государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «25» августа 2024 г. №115/1-од Рабочая программа АООП УО (ИН) (2 вариант) обучающихся 2 класса Предметная область: Язык и речевая практика учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» составитель: Серебренникова Ю.В г. Красноуфимск. 2024г. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). В обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Программа составлена с учетом психофизических особенностей, обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и включает три логически взаимосвязанных блока: 1 блок – «Коммуникация» 2 блок - «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» 3 блок «Чтение и письмо». Деление обучающихся на группы По решению ППк обучающиеся 2 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий, понимания инструкций, по характеру овладения учебными действиями по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» условно разделены на 2 группы: 1 группа: 2 группа: 1 группа - обучающиеся владеют активной речью на достаточном уровне для выражения своей просьбы, своих предпочтений, ответа на вопрос. Способны участвовать в диалоге. Различают на картинках знакомые предметы и действия, называют их. Понимают словесную инструкцию (с указанием предмета и действия). В течение некоторого времени могут работать самостоятельно над доступным графическим заданием. Называют некоторые буквы. Смысл прослушанного предложения улавливают частично. 2 группа – обучающийся для коммуникации использует, в основном, взгляд, жесты. Понимает простые инструкции, подкрепленные жестом. Соотносит некоторые знакомые слова с хорошо знакомыми предметами. Собственная речь представлена в виде отдельных неречевых звуков, ограниченного количества звукоподражаний, словоформ (3-4 смысловые единицы). Различает некоторые контрастные изображения на картинках после многократного повторения, с помощью учителя соотносит их с реальным объектом. Часто отказывается от выполнения доступных заданий, привязан к стереотипным действиям с привычным материалом. Пишущий предмет удерживает, выполняет несколько черкательных движений. Пытается подражать некоторым движениям. Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое. Планируемые результаты освоения программы ППк каждой группе обучающихся 2 класса определил следующие планируемые результаты обучения: Предметные планируемые результаты Понимает слова, обозначающие названия предметов (показывает на картинках по заданию) – примерный набор слов. Понимает слова, обозначающие обобщающие понятия (классифицирует картинки с предметами по обобщающему признаку) Понимает слова, обозначающие действия (показывает на картинках по заданию) Понимает слова, обозначающие признак предмета (показывает на картинках по заданию) Понимает простые предложения – показывает соответствующую картинку. Называет (употребляет) слова, обозначающие предметы Называет (употребляет) обобщающие понятия Называет (употребляет) слова, обозначающие действия Называет (употребляет) слова, обозначающие признак предмета Называет (употребляет) простые предложения (2-3 слова) Отвечает на вопросы по содержанию иллюстрации, услышанного предложения (кто?/что?; что делает?) Называет звуки по условным жестам Рисует точки, линии, штрихи на бумаге, на доске Рассматривает вместе с учителем иллюстрации с доступным содержанием Соотносит знакомые слова с предметами, картинками (1-2 по каждой лексической теме) Использует словоформу для приветствия, прощания Использует жест как средство коммуникации – жест просьба, указательный жест, жест «палец вверх» Понимает простые инструкции – действия Понимает слова, обозначающие имена обучающихся класса (указательный жест) Понимает слова, обозначающие названия предметов (на реальных предметах, на картинках) Узнаёт (различает) образы графем (напечатанных букв) – называет их - см. содержание Узнает напечатанные на карточках слова по изучаемым лексическим темам (3-4 по каждой теме). Печатает слова и по образцу. Личностные планируемые результаты 1 группа 2 группа Использует элементарные формы речевого этикета Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия (спасибо, пожалуйста, до свидания); для установления контактов; Участвует в коллективных играх и делах; Сообщает доступными способами об изменениях в своем Проявляет инициативу вступать в диалог (выразить организме. свои желания, просьбу о помощи, предложение о помощи). Планируемые результаты формирования БУД 1 группа 2 группа Ориентируется в визуальном расписании; Соотносит предмет и его изображение; Выполняет задание от начала до конца Находит одинаковые предметы; Содержание программы 1)«Коммуникация» 2)«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» 3)«Чтение и письмо». Наименование Направления работы Виды деятельности раздела 1 группа 2 группа Формы работы: индивидуальная, групповая Коммуникация с использованием вербальных средств Поддержание контакта реагирует на свое имя реагирует на свое имя с