государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Методического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1
УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «30» августа 2024 г. №114/1-од
Рабочая программа
Предметная область: Естествознание
элективный курс
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся с легкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3 класса
Составитель: Е. А. Харина, учитель ВКК
г. Красноуфимск
2024г
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 3-го класса составлена в
соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Место и роль предмета среди других предметов учебного плана
Основная цель элективного курса является воспитание и формирование человека, знающего и умеющего принимать
необходимые меры по предотвращению или устранению чрезвычайной ситуации и не являющегося носителем или источником
возникновения экстремальных ситуаций.
Основные задачи учебного предмета:
формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах
безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности обучающихся, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения
безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
развитие познавательных возможностей, обучающихся;
воспитание чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему
здоровью и жизни и здоровью, и жизни окружающих;
обучение умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления,
оказывать первую медицинскую помощь.
Предполагаемое решение коррекционных задач в процессе обучения основам безопасной жизнедеятельности:
формирование социально равноправной личности, способной самостоятельно в меру своих возможностей жить в
обществе людей;
коррекция нарушений физического развития;
формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения
в социуме;
соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность;
формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире,
способствующих социальной реабилитации и адаптации.
«Основы безопасности и защиты Родины» включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической,
правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных
ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.
Занятия по элективному курсу призваны решить серьёзные проблемы обучающихся в самостоятельном понимании,
осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе
правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа
На изучение элективного курса «Основы безопасности и жизнедеятельности»по учебному плану в 3 классе отводится 1
час в неделю, 34 учебных недели 34 часа в год.
Описание микрогрупп класса
Достаточный
уровень
обучающиеся
-
основание
-
Планируемые результаты
Личностные
Минимальный уровень:
Ниже минимального
Данные обучающиеся усвоили программный
материал 2 класса. С помощью учителя
называют правила посадки и высадки из
транспортного средства, правила поведения на
улицах, простейшие правила оказания первой
медицинской
помощи.
Знают
правила
поведения при возникновении пожара в
общественных местах, правила поведения с
незнакомыми людьми, правила поведения на
железнодорожном транспорте. Знают телефоны
службы спасения, элементы дороги, виды
транспорта.
Знает правила поведения с незнакомыми
людьми, правила поведения на
железнодорожном транспорте. Знает дорожные
знаки «Пешеходный переход». Называет виды
транспорта. Знает назначение сигналов
светофора.
Достаточный уровень:
Овладел социально бытовыми
умениями, используемыми в повседневной
жизни.
Овладел навыками коммуникации и
принятыми нормами социального
взаимодействия.
Имеет адекватные представления о
собственных возможностях.
Имеет представления о марали и
праве.
Принял и освоил социальную роль
обучающегося, приобрёл мотивацию к
учебной деятельности, имеет социально
значимые мотивы учебной деятельности.
Имеет сформированные навыки
личной гигиены.
Понимает необходимость укрепления
и сохранения физического здоровья.
Имеет установку на безопасный,
здоровый образ жизни.
Демонстрирует сформированность
трудовых навыков, умений и действий,
связанных с домашним трудом.
Минимальный уровень
Овладел социально бытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни.
Овладел навыками коммуникации и
принятыми нормами социального
взаимодействия.
Имеет адекватные представления о
собственных возможностях.
Имеет сформированные навыки личной
гигиены.
Имеет мотивацию к работе на результат.
Демонстрирует способность приобщения
к прекрасному в жизни и в природе.
Понимает необходимость укрепления и
сохранения физического здоровья.
Имеет установку на безопасный, здоровый
образ жизни.
Ниже минимального
воспринимает на слух короткие правила;
строит короткие фразы; стремится к
речевому высказыванию;
использует в речи просьбы и желания,
этикетные слова и выражения;
участвует в ролевых играх в
соответствии с речевыми возможностями;
участвует в коллективных играх;
работает с сюжетными картинками,
выстраивает последовательность событий.
Осознает необходимость
ответственного отношения к труду как
источнику существования.
