«Поговори со мною мама»
15.12.2025
В современном мире очень часто отмечается дефицит общения между родителями и детьми. Родители начинают сталкиваться с проблемами взаимопонимания с детьми уже в дошкольном возрасте. «Способствует» этому и достаточно длительное время пребывания в виртуальном пространстве многих родителей и детей. И это становится одной из причин того, что всё больше современных дошкольников имеют недостаточное развитие психологической и личностной зрелости на пороге школы. Например, их познавательное развитие заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы ещё 15-20 лет назад. Нынешние дошкольники имеют слабое развитие воображения, больше ориентированы на наглядность воспринимаемой информации, и соответственно, имеют недостаточное развитие слухового восприятия и понимания. У них более низкий уровень речевого развития, появляется всё больше детей с нарушениями в развитии речи. Появляется более низкий уровень общения детей: не умеют налаживать отношения друг с другом, неохотно подчиняются внешним требованиям, трудностью становится, и соблюдение общих правил.
Однако в тоже
время, по мнению доктора педагогических наук, профессора МПГУ, Натальи
Горловой, современные дети обладают повышенной потребностью к восприятию
информации, они имеют завышенную самооценку, сфера духа современного ребёнка
наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей
деятельной натуры. В связи с этим, дети становятся более активными, требуют к
себе повышенного внимания, часто протестуют, если взрослые заставляют их что-то
делать. И им часто надо знать смысл действий, которые предлагают им взрослые.
Вопрос «зачем?» пришёл на смену вопросу «почему?».
И поэтому, в
связи с такими особенностями развития ребёнка в современном социуме, более
гармоничное, конструктивное развитие взаимодействия между родителями и детьми
приобретает значительное влияние на формирование личности ребёнка, которая
будет более адаптивна в условиях развития современного мира. По словам Н.А. Горловой
«развитие сферы духа должно протекать последовательно в рамках определённой
системы семейных отношений, когда ребёнок выступает не младшим по отношению к
старшим, а равноправным партнёром по общению и совместной деятельности. При
этих условиях у ребёнка развивается ощущение успешности и уверенность в
собственных силах».
Общаясь с ребёнком можно всегда задавать себе
мысленно вопрос, а как это поможет ему стать увереннее, стать более смелым,
сохранять спокойствие в самых сложных ситуациях. А может мы общаемся сейчас
так, что наоборот помешает развивать эти качества. Вот представьте, ваш ребёнок
пошёл в первый класс, и как здорово будет, если он будет уверенно себя
чувствовать при ответах учителю, при знакомстве с новыми друзьями, быть смелым,
когда потребуется высказать своё мнение или справится с конфликтной ситуацией
или оставаться спокойным, когда встречается с ошибками или неудачами.
Прочитайте
фразы, которые родители часто используют при общении со своими детьми или
фразы, которые могут формулировать сами дети. Подумайте, поможет эта фраза
пройти ребёнку вперёд, и он сделает шаг вперёд, или эта фраза затормозит его,
или он сделает шаг назад.
«Мама, я сегодня хочу пригласить в гости Ваню,
поиграть в машинки».
«Посмотри на Дашу, какая она опрятная
девочка, а ты почему такая неряха у меня».
«Я очень рада, что у тебя получается
рисовать всё лучше и лучше»
«Мы с папой решили, что тебе надо
дополнительно заниматься танцами, все девочки ходят на танцы»
«Мама, я хочу сконструировать вот такой
самолёт»
«Сынок, если хочешь, иди и делай»
«Тебе нужно с кем-нибудь подружиться,
нехорошо, вот так играть всё время одному»
«Здорово, что ты сам решил помириться с
Колей»
«Я вижу, что ты сегодня расстроился,
если хочешь, мы можем с тобой поговорить об этом»
«Что за грязь у тебя в тетрадке, ты всё
время так неаккуратно пишешь»
«Я лучше знаю, что тебе сегодня надо
одеть»
«Главное не опускать руки, и у тебя всё
получится».
«Здорово, что ты помог Вове подружиться
с остальными ребятами»
«Тебе не стыдно, ты почему так себя
ведёшь?»
«Мама, я решил, что буду каждый день
понемногу раскрашивать, чтобы у меня получалось лучше»
«Мама я захотел тебе сделать приятное и
нарисовал для тебя такой цветок»
Например,
сравнение с остальными детьми, показывает ребёнку, что ему надо ориентироваться
не на себя, свои желания и стремления, а соотносить, то, что он делает с
каким-то внешним образцом. Или частые пристыживания, также могут сделать
ребёнка робким и неуверенным, он будет чувствовать, что с ним что-то не так.
Частые негативные оценки, отсутствие видения того, что положительного, нового,
важного для своего опыта, сделал ребёнок, делает его сомневающимся, тревожным,
трусливым, сильно эмоционально переживающим и часто болеющим. Когда мы многое
решаем за ребёнка и даже не даём ему проговаривать про свои желания и намерения,
также не способствует развитию его уверенности, смелости, решительности и
социальной активности.
Вспомните, как
часто в нашем детстве звучали фразы, которые заставляли нас делать шаг назад.
По неопытности и неумению наши родители говорили фразы, которые сеяли в нас
сомнения про нас же самих.
Итак, что может посеять сомнения и
неуверенность в ребёнке:
- сравнения с другими;
- негативная оценка;
- частое пристыживание;
- необоснованные запреты;
- принятие решений за ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2025
Дата обновления: 15.12.2025
Дата публикации: 15.12.2025