Двигательное развитие 6 класс

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Педагогического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «25» августа 2024 г. №115/1-од

Рабочая программа
обучающихся 6 класса
АООП УО (ИН) (2 вариант)
Коррекционный курс «Двигательное развитие»

Составитель: Попова Е.Ю., учитель 1 кв.к.
г. Красноуфимск
2024г.

2

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2).
При разработке программы учитывался контингент обучающихся школы с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью.
Цель программы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и
функциональному использованию двигательных навыков.
Задачи.
 мотивация двигательной активности;
 поддержка и развитие имеющихся движений;
 расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
 освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации.
 формирование положительного эмоционального фона;
 воспитание у обучающихся умения активного общения в процессе уроков, выработки навыков коммуникации,
социальной адаптации.
 формирование и развитие координации, пространственных представлений, мелкой моторики, зрительно-моторной
координации.
Место коррекционного курса
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков
необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства обучающихся
с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности
самостоятельной деятельности обучающихся. Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным
параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело
обучающегося фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность

3

патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение обучающегося в пространстве и
возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального
оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется
в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной
физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные
предпосылки для обучения, обучающегося самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным
операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
Содержание предмета «Двигательное развитие»
Содержание учебного предмета «Двигательное развитие» представлено следующими разделами:
 коррекция и формирование правильной осанки;
 коррекция и развитие сенсорной системы;
 формирование и укрепление мышечного корсета;
 развитие точности движений пространственной ориентировки.
Раздел «Коррекция и формирование правильной осанки»
Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног,
туловища, головы. Формирование и укрепление мышечного корсета. Упражнения с предметами и без них. Знакомство с
ходьбой по гимнастической скамейке с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к
плечам).
Раздел «Коррекция и развитие сенсорной системы»
Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития. Упражнения с различными предметами (мячами –
ёжиками, с различными малыми мячами, с гимнастической палкой, с ленточками, с верёвочкой (узелок одной рукой,
бантик и узелок, плетёнка)).
Раздел «Формирование и укрепление мышечного корсета»

4

Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи фитболов, больших
мячей. Обучения комплекса упражнения с малым мячом для профилактики миопии. Упражнения для увеличения гибкости
и подвижности позвоночника.
Раздел «Развитие точности движений пространственной ориентировки»
Ходьба по залу и линиям, по кругу с чередованием на пятках и носках, с подниманием бедра. Ходьбой по залу по
«следам» с обходом кеглей и т.д.
Деление обучающихся на группы
По решению ППк обучающиеся 6 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий,
понимания инструкций, по характеру овладения учебными действиями по курсу «Двигательное развитие» условно
разделены на 2 группы:
1 группа: Валерия Р., Николай А., Ксения П.;
2 группа: Вера Е.
1 группа Уровень познавательной активности низкий. Работоспособность снижена. Все высшие психические
функции развиты на низком уровне.
Внимание кратковременное. Переключаемость с одного вида деятельности на другой снижена. Концентрация
внимания недостаточная. Целенаправленная деятельность на стадии формирования. Простые задания могут выполнить
самостоятельно. Инструкцию к заданию необходимо повторить несколько раз.
Снижены все виды памяти. Преобладает зрительная память. Запоминание механическое.
Преобладающий вид мышления наглядно – действенный с элементами наглядно-образного. Словарный запас
ограничен ближайшим окружением. Наблюдается неточность понимания и употребления многих слов.
У обучающихся данной группы произвольность деятельности сформирована недостаточно. Слабое понимание цели
и задач. План деятельности самостоятельно составить не могут. Предложенную работу выполняют по образцу и по
показу (Делай как я). Необходимо упрощение инструкции и многократность отработки техники выполнения.

