Математические представления 6 класс

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Педагогического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «25» августа 2024 г. №115/1-од

Рабочая программа
для обучающихся по АООП УО (ИН) (2 вариант)
6 класса
Предметная область: Математика
учебный предмет Математические представления

составитель: Шевалдина С.М., учитель I кв. к.

г. Красноуфимск.
2024г.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с основными положениями
ФГОС УО (ИН) на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).
Данная программа является адаптированной для образования обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, обучающийся с тяжелыми и множественными
нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая
на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д. У большинства обычно
развивающихся обучающихся основы математических представлений формируются в естественных ситуациях.
Обучающиеся с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими
представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых обучающиеся
непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении.
Обучающийся учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по
часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать
необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и
т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение
их в повседневной жизни.
Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимся в ходе освоения программного материала по математике,
необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных,
пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимнооднозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов
участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо

при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при
определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у обучающегося
закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах
пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Задачи:

развитие координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук;

дать доступные количественные, пространственные, временные представления, которые помогут
обучающимся в дальнейшем лучше адаптироваться в жизни;

использование процесса обучения математике для коррекции недостатков познавательной деятельности
обучающихся и их личностных качеств;

формирование представления о числе, как о точке числового ряда (рассмотреть только ряд натуральных
чисел и 0, закономерности построения слева направо);

освоение основ работы со счетным материалом, счет наизусть в пределах десяти, обратный счет, отсчет,
«соседи числа», сравнение по количеству, употребление понятий «больше, меньше, равно». Состав чисел первого
десятка, устная и письменная нумерация чисел в пределах 10;

выработка умения слушать учителя и выполнять задания;

формирование навыков измерения различных величин (измерение длины);

формирование представления о различных преобразованиях, представление о преобразованиях, имеющих
длину, количество. Арифметические действия: сложение, вычитание. Решение задач.

развитие начальных чертежных представлений (чертить геометрические фигуры по шаблону,
ориентироваться на листе в клетку);

формирование геометрических представлений, правильно называть числа, геометрические фигуры.
Правильно употреблять понятия: «впереди – сзади, вверху – внизу, слева – направо».

развитие логического мышления, пользоваться обобщающими словами, понимать определения, находить
закономерности.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей, обучающихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2).

Деление обучающихся на группы
По решению ППк обучающиеся 6 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий,
понимания инструкций, по характеру овладения учебными действиями по курсу «Математические представления»
условно разделены на 2 группы:
1 группа:
2 группа:
1 группа – у данных обучающиеся словарный запас ограничен ближайшим окружением. Наблюдается неточность
понимания и употребления многих слов. Различают на картинках знакомые предметы и действия, называют их.
Понимают словесную инструкцию (с указанием предмета и действия). Могут вступить в диалог и инициировать его.
Внимание непроизвольное, требуются усилия для его привлечения и фиксации, легко истощается. Переключаемость с
одного вида деятельности на другой затруднена.
2 группа – обучающаяся для коммуникации использует, в основном, взгляд, жесты. Понимает простые
инструкции, подкрепленные жестом. Соотносит некоторые знакомые слова с хорошо знакомыми предметами. Различает
некоторые контрастные изображения на картинках после многократного повторения, с помощью учителя соотносит их с
реальным объектом. Часто отказывается от выполнения доступных заданий, привязана к стереотипным действиям с
привычным материалом. Речь, как средство общения не использует, но проявляет потребность в общении. Понимает

простые инструкции, просьбы, но понимание ограничено. Произносит иногда отдельные слова (дай, хорошо, ладно).
Издает определенные звуки недовольства (мычание), если радуется (визг). Жестами может отказаться или согласиться,
здоровается и прощается.
Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание
для каждой группы свое.
Планируемые результаты освоения программы
ППк каждой группе обучающихся 6 класса определил следующие планируемые результаты обучения:
Планируемый (ожидаемые) результаты
1 группа
 Соотносит отдельные единицы множества с пальцами,
другими предметами без пересчета (последовательно
прикасается
к
каждому
предмету
пальцем,
последовательно пересчитывает количество предметов);

 Выбирает предметы из множеств. Играет с предметами
и объектами контрастного размера: большая шишка маленькая шишка, полный стакан - пустой стакан
(банка, миска и др.);






Показывает один палец, несколько пальцев;
Различает предметы;
Объединяет предметы в единое множество;
Различает множества («один», «много», «мало»,
«пусто»);

 Сравнивает множества (без пересчета, с пересчетом);

