государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «30» августа 2024 г. №114/1-од Рабочая программа Предметная область: Математика и Естествознание элективный курс «Основы финансовой грамотности» (ОФГ) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса Составитель: Е. А. Харина Учитель ВКК г. Красноуфимск 2024г Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для 3-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Красноуфимская школа» Место и роль предмета среди других предметов учебного плана Под финансовой грамотностью понимается воспитание у обучающихся бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у школьника правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Основная цель элективного учебного предмета является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету. Основные задачи учебного предмета: определить порядок изучения предмета, с учетом целей и задач, поставленных в основной образовательной программе образовательного учреждения; конкретизировать содержание, объем и планируемые образовательные результаты по предмету; представить практическую реализацию основной общеобразовательной программы при изучении конкретного предмета. Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа На изучение элективного курса «Основы финансовой грамотности» по учебному плану в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели 34 часа в год. Описание микрогрупп класса Достаточный уровень обучающиеся - основание - Минимальный уровень: Данные обучающиеся усвоили программный материал 2 класса. Знают профессии повара, Ниже минимального Знает профессии повара, врача, строителя, врача, строителя, парикмахера, почтальона, продавца. Знают профессии родителей. Знают спецодежду и ее назначение, орудие труда. Имеют представлений о труде, пользе труда; наблюдение за трудовой деятельностью и результатом труда; понимание значения труда в жизни человека. парикмахера, почтальона, продавца. Знает профессии родителей. Сравнивает и определяет по орудию труда и спецодежде разные профессии. Планируемые результаты Личностные Достаточный уровень: Овладел навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Доводит начатое дело до конца. Имеет адекватные представления о собственных возможностях. Имеет представления о марали и праве. Принял и освоил социальную роль обучающегося, приобрёл мотивацию к учебной деятельности, имеет социально значимые мотивы учебной деятельности. Осознает необходимость ответственного отношения к труду как источнику существования. Имеет мотивацию к работе на результат. Обладает бережным отношением к Минимальный уровень Доводит начатое дело до конца. Имеет адекватные представления о собственных возможностях. Принял и освоил социальную роль обучающегося, приобрёл мотивацию к учебной деятельности, имеет социально значимые мотивы учебной деятельности. Осознает необходимость ответственного отношения к труду как источнику существования. Имеет мотивацию к работе на результат. Обладает бережным отношением к материальным ценностям. Имеет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Ниже минимального воспринимает на слух короткие правила; строит короткие фразы; стремится к речевому высказыванию; использует в речи просьбы и желания, этикетные слова и выражения; участвует в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; участвует в коллективных играх; работает с сюжетными картинками, выстраивает последовательность событий. материальным ценностям. Проявляет элементарный навык экономического мышления. Имеет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Имеет начальные навыки адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире. Предметные Достаточный уровень: знает 10 профессий; владеет навыками трудовой деятельности, проявляет трудолюбие, старательность; осознает значение труда в жизни человека; участвует в трудовой деятельности, осознает результат труда и ценит его; осознает разнообразие товаров и услуг; участвует в игре «Магазин», умеет правильно соотносить цену товара, расплачиваться с продавцом; знает предназначение банкнот; понимает, что деньги - средство Минимальный уровень знает 3 - 5 профессий; владеет навыками трудовой деятельности, проявляет трудолюбие, старательность; наблюдает и частично участвует в трудовой деятельности, осознает результат труда; знает доступные услуги и товары; имеет представление о процессе покупки товара; понимает, что товар и услуга имеет стоимость; понимает для чего нужны деньги; знает единицы измерения стоимости; может отличить качественный товар Ниже минимального знает 3 - 5 профессий; участвует в игре «Магазин», сравнивает и определяет по орудию труда и спецодежде разные профессии; знает профессии родителей. обмена, а не благо; выполняет действия сложения и вычитания чисел с помощью калькулятора; знает единицы измерения стоимости и их соотношения; умеет соотносить цену с качеством товара (критерии отбора продуктов питания, одежды); соотносит свои потребности со своими возможностями (семьи). от некачественного (продукты питания, одежда). Базовые учебные действия Личностные учебные действия осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принимает соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительно относится к окружающей действительности; готовится к организации взаимодействию с ней и эстетическому ее восприятию; самостоятельно выполняет учебные заданий, поручения, договоренности; понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовится к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращается за помощью и принимает помощь; слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействовать с людьми; договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия Входит и выходит из учебного помещения со звонком; ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользуется учебной мебелью; адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимает руку, встает и выходит из-за парты и т. д.); работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые помещения; принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе; активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников; соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами; принимает оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливает видородовые отношения предметов; делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале; пользуется знаками, символами, предметами-заместителями; читает; пишет; выполняет арифметические действия; наблюдает; работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях) Содержание предмета «Мир профессий». Повторение и закрепление представлений о профессиональной деятельности людей, знакомство с новыми профессиями. Калейдоскоп профессий. Мы построим новый дом. Чтение и обсужден книг о труде М. Сырова «Молоток-Новичок». Кто шьёт новую одежду? Экскурсия в ателье. Профессии в школе. Профессия – фермер. Профессия – дворник. Моя будущая профессия. «Труд». Продолжать формирование положительного отношения к труду; наблюдение за трудовой деятельностью и результатом труда; понимание значения труда в жизни человека. Всякому делу учиться надо. Трудом красив и славен человек. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Труд и зарплата. Ярмарка профессий. «Деньги». Повторение мер стоимости (рубль, копейка); формирование понятий о значимости денег в жизни человека; знакомство с организацией – банк. Что такое деньги? Деньги. Монета. Банкнота. Дом, где деньги живут. Экскурсия в банк. «Товары и услуги» Продолжать ознакомление с многообразием услуг и товаров; формирование понятий «товар» и «стоимость», умения соотносить цену с качеством товара; пропедевтика расчета бюджета – приобретение товаров первой необходимости. Экскурсия по теме «Разнообразие торговых точек и услуг». Товары и услуги. Что такое реклама? Товар и его стоимость. Цена товара. Идем за покупками. Покупка или обмен. Товары первой необходимости. «Потребности и труд» Формирование умений соотносить свои потребности со своими возможностями; пропедевтика расчета семейного бюджета; формирование умений сбережения, накопления на желаемый товар. Мир вещей и предметов вокруг нас. Что такое потребности? Шкатулка с желаниями. Как накопить на любимую игрушку. Приобрел вещь – умей с ней обращаться. Разнообразие потребностей членов семьи. Календарно-тематическое планирование № п/п дата Раздел, тема Кол-во часов Вводный -1 ч. 1 Входная контрольная работа. Тест. 1ч. Мир профессий - 8 ч. 2 3 4 5. Калейдоскоп профессий. Мы построим новый дом. Чтение и обсужден книг о труде М. Сырова «Молоток-Новичок». Кто шьёт новую одежду? Экскурсия в ателье. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 6 7 8 Профессии в школе. Профессия – фермер. Профессия –дворник. 1ч. 1ч. 1ч. 9. Моя будущая профессия. 1ч. Труд – 6 ч. 10 11 Всякому делу учиться надо. Трудом красив и славен человек. 1ч. 1ч 12 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 1ч. 13 Труд и зарплата. 1ч. 14 Практическая работа №1 по теме «Трудиться всегда пригодится». 1ч 15 Ярмарка профессий. 1ч. Деньги – 3 ч. 1ч. 1ч. 19 20 Что такое деньги? Деньги. Монета. Банкнота. Дом, где деньги живут. Экскурсия в банк. Товары и услуги – 9 ч. Экскурсия по теме «Разнообразие торговых точек и услуг». Товары и услуги. 21 Что такое реклама? 1ч 16 17 18 1ч. 1ч 22 Товар и его стоимость. 1ч 23 Цена товара. Идем за покупками. 1ч. 24 Практическая работа №2 «Решение простых задач с мерами стоимости». 1ч. 25 Покупка или обмен. 1ч. 26 Промежуточная аттестация за курс 3 класса «Основы финансовой грамотности». 1ч 27 Товары первой необходимости. 1ч. 28 Потребности и труд – 7 ч. Мир вещей и предметов вокруг нас 1ч. 29 Что такое потребности? 1ч. 30 Шкатулка с желаниями. 1ч. 31 Как накопить на любимую игрушку. 1ч. 32 Приобрел вещь – умей с ней обращаться. 1ч. 33 Разнообразие потребностей членов семьи. 1ч. 34 Обобщающий урок по теме «Потребности и труд». 1ч. Итого 34ч. Формы организации образовательного процесса очная; дистанционная (удалённая); очно-дистанционная (удалённая). Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения: Традиционная. Личностно-ориентированные. Игровые технологии. Информационные (компьютерные) технологии. Здоровьесберегающие технологии. Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Формы текущего контроля устный опрос; тестовые задания; решение практических задач; викторины; творческие работы; элементы проектной деятельности. Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным графиком соответствующей образовательной программы. Форма промежуточной аттестации по элективному учебному предмету «Основы финансовой грамотности» – тест (вопросы по изученному материалу). Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся Оценка устных ответов обучающихся. Отметка «5» ставится, если все задания обучающимся выполняются с частичной направляющей помощью учителя. В ходе обучения возникают незначительные трудности. Старается, активно участвует на уроке. Отметка «4» ставится, если обучающийся с организующей и направляющей помощью учителя хорошо справляется с предложенными заданиями. Часто отвлекаем и рассеян, в ходе обучения возникают трудности в понимании инструкций. Отметка «3» ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, не использует в ответах примеров из жизни, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике. Оценка письменных работ Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Тесты. Отметка «5», если обучающиеся не допустил ни одной ошибки. Отметка «4», если обучающиеся допустил 1-2 ошибки. Отметка «3», если обучающиеся допустил 3-5 ошибок. Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026. 2. Крючкова, Н. А. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности (для дошкольников) / Н. А. Крючкова / Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. – Калининград: Экономика, 2013. – 26 с. 3. Вигдорчик, Е. А. «Финансовая грамотность» / Е. А. Вигорчик, Ю. Н. Корлюгова, И. В. Липсиц / Учебная программа. 2 – 4 классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 217 с. Образовательные ресурсы и онлайн платформы Интернет-ресурсы: http://www.uchportal.ru http://festival.1september.ru http://www.proshkolu.ru http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/ Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Дидактические материалы: - раздаточные дидактические материалы по темам; - демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам; - мультфильмы, кинофильмы по темам урока; - стихи, загадки, чистоговорки по темам; - презентации по темам. Дидактические материалы, печатные пособия - тесты, кроссворды; - раздаточные дидактические материалы по темам; - демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам; - стихи, загадки, чистоговорки по темам; Технические средства обучения: - ноутбуки; - копилка электронных презентаций по темам.