Изобразительная деятельность 6 класс.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Педагогического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «25» августа 2024 г. №115/1-од

Рабочая программа
обучающихся по АООП УО (ИН) (вариант 2)
6 класса
Предметная область: «Искусство»
учебный предмет «Изобразительная деятельность»
составитель: Попыванова С.В, учитель 1 кв. к.

г Красноуфимск.
2024г.

2

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение школьников с умственной отсталостью, с ТМНР на уроках изобразительной деятельности вызывает
у обучающихся положительную эмоциональную реакцию, поддерживает и стимулирует творческие устремления,
развивает самостоятельность. Обучающийся учится уважительному отношению к своим работам, оформляя их в
рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Он должен видеть и знать, что результаты его творческой
деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь обучающегося интереснее и ярче, способствует его
самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной
деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при
изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов. Навыки
изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении изделий из керамики,
полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции.
Целью обучения - изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и
объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи:
 развитие интереса к изобразительной деятельности,
 формирование умений пользоваться инструментами,
 обучение доступным приемам работы с различными материалами,
 обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих
способностей.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения обучающимися
с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей
познавательной деятельности обучающихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного
материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Содержание рабочей программы составлено на основе Федеральной адаптированной основной

3

общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2).
Деление обучающихся на группы
По решению ППк обучающиеся 6 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий,
понимания инструкций, по характеру овладения учебными действиями по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности» условно разделены на 2 группы:
1 группа:
2 группа:
1 группа – Вступают в беседу, отвечают на поставленные вопросы. Умеют организовывать рабочее место. Работают по
инструкции учителя. Осваивают «язык» художественно-изобразительного искусства (вертикаль, горизонталь, композиция).
Используют и называют материалы и инструменты для рисования, аппликации, лепки.
Освоили некоторые приемы
рисования, лепки, аппликации. Самостоятельно работают карандашом, кистью, ножницами, клеем.
Соблюдают
последовательности действий при выполнении работ. Выбирают нужные цвета. Правильно применяют трафареты, шаблоны.
Сравнивают образец со своей работой.
Появляются такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость
и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.
2 группа – У обучающихся данной группы идёт формирование познавательной, речевой, эмоционально-волевой, двигательной
сферы деятельности. Могут ответить на простые вопросы, в беседу вступают выборочно, по настроению. Рабочее место
самостоятельно не организовывают, только под контролем и многократным напоминанием педагога. Инструкцию к заданию
не понимают. «Язык» художественно-изобразительного искусства (вертикаль, горизонталь, композиция) им не доступен.
Работают в медленном темпе. Знают и называют материалы и инструменты для рисования, аппликации, лепки. Освоили
минимум приемов рисования, лепки, аппликации.

4

Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для
каждой группы свое.
Планируемые результаты освоения программы
ППк каждой группе обучающихся 6 класса определил следующие планируемые результаты обучения
Планируемый (ожидаемые) результаты
Предметные результаты
1 группа
2 группа
1) Освоение
доступных
средств
изобразительной
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности:
деятельности:
 лепка, аппликация, рисование;
 лепка, аппликация, рисование;
 использование минимальный набор изобразительных технологий
 использование
различных
изобразительных
(дорисовывает простые элементы по образцу, лепит
по
технологий:
подражанию несложные элементы, вырезает по прямой линии):
 интерес к доступным видам изобразительной
 интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
деятельности;
 умение использовать инструменты и материалы в процессе
 умение использовать инструменты и материалы в
доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование,
процессе доступной изобразительной деятельности
аппликация);
(лепка, рисование, аппликация);
 умение использовать различные изобразительные 2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
технологии в процессе рисования, лепки,
 положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в
аппликации.
процессе изобразительной деятельности;
2) Способность к самостоятельной изобразительной
 стремление к собственной творческой деятельности и умение
деятельности:
демонстрировать результаты работы;
 положительные
эмоциональные
реакции
(удовольствие, радость) в процессе изобразительной
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях:
деятельности;
 готовность к взаимодействию в творческой деятельности
совместно со сверстниками, взрослыми.

