государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Педагогического совета от «21» августа 2024г. протокол №1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «25» августа 2024 г. №115/1-од Рабочая программа обучающихся по АООП УО (ИН) (2 вариант) 6класса Предметная область: Язык и речевая практика учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» составитель: Хасанова Л.М., учитель 1 кв. к. г. Красноуфимск. 2024г. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). В обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Программа составлена с учетом психофизических особенностей, обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и включает три логически взаимосвязанных блока: 1 блок – «Коммуникация» 2 блок - «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» 3 блок «Чтение и письмо». Деление обучающихся на группы По решению ППк обучающиеся 6 класса по уровню самостоятельности при выполнении учебных заданий, понимания инструкций, по характеру овладения учебными действиями по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» условно разделены на 3 группы: 1 группа: 2 группа: 3группа: 1 группа - обучающиеся владеют активной речью на достаточном уровне для выражения своей просьбы, своих предпочтений, ответа на вопрос. Способны участвовать в диалоге и самостоятельно его инициируют. Заучивают короткие стихи. Различают на картинках знакомые предметы, действия и признаки. Понимают словесную инструкцию (с указанием предмета и действия). Пишут на слух слова, короткие предложения. Читают предложения, короткие тексты. Смысл прочитанного предложения улавливают с трудом. 2 группа - обучающиеся владеют активной речью на достаточном уровне для выражения своей просьбы, своих предпочтений, ответа на вопрос. Способны участвовать в диалоге. Различают на картинках знакомые предметы и действия, называют их. Понимают словесную инструкцию (с указанием предмета и действия). В течение некоторого времени могут работать самостоятельно над доступным графическим заданием. Называют некоторые буквы. Смысл прослушанного предложения улавливают частично. 3 группа – обучающийся для коммуникации использует, в основном, взгляд, жесты. Понимает простые инструкции, подкрепленные жестом. Соотносит некоторые знакомые слова с хорошо знакомыми предметами. Собственная речь представлена в виде отдельных неречевых звуков, ограниченного количества звукоподражаний, словоформ (3-4 смысловые единицы). Различает некоторые контрастные изображения на картинках после многократного повторения, с помощью учителя соотносит их с реальным объектом. Часто отказывается от выполнения доступных заданий, привязан к стереотипным действиям с привычным материалом. Пишущий предмет удерживает, выполняет несколько черкательных движений. Пытается подражать некоторым движениям. Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для трех групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое. Планируемые результаты освоения программы ППк каждой группе обучающихся 6 класса определил следующие планируемые результаты обучения: 1 группа Понимает слова, обозначающие названия предметов (показывает на картинках по заданию) – примерный набор слов Понимает слова, обозначающие обобщающие понятия (классифицирует картинки с предметами по обобщающему признаку). Понимает слова, обозначающие действия (показывает на картинках по заданию) Понимает слова, обозначающие признак предмета (показывает на картинках по заданию) Понимает простые предложения – показывает соответствующую картинку. Называет (употребляет) слова, обозначающие предметы Называет (употребляет) обобщающие понятия Называет (употребляет) слова, обозначающие действия Называет (употребляет) слова, обозначающие признак предмета Называет (употребляет) простые предложения (2-3 слова) Предметные планируемые результаты 2 группа Понимает слова, обозначающие названия предметов (показывает на картинках по заданию) – примерный набор слов. Понимает слова, обозначающие обобщающие понятия (классифицирует картинки с предметами по обобщающему признаку) Понимает слова, обозначающие действия (показывает на картинках по заданию) Понимает слова, обозначающие признак предмета (показывает на картинках по заданию) Понимает простые предложения – показывает соответствующую картинку. Называет (употребляет) слова, обозначающие предметы Называет (употребляет) обобщающие понятия Называет (употребляет) слова, обозначающие действия Называет (употребляет) слова, обозначающие признак предмета Называет (употребляет) простые предложения (2-3 слова) Отвечает на вопросы по содержанию иллюстрации, услышанного предложения (кто?