2 группа










Находит одинаковые предметы;
Сравнивает множества (без пересчета);
Выделяет цифры среди других знаков;
Участвует в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один
пальчик;
Сравнивает два предмета по величине способом наложения;
Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного
(пластмассового) строительного набора;
Играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию
его действиям);
Использует вербальные и невербальные средства (большой - разводит
руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет,
демонстрирует объем, маленький - имитирует захват маленького
предмета);







Знает числа 1-10;
Образовывает числа в пределах 10;
Присчитывает и отсчитывает по одному;
Пишет цифры 1, 2, …;
Различает однородные (разнородных по одному
признаку) предметы по величине;

 Сравнивает два предмета по величине способом
приложения (приставления), «на глаз», наложения;

 Определяет средний по величине предмет из трех
предложенных предметов;

 Сравнивает предметы по длине;
 Различает однородные (разнородные) предметы по

 Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным
материалом;
 Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка
простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей);
 Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, шишек) в
одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки
в другую емкость;
 Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и
напольный конструктор;
 Перемещается в пространстве класса, держась за руки;
 Переносит с одного места на другое разные предметы;
 Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по
подражанию, по образцу).

ширине;

 Сравнивает предметы по ширине;
 Различает предметы по высоте;
 Узнаёт и различает геометрические фигуры:
треугольник, квадрат, круг, прямоугольник;

 Собирает геометрические фигуры (треугольник,
квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей;

 Обводит геометрические фигуры (треугольник,
квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону;

 Ориентируется в пространственном расположении
частей тела и на себе;

 Определяет месторасположения предметов в
пространстве;

 Узнаёт и различает части суток.
Личностные (возможные) результаты

1 группа









2 группа

Способен обратиться за помощью и принимает помощь;
Понимает эмоциональные состояния других людей;
Понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
Демонстрирует собственные чувства;
Устанавливает и поддерживает контакты;
Избегает конфликтных ситуаций;
Пользуется
речевыми
взаимодействия
для
разрешения конфликтов;

 Принимает помощь;
 Понимает эмоциональные состояния других людей;
 Понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

 Желает заслужить одобрение, похвалу;
 Осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
 Принимает и осваивает социальную роль обучающегося.

и
жестовыми формами
установления
контактов,

 Участвует в совместной деятельности;
 Желает заслужить одобрение, похвалу;
 Осознает, что определенные его действия несут
опасность для него;

 Принимает

и

осваивает

социальную

роль

обучающегося.
Базовые учебные действия
1 группа
2 группа
 Входит и выходит из учебного помещения со звонком;
 Входит и выходит из учебного помещения со звонком;
 Ориентируется в пространстве класса (зала, учебного
 Ориентируется в пространстве класса (зала, учебного помещения),
помещения), пользуется учебной мебелью;
пользуется учебной мебелью;
 Адекватно использует ритуалы школьного поведения
 Работает совместно с педагогом.
(поднимает руку, встаёт и выходит из-за парты и т. д.);
 Выполняет задание в течение 5-7 минут.
 Организовывает рабочее место;
 Выполняет задание по образцу, по показу («Дай такой же(предмет)»,
 Принимает цели и произвольно включается в
«Возьми такой же ( по цвету, ширине, длине и т.д.)», «Положи как я
деятельность;
(чередуя, вправо, влево и т.д.) и т.д.»;
 Следует предложенному плану и работает в общем
 Передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые








темпе;
Передвигается по школе, находит свой класс, другие
необходимые помещения;
Умеет выполнять инструкции педагога;
Использует по назначению учебные материалы;
Умеет выполнять действия по образцу и по
подражанию;
Ориентируется в режиме дня, расписании уроков с
помощью учителя;
Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности в
совместной работе с учителем.

помещения;
 Направляет взгляд (на говорящего взрослого, на задание).