5

 стремление к собственной творческой деятельности
и умение демонстрировать результаты работы;
 умение выражать свое отношение к результатам
собственной и чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях:
 готовность к взаимодействию в творческой
деятельности совместно со сверстниками,
взрослыми;
 умение использовать полученные навыки для
изготовления творческих работ, для участия в
выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Личностные (возможные) результаты
1 группа
2 группа
 Осознает и сообщает элементарные сведения о своей
 Использует элементарные формы речевого этикета (спасибо,
жизни.
пожалуйста, до свидания).
 Осознает и сообщает о том, что может, а что ему пока
 Участвует в коллективных играх и делах;
не удается.
 Проявляет инициативу вступать в диалог (выразить свои желания,
 Проявляет желание оказывать помощь.
просьбу о помощи, предложение о помощи).
Базовые учебные действия
1 группа
 Работает в коллективе (ученик – ученик);
 Слушает и понимает простую инструкцию
педагога.
 Пользуется технологической картой.
 Ориентируется в расписании.
 Выполняет задание от начала до конца
Содержание курса состоит из следующих разделов:

2 группа
 Работает совместно с педагогом.
 Выполняет задание в течение 5-7 минут.
 Выполняет задание по образцу, по показу («Дай такой
же(предмет)», «Возьми такой же ( по цвету, ширине, длине и
т.д.)», «Положи как я (чередуя, вправо, влево и т.д.) и т.д.»

6

 «Лепка»
 «Аппликация»
 «Рисование»
В учебном плане предмет представлен с 1 по 7 год обучения.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Наименование Направления работы
Виды деятельности
раздела
1 группа
2 группа
Формы работы: индивидуальная, групповая
Узнавание
(различение)
пластичных Отвечают
на
вопросы Отвечают
на
вопросы
материалов:
пластилин,
тесто,
глина. учителя.
Работают
с учителя.
Работают
с
Узнавание (различение) инструментов и предложенным наглядным предложенным
наглядным
приспособлений для работы с пластичными материалом.
Выполняют материалом.
Выполняют
материалами: стека, нож, скалка, валик, простую инструкцию к простую
инструкцию
к
форма, подложка, штамп. Разминание заданию
заданию
пластилина (теста, глины). Раскатывание теста Узнают
(различение) Узнают(различение)
(глины)
скалкой.
Отрывание
кусочка пластичных
материалов: пластичных
материалов:
материала от целого куска. Откручивание пластилин, тесто, глина. пластилин, тесто, глина.
кусочка материала от целого куска. Узнают
(различение) Узнают
(различение)
Лепка
Отщипывание кусочка материала от целого инструментов
и инструментов
и
куска. Отрезание кусочка материала стекой. приспособлений для работы приспособлений для работы с
Размазывание пластилина по шаблону (внутри с
пластичными пластичными материалами:
контура). Катание колбаски на доске (в руках). материалами: стека, нож, стека, нож, скалка, валик,
Катание шарика на доске (в руках), получение скалка,
валик,
форма, форма, подложка, штамп.
формы путем выдавливания формочкой. подложка,
штамп. Разминают пластилин (тесто,
Вырезание заданной формы по шаблону Разминают
пластилин глину).
Раскатывают
стекой (ножом, шилом). Сгибание колбаски в (тесто, глину). Раскатывают тесто(глину)
скалкой.
кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. тесто(глину)
скалкой. Отрывают кусочки материала
Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Отрывают
кусочки от
целого
куска.
Проделывание
отверстия
в
детали. материала от целого куска. Откручивают
кусочки

7

Расплющивание материала на доске (между
ладонями, между пальцами). Скручивание
колбаски (лепешки, полоски). Защипывание
краев детали. Соединение деталей изделия
прижатием
(примазыванием,
прищипыванием). Лепка предмета из одной
(нескольких) частей.

