государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» РАССМОТРЕНА и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета от 21.08.2024г. Протокол № 01 УТВЕРЖДЕНА: Приказом ГБОУ СО «Красноуфимская школа» от «30» августа 2024 г. №114/1-од Рабочая программа Предметная область Искусство учебный предмет Рисование (изобразительное искусство) для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс Составитель: С.В. Попыванова учитель I КК г. Красноуфимск 2024 г. 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка .......................................................................................................... 3 Цель рабочей программы .......................................................................................................... 3 Основные задачи рабочей программы ..................................................................................... 3 Нормативно-правовую базу разработки программы составляют: .......................................... 4 Принцип распределения часов в рабочей программе. ............................................................. 6 Общая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и специфика овладения ими учебным материалом......................................... 7 Место и роль предмета среди других предметов учебного плана. ....................................... 11 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана ...................................... 13 учебная программа .................................................................................................................. 13 Форма организации образовательного процесса ................................................................... 13 Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся. ................................... 15 Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели. ...... 16 II. Содержание учебного предмета............................................................................................. 17 III. Планируемые результаты освоения учебного предмета (1-5 класс) ................................... 20 IV. Перечень образовательных ресурсов, онлайн платформ и материально-технического обеспечения ................................................................................................................................. 24 Учебно-методическое обеспечение ........................................................................................ 24 Образовательные ресурсы, онлайн платформы ..................................................................... 24 Материально техническое обеспечение образовательной деятельности.............................. 24 V. Приложение ............................................................................................................................ 29 Развёрнутое календарно-тематическое планирование 5 класс.............................................. 29 Контрольно - измерительные материалы 5 класс. ................................................................. 29 I. 3 I. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» является частью адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) ГБОУ СО «Красноуфимская школа» (Приложение № 36). Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом: программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, элективных курсов, спецкурсов, практикумов, факультативов; программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); программа формирования базовых учебных действий; требований к планируемым результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует следующие основные функции: информационно-методическую; организационно-планирующую; контролирующую. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки обучающихся на конец обучения. Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию предмета, коммуникативным умениям, к уровню обученности школьников может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету. Основные задачи рабочей программы: 4 определить порядок изучения предмета, с учетом целей и задач, поставленных в адаптированной основной образовательной программе образовательного учреждения; конкретизировать содержание, объем и планируемые образовательные результаты по предмету; представить практическую реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы при изучении данного предмета. Нормативно-правовую базу разработки программы составляют: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (в соответствии с действующим законодательством). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22 марта 2021г. №115. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г №1599. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014г №1598. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом министерства просвещения Российской Федерации 24.11.2022г №1026. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013г. № 78 – 03 (в соответствии с действующим законодательством). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 5 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант), Утверждена приказом ГКОУ СО «Красноуфимская школа» 75-од от 22 мая 2017г. Данная программа является адаптированной для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым способствует коррекции нарушений развития и социальной адаптации. В основу данной программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемой предметной области; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. При обучении изобразительному искусству используются следующие принципы: 6 принцип коррекционной направленности; принцип преемственности; принцип коррекционно-развивающего обучения; принцип наглядности; принцип доступности; принцип систематичности; принцип последовательности; принцип практической направленности; принцип индивидуального подхода. Принцип коррекционной направленности является ведущим, поэтому особое внимание обращено на коррекцию всей личности в целом и имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений. Коррекционноразвивающая направленность образовательного процесса, позволяет воспитать ряд нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение обучающихся в производительный труд, а также социальной адаптации в обществе. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям обучающихся и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя обучающимся ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. Принцип распределения часов в рабочей программе. Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» для 5-го классов составлена на основе ФАООП УО (вариант 1). Программа позволяет по-разному структурировать и распределять учебный материал и время его изучения, что способствует соблюдению принципа системности, цикличности и последовательности изучаемого материала. Основное содержание обучения изобразительному искусству предусматривает четыре вида занятий: рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), декоративное рисование, рисование на свободную и заданную тему, беседы об изобразительном искусстве. Все они тесно связаны между собой, дополняют и обогащают друг друга и, несмотря на элементарный характер изобразительных задач, имеют исключительно важное значение в общей системе коррекционно-воспитательной работы с обучающимися. На каждом уроке отводится время для повторения ранее изученных тем. 5 класс 7 № п/п 1. 2 3. 4. Раздел Количество часов по ФАООП Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи Обучение композиционной деятельности Обучение восприятию произведений искусства Не определено Количество часов по рабочей программе 28 Не определено 19 Не определено 10 Не определено 11 Всего 68 Внесённые изменения Изменений нет Обоснование -учебный план Примерные задания определяются учителем исходя из материальнотехнических возможностей образовательного учреждения и имеющегося фонда наглядного материала. Общая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и специфика овладения ими учебным материалом. Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы. Изобразительная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется значительным своеобразием, поскольку формирование и развитие графических и изобразительных умений и навыков происходят у них на дефектной основе, то особенности умственного и физического развития, а также эмоциональноволевой сферы отчетливо проявляются и в процессе рисования. Овладение изобразительными навыками требует от обучающихся высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Состав обучающихся чрезвычайно разнороден, потенциальные возможности каждого обучающегося своеобразны. Однако можно усмотреть и некоторые общие особенности усвоения знаний, умений и навыков, в изобразительной деятельности, которые являются характерными для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Особенности восприятия обучающихся: 8 Замедленный темп восприятия. Обучающимся требуется гораздо больше времени для восприятия предлагаемого материала. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями воспринимаемого объекта. Недостаточная дифференцированность воспринимаемого. Узость объема восприятия. Обучающиеся выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал, что, безусловно, сказывается на качестве их обучения. Узость объема восприятия мешает обучающимся ориентироваться в новом месте, в непривычной ситуации. Недостаточная активность восприятия. Эта особенность проявляется в затрудненном восприятии объекта в непривычной ситуации (например, вверх ногами), слабой поисковой активности. Наблюдения и специальные исследования показывают, что узость, не целенаправленность и слабая активность восприятия создают определенные трудности в пространственной ориентации на плоскости листа, не видят центра листа, располагают предметы близко к краю, неправильно передают величинные отношения изображаемых предметов. При этом изображение, как правило, бывает слишком мелким. Нарисованные предметы обычно размещаются в один ряд по нижнему краю листа или в несколько рядов (этажами), один за другим, без какой-либо связи. Многие предметы изображаются обучающимися с нарушением пропорций, а сам рисунок дается плоско. Обучающиеся воспринимают окружающие предметы не полностью, а фрагментарно, т. е. по частям, а несовершенство анализа и синтеза не позволяют эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, правильно изобразить предмет на плоскости листа или выстроить композицию. Характерна схематичность изображения, т. е. передача предметов лишь в общих чертах, с пропуском существенных частей и деталей. Трудности в обучении изобразительному искусству вызываются также несовершенством зрительного восприятия и моторики обучающихся. Они нередко при выполнении построение предмета не сравнивают симметричные части, нарушают последовательность построения. На характер изобразительной деятельности обучающихся отрицательно влияют разнообразные зрительные расстройства, в частности, многие страдают астигматизмом, а у некоторых наблюдается прогрессирующее ослабление зрения, встречаются случаи приобретенного косоглазия. 9 Несовершенство моторики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создает значительные трудности в построении узоров и орнаментов, когда необходимо повторить ряд одинаковых элементов. Затрудненность графических действий у некоторых обучающихся усугубляется тремором рук, параличами. Они слабо владеют рукой и с большим трудом проводят линии. У многих обучающихся нарушены прежде всего тонкие, дифференцированные движения пальцев и кисти руки. Это в свою очередь отрицательно влияет на развитие умения рисовать. Среди обучающихся можно выделить несколько групп, который отличаются различными проявлениями двигательно-моторной сферы. 1. Обучающиеся сравнительно легко выполняют по показу и словесной инструкции простейшие графические задания. Рабочие движения в процессе рисования у них целенаправленны, достаточно расчетливы и свободны. При раскрашивании и штриховании движения карандаша ритмичны и точны. В эту группу входят обучающиеся, у которых снижение познавательной деятельности не сопровождается грубым поражением того или иного анализатора или значительным первичным поражением подкорковых областей. 2. Обучающиеся наряду с общим двигательным беспокойством допускают в процессе рисования много лишних, нецелесообразных движений, проявляют чрезмерную торопливость и расторможенность. Движения их рук быстрые, размашистые, иногда импульсивные. Работать медленно, не торопясь и точно управлять карандашом, соблюдая контуры рисунка, для них довольно трудно. В графической деятельности у них отсутствует ритмичность, темп движений непостоянный и, как правило, увеличивающийся к концу задания. К этой группе относятся обучающиеся, для которых специфичным является нарушение баланса между основными нервными процессами с преобладанием возбуждения над торможением. 3. Обучающиеся для которых характерны заторможенность и вялость. Движения рук у них при выполнении графических упражнений скованные, напряженные, очень замедленные. Предлагаемые задания выполняются неуверенно, вяло, пассивно. Штрихи в основном еле, заметные, направление движения часто теряется, а замедленный темп еще более ослабевает к концу задания. Мелкие движения мышц рук плохо координированы. Нарушения в развитии центральной нервной системы у обучающихся закономерно ведут к сильному изменению и отставанию их изобразительной деятельности. Недостатки мышления проявляются также в стереотипности ответов. Многие обучающиеся не могут осуществить в рисунке свой 10 предварительный замысел. Им трудно подчинить рисунок задуманному. Действия, события, о которых они рассказывают, всецело зависят от рисунка. Известно, что у данной категории обучающихся с большим трудом вырабатываются новые условные связи особенно сложные, но, возникнув они оказываются непрочными, хрупкими, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Обучающиеся быстро утрачивают те существенные признаки, которые отличают один предмет от другого. С трудом происходит переключение с одной умственной операции на другую, качественно иную. Имея весьма ограниченный запас нечетких представлений об окружающей действительности, многие не могут найти несоответствие между выполненным рисунком и реальным объектом изображения. Выполняемые ими рисунки, на заданную тему как правило, бедны по содержанию. На качестве тематических рисунков, сказываются недостатки наблюдательности, воображения, зрительной памяти. Большие сложности, возникающие при рисовании с натуры, объясняются тем, что обучающиеся в большинстве слабо владеют умением целенаправленно наблюдать предметы. Глядя на какой-либо предмет, они не стремятся рассмотреть его во всех деталях, быстро переходят от одних признаков к другим и ограничиваются только самым общим узнаванием предмета. Начиная рисовать, обучающиеся «забывают» о натуре, и по существу рисование с натуры заменяется рисованием по памяти, по представлению. Нередко обучающиеся начинают рисовать предмет с малосущественных или мелких деталей, отступая тем самым от основного принципа рисования – от общего к частному. Недостаточная активность и слабая целенаправленность процесса восприятия, рассеянное внимание и плохая память особенно сказываются при объяснении нового задания. Так, анализируя предмет, который предстоит, рисовать, обучающиеся довольно активно и правильно отвечают на вопросы учителя, уточняют форму, цвет и пропорции модели, а когда, учитель на классной доске показывает последовательность, выполнения рисунка, они дружно подсказывают; где расположить рисунок, какой он формы и величины, какова длина отдельных линий и т.