РП_5_Логопедические занятия

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Методического совета
от 21.08.2024г.
Протокол № 01

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «30» августа 2024 г. №114/1-од

Рабочая программа
Коррекционно-развивающей области
Коррекционный курс «Логопедическая коррекция»
для обучающихся по АООП (вариант 1)
5 класс
на 2024-2025 учебный год

Составитель: Абашева С.А., учитель-логопед, 1 КК,

г. Красноуфимск
2024г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................. 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 12

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее
ФАООП

УО

(вариант

1),

утвержденной

приказом

Министерства

просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционный

курс

относится

к

коррекционно-развивающей

области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с

учебным

планом

рабочая

программа

по

коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 5 классе рассчитана на
68 час (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме
групповых занятий; 1 час в неделю отводится на индивидуальные
коррекционные занятия (по отдельному плану)
9 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 6 часов, с
25 мая по 30 мая - 3 часа).
59часов – на коррекционные групповые логопедические занятия.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» в 5 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика,
коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение
речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский
язык».
Задачи коррекционного курса:
3

 повышать уровень речевого и общего психического развития
обучающихся;
 осуществлять профилактику специфических и сопутствующих
(графических, орфографических) ошибок;
 закреплять

практические

навыки

правильного

использования

языковых средств в речевой деятельности;
 расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в
ближнем и дальнем окружении;
 вырабатывать

навыки

правильного,

сознательного

чтения

и

аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
 обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи,
профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных
организаций,

реализующих

общеобразовательные

программы,

адаптированные
авторы:

Э.В.

основные

Якубовская,

Н.Г.

Галунчикова. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению
речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая
программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного
усвоения и правильного применения обучающимися грамматических
правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в
развитии психологических предпосылок к полноценному овладению
чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее
совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и
расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его
в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического
строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений
и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых
письменных текстов. Данная программа построена по цикличному
принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более
высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа
и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного
подхода,

жизненными

компетенциями,

поэтапного

формирования

умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании
различных методов:
 практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
 наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и
видеоматериалами;

5

 словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной
способности

обучающихся,

формирования

навыков

четкого

произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте
интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний,
различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может
варьироваться в зависимости от речевого дефекта и

темпа усвоения

программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
 упражнения для развития артикуляционной моторики;
 упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
 дыхательная гимнастика;
 коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
 формирование фонематических процессов;
 работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
 работа над предложением, текстом;
 обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим

и

логопедических занятий

очень

важным

является

структурным

самоконтроль

компонентом

звукопроизношения

(гласных, согласных).

6

Содержание разделов
№

Название раздела

п/п

Количество

Контрольные

часов

работы
2

1.

Обследование устной и письменной речи

6

2.

Гласные и согласные

2

3.

Согласные звуки и буквы

12

4.

Предложение. Текст

14

5.

Состав слова. Словообразование

14

6.

Слово

13

7.

Связная устная речь

4

8.

Обследование устной и письменной речи на

3

конец года
Итого:

68

2

7

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 положительное отношение к школе, к коррекционным занятиям;
 умение делать простейшие обобщения, сравнения, классификацию
на наглядном материале по основным лексическим темам;
 умение обращаться за помощью, используя простую фразовую речь;
 умение договаривать и изменять свое поведение с учетом поведения
собеседника;
 умение выразить отказ, благодарность, сочувствие;
 развитие умения произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности;
 овладение способностью пользоваться устной и письменной речью
для решения соответствующих возрасту бытовых задач.
Предметные:
Минимальный уровень:
 четко произносить автоматизированные звуки русского языка в
речевом потоке; производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
 правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими
буквами алфавита;
 производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
 различать предлоги и приставки;
 разбирать слово по составу;
 выделять имя существительное, определять падежные окончания;
 грамматически правильно связывать слова в предложении;
 писать под диктовку простой текст;

8

 пользоваться

различными

частями

речи

при

составлении

предложения;
 уметь составлять рассказы, по опорным словам, и вопросам.
Достаточный уровень:
 правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими
буквами алфавита;
 находить корень слова и образовывать однокоренные слова;
 выделять родственные слова из текста;
 пользоваться

суффиксальными

и

приставочными

способами

словообразования;
 различать приставку и предлог по их значению;
 проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения
формы слова;
 изменять окончание слов в соответствии с вопросами;
 находить имена существительные в предложении по вопросам и
объяснять лексическое значение слов;
 изменять имена существительные по числам и падежам;
 составлять и распространять предложения, ставить вопросы к словам
в предложении, знаки препинания в конце предложений;
 соблюдать правильную интонацию в предложениях с однородными
членами;
 писать под диктовку тексты (40-45 слов);
 работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и
главную мысль;
 владеть различными видами пересказов;
 усваивать лексику через речевую практику.

9

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной
отсталостью

программе

для

(интеллектуальными

обучающихся

нарушениями)

с

умственной

результативность

обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом
особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей каждого обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед

постоянно

отслеживает

и

контролирует

достижения

обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации
оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения
для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в
форме устного опроса

(индивидуального, фронтального), письменных

работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания,
диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит
дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых
ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов
мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной
речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).

10

В основу организации процедуры логопедического мониторинга
устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является
учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в
баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения,
характер

и

тяжесть

использованной

допускаемых

помощи,

дифференцированного

что

дает

результата.

ошибок,

вид

возможность

Процентное

и

количество

получения

выражение

более

качества

выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
 высокий – 100 - 80%;
 выше среднего – 79,9 -65%;
 средний – 64,9 - 45%;
 низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный
речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и
наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий
отследить динамику его речевого развития.

