Предметно-практические действия 6 класс

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
РАССМОТРЕНА
и рекомендована к утверждению
на заседании Педагогического совета
от «21» августа 2024г.
протокол №1

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом ГБОУ СО
«Красноуфимская школа»
от «25» августа 2024 г. №115/1-од

Рабочая программа
обучающихся по АООП УО (ИН) (вариант 2)
6 класса
коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающее занятие
«Предметно-практические действия»
составитель: тьютор, Калугина Е.Н

г. Красноуфимск.
2024г.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2).
При разработке программы учитывался контингент обучающихся школы с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью.
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или
искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих
обучающихся с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических
манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование
разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных
специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с
различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и
материалами.
Задачи и направления рабочей программы:
1. освоение простых действий с предметами и материалами;
2. развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;
3. формирование элементарных обще-трудовых умений и навыков;
4. формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
5. развитие собственной активности ребенка;
6. формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
7. формирование и развитие целенаправленных действий;
8. развитие планирования и контроля деятельности;
9. развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:









развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Деление обучающихся на группы
По решению ППк обучающиеся 6 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий,
понимания инструкций, по характеру овладения учебными действиями по курсу Сенсорное развитие условно разделены
на 2 группы:
1 группа:
2 группа:
1 группа – у данных обучающиеся словарный запас ограничен ближайшим окружением. Наблюдается неточность
понимания и употребления многих слов. Различают на картинках знакомые предметы и действия, называют их.
Понимают словесную инструкцию (с указанием предмета и действия). Могут вступить в диалог и инициировать его.
Внимание непроизвольное, требуются усилия для его привлечения и фиксации, легко истощается. Переключаемость с
одного вида деятельности на другой затруднена. Умеют работать с пластилином (раскатывают, сплющивают), стеком.
Работают с бумагой, с направляющей помощью учителя ориентируются на листе бумаги. Захватывают и удерживают в
руке предметы любой формы. По словесной инструкции перекладывают предметы из одной ёмкости в другую. С
направляющей помощью учителя вставляют предметы в отверстие и нанизываю их на стержень. Работают с мозаикой.
Могут с направляющей помощью учителя выложить простой узор по образцу.

2 группа – обучающаяся для коммуникации использует, в основном, взгляд, жесты. Понимает простые
инструкции, подкрепленные жестом. Соотносит некоторые знакомые слова с хорошо знакомыми предметами. Различает
некоторые контрастные изображения на картинках после многократного повторения, с помощью учителя соотносит их с
реальным объектом. Часто отказывается от выполнения доступных заданий, привязана к стереотипным действиям с
привычным материалом. Речь, как средство общения не использует, но проявляет потребность в общении. Понимает
простые инструкции, просьбы, но понимание ограничено. Произносит иногда отдельные слова (дай, хорошо, ладно).
Издает определенные звуки недовольства (мычание), если радуется (визг). Со всеми видами помощи работает с
пластилином (раскатывают, сплющивают), стеком. Может рвать бумагу, сминать, разглаживать. На листе бумаги
ориентируется с организующей помощью учителя. Захватывают и удерживают в руке предметы среднего размера. По
показу перекладывают предметы из одной ёмкости в другую. С направляющей помощью учителя вставляет предметы в
отверстие и нанизываю их на стержень. Работает с мозаикой. Со всеми видами помощи учителя выкладывает простой
узор.
Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание
для каждой группы свое.
Планируемые результаты освоения программы
ППк каждой группе обучающихся 6 класса определил следующие планируемые результаты обучения:
 Планируемый (ожидаемые) результаты
1 группа

2 группа

 освоение простых действий с предметами и
материалами.

 освоение на элементарном уровне простых действий с
предметами и материалами

 умение следовать определенному порядку
(алгоритму, расписанию) при выполнении
предметных действий.

 использование в работе доступных материалов (пластилин,
природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.

 умение рассматривать различные по качеству
материалы: бумагу, ткань, природный материал
и т.д.

