Дружба в подростковом возрасте: что нужно знать родителям
20.02.2024
Не
редкими в практике педагогов-психологов являются запросы подростков, связанные
с неудачами в отношениях со сверстниками.
Сами
подростки (в основном, девочки) так озвучивают проблему: «подруга написала, что
не хочет больше со мной общаться», «все меня игнорируют» и т.д. Переживания
подростка по этому поводу, как говорится, «налицо»: подавленность, тоска,
беспросветность, иногда – вплоть до самоповреждающего поведения.
Что
можно порекомендовать родителям, чтобы их ребенок не столкнулся с подобными
ситуациями?
Во-первых,
родителям важно понять, что общение со сверстниками – неотъемлемая часть
процесса взросления ребенка.
Если
мы обратимся к возрастной периодизации стадий психосоциального развития
(например, по Э. Эриксону), то увидим, что на подростковый возраст (начиная с
12 лет) приходится переживание кризиса идентичности, который подросший ребенок
проходит через слияние со сверстниками. Отсюда – стремление «быть как все» (это
может касаться одежды, прически, макияжа, увлечений и т.д.).
Не
всегда родители знают (понимают) об этом и пытаются отстоять свои прежние
позиции, сохранив свое безграничное влияние на ребенка.
В
результате они наталкиваются на стену непонимания, поскольку в этот период
родительский авторитет уступает значению сверстников в жизни ребенка.
Проявления непоследовательности и грубости со стороны родителей приводят к
утрате доверительных отношений в семье.
Второе,
на что хотелось бы обратить внимание, это то, насколько эффективно подростком
преодолен предыдущий возрастной этап, включающий в себя годы обучения в
начальной школе, и сформировались ли у ребенка такие новообразования психики,
как трудолюбие, мотивация достижения, получение удовольствия от процесса
обучения.
Как
это может быть связано с подростковой дружбой?
Связь
успешности обучения в младшем школьном возрасте и крепкой дружбы в подростковом
возрасте видится в той основе, которая, сформировавшись в 1-4 классах, станет
фундаментом общения в более старшем возрасте. Именно этот фактор может повлиять
на то, будет ли общение базироваться на общем интересе к учебе, познанию,
достижению успеха в дополнительном образовании (кружки, секции) или на
ситуативном обмене информацией развлекательного характера.
Таким
образом, к подростковому возрасту складывается и содержательная часть общения,
и круг участников такого взаимодействия.
В-третьих,
родителям необходимо обратить внимание, привиты ли ребенку в детстве ценности
дружбы, и ее составляющих – уважения, честности, порядочности.
Очень
важно научить ребенка отличать дружбу от других уровней взаимоотношений:
знакомства, приятельства, соседства и т.д., которые внешне могут выглядеть как
дружба, но в корне отличаться от нее своим содержанием и значимостью для
каждого из участников.
Хорошо,
если родители сами могут продемонстрировать свои примеры крепкой дружбы.
Замечательным подспорьем будут и вовремя прочитанные книги и просмотренные
фильмы, базирующиеся на ценностях искренней дружбы. Важно обсуждать с ребенком
и складывающиеся у него взаимоотношения со сверстниками, будь то детский сад,
двор, школа.
Подобное
воспитание позволит подросшему ребенку дорожить отношениями, основанными на
восприятии друг друга как цели, а не как средства, и не цепляться за случайных
знакомых, возлагая на них свои необоснованные надежды.
В-четвертых,
для эффективного взаимодействия со сверстниками ребенку необходимы
соответствующие инструменты.
Яэль
Авраам в своей книге «Почему со мной никто не дружит?» выделяет ряд базовых
социальных навыков, позволяющих детям и подросткам выстраивать отношения:
–
умение устанавливать зрительный контакт;
–
умение держать позу и осанку, выражать эмоции;
–
способность чисто и ясно изъясняться.
Более
сложными социальными навыками, по мнению Авраам, являются:
–
способность общаться на равных;
–
умение принадлежать к группе;
–
понимание своих и чужих эмоций;
–
проявления заботы;
–
самоконтроль;
–
умение начать и поддержать беседу;
–
способность достойно принимать свой проигрыш и радоваться выигрышу другого.
Всем
этим навыкам ребенка, на собственном примере, могут научить родители.
В
качестве пятой рекомендации хотелось бы озвучить пожелание к родителям: любить
и воспринимать своего ребенка всерьез с самого раннего возраста и с вниманием
относиться к его трудностям и проблемам во взаимодействии с окружающим миром,
какими бы незначительными они ни казались.
Только
так – через принятие личности своего ребенка, можно научить его ценить самого
себя и окружающих, понимать значимость дружбы и стремиться к ней.
Педагог-психолог
отдела развития психологической службы в образовании и службы медиации ГБУ СО
«ЦППМСП «Ладо» Ольга Федоровна Тетерина
Тетерина Ольга Федоровна,
педагог-психолог отдела развития психологической службы
в образовании и службы медиации ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.12.2024
Дата обновления: 19.12.2024
Дата публикации: 20.02.2024