д. Казалось, что все хорошо рассмотрели предмет, поняли его строение, уяснили последовательность построения рисунка. Однако, когда обучающиеся начинают рисовать у себя в альбомах, выясняется, что они не знают, как приступить к работе, что нарисовать в первую очередь. В рисунках декоративного характера они допускают ошибки не только в чередовании элементов, но и в изображении самих элементов. При составлении 11 симметричных узоров ритмичность элементов обычно нарушается, а композиционная стройность отсутствует. Наблюдается недостаток в своеобразном использование ими цвета. В полной мере можно утверждать, что обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляют большое стремление к ярким, насыщенным цветам и выполняя рисунок с натуры, нередко предпочитают раскрасить предмет «по-своему». Обучающимся свойственны не критичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи обучающимся трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о форме предметов, цветоведении, перспективном построении рисунка, композиции и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении рисунку и многие ошибки в изображении предметов и выполнении других заданий снимаются, если обучающиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения. Место и роль предмета среди других предметов учебного плана. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)». Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: воспитание интереса к изобразительному искусству; раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; воспитание в детях 12 эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах; расширение художественно-эстетического кругозора; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них; формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках; обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке); обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности; формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению; развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции; воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: коррекции познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации; 13 развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана учебная программа Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету “Рисование (изобразительное искусство)» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). 5 класс № п/п Раздел Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию 2. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи 3. Обучение композиционной деятельности 4. Обучение восприятию произведений искусства Итого: 1. Количество Всего часов Контрольные по рабочей проверочные программе работы и т.д. 28 1 19 Виды контроля Стартовый контроль. Рисование с натуры предмета симметричной формы: «Ваза». 0 10 1 11 0 68 2 Промежуточная аттестация: Рисование на заданную тему «Весна пришла». Форма организации образовательного процесса очная; дистанционная (удалённая); очно-дистанционная (удалённая). планировании учебного материала используются следующие типы В уроков: урок изучения и первичного закрепления знаний; урок закрепления знаний и выработка умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и контроля знаний и умений. Основными видами деятельности обучающихся по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» являются: 14 практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно; отработка графических умений и навыков; практические упражнения в композиционном, цветовом и художественно-эстетическом построении заданного изображения; развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю; работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок; индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного изображения; работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Педагогические технологии, средства обучения, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения: традиционное обучение; активное сотрудничество; проблемное обучение; информационно -компьютерные технологии; здоровьесберегающие технологии. В обучении используются коллективные формы работы, применяются разнообразные художественные материалы и техники, игровые формы, путешествия, введение в урок творческих проблемных задач. Устное изложение материала на уроках изобразительного искусства сочетается с наглядными и практическими методами. На уроках используются наглядные пособия, графические и иллюстративные работы. Изучаемый материал закрепляется при выполнении упражнений и самостоятельных творческих работ. Метод демонстрации позволяет развивать элементарные представления обучающихся, учит наблюдать предмет, явление, выделять в них основные черты, сравнивать и пр. Широко используется демонстрационный материал: детские игрушки несложной формы, геометрические тела (шар, куб, конус), предметы ДПИ, предметы быта простые по форме, репродукции картин русских живописцев, таблицы поэтапного выполнения рисунка, динамичная аппликация. 15 Исследование объектов способствует развитию круга элементарных представлений, обогащает чувственный опыт обучающихся, дает конкретный материал для развития и коррекции речи. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся. Процесс обучения изобразительному искусству постоянно сопровождается контролем. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результаты обучения – умения, навыки и результаты воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. Отслеживание результатов обученности осуществляется через текущий контроль. Формы текущего контроля: устный ответ у доски; практическая работа (оценивание индивидуальных творческих работ); самостоятельная работа; контрольная работа; различные виды тестов по произведениям живописи, ДПИ. Промежуточная аттестация в 5 - ом классе по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» – проводится в виде творческого задания (рисунок). В качестве результатов промежуточной аттестации по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» могут быть зачтены, по решению педагогического совета: Внеучебные образовательные достижения. Зачет производится в форме учета личностных достижений или портфолио. Текущие достижения. Зачет производится в форме учета высоких оценок планируемых результатов по итогам тематического контроля. При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся применяется балльная система. Оценка устных ответов. Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно выстроить описание картины; умеет объяснить последовательность работы; умеет 16 объяснять замысел работы на тему; правильно называет положение предметов по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве. Отметка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: при ответе обучающийся допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; с незначительной помощью учителя выстраивает описание картины; называет положение предметов на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу с незначительной неточностью. Все недочеты в ответе обучающийся легко исправляет при незначительной помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5». Отметка «3» ставится обучающемуся, если он: при помощи учителя или обучающихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы; с помощью учителя: выстраивает описание картины; узнает и называет предметы, их элементы, положение на плоскости и в пространстве. Отметка «2» - по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» не ставится. Оценка практических работ Отметка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении практической работы и может выполнить ее используя план или образец, а также проанализировать и оценить качество своей работы. Отметка «4» ставится, если обучающийся при выполнении практической работы испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении практического задания и его анализе; Отметка «3» ставится. Если обучающийся может выполнить избирательно задания по аналогии и при различных видах помощи, не имеет способности обобщить и проанализировать свои работы. Отметка «2» по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» не ставится. Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели. Программа реализуется с использованием учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ и утверждённых федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 17 Учебник «Изобразительное искусство». 5 класс. Рау М.Ю., Зыкова М.А. Содержание учебника предназначено для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Искусство» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Развитие умений изображать объекты в движении, внешность человека, применять разные техники работы с красками и бумагой поможет детям создавать выразительные рисунки и поделки. Расширение знаний о творчестве известных художников и народных мастеров, об окружающем природном мире и обществе, о материалах и инструментах в изобразительной деятельности даст детям возможность глубже воспринимать и понимать произведения искусства, а также делиться собственными впечатлениями и переживаниями в общении с окружающими сверстниками и взрослыми. II. Содержание учебного предмета В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы: Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи. Обучение композиционной деятельности. Обучение восприятию произведений искусства. В соответствии с данными направлениями у обучающихся развиваются умения анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительно сходство; восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварель и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге); умение работать над композицией в практической деятельности; более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация». 18 Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре). Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи. Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись». Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светлозеленый, темно-зеленый). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и 19 черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка). Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. Обучение восприятию произведений искусства. Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Конашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин, В. Мухина. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись). 20 Обучение композиционной деятельности. Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции. Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании. III. Планируемые результаты освоения учебного предмета (1-5 класс) ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выдвигает требования к формированию личностных результатов необходимых для введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру и овладение ими социокультурным опытом, базовых учебных действий, которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и предметных результатов связанных с овладением обучающимися содержанием предметов программы и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Требования к личностным результатам и результатам освоения БУД Личностные результаты Базовые учебные действия Овладел социально бытовыми Личностные учебные действия умениями, используемыми в повседневной Осознает себя как ученика, жизни. заинтересованного посещением школы, Овладел навыками коммуникации и обучением, занятиями, как члена семьи, принятыми нормами социального одноклассника, друга. взаимодействия. Способен к осмыслению социального Имеет адекватные представления о окружения, своего места в нем. собственных возможностях. Принимает соответствующие Имеет представления о марали и праве. возрасту ценности и социальные роли. 21 Принял и освоил социальную роль Положительно относится к обучающегося, приобрёл мотивацию к окружающей действительности. учебной деятельности, имеет социально Проявляет самостоятельность в значимые мотивы учебной деятельности. выполнении учебных заданий, поручений, Имеет сформированные навыки договоренностей. личной гигиены. Понимает личную ответственность за Понимает необходимость укрепления свои поступки на основе представлений об и сохранения физического здоровья. Имеет установку на безопасный, этических нормах и правилах поведения в здоровый образ жизни. современном обществе. Демонстрирует сформированность Показывает готовность к безопасному трудовых навыков, умений и действий, и бережному поведению в природе и связанных с домашним трудом. обществе. Осознает необходимость ответственного отношения к труду как Коммуникативные учебные действия Вступает в контакт и работает в источнику существования. коллективе (учитель - ученик, ученик – Имеет мотивацию к работе на ученик, ученик – класс, учитель-класс); результат. использует принятые ритуалы Обладает бережным отношением к социального взаимодействия с материальным ценностям. одноклассниками и учителем; Проявляет элементарный навык обращается за помощью и принимает экономического мышления. помощь; Имеет адекватные представления о слушает и понимает инструкцию к своих возможностях, связанных с будущей учебному заданию в разных видах профессией. Имеет навыки сотрудничества со деятельности и быту; сотрудничает со взрослыми и взрослыми и сверстниками в разных сверстниками в разных социальных социальных ситуациях. ситуациях; Проявляет эмоционально доброжелательно относится, нравственную отзывчивость, способность к сопереживает, конструктивно эмпатии. взаимодействует с людьми; Демонстрирует способность договаривается и изменяет свое приобщения к прекрасному в жизни и в поведение с учетом поведения других природе Обнаруживает сформированность участников спорной ситуации. элементарных знаний, связанных с Регулятивные учебные действия Входить и выходить из учебного живописью и музыкой. Имеет начальные навыки адаптации в помещения со звонком; ориентируется в пространстве класса динамично развивающемся и меняющемся (зала, учебного помещения); мире. пользуется учебной мебелью; адекватно использует ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работает с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывает рабочее место; 22 передвигается по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе; активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников; соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами; принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов. Устанавливает видородовые отношения предметов. Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале. Пользуется знаками, символами, предметами-заместителями. Читает. Пишет. Наблюдает. Работает с информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметов программы и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Предметные результаты Выпускник овладел минимальной Выпускник овладел достаточной системой знаний системой знаний Знает названия художественных Знает названия материалов, инструментов и изобразительного искусства приспособлений; их свойств, назначения, натюрморт, пейзаж и др.); жанров (портрет, 23 правила хранения, обращения и санитарногигиенические требования при работе с ними; знает элементарные правила композиции, цветоведения, передает формы предмета и т.