/что?; что делает?) Называет звуки по условным жестам 3 группа Рисует точки, линии, штрихи на бумаге, на доске Рассматривает вместе с учителем иллюстрации с доступным содержанием Соотносит знакомые слова с предметами, картинками (1-2 по каждой лексической теме) Использует словоформу для приветствия, прощания Использует жест как средство коммуникации – жест - просьба, указательный жест, жест «палец вверх» Понимает простые инструкции – действия Понимает слова, обозначающие имена обучающихся класса (указательный жест) Понимает слова, обозначающие названия предметов (на реальных предметах, на картинках) Отвечает на вопросы по содержанию иллюстрации, услышанного предложения (кто?/что?; что делает?) Отвечает на вопросы по прочитанному предложению (Кто? / Что? Что делает?) Читает предложение, соблюдая паузы между словами Читает короткий текст, соблюдая паузы между предложениями Пишет слова рукописными буквами в строку на слух Узнаёт (различает) образы графем (напечатанных букв) – называет их - см. содержание Узнает напечатанные на карточках слова по изучаемым лексическим темам (3-4 по каждой теме). Печатает слова и предложения по образцу Личностные планируемые результаты 1 группа 2 группа 3 группа Осознает и сообщает элементарные Использует элементарные формы речевого Пользуется речевыми и жестовыми сведения о своей жизни; этикета (спасибо, пожалуйста, до свидания); формами взаимодействия для Осознает и сообщает о том, что Участвует в коллективных играх и делах; установления контактов; может, а что ему пока не удается; Проявляет инициативу вступать в диалог Сообщает доступными способами об Проявляет желание оказывать (выразить свои желания, просьбу о помощи, изменениях в своем организме. помощь. предложение о помощи). Планируемые результаты формирования БУД 1 группа 2 группа 3 группа Выполняет задание в течение 5-7 Ориентируется в визуальном расписании; Соотносит предмет и его минут Выполняет задание от начала до конца изображение; Находит одинаковые предметы; Содержание программы 1)«Коммуникация» 2)«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» 3)«Чтение и письмо». Наименование Направления работы Виды деятельности раздела 1 группа 2 группа Формы работы: индивидуальная, групповая Коммуникация с использованием вербальных средств Поддержание поддерживает контакт со реагирует на свое имя контакта с взрослым собеседником. «Коммуникация» Установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, приветствует собеседника, приветствует прощается с ним собеседника привлекает внимание к сл себе звуком 3 группа реагирует на свое имя - приветствует собеседника предложением). (словом, предложением). привлекает к себе внимание, с помощью словосочетаний, простой фразы. использует предложение как средство коммуникации: отвечает на вопросы, выражает просьбу Выражение своих желаний звуком (словом, выражает свое согласие/ предложением). несогласие, Обращение с просьбой благодарность, просит о о помощи, выражая её помощи с помощью звуком (словом, словосочетаний, фразы. предложением). использует предложение Выражение согласия как средство (несогласия) звуком коммуникации: отвечает (словом, на вопросы, задаёт предложением). вопросы, выражает Выражение просьбу, поддерживает благодарности звуком диалог (дайте пить, хочу (словом, рисовать, можно встать, предложением). это полка и т.д.) Ответы на вопросы словом (предложением). Коммуникация с использованием невербальных средств Использование жестов, мимики «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» использует жесты, мимику в качестве опоры для конструирования речевого высказывания считывает эмоции по жестам и мимике собеседника. использует жесты, мимику в качестве опоры для конструирования речевого высказывания считывает эмоции по жестам и мимике собеседника. Использует взгляд или кивок головой как средство коммуникации (отвечает на вопросы типа «Где Костя?») Использует жест как средство коммуникации (приветствует, выражает несогласие, отвечает на вопрос): указательный жест, кивок и мотание головой Использует жест для выражения просьбы Импрессивная речь Понимание простых показывает на картинках показывает на показывает по по звуковому составу по заданию предметы: – картинках по заданию названию изученные слов - предметов см. содержание СИПР предметы: – см. предметы содержание СИПР Понимание классифицирует картинки обобщающих понятий с предметами по обобщающему признаку: овощи, животные, посуда и др. группирует предметы /карточки с их изображением по заданным тематическим группам; выбирает предметы из множества при назывании обобщающего слова («покажи посуду», «где игрушки?») Понимание слов, показывает на картинках обозначающих по заданию действия: действие предмета идет, лежит, стоит, падает, летает, бежит, есть, пить, спать, говорить, кричать, молчать, гладить, кормить – см. СИПР показывает соответствующую пиктограмму (картинку) к названному действию (пить, есть, спать, рисовать), выполняет заданную инструкцию, представленную глаголом; Понимание слов, показывает на картинках обозначающих по заданию признаки признак предмета предмета: теплый, холодный, сухой, мокрый, чистый, грязный, белый, сладкий – см. тематическое выполняет простую заданную инструкцию, представленную глаголом (хлопни, встань, собери, принеси, возьми и т.