собеседником. «Коммуникация» Установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). приветствует прощается с ним собеседника, привлекает к себе внимание, с помощью словосочетаний, простой фразы. использует предложение как средство коммуникации: приветствует собеседника отвечает на вопросы, выражает своих просьбу звуком Выражение желаний (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Коммуникация с использованием невербальных средств Использование жестов, мимики «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» Импрессивная речь Понимание простых по звуковому составу слов - предметов Понимание обобщающих понятий Использует жесты, мимику в качестве опоры для конструирования речевого высказывания считывает эмоции по жестам и мимике собеседника. Использует взгляд или кивок головой как средство коммуникации. Использует жест как средство коммуникации (приветствует, выражает несогласие, отвечает на вопрос): указательный жест, кивок и мотание головой Использует жест для выражения просьбы показывает на картинках по показывает заданию предметы. предметы классифицирует картинки с предметами по обобщающему признаку: овощи, животные, посуда и др. группирует предметы /карточки по названию изученные с их изображением по заданным тематическим группам; выбирает предметы из множества при назывании обобщающего слова («покажи посуду», «где игрушки?») Понимание слов, показывает на картинках по обозначающих заданию действия: идет, лежит, действие предмета стоит, падает, летает, бежит, есть, пить, спать, говорить, кричать, молчать, гладить, кормить, показывает соответствующую пиктограмму (картинку) к названному действию (пить, есть, спать, рисовать), выполняет заданную инструкцию, планирование Понимание простых показывает соответствующую предложений звучащему предложению картинку Экспрессивная речь Употребление отдельных звуков, звуковых комплексов - выполняет простую заданную инструкцию, представленную глаголом (хлопни, встань, собери, принеси, возьми и т.п.); использует при назывании предмета или действия отдельные звуки или комплексы звуков Называние и употребление слов, обозначающих предмет, действие предмета Называние и употребление слов, обозначающих признак предмета называет (употребляет) слова, обозначающие предмет, действие предмета отвечает на вопросы по содержанию иллюстрации (кто?/что?; что делает?) называет (употребляет) слова, обозначающие признак предмета: теплый, холодный, сухой, мокрый, чистый, грязный, белый, сладкий – см. тематическое планирование называет (употребляет) обобщающие понятия: овощи, животные, посуда… называет (употребляет) простые предложения (2 слова) повторяет за учителем некоторые слова в виде доступных словоформ - Называние и употребление обобщающих слов Называние и употребление простых предложений Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование находит названный (показанный соотносит некоторые реальные предметы графического реальный) предмет на картинке, с их изображением (фото) изображения для выбирает из предложенных обозначения карточек изображение предметов и объектов названного предмета Использованию выбирает из предложенных графического карточек изображение изображения для заданного действия, признака «Чтение письмо» обозначения действия, или свойства (выбор из 3-4), признака, свойства соотносит название действия предмета предмета и пиктограмму/сюжетную картинку; и Предпосылки к осмысленному чтению и письму Прослушивание слушает звуки природы, голоса неречевых звуков: животных, птиц; определяет аудиозаписи звуков источник некоторых неречевых природы, голосов звуков – реагирует на них животных, птиц, доступным способом. различных бытовых шумов Слушание слушает аудиосказки, выразительного выразительное чтение педагога, чтения педагога, музыку и песни; узнает аудиосказок, некоторые знакомые музыкальных произведения; договаривает произведений, песен строки стихотворений, сказок Размещение объектов раскрашивает, не выходя за в заданных границах пределы контура Размещение объектов Продолжает ряд-чередование в заданном порядке типа АВ, ВА. слушает звуки природы, голоса животных, птиц; реагирует на них доступным способом пытается подражать жестам педагога, реагирует ритму, мимике, эмоционально черкает, размещает плоскостные объекты (аппликация, сухая аппликация, наклеивание наклеек и др. с направляющей помощью педагога) в пределах ярко выделенного контура выполняет (продолжает) по образцу заданный ряд объектов по прямой линии, (аппликация, в т.ч. сухая, наклеивание наклеек, рисование точек, штрихов, конструирование, выкладывание элементов мозаики) Проведение линий в проводит линию в заданных границах (в заданных границах пределах «дорожки») Обводка и штриховка обводит фигуры по обводит фигуры по внутреннему фигур, букв внутреннему трафарету трафарету штрихует в пределах контура выполняет несколько черкательных движений, преимущественно, в пределах контура Воспроизведение выполняет графические задания рисует (печатает) округлые фигуры, простых графических на рисование линий разной точки, линии, штрихи элементов длины и конфигурации, графические упражнения на установление соответствия, подбор пары, выделение из множества по заданному признаку и т.