Откручивают
кусочки
материала от целого куска.
Отщипывают
кусочки
материала от целого куска.
Отрезают
кусочки
материала
стеком.
Размазывают пластилина по
шаблону (внутри контура).
Катают колбаски на доске (в
руках). Катают шарики на
доске (в руках), получают
формы путем выдавливания
формочкой.
Вырезают
заданной
формы
по
шаблону стеком (ножом,
шилом). Сгибают колбаски
в кольцо. Закручивание
колбаски
в
жгутики.
Переплетают: плетут из 2-х
(3-х)
колбасок.
Проделывают отверстия в
детали.
Расплющивают
материал на доске (между
ладонями,
между
пальцами).
Скручивают
колбаски
(лепешки,
полоски). Защипывают края
деталей. Соединяют детали
изделия
прижатием
(примазыванием,
прищипыванием).
Лепят
предметы
из
одной

материала от целого куска.
Отщипывают
кусочки
материала от целого куска.
Отрезают кусочки материала
стеком. Применяют приемы
лепки:
разминают куски пластилина;
отщипывают кусочки от
целого куска пластилина;
скатывают,
сплющивают,
размазывают оттягивают;
примазывают
части
при
составлении
целого
объемного изображения.
Катают шарики на доске (в
руках). Сгибают колбаски в
кольцо.
Закручивание
колбаски
в
жгутики.
Расплющивают материал на
доске (между ладонями,
между
пальцами).
Скручивают
колбаски
(лепешки,
полоски).
Соединяют детали изделия
прижатием (примазыванием,
прищипыванием).

8

Аппликаци

Узнавание (различение) разных видов бумаги:
цветная бумага, картон, фольга, салфетка.
Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений,
используемых
для
изготовления аппликации: ножницы, шило,
войлок, трафарет, дырокол. Сминание бумаги.
Отрывание бумаги заданной формы (размера).
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по
диагонали). Скручивание листа бумаги.
Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Выкалывание шилом: прокол бумаги,
выкалывание по прямой линии, выкалывание
по контуру. Разрезание бумаги ножницами:
выполнение надреза, разрезание листа бумаги.
Вырезание по контуру. Сборка изображения
объекта
из
нескольких
деталей.
Конструирование
объекта
из
бумаги:
заготовка отдельных деталей, соединение
деталей
между
собой.
Соблюдение
последовательности
действий
при
изготовлении
предметной
аппликации:
заготовка деталей, сборка изображения
объекта,
намазывание
деталей
клеем,
приклеивание деталей к фону. Соблюдение
последовательности
действий
при
изготовлении декоративной аппликации:
заготовка деталей, сборка орнамента
способом чередования объектов, намазывание
деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Соблюдение последовательности действий
при изготовлении сюжетной аппликации:

(нескольких) частей
Отвечают
на
вопросы
учителя.
Работают
с
предложенным наглядным
материалом.
Выполняют
простую инструкцию к
заданию
Узнают(различение) разных
видов
бумаги:
цветная
бумага, картон, фольга,
салфетка.
Называют
(различение) инструменты и
приспособления,
используемые
для
изготовления аппликации:
ножницы, шило, трафарет,
дырокол. Сминают бумагу.
Отрывают
от
бумаги
заданные формы (размер).
Сгибают
лист
бумаги
пополам (в четверо, по
диагонали).
Скручивают
лист бумаги. Намазывают
все (части) поверхности
клеем. Выкалывают шилом:
делают прокол бумаги,
выкалывают по контуру.
Разрезают
бумагу
ножницами:
выполняют
надрезы, разрезание листа
бумаги.
Вырезают
по
контуру. Делают сборку

Отвечают
на
вопросы
учителя.
Работают
с
предложенным
наглядным
материалом.
Выполняют
простую
инструкцию
к
заданию
Складывают
целое
изображение
деталей без
фиксации на плоскости листа.
Совмещают аппликационное
изображение
объекта
с
контурным
рисунком
геометрической фигуры без
фиксации
на
плоскости
листа;
расположение
деталей
предметных
изображений
или силуэтов на листе бумаги
в
соответствующем
пространственном
положении;
составляют
по
образцу
композиции из нескольких
объектов без фиксации на
плоскости листа. Применяют
приемы работы ножницами
(резать кончиками ножниц,
резать по прямой и кривой
линиям);
раскладывают
детали
аппликации на плоскости

9

придумывание сюжета, составление эскиза
сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка
изображения, намазывание деталей клеем,
приклеивание деталей к фону.