11

№

Тема курса

1.

Обследование
звукпроизносительной
стороны речи

2.

Обследование
экспрессивной стороны
речи и импрессивной
стороны речи

3.

Обследование связной
речи, словарного
запаса

Кол-во
часов

IV.

1

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предметное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Обследование устной и письменной речи – 6 часов
Выявление умения
Произносят звуки, слова
произносить тот иной звук
(где звук находится в
изолированно, в слове, в
разных позициях).
предложении
Подбирают картинки на
Придумывание короткой
заданный звук с помощью
фразы с заданным словом
учителя – логопеда

Произносят звуки, слова (где звук
находится в разных позициях),
предложения. Придумывают
короткие фразы с заданным
словом.
Подбирают картинки на заданный
звук
Понимание обращенной
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы учителяречи.
учителя-логопеда.
логопеда.
Выполнение предъявленных Умеют воспроизводить
Произносят, воспроизводят звуки,
на слух словесных
слоговые цепочки, слова,
слоги, слова и фразы.
инструкций различной
словосочетания,
Умеют воспроизводить слоговые
сложности
предложения сопряженно и цепочки, слова, словосочетания,
отраженно.
предложения.
Составляют фразы по
Понимают смысл различных
предметным картинкам с
логико-грамматических
помощью учителя-логопеда конструкций, грамматических
связей согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным
картинкам
Выявление
уровня Восстанавливают
Восстанавливают
сформированности
последовательность сюжета последовательность сюжета.
развернутого
с опорой на инструкцию.
Составляют фразы по сюжетным
самостоятельного
Составляют фразы по
картинкам
высказывания
сюжетным картинкам с

4.

Обследование
грамматического строя
речи, слоговой
структуры слова

1

5.

Обследование навыка
чтения

1

6.

Обследование навыка
письма

1

Гласные и согласные
звуки и буквы

1

7.

Выявление правильности
построения грамматической
структуры предложения;
использования падежных
форм существительных;
правильное употребление
рода различных частей речи;
форм единственного и
множественного числа.
Произнесение звуков в
слове, определение их
количества и
последовательность
Чтение текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного
текста

Написание диктанта

помощью учителя-логопеда
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения сопряженно и
отраженно

Читают простой текст
целыми словами.
Отвечают на вопросы с
опорой на картинку

Пишут под диктовку
доступный текст после
предварительного разбора
Гласные и согласные звуки и буквы– 2 час
Закрепление
знаний
о Различают на слух гласные
гласных и согласных звуках. и согласные буквы с опорой
Различение понятий
на схемы.
«гласный звук», «согласный Подбирают слова на
звук».
гласные и согласные звуки
Выделение в словах гласных с помощью учителя-

Умеют воспроизводить слоговые
цепочки, слова, словосочетания,
предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических
конструкций, грамматических
связей согласования, управления

Читают текст правильно, целыми
словами, осознанно, соблюдая
паузы на знаках препинания.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
предложением.
Пересказывают прочитанный
текст.
Умеют писать под
диктовку текст
Знают и различают, что такое
гласные и согласные звуки.
Умеют выявлять особенности
звуков при произношении.
Различают на слух гласные и
согласные буквы.

13

8

Звукобуквенный
анализ слов,
графическое
изображение.

1

9.

Обозначение мягкости
согласных посредством
буквы Ь (на конце
слова)

1

и согласных звуков.
Подбор слов на заданный
согласный/гласный звук.
Развитие умения определять
наличие или отсутствие
изучаемого звука в слове.
Развитие слухового
восприятия

логопеда
Определяют
наличие/отсутствие
гласного/согласного в слове
с опорой на наглядность.
Делают звуко-буквенный
анализ с помощью учителя
-логопеда

Различение артикуляции
звуков и способами их
образования.
Различение понятий
«гласный звук», «согласный
звук».
Называние гласных и
согласных звуков.
Подбор слов на гласные и
согласные звуки.
Обозначение гласных и
согласных звуков с помощью
условных обозначений в
словах (звуковая схема слов)

Умеют на слух различать
гласные и согласные звуки
в односложных и
двусложных словах.
Обозначают звуки
цветовыми сигнальными
карточками.
Составляют звуковую
схему слов с помощью
учителя-логопеда

Согласные звуки и буквы - 12 часов
Различение твердых и
Умеют определять в
мягких согласных.
слове последний согласный
Называние мягкого
по твердости-мягкости с
согласного.
помощью учителяЧтение слов парами.
логопеда.
Сравнение пар слов по
Называют мягкий
смыслу, звучанию и
согласный.

Умеют находить заданную
гласную и согласную букву из
ряда букв.
Умеют подбирать слова на
гласные и согласные звуки.
Определяют наличие/отсутствие
гласного/согласного в слове.
Умеют производить звукобуквенные анализ и синтез слов
Знают и различают, что такое
гласные и согласные звуки.
Умеют выявлять особенности
звуков при произношении.
Умеют изображать с помощью
условных символов гласные и
согласные звуки.
Умеют находить заданную букву,
обозначающие гласный или
согласный звук из ряда букв.
Составляют звуковую схему слов
с помощью учителя-логопеда.
Умеют подбирать слова на
гласные и согласные звуки
Умеют определять в
слове последний согласный по
твердости-мягкости.
Называют мягкий согласный.
Читают слова парами.
Различают слова по смыслу,
звучанию и написанию.