Содержание программы
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. Количественные представления.
2. Представления о величине.
3. Представление о форме.
4. Пространственные представления.
5. Временные представления.
Наименование раздела

Направления работы

Виды деятельности
1 группа

2 группа

Формы работы: индивидуальная, групповая
Количественные
представления

Сравнение множеств без
пересчета

Сравнение предметов (без пересчета). Показ одного пальца,
Соотнесение предметов с пальцами, пальцев
другими предметами без пересчета
(последовательно
прикасается
к

нескольких

Различие множеств

Сравнение множеств с
пересчетом

Увеличение числа

Уменьшение числа

Представления о
величине

Различение по величине
однородных и разнородных
предметов

Сравнение предметов по

каждому
предмету
пальцем,
последовательно
пересчитывает
количество предметов)
Различие предметов («один», «много»,
«мало»,
«пусто»).
Сравнение
предметов
(без
пересчета,
с
пересчетом)
Различие предметов («один», «много»,
«мало»,
«пусто»).
Сравнение
предметов
(без
пересчета,
с
пересчетом)
Счёт от 1 до 10. Образование числа в
пределах 10. Присчитывание и
отсчитывает по одному. Написание
цифры 1, 2,…
Счёт от 10 до 1. Образование числа в
пределах 10. Отсчитывание по одному.
Написание цифры 9, 8,…
Выбор предметов из множеств. Игра с
предметами и объектами контрастного
размера: большая шишка - маленькая
шишка, полный стакан - пустой
стакан
(банка,
миска
и
др.).
Различение предметов

Различение однородные (разнородных

Игра с пальчиками на соотнесение
количества: много, один пальчик

Сравнение предметов (без пересчета)
совместно с учителем

Игра на величину (совместно с
учителем и по подражанию его
действиям). Повторение за учителем
некоторых слов
Игра на величину (совместно с
учителем и по подражанию его
действиям). Повторение за учителем
некоторых слов
Игра на величину (совместно с
учителем и по подражанию его
действиям). Повторение за учителем
некоторых
слов
Использование
вербальные и невербальные средства
(большой - разводит руки в стороны,
ладони, как бы обхватывает большой
предмет,
демонстрирует
объем,
маленький - имитирует
захват
маленького предмета)
Игра на величину (совместно с

величине. Большой – маленький

Сравнение предметов по длине.
Длинный – короткий

Сравнение предметов по
ширине. Широкий – узкий

Сравнение предметов по высоте.
Высокий – низкий

по одному признаку) предметы по
величине. Сравнение предметов по
величине
способом
приложения
(приставления), «на глаз», наложения.
Определение среднего по величине
предмета из трех предложенных
предметов

Сравнение двух предметов по величине
способом приложения (приставления),
«на глаз», наложения. Определение
среднего по величине предмета из трех
предложенных предметов.
Сравнение предметов по длине

учителем и по подражанию его
действиям). Повторение за учителем
некоторых
слов
Использование
вербальные и невербальные средства
(большой - разводит руки в стороны,
ладони, как бы обхватывает большой
предмет,
демонстрирует
объем,
маленький - имитирует
захват
маленького предмета)
Повторение за учителем некоторых
слов. Игра на величину (совместно с
учителем и по подражанию его
действиям).
Использование
вербальные и невербальные средства
(разводит руки в стороны, ладони, как
бы обхватывает большой предмет,
демонстрирует объем, имитирует
захват маленького предмета)
Повторение за учителем некоторых
слов. Игра на величину (совместно с
учителем и по подражанию его
действиям)

Сравнение двух предметов по величине
способом приложения (приставления),
«на глаз», наложения. Определение
среднего по величине предмета из трех
предложенных предметов. Сравнение
предметов используя в речи «широкий узкий».
Выполнение простой инструкции
Сравнение двух предметов по величине Показ по
способом приложения (приставления), предметов
«на глаз», наложения. Определение
среднего по величине предмета из трех

названию

изученных

Сравнение предметов по весу.
Легкий – тяжелый

Различение геометрических
фигур и тел

Представление о форме

Различение круглых и
некруглых геометрических
фигур и тел

Построение геометрических
фигур с помощью шаблона,
трафарета
Пространственные
представления

Пространственные
представления

предложенных предметов. Сравнивает
предметы используя в речи «высокий низкий».
Выполнение простой инструкции
Сравнение двух предметов по величине
способом приложения (приставления),
«на глаз», наложения. Определение
среднего по величине предмета из трех
предложенных предметов. Сравнивает
предметы используя в речи «лёгкий тяжёлый».
Выполнение простой инструкции
Узнавание
и
различение
геометрических фигур: треугольник,
квадрат, круг, прямоугольник

Повторение за учителем некоторых
слов. Игра на величину (совместно с
учителем и по подражанию его
действиям)

Воспроизведение комбинаций из двухтрех элементов полифункционального
мягкого модульного материала или
деревянного
(пластмассового)
строительного набора
Воспроизведение комбинаций из двухтрех элементов полифункционального
мягкого модульного материала или
деревянного
(пластмассового)
строительного набора

