Социальная тревожность: как помочь подростку, испытывающему трудности в общении
05.07.2024
В подростковом возрасте личность
человека наиболее чувствительна к воздействию стрессовых факторов. Организм
подростка переживает физиологическую перестройку, к которой добавляются
психоэмоциональные проблемы, вызванные личностными особенностями взрослеющего
ребенка, такими как, критичность и конфликтность. Ситуация может усугубляться
острой реакцией на обиду и трудностями межличностного взаимодействия.
Зачастую у подростков проявляются
полярные качества психики: развязность уживается с застенчивостью;
безаппеляционность суждений и нарочитая уверенность часто граничат с заниженной
самооценкой и ранимостью, а желание общаться может сменяться острой
потребностью побыть одному.
Подростки нередко склонны импульсивно
реагировать на происходящее, не в полной мере осознавая характер, значение и
последствия совершаемых поступков. Наступление неблагоприятных последствий
часто сопровождается высокой тревожностью и аффективной реакцией на ситуацию.
Чувства и эмоции человека выполняют
важную сигнальную функцию: тревога может говорить о приближении негативной
ситуации или опасности и заставляет психику анализировать обстановку и отвечать
соразмерной опасности реакцией. Между тем повышенный уровень тревожности
оказывает негативное воздействие на личностное развитие подростка.
В настоящее время в психологической
науке выделен и исследуется такой феномен как социальная тревожность,
представляющий собой состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и
беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми.
Социальная тревожность проявляется на
фоне формирования такого важного новообразования подросткового возраста, как
поиск своего места в предпочитаемой группе.
Социальное тревожное расстройство мешает
ребенку жить своей жизнью. Он избегает ситуаций, которые большинство людей
считают «нормальными».
Вот несколько признаков, по которым
можно определить подростковую социальную тревожность:
·
регулярные страхи и волнения по поводу обычных дел, например, как одеться в
школу;
·
сильное беспокойство (вплоть до избегания) перед мероприятиями, выступлениями,
предполагающими публичное выступление, например, устный ответ у доски;
·
активное сопротивление идти в школу, на день рождения, встречу, вечеринку, в
том числе нежелание обедать в школьной столовой вместе с классом;
·
страх негативной оценки со стороны окружающих (чаще сверстников);
·
частые жалобы на плохое самочувствие: боль в животе, тошнота, головная боль;
·
резкие перепады настроения, нервозность, вспыльчивость, рассеянное внимание,
снижение концентрации;
·
сильная стеснительность, завышенные требования к себе, чрезмерная
восприимчивость к критике;
·
закрытость, нежелание общаться с людьми, избегание новшеств и сложностей.
·
ухудшение успеваемости;
·
бессонница или слишком много часов сна.
Избегание публичных ситуаций влияет на
личные отношения подростка и может привести к таким последствиям, как:
·
низкая самооценка;
·
негативные мысли;
·
депрессия;
·
чувствительность к критике;
·
неразвитость социальных навыков.
Кроме эмоциональных переживаний
социальное тревожное расстройство сопровождается физическими симптомами:
·
мышечное напряжение;
·
головокружение;
·
покраснение лица;
·
непроизвольные слезы;
·
повышенная потливость;
·
дискомфорт в животе и диарея;
·
неспособность глубоко вдохнуть.
С позиции родителей подростковые переживания
выглядят несерьезными. Однако важно помнить, что отношение к проблеме зависит
от жизненного опыта. Для взрослеющих детей многие ситуации, отлично знакомые
взрослому, являются новыми и неизведанными: первая влюбленность, первое
расставание, первый экзамен вне стен школы и др.
Как помочь ребенку меньше тревожиться в
социуме и реже испытывать стресс?
1.
Учите ребенка различать эмоции (как свои, так и окружающих), называть их, ведь
умение делиться своим эмоциональным состоянием помогает в общении.
2.
Тренируйте у ребенка умение предлагать и принимать помощь в обыденной жизни.
Подростку сложно просить помощи из-за боязни и стереотипов («Я должен
преодолеть это сам», «Меня будут считать слабым, безответственным»), в итоге он
остается с проблемой один на один. Взрослым следует быть открытыми к просьбам
подростков.
3.
Поддерживайте ребенка, интересуйтесь его делами и самочувствием. Напоминайте,
что к вам всегда можно обратиться за помощью или просто поговорить. Сначала важно
внимательно выслушать, дать ему выговориться перед тем, как обсуждать ситуацию:
пока подросток не избавится от избытка эмоций, размышлять он не будет. Важно
помнить, что одно из противоречий подросткового возраста заключается в том, что
ребенок жаждет независимости и в то же время надеется на помощь и поддержку
взрослого.
4.
Обратите внимание на функционирование вашей семейной системы, подход к
воспитанию детей, уровень родительской компетентности. Свойственную подросткам
зависимость от внешнего одобрения или порицания исследователи связывают с
необоснованно завышенными требованиями к ребенку со стороны родителей, а также
– с недооценкой его положительных качеств и преувеличение отрицательных.
В некоторых ситуациях подростку могут
помочь специальные упражнения на снижение тревоги, например:
·
«Техники дыхания»: делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного
напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 10-15 секунд.
·
«Доведение до абсурда»: подростку, когда он спокоен, предлагается «сыграть» в
сильную тревогу, делая это как бы дурачась. Таким образом страх проиграется в
воображении и в реальности все покажется не таким уж и страшным. Ребенок боится
не столько реакции окружающих, сколько своих чувств: смущения, стыда и т.д.
·
«Письменная практика»: подросток описывает свое состояние, формулируя ответы на
вопросы: «Что меня тревожит? Как я это понимаю? Что самое худшее может произойти?
Как я могу повлиять на ситуацию? Какой положительный опыт я смогу извлечь из
ситуации?»
Подросткам, которые хотят справиться с
тревогой и стрессом, а также родителям и педагогам, которые хотят помочь детям
преодолеть повышенную тревожность, рекомендуется к прочтению книга «Ты сильнее
тревоги!» Реджин Галанти, в которой представлены эффективные упражнения и
инструменты для управления тревогой, основанные на когнитивно-поведенческой
терапии и практике осознанности.
Надеемся, что предложенная нами
информация и литература помогут вам предотвратить развитие социальной
тревожности у ребенка или преодолеть имеющиеся трудности.
Педагог-психолог отдела экстренной психологической
помощи
ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Арина Александровна Симонова
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.12.2024
Дата обновления: 19.12.2024
Дата публикации: 05.07.2024