государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «30» августа 2024 г. №114/1-од Рабочая программа Предметная область: Естествознание элективный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса Составитель: Е. А. Харина, учитель ВКК г. Красноуфимск 2024г Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 3-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Место и роль предмета среди других предметов учебного плана Основная цель элективного курса является воспитание и формирование человека, знающего и умеющего принимать необходимые меры по предотвращению или устранению чрезвычайной ситуации и не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных ситуаций. Основные задачи учебного предмета: формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; развитие качеств личности обучающихся, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций; развитие познавательных возможностей, обучающихся; воспитание чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни и здоровью, и жизни окружающих; обучение умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, оказывать первую медицинскую помощь. Предполагаемое решение коррекционных задач в процессе обучения основам безопасной жизнедеятельности: формирование социально равноправной личности, способной самостоятельно в меру своих возможностей жить в обществе людей; коррекция нарушений физического развития; формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социуме; соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества; формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность; формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации. «Основы безопасности и защиты Родины» включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Занятия по элективному курсу призваны решить серьёзные проблемы обучающихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций. Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа На изучение элективного курса «Основы безопасности и жизнедеятельности»по учебному плану в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели 34 часа в год. Описание микрогрупп класса Достаточный уровень обучающиеся - основание - Планируемые результаты Личностные Минимальный уровень: Ниже минимального Данные обучающиеся усвоили программный материал 2 класса. С помощью учителя называют правила посадки и высадки из транспортного средства, правила поведения на улицах, простейшие правила оказания первой медицинской помощи. Знают правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, правила поведения с незнакомыми людьми, правила поведения на железнодорожном транспорте. Знают телефоны службы спасения, элементы дороги, виды транспорта. Знает правила поведения с незнакомыми людьми, правила поведения на железнодорожном транспорте. Знает дорожные знаки «Пешеходный переход». Называет виды транспорта. Знает назначение сигналов светофора. Достаточный уровень: Овладел социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Овладел навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Имеет адекватные представления о собственных возможностях. Имеет представления о марали и праве. Принял и освоил социальную роль обучающегося, приобрёл мотивацию к учебной деятельности, имеет социально значимые мотивы учебной деятельности. Имеет сформированные навыки личной гигиены. Понимает необходимость укрепления и сохранения физического здоровья. Имеет установку на безопасный, здоровый образ жизни. Демонстрирует сформированность трудовых навыков, умений и действий, связанных с домашним трудом. Минимальный уровень Овладел социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Овладел навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Имеет адекватные представления о собственных возможностях. Имеет сформированные навыки личной гигиены. Имеет мотивацию к работе на результат. Демонстрирует способность приобщения к прекрасному в жизни и в природе. Понимает необходимость укрепления и сохранения физического здоровья. Имеет установку на безопасный, здоровый образ жизни. Ниже минимального воспринимает на слух короткие правила; строит короткие фразы; стремится к речевому высказыванию; использует в речи просьбы и желания, этикетные слова и выражения; участвует в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; участвует в коллективных играх; работает с сюжетными картинками, выстраивает последовательность событий. Осознает необходимость ответственного отношения к труду как источнику существования. Имеет мотивацию к работе на результат. Обладает бережным отношением к материальным ценностям. Проявляет элементарный навык экономического мышления. Имеет адекватные представления о своих возможностях, связанных с будущей профессией. Имеет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Проявляет эмоциональнонравственную отзывчивость, способность к эмпатии. Демонстрирует способность приобщения к прекрасному в жизни и в природе. Обнаруживает сформированность элементарных знаний, связанных с живописью и музыкой. Имеет начальные навыки адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире. Предметные Достаточный уровень: Знает и называет правила поведения на улицах и дорогах с помощью учителя; знает и называет правила посадки и высадки из транспортного средства с помощью учителя; знает правила поведения при возникновении пожара в общественных местах; знает правила поведения с незнакомыми людьми; знает правила поведения на железнодорожном транспорте; знает и называет простейшие правила оказания первой медицинской помощи с помощью учителя; обеспечивает собственную безопасность; оказывает первую медицинскую помощь при ссадинах, ушибах. Минимальный уровень Ниже минимального Знает правила поведения на улицах и с помощью учителя называет правила дорогах; поведения на улицах и дорогах; знает правила посадки и высадки из с помощью учителя называет правила транспортного средства; поведения с незнакомыми людьми; знает правила поведения при обеспечивает собственную безопасность; возникновении пожара в общественных называет виды транспорта; местах; соблюдает правила личной гигиены; знает правила поведения с незнакомыми людьми; знает простейшие правила оказания первой медицинской помощи; знает возможные чрезвычайные ситуации природного характера; знает порядок эвакуации, способы оповещения населения; знает телефоны службы спасения; знает элементы дороги; знает виды транспорта; знает правила поведения на железнодорожном транспорте; знает дорожные знаки (перекрёсток, пешеходная дорога); обеспечивает собственную безопасность; соблюдает правила личной гигиены; оказывает первую медицинскую помощь при ссадинах, укусах насекомых, порезах, ожогах. Базовые учебные действия Личностные учебные действия осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принимает соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительно относится к окружающей действительности; готовится к организации взаимодействию с ней и эстетическому ее восприятию; самостоятельно выполняет учебные заданий, поручения, договоренности; понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовится к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействовать с людьми; договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия Входит и выходит из учебного помещения со звонком; ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользуется учебной мебелью; адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимает руку, встает и выходит из-за парты и т. д.); работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые помещения; принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе; активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников; соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами; принимает оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливает видородовые отношения предметов; делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале; пользуется знаками, символами, предметами-заместителями; читает; пишет; выполняет арифметические действия; наблюдает; работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях) Содержание предмета Безопасность и защита в экстремальных ситуациях Основы безопасности в экстремальных ситуациях. Понятие МЧС, страх, паника. Правила безопасного поведения в городе. Предупреждение бытового травматизма Понятие травмы. Оказание первой медицинской помощи. Вред курения. Безопасность при любой погоде. Основные правила поведения на улице и дороге Безопасное поведение на улицах и дорогах. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки, их виды. Переходим улицу, площадь, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Скорости движения городского транспорта. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Я пассажир. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из железнодорожного транспорта. Безопасность на воде и природе в летний период Опасные игры в летний период. Правила поведения на воде. Съедобные и несъедобные растения. Правила общения с дикими животными. Правила общения с незнакомыми людьми. Правила общение с клещами, змеями. Первая помощь при порезах. Огонь другогонь враг. Правила поведения при возникновении пожара. Правила поведения в летний период. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5. 6 7 8 дата Раздел, тема Безопасность и защита в экстремальных ситуациях 3ч. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Входная диагностика. Тест (вопросы по изученному материалу). Уроки городской безопасности. Предупреждение бытового травматизма 5ч. Почему случаются травмы. Первая помощь при травмах Проверочная работа№1 по теме «Мы играем- правила изучаем». Безопасность при любой погоде Вред курение. Основные правила поведения на улице и дороге 16ч. Как пешеходы и водители поделили улицу. Кол-во часов 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 11 Виды транспорта и их тормозные свойства. Проверочная работа №2 по теме «Причины детского дорожно-транспортного травматизма». 1ч. 1ч. 1ч 12 Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. 1ч. 13 Правостороннее движение транспорта и пешеходов. 1ч. 14 Проверочная работа № 3 по теме «Правила безопасности на дорогах». 1ч 9. 10 15 16 17 18 19 20 Дорога, её элементы и правила поведения на ней. 21 Перекрёстки и их виды. 1ч 22 Правила безопасного поведения в общественном транспорте 1ч 23 Я – пассажир. 1ч. 24 Правила поведения на остановке, автобусе, обязанности пассажиров. 1ч. Как правильно переходить на дорогу. Проверочная работа № 4 по теме: «Ты велосипедист». О чём говорят дорожные знаки. Правила посадки и высадки из железнодорожного транспорта. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч Безопасность на воде и природе летний период 10ч. 25 Опасные игры. 1ч. 26 Правила поведения на воде. 1ч 27 Промежуточная аттестация. Тест (вопросы по изученному материалу) за курс 3 класса 1ч. 28 Правила обращения с дикими животными. 1ч. 29 Как вести себя с незнакомыми людьми. 1ч. 30 Творческая работа №1 по теме «Опасные встречи в лесу» 1ч. 31 Первая помощь при порезе. 1ч. 32 Огонь-друг или враг человека. 1ч. 33 Проверочная работа №5 по теме «Правило действий при возникновении пожара дома». 1ч. 34 Правила поведения в летний период. 1ч. Итого 34ч Формы организации образовательного процесса очная; дистанционная (удаленная); очно-дистанционная (удаленная). Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения: традиционная; личностно-ориентированные; технология проблемного обучения; информационно-коммуникационная (компьютерные) технология; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; мультимедийная технология. Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Формы текущего контроля: - Выполнение практической работы. - Оценивание индивидуальных творческих работ. - Выполнение творческого задания. - Фронтальный опрос. - Индивидуальный опрос. - Самостоятельная работа. Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся 3 класса. Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. Форма промежуточной аттестации по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» – тест (вопросы по изученному материалу). Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся Оценка устных ответов обучающихся. Отметка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий. Отметка «4» ставится, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий. Оценка письменных контрольных работ. Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026. 1. Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2018 - 191с. 2. Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» 3 -4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2018 - 191с. 3. Образовательные ресурсы и онлайн платформы Интернет-ресурсы: http://www.uchportal.ru http://festival.1september.ru http://www.proshkolu.ru http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/ Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Дидактические материалы: - раздаточные дидактические материалы по темам; - демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам; - мультфильмы, кинофильмы по темам урока; - стихи, загадки, чистоговорки по темам; - презентации по темам. Дидактические материалы, печатные пособия - тесты, кроссворды; - раздаточные дидактические материалы по темам; - демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам; - стихи, загадки, чистоговорки по темам; - плакаты по правилам безопасности по ПДД, ППБ. Технические средства обучения: - ноутбуки; - копилка электронных презентаций по темам.