Узнавание
и
различение
геометрических фигур: треугольник,
квадрат, круг, прямоугольник. Собор
геометрических фигур (треугольник,
квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х
(3-х, 4-х) частей
Обводка геометрических
фигур Воспроизведение комбинаций из двух(треугольник,
квадрат,
круг, трех элементов полифункционального
прямоугольник) по шаблону, трафарету мягкого модульного материала или
деревянного
(пластмассового)
строительного набора
Ориентация
в пространственном Складывание
шариков
(мелких
расположении частей тела и на себе. игрушек, плодов: орехов, шишек) в

Определение
месторасположения предметов в
пространстве
Составление предмета из
нескольких частей
Различение частей суток
Временные
представления

Соотнесение действия с
временным промежутком

Определение
месторасположения одну емкость и перекладывание их
предметов в пространстве
руками и с помощью столовой ложки
в другую емкость
Ориентация
в пространственном Наблюдение за действиями со строирасположении частей тела и на себе. тельным
материалом
(постройка
Определение
месторасположения простых
конструкций,
сборка
предметов в пространстве
дидактической игрушки из деталей)
Собирание фигуры, картинки из 2-х (3- Игра
со
сборно-разборными
х, 4-х) частей
игрушками и детским строительным
материалом
Узнавание и различение части суток
Игры на временные представления
(совместно с учителем и по
подражанию его действиям)
Узнавание и различение части суток
Игры на временные представления
(совместно с учителем и по
подражанию его действиям)

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4

Дата

Тема занятия

Коррекционные цели

Сравнение предметов. Больше – меньше. Число
5
Сравнение предметов. Одинаковое количество.
Состав числа 5
Сравнение предметов.
Больше, меньше,
одинаково. Состав числа 5
Закрепление по теме «Сравнение предметов.
Больше, меньше, одинаково»

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении предметов
разных по количеству
Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении предметов
разных и одинаковых по количеству
Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении предметов
одинаковых по количеству
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении изученного материала предметы одинаковые и разные

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17

по количеству
Различие множеств. Один – много. Состав числа Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении изученных
6
чисел
Различие множеств. Много – мало. Состав числа
6
Различие множеств. Один – пусто. Состав числа
6
Различие множеств. Много – пусто. Состав
числа 7
Различие множеств. Мало – пусто. Состав числа
7
Различие множеств. Один, много, мало, пусто.
Состав числа 7
Закрепление по теме «Различие множеств.
Один, много, мало, пусто»
Сравнение множеств с пересчётом в пределах 8.
Соотнесение числа с количеством предметов
Сравнение множеств с пересчётом в пределах 8.
Больше – меньше.
Сравнение множеств с пересчётом в пределах 8.
Число - цифра
Сравнение множеств с пересчётом. Больше –
меньше. Соотнесение числа с количеством
предметов
Закрепление по теме «Сравнение множеств с
пересчётом. Больше – меньше»
Преобразование множеств. Увеличение числа.
Счёт в пределах 9

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении изученных
чисел
Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении изученных
чисел
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе изученных
чисел
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе изученных
чисел
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе изученных
чисел
Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении и анализе
изученных чисел
Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении изученных
чисел
Коррекция слухового, зрительного восприятия на основе упражнений в
сравнении множеств
Коррекция слухового, зрительного восприятия на основе упражнений в
сравнении множеств
Коррекция внимания на основе упражнений в изменении количества
предметов на увеличение, уменьшение
Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении изученных
чисел
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении изученного материала

18
19
20

21

22
23
24
25
26
27
28

Преобразование множеств. Уменьшение числа.
Счет в пределах 10
Преобразование множеств. Уравнивание чисел.
Счет в пределах 10
Преобразование
множеств.
Увеличение,
уменьшение, уравнивание чисел. Счёт в
пределах 10
Закрепление
по
теме
«Преобразование
множеств.
Увеличение,
уменьшение,
уравнивание чисел»
Различение геометрических фигур и тел
Различение
круглых
и
некруглых
геометрических фигур и тел
Различение круглых геометрических фигур и
тел
Различение некруглых геометрических фигур и
тел
Соотнесение предмета с геометрическим телом,
геометрической фигурой
Построение
геометрической
фигуры
«Треугольник»
Построение геометрической фигуры «Квадрат»

30

Построение
геометрической
фигуры
«Прямоугольник»
Построение геометрической фигуры «Круг»

31

Построение геометрических фигур с помощью

29

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении изученного материала
Коррекция слухового, зрительного восприятия на основе упражнений в
восприятии множеств
Коррекция слухового, зрительного восприятия на основе упражнений в
восприятии множеств
Коррекция мышления на основе упражнений в соотнесении числа

