Половое воспитание в семье - важный инструмент полоролевой ориентации детей в современном мире

29.11.2024

  Нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомленности. В.Г. Белинский

 

 В современном обществе, когда в средствах массовой информации обсуждается тема взаимоотношения полов или смены пола, когда в семьях нет четкого разделения семейных ролей, когда подолгу отсутствуют отцы в связи с вахтовым методом работы и когда воспитанием мальчиков в семье, в детском саду, в школе в основном занимаются женщины, возникают трудности в воспитании детей. Особенно, когда это касается полового воспитания.  У детей и подростков благодаря доступности сети Интернет и низкому контролю досуга со стороны родителей, возрастает интерес к проблеме принадлежности себя к определенному полу. Информация в сети, которую пытаются добыть подростки, зачастую относится к запрещенному контенту. Поэтому правильное половое воспитание детей нужно начинать с раннего возраста в двух направлениях: с родителями - по повышению уровня педагогической культуры родителей в вопросах полового воспитания детей и детьми – по формированию половой идентификации как принятию мальчиком и девочкой мужской или женской роли. Половое воспитание – это комплекс воспитательных и просветительных мероприятий, направленных на овладение ребенком нормами поведения, свойственными представителям его пола, которое должно осуществляться государством, школой, окружающей социальной средой и, конечно, семьей, которая играет ведущую роль в половом воспитании детей. Однако, у самих родителей немало проблем в области полового воспитания детей потому, что их не учили этому. Родители не готовы ответить на вопрос ребенка: «Откуда я появился?», мало информированы о физических и психологических особенностях взросления и многом другом. Обычно родители заинтересованы, чтобы их ребенок вырос полноценной личностью и счастливым человеком. Зная механизмы развития психики ребенка, это сделать легче, так как знания дают возможность в какой-то степени посмотреть на мир глазами ребенка. Поэтому так необходимо педагогическое просвещение родителей по вопросу полового воспитания, обмен опытом между родителями. 

 Грамотное половое воспитание стимулирует правильное психосексуальное развитие, в ходе которого дети усваивают определенную половую роль и правила сексуального поведения. Половое развитие происходит в ходе полового воспитания, которое следует рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. При этом происходит половая идентификация - принятие мальчиком и девочкой мужской или женской роли.  Формирование половой идентичности у ребенка основано на определенных методах и приемах полового воспитания в семье. Родители должны знать возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка (Г.С. Васильченко, В.М. Маслов и И.Л. Ботнева (1983, 1990)), чтобы понимать особенности развития ребенка и грамотно пользоваться ими. В процессе индивидуального развития человека российские сексологи условно выделяют следующие возрастные периоды:

                  парапубертатный период (1-7 лет), в течение которого формируется половое

самосознание (I этап психосексуального развития);

                  препубертатный период (7-13 лет) характеризуется выбором и формированием

стереотипа полоролевого поведения (II этап психосексуального развития);

                  пубертатный период (12-18 лет) – происходят половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (первые две стадии III этапа психосексуального развития);

                  период зрелой сексуальности (26-55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнером;

                  инволюционный период (51-70 лет) – происходит снижение половой активности.  В ходе психосексуального развития специалисты также выделяют три возрастных этапа психического развития человека.

 Формирование полового самосознания. Осознание принадлежности к полу происходит в возрасте 1-5 лет под влиянием микросоциальной среды, но и в значительной степени зависит от протекания перинатального периода. Именно семья, родители с самого детства влияют на формирование половой идентичности ребенка. Она заключается в единстве поведения и самосознания, то есть, причисление себя к определенному полу и ориентация на требования соответствующей половой роли. Формируются сознание половой принадлежности собственной личности и окружающих, уверенность в ее необратимости, после чего попытки изменить половое самосознание ребенка оказываются малоуспешными. 

