"Агрессия подростков, ее причины и предупреждение"

08.06.2023


"Агрессия подростков, ее причины и предупреждение" 

Родительское собрание 25.05. 2023г

 

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

 – Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

 – С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

            Люди всю  ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

 – Не он… И этот не он… И тот не он… – говорили люди, видя ранних спешащих.

            Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

 Люди уставились на дорогу – где Путник?

 Где-то запел жаворонок.

 Где-то заржал жеребенок.

 Где-то заплакал ребенок.

 А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

 Пришли к мудрецу с жалобой:

 – Где же обещанный Путник Вечности?

(– А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

 – А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

 – Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

 – Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

 Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

 – Ребенок – это и есть Путник Вечности!  Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

– Ведь именно ему жить в будущем. Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”.

 Но не всегда наши ожидания соответствуют реальной картине. Иногда в наших детей вселяется бесенок, и он становиться неуправляем. Теряет контроль и начинает обижать младших, получает двойки и говорит грубости родителям и учителям. Что же случилось с нашим  ребенком, ведь мы  возлагали  такие большие надежды на него, а он  груб, невежлив, и зачастую просто  агрессивен.

III. Упражнение «Ассоциации»

- Скажите пожалуйста,  какие ассоциации у вас вызывает слово «Агрессия»,

Злость, боль, беда, страх, кровь, физическая сила …

   .

            Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

             Специалисты отмечают в последние годы рост тревожных тенденций – повышение агрессивных проявлений у школьников, увеличивается количество жестоких правонарушений, нарастает количество грабежей, разбоев.

В обществе у значительной части населения сформировалась тенденция к разрушительным действиям или, во всяком случае, внутренняя готовность оправдать преступление.

            Это основные виды правонарушений у подростков, а такого рода преступления всегда сопряжены с жестокостью. Кроме того, исследования показали нарастание у детей и подростков садизма в отношении к «братьям меньшим» (к животным) – это проекция отношения к самому человеку.

            Основной «группой риска» были, есть и остаются семиклассники, восьмиклассники. Почему?

            7-8 класс – это подростковый возраст, который характеризуется желанием ребенка стать самостоятельным, не зависеть от мнения родителей и учителей. Подростки часто копируют поведение взрослых и своих кумиров. Кроме этого, идет усвоение навыков социального поведения близких им людей.

            И здесь отношения в семье играют очень важную роль. Если в семье принято разговаривать на повышенных тонах, часто случаются ссоры, унижения, то ребенок другим просто не может быть.

            Выраженными симптомами названного кризиса являются:

- Снижение продуктивности в учебе.

 - Негативизм. Подросток  склонен к ссорам и самоизоляции.Хочу такой сайт

  Негативизм ярко выражен во всех сферах жизни. Продолжается это от нескольких недель до случаев, когда подросток надолго самоизолируется от семьи, является чрезмерно возбудимым, или наоборот, равнодушным.

     Центральное место в жизни подростка занимает общение с товарищами, которое приобретает такой ценности, что нередко оттесняет на второй план и обучение, а также отношения с родными.. К дружеским отношениям предъявляются особые требования: взаимная открытость и понимание, отзывчивость, способность сопереживать, умение хранить тайны.

            Подростки  требуют от взрослых уважения к собственной личности и человеческого достоинства, доверия и самостоятельности, существенно ограничивают права взрослого и расширяют свои собственные.

            Подростковая агрессия делится на физическую и вербальную, т. е. ребёнок может нападать на сверстников, ломать и портить вещи или оскорблять окружающих, ругаться.

                     Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение. Подобное поведение психиатры называют самоагрессией или аутоагрессией.

          Оно вызвано

- неуверенностью в себе,

-недостатка родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих,

- может быть и признаком психического заболевания.

                        Подросткам вообще свойственно совершать рискованные необдуманные поступки, они не всегда взвешивают последствия своих действий, и их импульсивные желания могут победить здравый смысл.

 Причины детской агрессии

1.Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести

2.Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобенности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения

3.Гиперопека (сверхзаботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели).

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

       Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

          Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ... стремится разозлить взрослых, сверстников. Он “не успокаивается” до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их

Как  же помочь   агрессивному ребёнку.

 Методические рекомендации для родителей

Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум. 

- Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

- Необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

-  Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем и только потом предъявляйте свои претензии.

- Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка.

Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.

- Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу не выспавшиеся и озлобленные.

       Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Терпения вам и удачи, дорогие родители!

 

Подготовила: Кузнецова Н.А.

Литература

  1. Авдулова Т. П. Агрессивный подросток: книга для родителей. –М.: Издательский центр «Академия» 2008. - 128 с. – (Психолог родителям).

2.      Возрастная и педагогическая психология: христоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина., А. М. При хожан., В. В. Зацепин. – 5- е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

3.      Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 416с.

4.      Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987. - 268 с.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.06.2023

Дата обновления: 08.06.2023

Дата публикации: 08.06.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».