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
запоминании геометрической фигуры круг
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
запоминании геометрической фигуры круг
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
запоминании геометрической фигуры круг
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
запоминании геометрических фигур
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
запоминании геометрических фигур
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
распознавании геометрических фигур
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
распознавании геометрических фигур
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
распознавании геометрических фигур
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
распознавании геометрических фигур
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в построении

38

шаблона, трафарета
Закрепление по теме «Различие и построение
геометрических фигур»
Пространственные представления. Соотнесение
числа с количеством предметов
Пространственные представления. Верх, низ,
перед, зад, право, лево
Определение месторасположения предметов в
пространстве. Близко, около, рядом, далеко,
сверху, снизу, спереди, сзади, справа, слева
Перемещение в пространстве в заданном
направлении. Вверх, вниз, вперёд, назад, вправо,
влево
Ориентация на плоскости. Верх, низ, середина,
правая сторона, левая сторона
Составление предмета из нескольких частей

39

Составление картинки из нескольких частей

40

Составление ряда из предметов, изображений,
чисел. Счёт в пределах 10
Составление ряда из предметов Счёт в пределах
10
Составление ряда из изображений. Счёт в
пределах 10
Составление ряда из чисел. Счёт от 1 до 10

32
33
34
35

36

37

41
42
43
44

Составление ряда из предметов, изображений,
чисел. Счёт в пределах 10

геометрических фигур
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в построении
геометрических фигур
Коррекция пространственных представлений на основе упражнений
определении направлений
Коррекция пространственных представлений на основе упражнений в
определении направлений
Коррекция пространственных представлений на основе упражнений
определении направлений
Коррекция пространственных представлений на основе упражнений в
определении направлений право-лево
Коррекция пространственных представлений на основе упражнений в
определении направлений
Коррекция и развитие пространственных представлений на основе
упражнений в соотношении частей предмета, картинки
Коррекция и развитие пространственных представлений на основе
упражнений в соотношении частей предмета, картинки
Коррекция и развитие количественных представлений на основе
упражнений в соотношении числа с количеством предметов
Коррекция и развитие количественных представлений на основе
упражнений в соотношении числа с количеством предметов
Коррекция и развитие количественных представлений на основе
упражнений в соотношении числа с количеством предметов
Коррекция и развитие количественных представлений на основе
упражнений в соотношении числа с количеством предметов
Коррекция и развитие количественных представлений на основе
упражнений в соотношении числа с количеством предметов

45
46
47
48
49
50
51

52

53
54
55
56
57

Определение месторасположения предметов в
ряду. Счёт в пределах 10
Определение месторасположения чисел в ряду.
Счёт в пределах10
Определение месторасположения предметов и
чисел в ряду. Счёт в пределах 10
Закрепление по теме «Пространственные
представления»
Различение по величине однородных предметов.
Счёт в пределах 10
Различение
по
величине
разнородных
предметов. Счёт в пределах 10
Различение по величине однородных и
разнородных предметов. Соотнесение числа с
количеством
Сравнение предметов по величине. Большой –
маленький. Соотнесение числа с количеством
предметов
Составление
упорядоченного
ряда
по
возрастанию и убыванию. Счет до 10
Сравнение предметов по длине. Длинный –
короткий. Счёт до 10
Сравнение предметов по ширине. Широкий –
узкий. Счет в пределах 10
Сравнение предметов по высоте. Высокий –
низкий. Счет в пределах 10
Сравнение предметов по весу. Легкий –
тяжелый. Счет до 10

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении изученных чисел
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении изученных чисел
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении изученных чисел
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении изученного материала
Коррекция и развитие количественных представлений на основе
упражнений в соотношении числа с количеством предметов
Коррекция и развитие количественных представлений на основе
упражнений в соотношении числа с количеством предметов
Коррекция и развитие количественных представлений на основе
упражнений в соотношении числа с количеством предметов
Коррекция зрительного внимания на основе упражнений в сравнении
понятий больше, меньше, столько же
Коррекция и развитие количественных представлений на основе
упражнений в соотношении чисел с количеством предметов
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
классификации предметов разной длины
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
классификации предметов разной ширины
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
классификации предметов разной высоты
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
классификации предметов разного веса