д.; знает некоторые выразительные средства изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет; пользуется материалами для рисования, аппликации, лепки; знает названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; организует рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; следует при выполнении работы инструкциям учителя; осуществляет текущий и заключительный контроль выполняемых практических действий и корректирует ход практической работы; владеет некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисует по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передает в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; применяет приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентируется в пространстве листа, размещает один или несколько предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватно передает цвета изображаемого объекта, определяет насыщенность цвета изображаемого объекта, получает смешанные цвета и некоторые оттенки цвета; знает названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знает основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знает выразительные средства изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.; знает правила цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.; знает виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знает способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); находит необходимые для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; оценивает результаты собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использует разнообразные технологические способы выполнения аппликации; применяет разнообразные способы лепки; рисует с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передает все признаки и свойства изображаемого объекта, рисует по воображению; различает и передает в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу; различает произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. 24 узнает и различает в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. IV. Перечень образовательных ресурсов, онлайн платформ и материальнотехнического обеспечения Учебно-методическое обеспечение 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2. М.Ю. Рау, М.А. Зыкова Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ М.Ю. Рау, М.А. Зыкова - М.: Просвещение, 2021. -112с. Образовательные ресурсы, онлайн платформы Интернет-ресурсы: http://www.uchportal.ru http://festival.1september.ru http://www.proshkolu.ru Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Моя школа/Библиотека https://lib.myschool.edu.ru/market?filters= Материально техническое обеспечение образовательной деятельности 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Таблицы Рисование тележки. Ящик (графика) Шар (графика) Кленовый лист. Пирамидка Перспектива. Орнамент в быту Орнаменты 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Репродукции Лесные дали. И.И. Шишкин Лето в лесу. И.И. Шишкин Заросший пруд. Поленов В.Д. Урал. Васнецов А.М. Заросший пруд. Серов В.А. Проселок. Саврасов А.К. Лунная ночь. Куинджи И.А. Березовая роща. Куинджи И.А. Наглядный материал 1. Деревянный ящик. 2. Куб. 3. Кофейник. 4. Кувшин. 5. Ваза. 6. Платок. 7. Молоток. 8. Неваляшка. 25 9. Орнамент в полосе 10. Орнамент в полосе и круге 11. Кувшин 12. Птица 13. Бабочка 14. Звезда 15. Яблоко и редька. 16. Перспектива в пейзаже 17. Цветовой круг 18. Основные цвета 19. Дорожные знаки 20. Стилизация 21. Узор в круге 22. Кувшин (графика) 23. Кофейник (графика) 24. Бидон (графика) 25. Грибы 26. Гжель 27. Филимоновская свистулька 28. Хохлома 29. Народные промыслы 9. Цветы и плоды. Хруцкий И.Т. 10. Цветы и фрукты. Хруцкий И.Т. 11. Черемуха в стакане. Петров-Водкин К.С. 12. Портрет Ермолаевой М.Н. Серов В.А. 13. Девочка с персиками. Серов В.А. 14. Девушка, освещенная солнцем. Серов В.А. 15. Портрет К.А. Коровина. Серов В.А. 16. Мика Морозов. Серов В.А. 17. Портрет Мухиной. Нестеров М.В. 18. По реке оке. Архипов А.Е. 19. На прополке. Кириллова Л.Н. 20. Династия. Симонов И.И. 21. Московский дворик. Поленов В.Д. 22. Иван-царевич на сером волке. Васнецов В.М. 23. Снегири. Буланкин В.С. 24. Хоккеисты. Дейнека А.А. 25. Новая Москва. Пименов Ю.И. 26. Городской пейзаж. 27. Лед пошел. Герасимов С.В. 28. Конец зимы. Полдень. Юон. К.Ф. 29. Мартовское солнце. Юон. К.Ф. 9. Матрешки. 10. Подносы росписью. 11. Мяч. 12. Пирамидка. 13. Муляжи фруктов 14. Корзинка с 29 V. Приложение Развёрнутое календарно-тематическое планирование 5 класс Планируемые результаты Личностные: − осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению; − сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; − формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные: АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; Достаточный уровень знать названия жанров изобразительного искусства; знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.); 30 знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета; знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования; уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; следовать при выполнении работы инструкциям учителя; владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции; применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентироваться в пространстве листа; размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета. знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знать и применять выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации; применять разные способы лепки; рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все 31 признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению; различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу; различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства; различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Базовые учебные действия: Личностные: -Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. -Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. Коммуникативные: -Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; -сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -доброжелательно относиться, сопереживать; -конструктивно взаимодействовать с людьми. Регулятивные: -Входить и выходить из учебного помещения со звонком; 32 -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения). -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты, и т.д.); -работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место; -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов; -принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств и их осуществления; -осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; -осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные: - Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать и классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; -наблюдать; -работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях); -дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию. № Дата. Тема Количество часов. 33 1 Введение знакомство 1 с предметом 2 Рисование светового 1 круга 3 Беседа художники – пейзажисты и их технике картины. А. 1 личностные Планируемый результат предметные БУД личностные регулятивные познавательные коммуникативные Коррекционная направленность урока 1 четверть, 16 часов Осознание Знать различные Применять Коррекция необходимости художественные полученные знания восприятия и изобразительного произведения и в жизни мышления на искусства в жизни термины основе упражнений человека для мышлении и расширение сравнении художественноэстетического кругозора Приобретение Знать алгоритм Применять Коррекция положительных деления круга на полученные знания восприятия и качеств личности: части. на практике. мышления на аккуратности и основе упражнений усидчивости. мышлении и сравнении Осознание Знать законы Адекватно Коррекция мелкой необходимости перспективы и воспринимать моторики на основе бережного светотени. предложения и упражнений в отношения к оценку товарищей. прорисовывании Учебнометодическое сопровождение Образцы Образец светлотности Репродукции художников 34 Саврасов. И. Шишкин. окружающей среде, природе. 4 Рисование осеннего 1 пейзажа «Осень в лесу» в нетрадиционной технике 5 Беседа по теме 1 «Произведение мастеров народных художественных промыслов» 6 Рисование узора в 1 полосе из повторяющихся элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). Осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде, природе. Приобретение опыта участия в совместном труде, умение сотрудничать. Уважительное отношение к культуре и искусству народов нашей страны. Приобретение мотивации к творческому труду, работе на результат. мелких деталей и элементов. Знать основы Выполнять работу композиции, по алгоритму. поэтапного построения изображения. Коррекция мыслительных процессов на основе упражнений в планировании работы. Знать народные Вступать в контакт Коррекция промыслы, их и работать в восприятия и отличительные коллективе мышления на особенности. основе упражнений на сравнение предметов ДПИ. Пейзаж. И.