ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ГБОУ СО «КРАСНОУФИМСКАЯ ШКОЛА» обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6,7,8-ГО КЛАССОВ 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД Красноуфимск 2023 г. 2 Учебный план ГБОУ СО «Красноуфимская школа» составлен в соответствии с основными положениями ФГОС ОО УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант). Учебный план ГБОУ СО «Красноуфимская школа» - нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), формы текущей и промежуточной аттестации обучающихся. Нормативно-правовая база: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (в соответствии с действующим законодательством). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22 марта 2021г. №115. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г №1599. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014г №1598. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом министерства просвещения Российской Федерации 24.11.2022г №1026. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013г. № 78 – 03 (в соответствии с действующим законодательством). Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант), Утверждена приказом ГКОУ СО «Красноуфимская школа» 75-од от 22 мая 2017г. Календарный учебный график ГБОУ СО «Красноуфимская школа» на 20232024 учебный год. Учебный план состоит из 2-х компонентов: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана 1. «Язык и речевая практика». Включает в себя «Русский язык», «Чтение (Литературное чтение)» Учебный предмет «Русский язык» представлен: в 6-ом классе в объёме 4-х часов в неделю, 136 часов в год; в 7-ом классе в объёме 4-х часов в неделю, 136 часов в год; в 8-ом классе в объёме 4-х часов в неделю, 136 часов в год. 3 Всего на изучение учебного предмета «Русский язык» с 6-8 класс отводится 408 часов. Учебный предмет направлен на овладение обучающимися элементарных знаний по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи. Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» представлен: в 6-ом классе в объёме 4-х часов в неделю, 136 часов в год; в 7-ом классе в объёме 4-х часов в неделю, 136 часов в год; в 8-ом классе в объёме 4-х часов в неделю, 136 часов в год. Всего на изучение учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» с 6-8 класс отводится 408 часов. Учебный предмет направлен на совершенствование навыка беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения, чтения доступных их пониманию произведений или отрывков произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. 2. «Математика» Включает в себя учебные предметы «Математика, «Информатика». Учебный предмет «Математика» представлен: в 6-ом классе в объёме 4-х часов в неделю, 136 часов в год; в 7-ом классе в объёме 4-х часов в неделю, 102 часа в год; в 8-ом классе в объёме 3-х часов в неделю, 102 часа в год. Всего на изучение учебного предмета «Математика» с 6-8 класс отводится 340 часов. Учебный предмет направлен на формирование доступных обучающимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни. Учебный предмет «Информатика» представлен: в 7-ом классе в объёме 1-го часа в неделю, 34 часа в год; в 8-ом классе в объёме 1-го часа в неделю, 34 часа в год; Всего на изучение учебного предмета «Информатика» в 7,8 классе отводится 68 часов. Учебный предмет направлен на подготовку обучающихся к деятельности с использованием современных компьютерных технологий. 3. «Естествознание» Включает в себя учебный предмет «Природоведение», «Биология», «География». Учебный предмет «Природоведение» представлен: в 6-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год. Всего на изучение учебного предмета «Природоведение» в 6 классе отводится 68 часов. Учебный предмет призван, с одной стороны, продолжать принятую в начальной школе линию деятельного освоения естественнонаучного содержания и, с другой стороны, решать задачи пропедевтики последующего систематического изучения биологии, физической географии. Учебный предмет «Биология» представлен: 4 в 7-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год.; в 8-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год; Всего на изучение учебного предмета «Биология» в 7,8 классе отводится 136 часов. Учебный предмет направлен на изучение живых существ и их взаимодействии со средой обитания. Изучает все аспекты жизни, в частности: структуру, функционирование, рост, происхождение ... Учебный предмет «География» в 6-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год; в 7-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год; в 8-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год; Всего на изучение учебного предмета «География» с 6-8 класс отводится 204 часа. Учебный предмет направлен на изучение основных географических понятий, представлений, явлений, доступных умственно отсталым школьникам, о природных условиях и ресурсах, о труде человека. 