«Поговори со мною мама»

15.12.2025

В современном мире очень часто отмечается дефицит общения между родителями и детьми. Родители начинают сталкиваться с проблемами взаимопонимания с детьми уже в дошкольном возрасте. «Способствует» этому и достаточно длительное время пребывания в виртуальном пространстве многих родителей и детей. И это становится одной из причин того, что всё больше современных дошкольников имеют недостаточное развитие психологической и личностной зрелости на пороге школы. Например, их познавательное развитие заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы ещё 15-20 лет назад. Нынешние дошкольники имеют слабое развитие воображения, больше ориентированы на наглядность воспринимаемой информации, и соответственно, имеют недостаточное развитие слухового восприятия и понимания. У них более низкий уровень речевого развития, появляется всё больше детей с нарушениями в развитии речи. Появляется более низкий уровень общения детей: не умеют налаживать отношения друг с другом, неохотно подчиняются внешним требованиям, трудностью становится, и соблюдение общих правил.

Однако в тоже время, по мнению доктора педагогических наук, профессора МПГУ, Натальи Горловой, современные дети обладают повышенной потребностью к восприятию информации, они имеют завышенную самооценку, сфера духа современного ребёнка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. В связи с этим, дети становятся более активными, требуют к себе повышенного внимания, часто протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать. И им часто надо знать смысл действий, которые предлагают им взрослые. Вопрос «зачем?» пришёл на смену вопросу «почему?».

И поэтому, в связи с такими особенностями развития ребёнка в современном социуме, более гармоничное, конструктивное развитие взаимодействия между родителями и детьми приобретает значительное влияние на формирование личности ребёнка, которая будет более адаптивна в условиях развития современного мира. По словам Н.А. Горловой «развитие сферы духа должно протекать последовательно в рамках определённой системы семейных отношений, когда ребёнок выступает не младшим по отношению к старшим, а равноправным партнёром по общению и совместной деятельности. При этих условиях у ребёнка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах».

Общаясь с ребёнком можно всегда задавать себе мысленно вопрос, а как это поможет ему стать увереннее, стать более смелым, сохранять спокойствие в самых сложных ситуациях. А может мы общаемся сейчас так, что наоборот помешает развивать эти качества. Вот представьте, ваш ребёнок пошёл в первый класс, и как здорово будет, если он будет уверенно себя чувствовать при ответах учителю, при знакомстве с новыми друзьями, быть смелым, когда потребуется высказать своё мнение или справится с конфликтной ситуацией или оставаться спокойным, когда встречается с ошибками или неудачами.

Прочитайте фразы, которые родители часто используют при общении со своими детьми или фразы, которые могут формулировать сами дети. Подумайте, поможет эта фраза пройти ребёнку вперёд, и он сделает шаг вперёд, или эта фраза затормозит его, или он сделает шаг назад.

 «Мама, я сегодня хочу пригласить в гости Ваню, поиграть в машинки».

«Посмотри на Дашу, какая она опрятная девочка, а ты почему такая неряха у меня».

«Я очень рада, что у тебя получается рисовать всё лучше и лучше»

«Мы с папой решили, что тебе надо дополнительно заниматься танцами, все девочки ходят на танцы»

«Мама, я хочу сконструировать вот такой самолёт»

«Сынок, если хочешь, иди и делай»

«Тебе нужно с кем-нибудь подружиться, нехорошо, вот так играть всё время одному»

«Здорово, что ты сам решил помириться с Колей»

«Я вижу, что ты сегодня расстроился, если хочешь, мы можем с тобой поговорить об этом»

«Что за грязь у тебя в тетрадке, ты всё время так неаккуратно пишешь»

«Я лучше знаю, что тебе сегодня надо одеть»

«Главное не опускать руки, и у тебя всё получится».Хочу такой сайт

«Здорово, что ты помог Вове подружиться с остальными ребятами»

«Тебе не стыдно, ты почему так себя ведёшь?»

«Мама, я решил, что буду каждый день понемногу раскрашивать, чтобы у меня получалось лучше»

«Мама я захотел тебе сделать приятное и нарисовал для тебя такой цветок»

Например, сравнение с остальными детьми, показывает ребёнку, что ему надо ориентироваться не на себя, свои желания и стремления, а соотносить, то, что он делает с каким-то внешним образцом. Или частые пристыживания, также могут сделать ребёнка робким и неуверенным, он будет чувствовать, что с ним что-то не так. Частые негативные оценки, отсутствие видения того, что положительного, нового, важного для своего опыта, сделал ребёнок, делает его сомневающимся, тревожным, трусливым, сильно эмоционально переживающим и часто болеющим. Когда мы многое решаем за ребёнка и даже не даём ему проговаривать про свои желания и намерения, также не способствует развитию его уверенности, смелости, решительности и социальной активности.

Вспомните, как часто в нашем детстве звучали фразы, которые заставляли нас делать шаг назад. По неопытности и неумению наши родители говорили фразы, которые сеяли в нас сомнения про нас же самих.

 

Итак, что может посеять сомнения и неуверенность в ребёнке:

- сравнения с другими;

- негативная оценка;

- частое пристыживание;

- необоснованные запреты;

- принятие решений за ребёнка.

    м 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.12.2025

Дата обновления: 15.12.2025

Дата публикации: 15.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».