Основы безопасности жизнедеятельности 4 класс

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Педагогического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «25» августа 2024 г. №114/1-од

Рабочая программа
Предметная область: Естествознание
элективный курс
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(ОБЖ)
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4 класс
Составитель: Шабардина К. А. учитель 1 КК

г. Красноуфимск
2024г

Рабочая программа элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4-го класса составлена в
соответствии с основными положениями ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа является адаптированной для образования обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем
самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Места предмета в учебном плане
Введение элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план I этапа обучения (1-4 класс)
подтверждается потребностями современной жизни: статистическими данными о гибели и травматизме детей на дорогах страны,
усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии
здоровья обучающихся.
Целью настоящего курса является воспитание и формирование человека, знающего и умеющего принимать необходимые
меры по предотвращению или устранению чрезвычайной ситуации и не являющегося носителем или источником возникновения
экстремальных ситуаций.
Предлагаемый учебный предмет направлен на решение следующих задач:
 формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах
безопасного поведения при их возникновении;
 развитие качеств личности обучающихся, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного
поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
 развитие познавательных возможностей, обучающихся;
 воспитание чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью
и жизни и здоровью, и жизни окружающих;
 обучение умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, оказывать
первую медицинскую помощь;
 формирование социально равноправной личности, способной самостоятельно в меру своих возможностей жить в обществе
людей;
 коррекция нарушений физического развития;

 формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в
социуме;
 соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
 формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность;
 формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих
социальной реабилитации и адаптации.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа
На изучение элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 4 классе отводится 1 часа в неделю, 34
учебных недели, 34 часа в год.
Описание микрогрупп класса
Достаточный уровень
обучающиеся
основание

Минимальный уровень

Ниже минимального

Обучающиеся данной группы знают
освоили
материал
3
класса
на
минимальном уровне.
 Знают правила поведения на улицах
и дорогах; виды транспорта; дорожные
знаки (перекрёсток, пешеходная дорога);
 правила посадки и высадки из
транспортного
средства;
правила
поведения с незнакомыми людьми;
 простейшие
правила
оказания
первой
медицинской
помощи
при
ссадинах, укусах насекомых, порезах, но
при практических занятиях допускают
ошибки;
 знают телефоны службы спасения;
соблюдают правила личной гигиены;
 затрудняются
в
определении
чрезвычайных
ситуации
природного

Определяет вид транспорта, соотносит
в одну группу. Дорожные знаки знает, но
часто путает.
Понимает простые
инструкции
просьбы.
Санитарногигиенические навыки сформированы
недостаточно, себя обслуживает, но в
течении дня не следит за внешним видом.
Знает и соблюдает правила дорожного
движения. Знает телефоны экстренных
служб.
Соблюдает правила личной гигиены, но
нуждается в контроле со стороны
старших.

-

характера; обеспечивать собственную
безопасность;
 не достаточно усвоили порядок
эвакуации при пожаре;
 знают, но нарушают правила
поведения на дороге, железнодорожном
транспорте.

Планируемые результаты
Личностный результат
Достаточный уровень

Минимальный

Ниже минимального

 Осознаёт себя гражданином России;
испытывает чувства гордости за свою Родину;
 имеет
адекватные
представления
о
собственных возможностях;
 овладел
навыками
коммуникации
и
принятыми нормами социального взаимодействия;
 приобрёл
этические
чувства,
доброжелательность
и
эмоциональнонравственную
отзывчивость,
понимание
и
сопереживание чувствам других людей;
 способен к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятию
соответствующих
возрасту
ценностей
и
социальных ролей;
 принял и освоил социальную роль
обучающегося, приобрёл мотивацию к учебной
деятельности;
 имеет навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных социальных ситуациях,
знает основные нормы морали и права;
 проявляет
доброжелательность,
эмоционально-нравственную
отзывчивость
и

 Осознаёт себя гражданином России;
 осознает
себя
как
ученика,
заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга;
 способен
к
осмыслению
социального окружения, своего места в
нем;
 принимает
соответствующих
возрасту ценности и социальные роли;
 положительно
относится
к
окружающей действительности;
 самостоятельно выполняет учебные
заданий, поручения, договоренности;
 понимает личную ответственность
за свои поступки на основе представлений
об этических нормах и правилах поведения
в современном обществе;
 использует
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
 обращается
за
помощью
и

 Обращается за помощью и
принимает помощь;
 понимает
эмоциональные
состояния других людей;
 понимает язык эмоций (позы,
мимика, жесты и т.д.);
 проявляет собственные чувства;
 устанавливает и поддерживает
контакты;
 избегает конфликтных ситуаций;
 пользуется речевыми и жестовыми
формами
взаимодействия
для
установления контактов, разрешения
конфликтов;
 принимает
доброжелательные
шутки в свой адрес;
 охотно участвует в совместной
деятельности;
 желает заслужить одобрение,
похвалу;
 рассматривает или прослушивает
произведений искусства;

взаимопомощь, проявляет сопереживание к
чувствам других людей;
 имеет мотивацию к творческому труду,
работе на результат;
 обращается за помощью и принимает
помощь;
 слушает и понимает инструкцию к
учебному заданию;
 сотрудничает со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно
относиться,
сопереживает, конструктивно взаимодействует с
людьми;
 договаривается и изменяет свое поведение с
учетом поведения других участников спорной
ситуации.

