государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «25» августа 2024 г. №115/1-од Рабочая программа Коррекционно-развивающей области Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» для обучающихся по АООП (вариант 2) 6 класс на 2024-2025 учебный год Составитель: Абашева С.А., учитель-логопед, 1 КК, г. Красноуфимск. 2024г. 2 Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Данная учебная программа направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности в повседневной жизни. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач. Задачи: -развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка; -понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов; -овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения; -умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач; -обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне. 3 Деление обучающихся на группы. 1 группа: 2 группа: 3 группа: 1 группа - обучающиеся владеют активной речью на достаточном уровне для выражения своей просьбы, своих предпочтений, ответа на вопрос. Способны участвовать в диалоге и самостоятельно его инициируют. Заучивают короткие стихи. Различают на картинках знакомые предметы, действия и признаки. Понимают словесную инструкцию (с указанием предмета и действия). Пишут на слух слова, короткие предложения. Читают предложения, короткие тексты. Смысл прочитанного предложения улавливают с опорой на наглядный материал. 2 группа - обучающиеся владеют активной речью на достаточном уровне для выражения своей просьбы, своих предпочтений, ответа на вопрос. Способны участвовать в диалоге. Различают на картинках знакомые предметы и действия, называют их. Понимают словесную инструкцию (с указанием предмета и действия). В течение некоторого времени могут работать самостоятельно над доступным графическим заданием. Называют некоторые буквы. Смысл прослушанного предложения улавливают частично. 3 группа – обучающийся для коммуникации использует, в основном, взгляд, жесты. Понимает простые инструкции, подкрепленные жестом. Соотносит некоторые знакомые слова с хорошо знакомыми предметами. Собственная речь представлена в виде отдельных неречевых звуков, ограниченного количества звукоподражаний, словоформ (3-4 смысловые единицы). Различает некоторые контрастные изображения на картинках после многократного повторения, с помощью учителя соотносит их с реальным объектом. Часто отказывается от выполнения доступных заданий, привязан к стереотипным действиям с привычным материалом. Пишущий предмет удерживает, выполняет несколько черкательных движений. Пытается подражать некоторым движениям. Планируемые результаты освоения программы Каждой группе обучающихся определены следующие планируемые результаты обучения. 1 группа Предметные планируемые результаты 2 группа 3 группа Понимает слова, обозначающие названия Понимает слова, обозначающие названия Рисует точки, линии, штрихи на бумаге, на предметов (показывает на картинках по предметов (показывает на картинках по заданию) – доске 4 заданию) – примерный набор слов см. в содержании СИПР Понимает слова, обозначающие обобщающие понятия (классифицирует картинки с предметами по обобщающему признаку) – см. содержание СИПР Понимает слова, обозначающие действия (показывает на картинках по заданию) – см. содержание СИПР Понимает слова, обозначающие признак предмета (показывает на картинках по заданию) – см. содержание Понимает простые предложения – показывает соответствующую картинку. Называет (употребляет) слова, обозначающие предметы – см. содержание СИПР Называет (употребляет) обобщающие понятия – см. содержание СИПР Называет (употребляет) слова, обозначающие действия – см. содержание СИПР Называет (употребляет) слова, обозначающие признак предмета – см. содержание СИПР Называет (употребляет) простые предложения (2-3 слова) Отвечает на вопросы по содержанию иллюстрации, услышанного предложения (кто?/что?; что делает?) Отвечает на вопросы по прочитанному примерный набор слов см. в содержании СИПР Понимает слова, обозначающие обобщающие понятия (классифицирует картинки с предметами по обобщающему признаку) – см. содержание СИПР Понимает слова, обозначающие действия (показывает на картинках по заданию) – см. содержание СИПР Понимает слова, обозначающие признак предмета (показывает на картинках по заданию) – см. содержание СИПР Понимает простые предложения – показывает соответствующую картинку. Называет (употребляет) слова, обозначающие предметы – см. содержание СИПР Называет (употребляет) обобщающие понятия – см. содержание СИПР Называет (употребляет) слова, обозначающие действия – см. содержание СИПР Называет (употребляет) слова, обозначающие признак предмета – см. содержание СИПР Называет (употребляет) простые предложения (2-3 слова) Отвечает на вопросы по содержанию иллюстрации, услышанного предложения (кто?