государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «25» августа 2024 г. №115/1-од Рабочая программа коррекционно-развивающая область коррекционно-развивающее занятие «Сенсорное развитие » для обучающихся по АООП (2 вариант) Составитель Серебренникова Ю.В. г. Красноуфимск, 2024 Сенсорное развитие Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, т.е. от того, насколько полно школьник воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Школьники с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы. Задачи и направления рабочей программы: освоение простых действий с предметами и материалами; развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий; формирование элементарных обще-трудовых умений и навыков; формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной активности ребенка; формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; формирование и развитие целенаправленных действий; развитие планирования и контроля деятельности; развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи: развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Программно-методический материал включает 4 раздела: «Зрительное восприятие» «Слуховое восприятие» «Кинестетическое восприятие» «Восприятие запаха» Деление обучающихся на группы По решению ППк обучающиеся 2 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий, понимания инструкций, по характеру овладения учебными действиями по учебному предмету «Окружающий природный мир» условно разделены на 2 группы: 1 группа: 2 группа: 1 группа: Уровень обучения средний. Учебная мотивация сформирована недостаточно. Манипуляция с предметами целенаправленные, игровая деятельность сформирована. Уровень развития высших психических процессов низкий. Запоминание механическое. Причинно-следственные связи устанавливают в элементарных вариантах, обобщающие понятия не доступны, анализом и синтезом не владеют. Темп усвоения учебного материала низкий. Внимание во время занятий неустойчивое, высокая отвлекаемость. Запас понятий и представлений об окружающем природном мире резко ограничен. 2 группа: С предложенной программой справляется на минимальном уровне. Уровень психического и познавательного развития не соответствует возрасту. Работоспособность резко снижена. Интерес к заданиям поверхностный. Низкий уровень развития произвольности познавательных процессов. Подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели, следовать установленному плану не может. В игре участвуют редко, безынициативны. Восприятие на слух информации затруднено, понимают простую словесную инструкцию. Требуется повторение, упрощение или зрительная опора, указывающие жесты. Обработка информации требует больше времени. Отмечается узость зрительного восприятия. Внимание крайне неустойчивое, высокая отвлекаемость, наблюдается избирательность. Внимание привлекается на непродолжительное время. Переключение с одного вида деятельности на другой затруднено. Операции анализа и синтеза недоступны. Классификации, обобщения производит на ситуативном уровне. Смысловые связи не устанавливает. Установить изменения в наблюдаемых объектах не может, замечает только очевидное и элементарное. Не удерживает цель в предлагаемых заданиях. Необходимы все виды помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, объясняющая). Круг представлений об окружающем мире резко ограничен. Имеет элементарные знания о себе и своей семье; явлениях и объектах природы. Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое. Планируемые результаты освоения программы ППк каждой группе обучающихся 2 класса определил следующие планируемые результаты обучения: Планируемый (ожидаемые) результаты 1 группа 2 группа узнаёт части тела; повторяет движения тела по примеру взрослого; переливает воду из полной емкости в повторяет позу тела по примеру; пустую; различает вкусы «горький - сладкий»; достаёт из воды различные по размеру и узнаёт продукты по запаху; форме предметы; различает предметы по весу (тяжёлый, лёгкий); выкладывает с помощью палочек простые различает тактильные ощущения (холодный, тёплый, изображения; колючий, мягкий); застёгивает и расстёгивает пуговицы на собирает и разбирает пирамидку; тряпичных фигурах; строит из кубиков башню, выкладывает в ряд по узнаёт и находит одинаковые по цвету инструкции; предметы; узнаёт и находит одинаковые по форме предметы; различает геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник. Личностные (возможные) результаты 1 группа - проявляет уважение к людям старшего возраста. - осознает, что может, а что ему пока не удается; - понимает эмоциональные состояния других людей; - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; 2 группа - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; Базовые учебные действия 1 группа Работает в коллективе (ученик – ученик); Слушает и понимает простую инструкцию педагога. Ориентируется в расписании. Выполняет задание от начала до конца 2 группа Работает совместно с педагогом. Выполняет задание в течение 5-7 минут. Выполняет задание по образцу, по показу («Дай такой же(предмет)», «Возьми такой же ( по цвету, ширине, длине и т.д.)», «Положи как я (чередуя, вправо, влево и т.д.) и т.