п.); выполняет простую заданную инструкцию, представленную глаголом (хлопни, встань, собери, принеси, возьми и т.п.); показывает на картинках по заданию признаки предмета: теплый, холодный, сухой, мокрый, чистый, грязный, белый, сладкий – см. - планирование тематическое планирование Понимание простых показывает предложений соответствующую звучащему предложению картинку Экспрессивная речь Употребление отдельных звуков, звуковых комплексов показывает соответствующую звучащему предложению картинку - - Называние и употребление слов, обозначающих предмет, действие предмета называет (употребляет) слова, обозначающие предмет, действие предмета отвечает на вопросы по содержанию иллюстрации (кто?/что?; что делает?) использует при назывании предмета или действия отдельные звуки или комплексы звуков повторяет за учителем некоторые слова в виде доступных словоформ называет (употребляет) слова, обозначающие предметы: – см. тематическое планирование называет (употребляет) слова, обозначающие действия: идет, лежит, стоит, падает, летает, бежит, есть, пить, спать, говорить, кричать, молчать, гладить, кормить – см. тематическое планирование отвечает на вопросы по содержанию иллюстрации / предложения (кто?/что?; что делает?) Называние и называет (употребляет) употребление слов, слова, обозначающие обозначающих признак предмета: признак предмета теплый, холодный, сухой, мокрый, чистый, грязный, белый, сладкий – см. тематическое планирование Называние употребление обобщающих слов называет (употребляет) слова, обозначающие признак предмета: теплый, холодный, сухой, мокрый, чистый, грязный, белый, сладкий – см. тематическое планирование и называет (употребляет) называет (употребляет) обобщающие понятия: обобщающие понятия: овощи, животные, овощи, животные, посуда… посуда… Называние и называет (употребляет) употребление простых простые предложения (3 предложений слова) называет (употребляет) простые предложения (2 слова) Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование находит названный находит названный графического (показанный реальный) (показанный реальный) изображения для предмет на картинке, предмет на картинке, обозначения выбирает из выбирает из предметов и объектов предложенных карточек предложенных карточек изображение названного изображение предмета (из множества) названного предмета Использованию выбирает из выбирает из - - - соотносит некоторые реальные предметы с их изображением (фото) - графического изображения для обозначения действия, признака, свойства предмета «Чтение письмо» предложенных карточек изображение заданного действия, признака или свойства (выбор из 5-6), соотносит название действия предмета и пиктограмму/сюжетную картинку; и Предпосылки к осмысленному чтению и письму Прослушивание слушает звуки природы, неречевых звуков: голоса животных, птиц, аудиозаписи звуков бытовые шумы; природы, голосов определяет для некоторых животных, птиц, из них объект на картинке, различных бытовых среди соответствующих шумов игрушек. Слушание слушает аудиосказки, выразительного выразительное чтение чтения педагога, педагога, музыку и песни; аудиосказок, узнает некоторые музыкальных знакомые произведения; произведений, песен договаривает строки стихотворений, сказок Размещение объектов в заданных границах - предложенных карточек изображение заданного действия, признака или свойства (выбор из 3-4), соотносит название действия предмета и пиктограмму/сюжетную картинку; слушает звуки природы, голоса животных, птиц; определяет источник некоторых неречевых звуков – реагирует на них доступным способом. слушает аудиосказки, выразительное чтение педагога, музыку и песни; узнает некоторые знакомые произведения; договаривает строки стихотворений, сказок слушает звуки природы, голоса животных, птиц; реагирует на них доступным способом. раскрашивает, не выходя за пределы контура черкает, размещает плоскостные объекты (аппликация, сухая аппликация, наклеивание наклеек и др. с направляющей пытается подражать ритму, мимике, жестам педагога, эмоционально реагирует Размещение объектов в Продолжает рядзаданном порядке чередование типа АВ, ААВ Проведение линий в заданных границах - Продолжает рядчередование типа АВ, АВС - Обводка и штриховка обводит фигуры по фигур, букв внешнему трафарету штрихует в заданном направлении обводит фигуры по внутреннему трафарету штрихует в пределах контура Воспроизведение выполняет графические простых графических задания на рисование элементов линий разной длины и конфигурации, выполняет графические задания на рисование линий разной длины и конфигурации, помощью педагога) в пределах ярко выделенного контура. выполняет (продолжает) по образцу заданный ряд объектов по прямой линии, (аппликация, в т.