4. «Человек и общество» Включает в себя учебные предметы «Мир истории», «История отечества», «Основы социальной жизни». Учебный предмет «Мир истории» представлен: в 6-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год. Всего на изучение учебного предмета «Мир истории» в 6-ом классе отводится 68 часов. Учебный предмет направлен на формирование первоначальных исторических представлений. Учебный предмет «История Отечества» представлен: в 7-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год; в 8-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год; Всего на изучение учебного предмета «История Отечества» в 7,8-ом классе отводится 136 часов. Учебный предмет направлен на изучение исторического материала, подготовку к социально-трудовой и правовой адаптация выпускников. Учебный предмет «Основы социальной жизни» представлен: в 6-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год; в 7-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год; в 8-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год. Всего на изучение учебного предмета «Основы социальной жизни» с 6-8 класс отводится 204 часа. Учебный предмет поможет более успешной социализации обучающихся, приобретению навыков самообслуживания, умению более успешно вести домашнее 5 хозяйство. 5. «Физическая культура» Включает в себя учебный предмет «Адаптивная физическая культура». Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» представлен: в 6-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год; в 7-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год; в 8-ом классе в объёме 2-х часов в неделю, 68 часов в год. Всего на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» с 6-8 класс отводится 204 часа. Учебный предмет направлен на коррекцию недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. 7. «Технология» Включает в себя учебный предметы «Профильный труд». Учебный предмет «Профильный труд» представлен: в 6-ом классе в объёме 6-и часов в неделю, 204 часа в год; в 7-ом классе в объёме 7-и часов в неделю, 238 часов в год; в 8-ом классе в объёме 7-и часов в неделю, 238 часа в год. Всего на изучение учебного предмета «Профильный труд» с 6-8 класс отводится 680 часов. «Профильный труд» представлен профилями: «Швейное дело», «Подготовка младшего обслуживающего персонала», «Рабочий подворья». При выборе профилей трудового обучения администрация образовательного учреждения руководствовалась наличием материально - технической базы, катамнестическими данными, мониторингом рынка труда Свердловской области, имеющимися профилями трудового обучения учреждений СПО реализующих адаптированные программы г. Красноуфимска, Красноуфимского района и Свердловской области. При проведении уроков по профильному труду класс делится на 2-е группы. Группа мальчиков, группа – девочек. Уроки проходят в кабинетах, оборудованных согласно профилю трудового обучения. Учебный предмет направлен на подготовку обучающихся к жизни, к овладению доступными ими профессиями, посильному участию в труде. Примечание: при проведении занятий по профильному труду класс делится на подгруппы, поэтому количество часов по этому учебному предмету увеличивается. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Часть, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, родителей (законных представителе), педагогов образовательного учреждения. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется за счет часов учебного плана. 1. Интеграция предметных областей «Математика» и «Естествознание». Включает элективный курс «Основы финансовой грамотности». Элективный курс «Основы финансовой грамотности» представлен: 6 в 6-ом классе в объёме 1-го часа в неделю, 34 часа в год; в 7-ом классе в объёме 1-го часа в неделю, 34 часа в год; в 8-ом классе в объёме 1-го часа в неделю, 34 часа в год. Всего на изучение элективного курса «Основы финансовой грамотности» с 6-8 класс отводится 102 часа. Элективный курс позволит сформировать элементы экономических знаний, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) что является для них жизненно важным. 2. Интеграция предметных областей «Человек и общество» и «Естествознание». Включает элективный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Элективный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» представлен: в 6-ом классе в объёме 1-го часа в неделю, 34 часа в год. Всего на изучение элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6ом классе отводится 34 часа. Элективный курс направлен на формирование навыков безопасного поведения и выживания в обществе, выработать автоматизм безопасного поведения, вооружить знаниями и научить использовать опыт, накопленный в обществе. Недельный учебный план обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6-8 классов (1 вариант) 2023-2024 учебный год Предметные области Классы Количество часов в неделю Учебные предметы 6 7 8 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4.Человек и общество 5. Искусство 6. Физическая культура 7. Технология Интеграция предметных областей: математика и естествознание Интеграция предметных Обязательная часть 1.1.Русский язык 4 4 4 1.2.Чтение (Литературное чтение) 4 4 4 2.1.Математика 4 3 3 2.2. Информатика 1 1 3.1.Природоведение 2 3.2. Биология 2 2 3.3. География 2 2 2 4.1.Мир истории 2 4.2.