Рисование

Узнавание (различение) материалов и
инструментов, используемых для рисования:
краски, мелки, карандаши, фломастеры,
палитра, мольберт, кисти, емкость для воды.
Оставление графического следа. Освоение
приемов рисования карандашом. Соблюдение
последовательности действий при работе с
красками: опускание кисти в баночку с водой,
снятие лишней воды с кисти, обмакивание
ворса кисти в краску, снятие лишней краски о
край баночки, рисование на листе бумаги,
опускание кисти в воду. Освоение приемов
рисования кистью: прием касания, прием
примакивания, прием наращивания массы.

изображения объекта из
нескольких
деталей.
Конструируют объект из
бумаги:
заготавливают
отдельные
детали,
соединения деталей между
собой.
Соблюдают
последовательность
действий при изготовлении
предметной
аппликации:
заготовка деталей, сборка
изображения
объекта,
намазывание деталей клеем,
приклеивание деталей к
фону.
Соблюдают
последовательность
действий при изготовлении
декоративной аппликации.
Отвечают
на
вопросы
учителя.
Работают
с
предложенным наглядным
материалом.
Выполняют
простую инструкцию к
заданию
Узнают
(различение)
материалов и инструментов,
используемых
для
рисования: краски, мелки,
карандаши,
фломастеры,
палитра, кисти, емкость для
воды.
Оставление
графического
следа.

листа относительно друг
друга в соответствии с
пространственными
отношениями:
внизу,
наверху, над, под, справа от
…, слева от …, посередине, с
учётом композиции;
Применяют
приемы
наклеивания
деталей
аппликации
на
изобразительную
поверхность с помощью клея;
приёмы
отрывания
при
выполнении
отрывной
аппликации.

Отвечают
на
вопросы
учителя
по
наводящим
вопросам.
Работают
с
предметными
картинками.
Выполняют
простую
инструкцию к заданию
Узнают
(различение)
материалов и инструментов,
используемых для рисования:
краски, мелки, карандаши,
фломастеры, палитра, кисти,
емкость
для
воды.
Оставление
графического
следа. Освоение приемов

10

Выбор цвета для рисования. Получение цвета
краски путем смешивания красок других
цветов.
Рисование
точек.
Рисование
вертикальных (горизонтальных, наклонных)
линий.
Соединение
точек.
Рисование
геометрической фигуры (круг, овал, квадрат,
прямоугольник, треугольник). Закрашивание
внутри контура (заполнение всей поверхности
внутри
контура).
Заполнение контура
точками. Штриховка слева направо (сверху
вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным
линиям (по опорным точкам, по трафарету, по
шаблону, по представлению). Дорисовывание
части (отдельных деталей, симметричной
половины) предмета. Рисование предмета
(объекта) с натуры. Рисование растительных
(геометрических)
элементов
орнамента.
Дополнение
готового
орнамента
растительными
(геометрическими)
элементами.
Рисование
орнамента
из
растительных и геометрических форм в
полосе (в круге, в квадрате). Дополнение
сюжетного рисунка отдельными предметами
(объектами), связанными между собой по
смыслу.
Расположение
объектов
на
поверхности листа при рисовании сюжетного
рисунка. Рисование приближенного и
удаленного объекта. Подбор цвета в
соответствии с сюжетом рисунка. Рисование
сюжетного рисунка по образцу (срисовывание

Освоение
приемов
рисования
карандашом.
Соблюдение
последовательности
действий при работе с
красками: опускание кисти в
баночку с водой, снятие
лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в
краску, снятие лишней
краски о край баночки,
рисование на листе бумаги,
опускание кисти в воду.
Освоят приемы рисования
кистью: прием касания,
прием примакивания, прием
выбирают
цвета
для
рисования. Используют
Рисование
точек,
вертикальных
(горизонтальных,
наклонных)
линий.
Соединяют точки. Рисуют
геометрические фигуры (с
использованием
трафоретов). Закрашивают
внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри
контура).
Заполняют
фигуры контур точками,
штриховкой слева направо
(сверху вниз, по диагонали),

рисования
карандашом.
Соблюдение
последовательности
действий при работе с
красками: опускание кисти в
баночку с водой, снятие
лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в
краску,
снятие
лишней
краски о край баночки,
рисование на листе бумаги,
опускание кисти в воду.
Освоят приемы рисования
кистью:
прием
касания,
прием
примакивания.
Выбирают
цвета
для
рисования по образцу.
Приобретут навыки работы с
шаблонами и трафаретами:
правила
обведения
шаблонов;
обведение
шаблонов
геометрических
фигур,
реальных
предметов
несложных форм.
Используют
Рисование
точек,
вертикальных
(горизонтальных,
наклонных)
линий
по
образцу. Соединяют точки.
Закрашивают внутри контура

11

готового
сюжетного
рисунка)
из
предложенных объектов (по представлению).
Рисование с использованием нетрадиционных
техник: монотипии, «по сырому», рисования с
солью, рисования шариками, граттаж, «под
батик».

