Основы финансовой грамотности 3 класс

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Методического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «30» августа 2024 г. №114/1-од

Рабочая программа
Предметная область: Математика и Естествознание
элективный курс
«Основы финансовой грамотности»
(ОФГ)
для обучающихся с легкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3 класса
Составитель: Е. А. Харина
Учитель ВКК
г. Красноуфимск
2024г

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для 3-го класса составлена в соответствии с
основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Красноуфимская школа»
Место и роль предмета среди других предметов учебного плана
Под финансовой грамотностью понимается воспитание у обучающихся бережливости, деловитости и рационального
поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или
деньги, а также формирование у школьника правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать
самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Основная цель элективного учебного предмета является создание условий для планирования, организации и управления
образовательным процессом по учебному предмету.
Основные задачи учебного предмета:

определить порядок изучения предмета, с учетом целей и задач, поставленных в основной образовательной программе
образовательного учреждения;

конкретизировать содержание, объем и планируемые образовательные результаты по предмету;

представить практическую реализацию основной общеобразовательной
программы при изучении конкретного
предмета.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа
На изучение элективного курса «Основы финансовой грамотности» по учебному плану в 3 классе отводится 1 час в
неделю, 34 учебных недели 34 часа в год.
Описание микрогрупп класса
Достаточный
уровень
обучающиеся

-

основание

-

Минимальный уровень:

Данные обучающиеся усвоили программный
материал 2 класса. Знают профессии повара,

Ниже минимального

Знает профессии повара, врача, строителя,

врача, строителя, парикмахера, почтальона,
продавца. Знают профессии родителей. Знают
спецодежду и ее назначение, орудие труда.
Имеют представлений о труде, пользе труда;
наблюдение за трудовой деятельностью и
результатом труда; понимание значения труда в
жизни человека.

парикмахера, почтальона, продавца. Знает
профессии родителей. Сравнивает и
определяет по орудию труда и спецодежде
разные профессии.

Планируемые результаты
Личностные
Достаточный уровень:

Овладел навыками коммуникации и
принятыми нормами социального
взаимодействия.

Доводит начатое дело до конца.

Имеет адекватные представления о
собственных возможностях.

Имеет представления о марали и
праве.

Принял и освоил социальную роль
обучающегося, приобрёл мотивацию к
учебной деятельности, имеет социально
значимые мотивы учебной деятельности.

Осознает необходимость
ответственного отношения к труду как
источнику существования.

Имеет мотивацию к работе на
результат.

Обладает бережным отношением к

Минимальный уровень

Доводит начатое дело до конца.

Имеет адекватные представления о
собственных возможностях.

Принял и освоил социальную роль
обучающегося, приобрёл мотивацию к
учебной деятельности, имеет социально
значимые мотивы учебной деятельности.

Осознает необходимость
ответственного отношения к труду как
источнику существования.

Имеет мотивацию к работе на
результат.

Обладает бережным отношением к
материальным ценностям.

Имеет навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.

Ниже минимального

 воспринимает на слух короткие правила;
 строит короткие фразы; стремится к
речевому высказыванию;

 использует в речи просьбы и желания,
этикетные слова и выражения;

 участвует в ролевых играх в
соответствии с речевыми возможностями;
участвует в коллективных играх;

 работает с сюжетными картинками,
выстраивает последовательность событий.

материальным ценностям.

Проявляет элементарный навык
экономического мышления.

Имеет навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.

Имеет начальные навыки
адаптации в динамично развивающемся и
меняющемся мире.

Предметные
Достаточный уровень:
 знает 10 профессий;
 владеет навыками трудовой
деятельности, проявляет трудолюбие,
старательность;
 осознает значение труда в жизни
человека;
 участвует в трудовой деятельности,
осознает результат труда и ценит его;
 осознает разнообразие товаров и
услуг;
 участвует в игре «Магазин», умеет
правильно соотносить цену товара,
расплачиваться с продавцом;
 знает предназначение банкнот;
 понимает, что деньги - средство

Минимальный уровень
 знает 3 - 5 профессий;
 владеет навыками трудовой
деятельности, проявляет трудолюбие,
старательность;
 наблюдает и частично участвует в
трудовой деятельности, осознает результат
труда;
 знает доступные услуги и товары;
 имеет представление о процессе
покупки товара;
 понимает, что товар и услуга имеет
стоимость;
 понимает для чего нужны деньги;
 знает единицы измерения стоимости;
 может отличить качественный товар

Ниже минимального
 знает 3 - 5 профессий;
 участвует в игре «Магазин»,
 сравнивает и определяет по орудию труда
и спецодежде разные профессии;
 знает профессии родителей.