История отечества 2 2 4.3. Основы социальной жизни 2 2 2 5.1. Рисование (изобразительное искусство) 5.2. Музыка 6.1. Адаптивная физическая культура 2 2 2 7.1. Профильный труд 6 7 7 «Швейное дело» 3 4 3 «Подготовка младшего 3 3 4 обслуживающего персонала» «Рабочий подворья» 6 7 7 Итого 28 29 29 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Основы финансовой грамотности 1 1 1 Основы безопасности 1 - - Всего 12 12 10 2 2 4 6 2 4 6 6 20/40 10 10 20 86/106 3 1 7 областей: человек и общество и естествознание жизнедеятельности Итого Всего к финансированию Максимально допустимое количество часов при пятидневной учебной неделе 2 30 30 1 30 30 1 30 30 4 90/110 90 Примечание: при проведении занятий по профильному труду класс делится на подгруппы, поэтому количество часов по данному учебному предмету увеличивается. Годовой учебный план обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6-8 классов (1 вариант) 2023-2024 учебный год Предметные области Классы Количество часов в неделю Учебные предметы 6 7 8 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 4.Человек и общество 5. Искусство 6. Физическая культура 7. Технология Обязательная часть 1.1.Русский язык 136 136 1.2.Чтение (Литературное чтение) 136 136 2.1.Математика 136 102 2.2. Информатика 34 3.1.Природоведение 68 3.2. Биология 68 3.3. География 68 68 4.1.Мир истории 68 4.2.История отечества 68 4.3. Основы социальной жизни 68 68 5.1. Рисование (изобразительное искусство) 5.2. Музыка 6.1. Адаптивная физическая культура 68 68 7.1. Профильный труд 204 238 «Швейное дело» 102 136 «Подготовка младшего 102 102 обслуживающего персонала» «Рабочий подворья» 204 238 Итого 952 986 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Основы финансовой грамотности 34 34 Интеграция предметных областей: математика и естествознание Интеграция предметных областей: человек и общество и естествознание Основы безопасности жизнедеятельности Итого Всего к финансированию Максимально допустимое количество часов при пятидневной учебной неделе 136 136 102 34 68 68 68 68 - Всего 408 408 340 68 68 136 204 68 136 204 - 68 238 102 136 204 680/1360 340 340 238 986 680 2924/3604 34 102 34 - - 34 68 1020 1020 34 1020 1020 34 1020 1020 136 3060/3740 3060 Примечание: при проведении занятий по профильному труду класс делится на подгруппы, поэтому количество часов по данному учебному предмету увеличивается. Учебный план обеспечен кадрами и программно-методическими комплектами. Учебный план реализуется в пределах выделенных средств финансирования. 8 Проведение текущего контроля обучающихся образовательного учреждения регулируется следующей локальной нормативной базой: Положением о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по вариантам 1, 2) при текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации. Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Положением о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости проходят обучающиеся, осваивающие образовательные программы во всех формах обучения; включая обучающихся, осваивающих образовательные программы по индивидуальным учебным планам; обучающиеся, осваивающие программу в форме семейного образования (экстерны). Текущий контроль осуществляется в 5-7-ых классах по всем предметам учебного плана. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется в баллах: «5» — отлично; «4» — хорошо; «3» — удовлетворительно; «2» — неудовлетворительно. Отсутствие обучающегося на предыдущем уроке (уроках) не освобождает его от текущего оценивания. Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу после пропуска занятий по уважительной причине. Виды контроля: Входной (Стартовый) контроль. Входной (Стартовый контроль) проводится согласно Положению о входном (стартовом) контроле ГБОУ СО «Красноуфимская школа». Текущий контроль проводится: А) Поурочно и потемно по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений. Класс Учебный предмет Форма текущего контроля (элективный курс) Фронтальный и индивидуальный опрос; словарный 6-8 Русский язык 6-8 Чтение (Литературное чтение) 6-8 Математика диктант; выборочный диктант; комментированный диктант; зрительный диктант; предупредительный диктант; объяснительный диктант; письмо по памяти; творческие работы; контрольный диктант; тесты, перфокарты, сочинение, изложение, работа с деформированным текстом; стартовая диагностическая работа Пересказ, заучивание наизусть, проверка навыков осознанного чтения (техника чтения), выполнение творческих заданий Устный опрос, устный счёт, ответ у доски, самостоятельная работа, арифметический диктант, контрольная работа, практическая работа, различные виды 9 7,8 6 7,8 6 7,8 6-8 6-8 тестов, решение примеров, решение задач Устный опрос; тестовые задания; решение практических Информатика задач; решение кроссвордов и анаграмм; миниисследования; графическая работа: построение схем и диаграмм связей; творческая работа: постер, компьютерная презентация; викторина; творческая работа; проект; самостоятельная работа; практическая работа; проверочная работа; различные виды тестов; творческая работа в группах; творческая работа в парах. Проверочная работа, контрольная работа, реферат, Природоведение проект, устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме и т.