 Формирование стереотипов полоролевого поведения. Ценность воспитания чувства принадлежности к мужскому или женскому полу и выполнения детьми соответствующих ролей с самого раннего возраста неоспорима. На этапе в возрасте 5-12 лет происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и идеалам маскулинности или феминности микросоциальной среды, в которой проживает ребенок. Но если раньше объектом внимания и подражания для детей становились взаимоотношения родителей, которые воспринимались как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов, то в настоящее время прослеживается смешивание мужских и женских ролевых функций: женщины водят автомобили, юбкам и платьям предпочитают брюки, мужчины пользуются духами, носят украшения. Длина волос, манера поведения, круг интересов, характер занятий и предпочтения не зависят от пола. Такая схожесть между мужчинами и женщинами вызывает растерянность у детей в восприятии «бесполого» человека, зачастую дети не видят четко различимых имиджей, которым могли бы соответствовать. 

 Формирование психосексуальных ориентаций обычно происходит в 12-20 лет, которые обуславливают в последующем выбор объекта влечения с его индивидуальными особенностями: половой принадлежностью, внешним видом, телосложением, поведением, манерой общения и т.д. Кроме этого, на неокрепшую психику подростков пытается оказывать литература, противоречащая воспитанию христианской морали[1]. Поэтому цель полового воспитания заключается в том, чтобы научить ребенка сознательно управлять половым чувством, воспитать моральную устойчивость к развращающим действиям.

Специалисты наблюдают четыре основных типа отношения родителей к вопросам пола, которые проявляются в семье: Хочу такой сайт

                 репрессивный тип отношения охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс - это зло и непристойность, а половое воспитание сводится к нескольким фразам: «это опасно», «это неприлично» и «никаких встреч, подожди пока выйдешь замуж»;

                 избегающий тип, когда родители проявляют более разумное и терпимое отношение к сексуальности, но избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми;

                 навязчивый тип отношения к сексуальности опасен тем, что родители смотрят на секс как на полезное и здоровое явление, но чересчур либеральны во всем, что касается сексуальной активности и иногда явно выставляют напоказ свою половую жизнь;

                 экспрессивное отношение к половым вопросам характеризует секс как положительное и здоровое явление, не заслуживающее, однако, того, чтобы сосредоточивать на нем все свои помыслы, с установлением разумных границ для проявления сексуальной активности детей, так же, как всех других форм поведения.

 Половое воспитание в семье - важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения подростков. Половое воспитание - это непрерывный процесс, который во многом определяется примером родителей, их реакцией на проявления сексуальности растущего ребенка и, конечно, характером получаемой информации. Чем лучше отношения в семье, чем больше эмоционального тепла ребенок получает именно в семье, тем меньше вероятность того, что он будет искать эмоционального тепла вне семьи.

 Родителям следует удержаться от желания воспитывать разнополых детей одинаково. Дочери нужна Любовь + Забота, которые побуждают родителей интересоваться событиями ее жизни, вместе переживать, сострадать, осторожно контролировать. Значимо отцовское восхищение растущей дочерью как женщиной, это ценно для девочки, тем выше ее самооценка, тем лучше она раскрывает свои женские качества. Стремление развить в дочери самостоятельность и предоставление полной свободы, может представиться ей как отсутствие любви и нежелание участвовать в ее жизни. Девочка нуждается в заботе и внимании обоих родителей, так она будет ощущать себя любимой и значимой. Чрезмерная забота о мальчике может быть истолкована как неверие в его возможность самостоятельно добиваться высоких результатов, что занижает самооценку ребенка, препятствует его успешности в будущем. Формула Любовь + Доверие подразумевает признание факта, что «мой сын справится» и очень важна для мальчиков. Со стороны матери очень важно поощрять Доверие как способность полагаться на сына, дать ему возможность действовать по своему разумению, самостоятельно прилагать определенные усилия, учиться на своих ошибках и на основе полученного опыта идти дальше и достигать успеха. Мальчику необходима некоторая свобода действий, тогда у него формируется чувство ответственности за собственные поступки, самостоятельность. 

 


 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.11.2024

Дата обновления: 29.11.2024

Дата публикации: 29.11.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».