 уметь захватывать и удерживать предмет.

 уметь фиксировать взгляд на предметно манипулятивной деятельности педагога;

 уметь открывать емкости для хранения.

 уметь фиксировать взгляд на движущемся
предмете и объекте;
 уметь захватывать, перекладывать, удерживать
предмет на правой и левой руке;
 уметь открывать и закрывать емкости для
хранения;
 уметь сжимать, разглаживать, разрывать,
сгибать бумагу различной фактуры, скатывать
из бумаги шарики;
 рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу
предметы
 выполнять последовательно организованные
движения;
 уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с
последующим наклеиванием на основу.

 уметь сминать лист бумаги.

 уметь разрывать полоски бумаги на кусочки.
 играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д.

 разминать
пластилин
двумя
руками,
расплющивать его на дощечке, между ладошек,
разрывать пластилин на мелкие и большие
части, соединять пластилин, отщипывать
пластилин пальцами, раскатывать пластилин
прямыми и круговыми движениям.
 играть с конструктивными материалами.
Личностные (возможные) результаты
1 группа
2 группа
 Осознает и сообщает элементарные сведения о
 Использует элементарные формы речевого этикета (спасибо,
своей жизни.
пожалуйста, до свидания).
 Осознает и сообщает о том, что может, а что ему
 Участвует в коллективных играх и делах;
пока не удается.
 Проявляет инициативу вступать в диалог (выразить свои
 Проявляет желание оказывать помощь.
желания, просьбу о помощи, предложение о помощи).
Базовые учебные действия
1 группа
 Работает в коллективе (ученик – ученик);
 Слушает и понимает простую инструкцию
педагога.
 Пользуется технологической картой.
 Ориентируется в расписании.
 Выполняет задание от начала до конца

2 группа
 Работает совместно с педагогом.
 Выполняет задание в течение 5-7 минут.
 Выполняет задание по образцу, по показу («Дай такой
же(предмет)», «Возьми такой же ( по цвету, ширине, длине и
т.д.)», «Положи как я (чередуя, вправо, влево и т.д.) и т.д.»

Содержание программы
Содержание курса «Предметно-практические действия» состоит из следующих разделов:
«Действия с материалами»,
«Действия с предметами».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.
Наименование
Направления работы
Виды деятельности
раздела
1 группа
2 группа
Формы работы: индивидуальная, групповая
Сжимание предмета одной рукой
Слушать учителя. Выполнять Слушать учителя.
(прищепки, губки и др.). Упражнения инструкцию учителя.
Выполнять
в сжимании предмета одной рукой.
Наблюдать за
инструкцию учителя.
Составление из природного материала действиями учителя. Работа с Наблюдать за
действиями учителя.
картинок Времена года: «Осень», пластичным материалом
(тестом).
Разрывание
«Зима», «Весна», «Лето».
Шнуровка обуви по инструкции Слушать учителя. Выполнять бумаги на мелкие кусочки.
инструкцию учителя.
учителя.
Наблюдать за
«Действия
с Накручивание ниток разного цвета и
действиями учителя.
длины на разноцветные катушки.
материалами»
Выполнять
Сборка бус по инструкции учителя.
Нанизывание бусин разных размеров основные приемы работы с
пластилином совместно с
и цветов.
учителем:
Упражнения в перекладывании
разминать двумя руками,
предмета за учителем в той же
разрывать на
цветовой последовательности .
большие и мелкие части.
Работа с пластмассовым
конструктором. Сборка лесенки,
забора.

Определение предметов на ощупь.
Выделение
разных
свойств
предметов.
Сравнение предметов по нескольким
признакам
Выкладывание ряда из
геометрических фигур по образцу
учителя
Выкладывание ряда из цветных
полосок по образцу.
Составление и цветных полосок
изображений знакомых предметов:
лесенка, стол, флажок.
Составление из цветных полосок
изображений знакомых предметов:
стул, дом.
Обведение по трафарету: яблоко,
груша, огурец, морковь.
Рисование и штриховка
геометрических фигур по клеткам.
Обводка геометрических фигур
изображений знакомых предметов:
ёлочка, тележка.
Двойная штриховка несложных
предметов

Бросание шариков в емкость с
широким отверстием
Вращение предмета (детали
конструктора с болтами и гайками и
др.)
Нанизывание предметов на стержень
(шары, кольца и др.)
Составление дома из конструктора,
обводка и штриховка «дома» в разных
направлениях
Обведение узора по образцу.