14

10. Обозначение мягкости
согласных посредством
буквы Ь (в середине
слова слов)

1

11. Обозначение мягкости
согласных посредством
буквы Ь (в середине и
конце слова).
Тренировочные

1

написанию.
Изменение слов с помощью
мягкого знака.
Закрепление умения
объяснить правописание
слов с мягким знаком на
конце.
Развитие фонематического
слуха
Различение твердых и
мягких согласных в середине
слова.
Называние мягкого
согласного в середине слова.
Чтение слов парами.
Сравнение пар слов по
смыслу, звучанию и
написанию.
Изменение слов с помощью
мягкого знака.
Письмо слов с мягким
знаком в середине слов.
Закрепление правил
переноса слов с мягким
знаком.
Развитие фонематического
слуха
Закрепление написания слов
с мягким знаком на конце и
середине слов в
предложениях и тексте.
Развитие словарного запаса.

Читают слова парами.
Записывают слова с мягким
знаком на конце с опорой
на правило.

Образуют слова с помощью
мягкого знака на конце.
Умеют объяснить правописание
слов с мягким знаком.

Умеют определять в слове
последний согласный по
твердости-мягкости с
помощью учителялогопеда.
Называют мягкий
согласный.
Читают слова парами.
Делят слова с мягким
знаком в середине слов на
слоги для переноса с
помощью учителялогопеда.
Записывают слова с мягким
знаком в середине слова по
картинкам

Умеют определять в слове
последний согласный по
твердости-мягкости.
Называют мягкий согласный.
Читают слова парами.
Различают слова по смыслу,
звучанию и написанию.
Умеют переносить слова с мягким
знаком в середине слов.
Пишут под диктовку слова с
мягким знаком в середине

Записывают слова с мягким
знаком на конце и в
середине слова по
картинкам.
Вставляют пропущенный

Записывают слова с мягким
знаком на конце и середине слов
по картинкам, на слух.
Вставляют пропущенный мягкий
знак в словах, предложениях.

15

упражнения

Развитие фонематического
слуха

12. Обозначение мягкости
согласных посредством
гласных 2 ряда
13. Тренировочные
упражнения по
развитию умения
обозначать мягкость
согласных посредством
гласных 2 ряда.

1

14. Парные звонкие и
глухие согласные.
Смыслоразличительная
роль согласных звуков

1

15. Парные звонкие и
глухие согласные на

1

1

мягкий знак в словах,
предложениях с помощью
учителя-логопеда

Пишут под диктовку текст

Развитие умения слышать
мягкие согласные перед
гласными звуками второго
ряда.
Развитие умения
правильно подбирать
пропущенную гласную
букву.
Запись слов под диктовку.
Развитие
фонематического слуха и
восприятия

Называют согласный,
который звучит мягко с
помощью учителя-логопеда.
Называют гласную букву 2
ряда в слогах и
звукосочетаниях, которая
влияет на смягчение
согласного.
Подчеркивают гласную 2
ряда в словах.

Умеют слышать и называть
мягкий согласный перед гласными
второго ряда.
Называют гласную букву 2 ряда в
словах, которая влияет на
смягчение согласного.
Вставляют пропущенную гласную
букву 2 ряда в слова.
Записывают слоги,
звукосочетания, слова под
диктовку.

Сравнение звонких и
глухих согласных по
артикуляции.
Сопоставление звонких и
глухих согласных с их
графическим
изображением.
Выделение звонких и
глухих согласных в
начальной позиции.
Развитие
фонематического слуха и
восприятия
Развитие умения
объяснять правописание

Различают согласные по
звонкости-глухости с опорой
на наличие/отсутствие
голоса при произношении.
Обозначают на письме
соответствующими буквами.
Выделяют согласный звук в
начальной позиции по
предметным картинкам.
Вставляют пропущенные
согласные буквы с помощью
учителя-логопеда

Различают согласные по
звонкости-глухости.
Обозначают на письме
соответствующими буквами.
Выделяют согласный звук в
начальной позиции по
предметным картинкам и на слух.
Вставляют пропущенные
согласные буквы.
Умеют закончить предложение,
выбрав подходящее по смыслу
слово

Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда.

Сравнивают произношение и
написание согласных на конце

16

конце слова.

16. Смыслоразличительная
роль согласных

1

17. Парные звонкие и
глухие согласные в
середине слова
18. Парные звонкие и
глухие согласные в
середине слова.
Тренировочные
упражнения

1

1

слов со звонкими глухими
согласными на конце
слов.
Различение слов,
отличающихся последним
согласным звуком по
значению.
Развитие
фонематического слуха и
восприятия
Отработка способов
проверки написания слов
с помощью
словоизменения и
словообразования.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие
фонематического слуха и
восприятия

Вставляют пропущенные
буквы с опорой на
наглядность.
Умеют закончить
предложение по картинке

слова.
Изменяют слова по образцу.
Вставляют пропущенные буквы,
подбирая проверочные слова.
Умеют закончить предложение,
выбрав подходящее слово по
смыслу

Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда.
Вставляют пропущенные
буквы с опорой на
наглядность.
Умеют закончить
предложение по картинке

Сравнивают произношение и
написание согласных на конце
слова.
Изменяют слова по образцу.
Вставляют пропущенные буквы,
подбирая проверочные слова.
Умеют закончить предложение,
выбрав подходящее слово по
смыслу

Развитие умения
объяснять правописание
слов со звонкими глухими
согласными в середине
слов.
Отработка способов
проверки написания слов
с помощью
словоизменения и
словообразования.
Обогащение словарного
запаса.

Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда.
Вставляют пропущенные
буквы с опорой на
наглядность.

Сравнивают произношение и
написание согласных в середине
слова.
Изменяют слова по образцу,
подбирая проверочные слова.
Вставляют пропущенные буквы,
подбирая проверочные слова.

17

Развитие
фонематического слуха и
восприятия.