ч. сухая, наклеивание наклеек, рисование точек, штрихов, конструирование, выкладывание элементов мозаики) проводит линию в заданных границах (в пределах «дорожки») обводит фигуры по внутреннему трафарету выполняет несколько черкательных движений, преимущественно, в пределах контура рисует (печатает) округлые фигуры, точки, линии, штрихи графические упражнения на установление соответствия, подбор пары, выделение из множества по заданному признаку и т.д. графические упражнения на установление соответствия, подбор пары, выделение из множества по заданному признаку и т.д. Чтение и письмо Узнавание образа букв, пишет слова и соотнесение звука с предложения на слух буквой читает предложения и короткие тексты отвечает на вопросы по содержанию предложения называет звуки по условным жестам: А О УЫИЭМХ узнаёт (различает) образы графем (напечатанных букв) – называет их (см. СИПР) печатает слова и предложения по обводке, по образцу узнает на карточках слова (3-4 по каждой теме) Календарно-тематическое планирование № п/п Дата 1 Тема занятия Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, - Коррекционные цели «Коммуникация» Коррекция внимания на основе упражнений в установление зрительного контакта с собеседником 4 Установление контакта с собеседником: учет эмоционального состояния собеседника. Установление контакта с собеседников при помощи жестов. Реагирование на собственное имя. 5 Приветствие собеседника жестом, звуком 6 Приветствие собеседника словом, предложением. 7 Привлечение к себе внимания звуком, словом. 8 Привлечение к себе внимания словом, предложением. Выражение своих желаний звуком, словом. 2 3 9 10 11 12 13 Коррекция внимания на основе упражнений в установление зрительного контакта с собеседником Коррекция внимания на основе упражнений в установление зрительного контакта с собеседником при помощи жестов Коррекция словесной памяти на основе упражнений реагирование на собственное имя Коррекция внимания на основе упражнений в привлечении к себе внимания звуком, словом. Коррекция мышления на основе упражнений в приветствии собеседника жестом Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Коррекция речи на основе упражнений выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний словом, предложением. Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком Коррекция речи на основе упражнений в произношении словом. обращений просьбы, выражения согласия, несогласия, благодарности звуком, словом. Обращение с просьбой о помощи, выражая её словом, Коррекция речи на основе упражнений в произношении предложением. обращений просьбы, выражения согласия, несогласия, благодарности звуком, словом. Выражение согласия (несогласия) звуком, словом. Коррекция речи на основе упражнений в произношении обращений просьбы, выражения согласия, несогласия, благодарности звуком, словом. 14 Выражение согласия (несогласия) словом, предложением. Коррекция речи на основе упражнений в произношении обращений просьбы, выражения согласия, несогласия, благодарности звуком, словом. 15 Упражнения в отработке выражения благодарности звуком (словом, предложением). 16 Практическая работа «Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)» Коррекция речи на основе упражнений в произношении обращений просьбы, выражения согласия, несогласия, благодарности звуком, словом. Коррекция мышления на основе упражнений в применении полученных знаний на практике 17 Ответы на вопросы словом (предложением). 18 19 20 21 22 23 24 25 Коррекция мышления на основе упражнений в применении полученных знаний на практике «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» Указание взглядом на объект при выражении своих Коррекция внимания на основе изучения нового желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия). Коррекция речи на основе упражнений в выражении с использованием мимики согласия, несогласия. Выражение мимикой удовольствия (неудовольствия) Коррекция речи на основе упражнений в выражении с использованием мимики согласия, несогласия. Выражение с использованием мимики приветствие Коррекция речи на основе упражнений в выражение с (прощание). использованием мимики приветствие (прощание). Выражение жестом согласия (несогласия) Коррекция восприятия на основе упражнений в использовании звуков и жестов. Выражение жестом удовольствия (неудовольствия) Выражение жестом благодарности, свои желания Выражение жестом приветствие (прощание), обращение за помощью 26 Привлечение внимания звучащим предметом 27 Выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом. Обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, Приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия) Выражение благодарности, своих желаний, приветствие (прощание). Обращение за помощью, ответы на вопросы Задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия) , удовольствия (неудовольствия) Выражение благодарности, своих желаний Выражение приветствие (прощание) Выражение обращение за помощью Выражение благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении полученных знаний. Коррекция мышления на основе выполнения упражнений в обобщении понятий. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении изученных понятий. 40 Ответы на вопросы задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами 41 Дидактическая игра собери слово. 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 Коррекция мышления на основе упражнений в задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Коррекция внимания на основе упражнений в чтении предложений и текстов. Коррекция памяти на основе упражнений в заучивании со Заучивание скороговорок со слов учителя. слов учителя. Выражение своих желаний звуком, словом, Коррекция речи на основе упражнений в произношении предложением обращений просьбы, выражения согласия, несогласия, Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком благодарности звуком, словом. (словом) Выражение согласия звуком (словом) Выражение несогласия звуком (словом) Выражение благодарности звуком (словом). Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы. Приветствие (прощание), обращение за помощью, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши Задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки нажатием которой запускает воспроизводящее речь устройство. Ответы на вопросы слово(пиктограммы). Прощание с собеседником звуком, словом. Коррекция речи на основе упражнений в указании взглядом звуком, словом на собеседника при прощании. Коррекция речи на основе упражнений в указании взглядом звуком, словом на собеседника при прощании. Коррекция внимания и памяти на основе упражнений в задавание вопросов приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши). 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Указание взглядом на объект при выражении согласие (несогласие.) Выражение мимикой удовольствия (неудовольствия). Выражение мимикой приветствие (прощание). Коррекция речи на основе упражнений в указании взглядом звуком, словом на собеседника при прощании, выражении желаний, при выражении согласия (несогласия). Коррекция эмоционально-волевой сферы при выражении мимикой удовольствия (неудовольствия), приветствия(прощания). Звукоподражание по инструкции учителя Коррекция речи на основе упражнений в подражании разным животным Выражение своих желаний и задавание вопросов, Коррекция внимания и памяти на основе упражнений в рассказывание с использованием коммуникатора. задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение имён членов семьи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении сообщение имён членов семьи Сообщение имен обучающихся класса). (обучающихся класса, педагогических работников класса. Сообщение имен педагогических работников класса Сообщение и написание имен посредством напечатанного слова (электронного устройства Подбор картинок, предметов к услышанному слову. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Понимание обобщающих понятий «фрукты». Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации, обобщении предметов обозначающих «фрукты». Понимание слов, обозначающих предмет, признак Коррекция внимания на основе упражнений в сравнении, предмета «морковь», «капуста». обобщении предметов обозначающих «овощи». Подбор картинок, предметов к услышанному слову Понимание обобщающих понятий «овощи» 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «самолёт», «вертолет» Подбор картинок, предметов к услышанному слову. Понимание обобщающих понятий «воздушный транспорт». Понимание обобщающих понятий «водный вид транспорта» Составление картинок из нескольких частей по теме «Транспорт». Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «лиса», «волк» Подбор картинок, предметов к услышанному слову. Понимание обобщающих понятий «дикие животные». Понимание изученных обобщающих понятий. Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать) Использование графического изображения для обозначения действия предмета (спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет) Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации, обобщении предметов обозначающих «воздушный транспорт». Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации, обобщении предметов обозначающих «водный вид транспорта». Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении изученного по теме транспорт. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации, обобщении предметов, обозначающих «диких животных». Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении изученного материала. 