повторяющихся
наречий.
Комментированное
письмо.
Списывание
словосочетаний,
вставляя
пропущенные буквы: «шагнуть
влев...,
справ...
обгоняет,
добраться затемн..., вытереть
досух...,
изредк...
интересоваться, начать занов...,
наскор... перекусить, надолг...
запомнить»
Списывание текста, данного в
учебнике, выбирая слова из
скобок.
Выделение
прилагательных
волнистой чертой, наречий пунктиром.
Сравнение прилагательных и
наречий.
Коллективное
составление
предложений
с
ними.
Образование и запись наречий от
прилагательных:
«Весёлый- ...
Строгий-...
Быстрый...
Шумный-..
Вежливый-. »

гласными а и о на конце с
наглядность.
Пишут
комментированное помощью приставок. Пишут
письмо при помощи учителя
комментированное письмо

Сравнивают
наречия
и
прилагательные при помощи
учителя
на
доступном
материале слов.
Записывают текст, данный в
учебнике, выбирая слова из
скобок
после
предварительного разбора.
Образуют
наречия
от
прилагательных,
используя
помощь учителя

Сравнивают
наречия
и
прилагательные. Записывают
текст, данный в учебнике,
выбирая слова из скобок
самостоятельно.
Образуют
наречия от прилагательных

54.

Наречие.
Контрольные 1
вопросы и задания

55.

Имя числительное как часть 1
речи

56.

Простые и составные имена 1
числительные

Ответы на вопросы учителя по
изученной
теме.
Беседа.
Выполнение упражнения из
учебника.
Составление
словосочетаний под вопросами:
«Как? Где? Когда? Куда?
Откуда?»
Составление
предложений
данными
словосочетаниями.
Выполнение
письменного
пересказа текста

Отвечают на вопросы по
изученной теме на доступном
материале.
Применяют
правила на письме с опорой на
наглядность.
Составляют словосочетания
наречиями, используя помощь
учителя.
Выполняют
письменный пересказ текста
после
предварительного
разбора
с
опорой
на
развёрнутый план
Имя числительное-8 ч
имена
Знакомство
с
именем Используют
числительными как частью речи. числительные в устной и
Нахождение
в
тексте
и письменной речи. Находят в
подчеркивание
слов, тексте и подчеркивают слова,
обозначающих
имена называющие
числа
при
числительные.
помощи
развёрнутой
Подчеркивание
слов, инструкции
учителя
обозначающих
числительные. Подбирают вопросы к именам
Выписывание из предложений, числительным
данных
в
учебнике,
числительных
Выписывание
из
текста Различают написание простых
составных
имен
числительных в два столбика, и
состоящих
из
одного
и числительных, используют их
нескольких слов.
в устной и письменной речи с
Заучивание правила о простых и опорой на наглядность на
составных числительных. Запись доступном материале
предложений,
данных
в
учебнике.
Выделение
числительных.
Работа с диалогом. Запись
диалога по схеме, данной в
учебнике

Отвечают на вопросы по
изученной теме.
Применяют
правила
на
письме.
Составляют словосочетания с
наречиями.
Составляют план пересказа.
Выполняют
письменный
пересказ текста по плану

Используют
имена
числительные в устной и
письменной речи. Находят в
тексте и подчеркивать слова,

Различают написание простых
и
составных
имен
числительных, используют их
в устной и письменной речи.
Выполняют
письменные
упражнения

57.

Правописание
имён 1
числительных
Правописание
имён
числительных от 5 до 20 и
30

Различение имен числительных:
одни указывают
количество
предметов «Сколько?» другие
считают предметы по порядку
(«Какой? Который?»)
Формирование умения писать
числительные от 5 до 20 и 30.
Письмо
примеров
словосочетаний и предложений с
именами числительными

Используют
имена
числительные в устной и
письменной речи. Определяют
количественные и порядковые
имена числительные с опорой
на наглядность Пишут имена
числительные от 5 до 20 и 30

58.

Правописание
1
числительных от 50 до 80;
от 500 до 900

Используют
имена
числительные в устной и
письменной речи. Определяют
количественные и порядковые
имена числительные с опорой
на наглядность.
Пишут имена числительные от
50 до 80; от 500 до 900 при
помощи учителя

59.

Имена числительные с 1
мягким знаком на конце и в
середине слова

Формирование умения писать
имена числительные от 50 до 80;
от 500 до 900.
Закрепление умения приводить
примеры
словосочетаний
с
именами
числительными.
Рассмотрение рисунка, данного в
учебнике.
Запись
предложений
с
числительными.
Объяснение
правописания
числительных
Знакомство с написанием имен
числительных с мягким знаком
на конце и в середине слова.
Чтение и запоминание правила
правописания
имен
числительных.
Чтение словосочетаний, данных
в учебнике. Запись данных
словосочетаний в два столбика:
«числительные с ь знаком на
конце, числительные с ь знаком в
середине»

Используют
имена
числительные
с
мягким
знаком на конце в середине
слова в устной и письменной
речи на доступном материале

Различают
числительные.
Пишут числительные от 5 до
20 и 30
Приводят
примеры
словосочетаний с именами
числительными.
Различают
имена
числительные
во
множественном
и
единственном
числе.
Определяют количественные
и
порядковые
имена
числительные
Различают
имена
числительные.
Пишут числительные от 50 до
80; от 500 до 900. Приводят
примеры словосочетаний с
именами числительными.
Различают
имена
числительные
во
множественном
и
единственном
числе.
Определяют количественные
и порядковые числительные
Используют
имена
числительные
с
мягким
знаком на конце в середине
слова в устной и письменной
речи. Применяют правило
правописание
имен
числительных
с
мягким
знаком на конце и в середине
слова

60.