п., самостоятельная работа, биологический диктант, различные виды тестов. Проверочная работа, контрольная работа, реферат, Биология проект, устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме и т.п., самостоятельная работа, биологический диктант, различные виды тестов. Устный ответ на поставленный вопрос; развернутый Мир истории ответ по заданной теме; устное сообщение по теме; выполнение практических работ; проведение тестовых, самостоятельных, проверочных работ. Устный ответ на поставленный вопрос; развернутый История Отечества ответ по заданной теме; устное сообщение по теме; выполнение практических работ; проведение тестовых, самостоятельных, проверочных работ. Проверочная работа; тесты; контрольная работа; Основы социальной жизни практическая работа; реферат; сообщение, проект, устный опрос; ответ у доски Адаптивная физическая Сдача контрольных нормативов; участие в спортивных соревнованиях различного уровня культура 6-8 Профильный труд 6-8 Основы грамотности 6 Выполнение практической работы, устный ответ, выполнение проектов, оценивание индивидуальных творческих работ, участие в конкурсах различных уровней, тестирование. финансовой Устный опрос; тестовые задания; решение практических задач; решение кроссвордов и анаграмм; мини-исследования; графическая работа: построение схем и диаграмм связей; творческая работа: проект, компьютерная презентация; викторина; самостоятельная работа; практическая работа; проверочная работа. Основы безопасности Выполнение творческих работ, тестирование, участие во внеурочной деятельности жизнедеятельности 10 Текущие контрольные работы за I, II, III, IV четверть по учебным предметам «Математика» и «Русский язык» проводятся по графику контрольных работ, в сроки, установленные календарным учебным графиком. Периодичность текущего контроля определяется учителем в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой предметов, курсов, графиком контрольных работ. Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Промежуточная аттестация даёт представления об уровне сформированности базовых учебных действий. Проведение промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения регулируется следующей локальной нормативной базой: Положением о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по вариантам 1, 2) при текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации. Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Положением о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточную аттестацию в ГБОУ СО «Красноуфимская школа» в обязательном порядке проходят обучающиеся, осваивающие образовательные программы во всех формах обучения; включая обучающихся, осваивающих образовательные программы по индивидуальным учебным планам; обучающиеся, осваивающие программу в форме семейного образования (экстерны). Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся образовательного учреждения с 1-9 класс. Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. Формы промежуточной аттестации разнообразны. В качестве результатов промежуточной аттестации по предметам учебного плана соответствующего этапа образования обучающимся могут быть зачтены, по решению педагогического совета: Внеучебные образовательные достижения. Зачет производится в форме учета личностных достижений или портфолио. Текущие достижения. Зачет производится в форме учета высоких оценок планируемых результатов по итогам тематического контроля. Промежуточная аттестация проводится в переводных классах с 15.04.2024 по 26.04.2024 без прекращения образовательной деятельности по предметам учебного плана. 11 Класс 6-8 6-8 6-8 7,8 6 7,8 6-8 6 7,8 6-8 6-8 6-8 6-8 6 Учебный предмет (элективный курс) Русский язык Чтение (Литературное чтение) Математика Информатика Природоведение Биология География Мир истории История отечества Основы социальной жизни Адаптивная физическая культура Профильный труд Рабочий подворья Швейное дело Подготовка младшего обслуживающего персонала Основы финансовой грамотности Основы безопасности жизнедеятельности Форма промежуточной аттестации Диктант с грамматическим заданием Техника чтения Контрольная работа Практическая работа Тест (вопросы по изученным темам) Тест (вопросы по изученным темам) Тест (вопросы по изученным темам) Тести (вопросы по изученным темам) Тест (вопросы по изученным темам) Тест (вопросы по изученным темам) Сдача нормативов Практическая работа Практическая работа Практическая работа Тест (вопросы по изученным темам) Тест (вопросы по изученным темам) Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую адаптированную основную общеобразовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. Обучающиеся, не освоившие адаптированную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) могут быть по решению педагогического совета школы и с согласия родителей (законных представителей) переведены на обучение по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с рекомендациями ППк, либо переведены на обучение по индивидуальному учебному плану. Коррекционно-развивающие занятия Коррекционный характер образовательной деятельности строится с учетом особенностей здоровья обучающихся, направлен на выявление и использование потенциальных возможностей обучающегося, развитие его познавательной деятельности и социальную адаптацию, является максимально индивидуализированным как в части отбора содержания образования, так и в части организации образовательного процесса. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия комплектуются с учётом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений Коррекционно-развивающая область представлена коррекционно-развивающими занятиями «Коммуникация и правила социального поведения», «Ритмика», «Логопедическая коррекция», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Психологический практикум» «Коммуникация и правила социального поведения» 12 На коррекционно - развивающее занятие «Коммуникация и правила социального поведения» отведено: в 7-ом классе 1 час в неделю, 34 часа в год; в 8-ом классе 1 час в неделю, 34 часа в год. Всего на коррекционно-развивающие занятия «Коммуникация и правила социального поведения» в 7,8-мо классе отводится 68 часов. Коррекционно-развивающее занятие направлено на формирование коммуникативными навыками и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) созданию необходимых условий для их социальной адаптации. «Ритмика» На коррекционно - развивающее занятие «Ритмика» отведено: в 6-ом классе в объёме 1-го час в неделю, 34 часа в год. Всего на коррекционно-развивающие занятия «Ритмика» в 6-мо классе отводится 34 часа. Коррекционно-развивающее занятие направлено на развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. «Логопедическая коррекция» На коррекционно - развивающее занятие «Логопедическая коррекция» отведено: в 6-ом классе 2 часа в неделю, 68 часов в год. Всего на коррекционно-развивающие занятия «Логопедическая коррекция» в 6-мо классе отводится 68 часов. Коррекционно-развивающее занятие направлено на формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» На коррекционное - развивающее занятие «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» отводится: в 6-ом классе 2 часа в неделю, 68 часов в год. Всего на коррекционно-развивающие занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 6-ом классе отводится 68 часов. Коррекционно-развивающее занятие направлено на социализацию личности обучающегося, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования 13 за счёт социально - ориентированных программ, доступных для усвоения школьнику с умственной недостаточностью. «Психологический практикум» На коррекционно- развивающее занятие «Психологический практикум» отводится: в 7-ом классе 2 часа в неделю, 68 часов в год; в 8-ом классе 2 часа в неделю, 68 часов в год. Всего на коррекционно-развивающие занятия «Психологический практикум» в 7-ом классе отводится 136 часов. Коррекционно-развивающее занятие направлено на социализацию личности обучающегося, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования за счёт социально – ориентированных программ, доступных для усвоения школьнику с умственной недостаточностью. Недельный план коррекционно-развивающей области обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6-8 классов (вариант 1) 2023-2024 учебный год Классы Количество часов в Всего часов в неделю неделю 6 7 8 Коррекционно-развивающая область Коммуникация и правила социального поведения 1 1 2 Ритмика 2 1 1 4 Логопедическая коррекция 2 2 2 6 Развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 Психологический практикум 2 2 4 Итого 6 6 6 18 Всего к финансированию 2 2 2 6 Примечание: часы «Логопедическая коррекция», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Психологический практикум» в Таблицу свод анализа не вносятся т.к. имеется отдельная ставка специалистов, учителя-логопеда, педагога-психолога. Годовой план коррекционно-развивающей области обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6-8 классов (вариант 1) 2023-2024 учебный год Классы Количество часов в Всего часов в неделю неделю 6 7 8 Коррекционно-развивающая область Коммуникация и правила социального поведения 34 34 68 Ритмика 34 34 Логопедическая коррекция 68 68 Развитие психомоторики и сенсорных процессов 68 68 Психологический практикум 68 68 136 Итого 170 102 102 374 Всего к финансированию 34 34 34 102 Примечание: часы «Логопедическая коррекция», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Психологический практикум» в Таблицу свод анализа не вносятся т.к. имеется отдельная ставка специалистов, учителя-логопеда, педагога-психолога. 14 План коррекционно-развивающей области обеспечен кадрами и программно-методическими комплектами. План коррекционно-развивающей области реализуется в пределах выделенных средств финансирования. Внеурочная деятельность Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Внеурочная деятельность в ГБОУ СО «Красноуфимская школа» организуется через: игровую, досугово-развлекательную, трудовую, общественно - полезную, спортивнооздоровительную, туристско-краеведческую деятельность, художественное творчество, социальное творчество, и др. Основная цель внеурочной деятельности – содействие интеллектуальному, духовно – нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за её пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательное учреждение. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся и не входит в часы учебного плана ГБОУ СО «Красноуфимская школа». Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине учебного дня. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. В ГБОУ СО «Красноуфимская школа» при организации внеурочной деятельности используется оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, классный руководитель, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, педагогов-предметников и другие). В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. 15 Данная модель позволяет создать единое образовательное и методическое пространство в образовательном учреждении, содержательное и организационное единство всех его структурных подразделений. Наряду с оптимизационной моделью в образовательном учреждении реализуются элементы модели дополнительного образования. Часть обучающихся ГБОУ СО «Красноуфимская школа осваивают дополнительные образовательные программы муниципальных учреждений дополнительного образования, а также учреждений культуры и спорта. Классный руководитель ведёт учёт внеурочной занятости обучающихся, организованной вне образовательного учреждения. Форма Характеристика курса Примечание проведения Общекультурное направление Курс внеурочной Программа нацелена на приобщение деятельности обучающихся к декоративно«Рукодельница» прикладному творчеству посредством освоения техники шитья мягких игрушек и простых изделий из ткани, обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности. Курс внеурочной Программа нацелена на развитие деятельности творческих способностей обучающихся, «Умелые руки» формирование доступных технических и технологических знаний, подготовка к свободному, осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности с ориентацией на получение технических специальностей. Курс внеурочной Программа предназначена для деятельности формирования у обучающихся с «Весёлые нотки» умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Курс внеурочной деятельности «Юный зритель» Программа рассчитана на обучающихся 7-9-го классов из расчета 1час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут. Реализуется на базе ГБОУ СО «Красноуфимская школа» Программа рассчитана на обучающихся 7-8- го классов из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут. Реализуется на базе ГБОУ СО «Красноуфимская школа» Программа рассчитана на обучающихся 6-го класса из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут. Реализуется на базе ГБОУ СО «Красноуфимская школа» Программа рассчитана на обучающихся 7-х классов из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут. Реализуется на базе ГБОУ СО «Красноуфимская школа» Спортивно-оздоровительное направление Курс внеурочной Программа нацелена на создание условий Программа рассчитана на деятельности для развития физических качеств, обучающихся 6-7-х классов из «Юный олимпиец» личностных качеств, овладения расчета 1 час в неделю, 34 часа в способами оздоровления и укрепления год. Продолжительность занятий организма обучающихся посредством 40 минут. Реализуется на базе занятий игровыми видами спорта. ГБОУ СО «Красноуфимская школа» 16 Нравственное направление Курс внеурочной Программа направлена на создание деятельности условий для формирования личности «Разговоры о гражданина и патриота России с важном» присущими ему ценностями, взглядами, совершенствование системы патриотического воспитания; формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Социальное направление Курс внеурочной Программа нацелена на создание условий деятельности для формирования обоснованного «Профориентация» профессионального выбора выпускников. Программа рассчитана на обучающихся 6-8-х классов из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут. Реализуется на базе ГБОУ СО «Красноуфимская школа» Программа рассчитана на обучающихся 6-9-го классов из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут. Реализуется на базе ГБОУ СО «Красноуфимская школа» Внеурочная деятельность не оценивается. Результаты внеурочной деятельности вносятся в портфолио обучающегося. Недельный план внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6,7,8 классы (вариант 1) Количество часов в неделю Классы 6 7 8 Внеурочная деятельность «Рукодельница» 1 1 Общекультурное направление «Умелые руки» 1 1 «Весёлые нотки» 1 Спортивно-оздоровительное направление «Юный олимпиец» 1 1 1 Нравственное направление «Разговоры о важном» 1 1 1 Социальное направление «Профориентация» 1 1 1 Итого 4 5 5 Всего к финансированию 4 5 5 Годовой план внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6,7,8 классы (вариант 1) Количество часов в неделю Классы 6 7 8 Внеурочная деятельность 34 34 «Рукодельница» Общекультурное направление 34 34 «Умелые руки» 34 «Весёлые нотки» Спортивно-оздоровительное 34 34 34 «Юный олимпиец» направление Нравственное направление 34 34 34 «Разговоры о важном» Социальное направление 34 34 34 «Профориентация» Итого 136 170 170 Всего к финансированию 136 170 170 Всего часов в неделю 2 2 1 3 3 3 14 14 Всего часов в год 68 68 34 102 102 102 476 476 17 План внеурочной деятельности обеспечен кадрами и программно-методическими комплектами. План внеурочной деятельности реализуется в пределах выделенных средств финансирования.