/что?; что делает?) Называет звуки по условным жестам Узнаёт (различает) образы графем (напечатанных букв) – называет их - см. содержание Узнает напечатанные на карточках слова по изучаемым лексическим темам (3-4 по каждой теме). Печатает слова и предложения по образцу Рассматривает вместе с учителем иллюстрации с доступным содержанием Соотносит знакомые слова с предметами, картинками (1-2 по каждой лексической теме) Использует словоформу для приветствия, прощания Использует жест как средство коммуникации – жест - просьба, указательный жест, жест «палец вверх» Понимает простые инструкции – действия Понимает слова, обозначающие имена обучающихся класса (указательный жест) Понимает слова, обозначающие названия предметов (на реальных предметах, на картинках).Использует графическое изображение (электронное устройство)для обозначения предметов, действий, признаков действий и их состояния 5 предложению (Кто? / Что? Что делает?) Читает предложение, соблюдая паузы между словами Читает короткий текст, соблюдая паузы между предложениями Пишет слова рукописными буквами в строку на слух 1 группа Осознает и сообщает элементарные сведения о своей жизни; Осознает и сообщает о том, что может, а что ему пока не удается; Проявляет желание оказывать помощь. 1 группа Входить и выходить из учебного помещения со звонком. Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.). Организовывать рабочее место. Умение выполнять инструкции педагога. Выстраивать алгоритм предстоящей деятельности. Принимать цели и Личностные планируемые результаты 2 группа Использует элементарные формы речевого этикета (спасибо, пожалуйста, до свидания); Участвует в коллективных играх и делах; Проявляет инициативу вступать в диалог (выразить свои желания, просьбу о помощи, предложение о помощи). 3 группа Пользуется неречевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов; Сообщает доступными способами об изменениях в своем организме. Планируемые результаты формирования БУД 2 группа 3 группа Ориентируется в визуальном расписании. Входить и выходить из учебного помещения со звонком. Выполняет задание от начала до конца. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Организовывать рабочее место. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Определять направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание). Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Входить и выходить из учебного помещения со звонком. 6 произвольно включаться в деятельность. Использовать по назначению учебные материалы. Ориентируется в визуальном расписании. Выполняет задание от начала до конца. Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация». Учебный предмет коррекционной направленности «Альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: Коммуникация с использованием невербальных средств. Развитие речи средствами невербальной коммуникации. Чтение и письмо. Наименование Направления Виды деятельности раздела работы 1 группа Формы работы: индивидуальная, групповая «Коммуникация с Коммуникация с использованием вербальных средств использованием Поддержание приветствует собеседника, прощается невербальных контакта с с ним, привлекает к себе внимание, средств» собеседником выражает свое согласие/ несогласие, благодарность, просит о помощи с помощью словосочетаний, фразы. использует предложение как средство коммуникации: отвечает на вопросы, задаёт вопросы, выражает просьбу, поддерживает диалог (дайте пить, хочу рисовать, можно встать, это полка и т.д.) 2 группа приветствует собеседника, прощается с ним, привлекает к себе внимание, с помощью словосочетаний, простой фразы. использует предложение как средство коммуникации: отвечает на вопросы, выражает просьбу 3 группа - 7 Коммуникация с использованием невербальных средств Использование использует жесты, мимику в качестве жестов, мимики опоры для конструирования речевого высказывания считывает эмоции по жестам и мимике собеседника. «Развитие речи средствами невербальной коммуникации» Импрессивная речь Понимание простых по звуковому составу слов - предметов Понимание обобщающих понятий использует жесты, мимику в качестве опоры для конструирования речевого высказывания считывает эмоции по жестам и мимике собеседника. Использует взгляд или кивок головой как средство коммуникации (отвечает на вопросы типа «Где Костя?») Использует жест как средство коммуникации (приветствует, выражает несогласие, отвечает на вопрос): указательный жест, кивок и мотание головой Использует жест для выражения просьбы показывает на картинках по заданию показывает на картинках показывает по названию предметы: – см. содержание СИПР по заданию предметы: – изученные предметы см. содержание СИПР классифицирует картинки с предметами по