19. Непроизносимые
согласные в словах,
способы проверки
правописания
20. Тренировочные
упражнения по
развитию умения
проверять
правописание
непроизносимых
согласных в словах

1

21. Грамматическое
оформление
предложения.
Распространение
предложения

1

1

Развитие умения
Находят слова с
подбирать проверочные
непроизносимыми и
слова для проверки
сомнительными согласными
непроизносимых
с помощью учителясогласных.
логопеда.
Развитие навыка
Образуют слова с
словоизменения и
непроизносимыми
словообразования.
согласными от данных слов
Обогащение словарного
по образцу
запаса.
Развитие
фонематического слуха и
восприятия
Предложение. Текст – 14 часов
Закрепление согласования Составляют предложение из
различных частей речи
слов с опорой на картинку.
(сущ. с глаголом в роде и
Заканчивают предложение
числе; сущ. с прил. в роде, по образцу учителя-логопеда
числе и падеже).
Ответы на вопросы
учителя-логопеда.
Составление и
распространение

Находят слова с
непроизносимыми и
сомнительными согласными.
Вставляют пропущенные буквы,
подбирая проверочные слова.
Объясняют правописание слов.
Составляют словосочетания

Составляют предложение.
Объясняют связи слов в
предложении. Строят сложные
предложения различного типа.
Устанавливают в сложных
предложениях причинноследственные связи.
Распространяют предложение,
согласовывая слова.

18

предложений
22. Согласование глагола с
именем
существительным в
роде и числе

1

23. Согласование имени
прилагательного с
именем
существительным в
роде и числе

1

24. Управление.
Винительный падеж

1

Заканчивают предложения по
образцу.
Вставляют пропущенные слова
Согласование слов в
Умеют согласовывать с
Умеют правильно согласовывать
предложении с данными
помощью наглядности слова- различные части речи, вставлять
словами в различных
предметы со словами
подходящее по смыслу слово.
формах.
действиями в роде и числе.
Распространяют предложения в
Ответы на вопросы
Заканчивают предложение
следующей последовательности:
учителя-логопеда.
по образцу учителякто? что? что делает?
Составление предложений логопеда.
Составляют самостоятельно
со словами, данными в
Составляют предложение из предложения с опорой (без опоры)
начальной форме.
слов с опорой на картинку
на картинку из слов и
Укрепление речевого
распространяют его
внимания
Закрепление знаний о
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы учителясогласовании имени
учителя-логопеда,
логопеда,
прилагательного с именем согласуя имена
согласуя имена прилагательные с
существительным в роде и прилагательные с именами
именами существительными в
числе.
существительными в роде и
роде и числе.
Ответы на вопросы
числе с опорой на наглядный Составляют предложения с
учителя-логопеда.
материал.
именами прилагательными.
Составление предложений Дополняют рассказ словами- Выделяют голосом окончания
с именами
признаками, отвечая на
имен прилагательных.
прилагательными.
вопросы учителя-логопеда
Дополняют рассказ словамиВыделение имен
признаками
прилагательных из
предложения.
Дополнение предложений
словами-признаками
Развитие умения
Составляют словосочетания Дополняют предложения
дополнять предложения
и предложения, отвечая на
подходящими по смыслу словами
по вопросам учителявопрос учителя-логопеда.
в нужном падеже.

19

25. Словоизменение
существительных.
Слова, отвечающие на
вопросы кого? что?

1

26. Управление.
Родительный падеж.

1

логопеда.
Развитие умения отвечать
на вопросы полным
предложением с
соблюдением правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение предложений,
подходящими по смыслу
словами.
Воспитание чувства
языка.
Развитие слухового
внимания
Упражнения в
составлении предложений
из данных слов.
Дополнение
словосочетаний и
предложений по вопросам
и картинкам.
Воспитание чувства
языка.
Развитие слухового
внимания
Развитие умения
дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие умения отвечать
на вопросы полным

Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку.
Пишут предложение,
изменив в них последнее
слово с помощью учителялогопеда

Находят и исправляют ошибки в
предложениях.
Составляют предложения из слов
Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют закончить предложение по
вопросам.
Пишут предложение, изменив в
них последнее слово.
Выделяют в словах окончание

Составляют словосочетания
и предложения, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку.

Дополняют предложения
подходящими по смыслу словами
в нужном падеже.
Находят и исправляют ошибки в
предложениях.
Составляют предложения из слов

20

27. Словоизменение
существительных.
Слова, отвечающие на
вопросы кого? чего?

1

28. Управление.
Дательный падеж.

1

предложением с
соблюдением правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение предложений,
подходящими по смыслу
словами.
Воспитание чувства
языка.
Развитие слухового
внимания
Упражнения в
составлении предложений
из данных слов.
Дополнение
словосочетаний и
предложений по вопросам
и картинкам.
Воспитание чувства
языка.
Развитие слухового
внимания
Развитие умения
дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие умения отвечать
на вопросы полным
предложением с
соблюдением правильного
использования

Пишут предложения,
изменив в них последнее
слово с помощью учителялогопеда

Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют закончить предложение по
вопросам.
Пишут предложение, изменив в
них последнее слово.
Выделяют в словах окончание

Составляют словосочетания
и предложения, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку.
Пишут предложение,
изменив в них последнее
слово с помощью учителя-

Дополняют предложения
подходящими по смыслу словами
в нужном падеже.
Находят и исправляют ошибки в
предложениях.
Составляют предложения из слов.
Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют закончить предложение по

21

29. Словоизменение
существительных.
Слова, отвечающие на
вопросы кому? чему?