И. осень». Знать особенности Контролировать построения качество работы. орнамента в полосе. Предметы ДПИ с орнаментом. Шаблоны прямоугольника. Схемы узоров в полосе Коррекция координации и глазомера на основе упражнений в проведении прямых линий параллельных и диагональных Левитан «Золотая Презентация «Народные промыслы» 35 7 Аппликация 1 орнамента в технике «Печворке» 8 Стартовый контроль. Рисование предмета симметричной формы: «Ваза». 9 Работа с бумагой, 1 вырезание симметричных листьев «Цвета осенних листьев» 10 Рисование с натуры 1 овощей. 11 Лепка овощей 1 объёмных форм 1 Приобретение Знать особенности Применять Коррекция мотивации к построения полученные знания координации и творческому труду, орнамента в полосе на практике. глазомера на работе на результат. основе упражнений в проведении прямых линий параллельных и диагональных Приобретение Знать узоры Применять Коррекция положительных городецкой росписи. полученные знания восприятия формы качеств личности: Уметь украшать на практике. на основе аккуратности, городецкой упражнений в трудолюбия. росписью стилизации и разделочную доску. чередовании форм. Приобретение Знать понятие Ориентироваться в Коррекция положительных «симметрия», задании и координации и качеств личности: алгоритм выполнять работу глазомера на аккуратности, выполнения работы. по образцу. основе упражнений трудолюбия. в чередовании форм. Приобретение Знать законы Применять Коррекция уважительного светотени при полученные знания восприятия формы отношения к людям, передачи объема на практике. и цвета на основе занятым в сельском предмета. упражнений в хозяйстве. сравнении. Приобретение Знать законы Применять Коррекция уважительного светотени при полученные знания восприятия формы отношения к людям, на практике. и цвета на основе Предметы ДПИ с орнаментом. Шаблоны прямоугольника. Схемы узоров в полосе Предметы ДПИ с орнаментом. Шаблоны 29*12. Ленточный орнамент. Образцы вырезанных листьев Муляжи овощи и фрукты. Муляжи овощи и фрукты. 36 12 Аппликация из 1 геометрических форм «Арбуз» 13 Рисование с натуры 1 объемного предмета симметричной формы.(ваза) 14 Рисование постановочного натюрморта с драпировкой(техника рисования линиями) 1 15 Рисование на тему: «Первый снег» в нетрадиционной технике. 1 16 Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы (крутой спуск). 1 занятым в сельском хозяйстве. Приобретение уважительного отношения к людям, занятым в сельском хозяйстве. Приобретение положительных качеств личности: аккуратности и усидчивости. передачи предмета. Знать светотени передачи предмета. объема законы Применять при полученные знания объема на практике. Знать алгоритм рисования объемного предмета с применением линий различного направления. Приобретение Знать алгоритм положительных рисования объемных качеств личности: предметов с аккуратности, применением линий трудолюбия. различного направления. Осознание Знать алгоритм необходимости построения бережного композиции в листе, отношения к холодные цвета и окружающей среде, оттенки. природе. Приобретение Знать виды качеств личности, треугольника, этапы обеспечивающих его построения на социальную листе. Планировать, контролировать и оценивать работу. Планировать, контролировать и оценивать работу. Применять полученные знания на практике. Осуществлять самоконтроль деятельности, адекватно в упражнений в сравнении. Коррекция восприятия формы и цвета на основе упражнений в сравнении. Коррекция восприятия формы на основе упражнений в делении целого на составные части. Коррекция восприятия формы на основе упражнений в делении целого на составные части. Коррекция восприятия цвета на основе упражнений в подборе оттенков цветовой гаммы. Коррекция воображения на основе упражнений в трансформации Муляжи овощи и фрукты. Керамическая ваза. Образец натюрморта, образцы видов линий Репродукции Виды треугольников. Дорожные знаки. 37 мобильность, способность принимать самостоятельные решения. 17 Рисование с натуры объемного предмета конической формы. (пирамидка) 18 Лепка из пластилина пирамидки конической формы 19 Беседа на тему: 1 «Произведения мастеров народных художественных промыслов». 20 Гжельская роспись ( 1 роспись разноса) 1 реагировать на предметов внешний контроль треугольной и оценку формы. 2 четверть, 16 часов Приобретение Знать алгоритм Применять Коррекция положительных рисования конуса. полученные знания внимания на основе качеств личности: на практике. упражнений в аккуратности и ориентировке на усидчивости. листе бумаги. Приобретение Знать алгоритм Применять Коррекция положительных последовательности полученные знания внимания на основе качеств личности: конуса. на практике. упражнений в аккуратности и ориентировке при усидчивости. работе с объемным предметом Приобретение Знать виды ДПИ, их Вступать в контакт Коррекция положительных отличительные и работать в мышления на качеств личности, особенности. коллективе. основе упражнений умение в сравнении и сотрудничать, анализе предметов овладение культурой ДПИ. речи. Пирамидка. Этапы построения эллипса. Пирамидка. Этапы расплющивания эллипса. Презентация «ДПИ». Приобретение Знать о народном Вступать в диалог, Коррекция Изображения положительных промысле, работать в парах и восприятия формы, матрешек. Шаблон. качеств личности, отличительных группах. размера изделия на 38 21 Роспись разделочной 1 доски «Городец» 22 Лепка Дымковской 1 игрушки «Лошадка» 23 Роспись Дымковской 1 игрушки «Козлик» 24 Роспись шаблона 1 чашки Хохломской росписью 25 Беседа на тему 1 «Деревянная игрушка. Матрешка». умение сотрудничать. Приобретение положительных качеств личности, умение сотрудничать. Приобретение положительных качеств личности, умение сотрудничать. Приобретение положительных качеств личности, умение сотрудничать. Приобретение положительных качеств личности, умение сотрудничать. Приобретение положительных качеств личности, умение сотрудничать. особенностях узоров. Знать о народном промысле, отличительных особенностях узоров. Знать о народном промысле, отличительных особенностях лепки Знать о народном промысле, отличительных особенностях узоров. Знать о народном промысле, отличительных особенностях узоров. Знать о народном промысле, отличительных особенностях узоров. Вступать в диалог, работать в парах и группах. Вступать в диалог, работать в парах и группах. Вступать в диалог, работать в парах и группах. Вступать в диалог, работать в парах и группах. Вступать в диалог, работать в парах и группах. основе упражнений на сравнение. Коррекция восприятия формы, размера изделия на основе упражнений на сравнение. Коррекция восприятия формы, размера изделия на основе упражнений на сравнение. Коррекция восприятия формы, размера изделия на основе упражнений на сравнение. Коррекция восприятия формы, размера изделия на основе упражнений на сравнение. Коррекция восприятия формы, размера изделия на основе упражнений на сравнение. Изображения матрешек. Шаблон. Изображения матрешек. Шаблон. Изображения матрешек. Шаблон. Изображения матрешек. Шаблон. Изображения матрешек. Шаблон. 39 26 Рисование с натуры 1 цветочного горшка с растением. 27 Рисование узора в 1 квадрате «Платок для мамы» 28 Рисование пейзажа снег» 29 Аппликация. 