двойная штриховка. Рисуют
контур
предмета
по
контурным линиям (по
опорным
точкам,
по
трафарету, по шаблону, по
представлению).
Дорисовывают
части
(отдельных
деталей,
симметричной половины)
предмета.
Дополняют
готовый
орнамент
растительными
(геометрическими)
элементами.
Рисуют
орнамент из растительных и
геометрических форм в
полосе (в круге, в квадрате).
Дополняют
сюжетного
рисунки
отдельными
предметами
(объектами),
связанными между собой по
смыслу. Подбирают цвета.

(заполнение
всей
поверхности
внутри
контура). Заполняют фигуры
контур точками, штриховкой
слева направо (сверху вниз,
по
диагонали).
Рисуют
контур
предмета
по
контурным
линиям
предмета.
Дополняют
готовый
орнамент
растительными
(геометрическими)
элементами.
Дополняют
сюжетного
рисунки
отдельными
предметами
(объектами),
связанными
между собой по смыслу.
Подбирают цвета по образцу.

Календарно - тематическое планирование по предмету
№
п/п
1

Дата

Тема занятия
Рисование красками на тему

Коррекционные цели
«Цветная радуга»

2

Рисование восковыми мелками «Цветок»

3

Цветочек из бумажного стакана

Коррекция восприятия на основе упражнений в
анализе последовательности работы
Коррекция восприятия цвета на основе упражнений в
подборе оттенков цветовой гаммы.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в

12

4
5
6
7
8

9
10
11
12

13
14
15
16
17
18

Комбинированная аппликация «Букет цветов» (
пластилин и бумажные салфетки)
Сборка композиции «Букет цветов» (пластилин и
бумага)
Итоговая работа «Букет цветов»
Рисование сюжета «Осеннее дерево» в круге с
использованием ватных палочек
Входная диагностика.
Рисование композиции «Колос» с элементами
аппликации.
Аппликация из полос бумаги «Осеннее дерево»
(подготовительный этап, нарезание полос)
Сборка сюжета «Осеннее дерево» (наклеивание
кроны)
Рисование сухими листьями с элементами
прорисовывания «Золотая осень»
Пластилинография «Птички на веточке» (работа
мягким пластилином)
Аппликация «Мухоморы» (подготовительная
работа)
Пластилиновая живопись «Грибы»
(подготовка фона)
Пластилиновая живопись «Грибы»
(выполнение ствола березы)
Пластилиновая живопись «Грибы»
( выполнение шляпки гриба)
Прорисовывание сюжета «Грибы» (дополнение
мелкими деталями)
Букет из осенних листьев

дорисовывании
Коррекция мыслительных процессов на основе
упражнений в планировании работы.
Коррекция восприятия формы и цвета на основе
упражнений в сравнении.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
использовании ватных палочек
Коррекция воображения на основе упражнений в
создании композиции.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
нарезании полос из бумаги ножницами
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
наклеивании полос по контуру
Коррекция пространственной ориентации
Коррекция мелкой моторики кистей руки на основе
упражнений в размазывании и катании
цилиндрических форм
Коррекция восприятия на основе упражнений в
анализе последовательности работы
Коррекция мелкой моторики кистей руки на основе
упражнений в размазывании, катании
цилиндрических и круглых форм.
Коррекция восприятия на основе упражнений в
анализе последовательности работы

Коррекция мелкой моторики на основе упражнений
вырезания формы по инструкции учителя.

