Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными обучающимися

13.01.2025

                     

Гиперактивность — это патологически повышенная активность и возбудимость, которая выражается в поведении, поступках, отсутствии сосредоточенности и концентрации внимания. 

Медицинское название заболевания — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Уровень интеллектуального развития у обучающихся не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Однако, вследствие характерной симптоматики, гиперактивные дети испытывают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, что приводит к формированию низкой самооценки, высокой степени тревожности.

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. С появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований возникают трудности в учебе. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения. В отличие от дошкольной среды школьная среда выстраивает для ребенка ряд важных требований, ограничений и в то же время показывает ожидания социума – требует усидчивости, сосредоточенности, умения планировать, регулировать и контролировать свою деятельность, действовать по образцу, что трудно достижимо при гиперактивности.

Исследуя возрастную динамику этого синдрома, можно говорить, что его проявления естественным образом уменьшаются с возрастом и к 13-15 годам почти исчезают. В поведении остается фрагментарно появляющаяся импульсивность, усиливающаяся в ситуациях утомления, по мере снижения адаптационных ресурсов ребенка. В остальном, при благоприятном характере развития, формируются возможности самоконтроля и регуляции поведения. Однако во многом характер отношения к гиперактивному ребенку, особенно значимых взрослых (родителей, педагогов) до момента естественного уменьшения симптомов гиперактивности определяет, какой будет самооценка ребенка, будет он самостоятельным, инициативным, творческим человеком или сформируется низкая самооценка и, как следствие, тревожность, неуверенность в собственных силах. Важно, чтобы условия, в которых существуют такой ребенок, были чувствительны к нему, учитывали объективные возможности ребенка и способствовали раскрытия его потенциалов

Как отличить гиперактивного ребёнка от импульсивного и невнимательного? Рассмотрим следующие критерии свойственные той или иной категории.

Гиперактивность

- Часто наблюдаются беспокойные движения, не может спокойно сидеть на стуле, крутится, вертится.

- Часто встает со своего места в классе.

- Проявляет бесцельную двигательную активность.

- Обычно не может тихо, спокойно играть.

- Часто бывает болтливым.

Импульсивность

- Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

- Частая смена настроения.

- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

- Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.

- Часто мешает другим, пристает к окружающим.

- Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.

Невнимательность  

- С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

- Ребенок не слушает обращенную к нему речь.

- Часто испытывает сложности в организации деятельности.

- Бывает, что теряет вещи, необходимые в школе и дома.

-Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными обучающимися:

- Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

- Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими обучающимися.

- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

- В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).Хочу такой сайт

- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Создавать ситуацию успеха, в которой обучающийся имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Надо научить его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.

Пусть он станет отличным экспертом по отдельным областям знаний.

- Посадить обучающегося во время занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски, он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

- Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.

- Направлять лишнюю энергию гиперактивных обучающихся в полезное русло: во время урока просить их помочь - вымыть доску, раздать бумагу и т.д.

- На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.

- Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Важно избегать предъявления завышенных или заниженных требований.

-  Учить выражать свои эмоции.

-  Давать короткие и четкие инструкции.

-  Использовать гибкую систему поощрений и наказания.

-  Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

-  Предоставлять обучающимся возможность выбора, когда это необходимо.

- Работу с гиперактивным обучающимся строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

- По возможности игнорировать вызывающие поступки обучающихся с синдромом дефицита внимания.

-  Предоставлять обучающимся возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.

- Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.

-  Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.

- Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию обучающихся, использовать в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий и наоборот, избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

-  При разговоре с ребёнком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.

Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.

     Упомянутые методы не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности, распад семьи, увечья, необходимость помещения в специальные поведения. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у школьника найти свой индивидуальный путь в общество.

 

Подготовила Н.А. Кузнецова

 

Используемая литература:

1.      Власова П.А., Певзнер М.С... «О детях с отклонениями в развитии». – М.: Просвещение, 1997.- 160 С.

2.      Овчарова Р.В.«Практическая психология в начальной школе», М., 2000.- 145 С.

3.      Подласый И.П. «Основы коррекционной педагогики», М.: Владос, 2000.- 98 С.

 

Просмотров всего: , сегодня:

гиперактивные дети.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 13.01.2025

Дата обновления: 13.01.2025

Дата публикации: 13.01.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».