5

Обучающиеся этой группы ориентируются в зале, есть навыки правильной ходьбы, бега, прыжков, в передвижении
на лыжах различными способами, передачи, ловли и броске мяча. Участвуют в подвижных играх, соблюдая элементарные
правила игры.
2 группа Уровень психического и познавательного развития не соответствует возрасту.
Восприятие на слух информации затруднено, понимает простую словесную инструкцию. Требуется повторение,
упрощение или зрительная опора, указывающие жесты. Обработка информации требует больше времени. Отмечается
узость зрительного восприятия.
Внимание крайне неустойчивое, высокая отвлекаемость, наблюдается избирательность. Внимание привлекается на
непродолжительное время. Переключение с одного вида деятельности на другой затруднено.
Все основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение нарушены. Преобладает зрительная
память. Узнает наглядный, учебный материал после многократных предъявлений. Минимальные освоенные знания
применяются механически, как заученные штампы.
Мышление конкретное, наглядно – действенное, тугоподвижное. Операции анализа и синтеза недоступны.
Классификации, обобщения производит на ситуативном уровне. Смысловые связи не устанавливает.
Работоспособность резко снижена. Интерес к заданиям поверхностный. Мотивация к учебной деятельности не
сформирована. Низкий уровень развития произвольности познавательных процессов. Подчинять свою деятельность
сознательно поставленной цели, следовать установленному плану не может. Не удерживает цель в предлагаемых
заданиях. При выполнении заданий необходимы все виды помощи (стимулирующая, организующая, направляющая,
объясняющая). Простые задания может выполнить самостоятельно. Инструкцию к заданию необходимо повторить
несколько раз. Имеет элементарные навыки ходьбы, бега, прыжков, передачи, ловли и броска мяча. В игре участвует, но
безынициативна.
Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание
для каждой группы свое.

6

Планируемые результаты освоения программы
ППк каждой группе обучающихся 6 класса определил следующие планируемые результаты обучения:
Планируемый (ожидаемые) результаты
1 группа









2 группа
Личностные (возможные) результаты
Осознает и сообщает элементарные сведения о своей жизни.
 Приобретает основы персональной идентичности, осознание себя как
«Я»;
Осознает и сообщает о том, что может, а что ему пока не
удается.
 Обращение за помощью при помощи жестов (звуков) и принятие
помощи педагога, одноклассников.
Проявляет желание оказывать помощь.
 Использует при помощи жестов (звуков) элементарные формы
Использует элементарные формы речевого этикета
речевого этикета (спасибо, пожалуйста, до свидания).
(спасибо, пожалуйста, до свидания).
 Участвует в коллективных играх и делах.
Участвует в коллективных играх и делах;
Проявляет инициативу вступать в диалог (выразить свои
желания, просьбу о помощи, предложение о помощи).
Принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Предметные (возможные) результаты
 Выполняет движения и действия по речевой инструкции,
 Выполняет движения и действия по речевой инструкции, или по
или по показу взрослого самостоятельно или с помощью
показу взрослого самостоятельно или с помощью взрослого;
взрослого;
 Выполняет действия с мячом: броски мячей разного размера;
 Выполняет действия с мячом: броски мячей разного
прокатывание мяча одной, двумя руками;
размера; прокатывание мяча одной, двумя руками;
 Ходит по ровной дорожке (или по скамейке), друг за другом, в паре, с
 Ходит по ровной дорожке (или по скамейке), друг за
руками на поясе;
другом, в паре, с руками на поясе;
 Выполняет повороты по ориентирам, по показу, по словесной
 Умеет стоять друг за другом, стоять взявшись за плечи,
инструкции учителя;
строиться в круг;
 Умеет выполнять действия по образцу и по подражанию.
 Прыгает на двух, на одной ноге на месте, с
продвижением вперед, из обруча в обруч;
 Выполняет разминочные упражнения с предметами и
без;

7

 Умеет пользоваться спортивными снарядами или
орудиями (мячами, кеглями, обручами и др.);
 Выполняет повороты по ориентирам, по показу, по
словесной инструкции учителя;
 Умеет выполнять действия по образцу и по подражанию;
 Управляет дыханием.
Базовые учебные действия
 Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
 Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
 Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
 Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
помещения), пользоваться учебной мебелью.
пользоваться учебной мебелью.
 Адекватно использовать ритуалы школьного поведения
 Работать совместно с педагогом.
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
 Выполнять задание в течение 5-7 минут.
 Принимать цели и произвольно включаться в
 Выполнять задание по образцу, по показу.
деятельность.
 Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
 Следовать предложенному плану и работать в общем
помещения.
темпе.
 Использовать по назначению учебные материалы.
 Передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения.
 Выполнять инструкции педагога, выполнять действия по
образцу и по подражанию.
 Использовать по назначению учебные материалы.
 Ориентироваться в расписании уроков с помощью
педагога.