13

19

Комбинированная аппликация «Мороженое»
(гофрированная бумага и мягкий пластилин)

20

Коллективная работа композиции «Ягода малина»
(изготовление корзины из пластилиновых
колбасок)
Лепка ягод и листьев малины

21
22
23
24

Сборка композиции «Ягода малина»
прорисовывание деталей стеками.
Аппликация из сухих листьев с элементами
дорисовывания «Мир насекомых»
Аппликация из сухих цветов «Волшебная баночка»

Коррекция мелкой моторики кистей руки на основе
упражнений в размазывании, катании
цилиндрических и круглых форм
Коррекция мелкой моторики кистей руки на основе
упражнений в катании цилиндрических, плоских и
круглых форм.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
прорисовывании деталей Коррекция восприятия на
основе упражнений в анализе последовательности
работы
Коррекция творческого воображения на основе
упражнений в создании образа.
Коррекция восприятия на основе упражнений в
анализе последовательности работы

2 четверть
25

Рисование линиями «Петушок»

26

Рисование природного сюжета
шаблону)

27

Рисуем различными видами линий природного
сюжета
Аппликация из бросового материала «Белые
барашки» (подготовка фона)
Сборка композиции «Белые барашки» (дополнение
элементами)
Лепка объемной фигуры животного «Барашек»

28
29
30
31

(работа по

Рисование цветов нетрадиционной техникой «Букет
для мамы» (технология рисования полиэтиленовым
мешком)

Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
использовании различных видов линий в рисунке.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
использовании различных видов линий в рисунке.
Коррекция воображения на основе упражнений в
создании композиции
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
наклеивании фона и деталей
Коррекция творческого воображения на основе
упражнений в создании образа.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
лепке и прорисовывании деталей стеком
Коррекция восприятия формы на основе упражнений
в стилизации и чередовании форм.

14

33

Пластилинография. Композиция «Астры»
(выполнение цветов)
Прорисовыванием деталей композиции «Астры»

34

Объемная аппликация «Семья» (вырезание деталей)

35

Составление композиции «Семья» (сборка
композиции)

36

Рисование на тему «Портрет мамы»

37

Рисование «Зимний пейзаж» по черному фону

38

Пластилинография «Зимний лес»

39

Детальное прорисовывание пейзажа «Зимний лес»

40

Пластилинография «Снегирь на ветке»
(подготовительная работа с шаблонами)
Пластилинография «Снегирь на ветке» (работа с
пластилином)

32

41

42

Аппликация « Маскарадная маска» (ладонь-шаблон)

43

Роспись шаблона «Рукавица для Деда Мороза»

44

Выдавливание формой геометрические формы
«Снеговик»
Аппликация «Снеговик»(создание объемной
формы из кругов)
3 четверть

45

Коррекция творческого воображения на основе
упражнений в создании образа с использованием
вилки в прорисовывании
Коррекция восприятия формы на основе упражнений
в стилизации и чередовании форм
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
вырезании по контуру.
Коррекция внимания на основе упражнений в
поэтапном выполнении работы.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
прорисовывании деталей
Коррекция восприятия на основе упражнений в
анализе последовательности работы
Коррекция мелкой моторики кистей руки на основе
упражнений в катании цилиндрических, плоских и
круглых форм
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
прорисовывании деталей
Коррекция восприятия формы на основе упражнений
в делении целого на составные части.
Коррекция мелкой моторики кистей руки на основе
упражнений в размазывании пластилина и катании
различных форм
Коррекция творческого воображения на основе
упражнений в составлении узора.
Коррекция творческого воображения на основе
упражнений в составлении узора.
Коррекция мыслительных процессов на основе
упражнений в планировании работы.
Коррекция восприятия формы на основе упражнений
в стилизации и чередовании форм.

15

46

Вырезание из бумаги «Снежинки»

47

Объемная аппликация «Черепашка» (бумага и нить,
изготовление помпона из нити)
Сборка комбинированного изделия «Черепашки»

48

51

Роспись шаблона «Барашек» элементами
Дымковской росписи
Пластилинография роспись круглого подноса
цветами
Составление композиции подноса

52

Объемная лепка свистульки «Птичка»

53

Рисование в технике набрыз (работа с шаблоном)

54

Кляксография «Веселые человечки»

55

Роспись восковыми карандашами
«Городецкая роспись» «Ведро»
Роспись разделочной доски в технике «Хохлома»

49
50

56

58

Аппликация в круге «Хохломская роспись»
(заготовка деталей и подготовка фона)
Сборка композиции «Хохломская роспись»

59

Рисование восковыми карандашами «Корабль»