д.» Содержание курса состоит из следующих разделов: 1. «Зрительное восприятие», 2. «Слуховое восприятие», 3. «Кинестетическое восприятие», 4. «Восприятие запаха», Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Наименование Направления работы раздела Формы работы: индивидуальная, групповая Прослеживание взглядом за движущимся объектом (по горизонтали, (вперёд/назад) и удалённым в разных направлениях. Распознавание фруктов и овощей по цвету «Зрительное Распознавание фруктов и овощей по восприятие» цвету Найди пару по цвету Разложи по размеру (от большого к маленькому, от маленького к большому) Нахождение отличий на наглядном материале. Сравнение Виды деятельности 1 группа 2 группа Практические упражнения по фиксации взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка. Практические упражнения по фиксации взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа и слева от ребенка. Практические упражнения по прослеживание взглядом за удаленным объектом. Занимательные упражнения и мультимедийные материалы. Практические упражнения по фиксации взгляда на лице человека и неподвижном светящемся предмете. двух картинок Запомни и повтори за учителем Шумящие коробочки. Звуковые понятия: громкий-тихий Определи, что слышится Двигаемся под музыку Что здесь спряталось? (зашумлённые» изображения) «Слуховое восприятие Слушать музыкальные инструменты и предметы, издающие звук. -Внимательно слушать объяснения педагога. -Слушать звучащие предметы. -Слушать звук музыкальных инструментов, «шумящие» Бытовые шумы и звуки природы коробочки и др. - Находить и соотносить звук с его источником. Повторение звуков по инструкции - Соотнесение звука с его учителя. источником. Отстукивание по инструкции учителя. -Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха. Отстукивание по инструкции учителя. - Нахождение одинаковых по звучанию объектов, Звуковая дорожка повторение. Прослушивание и повторение звуков расположенных на дальнем расстоянии. окружающей действительности. - Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Слушать музыкальные инструменты и предметы, издающие звук. -Слушать звук музыкальных инструментов, «шумящие» коробочки и др. «Кинестетическое восприятие Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека: -поглаживание, постукивание, похлопывание различных частей тела Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека: «рисование» на спине ладонями. Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека: обведение контура тела массажным мячиком. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температур: холодный – тёплый. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре: - гладкий, шероховатый, колючий Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости: - жидкий, густой, сыпучий Пальчиковая гимнастика с цветовым сопровождением. Определение на ощупь величины предмета: большой-маленький - Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. ---- Ориентироваться на собственном теле, объяснять свои ощущения -Слушать объяснения учителя. - Различать свойства материалов: холодный, горячий . -Различать свойства материалов: гладкий, шероховатый. Различению свойств предметов: горячий, холодный. -Реакция на прикосновения человека. Весёлая гусеница (от самого большого до самого маленького) Ниткография (составление узора из разноцветных ниток) Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками. Работа с пластилином и глиной. Лепка фрукты, овощи. Аппликация размазывание пластилина по выделенным фигурам Адекватная реакция на запах пищевых продуктов. Адекватная реакция на парфюмерные запахи: - шампунь; - мыло; - зубная паста. Узнавание (различение) объектов по «Восприятие запаха» запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и другие). Адекватная реакция на продукты, различные: по вкусовым качествам (сладкий, кислый, соленый) Адекватная реакция на запахи круп: - гречка; - горох; Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. -Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: запах. -Классифицировать предметы по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения. - Слушать объяснения педагога. -Учиться различать объекты по запаху. . -Различать продукты по вкусовым качествам: кислый, сладкий. - Различение продуктов по вкусовым качествам (кислый, соленый). -пшено. Различение продуктов по консистенции (жидкий, вязкий; твердый, сыпучий) Определение предметов на вкус и нахождение данных предметов на картинке. Календарно – тематическое планирование № Тема занятия П/П 1 Прослеживание взглядом за движущимся объектом (по горизонтали, (вперёд/назад) и удалённым в разных направлениях. 2 Прослеживание взглядом за движущимся объектом по вертикали. (вперёд/назад) и удалённым в разных направлениях. 3 Прослеживание взглядом за движущимся объектом по кругу. (вперёд/назад) и удалённым в разных направлениях. 4 Локализация неподвижного (удалённого) источника звука, расположенного: Коррекционная направленность Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в фиксации взгляда на объекте по горизонтали, вертикали, по кругу. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в фиксации взгляда на объекте по вертикали. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в фиксации взгляда на объекте по кругу. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в локализации неподвижного и перемещающегося источника 5 -на уровне уха справа (слева); -на уровне плеча справа (слева). Отстукивание по инструкции учителя. 6 Звуковая дорожка повторение. Прослушивание и повторение звуков окружающей действительности 7 Повторение звуков по инструкции учителя. Отстукивание по инструкции учителя. 