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 Использование графического изображения для обозначения Коррекция признака внимания на основе использование графического предмета (величина). изображения Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (форма) Использование графического изображения для Коррекция внимания на основе использование графического обозначения признака действия, состояния (громко, изображения для обозначения признака действия, состояния тихо (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния ( быстро, медленно). Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния ( хорошо, плохо ) Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (весело, грустно) Использование напечатанного слова для обозначения Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, воспроизведении изученного материала. мой, твой). Использование электронного устройства для Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и обозначения числа и количества предметов (пять, воспроизведении изученного материала. второй). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в составлении рассказа по серии сюжетных использованием графического изображения картинок с использованием графического изображения Составление рассказа о прошедших, планируемых Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе событиях с использованием графического упражнений в составлении рассказа по серии сюжетных изображения картинок с использованием графического изображения 91 92 93 94 95 96 94 95 96 97 98 99 100 Составление рассказа о себе с использованием Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе графического изображения (электронного устройства). упражнений в составлении рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения «Чтение и письмо» Узнавание (различение) напечатанных слов, Коррекция мышления на основе упражнений в использование карточек с напечатанными словами обозначающих имена людей Узнавание (различение) напечатанных слов и названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами Коррекция мышления на основе упражнений в как средства коммуникации. использование карточек с напечатанными словами Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Узнавание (различение) образов графем (букв). Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Графические действия с использованием элементов Коррекция мышления на основе упражнений в использовании графем: обводка (слов). графических действии Графические действия с использованием элементов графем: штриховка (слов). Графические действия с использованием элементов графем: печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании изученных букв. Узнавание звука в слоге (слове). Коррекция памяти на основе упражнений узнавание звука в слоге Соотнесение звука с буквой. Коррекция памяти на основе упражнений соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы Коррекция памяти на основе упражнений и узнавание графическог 101 в слоге Называние буквы и чтение слога (слова) 102 Написание буквы (слога, слова, предложения). Итого: изображения буквы в слоге. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании изученных букв. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании написании б изученных букв. 102ч Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает: Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи. Иллюстрации: «обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы Плакат: «Буквы». Лото «Угадай сказки» Настольная игра по чтению Кубики по р.н. сказкам Викторина по сказкам Электронные устройства Аудио и видеоматериалы. Информационно-методическое обеспечение. -http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»; -http://www.tgpi.tob.ru/info/kaf/pedagog/ped/ - коррекционная педагогика, коррекционно-развивающее обучение; -http://www.mapryal.org - сеть творческих учителей; 1. Средства мониторинга и оценка динамики обучения предметы, задачи, содержание обучения, контроль результатов Условные показатели самостоятельности - действия выполняется взрослым (обучающийся пассивен) ! Действие выполняется обучающимся - со значительной помощью взрослого ПП - с частичной помощью взрослого П -по последовательной инструкции (по изображению или вербально) И - по подражанию или образцу О - самостоятельно С -узнаёт объект У - не всегда узнаёт объект НВУ - не узнаёт объект НУ Реакция на воздействие - реакция отсутствует РО - негативная реакция Н - нейтральная реакция НР - положительная реакция ПР Предметы, задачи и содержание обучения НГ «Речь и альтернативная коммуникация» - понимать слова, обозначающие объекты, их признаки, действия, явления природы - узнавать изученные предметы и понятия и показывать их на картинках -использование жестов для коммуникации -употребляет отдельные слова -обозначает словом предмет, изображенный на картинке -подбирает отдельные картинки, предметов к предложенному слову -проявляет интерес к прослушанному или просмотру СГ КГ -Читает и называет буквы -Чтение слогов -Чтение слов -Чтение и составлении предложений -Повторяет стихотворения -Подбор картинок к услышанному тексту или слову -Обводит буквы