Виды деятельности
Наименование раздела
1 группа
2 группа
Формы работы: индивидуальная, групповая
Знает какие части тела соприкасаются со стеной при Выполняет правильно имитационные упражнения;
Коррекция и
формирование правильной правильной осанке; выполняет правильно имитационные выполняет простейшие упражнения для развития кисти
упражнения; выполняет простейшие упражнения для
осанки

8

Коррекция и развитие
сенсорной системы

Формирование и
укрепление мышечного
корсета
Развитие точности
движений
пространственной
ориентировки

развития кисти рук и пальцев; выполняет простейшие
упражнения в вытяжении; знает названия и правила
изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила
Выполняет простейшие упражнения для развития кисти рук
и пальцев; выполняет простейшие дыхательные
упражнения без сочетания с физическими упражнениями.
Совершает мелкие точные координационные движения
кистью, пальцами.

рук и пальцев; выполняет простейшие упражнения в
вытяжении;

Принимает правильно положение головы, туловища, ног в
различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе.
Следит за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох –
через рот. Умеет выполнять упражнения для укрепления
мышц глаз.

Принимает правильно положение головы, туловища, ног в
различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе.

Выполняет ходьбу боком по гимнастической палке, по
обручу, по канату, по гимнастической стенке; умеет
свободно ориентироваться в частях тела. Выполняет
повороты на месте (направо, налево).

Выполняет ходьбу боком по гимнастической палке, по
обручу, по канату, по гимнастической стенке; Выполняет
повороты на месте (направо, налево).

Выполняет простейшие упражнения для развития кисти
рук и пальцев; выполняет простейшие дыхательные
упражнения без сочетания с физическими упражнениями.

Календарно-тематическое планирование
Двигательное развитие
№ п/п
1
2
3

Тема занятия

Коррекционные цели

Движение руками в исходных положениях.

Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения физических
упражнений

Движение предплечий и кистей рук.

Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических упражнений

Движение плечами.

9

4
5
6
7

Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа.

Коррекция эмоционально-личностной
физических упражнений

Упражнения для укрепления мышц рук.

Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений

Повторение основных положений рук, ног, туловища, головы.
Наклоны головой.
Наклоны головой.

8
Наклоны туловищем.

9
10
11
12
13

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под
счет.
Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях.
Изменение длительности дыхания.
Дыхание при ходьбе с имитацией.
Дыхание в ходьбе, медленном беге.

14
15
16
17

Комплекс дыхательных упражнений.
Ходьба по различным предметам, передвижение боком.
Ходьба по залу с изменением направления.

сферы

на

основе

выполнения

Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения физических
упражнений

Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений

10

18

Ходьба по залу и линиям.

19

Ходьба по кругу с чередованием на пятках и носках.

20

Ходьба по залу с изменением направления, с обходом кеглей

21

Ходьба на носках с закрытыми глазами.

22

Ходьба ровным шагом, ходьба на носках.

23

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

24

Ходьба в медленном и быстром темпе.

25

Ходьба, начиная с левой ноги. Ходьба с носка.

26

Ходьба по линии и с изменением направления по команде
учителя.

27

Ходьба по гимнастической
положениями рук.

28

Обучение комплексу упражнений с малым мячом для
профилактики миопии.

29

Упражнения на ребристых досках, гимнастических палках,
ортопедических ковриках.