8 Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека: -поглаживание, постукивание, похлопывание различных частей тела 9 Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека: -«рисование» на спине ладонями; Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека: -обведение контура тела массажным мячиком. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температур: холодный – тёплый(знакомство) Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температур: 10 11 12 звука. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в локализации неподвижного и перемещающегося источника звука. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в локализации неподвижного и перемещающегося источника звука. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в локализации неподвижного и перемещающегося источника звука. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в реакции на прикосновения человека. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в реакции на прикосновения человека. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в реакции на прикосновения человека. Коррекция тактильного восприятия на основе соприкосновения с материалами, различными по температуре. Коррекция тактильного восприятия на основе соприкосновения с материалами, различными по температуре. 13 14 15 16 17 18 19 20 холодный – тёплый(заключение ) Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре: - гладкий, шероховатый, колючий (знакомство) Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре: - гладкий, шероховатый, колючий (отработка ). Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре: - гладкий, шероховатый, колючий (закрепление). Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости: - жидкий. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости: - густой. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости: - сыпучий. Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов: -удержание в руке вибрирующих игрушек; Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов: -покачивание на гимнастическом мяче. Коррекция тактильного восприятия на основе соприкосновения с материалами, различными по фактуре Коррекция тактильного восприятия на основе соприкосновения с материалами, различными по фактуре. Коррекция тактильного восприятия на основе соприкосновения с материалами, различными по фактуре. Коррекция тактильного восприятия на основе соприкосновениями с материалами, различными по вязкости. Коррекция тактильного восприятия на основе соприкосновениями с материалами, различными по вязкости. Коррекция тактильного восприятия на основе соприкосновениями с материалами, различными по вязкости. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в адекватной реакции на вибрацию. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в адекватной реакции на вибрацию. 21 22 23 24 Адекватная реакция на давление поверхности тела. «Лепка» тела ребёнка прикасания непрерывные, контрастные и симметричные в отношении парных частей тела; Адекватная реакция на давление поверхности тела. «Лепка» тела ребёнка прикасания - плоскостные (спина, живот, грудь) Адекватная реакция на давление поверхности тела. «Лепка» тела ребёнка – прикасания - обхватывающие (верхние и нижние конечности). Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в напряжении-расслаблении, ритмизации. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в напряжении-расслаблении, ритмизации. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в напряжении-расслаблении, ритмизации. Коррекция тактильного восприятия на основе соприкосновения тела с разными видами поверхностей. Коррекция восприятия обоняния на основе адекватной реакции на запах пищевых продуктов. 25 Адекватная реакция на запах пищевых продуктов. 26 Коррекция восприятия обоняния на основе адекватной реакции Узнавание (различение) объектов по запаху на запах пищевых продуктов. (лимон, банан, хвоя, кофе и другие). 27 Адекватная реакция на парфюмерные запахи: Коррекция восприятия обоняния на основе реакции на парфюмерные запахи. 28 29 30 31 - шампунь; - мыло; - зубная паста. Адекватная реакция на продукты, различные: по вкусовым качествам (горький). Адекватная реакция на продукты, различные); консистенции (жидкий, твёрдый, вязкий). Определение предметов на вкус и нахождение данных предметов на картинке. Разучивание небольших стихотворений с движениями. 32 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. 33 Упражнения в завязывании и развязывании шнурков по инструкции учителя. 34 Обводка контуров предметных изображений. Графический диктант по инструкции учителя. упражнения в шнуровке по образцу. Работа с пластилином и глиной. Лепка фрукты, овощи. 35 36 Коррекция вкусового восприятия на основе определения пищи на вкус. Коррекция вкусового восприятия на основе определения пищи на констинстенцию. Коррекция вкусового восприятия на основе определения пищи на вкус. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении изученного. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении изученного. Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в завязывании и развязывании шнурков. Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в обводке по контуру и штриховке в разных направлениях. Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в шнуровании по образцу учителя Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в работе с пластилином по образцу учителя. 