1

30. Управление.
Творительный падеж

1

предложно-падежных
конструкций.
Дополнение предложений,
подходящими по смыслу
словами.
Воспитание чувства
языка.
Развитие слухового
внимания
Упражнения в
составлении предложений
из данных слов.
Дополнение
словосочетаний и
предложений по вопросам
и картинкам.
Воспитание чувства
языка.
Развитие слухового
внимания
Развитие умения
дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие умения отвечать
на вопросы полным
предложением с
соблюдением правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение предложений,

логопеда

вопросам.
Пишут предложение, изменив в
них последнее слово.
Выделяют в словах окончание

Составляют словосочетания
и предложения, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку.
Пишут предложение,
изменив в них последнее
слово с помощью учителялогопеда

Дополняют предложения
подходящими по смыслу словами
в нужном падеже.
Находят и исправляют ошибки в
предложениях.
Составляют предложения из слов
Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют закончить предложение по
вопросам.
Пишут предложение, изменив в
них последнее слово.

22

31. Словоизменение
существительных.
Слова, отвечающие на
вопросы кем? чем?

1

32. Управление.
Предложный падеж.

1

подходящими по смыслу
словами.
Воспитание чувства
языка.
Развитие слухового
внимания
Упражнения в
составлении предложений
из данных слов.
Дополнение
словосочетаний и
предложений по вопросам
и картинкам.
Воспитание чувства
языка.
Развитие слухового
внимания
Развитие умения
дополнять предложения
по вопросам учителялогопеда.
Развитие умения отвечать
на вопросы полным
предложением с
соблюдением правильного
использования
предложно-падежных
конструкций.
Дополнение предложений,
подходящими по смыслу
словами.
Воспитание чувства

Выделяют в словах окончание

Составляют словосочетания
и предложения, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова в
предложения с опорой на
картинку.
Пишут предложение,
изменив в них
последнее слово с помощью
учителя-логопеда

Дополняют предложения
подходящими по смыслу словами
в нужном падеже.
Находят и исправляют ошибки в
предложениях.
Составляют предложения из слов
Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют закончить предложение по
вопросам.
Пишут предложение, изменив в
них последнее слово.
Выделяют в словах окончание

23

33. Словоизменение
существительных.
Слова, отвечающие на
вопросы на (в) ком? на
(в) чем?

1

34. Текст. Деление текста на

1

предложения

языка.
Развитие слухового
внимания
Упражнения в
составлении предложений
из данных слов.
Дополнение
словосочетаний и
предложений по вопросам
и картинкам.
Воспитание чувства
языка.
Развитие слухового
внимания
Развитие умения отличать Выделяют предложения в
предложение от текста.
тексте с помощью учителя.
Деление текста на
Определяют границы
предложения.
предложений. Правильно
Определение границ
обозначают на письме
предложения по
начало и конец предложения
интонации и смысловым
вопросам. Правильное
обозначение на письме
начала и конца
предложения.
Развитие слухового
вербального анализа и
синтеза смысловой и
интонационной
законченности
предложений
Состав слова. Словообразование -14часов

Отличают предложение от текста.
Выделяют предложения в тексте.
Определяют количество
предложений в тексте.
Делят текст на предложения.
Определяют границы
предложений. Правильно
обозначают на письме начало и
конец предложения

24

35.

Слово.
Однокоренные слова.
Корень слова

1

Подбор однокоренных
слов к данным словам.
Называние слов с общим
корнем.
Выделение корня в
словах.
Дифференциация слов с
одинаковым корнем, но
разным смысловым
значением.
Развитие навыка
словообразования и
подбора однокоренных
слов

Выделяют корень словах с
помощью учителя-логопеда.
Подбирают однокоренные
слова из слов для справок.
Называют однокоренные
слова с опорой на сюжетную
картинку

36.

Состав слова

1

Закрепление знаний о
частях слова.
Выделение в словах
корня, приставки и
суффикса.
Разбор слов по составу.
Словообразование слов с
помощью приставки и
суффикса.
Развитие слухового
восприятия и внимания

Читают слова находят
корень, выделяют его;
суффикс и приставку – с
помощью учителя-логопеда.
Изменяют слова по образцу.
Разбирают слово по составу
с помощью учителя-логопеда

37.

Безударные гласные в
корне слова

1

Выделение безударного
слога и безударной
гласной.
Подбор проверочных

Выделяют безударный слог и
безударную гласную в
словах.
С помощью учителя –

Находят и выделяют корень в
словах.
Умеют подобрать однокоренные
слова по корню слова.
Выделяют на слух однокоренные
слова.
Умеют различать слова с
одинаковым корнем, но разным
смысловым значением.
Группируют родственные слова
путем разделения по смыслу
каждой из представленных групп
слов на 2 разные родственные
“семьи”.
Образовывают однокоренные
слова
Умеют образовывать новые слова
от корня с помощью приставки и
суффикса.
Изменяют слова по образцу.
Разбирают слово по составу.
Умеют подобрать слово к схемам

Выделяют в слове безударный
слог и безударную гласную.
Умеют подобрать проверочные
слова к слову с безударной

25

38.

Анализ способов
образования слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с
помощью суффиксов: инк-, -ушк-,-ишк-

1

39.

Анализ способов
образования слов,

1

слов.
Запись слов с
пропущенными буквами.
Запись слов с
безударными гласными
под диктовку.
Расширение и
активизация словарного
запаса.
Развитие
фонематического слуха и
восприятия
Образование слов,
обозначающих предметы
при помощи
уменьшительноласкательных суффиксов.
Выделение общей части
образованных слов.
Закрепление знаний о
правописании суффиксов.
Развитие умения
составлять
словосочетания и
предложения со словами.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие слухового
внимания и логического
мышления
Закрепление знаний о
правописании суффиксов.

логопеда
подбирают проверочные
слова и называют нужную
гласную букву.

гласной.
Расширяют словарный запас через
накопление «гнезд» родственных
слов.
Записывают под диктовку слова
разной степени сложности и
подбирают к ним проверочные
слова.