обобщающему признаку: овощи, животные, посуда и др. группирует предметы /карточки с их изображением по заданным тематическим группам; выбирает предметы из множества при назывании обобщающего слова («покажи посуду», «где игрушки?») - - 8 Понимание слов, показывает на картинках по заданию обозначающих действия: идет, лежит, стоит, падает, действие предмета летает, бежит, есть, пить, спать, говорить, кричать, молчать, гладить, кормить – см. СИПР показывает соответствующую пиктограмму (картинку) к названному действию (пить, есть, спать, рисовать), выполняет заданную инструкцию, представленную глаголом; Понимание слов, показывает на картинках по заданию обозначающих признаки предмета: теплый, признак предмета холодный, сухой, мокрый, чистый, грязный, белый, сладкий – см. тематическое планирование Понимание простых предложений Экспрессивная речь Употребление отдельных звуков, звуковых комплексов Называние и употребление слов, обозначающих предмет, действие предмета выполняет простую заданную инструкцию, представленную глаголом (хлопни, встань, собери, принеси, возьми и т.п.); показывает на картинках по заданию признаки предмета: теплый, холодный, сухой, мокрый, чистый, грязный, белый, сладкий – см. тематическое планирование показывает соответствующую показывает звучащему предложению картинку соответствующую звучащему предложению картинку - называет (употребляет) слова, обозначающие предметы: – см. тематическое планирование называет (употребляет) слова, обозначающие действия: идет, лежит, - называет (употребляет) слова, обозначающие предмет, действие предмета отвечает на вопросы по выполняет простую заданную инструкцию, представленную глаголом (хлопни, встань, собери, принеси, возьми и т.п.); - - использует при назывании предмета или действия отдельные звуки или комплексы звуков повторяет за учителем некоторые слова в виде доступных словоформ 9 стоит, падает, летает, бежит, есть, пить, спать, говорить, кричать, молчать, гладить, кормить – см. тематическое планирование отвечает на вопросы по содержанию иллюстрации / предложения (кто?/что?; что делает?) Называние и называет (употребляет) слова, употребление слов, обозначающие признак предмета: обозначающих теплый, холодный, сухой, мокрый, признак предмета чистый, грязный, белый, сладкий – см. тематическое планирование содержанию иллюстрации (кто?/что?; что делает?) называет (употребляет) слова, обозначающие признак предмета: теплый, холодный, сухой, мокрый, чистый, грязный, белый, сладкий – см. тематическое планирование Называние и называет (употребляет) обобщающие называет (употребляет) употребление понятия: овощи, животные, посуда… обобщающие понятия: обобщающих слов овощи, животные, посуда… Называние и называет (употребляет) простые называет (употребляет) употребление предложения (3 слова) простые предложения (2 простых слова) предложений Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование находит названный (показанный находит названный соотносит некоторые графического реальный) предмет на картинке, (показанный реальный) реальные предметы с их изображения для выбирает из предложенных карточек предмет на картинке, изображением (фото) обозначения изображение названного предмета (из выбирает из предложенных предметов и множества) карточек изображение объектов названного предмета Использованию выбирает из предложенных карточек выбирает из предложенных графического изображение заданного действия, карточек изображение изображения для признака или свойства (выбор из 5-6), заданного действия, 10 «Чтение письмо» обозначения соотносит название действия предмета признака или свойства действия, признака, и пиктограмму/сюжетную картинку; (выбор из 3-4), соотносит свойства предмета название действия предмета и пиктограмму/сюжетную картинку; и Предпосылки к осмысленному чтению и письму Прослушивание слушает звуки природы, голоса слушает звуки природы, неречевых звуков: животных, птиц, бытовые шумы; голоса животных, птиц; аудиозаписи звуков определяет для некоторых из них определяет источник природы, голосов объект на картинке, среди некоторых неречевых животных, птиц, соответствующих игрушек. звуков – реагирует на них различных доступным способом. бытовых шумов Слушание слушает аудиосказки, выразительное слушает аудиосказки, выразительного чтение педагога, музыку и песни; выразительное чтение чтения педагога, узнает некоторые знакомые педагога, музыку и песни; аудиосказок, произведения; договаривает строки узнает некоторые знакомые музыкальных стихотворений, сказок произведения; произведений, договаривает строки песен стихотворений, сказок Размещение раскрашивает, не выходя за объектов в пределы контура заданных границах Размещение Продолжает ряд-чередование типа АВ, объектов в ААВ заданном порядке Продолжает рядчередование типа АВ, АВС