обмена, а не благо;
 выполняет действия сложения и
вычитания чисел с помощью
калькулятора;
 знает единицы измерения
стоимости и их соотношения;
 умеет соотносить цену с качеством
товара (критерии отбора продуктов
питания, одежды);
 соотносит свои потребности со
своими возможностями (семьи).

от некачественного (продукты питания,
одежда).

Базовые учебные действия
Личностные учебные действия
 осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга;
 способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
 принимает соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 положительно относится к окружающей действительности;
 готовится к организации взаимодействию с ней и эстетическому ее восприятию;
 самостоятельно выполняет учебные заданий, поручения, договоренности;
 понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в современном обществе;
 готовится к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
 Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
 использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 обращается за помощью и принимает помощь;

 слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
 сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно относиться, сопереживает, конструктивно взаимодействовать с людьми;
 договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия
 Входит и выходит из учебного помещения со звонком; ориентируется в пространстве класса (зала, учебного
помещения);
 пользуется учебной мебелью;
 адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимает руку, встает и выходит из-за парты и т. д.);
 работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
 передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые помещения;
 принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе;
 активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников; соотносит
свои действия и их результаты с заданными образцами;
 принимает оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
 Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 устанавливает видородовые отношения предметов; делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на
наглядном материале;
 пользуется знаками, символами, предметами-заместителями;
 читает; пишет; выполняет арифметические действия;
 наблюдает;
 работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)
Содержание предмета
«Мир профессий».

Повторение и закрепление представлений о профессиональной деятельности людей, знакомство с новыми профессиями.
Калейдоскоп профессий. Мы построим новый дом. Чтение и обсужден книг о труде М. Сырова «Молоток-Новичок». Кто
шьёт новую одежду? Экскурсия в ателье. Профессии в школе. Профессия – фермер. Профессия – дворник. Моя будущая
профессия.
«Труд».
Продолжать формирование положительного отношения к труду; наблюдение за трудовой деятельностью и результатом
труда; понимание значения труда в жизни человека.
Всякому делу учиться надо. Трудом красив и славен человек. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Труд и зарплата.
Ярмарка профессий.
«Деньги».
Повторение мер стоимости (рубль, копейка); формирование понятий о значимости денег в жизни человека; знакомство с
организацией – банк.
Что такое деньги? Деньги. Монета. Банкнота. Дом, где деньги живут. Экскурсия в банк.
«Товары и услуги»
Продолжать ознакомление с многообразием услуг и товаров; формирование понятий «товар» и «стоимость», умения
соотносить цену с качеством товара; пропедевтика расчета бюджета – приобретение товаров первой необходимости.
Экскурсия по теме «Разнообразие торговых точек и услуг». Товары и услуги. Что такое реклама? Товар и его стоимость.
Цена товара.
Идем за покупками. Покупка или обмен. Товары первой необходимости.
«Потребности и труд»
Формирование умений соотносить свои потребности со своими возможностями; пропедевтика расчета семейного бюджета;
формирование умений сбережения, накопления на желаемый товар.
Мир вещей и предметов вокруг нас. Что такое потребности? Шкатулка с желаниями. Как накопить на любимую игрушку.
Приобрел вещь – умей с ней обращаться. Разнообразие потребностей членов семьи.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п

дата

Раздел, тема

Кол-во
часов

Вводный -1 ч.
1

Входная контрольная работа. Тест.

1ч.

Мир профессий - 8 ч.
2
3
4
5.

Калейдоскоп профессий.
Мы построим новый дом.
Чтение и обсужден книг о труде М. Сырова «Молоток-Новичок».
Кто шьёт новую одежду? Экскурсия в ателье.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

6
7
8

Профессии в школе.
Профессия – фермер.
Профессия –дворник.