Имеет мотивацию к работе на
результат.
Обладает бережным отношением к
материальным ценностям.
Проявляет элементарный навык
экономического мышления.
Имеет адекватные представления о
своих возможностях, связанных с будущей
профессией.
Имеет навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Проявляет эмоциональнонравственную отзывчивость, способность к
эмпатии.
Демонстрирует способность
приобщения к прекрасному в жизни и в
природе.
Обнаруживает сформированность
элементарных знаний, связанных с
живописью и музыкой.
Имеет начальные навыки адаптации в
динамично развивающемся и меняющемся
мире.
Предметные
Достаточный уровень:
Знает и называет правила поведения
на улицах и дорогах с помощью учителя;
знает и называет правила посадки и
высадки из транспортного средства с
помощью учителя;
знает правила поведения при
возникновении пожара в общественных
местах;
знает правила поведения с
незнакомыми людьми;
знает правила поведения на
железнодорожном транспорте;
знает и называет простейшие
правила оказания первой медицинской
помощи с помощью учителя;
обеспечивает собственную
безопасность;
оказывает первую медицинскую
помощь при ссадинах, ушибах.
Минимальный уровень
Ниже минимального
Знает правила поведения на улицах и
с помощью учителя называет правила
дорогах;
поведения на улицах и дорогах;
знает правила посадки и высадки из
с помощью учителя называет правила
транспортного средства;
поведения с незнакомыми людьми;
знает
правила
поведения
при
обеспечивает собственную безопасность;
возникновении пожара в общественных
называет виды транспорта;
местах;
соблюдает правила личной гигиены;
знает
правила
поведения
с
незнакомыми людьми;
знает простейшие правила оказания
первой медицинской помощи;
знает
возможные
чрезвычайные
ситуации природного характера;
знает порядок эвакуации, способы
оповещения населения;
знает телефоны службы спасения;
знает элементы дороги;
знает виды транспорта;
знает
правила
поведения
на
железнодорожном транспорте;
знает дорожные знаки (перекрёсток,
пешеходная дорога);
обеспечивает
собственную
безопасность;
соблюдает правила личной гигиены;
оказывает
первую
медицинскую
помощь при ссадинах, укусах насекомых,
порезах, ожогах.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия
осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга;
способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
принимает соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительно относится к окружающей действительности;
готовится к организации взаимодействию с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельно выполняет учебные заданий, поручения, договоренности;
понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в современном обществе;
готовится к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращается за помощью и принимает помощь;
слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия
Входит и выходит из учебного помещения со звонком; ориентируется в пространстве класса (зала, учебного
помещения);
пользуется учебной мебелью;
адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимает руку, встает и выходит из-за парты и т. д.);
работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые помещения;
принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе;
активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников; соотносит
свои действия и их результаты с заданными образцами;
принимает оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливает видородовые отношения предметов; делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на
наглядном материале;
пользуется знаками, символами, предметами-заместителями;
читает; пишет; выполняет арифметические действия;
наблюдает;
работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)
Содержание предмета
Безопасность и защита в экстремальных ситуациях
Основы безопасности в экстремальных ситуациях. Понятие МЧС, страх, паника. Правила безопасного поведения в городе.
Предупреждение бытового травматизма
Понятие травмы. Оказание первой медицинской помощи. Вред курения. Безопасность при любой погоде.
Основные правила поведения на улице и дороге
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее
движение. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки, их виды.
Переходим улицу, площадь, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Скорости движения
городского транспорта. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Я пассажир. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из железнодорожного транспорта.
Безопасность на воде и природе в летний период
Опасные игры в летний период. Правила поведения на воде. Съедобные и несъедобные растения. Правила общения с дикими
животными. Правила общения с незнакомыми людьми. Правила общение с клещами, змеями. Первая помощь при порезах. Огонь другогонь враг. Правила поведения при возникновении пожара. Правила поведения в летний период.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5.
6
7
8
дата
Раздел, тема
Безопасность и защита в экстремальных ситуациях 3ч.
Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях.