Образовывают слова с
уменьшительноласкательным значением с
опорой на наглядный
материал.
Выделяют суффикс в словах
с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания

Образовывают слова с
уменьшительно-ласкательным
значением.
Выделяют суффикс в словах.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами

Образовывают слова с
уменьшительно-

Образовывают слова с
уменьшительно-ласкательным

26

обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с
помощью суффиксов: ок-,-к

Развитие умения
составлять
словосочетания и
предложения со словами.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие слухового
внимания и логического
мышления
Закрепление знаний о
правописании суффиксов.
Развитие умения
составлять
словосочетания и
предложения со словами.
Обогащение словарного
запаса.

ласкательным значением с
опорой на наглядный
материал.
Выделяют суффикс в словах
с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания

значением.
Выделяют суффикс в словах.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами

Образовывают слова с
уменьшительноласкательным значением с
опорой на наглядный
материал

Образовывают слова с
уменьшительно-ласкательным
значением.
Выделяют суффикс в словах.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами

40.

Анализ способов
образования слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с
помощью суффиксов: ек-, -ик-

1

41.

Анализ способов
образования слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с
помощью суффиксов: очк-, -ечк-

1

Образование слов,
обозначающих предметы
при помощи
уменьшительноласкательных суффиксов.
Выделение общей части
образованных слов.
Закрепление знаний о
правописании суффиксов

Образовывают слова с
уменьшительноласкательным значением с
опорой на наглядный
материал.
Выделяют суффикс в словах
с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания

Образовывают слова с
уменьшительно-ласкательным
значением.
Выделяют суффикс в словах.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами

42.

Анализ способов
образования слов,
обозначающих
предметы:

1

Образование слов,
обозначающих предметы
при помощи
уменьшительно-

Образовывают слова с
уменьшительноласкательным значением с
опорой на наглядный

Образовывают слова с
уменьшительно-ласкательным
значением.
Выделяют суффикс в словах.

27

уменьшительноласкательных с
помощью суффиксов: чик-, -щик-

ласкательных суффиксов.
Выделение общей части
образованных слов.
Закрепление знаний о
правописании суффиксов

материал.
Выделяют суффикс в словах
с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания

Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами

43.

Анализ способов
образования слов,
обозначающих
предметы:
уменьшительноласкательных с
помощью суффиксов: –
ниц-,-иц-

1

Образование слов,
обозначающих предметы
при помощи
уменьшительноласкательных суффиксов.
Выделение общей части
образованных слов.
Закрепление знаний о
правописании суффиксов

Образовывают слова с
уменьшительноласкательным значением с
опорой на наглядный
материал.
Выделяют суффикс в словах
с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания

Образовывают слова с
уменьшительно-ласкательным
значением.
Выделяют суффикс в словах.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами

44.

Анализ способов
образования слов,
обозначающих
предметы: без
изменения звуковой
структуры в корне
слова (гуси-гусёнок)

1

Образование слов,
обозначающих предметы
при помощи
уменьшительноласкательных суффиксов.
Выделение общей части
образованных слов.
Закрепление знаний о
правописании суффиксов

Образовывают слова с
уменьшительноласкательным значением с
опорой на наглядный
материал.
Выделяют суффикс в словах
с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания

Образовывают слова,
обозначающие детенышей
животных и птиц.
Выделяют суффикс в словах.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами

45.

Анализ способов
образования слов,
обозначающих
предметы: с
чередование звуков в
корне (волк-волчонок)

1

Образование слов,
обозначающих предметы
при помощи
уменьшительноласкательных суффиксов.
Выделение общей части

Образовывают слова с
уменьшительноласкательным значением с
опорой на наглядный
материал.
Выделяют суффикс в словах

Образовывают слова,
обозначающие детенышей
животных и птиц.
Выделяют суффикс в словах.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными

28

образованных слов.
Закрепление знаний о
правописании суффиксов

с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания

словами

46.

Анализ способов
образования слов,
обозначающих
предметы: замена
корнепроизводного
слова (овца-ягненок)

1

Образование слов,
обозначающих предметы
при помощи
уменьшительноласкательных суффиксов.
Выделение общей части
образованных слов.
Закрепление знаний о
правописании суффиксов

Образовывают слова с
уменьшительноласкательным значением с
опорой на наглядный
материал.
Выделяют суффикс в словах
с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания

Образовывают слова,
обозначающие детенышей
животных и птиц.
Выделяют суффикс в словах.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами

47.

Анализ способов
образования слов,
обозначающих
предметы: с помощью
приставок

1

Развитие умения
образовывать слова,
обозначающие предметы
приставочным способом.
Выделение приставки в
словах.
Развитие умения
составлять
словосочетания и
предложения со словами.
Обогащение словарного
запаса.

Образовывают слова,
обозначающие предметы
приставочным способом, с
опорой на наглядный
материал.
Выделяют приставку в
словах с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания

Образовывают слова,
обозначающие предметы
приставочным способом.
Выделяют приставку в словах.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами

48.

Анализ способов
образования слов,
обозначающих
предметы образование сложных

1

Развитие умения
образовывать сложные
слова путем слияния двух
основ.
Развитие умения

Образовывают сложные
слова, отвечая на вопрос
учителя-логопеда.
Составляют словосочетания
с образованными словами

Образовывают сложные слова,
отвечая на вопрос учителялогопеда (отгадывая загадки).
Образовывают слова из двух
основ.

29

слов

49. Слово, как часть
предложения

1

50. Слова, обозначающие
предмет. Имя
существительное

1

51. Слова, обозначающие
предмет.