слушает звуки природы, голоса животных, птиц; реагирует на них доступным способом. пытается подражать ритму, мимике, жестам педагога, эмоционально реагирует черкает, размещает плоскостные объекты (аппликация, сухая аппликация, наклеивание наклеек и др. с направляющей помощью педагога) в пределах ярко выделенного контура. выполняет (продолжает) по образцу заданный ряд объектов по прямой 11 Проведение линий в заданных границах Обводка и обводит фигуры по внешнему штриховка фигур, трафарету букв штрихует в заданном направлении Воспроизведение простых графических элементов выполняет графические задания на рисование линий разной длины и конфигурации, графические упражнения на установление соответствия, подбор пары, выделение из множества по заданному признаку и т.д. Чтение и письмо Узнавание образа пишет слова и предложения на слух букв, соотнесение читает предложения и короткие звука с буквой тексты отвечает на вопросы по содержанию предложения обводит фигуры по внутреннему трафарету штрихует в пределах контура выполняет графические задания на рисование линий разной длины и конфигурации, графические упражнения на установление соответствия, подбор пары, выделение из множества по заданному признаку и т.д. называет звуки по условным жестам: А О У Ы И Э М Х К и показывает буквы узнаёт (различает) образы графем (напечатанных линии, (аппликация, в т.ч. сухая, наклеивание наклеек, рисование точек, штрихов, конструирование, выкладывание элементов мозаики) проводит линию в заданных границах (в пределах «дорожки») обводит фигуры по внутреннему трафарету выполняет несколько черкательных движений, преимущественно, в пределах контура рисует (печатает) округлые фигуры, точки, линии, штрихи - 12 букв) – называет их (см. СИПР) печатает слова и предложения по обводке, по образцу узнает на карточках слова (3-4 по каждой теме) Календарно-тематическое планирование № п/п, Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема занятия Диагностика произносительной стороны артикуляционной моторики Диагностика состояния импрессивной речи Коррекционные цели речи, Коррекция активного произвольного внимания на основе диагностических заданий. Коррекция активного произвольного внимания на основе диагностических заданий Диагностика состояния экспрессивной речи Коррекция активного произвольного внимания на основе диагностических заданий Диагностика письменной речи, фонематического восприятия Коррекция активного произвольного внимания на основе диагностических заданий Упражнения на развитие речевого дыхания с речевым Коррекция физиологического дыхания на основе игровых сопровождением упражнений : «Веселый счет», « Пропевание гласных» Комплекс артикуляционной гимнастики Коррекция артикуляционной моторики и переключаемости на основе различных упражнений Гласные и согласные звуки и буквы. Коррекция мышления на основе сравнения и различения гласных Их различение и согласных звуков с опорой на графические схемы звуков. Понимание слов, обозначающих расположение предметов в Коррекция пространственных представлений на основе игровых пространстве (вверху, внизу, впереди, позади) упражнений. Понимание слов, указывающих на предмет, его Коррекция мышления на основе упражнений в составлении принадлежность: я, мой, твой словосочетаний. Понимание слов, указывающих на предмет, его Коррекция мышления на основе упражнений в составлении 13 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 принадлежность: мой- мои, твой- твои Понимание слов, обозначающих действия словосочетаний Коррекция мышления на основе упражнений в подборе слов, обозначающих действия Дифференциация слов, обозначающих действия, с Коррекция мышления на основе упражнений в подборе слов, различными приставками обозначающих действия Составление ответа на вопрос в диалоге бытового характера Коррекция мышления на основе упражнений в составлении ответов на вопросы Выкладывание серии картинок из 4-6 в правильной Коррекция мышления на основе упражнений в установлении последовательности причинно-следственных связей Составление рассказа по серии картин по теме: «Осень» Коррекция мышления на основе установления последовательности по серии сюжетных картин. Согласование прилагательных с существительными по цвету Коррекция зрительного восприятия, речевой активности на (оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое облако) основе упражнений в подборе предметов нужного цвета Составление и анализ предложений из двух- трех слов на Коррекция мышления на основе анализа слов в предложении заданную тему. Распространение предложений по вопросам Коррекция мышления на основе анализа слов в предложении Гласные звуки и буквы. Называние и различение букв А, О, У, Коррекция зрительного восприятия, графо-моторных навыков на И. Написание этих букв основе упражнения в