60

Аппликация открытки
23 февраля
Лепка плоскостных фигур из мягкого пластилина
животных «Обезьянка»

57

61

Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
свертывании и вырезании
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
наматывании нити
Коррекция восприятия формы на основе упражнений
в стилизации и чередовании форм.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
нанесении узоров.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
рисовании узоров.
Коррекция мышления и координация глазомера на
основе упражнений в чередовании форм.
Коррекция восприятия на основе упражнений в
анализе форм предметов.
Коррекция творческого воображения на основе
упражнений в составлении узора.
Коррекция мыслительных процессов на основе
упражнений в планировании работы.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
процессе рисования
.Коррекция восприятия на основе упражнений в
анализе формы предмета
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
вырезании деталей
Коррекция мыслительных процессов на основе
упражнений в планировании работы.
Коррекция восприятия на основе упражнений в
анализе формы предмета
Коррекция мышления на основе упражнений в
анализе и синтезе.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
процессе лепки плоских форм

16

63

Лепка плоскостных фигур из мягкого пластилина
животных «Тигренок»
Рисование с элементами аппликации «Жирафы»

64

Аппликация «Жирафы» с элементами аппликации

65
66

Нетрадиционная техника рисования «Одуванчики»
(пупырчатая пленка)
Роспись чайника

67

Прорисовывание деталей в росписи чайника

68

Лепка из мягкого пластилина «Цветочная поляна»

69

Составление композиции «Цветочная поляна»

70
71

Рисунок «Конфетное дерево»(техника рисования
рука)
Рисунок и аппликация «Конфетное дерево»

72

Рисование «Букет для мамы»

73
74

Лепка объемных цветов «Розы»
(заготовка деталей лепестков)
Сборка деталей в объемные цветы «Розы»

75

Аппликация открытки «Мишка»

76
77

Оформление открытки «Мишка»
Рисование цветов луком

62

Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
процессе лепки плоских форм
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
процессе рисования.
Коррекция внимания на основе упражнений в
склеивании симметричных элементов.
Коррекция внимания на основе упражнений в
ориентировке на листе бумаги.
Коррекция восприятия цвета на основе упражнений в
подборе оттенков цветовой гаммы.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
прорисовывании деталей
Коррекция мелкой моторики руки, на основе
упражнений в работе с пластилином.
Коррекция воображения на основе упражнений в
создании композиции.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
процессе рисования.
Коррекция восприятия формы и цвета на основе
упражнений на сравнение.
Коррекция внимания на основе упражнений в
рисовании симметричных элементов.
Коррекция мелкой моторики рук, на основе
упражнений в скатывании и расплющивании
жгутиков, шариков
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
лепке объёмных изделий
Коррекция глазомера на основе упражнений в
вырезании одинаковых форм
Коррекция внимания на основе упражнений в
склеивании симметричных элементов.
Коррекция мыслительных процессов на основе

17

упражнений в планировании работы.
78

4 четверть
Рисование «Подсолнуха» с применением различных
приемов рисования

Коррекция мышления и координация глазомера на
основе упражнений в чередовании приемов рисования

Аппликация «Подсолнух» (сгибания полос бумаги
в форме лепестка)
Составление композиции «Подсолнух» (сборка
цветка)
Рисование в технике набрыз «Космическое
пространство»
(работа с шаблоном)
Прорисовывание мелких деталей «Космическое
пространство»

Коррекция мелкой моторики рук на основе
упражнений в нарезании и сгибании полос бумаги
Коррекция мыслительных процессов на основе
упражнений в планировании работы.
Коррекция творческого воображения на основе
упражнений в составлении узора.

83

Аппликация «Солнышко» использование техники
гармошка

84
85

Сборка и детальная проработка композиции
«Солнышко»
Объемная лепка цветка «Кактус» (лепка деталей)

Коррекция мелкой моторики на основе упражнений
сгибания и наклеивания бумаги
Коррекция восприятия на основе упражнений в
анализе последовательности работы

86

Составление композиции «Кактус»

87

Промежуточная диагностика.
Аппликация веселые зверушки
«Лев»(использование шаблона с дырочками
завязывание гривы)
Составление композиции веселые зверушки «Лев»
Рисование в технике набрыз «Голубь мира»(работа с
шаблоном)

79
80
81

82

88
89

Коррекция творческого воображения на основе
упражнений в прорисовывании

Коррекция восприятия на основе упражнений в
сравнении образца
Коррекция восприятия на основе упражнений в
сравнении образца
Коррекция мелкой моторики рук на основе
упражнений в выполнении деталей аппликации из
полиэтиленовых полосками путем завязывания
Коррекция творческого воображения на основе
упражнений в составлении узора.