1 Вырезание симметричных «Морозные рисунки на окнах» зимнего 1 «Первый Осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде, природе. Знать алгоритм рисования объёмного симметричного предмета. Передавать в рисунке характерные особенности натуры. Приобретение Знать особенности положительных построения качеств личности: орнамента в аккуратности, квадрате. трудолюбия; мотивации к творческому труду, работе на результат. Осознание Знать холодные необходимости цветовые оттенки и оберегать природу цвета, особенности родного края. рисования дерева в зимний период. Осознание необходимости бережного отношения Применять Коррекция Комнатный цветок полученные знания восприятия формы в глиняном горшке. на практике. и цвета на основе упражнений в сравнении предметов. Контролировать качество работы. Осуществлять самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку. Знать алгоритм Применять построения полученные знания композиции в листе, на практике. к холодные цвета и оттенки. Коррекция творческого воображения на основе упражнений в составлении узора. Платок с узором. Шаблон 20*20. Схемы композиций узоров. Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в процессе рисования. Репродукции: Грабарь И.Э. «Февральская лазурь», Шишкин И.И. «На севере диком». Коррекция восприятия цвета на основе упражнений в Репродукции: Грабарь И.Э. «Февральская лазурь», Шишкин 40 30 Рисование в технике 1 пластилинография «Елка» 31 Декоративное 1 рисование открытки «С новым годом!». 32 Рисование карнавальных новогодних очков. 33 1 Рисование с натуры 1 объемного прямоугольного предмета (ящик). окружающей среде, природе. Осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде, природе. Приобретение положительных качеств личности: аккуратности, последовательности и настойчивости в работе. Приобретение положительных качеств личности: самостоятельности, целеустремлённости Знать алгоритм Применять построения полученные знания композиции в листе. на практике. Знать традиции Осознавать празднования нового возможности года, приемы творчестве. рисования гуашью. свои в Знать алгоритм Применять создания образа, полученные знания средства на практике. художественной выразительности. 3 четверть, 20 часов Приобретение Знать законы Планировать положительных линейной последовательность качеств личности: перспективы при действий. самостоятельности и изображении целеустремлённости прямоугольного предмета, повернутого углом. подборе оттенков цветовой гаммы. Коррекция восприятия цвета на основе упражнений в подборе оттенков цветовой гаммы. Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в прорисовывании деталей и выполнении надписи. Коррекция творческого воображения на основе упражнений в создании образа. И.И. «На диком». Образец севере Новогодние открытки. Елочные игрушки, мишура. Этапы рисования деда Мороза. Карнавальные маски. Шаблоны масок. Коррекция Деревянный ящик. мышления и восприятия на основе упражнений в изображении предмета в перспективе. 41 34 Рисование с натуры 1 игрушки (грузовик). 35 Лепка грузовика 36 Портрет – жанр 1 изобразительного искусства. Рисование портрета. 37 Рисование человека 1 фигуры 1 Передача фактуры предмета. Приобретение Знать законы положительных линейной качеств личности: перспективы при самостоятельности и изображении целеустремлённости прямоугольного предмета, повернутого углом. Передача фактуры предмета. Приобретение Знать алгоритм положительных построения качеств личности: объемной игрушки. аккуратности и усидчивости. Приобретение положительных качеств личности: самостоятельности, целеустремлённости Приобретение положительных качеств личности: аккуратности и усидчивости. Знать художественный жанр – портрет Планировать Коррекция Грузовик последовательность мышления и действий. восприятия на основе упражнений в изображении предмета в перспективе. Анализировать Коррекция Грузовик итоги деятельности, мелкой моторики делать выводы. на основе упражнений в выполнении лепки Планировать Коррекция мелкой последовательность моторики на основе действий. упражнений в процессе рисования. Знать алгоритм Планировать Коррекция построения фигуры последовательность мелкой моторики человека действий. на основе упражнений в выполнении лепки 42 38 Рисование на тему: 1 «Зимние развлечения». 39 Беседа «Скульптура и 1 барельеф» Лепка снеговика 40 Лепка фигуры 1 животного по выбору. 41 Лепка человека 42 Знакомство с 1 картинами художников «Наша армия сильна» фигуры 1 Осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде, природе. Приобретение положительных качеств личности: аккуратности и усидчивости. Знать алгоритм Применять Коррекция построения полученные знания восприятия цвета композиции в листе, на практике. на основе холодные цвета и упражнений в оттенки. подборе оттенков цветовой гаммы. Знать алгоритм Применять Коррекция мелкой построения полученные знания моторики на основе скульптуры, на практике. упражнений в барельефа выполнении лепки Осознание необходимости бережного отношения к живой природе. Приобретение положительных качеств личности: аккуратности и усидчивости. Знать алгоритм Применять Коррекция мелкой Образцы построения полученные знания моторики на основе скульптуры, на практике. упражнений в барельефа выполнении лепки Знать пропорции Ставить перед фигуры человека. собой цель и принимать решение. Репродукции зимними забавами детей Образцы Коррекция Изображение зрительной памяти фигуры человека. на основе упражнений на запоминание и воспроизведение. Приобретение композиция Слушать Коррекция положительных картины, собеседника, восприятия на качеств личности, художественный вступать в диалог и основе упражнений чувство замысел, средства поддерживать его. в анализе картин по патриотизма. художественной плану. выразительности. 43 43 Рисование открытки к 1 23 февраля 44 Аппликация военной 1 техники 45 Рисование букета 1 цветов в нетрадиционной технике 46 Декоративное рисование открытки МАРТА». 47 1 «8 Иллюстрирование 1 басни Крылова «Ворона и лисица». Приобретение положительных качеств личности: аккуратности, трудолюбия. Чувство патриотизма. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия. Осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде, природе. Приобретение положительных качеств личности: аккуратности, трудолюбия. Приобретение положительных качеств личности: самостоятельности, целеустремлённости Композиция открытки. Насыщенность цвета, цветовые сочетания, контраст. Знать виды войск РФ. Планировать Коррекция мелкой Плакат. последовательность моторики на основе Поздравительные действий. упражнений в открытки. выполнении надписи. Ставить перед Коррекция Военная техника собой цель и зрительной памяти принимать на основе решение. упражнений на запоминание и воспроизведение. Цветы-первоцветы. Использовать Коррекция Этапы рисования Передача формы и принятые ритуалы восприятия на одуванчики объёма социального основе упражнений художественными взаимодействия с в анализе форм приемами. одноклассниками и предметов. учителем. Композиция Планировать Коррекция мелкой Плакат. открытки. последовательность моторики на основе Поздравительные Насыщенность действий. упражнений в открытки. цвета, цветовые выполнении сочетания, контраст. надписи. Иллюстрация, Планировать Коррекция мелкой Шаблоны лисы. иллюстратор. последовательность моторики на основе Иллюстрации к Художественный действий. упражнений в басне. замысел и процессе композиция рисования. иллюстрации. 44 48 Лепка персонажей к 1 сказке «Маша и медведь» 49 Иллюстрирование 1 сказки А.С.Пушкина «Золотая рыбка» 50 Составление орнамента использованием клетки 1 с 51 Рисование на тему: 1 «Весна красна!» 