«Действия
предметами».

Упражнения в размазывании
материала по шаблону
с Раскатывание кругообразными
движениями ладоней
Вдавливание углублений на
поверхности шара (яблоко)
Изготовление из пластилина
геометрические фигуры (шар,
квадрат).
Рисование точек с помощью ватных
палочек.
Ниткография (составление узора из
разноцветных ниток)
Изготовление из пластилина посуды

Слушать учителя. Выполнять
инструкцию учителя.
Наблюдать за
действиями учителя.
Узнавание
знакомых предметов.
Нахождение
знакомых предметов среди
2—3
незнакомых. Игровые
упражнения.
Наблюдать за
действиями учителя.
Пространственное
расположение деталей
разных форм.
инструкцию учителя.
Наблюдать за
действиями учителя.
Отгадывание
предмета на ощупь

Наблюдать за действиями
учителя.
Чередовать ряды из
деталей двух цветов
Через два элемента
(зелёный – два
желтых)
инструкцию
учителя. Наблюдать за
действиями учителя. Игры
с мягким конструктором.
Выполнять
работы
по
образцу.

(чашка, блюдце).
Составление из скорлупы грецких
орехов «черепашки».
Изготовление игрушки из спичечного
коробка Бросовых материалов
Изготовление игрушки из втулки
туалетной бумаги
Бросовых материалов
Аппликация цветок в технике рваной
бумаги.
Изготовление игрушки «Гном» из
бросового материала.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1

2

3
4

Дата

Тема занятия

Коррекционные цели

«Действия с материалами»
Сжимание предмета одной рукой
Коррекция двигательной координации рук на основе
(прищепки, губки и др.). Упражнения в
упражнений в сжимании и разжимании предметов по
сжимании предмета одной рукой.
инструкции учителя.
Составление из природного материала Коррекция мелкой моторики на основе упражнений при
картинок Времена года: «Осень», «Зима», составлении по инструкции учителя
«Весна», «Лето».
Шнуровка обуви по инструкции учителя. Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
шнуровании разных видов обуви по инструкции учителя
Накручивание ниток разного цвета и
Коррекция восприятия на основе упражнений в запоминании

5

6

7
8
9
10

длины на разноцветные катушки.
Сборка бус по инструкции учителя.
Нанизывание бусин разных размеров и
цветов.
Упражнения в перекладывании предмета
за учителем в той же цветовой
последовательности .
Работа с пластмассовым конструктором.
Сборка лесенки, забора.
Определение предметов на ощупь.
Выделение разных свойств предметов.
Сравнение предметов по нескольким
признакам
Выкладывание ряда из геометрических
фигур по образцу учителя

разных видов цветов.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
нанизывании бусин разных размеров и цвета.
Коррекция восприятия на основе упражнений в запоминании
разных видов цветов.
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
составлении лесенки и забора по инструкции учителя.
Коррекция восприятие на основе упражнений в определении
предметов на ощупь, выделении разных свойств предметов.
Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
предметов по нескольким признакам.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
различении геометрических фигур.

11

Выкладывание ряда из цветных полосок Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
по образцу.
выкладывании цветных полосок по образцу.

12

Составление и цветных полосок
изображений знакомых предметов:
лесенка, стол, флажок.

Коррекция пространственного восприятия на основе
упражнений в составлении из цветных полосок изображений.

13

Составление из цветных полосок
изображений знакомых предметов: стул,
дом.

Коррекция пространственного восприятия на основе
упражнений в составлении из цветных полосок изображений

14

Обведение по трафарету: яблоко, груша,
огурец, морковь.