написании букв Упражнения в подборе слов-действий к словам Коррекция мышления на основе упражнений в анализе слов ,обозначающим предметы Автоматизация свистящих звуков Коррекция нарушений произношения свистящих звуков Образование слога и запись слов на автоматизацию звука Коррекция слухового восприятия и внимания на основе С,С* упражнений в отработке произносительных навыков Дифференциация звуков С-З Коррекция слухового восприятия и внимания на основе упражнений в отработке произносительных навыков Подбор картинок на заданный звук, звукобуквенный анализ и Коррекция мышления и зрительного восприятия запись слов. на основе упражнений в подборе картинок на заданный звук. Звук и буква Ж. Заучивание скороговорок, потешек Коррекция слухового восприятия и внимания на основе упражнений в отработке произносительных навыков 14 26 Добавление слога и запись слов на автоматизацию звука Ш 27 Дифференциация звуков С-Ш 28 33 Составление предложений по предметным и сюжетным картинкам Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст Практическое овладение предлогами «на, в» с помощью практических действий Практическое овладение предлогами «над, под» с помощью практических действий Практическое овладение предлогами «между, около» с помощью практических действий Сравнение букв кинетического сходства О-А 34 Сравнение букв кинетического сходства И-У 35 Сравнение букв кинетического сходства Б-Д 36 Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать) 37 Упражнение в составлении предложений по опорным словам 38 Разширение словарного запаса наречиями (сейчас, завтра, Коррекция речевой активности на основе упражнений в подборе быстро, медленно) наречий по сюжетным картинкам Определение места заданного слова в предложении. Коррекция мышления и зрительного восприятия на основе упражнений в подборе слов по картинкам. Практическое употребление уменьшительно-ласкательных Коррекция грамматических форм существительных при помощи существительных суффиксов 29 30 31 32 39 40 Коррекция слухового восприятия и внимания на основе упражнений в отработке произносительных навыков Коррекция слухового восприятия и внимания на основе упражнений в отработке произносительных навыков Коррекция мышления на основе упражнения в составлении предложений по предметным и сюжетным картинкам Коррекция мышления на основе умения устанавливать причинноследственные связи между явлениями и событиями. Коррекция пространственных представлений на основе игровых упражнений. Коррекция пространственных представлений на основе игровых упражнений. Коррекция пространственных представлений на основе игровых упражнений в различении предлогов. Коррекция зрительного восприя тия на основе упражнений в сравнении букв Коррекция зрительного восприя тия на основе упражнений в сравнении букв Коррекция зрительного восприя тия на основе упражнений в сравнении букв Коррекция речевой активности на основе упражнений в подборе слов-действий по сюжетным картинкам и пиктограммам Коррекция речевой активности на основе составлении предложений по опорным словам упражнений в 15 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Дидактическая игра «Назови ласково» Коррекция грамматических форм существительных при помощи суффиксов Понимание слов, обозначающих число, количество предметов Развитие речевой активности на основе игровых упражнений (пять, второй) Согласование числительных один, одна, одно с Коррекция памяти на основе упражнений в припоминании и существительными. воспроизведении. Понимание слов, обозначающих части суток Коррекция слухового внимания и произносительных навыков на основе упражнений в словоизменении и словообразовании Употребление в речи название дней недели Коррекция временных представлений и памяти на основе упражнения в определении дней недели Пополнение словарного запаса с обобщающими словами Коррекция зрительного восприятия, речевой активности на (игрушки, животные, мебель, одежда, посуда, транспорт) основе умения подбирать обобщающие слова Контрольное списывание Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в списывании с печатного текста Различение образов согласных букв: В, Д, К, Л Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в различении букв Добавление слога и запись слов на автоматизацию звука Р Коррекция слухового восприятия и внимания на основе упражнений в отработке произносительных навыков Подбор картинок на заданный звук, звуко-буквенный анализ и Коррекция мышления и зрительного восприятия запись слов. на основе упражнений в подборе картинок на заданный звук. 4 четверть. Коррекция эмоционально-волевой сферы в ролевой игре и Ролевая игра «Магазин» грамматических форм на основе упражнения в изменении существительных по числам Звук и буква Л. Артикуляция звука, место звука в слове. Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений изучения звука и буквы. Добавление слога и запись слов на автоматизацию звука Л Коррекция слухового восприятия и внимания на основе упражнений в отработке произносительных навыков Подбор картинок на заданный звук, звуко-буквенный анализ и Коррекция мышления и зрительного восприятия запись слов. на основе упражнений в подборе картинок на заданный звук. Уточнение и закрепление звуков Б,Б* Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений изучения звука и буквы 16 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66. 67 68 Итого Звук и буква Т. Артикуляция звука, место звука в слове. Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений изучения звука и буквы Уточнение и закрепление звуков Т,Т* Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений изучения звука и буквы Употребление в речи и показ графических изображений, Коррекция речи и слухового восприятия на основе игровых обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма) упражнений «Узнай предмет по описанию» Автоматизация произношения соноров Н,М Коррекция нарушений произношения соноров на основе упражнений артикуляционной гимнастики. Автоматизация поставленных звуков в разных слоговых Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе структурах упражнений в автоматизации звуков Согласные звуки и буквы К,Х,Г (заднеязычные) Коррекция мышления на основе упражнений в звуко -буквенном анализе Упражнение в подборе слов по графическим схемам с Коррекция мышления на основе упражнений в звуко -буквенном изученными буквами анализе Составление рассказа о себе (о событии) Коррекция зрительно-моторной координации и графомоторных навыков на основе выполнения графических упражнений Упражнение в списывании с печатного текста Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в списывании с печатного текста. Понимание содержания прочитанного текста. Коррекция мышления на основе умения отвечать на вопрос. используя данные слова и соблюдая правильный порядок слов. Дидактическая игра: « Собери слово». Коррекция мышления на основе упражнений в составлении слов из изученных букв. Диагностика устной речи на конец года. Коррекция речи, активного произвольного внимания на основе диагностических заданий. Диагностика письменной речи на конец года Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе диагностики 68 часов 17 Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Альтернативная коммуникация» включает: графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты. детские наборы посуды, предметы быта; предметные, сюжетные картинки; дидактические игры: «Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»; тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира; игрушки дидактические и сюжетные: наборы сказочных персонажей; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски); трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей; графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами; сюжетные картинки различной тематики для развития речи; картотека дидактических игр и упражнений по чтению; картинная азбука; карточки для индивидуальной работы; настенная касса для букв разрезной азбуки; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы. Электронные устройства Аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах. 18 Информационно-методическое обеспечение. -http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»; -http://www.tgpi.tob.ru/info/kaf/pedagog/ped/ - коррекционная педагогика, коррекционно-развивающее обучение; -http://www.mapryal.org - сеть творческих учителей. Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль результатов Условные показатели самостоятельности - действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен) Действие выполняется обучающимся - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого -по последовательной инструкции (по изображению или вербально) - по подражанию или образцу - самостоятельно -узнаёт объект - не всегда узнаёт объект - не узнаёт объект Реакция на воздействие - реакция отсутствует - негативная реакция - нейтральная реакция - положительная реакция ! ПП П И О С У НВУ НУ РО Н НР ПР Предметы, задачи и содержание обучения НГ СГ КГ 19 «Альтернативная коммуникация» - понимает слова, обозначающие объекты, их признаки, действия, явления природы - узнаёт изученные предметы и понятия и показывать их на картинках - использует жесты для коммуникации - обозначает словом предмет, действие предмета - подбирает отдельные картинки предметов к предложенному слову - читает и называет изученные буквы - узнает изученные буквы среди множества других букв - узнает буквы по их элементу - читает прямые слоги - читает простые слова - составляет предложения по картинке из трёх (четырёх) слов - соотносить слово и предмет