18

90

Рисование нетрадиционной техникой «Котенок»
(тампоном, зубной щеткой)

Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
расштриховывании

91

Рисование пейзажа восковыми мелками
«Яблоневый цвет»

Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
рисовании карандашами

92

Комбинированная работа с пластилином и бумагой
«Яблоня в цвету»
Сборка композиции наклеивание цветов на основу
«Яблоня в цвету»
Рисование на черном фоне «Букет из ландышей»

93
94
95
96
97

98
99
100
101

102

Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
лепке и прорисовывании деталей стеком
Коррекция мыслительных процессов на основе
упражнений в планировании работы.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
прорисовывании мелких деталей и элементов.
Аппликация «Первоцветы»
Коррекция внимания на основе упражнений в
поэтапном выполнении работы.
Аппликация «Бабочка» из симметричных форм с
Коррекция внимания на основе упражнений в
использованием шаблона
рисовании симметричных элементов.
Объемная аппликации в круглой форме «Аквариум» Коррекция мелкой моторики кистей руки на основе
(выполнение заготовок для рыбок в технике
упражнений в сгибании бумаги
гармошка)
Коррекция восприятия на основе упражнений в
сравнении образца
Составление композиции «Аквариум»
Объемная аппликация «Золотая рыбка»(бумага и
Коррекция мелкой моторики кистей руки на основе
нить для помпона)
упражнений в наматывании нити
Коррекция восприятия формы на основе упражнений
Вырезание рыбки для выполнения аппликации
в вырезании.
Рисование букета в технике «по мокрому»
Коррекция памяти на основе упражнений в
запоминании и воспроизведении последовательности
выполнения рисунка
Аппликация «Корзина с цветами»
Коррекция внимания на основе упражнений в
(изготовление корзины)
склеивании симметричных элементов.
Итого 102 часа

19

Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль
результатов
Условные показатели самостоятельности
- действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен)
!
Действие выполняется обучающимся
- со значительной помощью взрослого
ПП
- с частичной помощью взрослого
П
-по последовательной инструкции (по изображению или вербально)
И
- по подражанию или образцу
О
- самостоятельно
С
-узнаёт объект
У
- не всегда узнаёт объект
НВУ
- не узнаёт объект
НУ
Реакция на воздействие
- реакция отсутствует
РО
- негативная реакция
Н
- нейтральная реакция
НР
- положительная реакция
ПР
Предметы, задачи и содержание обучения
начало года
конец года
Изобразительная деятельность
Освоил доступные средства изобразительной деятельности
Освоил доступные средства лепка, аппликация, рисование
использует различные изобразительные технологии
Проявляет интерес к доступным видам изобразительной деятельности
Умеет использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация)
умеет использовать различные изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации.

20

Способен к самостоятельной изобразительной деятельности.
Проявляет положительные эмоциональные реакции (удовольствие,
радость) в процессе изобразительной деятельности.
стремится к собственной творческой деятельности и умеет
демонстрировать результаты работы.
Умеет выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
Готовность к участию в совместных мероприятиях
Взаимодействует в творческой деятельности
со сверстниками,
взрослыми.
Умеет использовать полученные навыки для изготовления творческих
работ (участвует в выставках, конкурсах рисунков, поделок).
Материально-техническое оснащение учебного предмета
Наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью:
кисти, ножницы специализированные, для фигурного вырезания, шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки,
индивидуальные доски.
Натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы.) репродукции картин, наглядные пособия,
образцы изделий.
Электронные устройства
Аудио и видеоматериалы.
Информационно-методическое обеспечение.
-http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»;
-http://www.tgpi.tob.ru/info/kaf/pedagog/ped/ - коррекционная педагогика, коррекционно-развивающее обучение;
-http://www.mapryal.org - сеть творческих учителей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».