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Аппликация размазывание пластилина по выделенным фигурам Штриховка в разных направлениях по инструкции учителя. Адекватная реакция на продукты, различные: по вкусовым качествам (сладкий) Адекватная реакция на продукты, различные: по вкусовым качествам ( кислый). Адекватная реакция на продукты, различные: по вкусовым качествам (солёный). Пальчиковая гимнастика с цветовым сопровождением. Сравнение предметов по нескольким признакам. (знакомство ) Сравнение предметов по нескольким признакам.(Заключение) Распознавание фруктов по запаху Распознавание фруктов по форме Распознавание фруктов по цвету Распознавание овощей по запаху Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в обводке по контуру и штриховке в разных направлениях. Коррекция вкусового восприятия на основе определения пищи на вкус. Коррекция вкусового восприятия на основе определения пищи на вкус. Коррекция вкусового восприятия на основе определения пищи на вкус. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении изученного. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе предложенного материала. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе предложенного материала. Коррекция обонятельного восприятия на основе фруктов Коррекция тактильного восприятия на основе фруктов Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики рук на основе упражнений в различии цветов. Коррекция обонятельного восприятия на основе фруктов 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 Коррекция тактильного восприятия на основе овощей Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики рук на Распознавание овощей по цвету основе упражнений в различии цветов. Коррекция зрительного восприятия и мелкой моторики рук на Собираем мозаику «Фрукты» основе упражнений в различии цветов Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в Весёлая гусеница (от самого большого до самого маленького) напряжении-расслаблении, ритмизации. Коррекция тактильного восприятия и мелкой моторики рук ,развитию фантазии на основе упражнений с крупой и Играем в игру «,Посади огород» фигурками Коррекция тактильного восприятия и мелкой моторики рук Застегивание пуговиц ,развитию к самообслуживанию. Коррекция тактильного восприятия и мелкой моторики рук Расстёгивание пуговиц ,развитию к самообслуживанию. Коррекция тактильного восприятия и мелкой и слухового Подражание за учителем в игру «ладушки» восприятия. Коррекция зрительного восприятия и развитие мелкой моторики Найди пару по цвету рук Коррекция зрительного и тактильного восприятия мелкой Разложи по размеру (от большого к моторики рук. маленькому) Коррекция зрительного и тактильного восприятия мелкой Разложи по размеру(от маленького к моторики рук. большому) Коррекция зрительного и тактильного восприятия мелкой Распознавание величин (высокое) моторики рук. Распознавание овощей по форме 60 61 62 63 64 65 66 Распознавание величин (низкое ) Запомни и повтори за учителем Сравнить по тяжести фрукты Апельсин и вишню (что тяжелее) Сравни по лёгкости фрукт Апельсин и вишню (что легче) Повтори звук за учителем Двигаемся под музыку Удар в бубен 67 Повторение звуков по инструкции учителя. 68 Звуковая дорожка повторение. Коррекция зрительного и тактильного восприятия мелкой моторики рук. Коррекция зрительного внимания и памяти . Коррекция тактильного восприятия мелкой моторики рук. Коррекция тактильного восприятия мелкой моторики рук. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в подражании за учителем. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений . Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в подражании за учителем .Развитие чувства ритма. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в локализации неподвижного и перемещающегося источника звука. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в подражании за учителем. Итого: 68 ч. Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль результатов Условные показатели самостоятельности - действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен) ! Действие выполняется обучающимся - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого -по последовательной инструкции (по изображению ) - по подражанию или образцу -узнаёт объект - не узнаёт объект Реакция на воздействие - реакция отсутствует - негативная реакция - нейтральная реакция - положительная реакция ПП П И О У НУ РО Н НР ПР Предметы, задачи и содержание обучения начало года Сенсорное развитие Разжимает и прикрепляет прищепки. Узнаёт продукты по запаху. Узнаёт продукты по вкусу. Узнаёт и находит одинаковые по форме предметы. Строит из кубиков башню, выкладывает в ряд по инструкции. Собирает и разбирает пирамидку. Выкладывает с помощью палочек простые изображения. Узнаёт части тела. Узнаёт и находит одинаковые по цвету предметы. конец года Из группы предметов по инструкции выбирает наибольший, наименьший. Различает тактильные ощущения (холодный, теплый, колючий, мягкий). Узнаёт и находит одинаковые по звуку предметы. Материально-техническое оснащение сенсорного развития включает: - сухой (шариковый) бассейн; - игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами; - образцы материалов, -различных по фактуре, -различные по вязкости, -различные по температуре, -различные по плотности; -шаблоны фигур - разные виды шнуровки; - виды парфюмерной продукции; -разные виды фруктов и овощей -разные виды круп - вибрирующие игрушки.