Входная диагностика. Тест (вопросы по изученному материалу).
Уроки городской безопасности.
Предупреждение бытового травматизма 5ч.
Почему случаются травмы.
Первая помощь при травмах
Проверочная работа№1 по теме «Мы играем- правила изучаем».
Безопасность при любой погоде
Вред курение.
Основные правила поведения на улице и дороге 16ч.
Как пешеходы и водители поделили улицу.
Кол-во
часов
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
11
Виды транспорта и их тормозные свойства.
Проверочная работа №2 по теме «Причины детского дорожно-транспортного травматизма».
1ч.
1ч.
1ч
12
Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.
1ч.
13
Правостороннее движение транспорта и пешеходов.
1ч.
14
Проверочная работа № 3 по теме «Правила безопасности на дорогах».
1ч
9.
10
15
16
17
18
19
20
Дорога, её элементы и правила поведения на ней.
21
Перекрёстки и их виды.
1ч
22
Правила безопасного поведения в общественном транспорте
1ч
23
Я – пассажир.
1ч.
24
Правила поведения на остановке, автобусе, обязанности пассажиров.
1ч.
Как правильно переходить на дорогу.
Проверочная работа № 4 по теме: «Ты велосипедист».
О чём говорят дорожные знаки.
Правила посадки и высадки из железнодорожного транспорта.
Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч
Безопасность на воде и природе летний период 10ч.
25
Опасные игры.
1ч.
26
Правила поведения на воде.
1ч
27
Промежуточная аттестация. Тест (вопросы по изученному материалу) за курс 3 класса
1ч.
28
Правила обращения с дикими животными.
1ч.
29
Как вести себя с незнакомыми людьми.
1ч.
30
Творческая работа №1 по теме «Опасные встречи в лесу»
1ч.
31
Первая помощь при порезе.
1ч.
32
Огонь-друг или враг человека.
1ч.
33
Проверочная работа №5 по теме «Правило действий при возникновении пожара дома».
1ч.
34
Правила поведения в летний период.
1ч.
Итого 34ч
Формы организации образовательного процесса
очная;
дистанционная (удаленная);
очно-дистанционная (удаленная).
Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
традиционная;
личностно-ориентированные;
технология проблемного обучения;
информационно-коммуникационная (компьютерные) технология;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
мультимедийная технология.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы текущего контроля:
- Выполнение практической работы.
- Оценивание индивидуальных творческих работ.
- Выполнение творческого задания.
- Фронтальный опрос.
- Индивидуальный опрос.
- Самостоятельная работа.
Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся 3 класса.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным
графиком соответствующей образовательной программы.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую
часть образовательной программы.
Форма промежуточной аттестации по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» – тест (вопросы по
изученному материалу).
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Оценка устных ответов обучающихся.
Отметка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает
точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по плану, сопровождает рассказ примерами, умеет
применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий.
Отметка «4» ставится, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан
без новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и
материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются
отдельные пробелы в усвоении вопросов элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», умеет применять
полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач,
требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий.
Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного
недочета, не более трех недочетов.
Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой
ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой
ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
1.
Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-2 класс. Учебное
пособие для общеобразовательных учреждений / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2018 - 191с.
2.
Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» 3 -4 класс. Учебное
пособие для общеобразовательных учреждений / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2018 - 191с.
3.
Образовательные ресурсы и онлайн платформы
Интернет-ресурсы:
http://www.uchportal.ru
http://festival.1september.ru
http://www.proshkolu.ru
http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дидактические материалы:
- раздаточные дидактические материалы по темам;
- демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам;
- мультфильмы, кинофильмы по темам урока;
- стихи, загадки, чистоговорки по темам;
- презентации по темам.
Дидактические материалы, печатные пособия
- тесты, кроссворды;
- раздаточные дидактические материалы по темам;
- демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам;
- стихи, загадки, чистоговорки по темам;
- плакаты по правилам безопасности по ПДД, ППБ.
Технические средства обучения:
- ноутбуки;
- копилка электронных презентаций по темам.