1ч.
1ч.
1ч.

9.

Моя будущая профессия.

1ч.
Труд – 6 ч.

10
11

Всякому делу учиться надо.
Трудом красив и славен человек.

1ч.
1ч

12

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1ч.

13

Труд и зарплата.

1ч.

14

Практическая работа №1 по теме «Трудиться всегда пригодится».

1ч

15

Ярмарка профессий.

1ч.
Деньги – 3 ч.
1ч.
1ч.

19
20

Что такое деньги?
Деньги. Монета. Банкнота.
Дом, где деньги живут. Экскурсия в банк.
Товары и услуги – 9 ч.
Экскурсия по теме «Разнообразие торговых точек и услуг».
Товары и услуги.

21

Что такое реклама?

1ч

16
17
18

1ч.
1ч

22

Товар и его стоимость.

1ч

23

Цена товара. Идем за покупками.

1ч.

24

Практическая работа №2 «Решение простых задач с мерами стоимости».

1ч.

25

Покупка или обмен.

1ч.

26

Промежуточная аттестация за курс 3 класса «Основы финансовой грамотности».

1ч

27

Товары первой необходимости.

1ч.

28

Потребности и труд – 7 ч.
Мир вещей и предметов вокруг нас

1ч.

29

Что такое потребности?

1ч.

30

Шкатулка с желаниями.

1ч.

31

Как накопить на любимую игрушку.

1ч.

32

Приобрел вещь – умей с ней обращаться.

1ч.

33

Разнообразие потребностей членов семьи.

1ч.

34

Обобщающий урок по теме «Потребности и труд».

1ч.

Итого 34ч.
Формы организации образовательного процесса
 очная;
 дистанционная (удалённая);
 очно-дистанционная (удалённая).
Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
 Традиционная.
 Личностно-ориентированные.
 Игровые технологии.
 Информационные (компьютерные) технологии.
 Здоровьесберегающие технологии.

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы текущего контроля







устный опрос;
тестовые задания;
решение практических задач;
викторины;
творческие работы;
элементы проектной деятельности.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным графиком
соответствующей образовательной программы.
Форма промежуточной аттестации по элективному учебному предмету «Основы финансовой грамотности» – тест (вопросы
по изученному материалу).
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Оценка устных ответов обучающихся.
Отметка «5» ставится, если все задания обучающимся выполняются с частичной направляющей помощью учителя. В ходе
обучения возникают незначительные трудности. Старается, активно участвует на уроке.
Отметка «4» ставится, если обучающийся с организующей и направляющей помощью учителя хорошо справляется с
предложенными заданиями. Часто отвлекаем и рассеян, в ходе обучения возникают трудности в понимании инструкций.
Отметка «3» ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, не использует в
ответах примеров из жизни, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять
самостоятельно знания на практике.
Оценка письменных работ
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и
одного недочета, не более трех недочетов.

Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной
грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной
негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Тесты.
Отметка «5», если обучающиеся не допустил ни одной ошибки.
Отметка «4», если обучающиеся допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3», если обучающиеся допустил 3-5 ошибок.
Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности
1.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2.
Крючкова, Н. А. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности (для дошкольников) / Н. А. Крючкова /
Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. – Калининград: Экономика, 2013. – 26 с.
3.
Вигдорчик, Е. А. «Финансовая грамотность» / Е. А. Вигорчик, Ю. Н. Корлюгова, И. В. Липсиц / Учебная
программа. 2 – 4 классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 217 с.
Образовательные ресурсы и онлайн платформы
Интернет-ресурсы:
http://www.uchportal.ru
http://festival.1september.ru
http://www.proshkolu.ru
http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Дидактические материалы:
- раздаточные дидактические материалы по темам;
- демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам;
- мультфильмы, кинофильмы по темам урока;
- стихи, загадки, чистоговорки по темам;
- презентации по темам.
Дидактические материалы, печатные пособия
- тесты, кроссворды;
- раздаточные дидактические материалы по темам;
- демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам;
- стихи, загадки, чистоговорки по темам;
Технические средства обучения:
- ноутбуки;
- копилка электронных презентаций по темам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».