1

составлять
словосочетания и
предложения со словами.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие слухового
внимания и логического
мышления
Слово – 13 часов
Усвоение понятия «слово» Умеют называть слова,
как части
определять их лексическое
предложения, его
значение с помощью
лексического значения.
учителя-логопеда
Графическое изображение
слов.
Развитие зрительного
внимания и памяти
Различение предмета и
Умеют классифицировать и
слова, как название этого
называть с помощью
предмета.
учителя-логопеда слова,
Соотнесение вопросов
обозначающие предметы и
кто? что? и слов,
ставить к ним правильный
обозначающих название
вопрос.
предмета.
Называют основные
Классификация слов,
лексические группы с опорой
обозначающих предмет по на картинный материал
основным лексическим
группам.
Развитие зрительного
внимания и памяти
Определение понятия
Читают по карточке
«антонимы».
определение понятия

Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами

Имеют представление о «слове»
как части предложения, его
лексическом значении.
Умеют изображать слова
графически

Имеют представление о словах,
обозначающих предметы.
Умеют ставить правильный
вопрос к словам, обозначающим
предмет.
Выделяют слова, обозначающие
предметы среди других слов.
Классифицируют слова,
обозначающие предметы по
основным лексическим группам

Знают определение понятия
«антонимы».

30

Слова - «неприятели»
(антонимы)

52. Подбор антонимов к
слову, нахождение
антонимов в
предложении

1

53. Слова, обозначающие
предмет.
Слова – приятели
(синонимы)

1

54. Подбор синонимов к
слову, нахождение в

1

Подбор слов-антонимов к
словам, обозначающим
предметы.
Выбор из слов слова«неприятели».
Игра «Подбери пару».
Составление
предложений с
антонимами

«антонимы».
Подбирают слова-антонимы
к словам, обозначающим
предметы с опорой на
наглядный материал.
Подбирают к словам,
обозначающим предмет
слова-антонимы из слов для
справок

Подбирают слова-антонимы к
словам, обозначающим предметы.
Находят в ряду слов слова –
«неприятели».
Выписывают выделенные слова,
обозначающие предметы и
подбирают к ним антонимы

Развитие умения
подбирать к словам,
обозначающим предмет,
слова-«неприятели».
Развитие умения
закончить предложение
словом-антонимом.
Развитие слухового
внимания
Определение понятия
«синонимы».
Подбор слов-синонимов к
словам, обозначающим
предметы.
Игра «Подбери
одинаковые по значению
слова».
Составление
предложений с
синонимами
Развитие умения
подбирать к словам,

Подбирают к словам,
обозначающим предметы
слова-антонимы с помощью
учителя-логопеда

Подбирают к словам,
обозначающим предметы словаантонимы.
Подбирают антонимы к словам,
дописав предложение

Читают по карточке
определение понятия
«синонимы».
Подбирают слова-синонимы
к словам, обозначающим
предметы с помощью
учителя-логопеда.
Подбирают к словам,
обозначающим предмет,
слова синонимы из слов для
справок
Подбирают к словам,
обозначающим предметы

Знают определение понятия
«синонимы».
Подбирают слова-синонимы к
словам, обозначающим предметы.
Находят в ряду слов слова –
«приятели».
Списывают предложения парами,
находят и подчеркивают в
предложениях каждой пары
синонимы
Подбирают к словам,
обозначающим предметы слова-

31

предложении

55. Слова, обозначающие
признак предмета.
Имя прилагательное

1

56. Слова, обозначающие
признак предмета.
Антонимы

1

обозначающим предмет,
слова-«приятели».
Обоснование выбора
синонимов.
Развитие умения заменить
в предложении слово,
обозначающее предмет,
синонимом.
Расширение словарного
запаса.
Развитие слухового
внимания
Углубление
представления о роли в
нашем языке слов,
обозначающих признаки
предметов.
Закрепление знаний о
словах, обозначающих
признак предмета.
Развитие умения ставить к
слову, обозначающему
признак предмета, вопрос.
Развитие слухового
внимания и памяти
Подбор слов-антонимов к
словам, обозначающим
признак предмета.
Выбор из слов слова«неприятели».
Игра «Подбери пару».
Составление

слова синонимы с помощью
учителя-логопеда

синонимы.
Подбирают синонимы к словам,
заменяя их в предложении

Умеют классифицировать и
называть с помощью
учителя-логопеда слова,
обозначающие признак
предмета и ставить к ним
правильный вопрос

Закрепляют понятие о словах,
обозначающих признаки предмета.
Умеют правильно изменять слова
по родам и числам

Подбирают слова-антонимы
к словам, обозначающим
предметы с опорой на
наглядный материал.
Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета слова-антонимы из

Подбирают слова-антонимы к
словам, обозначающим признак
предмета.
Находят в ряду слов слова –
«неприятели».
Выписывают выделенные слова,
обозначающие признак предмета и

32

57. Подбор антонимов к
слову, нахождение
антонимов в тексте

1

58. Слова, обозначающие
признак предмета.
Синонимы

1

59. Подбор синонимов к
слову, нахождение
синонимов в тексте

1

предложений с
антонимами
Развитие умения
подбирать к словам,
обозначающим признак
предмета, слова«неприятели».
Развитие умения
закончить предложение
словом-антонимом.
Развитие слухового
внимания
Определение понятия
«синонимы».
Подбор слов-синонимов к
словам, обозначающим
признак предмета.
Игра «Подбери
одинаковые по значению
слова».
Составление
предложений с
синонимами
Развитие умения
подбирать к словам,
обозначающим признак
предмета, слова«приятели».
Обоснование выбора
синонимов.
Развитие умения заменить
в предложении слово,

слов для справок

подбирают к ним антонимы

Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета слова-антонимы с
помощью учителя-логопеда

Подбирают к словам,
обозначающим признак предметы
слова-антонимы.
Подбирают антонимы к словам,
дописав предложение

Подбирают слова-синонимы
к словам, обозначающим
признак предмета с
помощью учителя-логопеда.
Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета, слова синонимы из
слов для справок

Подбирают слова-синонимы к
словам, обозначающим признак
предмета.
Находят в ряду слов слова –
«приятели».
Списывают предложения парами,
находят и подчеркивают в
предложениях каждой пары
синонимы

Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета слова синонимы с
помощью учителя-логопеда

Подбирают к словам,
обозначающим признак предмета
слова-синонимы.
Подбирают синонимы к словам,
заменяя их в предложении

33

60. Слова, обозначающие
действие предмета и их
роль в предложении.
Глагол.

