Речевая практика 4 класс

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Педагогического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «30» августа 2024 г. №114/1-од

Рабочая программа
Предметная область Язык и речевая практика
учебный предмет «Речевая практика»
для обучающихся с легкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4 класс

Составитель: Шабардина К. А. учитель 1 КК

г. Красноуфимск
2024г

Рабочая программа по речевой практике для 4-го класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС УО
(ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа является адаптированной для образования обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем
самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Место предмета в учебном плане
Актуальностью предмета «речевая практика» является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и
обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются
практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой
деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими норм русского языка, своеобразием их
общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой коммуникации обучающихся интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми.
Общие задачи курса могут быть сформулированы следующим образом:
 способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
 корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
 формировать выразительную сторону речи;
 учить строить устные связные высказывания;
 воспитывать культуру речевого общения.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа
На изучение учебного предмета «Речевая практика» по учебному плану в 4-ом классе отводится один час в неделю, 34
учебных недели, 34 часов в год.
Описание микрогрупп класса
Достаточный уровень
обучающиеся

-

Минимальный уровень

Ниже минимального

 Участвуют в ролевых играх, в беседах
на
темы
близкие
личному
опыту
обучающихся, но нуждаются в направляющей
помощи учителя;
 знают свое имя и фамилию, домашний
адрес, членов семьи;
 могут объяснить, как можно доехать
или дойти до школы или дома;
 с направляющей помощью учителя по
картинкам составляют простой рассказ

 Слуховое
восприятие
сформировано
недостаточно,
простую словесную инструкцию
понимает;
 речевые
конструкции
формулирует
с
ошибками,
отмечается полиморфное нарушение
звукопроизношения
по
типу
отсутствия, искажения и замен;
 голос
тихий,
немодулированный;
 темп речи замедленный;
 знает свое имя и фамилию,
домашний адрес, членов семьи.

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Ниже минимального

 Осознаёт себя гражданином России;
испытывает чувства гордости за свою Родину;
 имеет
адекватные
представления
о
собственных возможностях;
 овладел
навыками
коммуникации
и
принятыми нормами социального взаимодействия;
 приобрёл
этические
чувства,
доброжелательность
и
эмоциональнонравственную
отзывчивость,
понимание
и
сопереживание чувствам других людей;
 способен к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятию
соответствующих
возрасту
ценностей
и
социальных ролей;

 Осознаёт себя гражданином России;
 осознает
себя
как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы,
обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга;
 способен к осмыслению социального
окружения, своего места в нем;
 принимает соответствующих возрасту
ценности и социальные роли;
 положительно относится к окружающей
действительности;
 самостоятельно выполняет учебные
заданий, поручения, договоренности;
 понимает личную ответственность за

 Обращается за помощью и
принимает помощь;
 понимает
эмоциональные
состояния других людей;
 понимает язык эмоций (позы,
мимика, жесты и т.д.);
 проявляет
собственные
чувства;
 устанавливает и поддерживает
контакты;
 избегает
конфликтных
ситуаций;
 пользуется
речевыми
и
жестовыми формами взаимодействия

Планируемые результаты
Личностные результаты

 принял и освоил социальную роль
обучающегося, приобрёл мотивацию к учебной
деятельности;
 имеет навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных социальных ситуациях,
знает основные нормы морали и права;
 проявляет
доброжелательность,
эмоционально-нравственную
отзывчивость
и
взаимопомощь, проявляет сопереживание к
чувствам других людей;
 имеет мотивацию к творческому труду,
работе на результат;
 обращается за помощью и принимает
помощь;
 слушает и понимает инструкцию к
учебному заданию;
 сотрудничает со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно
относиться,
сопереживает, конструктивно взаимодействует с
людьми;
 договаривается и изменяет свое поведение с
учетом поведения других участников спорной
ситуации.

свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
 использует
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
 обращается за помощью и принимает
помощь;
 слушает и понимает инструкцию к
учебному заданию;
 сотрудничает
со
взрослыми
и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно
относиться,
сопереживает, конструктивно взаимодействует
с людьми;
 договаривается
и
изменяет
свое
поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.