Правописание
имён 1
числительных 90, 200,300,
400

Чтение
стихотворения.
Нахождение числительных и
выделение в них непроверяемой
безударной гласной. Нахождение
числительных и выделение в них
непроверяемой
безударной
гласной.
Написание
предложений о
продолжительности
жизни
различных животных. Запись
чисел словами. Выделение в
данных словах непроверяемых
гласных.

61.

Словосочетания с
именами
числительными

Обобщение полученных знаний Составляют сочетания имен
по теме: «Имя числительное». числительных с именами
Выполнение
письменных существительными
на
упражнений
доступном
материале,
используют их в устной и
письменной речи.
Пишут
словосочетания
с
именами числительными

1

Используют
имена
числительные в устной и
письменной речи. Определяют
количественные и порядковые
имена числительные с опорой
на наглядность.
Пишут имена числительные
90, 200, 300, 400 при
развёрнутой
словесной
инструкции учителя

Предложение. Текст.- 4 ч

Различают
имена
числительные.
Пишут имена числительные
90, 200, 300, 400.
Приводят
примеры
словосочетаний с именами
числительными.
Различают
имена
числительные
во
множественном
и
единственном
числе.
Определяют
количественные
и
порядковые
имена
числительные
Составляют сочетания имен
числительных с именами
существительными.
Различают
имена
числительные.
Приводят
примеры
словосочетаний с именами
числительными.
Записывают словосочетания
имен числительных с именами
существительными

62.

Простые
и
сложные 1
предложения. Различение
простых
и
сложных
предложений

Работа в учебнике. Рассмотрение
картинок, данных в учебнике.
Распространение
и
запись
предложений с союзами «и, а,
но».
Письмо примеров простых и
сложных
предложений.
Знакомство со словарным словом
«иждивенец».
Запись определения словарного
слова в тетрадь.

63.

Сложные предложения с 1
союзами

Выделение
главных
членов
предложения.
Расстановка знаков препинания в
простом и сложном предложении
перед союзом и.
Запись
предложений
с
однородными членами:
«1. Я бегу к речной волне, и волна
бежит ко мне.
2. По опушке шла весна и вёдра с
дождичком несла.
3. Замер лес в прозрачной дымке,
и на ветках тают льдинки.»
Письменный пересказ текста по
плану
Ответы на вопросы по теме
урока.
Беседа.
Комментированное
письмо.
Выделение союзов, которые
соединяют
части
сложных
предложений. Составление схем
сложных предложений

64.

Образование
сложных 1
предложений от простых.

Определяют
границы
предложения при помощи
учителя.
Расставляют нужные знаки
препинания
в
конце
предложения с опорой на
интонацию.
Подбирают примеры простых
предложений.
Выполняют
письменные
упражнения:
объединяют
простые
предложения в пары, чтобы
получились
сложные
предложения под контролем
учителя и на доступном
материале слов
Расставляют
запятые
и
сложном предложении перед
союзом «чтобы» на доступном
материале с опорой на
наглядность.
Выполняют
письменные
упражнения,
применяя союз «чтобы» в
сложных предложениях под
контролем учителя

Отвечают на вопросы по
изученной теме на доступном
материале.
Применяют
правила на письме
с опорой на наглядность.
Списывают
комментированное письмо

Определяют
границы
предложения.
Подбирают примеры простых
и сложных предложений.
Различают простые и сложные
предложения.
Расставляют
нужные знаки препинания в
конце предложения.
Выполняют
письменные
упражнения:
объединяют
простые предложения в пары,
чтобы получились сложные
предложения

Применяют
правило
постановки запятой в простом
и сложном предложении с
союзом.
Выполняют
письменные
упражнения,
применяя союз «чтобы» в
сложных
предложениях.
Расставляют
запятые
в
сложном предложении перед
союзом.

Отвечают на вопросы по
изученной теме Применяют
правила на письме.
Пишут
комментированное
письмо

65.

Контрольный
диктант 1
(итоговый)
на
тему:
«Предложение. Текст»

66.

Обследование устной речи

67.

Обследование письменной 1
речи

1

Применение правил при письме Выполняют
контрольное Пишут диктант под диктовку
при написании диктанта
списывание текста диктанта
учителя,
выполняют
грамматическое задание
Обследование устной и письменной речи -2 ч
Чтение
слов,
предложений, Умеют воспроизводить слова, Читают текст правильно,
простых текстов.
словосочетания, предложения правильно, целыми словами,
Ответы на вопросы учителя- сопряженно и отраженно с осознано, соблюдая паузы на
логопеда.
опорой
на
наглядный знаках препинания.
Пересказ
прочитанного материал
Пересказывают прочитанный
(прослушанного) текста
Читают текст правильно, материал
правильно, целыми словами,
осознано, соблюдая паузы
на знаках препинания
Написание диктанта.
Умеют писать под диктовку Умеют писать под диктовку
Работа над ошибками
текст.
текст.
Умеют
находить допущенные
Умеют
находить
допущенные
ошибки
и ошибки и исправлять их после
исправлять
их
после предварительного анализа и
предварительного анализа и разбора учителем-логопедом
разбора
учителемлогопедом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».