27.04.2023
Внимание – концентрация сознания на одном объекте при
одновременном его отвлечении от других объектов.
Внимание не существует самостоятельно, без
восприятия, запоминания, мышления. Психические процессы «включаются» только,
если возникло внимание.
Внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью
других психических процессов. Таким образом, невозможно в чистом виде работать
над развитием внимания. Однако можно развивать свойства внимания: объем,
устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрацию.
Объем внимания – количество символов, воспринимаемых нашим
сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает 3 – 4 символа, а у
некоторых и еще меньше.
Устойчивость внимания – время сохранения концентрации
сознания на определенном объекте. У младших школьников устойчивость внимания
активно возрастает к 9-10 годам.
Переключаемость внимания – возможность отвлечь сознание от
одного объекта и переместить его на другой. Переключаемость внимания поддается
тренировке легче, чем другие свойства.
Распределяемость внимания – наличие двух фокусов внимания одновременно,
т.е. концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время.
Концентрация внимания – возможность удерживать сознание на
одном объекте при наличии раздражающих (отвлекающих) факторов.
Особенности внимания обучающихся младшего школьного
возраста
- Произвольное
внимание развивается вместе с развитием
мотивов учения, но с ограниченными возможностями.
- Значительно лучше у младших школьников развито
непроизвольное внимание.
- Внимание отличается легкой переключаемостью и
отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.
-Хорошо организованное внимание сочетается с
малым объемом.
Особенности
внимания умственно отсталых обучающихся:
-Маленький объем внимания
-Неустойчивость
-Низкий уровень концентрации
-Привлечение и перераспределение крайне затруднено
-Быстро отвлекаются и истощаются
-Грубо нарушено произвольное целенаправленное внимание.
1.
Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие
концентрации, распределения внимания
Ведущий предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но
испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо
этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь,
четыре, пять, не собьюсь…». Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8,
-, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, -
_черта замещает числа, которые нельзя произносить).
2.
Упражнение
«Наблюдательность»
Упражнение на развитие
зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной
памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из
дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники
делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
3.
Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на
левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл
игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала
"волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки
ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
4. Упражнение «Распределение цифр в
определенном порядке»
В левой таблице расположены 25 цифр от 1
до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа,
начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.
5.
Упражнение «Найди слова».
На доске написаны слова, в
каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например:
смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень,
пирожок, китель.
6.
Упражнение
«Найди слова».
Найди таблице 10 названий животных.
7.
Упражнение «Найди отличия»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.04.2023
Дата обновления: 27.04.2023
Дата публикации: 27.04.2023