для
установления
контактов,
разрешения конфликтов;
 принимает доброжелательные
шутки в свой адрес;
 охотно
участвует
в
совместной деятельности;
 желает заслужить одобрение,
похвалу;
 рассматривает
или
прослушивает
произведений
искусства;
 осознает, что определенные
его действия несут опасность для
него.

Минимальный уровень

Ниже минимального

Предметные результаты
Достаточный уровень

 Понимает содержание небольших по объему
 Формулирует просьбы и желания с
сказок, рассказов и стихотворений, отвечает на использованием этикетных слов и выражений;
вопросы;
 сообщает свое имя и фамилию,
 понимает содержание детских радио- и домашний адрес;
телепередач, отвечает на вопросы педагогического

 Устанавливает
зрительный
контакт с взрослым;
 реагирует на собственное имя;
 выражает
свои
просьбы,

работника;
 выбирает правильные средства интонации с
опорой на образец речи педагогического
работника и проводит анализ речевой ситуации;
 активно участвует в диалогах по темам
речевых ситуаций;
 высказывает свои просьбы и желания;
 выполняет речевые действий (приветствия,
прощания,
извинения),
используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
 участвует в коллективном составлении
рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
 составляет рассказы с опорой на картинный
или картинно-символический план.

 объясняет, как можно доехать или
дойти до школы;
 участвует
в
ролевых
играх
в
соответствии с речевыми возможностями;
 слушает сказку или рассказ, отвечает на
вопросы с опорой на иллюстративный
материал;
 участвует в коллективной работе по
оценке поступков героев и событий;
 участвует в беседах на темы, близкие
личному опыту обучающегося;
 отвечает
на вопросы учителя по
содержанию
прослушанных
и
(или)
просмотренных радио- и телепередач;
 участвует в диалогах по темам речевых
ситуаций.

желания, используя «вежливые»
слова;
 сообщает
свое
имя
и
фамилию, домашний адрес;
 участвует в ролевых играх в
соответствии
с
речевыми
возможностями;
 слушает сказку или рассказ,
отвечает на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
 слушает
радио,
смотрит
телепередачи, отвечает на поросы
учителя по их содержанию.

Базовые учебные действия
Личностные учебные действия

Осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
друга.

Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли.

Положительно относится к окружающей действительности.

Проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе.

Показывает готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия

Вступает в контакт и работает в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);


использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращается за помощью и принимает помощь;

слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми;

договаривается и изменяет свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия

Входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения);

пользуется учебной мебелью;

адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывает рабочее место;

передвигается по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе;

активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников;

соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами;

принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия

Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов.

Устанавливает вид родовые отношения предметов.

Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале.

Пользуется знаками, символами, предметами-заместителями.

Читает.

Пишет.

Наблюдает.


Работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание учебного предмета
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по
радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник-устный
или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. Свойства слов:
радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в
общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т. д.
Аудирование
Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание коротких сказок или
рассказов в магнитофонной записи с их последующим пересказом.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Многообразие тона речи,
выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и
др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью
мимики и жестов в сочетании с речью и без нее, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я и мои товарищи», «Я в мире
природы».
Тематика речевых ситуаций: «Делимся новостями», «Я выбираю книгу». «Мой помощник телефон». «Телефонный
разговор». «Полезные и вредные телепередачи». «Задушевный разговор». Моделирование диалогов утешения, сочувствия, «Как
отказаться от приглашения». «Мы друзья или враги».
Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой
ситуации, Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно
слушать. Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю

оставаться с моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их рассказывает. Совершенствование умения
участвовать в диалогах различного типа (вопрос-ответ, вопрос-сообщение).
Культура общения
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения,
поздравления. Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста. Вежливый отказ от
предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

дата

Раздел, тема
Я дома – 6 ч.
Беседа по сюжетным картинкам на тему: «Делимся новостями».
Чтение стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом».
Входная диагностика. Тест (вопросы по изученному материалу).
Беседа по иллюстрациям на тему: «Я выбираю книгу».
Практическая работа №1 по теме «Экскурсия в школьную библиотеку».
Составление рассказа по плану «Моя любимая книга».
Играем в сказку- 3ч
Прослушивание сказки «Петушок - Золотой гребешок».
Контрольная работа№1 по теме «Пересказ сказки по картинкам».
Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок».
Мы писатели -3ч.
Чтение стихотворения «Вот бы стать писателем».
Коллективное составление сказки.
Составление сказки по рисункам.
Я дома - 5ч.
Беседа по картинкам на тему «Мой помощник телефон».
Проверочная работа №1 по теме «Телефонный разговор».
Беседа на тему: «Полезные и вредные телепередачи».
Контрольная работа№2 по тем «Составление рассказов из личного опыта».