52 Рисование плаката об охране природы «Защитим нашу 1 землю» Приобретение положительных качеств личности: самостоятельности, целеустремлённости Приобретение положительных качеств личности: самостоятельности, целеустремлённости Знать особенности Планировать художественного последовательность замысла и действий. композиция Знать понятия иллюстрация, иллюстратор. Художественный замысел и композиция иллюстрации. Осознание Знать особенности необходимости построения бережного орнамента в круге. отношения к Виды орнаментов. окружающей среде, природе. Приобретение Знать законы положительных перспективы и качеств личности: светотени. самостоятельности, целеустремлённости Передача формы и Использовать объёма принятые ритуалы художественными социального приемами. взаимодействия с одноклассниками и учителем. Коррекция мелкой моторики на основе упражнений в процессе лепки Планировать Коррекция мелкой последовательность моторики на основе действий. упражнений в процессе рисования. образцы Иллюстрации Применять знания в Коррекция Образец изменённых видах воображения на орнаментов, заданий. основе упражнений шаблоны в создании композиции. Уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи. Коррекция восприятия на основе упражнений в анализе форм предметов. Коррекция мелкой Работы на тему моторики на основе «Весна» упражнений в прорисовывании мелких деталей. Коррекция мелкой Образцы плакатов моторики на основе упражнений в выполнении плаката 45 53 Рисование на 1 заданную тему «Кем быть?» по выбору 54 Рисование заданную «Космос». 55 1 Промежуточная контрольная работа. «Весенний пейзаж» в технике мятая бумага 56 Рисование 1 симметричных форм: насекомые –жук. 57 Симметричное построение бабочки. на 1 тему 1 4 четверть, 16 часов Приобретение Анализировать Применять Коррекция положительных какие рабочие полученные знания мышления на качеств личности: профессии и на практике. основе упражнений уважительное атрибуты в классификации отношение к труду, профессий. профессий. самостоятельности, целеустремлённости Осознание вклада Контрастные Адекватно Коррекция отечественных цветовые сочетания. воспринимать творческого учёных в развитие Приемы предложения и воображения на мировой науки. нестандартного оценку товарищей. основе упражнений Чувство рисования. Значение в создании патриотизма. космоса. композиции. Осознание Знать законы Адекватно Коррекция мелкой необходимости перспективы и воспринимать моторики на основе бережного светотени. предложения и упражнений в отношения к оценку товарищей. прорисовывании окружающей среде, мелких деталей и природе. элементов. Осознание Симметрия. Осознанно Коррекция необходимости Значение бабочек в действовать на внимания на основе оберегать природу природе. Этапы основе разных упражнений в родного края. рисование жука видов инструкций рисовании для решения симметричных практических и элементов. учебных задач. Осознание Симметрия. Осознанно Коррекция необходимости Значение бабочек в действовать на внимания на основе Образцы работ на тему. Рисунки на тему «Космос». Портрет Ю.А. Гагарина. Саврасов «Грачи прилетели», рисунки птиц. Рисунки жуков, схемы построения Рисунки бабочек 46 58 Выполнение стрекозы 1 в технике пластилинография 59 Самостоятельное 1 составление узора из растительных элементов в геометрической форме 60 Рисование с натуры 1 объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). 61 Рисование на тему: 1 «Мы за мир!». оберегать природу природе. Этапы основе разных родного края. рисование бабочки. видов инструкций для решения практических и учебных задач. Осознание Симметрия. Осознанно необходимости Значение бабочек в действовать на оберегать природу природе. Этапы основе разных родного края. рисование видов инструкций стрекозы для решения практических и учебных задач. Приобретение Знать особенности Контролировать мотивации к построения узорав качество работы. творческому труду, круге. работе на результат. упражнений рисовании симметричных элементов. в Коррекция Рисунки стрекоз. внимания на основе упражнений в рисовании симметричных элементов. Коррекция координации и глазомера на основе упражнений в проведении прямых линий и дуг. Приобретение Знать законы Анализировать Коррекция положительных линейной итоги деятельности, восприятия на качеств личности: перспективы при делать выводы. основе упражнений аккуратности и изображении в изображении усидчивости. предмета предмета в прямоугольной перспективе. формы. Приобретение Композиция Планировать Коррекция мелкой положительных открытки. последовательность моторики на основе качеств личности: действий. упражнений в Предметы ДПИ с орнаментом. Шаблоны круга. Схемы узоров в круге. Скворечник образе Плакат. Поздравительные открытки. 47 аккуратности, трудолюбия. 62 Беседа на тему: 1 «Великая Отечественная война – в картинах художников». 63 Декоративное 1 рисование открытки «День Победы!». 64 Рисование на тему: 1 «Портрет моего дедушки». 65 Аппликация с 1 элементами рисования: «Дома в городе». 66 Рисование весеннего 1 пейзажа «Яблоня в цвету». Насыщенность цвета, цветовые сочетания, контраст. Освоение норм Знать алгоритм Вступать в диалог, общения и описания картины, работать в парах и коммуникативного художественные группах. взаимодействия. приемы. выполнении надписи. Коррекция восприятия произведения живописи на основе анализа его по плану. Приобретение Композиция Планировать Коррекция мелкой положительных открытки. последовательность моторики на основе качеств личности: Насыщенность действий. упражнений в аккуратности, цвета, цветовые выполнении трудолюбия. сочетания, контраст. надписи. Приобретение Композиция Слушать Коррекция положительных картины, собеседника, восприятия на качеств личности, художественный вступать в диалог и основе упражнений чувство замысел, средства поддерживать его. в анализе картин по патриотизма. художественной плану. выразительности. Приобретение Знать законы Уметь Коррекция мелкой положительных перспективы и организовывать моторики на основе качеств личности: светотени. свою деятельность, упражнений в самостоятельности, определять ее цели прорисовывании целеустремлённости и задачи. мелких деталей. Осознание Знать законы Адекватно Коррекция мелкой необходимости перспективы и воспринимать моторики на основе бережного светотени. предложения и упражнений в отношения к оценку товарищей. прорисовывании Репродукции Плакат. Поздравительные открытки. Репродукции с картин художников о ВО войне. Образец Саврасов «Грачи прилетели», рисунки птиц. 48 67 Рисование с натуры 1 весенних цветов несложной формы. 68 Пластилинография 1 «Птицы наши друзья» окружающей среде, природе. Осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде, природе. Осознание необходимости оберегать природу родного края. мелких деталей и элементов. Цветы-первоцветы. Использовать Коррекция Букет первоцветов. Передача формы и принятые ритуалы восприятия на Этапы рисования объёма социального основе упражнений тюльпана. художественными взаимодействия с в анализе форм приемами. одноклассниками и предметов. учителем. Симметрия. Осознанно Коррекция Рисунки птиц Значение бабочек в действовать на внимания на основе природе. Этапы основе разных упражнений в рисование птиц видов инструкций рисовании для решения симметричных практических и элементов. учебных задач. Итого : 68 часов 29 Контрольно - измерительные материалы 5 класс. Стартовый контроль Рисование предмета симметричной формы: «Ваза». 1. Займемся начальной разметкой. Начнем свою работу с изображения основных линий, поэтому делаем разметку своего рисунка. Другими словами, вам следует сделать горизонтальные линии. Ими мы обозначим две границы, сначала верхнюю, а затем и нижнюю. Выполняя задание, определите более широкую часть границы. Теперь возьмемся за изображение горловины и нарисуем линии, символизирующие отверстие. Эти линии мы делаем от опоры нижней линии. Постарайтесь изобразить линии симметрично относительно той линии, которая делит вазу пополам. 2. Рисуем ограничительные линии. Пришло время заняться высотой нашей вазы, поэтому возьмем в руки линейку. Давайте проведем такие же линии, которые изображены у меня на рисунке. Советую не прижимать карандаш сильно, ведь нам придется стирать эти линии. У вас должен получиться правильный контур вазочки. 3. Подготовительные очертания вазы. 30 На предыдущем этапе мы начертили контуры вазы, а сейчас вам предстоит набросить ее приблизительную форму. Наверное, вы будете этот контур немножко подправлять, так что рисуйте его легко, не давите карандашом на бумагу. Затем рисуем основание нашей вазочки. 1. Уточняем контуры всего рисунка. Далее мы перейдем к заключительному этапу. 5. Придаем вазе немного объема 29