Коррекция графо - моторных навыков на основе упражнений
в работе с трафаретом

15
16

17

18
19
20
21

22
23
24
25

Рисование и штриховка геометрических
фигур по клеткам.
Обводка геометрических фигур
изображений знакомых предметов:
ёлочка, тележка.

Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
рисовании геометрических фигур.
Коррекция пространственного восприятия на основе
упражнений в составлении из геометрических фигур
изображений знакомых предметов.
Двойная штриховка несложных
Коррекция мышления и внимания на основе упражнений в
предметов
штриховке предметов
«Действия с предметами».
Бросание шариков в емкость с широким
Коррекция мелкой моторики на основе выполнения
отверстием
упражнений в работе с ёмкостями с широким отверстием
Вращение предмета (детали
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
конструктора с болтами и гайками и др.) подражании действиям педагога
Нанизывание предметов на стержень
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
(шары, кольца и др.)
подражании педагогу
Составление дома из конструктора,
Коррекция внимания на основе упражнений в штриховке в
обводка и штриховка «дома» в разных
разных направлениях
направлениях
Коррекция пространственных представлений на основе
Обведение узора по образцу.
упражнений в ориентировке на листе бумаги.
Упражнения в размазывании материала
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
по шаблону
размазывании материала
Раскатывание кругообразными
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
движениями ладоней
раскатывании материала по инструкции учителя.
Вдавливание углублений на поверхности Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в
шара (яблоко)

26
27
28
29
30
31
32

33
34

вдавливании углублений
Изготовление из пластилина
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в работе
геометрические фигуры (шар, квадрат). с пластилином
Рисование точек с помощью ватных
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в работе
палочек.
с ватными палочками
Ниткография (составление узора из
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений на
разноцветных ниток)
основе упражнений в составлении узора из ниток
Изготовление из пластилина посуды
Коррекция мелкой моторики на основе упражнений на
(чашка, блюдце).
основе упражнений в работе с пластилином
Составление из скорлупы грецких орехов Коррекция мелкой моторики на основе упражнений при
«черепашки».
составлении по инструкции учителя.
Изготовление игрушки из спичечного
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании
коробка Бросовых материалов
инструкции по изготовлению игрушки
Изготовление игрушки из втулки
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании
туалетной бумаги
инструкции по изготовлению игрушки.
Бросовых материалов
Аппликация цветок в технике рваной
Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании
бумаги.
инструкций учителя по изготовлению цветка.
Изготовление игрушки «Гном» из
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании
бросового материала.
инструкции по изготовлению игрушки.
Итого:
34 ч

Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль
результатов
Условные показатели самостоятельности
- действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен)
Действие выполняется обучающимся
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
-по последовательной инструкции (по изображению или вербально)
- по подражанию или образцу
- самостоятельно
-узнаёт объект
- не всегда узнаёт объект
- не узнаёт объект
Реакция на воздействие
- реакция отсутствует
- негативная реакция
- нейтральная реакция
- положительная реакция

!
ПП
П
И
О
С
У
НВУ
НУ
РО
Н
НР
ПР

Предметы, задачи и содержание обучения
начало года
Действия с материалами
Рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы.
Играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д.
Сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры.

конец года

Выполняет последовательно организованные движения.
Раскладывает кусочки ткани на столе.
Скатывает из бумаги шарики.
Раскатывает и сплющивает пластилин, работает по образцу учителя, обводит и штрихует
различные предметы по образцу.
Действия с предметами.
Захватывает, удерживает, отпускает предметы (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и
др.).
Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.).
Перекладывает предметы из одной емкости в другую.
Нанизывает предметы (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).

Для реализации курса сенсорное развитие необходимо специальное материально-техническое оснащение,
включающее:
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра;
- вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
- наборы цветной бумаги и пластилина;
- трафареты: овощи, фрукты, мебель, транспорт, цифры, буквы и т. д;
- конструкторы: пластмассовый, железный;
-цветные нитки, пряжа;
-шарики разных размеров;
- раздаточный геометрический материал;

-Природный материал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».