Кол-во
часов
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Составление своей телевизионной программы.
Я – за порогом дома - 3ч.
Беседа по сюжетным картинкам на тему: «Знаки - помощники».
Проверочная работа№2 по теме «Правила дорожного движения».
Экскурсия на улицу Ленина.
Я и мои товарищи - 3ч
Практическая работа № 2 по теме «Задушевный разговор».
Моделирование диалогов утешения, сочувствия.
Прослушивание рассказа В. Осеевой «На катке», «Что легче».
Я в мире природы - 3ч.
Беседа по сюжетным картинкам на тему: «В гостях у леса».
Экскурсия в парк.
Составление правил поведения в лесу.
Я - за порогом дома -6 ч.
Промежуточная аттестация. Тест (вопросы по изученному материалу).
Речевая ситуация: «Как отказаться от приглашения».
Составление приглашения учителям на праздник окончания школы.
Контрольная работа № 3 по теме «Я за порогом школы».
Составление рассказа по иллюстрации «Здравствуй лето»
Практическая работа № 3по теме «Конструирование поздравлений «С днём победы».
Я в мире природы 2ч.
Беседа по сюжетным картинкам на тему: «Мы друзья или враги».
Составление рассказов на основе выполненных рисунков.

Формы организации образовательного процесса
 очная;
 дистанционная (удаленная);
 очно – дистанционная (удаленная);
Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
 традиционное обучение;

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
Итого 34







проблемное обучение;
информационно-коммуникационные (компьютерные) технологии;
здоровье сберегающие технологии;
игровые;
личностно-ориентированные.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы текущего контроля:
 выполнение практической работы;
 оценивание индивидуальных творческих работ;
 участие в конкурсах (выставках) различных уровней;
 фронтальный опрос;
 индивидуальный опрос;
 самостоятельная работа;
 контрольная работа;
 выполнение творческих работ;
 тест.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Оценка устных ответов обучающихся
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он; а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,
может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями. б) умеет самостоятельно, с минимальной
помощью учителя, правильно ответить.
Отметка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки
«5», но: а) при ответе обучающийся допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах,
помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных

записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; в) при рассказе нуждается в
дополнительных вопросах учителя; г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет изученные объекты.
Все недочеты в работе обучающихся легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего
внимание обучающегося на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если
обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка
«5».
Отметка «З» ставится обучающемуся, если он: а) при незначительной помощи учителя или обучающихся класса дает
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила может их применять; б) узнает и называет изученные
объекты.
Тесты.
Отметка «5», если обучающиеся не допустил ни одной ошибки
Отметка «4», если обучающиеся допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3», если обучающиеся допустил 3-5 ошибок.
Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности
1.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1026
2.
С.В. Комарова Речевая практика 4 класс: Учебник для общеобразовательных организаций реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы/ С.В. Комарова – М. : Просвещение, 2018. – 63с
Образовательные ресурсы и онлайн платформы
Интернет-ресурсы:
http://www.uchportal.ru
http://festival.1september.ru
http://www.proshkolu.ru
http://екбинтернат12.рф/distantsionnoe_obuchenie/interaktivnye_uroki/
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Технические средства обучения:
 классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
 шкаф для хранения таблиц.
2. Оборудование класса:
 ученические столы 1 местные с комплектом стульев;
 стол учительский с тумбой;
 шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
3. Демонстрационное пособие:
 папки с демонстрационным материалом: развитие речи (весна – лето);
 развитие речи (зима – весна).
 картинки к таблице «зимние забавы»;
 эмоциональные состояния;
 умные карточки «я и моя семья».
3. Дидактические игры:
 д/и «Скажи наоборот» (большие картинки);
 д/и «Прочитай предложение»;
 д/и «Дополни предложение».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».