1

61. Слова, обозначающие
действие предмета и их
роль в предложении.
Глагол.

1

обозначающее признак
предмета, синонимом.
Расширение словарного
запаса.
Развитие слухового
внимания
Закрепление знаний о
Умеют находить и называть
словах, обозначающих
с помощью учителя-логопеда
действие предмета.
слова, обозначающие
Сопоставление вопроса,
действие предмета и ставить
на который отвечает
к ним правильный вопрос.
слово, с его значением.
Составляют простое
Подбор слов, отвечающих предложение с опорой на
на вопросы: что делает?
картинку, используя словачто делать?
предметы и слова-действия
Развитие слухового
внимания и памяти
Закрепление знаний о
Умеют находить и называть
словах, обозначающих
с помощью учителя-логопеда
действие предмета.
слова, обозначающие
Сопоставление вопроса,
действие предмета и ставить
на который отвечает
к ним правильный вопрос.
слово, с его значением.
Составляют простое
Подбор слов, отвечающих предложение с опорой на
на вопросы: что делает?
картинку, используя словачто делать?
предметы и слова-действия
Развитие слухового
внимания и памяти
Связная устная речь – 4часа

Умеют находить и различать
слова, обозначающие действие
предмета и ставить к ним вопрос.
Подбирают слова, отвечающие на
вопросы: что делает? что делать?
Составляют распространенное
предложение, используя словапредметы и слова-действия

Умеют находить и различать
слова, обозначающие действие
предмета и ставить к ним вопрос.
Подбирают слова, отвечающие на
вопросы: что делает? что делать?
Составляют распространенное
предложение, используя словапредметы и слова-действия

34

62.

Работа над связной
речью.
Последовательный
пересказ

1

63.

Работа над связной
речью.
Последовательный
пересказ

1

64.

Работа над связной
речью.
Сжатый пересказ
(краткий пересказ)

1

65.

Составление
описательного рассказа
по вопросам

1

Прослушивание (чтение)
рассказа.
Ответы на вопросы
учителя-логопеда.
Установление причинноследственных связей в
содержании рассказа.
Выяснение
последовательности
действий в рассказе.
Последовательный
пересказ по памяти.
Прослушивание (чтение)
рассказа.
Ответы на вопросы
учителя-логопеда.
Нахождение главной
мысли рассказа.
Деление текста на части,
озаглавливание частей.
Составление плана
рассказа.
Краткий пересказ

Развитие умения
составлять
описательный
рассказ по вопросам
учителя-логопеда.
Формирование

Прослушивают (читают
рассказ) и устанавливают
причинно-следственные
связи с помощью учителялогопеда.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда простыми
предложениями.
Пересказывают
последовательно содержание
рассказа с помощью
наводящих вопросов
Прослушивают (читают
рассказ) и находят главную
мысль с помощью учителялогопеда.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда простыми
предложениями.
Озаглавливают части
рассказа и составляют план с
помощью учителя-логопеда.
Пересказывают кратко
содержание рассказа с
помощью наводящих
вопросов
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
простым предложением.
Читают составленные
предложения.
Предлагают название

Прослушивают (читают рассказ) и
устанавливают причинноследственные связи.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенными
предложениями.
Пересказывают последовательно
содержание рассказа

Прослушивают (читают рассказ) и
находят главную мысль рассказа.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенными
предложениями.
Делят текст на части.
Озаглавливают части рассказа.
Составляют план.
Пересказывают кратко содержание
рассказа

Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
предложением.
Умеют объяснять лексическое
значение слов.
Грамотно, четко и

35

умения составлять
полный ответ на
вопрос учителялогопеда.
Развитие умения
устанавливать связь
заголовка с темой
текста.

66.

Обследование
экспрессивной и
импрессивной стороны
речи

1

67.

Обследование устной
речи

1

рассказа

Обследование устной и письменной речи – 3 часа
Выполнение
Умеют отвечать на вопросы
предъявляемых на слух
учителя-логопеда.
словесных инструкций
Воспроизводят слоговые
различной сложности.
цепочки, слова,
Понимание обращенной
словосочетания,
речи.
предложения сопряженно и
отраженно.
Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителя-логопеда

Чтение слов,
предложений, простых
текстов.
Ответы на вопросы
учителя-логопеда.

Читают доступный текст.
Отвечают на вопросы с
помощью наводящих
вопросов учителя-логопеда

последовательно составляют
описательный рассказ.
Предлагают название рассказа.
Пересказывают рассказ

Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят и воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить слоговые
цепочки, слова, словосочетания,
предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических
конструкций, грамматических
связей согласования, управления.
Составляют фразы по
предметным, сюжетным
картинкам.
Составляют рассказ по серии
сюжетных картинок
Читают текст правильно,
правильно, целыми словами,
осознано, соблюдая паузы на
знаках препинания.
Пересказывают прочитанный

36

68.

Обследование
письменной речи

1

Пересказ прочитанного
текста
Написание диктанта.
Работа над ошибками

материал
Умеют писать предложения
или простой текст с
помощью учителя-логопеда

Умеют писать под диктовку текст.
Умеют находить допущенные
ошибки и исправлять их после
предварительного анализа и
разбора учителем-логопедом

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».