д. Чтение и письмо Узнавание образа называет звуки по условным букв, соотнесение жестам: А О У Ы И Э М Х звука с буквой узнаёт (различает) образы графем (напечатанных букв) – называет их (см. СИПР) печатает слова и предложения по обводке, по образцу узнает на карточках слова (3-4 по каждой теме) Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Речь альтернативная коммуникативная Тема занятия Коррекционные цели Называние (употребление) слов, Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в обозначающих школьные принадлежности. назывании и употреблении слов, обозначающих школьные принадлежности. Составление простых предложений по теме Коррекция устной речи на основе упражнений в «Школа». составлении простых предложений по теме «Школа». Узнавание (называние) имён членов семьи, Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в обучающихся класса, педагогов. узнавании (различении) имен членов семьи, Составление простых предложений на тему Коррекция устной речи на основе упражнений в «Семья». составлении простых предложений на тему «Семья». Выражение своих желаний словом, Коррекция устной речи на основе упражнений в предложением. выражении своих желаний словом (предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её Коррекция устной речи на основе упражнений в словом, предложением. обращении с просьбой о помощи. Выражение благодарности словом Коррекция устной речи на основе упражнений в (предложением). выражении благодарности словом (предложением). Называние (употребление) слов, Коррекция устной речи на основе упражнений в обозначающих предмет (игрушки). назывании (употреблении) слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) слов, Коррекция устной речи на основе упражнений в обозначающих предмет (посуда, мебель). назывании (употреблении) слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) обобщающих Коррекция словарного запаса и мышления на основе понятий (посуда, мебель). упражнений в назывании (употреблении) обобщающих 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (одежда, обувь). Называние (употребление) обобщающих понятий (одежда, обувь). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (дикие и домашние животные). Называние (употребление) обобщающих понятий (дикие и домашние животные). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (овощи, фрукты). Называние (употребление) обобщающих понятий (овощи, фрукты). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, играть и др.) Составление предложений по графическим изображениям. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Составление предложений со словами, обозначающими признак предмета. Называние (употребление) слов, понятий. Коррекция устной речи на основе упражнений в назывании (употреблении) слов, обозначающих предмет. Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении слов, обозначающих предмет. Коррекция словарного запаса и мышления на основе упражнений в назывании (употреблении) слов, обозначающих предмет. Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении слов, обозначающих предмет. Коррекция устной речи на основе упражнений в назывании (употреблении) слов, обозначающих предмет. Коррекция словарного запаса и мышления на основе упражнений в назывании (употреблении) обобщающих понятий. Коррекция словарного запаса на основе упражнений в назывании (употреблении) слов, обозначающих действие предмета. Коррекция устной речи на основе упражнений в составлении предложений по графическим изображениям. Коррекция словарного запаса на основе упражнений в назывании (употреблении) слов, обозначающих признак предмета. Коррекция экспрессивной речи на основе составления предложений со словами, обозначающими признак предмета. Коррекция мышления на основе упражнений в назывании 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Составление предложений со словами, указывающими на предмет и его признак («Мой мяч.»). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Составление предложений с употреблением предлогов. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. (употреблении) слов, указывающих на предмет, его признак. Коррекция экспрессивной речи на основе упражнений в назывании (употреблении) слов, указывающих на предмет, его признак. Коррекция устной речи на основе упражнений в названии (употреблении) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. Коррекция восприятия и мышления на основе составления предложений Коррекция устной речи на основе упражнений в составлении рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Театрализация сказки «Колобок». Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в театрализации сказки «Колобок». Составление рассказа о себе. Пересказ текста Коррекция устной речи на основе упражнений в по плану, представленному графическими составлении рассказа о себе, пересказа текста по плану, изображениями. представленному графическими изображениями. Повторение. Гласные и согласные звуки. Коррекция памяти на основе упражнений в повторении свойств гласных и согласных звуков. Соотнесение звука с буквой а. Коррекция мышления на основе упражнений в соотнесении звука с буквой а Чтение слогов ау. Коррекция звукопроизношения на основе упражнений в чтении слогов ау. Письмо слогов ау. Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в письме слогов ау, уа. Чтение слогов с буквами а, у, м. Коррекция звукопроизношения на основе упражнений в 33 Соединение на письме букв а, у, м. 34 Чтение слогов с буквой о. 35 41 Выражение согласия (несогласия) , удовольствия (неудовольствия) Выражение благодарности, своих желаний Выражение приветствие (прощание) Выражение обращение за помощью Выражение благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью Ответы на вопросы задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Дидактическая игра собери слово. 42 Заучивание скороговорок со слов учителя. 43 Выражение своих желаний звуком, словом, предложением Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом) Выражение согласия звуком (словом) Выражение несогласия звуком (словом) 36 37 38 39 40 44 45 46 чтении слогов с буквами а, у, м. Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в соединении на письме букв а, у, м. Коррекция мышления на основе упражнений в чтении слогов с буквой о. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении изученных понятий. Коррекция мышления на основе упражнений в задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Коррекция внимания на основе упражнений в чтении предложений и текстов. Коррекция памяти на основе упражнений в заучивании со слов учителя. Коррекция речи на основе упражнений в произношении обращений просьбы, выражения согласия, несогласия, благодарности звуком, словом. Коррекция речи на основе упражнений в произношении обращений просьбы, выражения согласия, несогласия, 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 Выражение благодарности звуком (словом). Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы. Приветствие (прощание), обращение за помощью, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши Задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки нажатием которой запускает воспроизводящее речь устройство. Ответы на вопросы слово(пиктограммы). Прощание с собеседником звуком, словом. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Указание взглядом на объект при выражении согласие (несогласие.) Выражение мимикой удовольствия (неудовольствия). Выражение мимикой приветствие (прощание). Звукоподражание по инструкции учителя Выражение своих желаний и задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. благодарности звуком, словом. Коррекция речи на основе упражнений в указании взглядом звуком, словом на собеседника при прощании. Коррекция речи на основе упражнений в указании взглядом звуком, словом на собеседника при прощании. Коррекция внимания и памяти на основе упражнений в задавание вопросов приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши). Коррекция речи на основе упражнений в указании взглядом звуком, словом на собеседника при прощании, выражении желаний, при выражении согласия (несогласия). Коррекция эмоционально-волевой сферы при выражении мимикой удовольствия (неудовольствия), приветствия(прощания). Коррекция речи на основе упражнений в подражании разным животным. Коррекция внимания и памяти на основе упражнений в задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. 60 61 Сообщение имён членов семьи Сообщение имен обучающихся класса). 62 Сообщение имен педагогических работников класса Сообщение и написание имен посредством напечатанного слова (электронного устройства Подбор картинок, предметов к услышанному слову. 63 64 Понимание обобщающих понятий «фрукты». 65 66 67 68 69 70 71 72 Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «морковь», «капуста». Подбор картинок, предметов к услышанному слову Понимание обобщающих понятий «овощи» Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «самолёт», «вертолет» Подбор картинок, предметов к услышанному слову. Понимание обобщающих понятий «воздушный транспорт». Понимание обобщающих понятий «водный Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении сообщение имён членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации, обобщении предметов обозначающих «фрукты». Коррекция внимания на основе упражнений в сравнении, обобщении предметов обозначающих «овощи». Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации, обобщении предметов обозначающих «воздушный транспорт». Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, вид транспорта» 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 классификации, обобщении предметов обозначающих «водный вид транспорта». Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении изученного по теме транспорт. Составление картинок из нескольких частей по теме «Транспорт». Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «лиса», «волк» Подбор картинок, предметов к услышанному Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации, обобщении предметов обозначающих слову. «диких животных». Понимание обобщающих понятий «дикие животные». Понимание изученных обобщающих Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении изученного материала. понятий. Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать) Использование графического изображения для обозначения действия предмета (спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения Коррекция внимания на основе использование для обозначения признака предмета (цвет) графического изображения Использование графического изображения для обозначения признака предмета (величина). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (форма) Использование графического изображения Коррекция внимания на основе использование графического для обозначения признака действия, изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо 84 85 86 87 88 89 90 Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния ( быстро, медленно). Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния ( хорошо, плохо ) Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (весело, грустно) Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении изученного материала. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении изученного материала. Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в составлении рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в составлении рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения 91 92 Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства). Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей 97 Узнавание (различение) напечатанных слов и названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка (слов). Графические действия с использованием элементов графем: штриховка (слов). Графические действия с использованием элементов графем: печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. 98 Узнавание звука в слоге (слове). 99 Соотнесение звука с буквой. 93 94 95 96 94 95 96 Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в составлении рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения Коррекция мышления на основе упражнений в использование карточек с напечатанными словами Коррекция мышления на основе упражнений в использование карточек с напечатанными словами Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Коррекция мышления на основе упражнений в использовании графических действии Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании изученных букв. Коррекция памяти на основе упражнений узнавание звука в слоге. Коррекция памяти на основе упражнений соотнесение звука с буквой. 100 101 102 Узнавание графического изображения буквы в слоге Называние буквы и чтение слога (слова) Написание буквы (слога, слова, предложения). Итого: Коррекция памяти на основе упражнений и узнавание графическ изображения буквы в слоге. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании изученных букв. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании написании б изученных букв. 102ч Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает: Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи. Иллюстрации: «обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы Плакат: «Буквы». Лото «Угадай сказки» Настольная игра по чтению Кубики по р.н. сказкам Викторина по сказкам Электронные устройства Аудио и видеоматериалы. 1. Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль результатов Условные показатели самостоятельности - действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен) ! Действие выполняется обучающимся - со значительной помощью взрослого ПП - с частичной помощью взрослого П -по последовательной инструкции (по изображению или вербально) И - по подражанию или образцу О - самостоятельно С -узнаёт объект У - не всегда узнаёт объект НВУ - не узнаёт объект НУ Реакция на воздействие - реакция отсутствует РО - негативная реакция Н - нейтральная реакция НР - положительная реакция ПР Предметы, задачи и содержание обучения начало года «Речь и альтернативная коммуникация» - понимать слова, обозначающие объекты, их признаки, действия, явления природы - узнавать изученные предметы и понятия и показывать их на картинках конец года -использование жестов для коммуникации -употребляет отдельные слова -обозначает словом предмет, изображенный на картинке -подбирает отдельные картинки, предметов к предложенному слову -проявляет интерес к прослушанному или просмотру -Читает и называет буквы -Чтение слогов -Чтение слов -Чтение и составлении предложений -Повторяет стихотворения -Подбор картинок к услышанному тексту или слову -Обводит буквы Информационно-методическое обеспечение. -http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»; -http://www.tgpi.tob.ru/info/kaf/pedagog/ped/ - коррекционная педагогика, коррекционно-развивающее обучение; -http://www.mapryal.org - сеть творческих учителей;