скамейке

с

различными

Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений

11

30

31

32
33

34

35
36
37

38
39

40

Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Упражнения для мышц спины, брюшного пресса.
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Упражнения на формирование правильной осанки.
Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений
Упражнения для увеличения гибкости и подвижности Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
позвоночника.
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Упражнения для развития координации движений.
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Упражнения с различными предметами (обручи)
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений
Упражнения с гимнастическими палками.
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений
Упражнения с мячами – ёжиками.
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Упражнения для мышц спины путем складывания.

Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе
физических упражнений
Захват и передача предметов.
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения
упражнений
Упражнения с предметами на голове стоя у стены, в движении, Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность,
под музыку.
несогласованность рук и ног) на основе выполнения
упражнений
Упражнения с малыми мячами разного диаметра.

выполнения
неточность,
физических
неточность,
физических

12

41

Сгибание-разгибание стопы.

42

Упражнения для мышц стоп.

43

Перекаты с носков на пятки.

44

Упражнения для мышц ног.

45

Лазанье по гимнастической стенке.

46

Приседания с предметами и без.

47

Лазанье по гимнастической скамье.

48

Упражнения с предметами на голове стоя у стены.

49

Ходьба по гимнастической
положениями рук (на поясе)

скамейке

с

различными

50

Ходьба по гимнастической
положениями рук (за спиной)

скамейке

с

различными

51

Упражнения с предметами и без них. Подвижная игра «Кошка
и мышки».
Повторение основных видов движений, выполнение их в
различном темпе.

52

Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений

13

53

Сочетание движений туловища, рук и ног.

54

Броски мячей.

55

Перекатывание мячей.

56

Метание мяча из-за головы с места и на дальность.

57

Метание мяча от груди с места и на дальность.

58

Подбрасывание мяча перед собой и ловля его.

59

Перекладывание мячей из одной руки в другую.

60

Прыжок боком через гимнастическую скамейку.

61

Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

62

Прыжки на одной ноге с продвижением вправо-влево.

63

Прыжок в длину.

64

Бег в медленном темпе с соблюдением строя.

Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция эмоционально-личностной сферы на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений

14

65

66
67

68

Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Отстукивание и отхлопывание разного темпа.
Коррекция опорно-двигательного аппарата на основе выполнения
физических упражнений
Строевые упражнения.
Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Размыкания, смыкания. Выполнение команд «Равняйсь!», Коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность,
«Смирно!», «Вольно!», «Становись!».
несогласованность рук и ног) на основе выполнения физических
упражнений
Итого
68 ч.
Бег в умеренном темпе с соблюдением строя.

Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения,
контроль результатов
Условные показатели самостоятельности
- действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен)
Действие выполняется обучающимся
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
-по последовательной инструкции (по изображению или вербально)
- по подражанию или образцу
- самостоятельно
-узнаёт объект
- не всегда узнаёт объект
- не узнаёт объект
Реакция на воздействие
- реакция отсутствует
- негативная реакция
- нейтральная реакция
- положительная реакция

!
ПП
П
И
О
С
У
НВУ
НУ
РО
Н
НР
ПР

15

Предметы, задачи и содержание обучения
НГ

СГ

КГ

Двигательное развитие
выполняет исходные положения (стоя, сидя)
ориентируется в пространстве зала, класса
перекладывает, перекатывает предметы
стоит с опорой и без опоры
выполняет движения руками, ногами
ходит, бегает в различном темпе
выполняет прыжки
выполняет ползание
выполняет броски
управляет дыханием
участвует в двигательной и игровой деятельности
работает со спортивным инвентарем

Материально техническое обеспечение образовательной деятельности.
 телевизор, CD/DVD –проигрыватели;
 аудиомагнитофон;
 аудиозаписи;
 коврики для упражнений;
 гимнастические палки, обручи, мячи, мячи-ежики, скакалки;
 секундомер.
Учебно-методический комплекс:
1. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционноразвивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и
др..; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич.
2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144 с.: ил.
2. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-

16

развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч.
ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил.
3. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со
сложными нарушениями развития: учеб. пособие /Л. Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009. – 224 с.
4. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурнооздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С.П.
Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. – 152 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».