принимает помощь;
 осознает, что определенные его
 слушает и понимает инструкцию к действия несут опасность для него.
учебному заданию;
 сотрудничает со взрослыми и
сверстниками в разных социальных
ситуациях;
 доброжелательно
относиться,
сопереживает,
конструктивно
взаимодействует с людьми;
 договаривается и изменяет свое
поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.

Предметные результаты
Достаточный уровень

Минимальный уровень

Ниже минимального

Должны знать:
 правила перехода дороги;
 правила движения на велосипедах;
 правила безопасного поведения при
следовании железнодорожным транспортом,
обязанности пассажира;
 основные правила поведения на воде, при
купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы
и средства спасания утопающих. Основные
спасательные средства;
 как ориентироваться на местности. Как
организовать безопасную переправу через водную
преграду;
 меры пожарной безопасности при разведении

Должны знать:
 правила перехода дороги;
 правила движения на велосипедах;
 правила безопасного поведения при
следовании железнодорожным
транспортом, обязанности пассажира;
 основные правила поведения на
воде, при купании, отдыхе у воды, катании
на лодке. Основные спасательные
средства;
 меры пожарной безопасности при
разведении костра;
 правила поведения при
возникновении пожара в общественных

 Узнаёт и различает наземный
транспорт (автобус, машина);
 знает культуру поведения в
общественном транспорте;
 узнаёт
и
различает
электробытовые приборы: телевизор,
утюг, электрический чайник;
 знает
назначение
электроприборов;
 умеет
решать
каждодневные
жизненные
задачи,
связанные
с
удовлетворением
первоочередных
потребностей;
 умеет
обслуживать
себя:

костра;
 правила поведения при возникновении пожара
в общественных местах;
 знает правила поведения с незнакомыми
людьми;
 когда следует вызывать «скорую помощь» и
каков порядок ее вызова;
 основные понятия «здоровье», «здоровый
образ жизни»;
 факторы, отрицательно влияющие на
состояние здоровья (курение, алкоголь,
токсикомания).
Должны уметь:
 правильно переходить дорогу, перекресток;
 ориентироваться на местности;
 организовать безопасную переправу через
небольшой ручей или канаву;
 развести и погасить костер;
 вызвать «скорую помощь», оказать первую
медицинскую помощь при порезах и ссадинах,
ушибе, небольшом ожоге, при попадании
инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах
насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;
 оказать первую медицинскую помощь при
травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук,
бедра, колена).

местах;
 знает правила поведения с
незнакомыми людьми;
 когда следует вызывать «скорую
помощь» и каков порядок ее вызова;
 основные понятия «здоровье»,
«здоровый образ жизни»;
 факторы, отрицательно влияющие
на состояние здоровья (курение, алкоголь,
токсикомания).
Должны уметь:
 правильно переходить дорогу,
перекресток;
 вызвать «скорую помощь», оказать
первую медицинскую помощь при порезах
и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при
попадании инородного тела в глаз, ухо или
нос, при укусах насекомых, собак, кошек,
при кровотечении из носа;
 оказать первую медицинскую
помощь при травме опорно-двигательного
аппарата (кистей рук, бедра, колена).

принимать пищу и пить, ходить в туалет,
выполнять гигиенические процедуры,
одеваться и раздеваться и др.;
 умеет
сообщать
о
своих
потребностях и желаниях;
 умеет поддерживать образ жизни,
соответствующий
возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья;
поддерживать
режим
дня
с
необходимыми
оздоровительными
процедурами;
 умеет соблюдать гигиенические
правила в соответствии с режимом дня
(чистка зубов утром и вечером, мытье
рук перед едой и после посещения
туалета);
 умеет следить за своим внешним
видом.

Базовые учебные действия
Личностные учебные действия

Осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
друга.

Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем.


Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли.

Положительно относится к окружающей действительности.

Проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе.

Показывает готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия

Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращается за помощью и принимает помощь;

слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми;

договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия

Входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения);

пользуется учебной мебелью;

адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывает рабочее место;

передвигается по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе;

активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников;

соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами;

принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия

Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов.

Устанавливает видородовые отношения предметов.

Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале.

Пользуется знаками, символами, предметами-заместителями.

Читает.

Пишет.

Наблюдает.

Работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание элективного учебного предмета
4 класс
Основы здорового образа жизни и безопасности человека
Основы здорового образа жизни. Условия, влияющие на здоровье человека. Рациональное питание. Витамины в жизни
человека, Профилактика переедания, пищевых отравлений. Режим дня школьника. Инфекционные болезни и как они передаются.
Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Основы медицинских знаний
Основные виды травм, первая помощь при ушибах и кровотечениях, Обработка раны при порезах и ссадинах, правила
накладывания бинта. Правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах.
Безопасное поведение на улице и дороге
Правостороннее и левостороннее движение.
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки, их виды.
Переходим улицу, площадь, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Скорости
движения городского транспорта. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Мы пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного
средства.
Пожарная безопасность и поведение при пожаре

Огонь и человек. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при
возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки. Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила
поведение.
Безопасное поведение дома
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при пользовании
электрическими приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими и газовыми приборами.
Скоро лето
Стихийные бедствия. Действия в чрезвычайных ситуациях. Правила безопасного поведения на железнодорожных
переездах, на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Правила безопасности при общении с животными.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

дата

Раздел, тема
Основы здорового образа жизни и безопасность человека 8ч.
Условия, влияющие на здоровье человека.
Режим дня школьника.
Питание – необходимое условие для жизни человека.
Входная диагностика. Тест (вопросы по изученному материалу).
Витамины и здоровый организм.
Инфекционные болезни и как они передаются.
Вредные привычки, их влияние на здоровье.
Проверочная работа №1 по теме «Основы здорового образа жизни».
Основы медицинских знаний 6ч.
Основные виды травм.
Первая помощь при ушибах и кровотечениях.
Обработка раны при порезах и ссадинах.
Проверочная работа№2 по теме «Правило накладывания бинта на рану».
Правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах.
Проверочная работа № 3 по теме «Основы медицинских знаний».
Безопасное поведение на улице и дороге 5ч.
Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

Кол-во
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.
Проверочная работа № 4 по теме «Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка».
Скорость. движения городского транспорта.
Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Пожарная безопасность и поведение при пожаре 2ч.
Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.
Правила поведения при пожаре дома.
Безопасное поведение дома 5ч.
Правила поведения с незнакомыми людьми.
Предметы бытовой химии.
Проверочная работа№5 по теме «Правило пользования электроприборами»
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами.
«Безопасное поведение в доме».
Скоро лето 8ч
Промежуточная аттестация. Тест (вопросы по изученному материалу) за курс 4 класса.
«Действия в чрезвычайных ситуаций».
Правила поведения в общественных местах летом.
Проверочная работа№ 6
по теме «Правила поведения на железнодорожных переходах».
Правило безопасного поведения на воде.
Творческая работа № 1 по теме «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды».
Правила безопасности при общении с животными.
«Что мы знаем о безопасности».

Формы организации образовательного процесса

 очная;
 дистанционная (удаленная);
 очно – дистанционная (удаленная);
Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
 традиционное обучение;
 проблемное обучение;

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч






информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии;
здоровье сберегающие технологии;
игровые;
личностно-ориентированные.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы текущего контроля
 выполнение практической работы;
 оценивание индивидуальных творческих работ;
 участие в конкурсах (выставках) различных уровней;
 фронтальный опрос;
 индивидуальный опрос;
 самостоятельная работа;
 контрольная работа;
 выполнение творческих работ;
 участие во внеурочной деятельности;
 тест.
Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся образовательного учреждения с 1-9 класс.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в год в сроки, установленные календарным учебным
графиком соответствующей образовательной программы.
Промежуточная аттестация обучающихся первого класса осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде
отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть
образовательной программы.
Форма промежуточной аттестации по элективному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» – тест (вопросы по
изученному материалу).

В качестве результатов промежуточной аттестации по предметам учебного плана соответствующего этапа образования
обучающимся, по решению педагогического совета, могут быть зачтены:
 Внеучебные образовательные достижения. Зачет производится в форме учета личностных достижений или портфолио.
 Текущие достижения. Зачет производится в форме учета высоких оценок планируемых результатов по итогам
тематического контроля.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Оценка устных ответов обучающихся
Отметка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает
точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по плану, сопровождает рассказ примерами, умеет
применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее
изученным материалом по элективному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», а также с материалом, усвоенным при
изучении других предметов.
Отметка «4» ставится, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без
новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и
материалом, усвоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов
и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются
отдельные пробелы в усвоении вопросов элективного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с
использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке
явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки,
не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и
одного недочета, не более трех недочетов.

Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной
грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной
негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Тесты.
Отметка «5», если обучающиеся не допустил ни одной ошибки
Отметка «4», если обучающиеся допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3», если обучающиеся допустил 3-5 ошибок.
Отметка «2», если обучающиеся допустил более 5 ошибок.
Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности
1.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1026
2.
Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» 3 -4 класс. Учебное
пособие для общеобразовательных учреждений / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2018 - 191с.

Образовательные ресурсы и онлайн платформы
Интернет-ресурсы:
http://www.uchportal.ru
http://festival.1september.ru
http://www.proshkolu.ru
http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Технические средства обучения:
 классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
 магнитная доска;
 шкаф для хранения таблиц.
Оборудование класса:
 ученические столы 1 местные с комплектом стульев;
 стол учительский с тумбой;
 шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Демонстрационные пособия:
 предметные картинки «Бытовые приборы»;
 иллюстрации «Безопасность на воде»;
 альбом «Дорожные знаки в картинках»;
 открытки «Дорожные знаки»;
 предметные картинки «Транспорт».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».