58
59
60
61
62
63
64
65

66

67
68

Измерение отрезков с помощью мерки. Число – Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в измерении
цифра
геометрической фигуры
Временные представления. Различение частей Коррекция временных представлений на основе упражнений в
суток
установлении последовательности частей суток
Различение частей суток. Утро. Счёт в пределах Коррекция временных представлений на основе упражнений в
10
установлении последовательности частей суток
Различение частей суток. День. Счет в пределах Коррекция временных представлений на основе упражнений в
10
установлении последовательности частей суток
Различение частей суток. Вечер. Счет в Коррекция временных представлений на основе упражнений в
пределах 10
установлении последовательности частей суток
Различение частей суток. Ночь. Счет в пределах Коррекция временных представлений на основе упражнений в
10
установлении последовательности частей суток
Закрепление
по
теме
«Временные Коррекция временных представлений на основе упражнений в
представления. Различение частей суток»
установлении последовательности частей суток
Соотнесение
действия
с
временным Коррекция временных представлений на основе упражнений в
промежутком. Сейчас.
Сравнение чисел в установлении последовательности частей суток
пределах десятка
Составление последовательности
событий. Коррекция мышления на основе упражнений в решении простых задач
Решение простых задач в пределах первого по картинкам
десятка
Соотнесение времени с началом и концом Коррекция временных представлений на основе упражнений в
деятельности.
установлении последовательности частей суток
Временные промежутки. Начало и конец
Коррекция временных представлений на основе упражнений в
деятельности
установлении последовательности частей суток
Итого:
68 ч

Средства мониторинга и оценка динамики обучения предмету,
задачи, содержание обучения, контроль результатов
Критерии оценивания
Показатели самостоятельности
Действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен)
Действие выполняется обучающимся
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
-по последовательной инструкции (по изображению или вербально)
-по подражанию или образцу
-самостоятельно
-действие выполняется частично
-действие не выполняется

!
ПП
П
И
О
С
Ч
Н

Лист мониторинга по основным учебным курсам представлен в виде карты усвоения учебной программы. Она
заполняется учителем в начале учебного года и в конце, согласно школьному положению о системе мониторинга.
Для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР, используется следующая система мониторинга.
Двигательная реакция
Реакция отсутствует
Реакция нестабильная
Реакция стабильная

Д!
ДН
ДС
Эмоциональная реакция

Реакция отсутствует
Стабильная отрицательная реакция
Нестабильная отрицательная реакция
Нестабильная положительная реакция
Стабильная положительная реакция

Э!
ЭСО
ЭНО
ЭНП
ЭСП
Голосовая реакция

Реакция отсутствует
Реакция нестабильная
Реакция стабильная

Г!
ГН
ГС

Предметы, задачи и содержание обучения
НГ

СГ

КГ

Математические представления
- различие геометрических фигур
- сравнение предметов по величине
- сравнение предметов по форме
- сравнение числовых множеств
- пересчет множеств
- сложение в пределах 10
- вычитание в пределах 10
- различие частей суток
- соотнесение числа и цифры
- элементарные построения фигур по шаблону
- воспроизведение комбинаций из строительных модулей

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Математические представления» включает:
Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического
материала:
 предметов различной формы, величины, цвета,
 изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,

 оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их

соотнесения по определенным признакам,
 программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по
формированию доступных математических представлений,
 калькуляторов и других средств.
Таблицы: Числовой ряд до 10, числовой ряд до 20, соотношения числа с количеством предметов, десятки и
единицы, таблица сложения.
Сенсорный материал: «Толстый – тонкий», «длинный - короткий», «широкий - узкий».
Раздаточный материал: Счётные палочки, наборы геометрических фигур, счёты, наборы цифр, учебный
циферблат и циферблаты, угольники, линейка для счета в пределах 10, цифровой веер.
Дидактические наборы «Цветные палочки», дидактический набор «Нумерация».
Дидактические пособия по математике для устного счета. Магнитная доска. Набор «Мы играем (цифры и буквы)».
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10, модель сутки, набор геометрических фигур
демонстрационный, макеты геометрических фигур, касса цифр, знаков с магнитным креплением, числовой ряд чисел 110, таблицы состава чисел 1 десятка, настольные развивающие игры, счётные полочки, счёты.
Демонстрационные пособия для уточнения представлений о цвете, размере, величине, массе предметов; о
количественных, о пространственных и временных представлениях, весы механические.
Комплект таблиц «Весёлый счёт», таблицы демонстрационные «Простые задачи». Игра «Учись считать и
определять время»
Образовательные ресурсы и онлайн платформы
http://window.edu.ru/
Учительский портал http://www.uchportal.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».