государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «30» августа 2024 г. №114/1-од Рабочая программа Предметная область Естествознание учебный предмет «Мир природы и человека» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса Составитель: Е. А. Харина, учитель ВКК г. Красноуфимск 2024г. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для 3-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа является адаптированной для образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Место и роль предмета среди других предметов учебного плана Учебный предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: Восприятия объектов; практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций; закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа На изучение учебного предмета «Мир природы и человека» по учебному плану в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели 34 часа в год. Описание микрогрупп класса Достаточный уровень обучающиеся - основание - Минимальный уровень: Ниже минимального Данные обучающиеся усвоили программный материал 2 класса. Знают и называют изученные объекты и явления. Называют времена года, основные признаки (с опорой на наглядность). Ухаживают за комнатными растениями. Называют дни недели, части суток. Классифицируют овощи, фрукты, ягоды, деревья (с опорой на наглядный и дидактический материал). Знают и отличают домашних и диких животных, их детёнышей, описывают место обитания, питание, окрас. Восприятие и осмысление учебного материала снижено. Необходимо многократное повторение и закрепление с опорой на наглядный материал. При воспроизведении материала забывает детали, допускает многочисленные ошибки, искажает смысл, не улавливает главную мысль. Причинноследственные связи не устанавливает. Временные представления не сформированы. Механически называет дни недели. Времена года знает, называет признаки, но не знает их последовательность. Знает и отличает домашних и диких животных, их детёнышей. Планируемые результаты Личностные Достаточный уровень: Минимальный уровень Ниже минимального -Осознаёт себя гражданином России; испытывает чувства гордости за свою Родину; -имеет адекватные представления о собственных возможностях; -овладел навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -приобрёл этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; -способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -принял и освоил социальную роль обучающегося, приобрёл мотивацию к учебной деятельности; -имеет навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знает основные нормы морали и права; -проявляет доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость и взаимопомощь, - Осознаёт себя гражданином России; -осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; -способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем; -принимает соответствующих возрасту ценности и социальные роли; -положительно относится к окружающей действительности, -самостоятельно выполняет учебные заданий, поручения, договоренности; -понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращается за помощью и принимает помощь; -слушает и понимает инструкцию к учебному заданию; -сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; -договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. -Обращается за помощью и принимает помощь; -понимает эмоциональные состояния других людей; -понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); -проявляет собственные чувства; -устанавливает и поддерживает контакты; -избегает конфликтных ситуаций; -пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; -принимает доброжелательные шутки в свой адрес; -охотно участвует в совместной деятельности; -желает заслужить одобрение, похвалу; -осознает, что определенные его действия несут опасность для него. проявляет сопереживание к чувствам других людей; - имеет мотивацию к творческому труду, работе на результат; -обращается за помощью и принимает помощь; -слушает и понимает инструкцию к учебному заданию; -сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми; -договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Предметные Достаточный уровень: Минимальный уровень Ниже минимального представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; представления о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных объектов к определенным группам (видо -родовые понятия; называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах Имеет представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. Имеет представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.). Имеет опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними. развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств; знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач. ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения; выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и других обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися; адекватное взаимодействие с безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; ухаживание за комнатными растениями, кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях, адекватное поведение в классе, в образовательной организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Умеет соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). Умеет различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Имеет представление о собственном теле. Соотносит себя к определенному полу. Умеет определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Умеет сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы. Умеет сообщать о своих потребностях и желаниях. Умеет определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому. Умеет соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета). Умеет следить за своим внешним видом. Имеет представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; выполнение доступных природоохранительных действий; готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. Базовые учебные действия Личностные учебные действия осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принимает соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительно относится к окружающей действительности, готовится к организации взаимодействию с ней и эстетическому ее восприятию; самостоятельно выполняет учебные заданий, поручения, договоренности; понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовится к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействовать с людьми; договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия Входит и выходит из учебного помещения со звонком; ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользуется учебной мебелью; адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимает руку, встает и выходит из-за парты и т. д.); работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые помещения; принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе; активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников; соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами; принимает оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливает видородовые отношения предметов; делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале; пользуется знаками, символами, предметами-заместителями; читает; пишет; выполняет арифметические действия; наблюдает; работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Содержание предмета Сезонные изменения. Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с января. Календарь. Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года. Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года. Неживая природа. Солнце, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Живая природа (в том числе человек): Растения. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Животные. Животные домашние. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Животные дикие. Птицы. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Безопасное поведение. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Безопасное поведение в природе. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. Календарно-тематическое планирование № п/п дата Раздел, тема Кол-во часов 1 2 3 4 5. 6 7 8 9. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Сезонные изменения 2 ч. Время года осень. Входная контрольная работа. Тест (вопросы по изученным темам) Неживая природа 6 ч. Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. Воздух. Значение воздуха. Значение ветра в природе. Проверочная работа № 1 по теме «Неживая природа». Живая природа 3ч. Части растений: корни. Части растений: стволы и стебли растений. Плоды и семена. Сезонные изменения 3ч. Время года зима. Растения и животные зимой. Проверочная работа №2 по теме «Занятия людей зимой». Живая природа 5ч. Дикие и домашние животные: заяц, кролик. Сравнение животных: «Свинья, кабан». Домашние животные. Птицы. Строение птиц. Проверочная работа № 3 по теме «Хищные птицы». Сезонные изменения 3ч. Время года весна. Признаки весны. Влияние солнца на жизнь растений и животных весной. Труд людей с приходом весны. Живая природа (человек) 6ч. Дыхание человека 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч 1ч. 1ч. 1ч 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч 1ч 1ч 1ч. 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Проверочная работа № 4 по теме «Кровь. Первая помощь при кровотечении». Сердце. Пульс. Питание человека. Промежуточная аттестация. Тест (вопросы по изученному материалу) за курс 3 класса. Профилактика простудных заболеваний Безопасное поведение 6ч. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. Проверочная работа № 5 по теме «Отдыхаем без опасности». Правила поведения в общественном транспорте. Правила обращения с водой. Проверочная работа № 6 по теме: «Правила поведения во время летних каникул». 1ч. 1ч. 1ч 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Итого 34ч Формы организации образовательного процесса очная; дистанционная (удаленная); очно – дистанционная (удаленная). Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения: Традиционные. Личностно-ориентированные. Игровые технологии. Здоровьесберегающие. Информационно-коммуникационные технологии (компьютерные) и др. Формы текущего контроля: - Выполнение практической работы. - Выполнение контрольных работ. - Оценивание индивидуальных творческих работ. - Выполнение творческого задания. - Фронтальный опрос. - Индивидуальный опрос. - Самостоятельная работа. Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся 3 класса. Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. Форма промежуточной аттестации по учебному предмету «Мир природы и человека» – тест (вопросы по изученному материалу). Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся Оценка устных ответов обучающихся. Отметка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий. Отметка «4» ставится, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов учебного умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий. При оценивании устных ответов, обучающихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям обучающихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Оценка практических работ. Отметка «5» ставится, если обучающийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование. Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки. Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал правила техники безопасности. Тесты. Отметка «5», если обучающиеся не допустил ни одной ошибки. Отметка «4», если обучающиеся допустил 1-2 ошибки. Отметка «3», если обучающиеся допустил 3-5 ошибок. Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026. 2. Матвеева, Н. Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. Мир природы и человек. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]/ Н. Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 68с. 3. Коноваленко В.В. Развитие связной речи на уроках живой мир. / В.В. Коноваленко «Издательство ГНОМ и Д»., 2015г.-64с. Н.Б Матвеева. Живой мир 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы /Н.Б.Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова – М.: Просвещение, 2016 -128с. Н.Б.Матвеева, М.А. Попова Живой мир рабочая тетрадь 4 класс: Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы/ М.: Просвещение, 2017. Образовательные ресурсы и онлайн платформы 1. Интернет-ресурсы: http://www.uchportal.ru http://festival.1september.ru http://www.proshkolu.ru http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/ 2. Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru 3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru 4. Учительский портал http://www.uchportal.ru 5. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 6. Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru 7. Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru 8. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Дидактические материалы: 1. - раздаточные дидактические материалы по темам; 2. - демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам; 3. - мультфильмы, кинофильмы по темам урока; 4. - стихи, загадки, чистоговорки по темам; 5. - презентации по темам. Дидактические материалы, печатные пособия 6. - тесты, кроссворды; 7. - раздаточные дидактические материалы по темам; 8. - демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам; 9. - стихи, загадки, чистоговорки по темам; 10. - плакаты по правилам безопасности по ПДД, ППБ. Технические средства обучения: 11. - ноутбуки; 12. - копилка электронных презентаций по темам.